Можно ли угнать коптер с гамбургером? Dronex о том, как делают курьерские дроны и доставляют в Минске

19 комментариев
Можно ли угнать коптер с гамбургером? Dronex о том, как делают курьерские дроны и доставляют в Минске
На фото: Владимир Давыдов и детали экспериментальных дронов прошлых лет 

На фото: Владимир Давыдов и детали экспериментальных дронов прошлых лет 

В конце октября в Минске появилась первая доставка дронами: белорусский стартап Dronex совместно с Menu.by начал доставлять еду с помощью квадрокоптеров. dev.by поговорил с создателем Dronex Владимиром Давыдовым и выяснил, можно ли угнать дрон с гамбургерами и по каким параметрам белорусские коптеры — впереди всей планеты.

О том, как всё началось в 2007-м

— Dronex — это сокращение от Drone Express, быстрая доставка дронами. И первый логотип — мы немного похулиганили — сделали в стилистике Fedex. Чтобы быстро коммуницировать с инвесторами — заход был идеальным. Потом, конечно, перерисовали.

Первую версию бизнес-плана я написал то ли в 2007, то ли в 2008 году. Первые патентные заявки состоялись в 2013 году, активные эксперименты с технологиями — с начала-середины 2014 года, тогда же пошли первые встречи с потенциальными клиентами. Первый аппарат, который автономно садится на площадку — мы записали это на видео — появился в 2014 году. С момента приобретения запчастей и до записи этого видео прошло 2-3 месяца.

В то время никто в мире не делал курьерских дронов. Даже Amazon сделал первое демо после подачи нами патентных заявок.

О команде

Мы как стартап на полную ставку людей берем неохотно, в основном, у нас проектная работа. Чтобы операционно быть готовым ко всем сюрпризам пилотного проекта, достаточно, кроме меня, еще двух человек на фулл-тайме. Эти люди у меня есть. Еще есть два человека на полставки — работают на будущее. И еще есть люди, которых мы иногда привлекаем на тех или иных этапах, — их около сорока.

А после закрытия первого раунда инвестиций половину из них мы возьмем на полную ставку. 

О юрлице в Слониме

В Беларуси мы зарегистрировали юридическое лицо в конце 2016 года в Слониме — ООО «Файберлайт», — оно занимается производством композитных изделий, в частности, и для наших самолетов. И когда мы получили контракт на доставку в Беларуси, то решили не создавать отдельное юрлицо, а делать через существующую структуру. Сейчас мы продаем услугу доставки товаров беспилотными аппаратами, то есть, по сервисной модели «доставка как сервис».

Маленький дрон для отработки технологий навигации и разметки местности 

Маленький дрон для отработки технологий навигации и разметки местности 

О конкурентах 

Сейчас на рынке есть 3 компании, которые выполняют доставку дронами, и огромное число компаний, которые пока сжигают деньги. Это подразделение Google, подразделение Matternet и Zipline. Все три компании калифорнийские. Zipline только инвестиций поднял больше 200 миллионов долларов, ее оценка составляет 1,2 миллиарда.

При том, что в 2014 году на начальном этапе мы общались с одним и тем же инвестором — им больше повезло.

Две другие компании тоже осуществляют доставки, но с точки зрения продуманности и технологий я бы поставил на первое место Zipline. Остальные компании пока не выполняют коммерческих заказов, но неплохо продвинулись в изысканиях. Есть компании Flirtey из Австралии и Flytrex из Израиля, — эти сделали пилотные проекты в Новой Зеландии и Исландии соответственно. Всего мне известно около 20 компаний, которые работают над технологиями по доставке дронами.

Zipline работает в Африке, в Руанде — это единственное место, где они на начало 2019 получили разрешение. Google сделал первые полетные тесты в Австралии и параллельно выходит на рынки Финляндии и одного из штатов США. Matternet некоторое время проводил полеты в Швейцарии, пока у них не отозвали лицензию из-за повторной серьезной поломки и опасного падения: подвел автопилот и следом парашют. Но этом им не помешало заключить контракт на выполнение полетов в Америке, совсем недавно появилась такая возможность.

Крыло-парашют

Крыло-парашют

У нас есть наработки, которых пока нет у других компаний. Мы реализовали концепцию пассивной безопасности, когда в случае поломки само крыло аппарата берет на себя функцию парашюта и снижает до 10 раз скорость падения (привет несработавшему парашюту Matternet :). Также мы можем забирать и доставлять посылки в многоквартирные дома и длительное время тестировали полеты при минусовых температурах. Все остальные летают под калифорнийским или африканским солнышком на открытых участках местности.

О Декрете № 8, который «отменил» военную лицензию на разработку дронов

В 2015 году мы работали над запуском в Ирландии, некоторые издания до сих пор пишут, что мы ирландская компания. Тогда из развитых стран только в Ирландии была разрешена коммерческая эксплуатация беспилотников. В Штатах в то время даже аэрофотосъемку по закону нельзя было делать.

Сейчас, я бы сказал, самое совершенное законодательство в Эстонии и Финляндии — возможно, мы даже в какой-то степени поучаствовали в его создании.

В Беларуси законодательство далеко от идеального, но, по крайней мере, уже появились возможности делать какие-то пилотные проекты. Возможно, удастся расширить этот пилотный проект до полноценной доставки на серьезной территории. Отчасти прогресс был связан с декретом ПВТ 2.0. В последнем декрете был пункт про то, что разработки, связанные с технологиями летательных аппаратов, подпадают под деятельность ПВТ. До этого зона была серая, и в целом было непонятно: можно ли вообще в Беларуси разрабатывать дроны, не имея военной лицензии. А этот декрет четко обозначил: военная лицензия не нужна до тех пор, пока аппарат не вооружается, и более того — такой вид деятельности подпадает под деятельность Парка Высоких Технологий, поэтому компании, которые ей занимаются, вправе претендовать на налоговые льготы.

Дроны-курьеры, осуществляют доставки в Минске 

Дроны-курьеры, осуществляют доставки в Минске 

О разрешениях на полёты для частных и «не частных» лиц

Другой вопрос касается процедуры получения разрешений на полеты. Здесь в основной инициативной группе были ребята, которые с купленными дронами (в основном китайскими) предоставляли услуги аэрофотосъемки. Но чтобы легально предоставлять эту услугу, нужно было правовое поле. Законодатели создали такое поле. Знаю, что для частного лица основная сложность — это дрон с камерой. Есть шанс снять что-то не то, поэтому сейчас процедура разрешения состоит из получения разрешения на полеты и получения разрешения на съемку, после съемки надо отправлять материалы на согласование. Но мы не частное лицо, нас интересовала легальная возможность летать в заданной области, и мы прошли процедуру, чтобы эту возможность обеспечить.

Если бы я это делал сейчас, то при положительном ответе весь процесс получения разрешений занял бы 10 дней. Но мы всего не знали, и процесс консультаций с разными участниками рынка растянулся на 2,5 месяца, после чего сама выдача разрешения заняла те же 10 дней — но мы уже знали, что писать, к кому обращаться. Если генштаб при Минобороны дает разрешение — то дальше все хорошо.

Нас интересовала возможность полетов над небольшой зоной, примерно 600х600 метров. Изначальная задача — протестировать технологию и показать, что это работает, что дрон способен летать и без участия человека сделать выгрузку, что целевой аудитории удобно взаимодействовать с ним.

Мы могли бы запросить разрешение на огромную территорию — и с большой вероятностью получили бы отказ. А так мы запросили на малую зону, продемонстрируем технологию и уже опираясь на этот опыт запросим разрешение на расширение зоны.

Второй вариант кажется нам более надежным, мы его и выбрали.

О том, зачем самим изобретать дрон

На момент начал проекта (да и по сегодняшний день) на рынке нет готовых дронов для выполнения доставки. Есть множество технических вызовов. Во-первых, нужно сделать дрон достаточно надежным и безопасным для людей: китайские квадрокоптеры падают и разбиваются десятками каждый день, регулярную службу доставки с такими не сделаешь. Во-вторых, надо сделать систему загрузки и выгрузки, причем не в открытом поле, а именно в условиях, где живут люди: город, пригород, плотная застройка, отсутствие открытых территорий. В-третьих, в отличие от дрона с камерой, дрон-курьер намного сложнее настроить. У дрона с камерой центровка и развесовка постоянна. У грузового дрона без груза центровка и развесовка одна, с грузом — другая. Груз сместился в контейнере — третья. Из коммерческих дронов самые сложные — как раз курьерские, поэтому так мало компаний в состоянии их сделать. В-четвертых — сверхточная навигация c сантиметровой точностью (привет GPS +/-10 метров), автономность, включая процесс замены батареи/зарядки. Ну и дальше по списку: уровень шума, дальность полета и так далее. Все это нужно разрабатывать с нуля, готовых решений нет.

Фюзеляжи разных дронов

Фюзеляжи разных дронов

О весе, который имеет значение

У нас 4 модели дронов-курьеров. Они отличаются массой, габаритами и способностями. В данный момент мы используем самую легкую модель.

В начале 2019 года в Беларуси ввели новое правило: все летательные аппараты тяжелее 7 кг надо сертифицировать. Из всех стран, с которыми мы работаем, только в Беларуси такой строгий лимит: в других странах 25 кг, — и все аппараты, которые мы разрабатывали, созданы под эти требования.

Ограничение в 7 кг стало для нас сюрпризом, но мы взяли свой самый легкий аппарат — и он уложился. Это аппарат мультироторного типа, он с полным комплектом батарей может перевезти 3 кг груза на дистанцию до 20 км. Поскольку в нашем случае дистанция и груз существенно меньше, мы его дополнительно облегчили, уменьшив батарею в три раза. Три другие аппарата — это самолеты, из них два — с вертикальным взлетом. Наша флагманская модель, на которую мы подали патентную заявку, в случае поломки использует свое крыло как постоянно открытый парашют, то есть, стремительно не упадет. Но она не уложилась в 7-килограммовый лимит, а на данном этапе переделывать ее под новые требования одной-единственной нашей страны оказалось нецелесообразно. Запас хода у самолетов с вертикальным взлетом — на 25 и 40 км. Самый дальнобойный вариант может перевезти 10 кг на 200 км, но он и сам с грузом весит почти 25 кг — скорее всего, его первые коммерческие полеты будем выполнять в Евросоюзе.

Самый маленький аппарат мы использовали для отработки технологии посадки и загрузки-выгрузки груза. Аппараты-самолеты отличаются от обычных дронов не при старте-финише, а при движении на марше, когда подъемную силу создает крыло. Но садятся они примерно одинаково, поэтому для отработки загрузки товара мы использовали именно квадрокоптер как самое легкое и дешевое решение. И когда появилось ограничение по максимальному весу, мы поняли, что по-прежнему можем попасть в это юридическое окно, и использовали этот аппарат для пилотного проекта.

О запчастях (на 100% белорусские)

Рама, форма крыла, механизм загрузки-выгрузки, вообще все механические элементы, а также ПО, управляющее процессами загрузки-выгрузки, — все это на 100% разработано и собрано здесь, в Беларуси. Лебедка собрана из покупных элементов, но разработана и создана тоже нами. Недавно ездили на хакатон в Москву. Один из организаторов показал: японцы сделали механизм лебедки для дронов-курьеров и продают ее за дикие деньги — дороже, чем себестоимость всего нашего аппарата — и у нее примерно треть от нашего функционала.

Дрон для разметки, колпак дрона-курьера, фюзеляж дрона-парашюта

Дрон для разметки, колпак дрона-курьера, фюзеляж дрона-парашюта

О резервных системах позиционирования

Аппарат серьезно продуман, и у него есть резервные системы позиционирования, которые работают даже в том случае, если сигнал GPS пропадает. Одна из них — работа оптики: направленная вниз камера фиксирует смещение, и в связке с лазерным дальномером дрон понимает, сколько и в какую сторону он пролетел. И если на какое-то время сигнал GPS пропадет, дрон сохранит возможность пролететь какое-то расстояние и не «потеряться», пока вновь не поймает сигнал GPS. Точно также он может совершить автономную посадку только по камере, там миллиметровая точность. Тестовые полеты мы выполняем в том числе в нашей мастерской в подвальном помещении, где нет GPS, но это не мешает дронам ориентироваться в пространстве. Если будет попытка угнать или принудительно посадить дрон (например, с помощью противодронового ружья), то вспомогательные системы аппарата позволят продолжить полет. Внешний регулятор, такой, например как авиадиспетчерская служба, сможет повлиять на полет дрона лишь в том случае, если мы сами предоставим ему такую возможность.

О том, как «вшить» запретный участок 

В автопилотах некоторых китайских дронов зашиты так называемые запретные зоны, в которых дрон отказывается летать, например, аэропорты. Но такие настройки оперативно не меняются. К примеру, в Беларуси недавно запретили полеты над посольствами, но любой «китаец» спокойно нарушает такой запрет. В наших автопилотах такой предустановки нет, вместо этого мы сами прописываем такие зоны. Для наших дронов любая территория, кроме письменно разрешенной нам для полетов, является запретной. А если завтра внутри этой территории появится новый запретный участок — мы в течение нескольких минут добавим и его. С этой точки зрения мы в большей степени соответствуем требованиям законодательства, чем дроны с любительского рынка.

О 3D-карте местности 

В согласованной для полетов зоне у нас также есть разрешение вести аэрофотосъемку. Мы воспользовались им, чтобы один раз сделать 3D-карту местности сверхвысокого разрешения. Дрон использует эти данные, чтобы не сталкиваться со сложными препятствиями (вроде натянутых проводов), а также для поиска оптимальной для выгрузки точки. Большую часть времени во время своей работы дрон не ведет видеозапись.

О загрузке груза

Мы разработали и протестировали огромное количество вариантов загрузки груза в дрон и остановились на варианте подвесного контейнера. При таком подходе, в случае необходимости, мы можем увеличить габариты контейнера без необходимости переделки самого дрона. Например, если мы будем доставлять что-то объемное, но менее плотное, — скажем, зимнюю куртку, — то контейнер просто масштабируется. Но для доставки еды нашего контейнера стандартного размера достаточно.

Контейнер сделан из гофрокартона, который сам по себе является термоизолятором, а полет в настоящее время длится не больше минуты — даже при нулевых температурах еда остыть не успевает. Сейчас мы экспериментируем с активным подогревом контейнера, и первые опыты показывают положительные результаты. Еще тестируем подогрев батареек и электроники аппарата — минусовые температуры им противопоказаны. Зимняя компоновка деталей дрона позволяет практически не использовать для этого дополнительную энергию батарейки.

О заказе на Menu.by

Посадочные ноги дрона-курьера

Посадочные ноги дрона-курьера

Открываете мобильной приложение Menu.by — оно автоматически предложит вам заведения в радиусе 7 километров, — это примерно 200-300 ресторанов. Выбираете еду, дальше стандартная форма заказа. Если хотите доставку дроном — выбираете предоплату по карточке и вводите специальный купон (его знают жители целевого района). Это такая форма коммуникации, чтобы мы понимали, что вы понимаете, что вы ожидаете дрон, а не обычного курьера. И если ваш адрес входит в зону нашего покрытия, то заказ приходит и в ресторан, и к нам. Далее либо наш человек, либо курьер Menu.by забирает заказ и привозит его в точку, где стартует беспилотник. Это изолированная территория, мы ее полностью контролируем. Дрон летит, и если точка выгрузки над частным сектором, то спускается на 10 метров и зависает, груз спускается на тросе и сам отцепляется, после чего дрон улетает. Груз при этом оказывается на огороженной территории частного дома получателя и, таким образом, защищен от посягательств посторонних лиц.

О краже дрона

Пока что мы доставляем только в частный сектор, впоследствии планируем доставку в многоквартирные дома. В нашей зоне около 60 частных домов, в каждом живет примерно по 8 человек, плюс в этой же зоне два высотных здания, где еще под тысячу жильцов в каждом. Сам полет дрона занимает около минуты, и когда дрон стартует, заказчик получает уведомление. Дрон не садится на территории заказчика, он вообще ниже 10 метров не опускается, схватить его нельзя. Если кто-то вдруг попытается схватить дрон за трос, то встроенный в лебедку механизм его отрежет. Вот сейчас вы это напишите — и в ближайшие несколько дней все будут стараться дернуть за тросик :)

О вере

Мы видим, что люди находятся в таком шоково-позитивном состоянии. Человек заказал по приколу доставку дроном — и, мне кажется, до последнего не верит, что такое действительно произойдет.

О погоде

Летаем не каждый день: если погода плохая — не летим. Стараемся, чтобы не было дождя и сильного ветра. При 8 метрах в секунду дрон еще может лететь, но мы не рискуем. Это особенно опасно в момент посадки. Сильный снег нежелателен, умеренный снегопад влияния на полет дрона не оказывает. По выданному разрешению мы можем летать в светлое время суток и в хорошую погоду.

О траектории и кортежах высокопоставленных лиц

Дрон летит не по прямой траектории. Однажды у нас на маршруте оказалась детская площадка, и мы приняли решение пустить дрон в облет этой детской площадки. Запрета летать над ними нет, это наше собственное видение безопасности и управления рисками. Лучше всего лететь в тех местах, где в случае падения ущерб будет минимальным. Лес или частный сектор — хорошее решение, а летать над автодорогой — плохое: в случае падения на дорогу дрон может парализовать движение. Это одна из причин, почему территория над крупными автомагистралями в Минске является запретной зоной, еще одна причина — потому что по этим магистралям ездят кортежи высокопоставленных лиц.

О скорости

Мы проектируем аппараты так, чтобы один дрон вез только один заказ. В противном случае сильно усложняется механика процесса загрузки-выгрузки. Допустим, сделаем три контейнера на трех тросиках. Доставили один, отцепили — и уже сильно нарушилась развесовка и центровка. Поэтому один дрон — один контейнер. Даже если понадобится примерно в одно место отправить три посылки — это будут три дрона. Пока что летают два аппарата, один загружен побольше, другой поменьше. Максимальная скорость их 50 км/ч, но летят они медленнее — около 30 км/ч. Полет длится недолго, и если его выполнять на полной скорости, то весь полет будет разбит на два отрезка: только разгон и только торможение. В такие моменты он производит больше шума и больше тратит энергии.

Прототип дрона-курьера 2014 года, с замкнутым крылом
Прототип дрона-курьера 2014 года, с замкнутым крылом

О прибыли (она есть)

Число заказов раскрыть не могу, но число коммерческих рейсов по сравнению с нашими тестовыми полетами пренебрежимо мало. Но мы себя окупаем и, может быть, даже являемся единственной в мире компанией, которая выполняет доставку дронами с прибылью. Мы для Menu.by — и для будущих партнеров — являемся компанией доставщиков. Мы выполняем услугу, и с этой точки зрения любой аутсорсер — это упрощение процесса. Появился заказ — через систему нам пришло уведомление — мы заказ выполнили — через систему отослали уведомление, что все хорошо. В случае с Menu.by это расширение их возможностей. Мы будем нацеливаться в те сегменты, которые охватывать курьерами может быть невыгодно. В первую очередь нас интересует доставка в пригород. Курьеру 6 километров в одну сторону ехать невыгодно, а для дрона это не проблема. Поэтому мы и сосредоточимся на доставке в пригород.

О выходе на рынки развитых стран

Дальше нас интересует выход на рынки развитых стран — мы с первого дня работаем именно в этом направлении. То, что первый наш коммерческий запуск состоялся у нас на родине — это приятный бонус, но это не было конечной целью. Мы хотим выстроить огромную компанию, и для этого надо занять лидирующие позиции доставки дронами в развитых странах. Есть с десяток стран, где у нас достаточно плотно все проработано — как разрешения, так и будущие контракты. Думаю, в течение ближайшего года запустимся в нескольких странах.

За последние два года я в Эстонии провел минимум треть времени. Нашему проекту одобрили их стартап-визу, и мы достаточно хорошо известны в местном стартап-сообществе, и законодательство там замечательное. Я думаю, что масштабное движение по доставке дронами в Европе стартует из этого региона.

Надеюсь, что не без нашей помощи.

О том, можно ли купить дрон

Основная модель наших услуг — сервисная, мы не заточены под продажи аппаратов. Все, что касается дронов-курьеров, — здесь предпочтительнее именно сервисная модель.

Если бы мы продавали дроны, то обязательно бы учли заложенную интеллектуальную собственность, не исходили бы только из себестоимости железа. Что-то в районе 20 тысяч долларов за один дрон, самый простой.

В тех редких случаях, когда приезжали представители дальних компаний и предлагали продать дроны им, мы отвечали так: «Допустим, мы согласны, как вы дальше будете с ними работать? У вас будет человек, который станет их обслуживать, следить за ними? Как вы будете решать проблемы с допуском в воздушное пространство? А что по поводу апдейтов — как вы рассчитываете получать обновления и сколько это будет для вас стоить?» Так или иначе, возвращаемся к тому, что сервисная модель предпочтительнее.

О доставке не только еды (но наркотикам — нет!)

Есть параллельные сегменты, которые позволяют строить бизнес без серьезного расфокуса. Например, мы работаем в какой-то стране и создали экосистему, доставляя еду. После этого можно смело добавлять доставку товаров из интернет-магазинов: одежды, электроники. Сможем не просто доставлять клиенту посылку, но и забирать лишнее. Например, привезли клиенту две куртки, он одну примерил и оставил себе, а вторую положил обратно в контейнер, и дрон вернул ее на склад. Но все же с точки зрения объемов и масштабирования доставка еды — самое лучшее направление. Самая крупная частная компания Европы — это консолидатор доставки еды.

3D печать детали для дрона

3D печать детали для дрона

Есть много классных кейсов, на которых стоит сосредоточиться как с точки зрения рынка, так и с точки зрения этики. Еда — отлично; медикаменты, кровь, спасение жизни, — великолепно; товары из интернет-магазинов — не так идеально, но тоже терпимо. И это уже рынок на несколько триллионов. Еще есть сегмент доставки товаров на корабли — документация, SIM-карты, премиальные продукты, — тоже достаточно большой сегмент. Мы даже, когда проходили программу у Airbus, пытались задействовать их ресурсы с тем, чтобы получить разрешение на такую деятельность в Сингапуре. «Эйрбасу» очень понравилась эта идея, и спустя четыре месяца они сделали это сами. Не хотели бы работать с военными — не только по идейным, но и по политическим соображениям. Если ты строишь международную компанию, то подобного рода опыт может закрыть для тебя часть рынков. И не хотелось бы связываться с неэтичными и спорными с точки зрения этики темами. Например, с доставкой наркотиков — даже если они в каких-то странах и легализованы.

О дронах-фурах

Следующим перспективным сегментом для нас станет переход на более тяжелые дроны, которые смогут доставлять по нескольку тонн за раз. Это по-прежнему коммерчески целесообразно — в дополнение к грузовикам. Есть какие-то посылки, которые терпят сутки-двое, а есть такие, что надо доставить быстро, и наши технологии позволяют масштабировать дроны до грузоподъемностей в тонны. Также интересен сегмент перевозок людей, но на нем сейчас достаточно высокая конкуренция, и там другие порядки денег.

О плотности использования неба

Одновременно в небе могут летать сотни и тысячи дронов-доставщиков. То, что роботы делают нашу работу, — мы к этому давно привыкли. Автономный дрон с высоким параметром отказоустойчивости и мощным автопилотом, генерирующим тысячи управляющих команд в секунду, совершит ошибку с гораздо меньшей вероятностью, чем дрон, управляемый человеком. Если будут внедрены стандарты однорангового управления воздушным пространством — то эта вероятность снизится еще больше. В Швейцарии, Японии, в Штатах такие инициативы есть; у нас тоже есть какие-то наработки.

Над Минском могут летать не сотни дронов, а сотни тысяч, если им позволят реализовать свой потенциал.

Контакт дрона с самолетом практически невозможен: в Минске дронам запрещено подниматься выше 100 метров, и мало какой самолет или вертолет опускаются ниже этой высоты. Когда число дронов вырастет очень сильно, добавят коридоры по высоте: 80, 100, 120 метров. Если ввести систему диспетчеризации — когда дроны через транспондеры будут сообщать другим дронам о своем положении, направлении и скорости — то для разлета им будет достаточно расстояния меньше метра. Плотность использования неба может быть огромной, гораздо больше, чем плотность использования автодорог. На каждый автомобиль может приходиться до 100 дронов — и им всем будет хватать пространства. Дроны-курьеры пришли и доставили нам будущее :).

О том, зачем вбухивать миллионы в доставку дронами

Рынок курьерской доставки растет, и главный барьер всей электронной коммерции — это именно стоимость и время доставки. Почему Amazon, Google, DHL сотни миллионов долларов вбухивают в доставку дронами?

Они понимают, что компания, которая займет лидирующие позиции, сможет контролировать коммерцию во всем мире.


Работа в ИТ в Беларуси​.​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения​​.​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Горячие события

Конкурс EY Entrepreneur Of The Year 2020
31 мая

Конкурс EY Entrepreneur Of The Year 2020

EMERGE 2020
1 июня — 3 июня

EMERGE 2020

Вебинар «Советы от рекрутеров: как найти квалифицированную работу в Европе»
4 июня

Вебинар «Советы от рекрутеров: как найти квалифицированную работу в Европе»

Читайте также

Приложение для трейдинга Robinhood оценили в $8,3 млрд в новом инвестраунде
Приложение для трейдинга Robinhood оценили в $8,3 млрд в новом инвестраунде

Приложение для трейдинга Robinhood оценили в $8,3 млрд в новом инвестраунде

1 комментарий
Rocket DAO поможет инвесторам вкладываться в перспективные стартапы Восточной Европы
Rocket DAO поможет инвесторам вкладываться в перспективные стартапы Восточной Европы

Rocket DAO поможет инвесторам вкладываться в перспективные стартапы Восточной Европы

Lyft с офисом разработки в Минске (экс-Juno) сокращает почти 1000 сотрудников
Lyft с офисом разработки в Минске (экс-Juno) сокращает почти 1000 сотрудников

Lyft с офисом разработки в Минске (экс-Juno) сокращает почти 1000 сотрудников

7 комментариев
Коронавирус и AI-стартапы: инвестиции не уменьшились, но пострадали стартапы на ранних стадиях
Коронавирус и AI-стартапы: инвестиции не уменьшились, но пострадали стартапы на ранних стадиях

Коронавирус и AI-стартапы: инвестиции не уменьшились, но пострадали стартапы на ранних стадиях

Обсуждение

0

Стоимость доставки пиццы курьером - 3 у.е. Сколько вылетов нужно совершить дрону стоимостью от 20 000 у.е. , что бы окупиться?

Андрей Исаченко
Андрей Исаченко Директор в ООО "Лэмплайтер"
0

порядка 7000? Кажется не так уж и много, а откуда взялась цифра в 20к у.е. ?

3

Из статьи - они сами приводят цену, за которую готовы продать свои самые дешевые модели. 7000 - это без учета амортизации и обслуживания. Сколько там перезарядок аккумуляторы выдерживают до замены?

3

Добрый день, спасибо за вопрос :) Если оставить за скобками стоимость разработки, себестоимость собранного дрона существенно меньше 20.000. По нашим рассчетам, при полной загузке (с учетом амортизации батарей из рассчета 500 циклов), дрон окупает себя за 2,5-3 месяца

1

А можно представить более детальные расчеты? Не то, что я вам не доверяю...

-3

Я не хочу чтобы эти дроны летали над моей головой или моей семьи, руки прочь, представляю этот шум, и не надо говорить сказки что они 100% безопасны, винт посечет ткань до крови и до костей

0

Как всегда - пожелания граждан РБ тут никакой роли не сыграют. Я же за дроны.

4

Благодарим за обратную связь. Мы используем защиту винтов (защитный контур, натянутый вокруг дрона, его видно на фото и видео), и прилагаем существенные усилия в направлении снижения шума аппаратов. Так, за исключением краткосрочного снижения для выгрузки, на марше, взлете и во время загрузки дрон практически не слышно. Также в нашем флагмане мы используем разработанное и запатентованное нами крыло-парашют (прототип видно на одном из фото в статье), оно не только закрывает пропеллеры со всех сторон, но и снижает скорость свободного падения в случае поломки до 10 раз (соответственно до 100 раз кинетическую энергию падающего аппарата). Мы проводили его испытания и намеренные раш-тесты (поднимали на 100 метров и выключали двигатели), и получили характеристики согласно рассчетным. К сожалению, пока у нас нет возможности использовать его в Беларуси из-за ограничения по максимальному весу несертифицируемых аппаратов, но мы работаем в этом направлении.

-3

они никогда и не будут летать, слив бабла впустую

0

>>В-четвертых — сверхточная навигация c сантиметровой точностью (привет GPS +/-10 метров)

Вообще-то не +-10 метров. Даже согласно википедии - точность выше. Более того, для получения точных данных используется фильтрация, например, фильтром калмана, который работает вместе с инерциалкой. Для получения еще более точных данных, используется коррекция GPS по атмосферным явлениям, получаемая через интернет.

>>Одна из них — работа оптики: направленная вниз камера фиксирует смещение, и в связке с лазерным дальномером дрон понимает, сколько и в какую сторону он пролетел

Вы пишите, что можете летать в условиях умеренного снегопада. Что будет, если снежинка попадет на дальномер или на камеру? Если я правильно понимаю, вообще никакие осадки не допустимы для безопасного полета. В пассажирских самолетах используется радиовысотомер неспроста.

4

Спасибо за обратную связь. В целом все верно, хотя несмотря на википедию, GPS частенько дает и большие погрешности, например из-за отраженного сигнала. В остальном да - мы как раз используем RTK GPS (как вы написали - "коррекция по атмосферным явлениям"). Причем мы используем собственные RTK-станции, которые находятся внутри полетной зоны, что за счет минимальной разницы анализируемого и принимаемого GPS -сигнала дает еще большую точность, а поправочный сигнал передаем не только через Интернет, но и через радиоканал, что дает дополнительную надежность и снижает задержку.
Касателно работы камеры: в настоящий момент, согласно нашему разрешению, мы действительно выполняем полеты только в хорошую погоду без осадков. Когда в будущем возникнет задача летать в снег, вопрос загрязнения будет решаться следующими методами: 1) система самоочистки (если смотрите гонки F1, там как раз такие установлены на камерах для зрителей), 2) резервные камеры, 3) определение координаты/высоты не только по камере, лидару, но и по барометру/GPS. То есть чтобы лишить дрон возможности ориентироваться в пространстве, нужно лишить его сразу всех камер, барометра, инерциалки, GPS, и при этом заглушить все каналы управления (по радио и через Интернет). Это конечно в теории тоже возможно, но уже больше напоминает боевые действия, а не доставки в мирное время коммерческих посылок в частный сектор, согласны? :)

0

Спасибо за развернутый ответ!

Насчет радиоканала для RTK: если верить карте kokoby, у вас зона доставки радиусом ~300 метров, вы используете множество своих станций 2.4ггц или одну более дальнобойную? Не возникло ли проблем с законодательством насчет мощности излучателя и использования других частот (если это не 2.4)? Как эта проблема будет решаться при расширении зоны доставки?

Не смотрю гонки F1, а так сразу такие системы не смог нагуглить. Не могли бы Вы привести пример?

Лидары, насколько я знаю, очень дорогие. Варианты с добавлением нескольких камер и барометра интересные, как это повлияет на энергопотребление дрона? С учетом того, что картинку с нескольких камер нужно еще кому-то обрабатывать.

0

Спасибо за вопрос. Дальности разрешенных по частотам и мощности передатчиков для нашей маленькой зоны воплне хватает. Когда зона станет больше, есть 2 пути: 1) использование Интернет-канала как основного (нет ограничения по расстоянию); 2) использование множества распределенных передающих станций, каждая допустимой по законодательству мощности.

Рисунок схемы очистителя для камеры я сходу тоже не нашел. Смысл такой: там используется циллиндрический поворотный элемент, который движется вокруг камеры, и при движении трется об очищающую поверхность (то есть как бы дворник стоит на месте, а отностиельно него по кругу двигается стекло).

Лидары сейчас не такие дорогие, наш стоит $150. Относительно стоимости всего дрона - не так много. Энергопотребление бортовых систем, по сравнению с двигателями аппарата, также пренебрежимо мало.

0

Здравствуйте. Я увлекаюсь квадрокоптерами сам строю и летаю. Таких как я в стране много. Планируете ли вы продавать ваши запчасти (например винтоматорную группу)? Я бы с удавольствием приобрёл для своего долголета.

0

Здравствуйте. К сожалению любителей дронов в стране не так много, как нам бы хотелось :)
В аппарате на видео использовался мотор tarot 5008 c 18"винтом
http://helipal.com/tarot-5008-high-power-brushless-motor-340kv.html
Заказывал в Китае, розницой в ближайшее время заниматься не планируем. Впрочем, постучитесь в FB, может что подскажу.

Я бы не рекомендовал эту винтомоторную группу для долголета, наврядли удастся выжать больше 40 минут. Лучше обратите внимания на 12S моторы от tmotor, и винты 30-32 дюйма, у них энергоэффективность существенно выше. Мои знакомые вытягивали на таких час полета.

0

Что будет, если Ваш летательный аппарат повредит чью-то собственность или причинит вред здоровью?

0

Для дронов застрахована ответственность перед третьими лицами, сумма покрытия - до $30.000 на аппарат. Вне зависимости от этого, безопасности людей мы также уделяем большое внимание и постарались отразить это в статье.

victorvictorvictor
victorvictorvictor Инженер-программист в Новый сайт
0

Спасибо за интервью, получилось довольно объемным, но на мой взгляд самые интересные технические аспекты не раскрыты.
1. Весь путь дрон использует автопилот? Или на каких-то этапах (или всех) в дело вступает оператор?
2. Как вы планируете доставлять в многоквартирные дома? Доставлять груз во двор?
3. Вы пишите про евросоюз, а как дела там? Где-то вам уже разрешили полеты?
4. Как регулятор смотрит на ваше планы? Очень слабо верится в сотни и тысячи дронов летающих над городом.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже