Дистанционка за 1,5 млн провалилась. Преподаватель объясняет почему

С понедельника дети вернулись в школы — по подсчётам минобразования, от 30 до 40% учеников. На последней неделе каникул учителя раздавали детям задания в Viber, осваивали Zoom и другие сервисы, заводили классы на образовательных платформах, раздавали ключи — учились учить онлайн. Но оказались не готовы к дистанционке. «А должны были», — говорит преподаватель Сергей Ольшевский. И утверждает, что систему дистанционного образования должны были разработать и внедрить ещё в 2016 году — на это выделяли миллионы долларов. Куда они ушли — неизвестно.

Оставить комментарий
Дистанционка за 1,5 млн провалилась. Преподаватель объясняет почему

С понедельника дети вернулись в школы — по подсчётам минобразования, от 30 до 40% учеников. На последней неделе каникул учителя раздавали детям задания в Viber, осваивали Zoom и другие сервисы, заводили классы на образовательных платформах, раздавали ключи — учились учить онлайн. Но оказались не готовы к дистанционке. «А должны были», — говорит преподаватель Сергей Ольшевский. И утверждает, что систему дистанционного образования должны были разработать и внедрить ещё в 2016 году — на это выделяли миллионы долларов. Куда они ушли — неизвестно.

Сергей Ольшевский

Преподаватель, автор проекта «Народный учебник», разработчик системы дистанционного обучения в Гродненском государственном университете им. Янки Купалы и Национального образовательного портала. Экс-сотрудник министерства образования.

С 2019 года судится с министерством из-за того, что учреждение не рассмотрело по существу обращение граждан по поводу переполненных классов в минских школах.

dev.by побеседовал с Сергеем, чтобы разобраться, какие есть ресурсы и площадки в стране, чтобы дети могли учиться дистанционно. Что должны были разработать и внедрить по планам министерства образования. И куда делись деньги.

Национальный белорусский Zoom, который не случился

В интервью Euroradio вы отметили, что на развитие школьного образования вообще с 2007 по 2016 годы выделили более 100 миллионов долларов, в том числе — на дистанционное. На что пошли эти деньги?

Было много позиций: на новые учебники, на современные методики. Но по факту: программы каждый год режут и меняют, учебники — дерьмо. Но самое интересное, что деньги выделялись и на разработку ПО, чтобы внедрить в школах дистанционное обучение, которое сейчас, как мы слышим от министерства образования, «не предусмотрено».

Я уже писал, что с 2011 по 2015 годы было выделено более 15 млрд. неденоминированных рублей (около 1,5 млн новыми) на «электронное обучение и развитие человеческого капитала». За эти деньги должны были, среди прочего, создать/разработать:

  • национальную систему электронных образовательных ресурсов (учебники, тесты, уроки, видео-курсы, упражнения и проч.);
  • интернет-сервисы для взаимодействия школ, органов управления и учеников;
  • «виртуальное образовательное пространство» для видео обучения (типа Zoom).

Более 12 млрд неденоминированных рублей должны были потратить на то, чтобы:

  • разработать до 2018 года «Мультимедийную библиотеку школьника»;
  • внедрить мультимедийные технологий в образовательный процесс;
  • внедрить в систему образования электронные ресурсы, которые разработали с 2012–2014 год и функционируют на базе LMS Moodle.

LSM — Learning Management System — система управления обучением, программное приложение для администрирования учебных дистанционных курсов, вроде конструктора.

Были и другие программы. А теперь министерство почему-то заново изобретает велосипед и костыли — ну, ребята, у меня очень много неудобных вопросов.

Это каких?

Давайте по списку: ПО для дистанционного обучения должны были разработать к 2016 году. За следующие четыре года что мы внедрили? Ничего! Зачем разрабатывали? Куда пошли средства? Дальше: деньги выделяли, чтобы создать белорусский аналог Zoom — где он? Нету. 

В рамках госпрограммы «Белтелеком» тащил ко всем школам оптоволокно и в 2014 году отчитался: всё сделано. Но учителя говорят, что в их классах интернета нет. Это что, мы оптику у школы закопали, а по кабинетам не разбросали?

Сергей составил электронное обращение в Комитет госконтроля, а также в МВД, в котором изложил требование разобраться, на что были потрачены деньги, и все ли пункты программы были выполнены.

Так во всём: писались отчёты, исполнители рапортовали. 13 апреля пресс-секретарь минобразования сообщает, что они «дорабатывают национальную платформу». Ещё дорабатывают! — так ведь по их бумагам всё уже давно разработано и внедрено.

Во время каникул мы проводили опрос, какой процент школ готов предложить дистанционное обучение — 90% родителей со всех областей ответили, что им не предлагали «дистанционку». Будем объективными: ничего не наладится. Пора завершать учебный год.

А учителя-практики, которые сами осваивают Moodle и Discord, ещё и помогают министерству составлять рекомендации. Хотя я бы посоветовал: не нужно — не латайте дыры, дайте Титанику утонуть.

Частное рекомендуют, о своём — не слышно

Как бы вы оценили то, что всё-таки сделано? Какие платформы есть? 

  • Образовательный портал https://adu.by, создавался в том числе при моём участии. С боем добились возможности выложить туда PDF-учебники;
  • http://e-vedy.adu.by/ — там на Moodle криво-коряво запилены учебные материалы;
  • Мультимедийная библиотека школьника mbook.by, на которую потратили 7 млрд старыми (около 700 тыс. новыми). Но библиотекой никто не пользуется — платить за то, чтобы открыть электронную версию учебника, пусть и с озвучкой, так себе удовольствие. А сейчас ещё и издательство «Аверсев» предоставило удобный способ просмотра электронных версий. И бесплатно.

Плюс есть сайты учителей-энтузиастов, которые сами делают материалы и выкладывают их в сеть, но это не системное решение для всей страны. Системы нет.

Вот что примечательно: в министерстве образования составили рекомендации — памятку для школ, какие интернет-ресурсы стоит использовать для дистанционного обучения. Почти все — частные. Среди них Zoom, Facebook, Google Docs, EDPuzzle, Wizer.

Сервисы, которые в том числе рекомендует использовать Минобр для обучения. 

«Лебедь, рак и щука»

Объясните, что не так с госплатформами? Почему на них нельзя вести обучение?

Назовите хоть одну, на которой я как учитель смог бы зарегистрировать класс и вести уроки. Нет таких. Недавно Минский городской институт образования предложил собственную разработку на Moodle — так система не выдержала нагрузки: все стали регистрироваться и сайт лёг.

Поставить LMSку — 3 часа работы. А вот довести её до ума, чтобы каждая школа «заводилась» автоматически, чтобы ученики получали доступ ко всем дисциплинам на весь период обучения, как мы сделали это в ГГУ им. Янки Купалы, и чтобы автоматом из библиотеки добавлялись все пособия и учебники — на это нужно гораздо больше времени. Как раз такой национальной системы у нас и нет.

А кто разработчик госплатформ?

e-vedy.adu.by разрабатывал Национальный институт образования, образовательный портал edu.by делал Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ. vuchan.by разрабатывал Минский городской институт развития образования. Дальше — куча частников.

Кто сейчас ответственен за переход школ на дистанционное образование, кто курирует? 

(Смеётся). А вот это интересно. Смотрите: 

  • информатизацию системы образования курирует Главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ), 
  • само содержание и методическое наполнение — Национальный институт образования (НИО), 
  • процесс повышения квалификации учителей — Академия последипломного образования (АПО).

Три структуры, которые между собой не дружат. Они как лебедь, рак и щука.

Вот пример: АПО проводила сертификацию учителей. К 2016 году более 60% преподавателей должны были иметь сертификаты пользователей ИКТ (владеть компьютерными технологиями обучения, — dev.by). То есть теоретически переход на дистанционное обучение вообще не должен был вызвать у учителей никаких проблем. Но структуры так и не смогли сесть и всё толково сделать. И сейчас большинство учителей не готовы.

На сайте school.adu.by на вкладке «дистанционное обучение» — ничего.

«За неделю-две система не появится»

Читатели пишут, что в школах, где учатся их дети, регистрируются на yaklass.by и на uchi.ru, используют Знай·бай и schools.by . Как происходит выбор платформы: на совете школы или выше?

Тут «кто в лес, кто — по дрова». Где-то учителя ждут, пока систему предложат, где-то сами директора говорят: «Будет так!». Где-то энтузиасты убеждают руководство. Знаю с десяток школ, в которых многие учителя готовы вести обучение в Viber, и педагогов, которые со своими учениками во «Вконтакте» перебрасываются сообщениями. Но я также знаю, что в некоторых школах в период каникул учителей никто не заставлял делать курсы, вместо этого они работали руками на территории школы.

Я видел курсы по дистанционному образованию от Тамары Мацкевич, от ассоциации «Образование для будущего». Может, министерство ведёт в Zoom вебинары для учителей? Нет, они дали методические рекомендации. Этого не достаточно.

Вы говорите, 90% учителей готовы использовать Viber. Так обучение может свестись к тому, что учитель будет присылать программу на неделю, а школьники будут просто заниматься самостоятельно.

Так и будет. Давайте смотреть на вещи как взрослые: прикиньте, сколько сейчас происходит лишних телодвижений, которые так и не приведут к выработке системы.

А не проще ли завершить учебный год и отменить выпускные экзамены? Выпускники, которые хотят поступить, будут самостоятельно готовиться. 60% из них — занимается с репетиторами (репетиторы быстро перешли в онлайн). Зачем эта нелепая нагрузка на школу? Ну нет системы — за неделю-две она не появится.

Ни одно решение не рассчитано сейчас на миллион пользователей-учеников, 100 тысяч учителей и 2 миллиона родителей. Будем реалистами, только на нагрузочное тестирование нужно будет потратить больше двух недель.

Выход: конкуренция и рынок

«Коммерсант» пишет, что в России тоже «нет хороших онлайн-площадок для проведения занятий», «Skype не выдерживает больших групп, а Zoom выключается через 40 минут», «электронные дневники зависают». Выходит, это общая проблема?

Посмотрите, как обстоят дела у российских онлайн-школ (именно школ). А у них всё нормально — ничего не падает, не виснет, потому что каждая поставила у себя свою маленькую систему и развиваются. Россия другая: у них в каждом федеральном округе куча частных платформ.

У нас частники тоже развиваются. Так давайте просто скажем: министерство — распускаем, учебники — перестаём писать.

Есть программа, которую ребёнок должен знать, а как её донести — решает школа. И тогда школы будут самостоятельными, будут конкурировать между собой, и учителя будут, и будет рынок образования. И всё вырулится в нормальную сторону. 

А не вот эти вот заявления про единую систему и единый подход, когда ничего не работает, учителя паникуют и не представляют, что делать.

Частные платформы предполагают платный доступ. А есть бесплатные продукты на рынке?

Проект «Наука детям»: ребята много лет подряд бесплатно снимали видосы и выкладывали их. У нас на eschool.by был выложен в демоверсии учебник физики за 7 класс. Есть «крупицы», наработки, которые можно использовать.

Студенты и преподаватели БГПУ им. Максима Танка на прошлой неделе начали выкладывать видео для школьников. В 2014–2015 годах я работал в Национальном институте образования, мы тогда уже просили: «Давайте записывать видеоуроки вместе со студией БГУ — она недалеко на журфаке». Нет, это не нужно. Сколько я добивался, чтобы видео с уроков в рамках конкурса «Учитель года» выложили в сеть в открытый доступ. Выложили? Нет. Но ведь проводят — каждый год проводят конкурсы.

Кто вообще помогает вводить дистанционное образование в школах? Ведь не всякий преподаватель старшего поколения умеет пользоваться компьютером. 

Обычно так: приходит в школу письмо — вы «должны». Если в школе есть ребята-энтузиасты, они помогают, если нет — то никто. ИТ-страна.

Сколько  времени понадобится, чтобы наладить дистанционное обучение по всей Беларуси?

Мы с коллегами с 2010 по 2012 годы делали систему дистанционного обучения в Гродненском университете. За первый год экспериментов у нас появилось видение, в течение второго — стабильно работающая система, на третий год мы только занялись её развитием. Сейчас, с учётом опыта, мы бы могли сделать это за полгода. Но это была бы full time работа крутых специалистов, которые стоят немалых денег. Я добавлю: это без учета крутого контента — параллельно нужно было бы делать и его.

Участники команды «Знай·бай» в сентябре 2019-го говорили, что стек технологий, которые они могут использовать, «определяется государством». Цитата: «Это отвлекает команду от развития продукта. Раньше у нас был другой хостинг, однако мы были вынуждены перейти на BeCloud. Затем встал вопрос сертификации в ОАЦ — это заняло почти полгода и потребовало немалых расходов. Рынка как такового ещё нет, а стандарты всё навешивают».

Давайте я выскажу свою точку зрения: таким образом с ними боролись конкуренты. Я точно знаю, как ведутся конкурентные войны: все правила создаются для того, чтобы допустить на рынок только тех, кто нужен. В своё время только я подписал документы для первого продукта Знай·бай, чтобы они получили допуск к внедрению в школе. 

А конкурентные войны появились…

…только потому, что наше государство не заинтересовано в том, чтобы появлялись новые продукты.

Что говорят в министерстве образования

16 апреля министерство образования провело конференцию «по использованию информационно компьютерных технологий в учебном процессе». dev.by собрал несколько цитат: 

Ирина Старовойтова, Первый заместитель министра образования 

— Сегодня в Беларуси 99% всех учреждений образования имеют доступ в интернет. К использованию информационно-коммуникационных технологий готовы 85% педагогов, исключая учителей информатики.

Ирина Каржова, начальник управления общего среднего образования минобразования 
— Мы сейчас говорим, что в принципе всё возможно. Даже обсуждали физкультуру, что есть возможность обучаться удаленно.

Более 85% учителей готовы начать образовательный процесс с использованием информационных технологий. Более 75% учащихся готовы начать обучение удалённо.
Валентина Гинчук, директор Национального института образования
— Именно учитель и администрация учреждения образования определяют механизм взаимодействия с учащимися, определяют платформу, на которой будет организовано обучение. Мы бы рекомендовали использовать в первую очередь сайт учреждения образования, но подготовлены перечни и других сервисов, которые можно использовать.

У нас имеются электронные учебные ресурсы, размещенные на национальном образовательном портале на платформе Moodle, которая требует регистрации. Поэтому я могу говорить о цифрах. По состоянию на 1 апреля, для использования данных ресурсов зарегистрированы почти 54 тыс. пользователей, из них 14 тыс. педагоги, остальные — учащиеся (в Беларуси 3 035 школ, в которых работает 111,2 тыс. учителей, — dev.by). Поэтому мы рекомендуем задействовать эти ресурсы для обучения.

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Горячие события

HRgile.club 2021 Online
23 апреля

HRgile.club 2021 Online

Минск

Читайте также

БГУИР сократил набор на популярные ИТ-специальности. ФКСиС — сразу на четверть
БГУИР сократил набор на популярные ИТ-специальности. ФКСиС — сразу на четверть
БГУИР сократил набор на популярные ИТ-специальности. ФКСиС — сразу на четверть
3 комментария
Как власти пытаются «нормализовать» гимназии, лицеи, частные школы. Хронология
Как власти пытаются «нормализовать» гимназии, лицеи, частные школы. Хронология
Как власти пытаются «нормализовать» гимназии, лицеи, частные школы. Хронология
«Только сегодня». После обеда ФКСиС БГУИР переводит всех на ДО
«Только сегодня». После обеда ФКСиС БГУИР переводит всех на ДО
«Только сегодня». После обеда ФКСиС БГУИР переводит всех на ДО
БГУИР впервые попал в мировой рейтинг университетов QS
БГУИР впервые попал в мировой рейтинг университетов QS
БГУИР впервые попал в мировой рейтинг университетов QS

Обсуждение

Комментариев пока нет.
Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже