Дистанционка за 1,5 млн провалилась. Преподаватель объясняет почему

С понедельника дети вернулись в школы — по подсчётам минобразования, от 30 до 40% учеников. На последней неделе каникул учителя раздавали детям задания в Viber, осваивали Zoom и другие сервисы, заводили классы на образовательных платформах, раздавали ключи — учились учить онлайн. Но оказались не готовы к дистанционке. «А должны были», — говорит преподаватель Сергей Ольшевский. И утверждает, что систему дистанционного образования должны были разработать и внедрить ещё в 2016 году — на это выделяли миллионы долларов. Куда они ушли — неизвестно.

76 комментариев
Дистанционка за 1,5 млн провалилась. Преподаватель объясняет почему

С понедельника дети вернулись в школы — по подсчётам минобразования, от 30 до 40% учеников. На последней неделе каникул учителя раздавали детям задания в Viber, осваивали Zoom и другие сервисы, заводили классы на образовательных платформах, раздавали ключи — учились учить онлайн. Но оказались не готовы к дистанционке. «А должны были», — говорит преподаватель Сергей Ольшевский. И утверждает, что систему дистанционного образования должны были разработать и внедрить ещё в 2016 году — на это выделяли миллионы долларов. Куда они ушли — неизвестно.

Сергей Ольшевский

Преподаватель, автор проекта «Народный учебник», разработчик системы дистанционного обучения в Гродненском государственном университете им. Янки Купалы и Национального образовательного портала. Экс-сотрудник министерства образования.

С 2019 года судится с министерством из-за того, что учреждение не рассмотрело по существу обращение граждан по поводу переполненных классов в минских школах.

dev.by побеседовал с Сергеем, чтобы разобраться, какие есть ресурсы и площадки в стране, чтобы дети могли учиться дистанционно. Что должны были разработать и внедрить по планам министерства образования. И куда делись деньги.

Национальный белорусский Zoom, который не случился

В интервью Euroradio вы отметили, что на развитие школьного образования вообще с 2007 по 2016 годы выделили более 100 миллионов долларов, в том числе — на дистанционное. На что пошли эти деньги?

Было много позиций: на новые учебники, на современные методики. Но по факту: программы каждый год режут и меняют, учебники — дерьмо. Но самое интересное, что деньги выделялись и на разработку ПО, чтобы внедрить в школах дистанционное обучение, которое сейчас, как мы слышим от министерства образования, «не предусмотрено».

Я уже писал, что с 2011 по 2015 годы было выделено более 15 млрд. неденоминированных рублей (около 1,5 млн новыми) на «электронное обучение и развитие человеческого капитала». За эти деньги должны были, среди прочего, создать/разработать:

  • национальную систему электронных образовательных ресурсов (учебники, тесты, уроки, видео-курсы, упражнения и проч.);
  • интернет-сервисы для взаимодействия школ, органов управления и учеников;
  • «виртуальное образовательное пространство» для видео обучения (типа Zoom).

Более 12 млрд неденоминированных рублей должны были потратить на то, чтобы:

  • разработать до 2018 года «Мультимедийную библиотеку школьника»;
  • внедрить мультимедийные технологий в образовательный процесс;
  • внедрить в систему образования электронные ресурсы, которые разработали с 2012–2014 год и функционируют на базе LMS Moodle.

LSM — Learning Management System — система управления обучением, программное приложение для администрирования учебных дистанционных курсов, вроде конструктора.

Были и другие программы. А теперь министерство почему-то заново изобретает велосипед и костыли — ну, ребята, у меня очень много неудобных вопросов.

Это каких?

Давайте по списку: ПО для дистанционного обучения должны были разработать к 2016 году. За следующие четыре года что мы внедрили? Ничего! Зачем разрабатывали? Куда пошли средства? Дальше: деньги выделяли, чтобы создать белорусский аналог Zoom — где он? Нету. 

В рамках госпрограммы «Белтелеком» тащил ко всем школам оптоволокно и в 2014 году отчитался: всё сделано. Но учителя говорят, что в их классах интернета нет. Это что, мы оптику у школы закопали, а по кабинетам не разбросали?

Сергей составил электронное обращение в Комитет госконтроля, а также в МВД, в котором изложил требование разобраться, на что были потрачены деньги, и все ли пункты программы были выполнены.

Так во всём: писались отчёты, исполнители рапортовали. 13 апреля пресс-секретарь минобразования сообщает, что они «дорабатывают национальную платформу». Ещё дорабатывают! — так ведь по их бумагам всё уже давно разработано и внедрено.

Во время каникул мы проводили опрос, какой процент школ готов предложить дистанционное обучение — 90% родителей со всех областей ответили, что им не предлагали «дистанционку». Будем объективными: ничего не наладится. Пора завершать учебный год.

А учителя-практики, которые сами осваивают Moodle и Discord, ещё и помогают министерству составлять рекомендации. Хотя я бы посоветовал: не нужно — не латайте дыры, дайте Титанику утонуть.

Частное рекомендуют, о своём — не слышно

Как бы вы оценили то, что всё-таки сделано? Какие платформы есть? 

  • Образовательный портал https://adu.by, создавался в том числе при моём участии. С боем добились возможности выложить туда PDF-учебники;
  • http://e-vedy.adu.by/ — там на Moodle криво-коряво запилены учебные материалы;
  • Мультимедийная библиотека школьника mbook.by, на которую потратили 7 млрд старыми (около 700 тыс. новыми). Но библиотекой никто не пользуется — платить за то, чтобы открыть электронную версию учебника, пусть и с озвучкой, так себе удовольствие. А сейчас ещё и издательство «Аверсев» предоставило удобный способ просмотра электронных версий. И бесплатно.

Плюс есть сайты учителей-энтузиастов, которые сами делают материалы и выкладывают их в сеть, но это не системное решение для всей страны. Системы нет.

Вот что примечательно: в министерстве образования составили рекомендации — памятку для школ, какие интернет-ресурсы стоит использовать для дистанционного обучения. Почти все — частные. Среди них Zoom, Facebook, Google Docs, EDPuzzle, Wizer.

Сервисы, которые в том числе рекомендует использовать Минобр для обучения. 

«Лебедь, рак и щука»

Объясните, что не так с госплатформами? Почему на них нельзя вести обучение?

Назовите хоть одну, на которой я как учитель смог бы зарегистрировать класс и вести уроки. Нет таких. Недавно Минский городской институт образования предложил собственную разработку на Moodle — так система не выдержала нагрузки: все стали регистрироваться и сайт лёг.

Поставить LMSку — 3 часа работы. А вот довести её до ума, чтобы каждая школа «заводилась» автоматически, чтобы ученики получали доступ ко всем дисциплинам на весь период обучения, как мы сделали это в ГГУ им. Янки Купалы, и чтобы автоматом из библиотеки добавлялись все пособия и учебники — на это нужно гораздо больше времени. Как раз такой национальной системы у нас и нет.

А кто разработчик госплатформ?

e-vedy.adu.by разрабатывал Национальный институт образования, образовательный портал edu.by делал Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ. vuchan.by разрабатывал Минский городской институт развития образования. Дальше — куча частников.

Кто сейчас ответственен за переход школ на дистанционное образование, кто курирует? 

(Смеётся). А вот это интересно. Смотрите: 

  • информатизацию системы образования курирует Главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ), 
  • само содержание и методическое наполнение — Национальный институт образования (НИО), 
  • процесс повышения квалификации учителей — Академия последипломного образования (АПО).

Три структуры, которые между собой не дружат. Они как лебедь, рак и щука.

Вот пример: АПО проводила сертификацию учителей. К 2016 году более 60% преподавателей должны были иметь сертификаты пользователей ИКТ (владеть компьютерными технологиями обучения, — dev.by). То есть теоретически переход на дистанционное обучение вообще не должен был вызвать у учителей никаких проблем. Но структуры так и не смогли сесть и всё толково сделать. И сейчас большинство учителей не готовы.

На сайте school.adu.by на вкладке «дистанционное обучение» — ничего.

«За неделю-две система не появится»

Читатели пишут, что в школах, где учатся их дети, регистрируются на yaklass.by и на uchi.ru, используют Знай·бай и schools.by . Как происходит выбор платформы: на совете школы или выше?

Тут «кто в лес, кто — по дрова». Где-то учителя ждут, пока систему предложат, где-то сами директора говорят: «Будет так!». Где-то энтузиасты убеждают руководство. Знаю с десяток школ, в которых многие учителя готовы вести обучение в Viber, и педагогов, которые со своими учениками во «Вконтакте» перебрасываются сообщениями. Но я также знаю, что в некоторых школах в период каникул учителей никто не заставлял делать курсы, вместо этого они работали руками на территории школы.

Я видел курсы по дистанционному образованию от Тамары Мацкевич, от ассоциации «Образование для будущего». Может, министерство ведёт в Zoom вебинары для учителей? Нет, они дали методические рекомендации. Этого не достаточно.

Вы говорите, 90% учителей готовы использовать Viber. Так обучение может свестись к тому, что учитель будет присылать программу на неделю, а школьники будут просто заниматься самостоятельно.

Так и будет. Давайте смотреть на вещи как взрослые: прикиньте, сколько сейчас происходит лишних телодвижений, которые так и не приведут к выработке системы.

А не проще ли завершить учебный год и отменить выпускные экзамены? Выпускники, которые хотят поступить, будут самостоятельно готовиться. 60% из них — занимается с репетиторами (репетиторы быстро перешли в онлайн). Зачем эта нелепая нагрузка на школу? Ну нет системы — за неделю-две она не появится.

Ни одно решение не рассчитано сейчас на миллион пользователей-учеников, 100 тысяч учителей и 2 миллиона родителей. Будем реалистами, только на нагрузочное тестирование нужно будет потратить больше двух недель.

Выход: конкуренция и рынок

«Коммерсант» пишет, что в России тоже «нет хороших онлайн-площадок для проведения занятий», «Skype не выдерживает больших групп, а Zoom выключается через 40 минут», «электронные дневники зависают». Выходит, это общая проблема?

Посмотрите, как обстоят дела у российских онлайн-школ (именно школ). А у них всё нормально — ничего не падает, не виснет, потому что каждая поставила у себя свою маленькую систему и развиваются. Россия другая: у них в каждом федеральном округе куча частных платформ.

У нас частники тоже развиваются. Так давайте просто скажем: министерство — распускаем, учебники — перестаём писать.

Есть программа, которую ребёнок должен знать, а как её донести — решает школа. И тогда школы будут самостоятельными, будут конкурировать между собой, и учителя будут, и будет рынок образования. И всё вырулится в нормальную сторону. 

А не вот эти вот заявления про единую систему и единый подход, когда ничего не работает, учителя паникуют и не представляют, что делать.

Частные платформы предполагают платный доступ. А есть бесплатные продукты на рынке?

Проект «Наука детям»: ребята много лет подряд бесплатно снимали видосы и выкладывали их. У нас на eschool.by был выложен в демоверсии учебник физики за 7 класс. Есть «крупицы», наработки, которые можно использовать.

Студенты и преподаватели БГПУ им. Максима Танка на прошлой неделе начали выкладывать видео для школьников. В 2014–2015 годах я работал в Национальном институте образования, мы тогда уже просили: «Давайте записывать видеоуроки вместе со студией БГУ — она недалеко на журфаке». Нет, это не нужно. Сколько я добивался, чтобы видео с уроков в рамках конкурса «Учитель года» выложили в сеть в открытый доступ. Выложили? Нет. Но ведь проводят — каждый год проводят конкурсы.

Кто вообще помогает вводить дистанционное образование в школах? Ведь не всякий преподаватель старшего поколения умеет пользоваться компьютером. 

Обычно так: приходит в школу письмо — вы «должны». Если в школе есть ребята-энтузиасты, они помогают, если нет — то никто. ИТ-страна.

Сколько  времени понадобится, чтобы наладить дистанционное обучение по всей Беларуси?

Мы с коллегами с 2010 по 2012 годы делали систему дистанционного обучения в Гродненском университете. За первый год экспериментов у нас появилось видение, в течение второго — стабильно работающая система, на третий год мы только занялись её развитием. Сейчас, с учётом опыта, мы бы могли сделать это за полгода. Но это была бы full time работа крутых специалистов, которые стоят немалых денег. Я добавлю: это без учета крутого контента — параллельно нужно было бы делать и его.

Участники команды «Знай·бай» в сентябре 2019-го говорили, что стек технологий, которые они могут использовать, «определяется государством». Цитата: «Это отвлекает команду от развития продукта. Раньше у нас был другой хостинг, однако мы были вынуждены перейти на BeCloud. Затем встал вопрос сертификации в ОАЦ — это заняло почти полгода и потребовало немалых расходов. Рынка как такового ещё нет, а стандарты всё навешивают».

Давайте я выскажу свою точку зрения: таким образом с ними боролись конкуренты. Я точно знаю, как ведутся конкурентные войны: все правила создаются для того, чтобы допустить на рынок только тех, кто нужен. В своё время только я подписал документы для первого продукта Знай·бай, чтобы они получили допуск к внедрению в школе. 

А конкурентные войны появились…

…только потому, что наше государство не заинтересовано в том, чтобы появлялись новые продукты.

Что говорят в министерстве образования

16 апреля министерство образования провело конференцию «по использованию информационно компьютерных технологий в учебном процессе». dev.by собрал несколько цитат: 

Ирина Старовойтова, Первый заместитель министра образования 

— Сегодня в Беларуси 99% всех учреждений образования имеют доступ в интернет. К использованию информационно-коммуникационных технологий готовы 85% педагогов, исключая учителей информатики.

Ирина Каржова, начальник управления общего среднего образования минобразования 
— Мы сейчас говорим, что в принципе всё возможно. Даже обсуждали физкультуру, что есть возможность обучаться удаленно.

Более 85% учителей готовы начать образовательный процесс с использованием информационных технологий. Более 75% учащихся готовы начать обучение удалённо.
Валентина Гинчук, директор Национального института образования
— Именно учитель и администрация учреждения образования определяют механизм взаимодействия с учащимися, определяют платформу, на которой будет организовано обучение. Мы бы рекомендовали использовать в первую очередь сайт учреждения образования, но подготовлены перечни и других сервисов, которые можно использовать.

У нас имеются электронные учебные ресурсы, размещенные на национальном образовательном портале на платформе Moodle, которая требует регистрации. Поэтому я могу говорить о цифрах. По состоянию на 1 апреля, для использования данных ресурсов зарегистрированы почти 54 тыс. пользователей, из них 14 тыс. педагоги, остальные — учащиеся (в Беларуси 3 035 школ, в которых работает 111,2 тыс. учителей, — dev.by). Поэтому мы рекомендуем задействовать эти ресурсы для обучения.

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

Белорусское приложение «Знай•бай» на первом месте в Google Play и App Store
Белорусское приложение «Знай•бай» на первом месте в Google Play и App Store
Белорусское приложение «Знай•бай» на первом месте в Google Play и App Store
В Wargaming Forge стартует новый сезон обучения
В Wargaming Forge стартует новый сезон обучения
В Wargaming Forge стартует новый сезон обучения
Школьник нашёл способ обойти AI-алгоритм и получать 10 из 10 на тестах
Школьник нашёл способ обойти AI-алгоритм и получать 10 из 10 на тестах
Школьник нашёл способ обойти AI-алгоритм и получать 10 из 10 на тестах
Белорусы хотят создать онлайн-школу без госидеологии
Белорусы хотят создать онлайн-школу без госидеологии
Белорусы хотят создать онлайн-школу без госидеологии
4 комментария

Обсуждение

11

А тут ещё говорили зачем нам Айти-министерство. Кто-то должен выполнять функции Chief Technical Officer на уровне страны. Ответственных за внедрение "дистанционки" думаю можно посадить.

4

CTO страны, в РБ, я так понимаю, нужен, примерно, для той же цели - чтобы было кого посадить, при случае?

2

Задача:
— внедрить возможность дистанционного обучения

Деньги были выделены, а результаты очень сомнительные, поэтому к ГИАЦ есть вопросы. И если эта организация не справляется, то как минимум эти компетенции нужно отдать администрации ПВТ.

1

Только сначала надо придумать, потом посчитать затраты на разработку и внедрение, оценить риски, провести пилот, а лишь потом - выделять деньги и начинать внедрять.
Думаю, за год-два реально было бы перевести всю страну на онлайн-обучение.

17

И да, спасибо большое Сергею Ольшевскому за то что постоянно и систематично вскрывает эти проблемы образования!

2

после обучения в наших универах даже и не удивляешься подобным систематичным проблемам

1

90% учителей готовы использовать Viber

Вайбер научился в групповые звонки в 2к20? ;-)

4

Может вам ещё веб версию подавай?

0

Даже телега пообещала групповые видеозвонки, но потом.

Но в целом софт который через неделю после удаления этого зондированного спамбота с телефона умирает - на помойку

-3

За 1,5 млн рублей от силы 1 программу среднюю можно в минской ИТ компании любой заказать.

7

За 1.5 млн рублей можно было moodle спокойно допилить до рабочего состояния и на аренду ресурсов у A1 ещё бы осталось.

8

там были баксы и несколько лет назад...

и велосипед можно не изобретать и написанными сервисами пользоваться.

2

Да если велосипед с нуля писать, то это не 1,5 млн баксов, а 150 будет. Естественно используя сервисы и наработки чужие. И допиливая и расширяя их. ИТ услуги по разработке даже в таком ключе очень дорогие. Вы сложите зп менеджера, аналитика, разработчика, дизайнера, тестировщика + интерес компании + налоги. И качественный код, который потом не рухнет под нагрузкой или не взломает школьник делается медленно очень. Естественно на базе каких-то решений и наработок.

3

в данном случае вопрос был, что ни сделано ничего на 1,5 млн

наш logiclike за смешные деньги подписки, сделал прекрасный сервис, который в топе рускоязычных ресурсов.

0

user210 вы забыли сюда прибавить маржу чиновников/правительства, надо минимум 1.5 миллиарда.
P.S. Мне очень понравился момент из сериала "Слуга народа" (с Зеленским в главной роли) там где про ремонт дороги речь шла. :)

0

Несколько лет назад там были баксы. :(
Хватало на самолёт. А теперь, когда нужна машина (на которую деньги выделялись), оказалось что и машины нет.
А денег даже на велосипед не хватает.

-5

Тут можно много писать о причинах, кто прав кто виноват. Менталитет: не брать на себя ответственность, не делать чуть больше чем минимум, пассивно закрываться - не выдавится за короткое время. На это нужно пару поколений и целенаправленная работа работа лиц у власти. Вдохновлять, помогать, быть прозрачным и когда надо наказывать. А воз и ныне там.

Может отцы и матери детей, которые работают и владеют айти компаниями в стране, сами организуют и сделают что-нибудь? Вы же помогаете на лечение людям, на приюты для животных, маски для врачей, пишите опен сорс?

Anonymous
Anonymous
3

Предлагаю старое известное опен-сорсное решение - дети просто идут в школу.

1

и отправляют учителей на больничку или кладбище.

3

ну пусть чуть позже идут ))

Anonymous
Anonymous
-5

С чего это? Дети этот вирус распространяют плохо в отличие от гриппа, и сам вирус довольно слабый. Раньше вас не беспокоило, что учителя могут в школе заразиться гепатитом, туберкулёзом, пневмококками, другими ОРВИ и ещё сотней распространённых инфекций?

Страшилок с хартии начитались или здешних новостей в стиле "друг сказал, что от COVID"?

9

Почему распространяют плохо, очень даже хорошо распространили вирус студенты витебского меда...

И конечно беспокоило, поэтому учителя и остальные работники проходят медосмотр, который включает флюру. именно для исключение туберкулеза.

Anonymous
Anonymous
-9

Ну распространили, и что в Витебске копают братские могилы? У вас есть точные исследования, как передавалась вирусная инфекция, а про то что китайские тесты ложно-положительные тоже не слышали?
Среди молодых людей инфицированных на порядок меньше и переносят они инфекцию в целом бессимптомно (т.е. не кашляют, заражая других).

Чем поможет флюорография при инфицировании резистентным штаммом? Почему нет регулярной проверки детей на гепатит и вакцинизации?

Где вы были раньше, когда люди в РБ умирали от осложнений сезонного гриппа?

2

Ну распространили, и что в Витебске копают братские могилы?

«Работаю в средней школе №7 в Витебске. Нам приказом директора запрещено носить маски во время занятий. Мне почти 60 лет. Многие учителя – тоже предпенсионного возраста. Половина детей на занятиях кашляет. Кто нас защитит? Или всех в одну братскую могилу зароют через месяц?» - пишет еще один преподаватель из Витебска.

3

и сам вирус довольно слабый.

Погибла молодая женщина, медсестра. Погибла после 1,5 недель борьбы за ее жизнь. Но она не была на передовой в борьбе в коронавирусом. Снаряд к ней прилетел в глубокий тыл: она работала в отделении микрохирургии глаза. Это — принципиально важно в деле понимания, как происходит заражение и как «чистые» (формально) больницы, не подготовленные к массовому поступлению инфицированных пациентов, превращаются в новые очаги распространения инфекции! Мой коллега из отделения реанимации заболел не на работе, а лечась в отделении урологии в той же больнице. Значительная часть медперсонала этого отделения уже заражена. Некоторые болеют тяжело.

Anonymous
Anonymous
-3

Не погибла, а умерла. И хватит копипастить непроверенную информацию с инфопомоек.

0

Не погибла, а умерла.

Я понял. Когда к нам в окоп прилетал снаряд на войне мы не погибали, а просто умирали.

Не хотите, дружище, хапнуть корону бессимптомно, а потом передать ее своим папе и маме, бабушке и дедушке с поцелуями и цветами на 9 мая? Ну помрут и бог с ними, не жалко же? или не помрут? ведь от короны у нас еще никто не умер?

И хватит копипастить непроверенную информацию с инфопомоек.

у меня еще один вопрос. где можно получить список инфопомоек которые прошли вашу золотую сертификацию, с которых вы лично получаете информацию с мест? Вы. Лично.

0

Не погибла, а умерла.

— Пока у нас это получается. И дай Бог нам пройти такими темпами, выйти, как специалисты говорят, на это плато и упасть вниз по заболеванию нашего населения, — сказал Лукашенко. — Не хочу повторяться, но подчеркну главное: в Беларуси нет ни одного умершего от коронавируса человека.

Это вчера было сказано. На инфопомойке.

Anonymous
Anonymous
-1

Ещё раз, почему раньше не боялись бабушек и дедушек заразить. Вирус никуда не денется по-любому и им переболеет так или иначе большое число людей, до появления "прослойки".
Только с вашей паникой дело идёт к невиданному кризису. А уже сейчас многие люди в бедных странах не получают лечения по др., более опасным заболеваниям.

Хватит демагогии про бабушек и дедушек.

Я ни одного СМИ не могу порекомендовать. Они все хайпуют на запугивании населения и распространении непроверенных ужастиков (вроде повторного заражения). А здравомыслящих источников вы читать не будете - поскольку зависимы от страшилок и выискиваете их.

1

Я ни одного СМИ не могу порекомендовать. Они все хайпуют на запугивании населения

наши достославные СМИ http://sb.by, http://ont.by и https://vsr.mil.by/? Расскажите пожалуйста, как именно Муковозчик и Азаренок запугивают население.

А здравомыслящих источников вы читать не будете -

я не спрашивал вас, буду я читать здравомыслящих источников или нет. Я просил вас дать список этих ваши сертифицированных здравомыслящих источников, через которые вы получаете сообщения с мест.

Anonymous
Anonymous
-2

Когда к нам в окоп прилетал снаряд на войне мы не погибали, а просто умирали.

Есть сомнения в вашей адекватности :(
Не на Колчаковских фронтах снаряды часом прилетали?

0

Есть сомнения в вашей адекватности :(

а вы в церковь сходите, если есть сомнения.

Не на Колчаковских фронтах снаряды часом прилетали?

а вы у бабушки и дедушки своих спросите. на 9 мая. безсимптомно.

0

Не погибла, а умерла.

Президент про смерть пациентов с COVID-19: Два человека за последние трое суток погибли.

"Не погибла, а умерла", поправил нашего любимого Президента некий user209517

-1

Так президент это и предложил/потребовал.

Anonymous
Anonymous
12

"Ничто не заменит живого общения в icq"

Андрей Степанов
Андрей Степанов Lead PHP developer в EPAM
6

Ничего допиливать не надо, ведь есть совершенно бесплатный Google classroom

4

указ Президента №60 запрещает даже Епам хранить личные данные беларусов на серверах в штатах. А личные данные детей и учителей тем более. Поэтому только Мудл(
Кстати, могли бы хакатон замутить под кейсы Минобра. Столько ТЗ уже "наболело"...

Андрей Степанов
Андрей Степанов Lead PHP developer в EPAM
2

Я сейчас для класса сына на google classroom выкладываю материалы, там никакие личные данные учеников не хранятся - только преподаватель выкладывает материалы и по желанию ставит оценки.

1

Запили, пожалуйста, для учителей видосик что как, может посмотрят на хороший пример и сделают так же

0

Даём детям команду поставить Танчики (или Роботикс итд для младших), и едем в лесок читать урок. А то унылое образовательное говно пускай обратно в разработчиков запихают.

0

http://examgames.ru/
Гоу, уже создали... Контрольные игры с учителем.
https://iteacher.rybakovfond.ru/winners/2456/

0

oppol Классная идея.
Правда на проведение парада , на 9 мая, в танчиках правительство не согласилось. Могут и уроки в лесу, в танчиках запретить.

4

Как пеформанс инженер, могу добавить, что в белорусском ИТ у 90% компаний понимание и отношение к пеформанс еще на зародышной стадии. Что уж говорить о госструктуре. Менеджеры недооценивают важность пеформанс оптимизации, пытаются экономить, вешая эти обязанности на девопсов, автоматизаторов, разработчиков и тд. Только не встречал еще ни одного девопса или автоматизатора, который действительно бы разбирался в пеформанс, хотя поработал с многими уровня lead. Просто это не совсем их домен. Тем не менее, вакансии сплошь и рядом пестрят требованиями знаний пеформанс оптимизации для упомянутых специалистов :)
Касательно платформ для дистанционного обучения - очень похоже как раз на такой кейс: при разработке таких платформ пеформанс тестирование должно быть очень тщательным. Возможность скалирования такой системы - приоритетное нефункциональное требование даже до появления коронавируса.

2

слушайте, мы тут не можем просто организовать систему образования и выбрать определенный подход в развитии ит в этой системе, о каком пеформансе вообще речь

0

А может просто не нужно класть все яйца в одну корзину на начальном этапе и развернуть в рамках каждого РОО собственный инстанс, на собственном сервере. Уровень бюрократии будет резко ниже, не будут рвать на части звонками единственного спеца на всю РБ из-за каких-нибудь типичных проблем с правами на учётку. Готовый докер-контейнер для школ, поднимающийся в пару команд решил бы всё. А если ещё и исходники не шкурить, а завести публичный репозитарий для этих движков, может даже кто-то поможет с разработкой, исправлением, багрепортингом.
Ну, это если использовать прям нормальные модели разработки, для людей, а не крепкохозяйственную бизнес-модель "херак-херак, за тендер откатим, денег напилим, демо за неделю накидают студенты и лаборанты за пиво, а людям мы это стыдобище национального уровня никогда не покажем".

6

Мать работает учителем информатики и физики в деревенской школе. Из учеников: 50% не имеет дома компьютеров, 20% не имеет смартфонов. У учителей так же не у всех есть дома компьютеры, не говоря уже про то, что есть учителя 60 лет и старше. Компы пару лет отдали школе из какого-то госучреждения, железо вразнобой, системы - где-то еще XP, где-то 10. По программе надо обучать Corel Draw, Excel, естественно лицензию никто не покупает, ищите где хотите. Недавно пришло требование из районо - должны сделать видео длительностью 5 мин на тему "толерантность к другим национальностям". Где брать программы для монтажа, озвучки, на что снимать - непонятно. В учебном классе интернет есть у 50% компов, прислать сисадмина настроить все это дело - тоже денег нет.
Слушаешь все это, грустишь, недоумеваешь...

-5

Они там с Nokia 3410 всё ещё ходят или камеру в телефоне сложно освоить? На счёт "нет дома компьютеров" это галимая отмазка - смарты есть чуть ли не с дет. сада, компы/ноуты x86_64 в минимальном конфиге стоят от 353р/470р, если верить онлайнеру. В фортнайт не поиграть, но для учёбы хватит.
На счёт лицензий, я до сих пор недоумеваю с какого хрена клерки минобра до сих пор не озаботились договориться с Майкрософт о предоставлении им лицензий по той же схеме что и МВД.

. В учебном классе интернет есть у 50% компов, прислать сисадмина настроить все это дело - тоже денег нет.

Вы вот сейчас серьёзно? Не сочтите за наезд на вашу маменьку, но учитель информатики не представляющий на базовом уровне принципы работы ЛВС и tcp/ip, это как? В чём проблема взять пол бухты кабеля, обжать патчкорды, воткнуть в свитч класса компы и прописать адреса, днс и гейтвей (если их по dhcp не раздают)? Это реально даже не пол дня работы, и сисадмин тут не нужен.

4

В чём проблема взять пол бухты кабеля, обжать патчкорды, воткнуть в свитч класса компы и прописать адреса, днс и гейтвей (если их по dhcp не раздают)?

ты рофлишь или серьезно? сколько учителей информатики умеет работать с техникой и сетью, да и еще патчкорды обжимать?

по этой логике можно сказать и "ну че такого, пусть и проводку в классе меняет, там провода зачистить, вставить в зажимы, закрутить, тыжпрограммист"

3

Вы это расскажите учителю сельской школы за 60 ( что такое кримпер и как UTP кабель обжимать, раскладку цветов жил приложите), так как квалифицированного учителя информатики в деревне сложно найти.
И доярке с колхоза о том что у его ребёнка дома компьютер с интернетом должен быть.

2

очередной "великий программист". сталкиваюсь с такими периодически: на любое предложение изменить свой программный продукт так, чтобы им было удобно пользоваться обычно визг "учитесь программировать" и "для программистов это слишком просто, поэтому мы этим заниматься не будем". С какого перепугу учитель всем этим должен заниматься? Даже если умеет. Инженер-программист в школе? Вы серьезно? если в городе на полставки еще человека с трудом найти можно, то в деревне на такие деньги спеца точно не найти. А кто заплатит за все причиндалы, которые вы перечислили, да плюс оборудование для обжима и т.п. ? Может вы? Или деревенский учитель из своей зарплаты? Кто компы новые купит? Даже в Минске в четверти классов до сих пор ХР еле шевелится, никто менять не собирается.

0

Есть единица-полторы в РОО, эти ребята ездят в итоге и всем всё настраивают по школам, в т.ч. по деревням (хоть и заметно реже). Самые толковые совмещают этот приработок с нормальной работой, на которой заработать можно, а не только альтруизмом заниматься, поэтому конечно и времени на него пытаются тратить минимум.

1

по поводу телефонов и ноутов - вы наверное слабо себе представляете реалии белорусской деревни, когда работникам колхоза платят 150 рублей, остальное продуктами. Класса до 9-го ходят обычно вообще без телефона, ноутбуки в обычных деревенских семьях покупают только если чадо в универ поступило.
По поводу tcp/ip и прочего - учитель информатики должен преподавать школьную программу, возможно чуть больше, если готовит олимпиадников. Никакие протоколы сетей и прочее в школьную программу не входят, как и в заботы учителя. В нее входят знакомство с word/excel/access, pascal, html, некие графические редакторы. Вы бы это, спускались бы иногда к рабочему люду, глядишь и другую точку зрения узнаете

0

Мать работает учителем информатики и физики....
Где брать программы для монтажа, озвучки, на что снимать - непонятно....
прислать сисадмина настроить все это дело - тоже денег нет....

Может ну его нафиг такую информатику, если учитель не может решить перечисленные вопросы. Если что, в каждой школе есть 50% ставки "инженера-программиста" для учителя информатики, который берет на себя функции сисадмина.
Вы точно из айти?? Если да, в чем проблема помочь маме компьютеры настроить?

1

Если умеешь что-то, не делай этого бесплатно. (с) Джокер

-1

Мао Цзэдун же
хотя некоторый источники говорят про Стейтэма...

0

(с) Джокер Dark Knight. сцена встречи с мафией

0

Хорошо сказано. Но тогда, в нашей стране или в тунеядцы подаваться или тикать из страны. Ибо наш президент хочет бесплатно, максимум за миску супа без мяса. :(

0

Где брать программы для монтажа, озвучки, на что снимать - непонятно....

Может ну его нафиг такую информатику, если учитель не может решить перечисленные вопросы.

У меня опыт в программировании больше 10 лет, и чтобы начать выпускать более-менее нормальные видосики для YouTube, с минимальной обработкой и озвучкой, пришлось потратить достаточно большое количество времени, с большим количеством заморочек. Все бесплатные open source решения вроде OBS (Open Broadcaster Software) — это для любителей есть суп бампером.

Поэтому мне кажется что ваш выпад на учителей, которые за три копейки в школе преподают, немного не обоснованным.

Александр Зорин
Александр Зорин Chief Information Security Officer в SaM Solutions
1

Открою наверно секрет, но при желании и хотя бы просто базовых знаниях можно и на iPhone 7 (Huawei P20 Pro) снимать неплохие видео. Для образования класса вполне сойдет, для школьной отчетности тоже.

-1

Где брать программы для монтажа, озвучки - пиратские в интернете, если комиссия предъявит за пиратство - валить всё на директора, а директору на РОНО.
На что снимать - на тапок (смартфон).

2

Не надо ничего пиратить. Вообще. Никогда.
OBS для монтажа выше крыши, а многие вещи ещё и не нужно всем подряд лепить, достаточно пары-тройки преподов по каждой дисциплине выложивших один раз хороший материал, остальное уходит в чатики и общение с учениками. Вообще тратить время на попытку одно и тоже для каждого класса наболтать в условиях урезанного максимально времени - довольно тупиковое занятие. Часть не успеешь надиктовать, часть народ не успеет записать, а что запишет - почерк такой что всё равно нишыша не понятно, ну и записывать успевают только то что на доске, слова учителя улетают. А записанное видео можно пересматривать хоть до просветления.
Libre Office для подготовки документов и презентаций - выше крыши. Okular позволяет довольно удобно делать рецензирование.
Звонилок бесплатных и готовых для self-hosting Jitsi Meet Electron, OpenVidu, BigBlueButton (как раз недавно обновились https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=52692), NextCloud Talks, Mattermost и ещё вагон.
На NextCloud любая школа может развернуть документооборот.
Трафик внутри страны == требования соблюдены, лаги из-за перегруза магистралей минимальны, нагрузка распределена на отдельные хосты.
Спираченный пасцаль из школ тоже давно пора выкинуть в пользу Python.
И внезапно выясняется, что даже привязка к какой-то конкретной традиционно спираченной ОС не нужна, если не завязываться на огороженные продукты.

0

Вообще тратить время которое учитель может потратить на общение с детьми непосредственно по возникшим вопросам, на марание одного и того же у доски, пока дети фигнёй на задних партах занимаются - крайне бессмысленно. Нужно форсить самостоятельное образование и делать для него все условия.

1

На полставки инженера работает 55-летний завхоз-муж директорши, по совместительству кочегар. Беларусь же, забыли что ли.
С компьютерами помогаю по мере возможности, с сеткой возиться желания нету. p.s. не программист.

1

Google Classroom же.

2

Почему-то не удивлен.

А о засилье "продуктов" микрософт именно в образовании даже и мысли ни у кого не возникает, что это не нормально.
В РФ, в свое время, чтобы там ни говорили про распилы, удалось хотя бы выползти из этого болота.

Александр Зорин
Александр Зорин Chief Information Security Officer в SaM Solutions
3

У MS есть образовательные программы, лицензии для школ и т.п. Просто для этого надо включать мозги и отрывать 5ю точку. А наши преподы информатики, равно как и большинство остальных учителей, Excel видели разок в дверной глазок...

3

Это дома в глазок смотреть можно. А тут МинОбр должно потратить деньги на лицензионный софт, нормальные компьютеры и повышение квалификации учителей. Но бюджетных денег хватает только на коттеджи в Дроздах и зарплаты министрам.

2

Сергей, огромное спасибо вам, не ожидал увидеть такую статью на портале разработчиков, также лично от меня огромное уважение за открытость и смелость.

"...учебники — дерьмо" - абсолютно согласен, не раз просто выпадал в осадок, когда занимался уроками с детьми, такое ощущение, что всем этим "писателям" абсолютно безразлично, что написано в этих книжонках. Есть огромное желание собрать их в одну кучу и сжечь. Складывается такое ощущение, что эти "учебники" создавались не для того, чтобы по ним учились дети, а исключительно для того, чтобы получать за них деньги и звания. Вместо них нужно ввести учебники сталинского периода, потому что это была лучшая школа, которую не смог превзойти никто в мире, тем кто не согласен и у кого солнце восходит над Вашингтоном приведу пример, что говорил Джон Кеннеди, а говорил он о том, что СССР выиграл космическую гонку за школьной партой и что лучшая система образования – в Советском Союзе. К сожалению, начиная с 90-х и до сих пор, эта система образования была уничтожена на корню.

На счёт удалённой системы образования, не думаю что это хорошая идея, нужно детей ограничивать как можно больше от "гаджетов", иначе это прямой путь к бабуинизации подрастающего поколения, они совершенно ничего не хотят делать руками и обладают матричным мышлением, знают всё и ничего. Что с этим делать и как это исправлять нужно думать.

По поводу куда ушли деньги, я думаю вы и сами прекрасно знаете куда. Привлечь к ответственности необходимо, но при нынешней системе управления, думаю что это невозможно. Поясню, мне думается, что такие явления как кумовство, блат и коррупция связали систему образования (и не только) по рукам и ногам и бороться сейчас с этим просто не получится, для этого нужны глобальные перемены. Но если по хорошему, для создания онлайн уроков вообще не нужны миллионы и миллиарды долларов, достаточно взять толковых учителей, записать короткие, но качественные уроки и выложить в сеть. Но это должно быть в качестве дополнения, основа - школа и только, можно с этим спорить но это моё сложившееся с годами мнение. Онлайн библиотека просто обязана быть, но здесь один момент, там должны быть хорошие учебники, а не то, по чём учатся наши дети сейчас.

"А кто разработчик госплатформ?" Думаю, что с теми кто разрабатывает софт в гос. структурах - ничего хорошего, все кто что-то мог ушли в коммерческую разработку, потому что там платят совсем другие деньги, остались некоторые энтузиасты, которых можно по пальцам пересчитать, но не думаю, что у них что-то серьёзное получится, всё таки это тяжёлая работа и для этого нужны серьёзные ресурсы.

Что можно сказать о высказывании "великих" чиновников из министерства образования? Ну а что они ещё могут написать? Конечно отрапортуют наверх что всё в порядке, что работа ведётся, что всё готово... Это же чиновники и рапортовать они научились за всё своё время работы как надо. Заинтересованы ли они в развитии системы образования? Очень сомнительно. Их по всей видимости и так всё устраивает.

Подводя итоги хочу сказать, хорошо что есть такие люди как вы, приятно думать, что не всем всё безразлично. Для того чтобы поднять систему образования со дна морского, нужен серьёзный системный подход, плюс к этому нужно приложить титанические усилия, только в этом случае будет достигнут успех. Как это сделать на сегодняшний день - вопрос крайне сложный. Очевидно, имеет смысл объединяться таким людям как вы и работать совместно. Такое объединение станет в своём роде большим рычагом, с помощью которого можно будет сдвинуть этот огромный валун, который врос в землю и порос плесенью.

1

шутка про шута короля людвика тут была бы уместа. это котора про коррупцию

2

"На сайте school.adu.by на вкладке «дистанционное обучение» — ничего."
Этот сайт всего лишь демка стандартного шаблона CMS WEB.Perspective, ничего более.

0

А на ЯКласс платить нужно. Учебники в PDF в основном платно.
Т.е. дистанционное образование только платное.

0

mbook странное образование: платить за то, что дают бесплатно - странная идея.

1

Как боженька молвил. Я б за него проголосовал.

Кстати, тот же БГУИР делает дистанционку наверное уже более 15 лет. Но всё ещё всё печально. Разве что книжек в цифре найти можно сразу подобранных.

0

Куда пошли средства?

очевидно, на премии гениальным методистам из РОНО, а также их начальникам-организаторам. что вы как маленький. вот план мероприятий 2 кг, вот отчёты о проделанной работе 15 кг, шо неясно?

а, вы про закупки имущества? ну, идите к завхозам и бухгалтерам, спрашивайте у них

100 000 долларов в месяц, ну вот зарплаты 100 человек, всё проедено

по подсчётам минобразования, от 30 до 40% учеников

если госаппарат генерирует фуфло, то данные "по подсчётам" имеют смысл только для оценки "насколько нагло врёт такой-то персонаж"

«Белтелеком»... отчитался: всё сделано. Но учителя говорят, что в их классах интернета нет.
Это что, мы оптику у школы закопали, а по кабинетам не разбросали?

ну почему сразу закопали. есть роутер недалеко от учительской, заходит проверка после уроков -- с 1 смартфона "сает минобраза" работает, ставим галочку. естественно в рабоче время и отойти -- получится 1Кб, если повезёт.

а вы что, хотите, чтобы был проводной, хороший, и разведён по классам? такого в тз не стояло, написано "чтобы интернет был", ну вот был.

но я скептически отношусь, там мозги нужно иметь.
RJ45 розетку слишком легко завандалить.
если дать пароль wifi детям, то будут в бравл старз играть и ютубчик про фортнайт глядеть. боюсь, там надо прикручивать радиус с МФА токеном.

1

Бесплатный совет:
- закупить компы или планшеты в каждую семью, где их нет
- купить ноутбуки учителям
- перевести учебные материалы в PDF
- оплатить подписку Zoom (15 баксов на каждого учителя в месяц)
Все :)

Алексей Макась
Алексей Макась инженер-программист в Wargaming / Гейм Стрим
0

https://edu.gov.by/statistics/informatizatsiya-obrazovaniya/
Я просто оставлю это здесь.
Выдержка из документа:

"ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация положений Концепции будет осуществляться в соответствии с планом мероприятий по ее реализации и позволит обеспечить следующее.
Будут созданы для населения равные возможности получения качественных образовательных услуг на уровне современных требований национальных и международных стандартов вне зависимости от места проживания и обучения и обеспечено на этой основе формирование личности, адаптированной к жизни в информационном обществе со всеми его возможностями, угрозами, вызовами и рисками.
К 2020 году не менее 70% населения Республики Беларусь будут иметь возможность воспользоваться электронными образовательными услугами (в 2012 году – около 10%).
Все учреждения образования и органы управления образованием всех уровней будут обеспечены скоростным широкополосным доступом в сеть Интернет.
С использованием «облачных» технологий будет создана единая информационная образовательная среда Республики Беларусь, будет реализован принцип мобильности обучения, получит широкое развитие система дистанционного обучения.
Значительно уменьшится количество издаваемой печатной продукции учебного назначения.
Документооборот в системе образования снизится в 3 и более раз."

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже