Дети в гараже. Как родители-айтишники делятся знаниями в EPAM Garage eKids (видео)

5 февраля 2018, 08:35

dev.by узнал, для чего родители-инженеры из EPAM стали родителями-педагогами и что они об этом думают.

Читать далее…

— А что значит «m бесит Дашу»? — читаю надпись на доске.

— Это просто пример того, как всё в мире можно поделить на две части: то, что бесит Дашу — и то, что не бесит Дашу, — Дмитрий Орехов, координатор проекта EPAM Garage eKids, с ходу включается в объяснение материала, который он только что изложил детям.

В аудитории EPAM закончился урок логики. Дмитрий знакомил детей с теорией множеств. Пока ребята на перемене, он вводит корреспондента dev.by в курс дела.

— Всегда, когда мы говорим про логику, мы работаем с какими-то классами объектов, которые выбираем для наших целей, — говорит Дмитрий. Суть в том, что любое логическое высказывание говорит о том, принадлежит объект к определённому классу либо нет. И для целей обучения совершенно неважно, что за объекты мы выбираем: это могут быть зелёные коты либо те люди, которые Дашу бесят или нет.

Чтобы стало уж совсем понятно, Дмитрий рисует квадрат, делит его на четыре равные клетки и задаёт обозначения сторонам ячеек.

— Допустим, x — это девочки, x’ — не девочки, y — любят шоколад, у’ — не любят шоколад. Когда мы кладём красную фишку на пересечение x и y, мы говорим, что существуют девочки, которые любят шоколад. Когда кладём синюю фишку (она обозначает отрицание) на x’ — y, мы утверждаем, что не существует не девочек, которые любят шоколад. Отсюда вывод: все, кто любит шоколад, это обязательно девочки.

Это, пожалуй, самое простое из потока премудростей, который обрушился на dev.by в субботний день, проведённый в «детском гараже» EPAM.

Чтобы дети понимали по-настоящему

Создатели «детского гаража» уже с трудом вспоминают, как именно всё началось: с чего вдруг они решили в выходной день ехать на работу учить детей.

Дмитрий Орехов реконструирует историю: сначала собирались дома с друзьями и своими детьми, потом собрания переместились под крышу EPAM, где к тому времени открылся «взрослый» Garage и стартовала программа eKids. Когда бросили клич среди сотрудников компании, оказалось, что желающих стать волонтёрами — предостаточно. Теперь в перерывах между работой сотрудники EPAM обсуждают, что и как в ближайшую субботу они будут объяснять своим детям.

Главным движущим мотивом для создания проекта стало желание родителей передать детям те знания, которые не всегда возможно получить в школе.

— В белорусской школе точные науки заточены на то, чтобы применять их в производстве — машиностроении, строительстве и т. д., — делится своим видением Дмитрий. — Поэтому в математике делается упор на алгебру, анализ, дифференциальные и интегральные исчисления. Но почти ничего не даётся для понимания основ математики — теории множеств, арифметики, высших чисел — того, на чем базируется Сomputer Science и с чем мы сталкиваемся в реальной жизни. Мы решили дать детям ту часть математики, которая остаётся за бортом школьной программы. Ведь далеко не все в будущем будут заниматься строительством. А вот логика, умение анализировать, правильно делать выводы, видеть соотношение между объектами пригодится им в любом случае.

В физике пробуем «плясать» от того, что такое энергия и как она может преобразовываться. В школе это если и объясняют, то мимоходом. Основное внимание уделяется формулам и другим деталям. А наша цель — сделать так, чтобы они понимали математику, физику, робототехнику по-настоящему.

«Скажите честно: готовите смену программистов»? На провокационный вопрос волонтеры категорически отвечают «нет».

— Программист — это слишком узко, — считает Алексей Голик, руководитель курса робототехники. — Скорее, хотим подготовить инженеров, которые смогут самостоятельно разобраться в задаче из любой области. Вся прелесть этих занятий — во взаимном проникновении дисциплин. На программировании дети изучают, допустим, кодировку, на физике — электричество, и та же кодировка встречается им в азбуке Морзе. Потом с кодировкой они сталкиваются в робототехнике. Ребята видят, что одни и те же знания можно приложить к разным сферам.

Волонтёр, физик Игорь Скурту смотрит на задачи «детского гаража» ещё шире. Для него самая большая ценность в образовании — формирование целостной картины мира. Поэтому главное в преподавании любой теории он видит в том, чтобы показать связь с реальным миром.

— Взять учебник по математике: когда ребята видят интегралы и трёхэтажные греческие завитушки, для них это конец света, — рассуждает Игорь. — Но если объяснить суть функции распределения вероятностей (не формулы, а то, что за ними стоит), показать её связь с реальным миром, то приходит понимание.

Об эффективности своего подхода волонтёры судят по детским вопросам. Задают глубокие вопросы — значит, есть прогресс. Хотя есть и более зримые результаты. Например, победы в хакатонах или успех в национальном отборе World Robot Olimpiad. Пройдя всего лишь пилотный курс робототехники, две команды ребят из «детского гаража» смогли выполнить все задания и заняли 5-ю и 6-ю строки в турнирной таблице.  

В новом году результаты могут быть выше, так как январе в «детском гараже» стартовал постоянный курс робототехники.

Расшифровка цельной картины мира

То, как волонтёры плетут картину мира из различных дисциплин, dev.by наблюдает на занятии под условным названием «азбука Морзе». На январском хакатоне ребята плохо справились с заданием передать шифровку, и теперь делают работу над ошибками.

Передающие члены команды сосредоточенно орудуют телеграфным ключом. Из фойе, где расположились принимающие, доносится мерное пиканье: тире-точка-тире. Взрослые курсируют между группками ребят.

В азбуке символы намеренно перепутаны, чтобы нельзя было нагуглить и выучить её заранее. Задача передающих — правильно передать шифровку, бессмысленный набор букв, задача принимающих — правильно принять и декодировать «абырвалг» в понятную фразу.

В теории — всё просто. На практике же ребятам оказалось сложно координировать свои действия, объясняют волонтёры Павел Демидюк и Сергей Семикаленов. Самое трудное для них — договориться, какой символ как передавать. Тем временем в фойе активно идёт расшифровка.

— Измерять мухами?

— Нет, не мухами. Подумай, какая буква в этом слове — неправильная.

— Муками?

После того, как все послания расшифрованы, Сергей Семикаленов пытается вывести ребят на обобщение.

— Чем ещё, кроме электричества, можно передавать азбуку Морзе?

— Светом, звуком, радиоволной, — доносятся крики. — Можно просто в напечатанном виде: точка-тире.

— Вполне. Или, например, пришла девочка — это тире. Пришёл мальчик — это точка. Подымаю правую руку — точка, левую — тире. А что ещё, кроме текстовых сообщений, можно передавать азбукой Морзе?

— Да фактически всё. Например, изображение, если разбить его на пиксели, или двоичный код.

— Да, допустим, точка — это нолик, а тире — единица. Или можно передать чёрно-белую картинку.

— Почему только чёрно-белую?

— Потому что точка — это есть цвет, а тире — нет цвета. Итак, с помощью света и азбуки Морзе мы можем передать чёрно-белую картинку. С помощью звука и двоичного кода — слово. С помощью электричества и азбуки Морзе — двоичный код.

Шаг за шагом, через дополнительные вопросы, ребята выходят на понятие «уровни связи». Попутно они слышат упоминание про код Шиллинга, семафорный телеграф и историю графа Монте-Кристо, который обанкротил барона Данглара, подкупив телеграфиста.

Можно ли перенести город в рюкзаке?

Занятие по программированию связано с логикой и теорией множеств. Через классы теории множеств ребят выводят на понятие наследования и полиморфизма в объектно-ориентированном программировании. А на занятиях по ТРИЗ им требуется собрать воедино знания по всем дисциплинам и щедро разбавить их воображением. Только так можно найти нестандартный выход из сложной ситуации.

Детям проще генерировать креативные решения, чем взрослым, убеждён ТРИЗ-тренер Андрей Курьян. Детский ум ещё не сильно скован шаблонами. Поэтому задачу, как продлить срок службы маркера, не утяжеляя его корпус, они смело решают при помощи бака с чернилами: вешаем бак у доски, соединяем маркер с баком трубочкой и пишем сколько угодно. Шины ребята предлагают усовершенствовать с помощью шипов, которые в зависимости от погоды прячутся или появляются, как когти у кошки.

Одно из основных упражнений для тренировки творческого мышления в ТРИЗ называется «размер-время-стоимость».

— Берём объект, например, рюкзак, и начинаем его прокачивать по оператору «размер-время-стоимость», — объясняет Андрей. — Можем ли мы сделать рюкзак таким большим, чтобы в нём можно было перенести город? Ок, тогда давайте подумаем, а кто этот рюкзак сможет унести? Или рюкзак для перемещения молекул: как его изготовить и кто его будет носить. Допустим, большие молекулы будут складывать маленькие молекулы в рюкзак.

На ТРИЗ, как и на других предметах, ребята занимаются в разновозрастных командах, но это не мешает рабочему процессу. Когда перед командой ставится чёткая задача, причём с заранее неизвестным правильным решением, на то, чтобы выстраивать социально-возрастную иерархию, просто нет времени, отмечает Андрей.

«Сам бы заплатил, чтобы здесь поработать»

То, что в «детском гараже» никто не тушуется и не стесняется, заметно сразу. Дети ведут себя как дети, а для взрослых всё происходящее, похоже, — увлекательная игра. Дяди и тёти, по будням занятые инженерной рутиной, на выходных превращаются в преподавателей. И видно, что эта метаморфоза доставляет им удовольствие.

— Это такая работа, за которую я бы сам отдал деньги, чтобы поработать, — говорит о своём волонтёрстве Игорь Скурту.

— Что побуждает? — переспрашивает волонтёр Денис Шелягин. — Их интерес. Вопросы, которые дети задают, ставят нас в тупик. Сложные вещи им надо объяснить простыми словами. В результате мы и сами растём.

— Для меня это форма досуга, — делится эмоциями тренер Ольга Кабешева. — Мне нравится, когда инженеры человеческим языком рассказывают сложные концепции. Интересно наблюдать за аудиторией. Бывает, что-то рассказываешь и видишь — муть в глазах. Тогда пытаешься объяснить это на другом примере. О, у одного глаза загорелись — отлично! Цепляешься за это, видишь — ещё одна лампочка загорелась. Вот этот момент — когда он понял — это драйв, это настроение.

Впрочем, есть мнение, что не только положительные эмоции являются бонусом для волонтёров. «Детский гараж» является своеобразным инкубатором, в котором сотрудники компании могут тренировать навыки руководителя — то, для чего в повседневной жизни не всегда есть условия.

Искренний рассказ инженера

Отсутствие педагогического опыта у волонтёров и большой опыт инженерной работы — то, что делает EPAM Garage eKids уникальным. В этом убеждена Евгения Гущина — школьный учитель информатики, которая вошла в проект как волонтёр-методист. Её задача — наблюдать за происходящим на занятиях по программированию и вести методическую летопись уроков.

— Это высочайшего ума люди, которые ведут уроки как искусство, — говорит Евгения. — Иногда они генерируют гениальные вещи, сами не понимая того, как это круто. В чистом виде это повторить невозможно. Но когда я сижу рядом и записываю, то потом могу воспроизвести материал на том языке, который можно тиражировать.

По словам Евгении, школьным учителям часто не хватает понимания того, что они упускают в преподавании. Инженеры-практики могут рассказать педагогам, с какими пробелами приходят на работу молодые специалисты. Поэтому когда практик становится у доски и начинает объяснять то, что считает важным, это очень ценно.

— Это такой угол зрения на преподавание, который человек с педагогическим образованием, скорее всего, не получит никогда, потому что он не работал на производстве, не знает деталей, не чувствует тенденций, — продолжает Евгения. — Да, поначалу манера преподавания может шокировать. Человек что-то долго объясняет, Остапа понесло, и учителю это может показаться непрофессиональным. Но зато дети получили искренний рассказ инженера инженерным языком. И даже если они чего-то не поняли в этом спиче, они пропитались им, как губка.

Методическое пособие по программированию, которое пишет Евгения на основе занятий в Garage eKids, координатор проекта Дарья Ефременкова переводит на английский язык. Идея в том, чтобы зафиксировать свежий взгляд на образование от инженеров и распространить его среди педагогов, как Беларуси, так и других стран.

Пока методическая работа ведётся только по программированию. Но если опыт окажется успешным, его распространят и на другие занятия.

Несмотря на то, что EPAM Garage eKids существует уже около двух лет, его создатели чувствуют себя чуть ли не в начале пути.

— Перед нами стоит задача нарабатывать учебные материалы, — говорит Дмитрий Орехов. — Пока работа идёт так: мы намечаем область и её место в общей картине, продумываем стратегию объяснения, а затем начинаем работать с детьми. Цель — создать учебную программу, в которой разрозненные предметы объединялись бы в одно целое.

Готовые учебные материалы нужны, чтобы вовлекать в программу новых тренеров, а новые волонтёры — чтобы пригласить как можно больше заинтересованных ребят. Поэтому на вопрос о планах развития волонтёры отвечают: keep moving.

Текст: Полина Легина

Фото: Андрей Давыдчик

Видео: Артём Бордовский

подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение