«Сделать платным на всех уровнях». Михаил Дубаков о реформе образования

117 комментариев
«Сделать платным на всех уровнях». Михаил Дубаков о реформе образования

После встречи президента с Виктором Прокопеней 12 октября стало понятно, что реформам в образовании быть. Пока их подробности — в тумане, СЕО Fibery Михаил Дубаков опубликовал в Фейсбуке свое видение.

— Раз уж тут все резко обсуждают тему образования, сложно удержаться от этой важной для страны темы.

Реформировать институты со столетней историей затруднительно, так что лучше создать контекст для нового.

На самом деле никто не знает, что сейчас наверняка делать с образованием. Никто.

Все меняется в мире совершенно стремительно. В такой среде единственный выход — дать возможность многим экспериментировать и пробовать новые подходы. Единая система практически наверняка не сработает (сейчас она работает ниже оценки удв.), но может сработать лаборатория тысячи систем.

В целом всё нужно упрощать. Чем больше законов и правил, тем меньше вариантов будущего мы проверим. Чем меньше правил, тем больше возможности организаций для адаптации.

Вот идеалистично-дилетантский взгляд на реформу:

🦋 Свобода

  1. Освободить (или хотя бы сильно снизить) на 20 лет от налогов все компании в сфере образования (школы, университеты, колледжи).
  2. Уравнять частные и государственные школы и вузы. Сделать образование платным на всех уровнях. Освободившиеся деньги выделять на обучение детей в семьях с определенным уровнем дохода. Тут у государства большие возможности для маневра для стимулирования определенных отраслей с сфер. Надо понимать что nothing is free, кто-то сейчас платит за бесплатное образование.
  3. Радикально упростить процедуру получения лицензии.
  4. Радикально упростить документооборот в сфере образования. Пусть каждая школа или университет формирует свою программу и учит по ней детей. Тут не нужен очень строгий контроль, прекрасно сработает рыночный отбор и за хреновое обучение люди не особо будут платить.

🦉 Контроль

  1. Сохранить лицензирование школ и вузов. Но сделать там упор лишь на безопасность и здоровье учеников. Проблемами образования пусть занимается сама школа, а не кто-то там сверху.
  2. Сохранить опциональное единое тестирование (в каком-то виде) для выпускников школ. Это полезная информация для хоть какой-то оценки качества обучения.

Это радикально, ребята, но в наше бурное время без радикальных решений и риска сложно будет чего-то добиться в короткие сроки.

А так, глядишь, лет через пять будем иметь много информации для корректировки сферы образования, И еще лет через 10 пару неплохих вузов и несколько десятков школ.

Готово ли общество к этим шагам? No way 

По теме
Все материалы по теме

Работа в ИТ в Беларуси​.​​​​​​​​​​​​​​​​​

1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения​​.​​​​​​​​

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

Гендиректор hoster.by: «ИT-страна откатывается назад минимум на 5 лет»
Гендиректор hoster.by: «ИT-страна откатывается назад минимум на 5 лет»
Гендиректор hoster.by: «ИT-страна откатывается назад минимум на 5 лет»
8 комментариев
Выпускники физфака БГУ обратились к Нацсобранию. Среди них Румянцев, Чалый и Шушкевич
Выпускники физфака БГУ обратились к Нацсобранию. Среди них Румянцев, Чалый и Шушкевич
Выпускники физфака БГУ обратились к Нацсобранию. Среди них Румянцев, Чалый и Шушкевич
15 комментариев
Белорусский сервис Eightydays.me поможет путешествовать внутри стран
Белорусский сервис Eightydays.me поможет путешествовать внутри стран
Белорусский сервис Eightydays.me поможет путешествовать внутри стран
«Это информационная война». Основатель Nexta дал интервью Юрию Дудю
«Это информационная война». Основатель Nexta дал интервью Юрию Дудю
«Это информационная война». Основатель Nexta дал интервью Юрию Дудю
9 комментариев

Обсуждение

0

Пользуясь случаем, бесстыдно порекламирую свой бренд, чтобы он стал еще более узнаваемым!
https://mdubakov.com

3

"At a time like this, we need to thank our sponsor" (c) the TechLead

12

Как в анекдоте "Жаль у меня было еще столько идей"
Чтобы что-то предлагать, надо обосновывать, а именно результами прошлых экспериментов, опытов(например физиологов, бехейвористов) или практиками внедрения в успешных странах и последствиями.

А то получается классическое белорусское наступление на 1001 грабли.

-5

Ничего радикального в написанном нет. Это тот минимум на котором стоит вся наука и образование на западе.

6

Ну ка где в развитых западных странах платные "все уровни"? Уровни образования включают в себя дошкольное, базовое и среднее образование. И где эти страны в рейтинге по уровню образования. Почему не первые?

0

Нет. И хотя Запад очень большой и разнообразный, но в чистом виде озвученные идеи встречаются очень редко.

16

>> Сделать образование платным на всех уровнях. Освободившиеся деньги выделять на обучение детей в семьях с определенным уровнем дохода.
Вот так взял и послал гнить в жопу в нищете подавляющее большинство людей в РБ, оставив возможность получить хоть какое-то образование только тем кто успел вскочить в айтишечку (т.е. себе любимому) и тем кто родился с золотой ложкой в... Ай маладэц. Перебухал вчера с инвесторами? Инсульт постучался? Или что это за дичь? Откуда такая офигительно ~~прорывная~~ подрывная идея? Индусы не выдерживающие конкуренцию надоумили?

-12

Такие как вы дико напрягают. Даже прочитать текст которые комментируете не в состоянии.
> Освободившиеся деньги выделять на обучение детей в семьях с определенным уровнем дохода.
Элементарные вещи как "nothing is free" думаю и подавно не понятны.)

10

Такие как вы дико напрягают. Проверяйте факты. Почему-то в странах которые в топе образования вполне можно бесплатно получить хотя бы минимальное образование без деления на какие-то нелепые касты.
Потому что из бюджета, из налогов. И вот с тех кто пилит слишком много денег, раз позволяет себе такие громкие высказывания, можно и налог побольше снять, раз на то пошло. А детям вот это всё дерьмо с делением, каким-то особым отношением к "вон тем которые платят" и прочими тараканами нафиг не нужно.
Более того в цитате совершенно не очевидно "определённый уровень дохода" - это те кто нищие или те 3% которые нормально зарабатывают? Скорее всего это будет меньшинство, т.е. те 3%. В наших реалиях. Опять же совершенно не определено что значит "выделять". Подразумеваю что выделять будут 30р, а требовать 300р. Опять же ввиду особенностей местных распилов - накрутить и попилить всё где крутятся деньги - это вот прям святое, а тут можно дважды попилить. Класс просто.
Вы хотите доконать систему образования и окончательно отстать от развитых стран?

-11

Навскидку я бы полностью компенсировал обучение всем семьям с уровнем дохода меньше $5000 в месяц. Но это надо считать.

Вот глядите. У меня доход приличный и я вполне могу оплатить обучение своих детей. С другой стороны, когда они ходили в обычную школу, я пользовался льготами государства. Зачем? Это справедливо? Не особенно. Уравнивание имеет и негативную сторону, когда льготами пользуются и обеспеченные слои населения.

Я конечно знал что все прицепятся к этому пункту, но он не основной. Остальные более важны, а еще более важен сам принцип упрощения и создания контекста для частных учреждений в этой сфере.

7

>> Но это надо считать.
О, вот первая частичка здравого смысла

>> с уровнем дохода меньше $5000 в месяц
Их таких подавляющее большинство!!!! Ау! Статистика же публикуется по зарплатам регулярно. В итоге не только будут проблемы с получением образования, но и система оплаты/расчётов/взаиморасчётов многократно усложнится, попутно умножив бюрократию вокруг всего этого. А что делать тем кто в прошлом месяце получил 5000$ а в этом 4900? А что делать тем кто без работы остался и 3-4 месяца будет работу искать? И так далее и ещё множество вариантов сломать жизнь на ровном месте. Без каких либо профитов. Без каких-либо отсылок к успешным вариантам внедрения предложенной схемы. Просто с потолка. В стране невиданных распилов, где деньги в принципе не часто доходят в полном объёме до заданной цели.

>> С другой стороны, когда они ходили в обычную школу, я пользовался льготами государства.
Ты платишь налоги. И ты можешь заплатить больше, при желании, даже сейчас. Либо ты можешь заплатить дополнительно учителям за доп. образование. Либо ещё как-то материально помочь школе (не всё же из Европы гуманитарку тягать). И в этом случае всё достаточно понятно.

0

Я согласен насчет сложности льготных кредитов на обучение. Но не думаю что она велика. С другой стороны, сложность системы образования тоже очевидно немаленькая, и государство избавиться от весомой ее части. Так что я не уверен, что они несопоставимы.

>Ты платишь налоги. И ты можешь заплатить больше, при желании, даже сейчас.

Как именно? Сходить в налоговую и сказать "ребята, посчитайте мои налоги по ставке не 13%, а 20%".?

И я не хочу "как-то материально" помогать школе. Я просто хочу заплатить за услугу и пусть школа сама себе помогает.

P.S. Ну вот закончили какашками бросаться и начали какой-то диалог. Уже прогресс!

3

с доходом меньше 5000$ в месяц - это речь про Беларусь? )) в которой 70% даже 500 не получает в месяц? ) да тут сотня айтишников на всю РБ наберется с зарплатой больше, а остальные то откуда возьмутся? )

marius
marius Senior Software Engineer в EPAM
0

Немного странно слышать, что бесплатное образование у нас является льготой. Как говорится, приплыли.
Если тебе не нравится учится в обычной школе и пользоваться бесплатным образованием, войди в попечительский совет школы и помогай ей.
Навскидку, как много людей с доходом выше 5к в месяц учат своих детей в обычных школах?

0

Все, что бесплатно, является льготой. За это кто-то заплатил.

Попечительский совет школы ничего не решает. Купи хоть 1000 компов в обычную школу — ни черта не поменяется.

8

Как говорил мой учитель - халявы не будет. Всё что бесплатно на самом деле не бесплатно, просто финансирование не прозрачно. Как и многое другое. И многие не интересуются тем что там происходит под капотом.

marius
marius Senior Software Engineer в EPAM
2

"Все, что бесплатно, является льготой. За это кто-то заплатил." Блин, всегда думал что это наше право, потому что налоги государство и так соберет, так хоть на что-то полезное потратит. Реформа образования, назрела давно, но вот сделать его платным, ничего не поменяет, только дополнительный налог на родителей.
По поводу попечительских советов, ну не знаю, помогает создать нормальную инфраструктуру в школах. По поводу компов, ну не знаю, я еще учился на Корветах, когда во всю были пни вторые. Ну, и да многих вещей не могли сделать. Плюс закупка качественного методического материала. Спортивный инвентарь, текущий ремонт. А ты говоришь ни на что не влияет? Ну, так войди в попечительский совет и начинай проталкивать свои идеи. А лучше в депутаты, в министры. Есть куча идей, ну так вперед и с песнями. А не сидеть и ныть, что куча льготников развелось

1

"обучение всем семьям с уровнем дохода меньше $5000 в месяц"
Начинает :))))
Опять льготники полезли :))) так и прет из нашего человека льготы тому, это так.
Вначале начните с себя, а потом что-то предлагайте.

3

Льготы порождают махинации и коррупцию. Найдутся хитрые которые будут занижать/скрывать реальные доходы, чтобы воспользоваться льготами.

Если хотите помочь потому что вы богатый, надо ввести прогрессивную шкалу налогообложения.

И предвосхищая вопрос про махинации с налоговыми ставками, это уже уголовка и другая ответственность, чем например, махинации для получения льготных квартир.

3

Чтобы система давала положительный результат, она должна быть устроена правильным образом. Сейчас вкладывать деньги в систему образования не имеет смысла, нужно для начала изменить саму систему.

Пример из мира продуктовой разработки. Есть у вас продукт, где привлечение пользователя стоит 100 баксов, а зарабатываете вы на нем за 3 года 50. Увеличение расходов на рекламу не помогут.

Пример из мира физики. Есть у вас термоядерный реактор, которые тратит больше энергии, чем вырабатывает. Наверное, нет особого смысла накачивать туда энергию.

Сейчас в образовании нет условий для конкуренции, нет отбора хороших вузов и отмирания плохих, нет конкуренции среди учителей, потому что не за что конкурировать. В таких условиях нет развития и поиска новых парадигм.

marius
marius Senior Software Engineer в EPAM
1

Про физику примитивно, есть такие штуки, как фундаментальные исследования, задача которых создавать базу для науки, подверждать или опровергать какие-то теории, и в конечном итоге двигать науку вперед. Ну, да это дорого, как и все что делается в штучном виде. Сейчас нет промышленных термоядерных реакторов, поэтому логично, что потребляют энергии больше, поскольку отрабатывают новые теории и методики работы. В дальнейшем может дать очень выхлоп. С таким же успехом можно сказать, зачем тратить деньги на БАК или исследования космоса, денег жрет много, выхлопа мало. Вообще никто не понимает, что там происходит. Если бы не вкладывали деньги в науку, так и писали бы пером при лучине и лечились бы с помощью трав и бабушек-шептух

-2

Marius про физику все однозначно написано. Вы сами подтвердили что есть фундаментальные исследования и прикладные. Фундаментальные дорого и прямые инвестиции не окупаются, а вот прикладные наоборот активно спонсируются бизнесом. Дело в том что образование если сравнивать, это как раз не фундаментальная наука а прикладная, образование - это массовое явление. Поэтому явный экономический стимул необходим.
Если вы хотите что-то фундаментальное в образовании то это разговор про один конкретный вуз/школу/сад, который будет делать какие то фундаментальные педагогические исследования/подготовку. Пускай у него все учатся если конечно будет создано что-то полезное, а массовые гос школы/вузы известно к чему приводят.

marius
marius Senior Software Engineer в EPAM
2

И к чему же приводят массовые гос. школы и вузы приводят? Интересно послушать.
То, что государство не хочет давать достаточно денег на образование и при этом не дает ему нормально зарабатывать и принимать пожертвования, так это не проблема того, формы собственности школы или вуза, это проблема нашей системы образования.
А фундаментальные вещи, как раз и закладывают фундамент. Если бы это школа была прикладной вещью, то 4-х классов хватало. Читать, писать, считать научился и хватит, а потом на завод. Все что больше за деньги. Потом окончательно выключим социальные лифты, поскольку многие толковые дети не будут иметь достаточно денег, чтобы платить за образование. А там можно и крепостное право вводить

Anonymous
Anonymous
0

По-моему, в бесплатном образовании основной акцент не на том, что оно бесплатное, а то, что такой подход гарантирует одинаковый, конкуретный доступ к этому самому образованию в зависимости от.

Вот Вы предлагаете сделать образование полностью платным и убрать контроль. Вы как бизнесмен, не считаете вероятным то, что в итоге в завимости от стоимости будет меняться и качество? И второй момент, считаете ли Вы правильным то, что у человека может быть доступ к более лучшему образованию исключительно по принципу "есть ли у него деньги"?

(Не достоверные цифры, но всё же). В СССР тратили на образование 11% ВВП в среднем (+2% на науку) при ВВП на душу населения в районе 9 тыс. В Беларуси, соответственно, 10.5% при 6 тыс. Получается, если я правильно понимаю, то образование в РБ примерно в 1.85 раза хуже, чем в СССР. Тут, конечно, учитываются только денежный фактор, но.

Получается, что да, как вы и заметили, на тот уровень образования для Всех у государства денег нет. Опять же Вы как бизнесмен, опять же из ИТ, не считаете, что ИТ-компании в состоянии как-то повлиять на это?

И на последок, не считаете ли Вы, что термин "вайтишник" как-то влияет на уровень белорусского образования?

10

Даже во времена сталинских репрессий тезис о том что дети не в ответе за родителей не был пустыми словами. Дети не должны поплатится за то, что у их родителей нет денег или желания дать им образование.
В связи с этой статьей, я лишь порадуюсь за Михаила, достигшим уровня просветления, позволяющего ему нести чушь в сфере далекой от тех, в которых он действительно является профессионалом.

0

В статье сказано о целевой помощи тем кто не может оплачивать образование детей.

0

// Дети не должны поплатится за то, что у их родителей нет денег или желания дать им образование.

Не должны, но платят. Добро пожаловать в реальный мир. Особенно это актуально про "желание".

Алексей Синкевич
Алексей Синкевич Senior Developer в Adform BY
1

Как раз тезис про детей и родителей во времена репрессий был пустыми словами.

1

Все правильно. Называлось: дети врагов народа.

3

да просто надо системно увеличивать кол-во гимназий и лицеев, делать там по-больше кружков самых разных, олимпиад и т.д. раньше это было, а потом решили, что и так слишком много умных.

важно мозги, смекалку еще в детстве "раскачать", чтобы и на универ, и на "войти в айти" хватило, как минимум.

5

Не получится уже.
Раньше в это вкладывало мощное государство, а сейчас у нас не государство, а сборище недалеких мутных проходимцев, которые умеют лишь работать при наличии административного ресурса, любую конкуренцию просто не выдерживают. И для этого у государства должна быть хотябы стратегия развития на 5лет, а у нас не знаю что будет даже в следующем году
Сейчас не получится, где вы столько умных преподавателей, найдете.
"важно мозги, смекалку еще в детстве "раскачать", чтобы и на универ, и на "войти в айти""
Вы абсолютно правы, но это не нужно таким как прокопеня, он барыга, ему главное чтобы специалиста кто-то воспитал, бесплатно для него, он купил, подешевле ,попользывался пока есть спрос и выбросил когда нет спроса, а то что человека выбросили на улицу, он скажет мол чувак это рынок.
А умный развитый, еще з.п потребует , соцпакеты, может и его обскакать.

не зря говорят человеческие ресурсы, забыли уже сколько СССР вбухивал в образование, прошло 30 лет после развала и уже половина растречено, дальше только хуже

-2

Расскажите пжл о том "мощном" государстве, что было после распада СССР, как раз когда и начали открываться гимназии и лицеи.

Про Прокопеню еще расскажите, в чем тут его интерес. Он видимо курсов наоткрывал? или держит бодишопы, где джунов не хватает?

Вопросы на самом деле риторические. 15млн$ - это годовые сборы ПВТ. Даже если все 100% пойдут на эту программу и все деньги прокрутятся через "Курсы Прокопени" (о которых я ничего не слышал), то сколько на этом заработает сам Прокопеня за год? Миллион? Два? Это просто смешно

Насколько мне известно, Прокопеня занимается только продуктовым бизнесом. Аутсорс для него давно в прошлом. А теперь расскажите, зачем продуктовой компании джуны?

0

Мое мнение, все что его волнует — эта работа его крипто-лохотрона, а заботы об образовании — это все очковтирательство.

2

очень конструктивно! с фактами и доводами! спасибо!!!

2

Задача системы образования не только в том, чтобы максимизировать знания, но и в том, чтобы предоставить максимально равные возможности для всех детей. Ваша же схему неминуемо приведет к тому, что дети богачей скучкуются в дорогих хороших школах, а остальные будут учиться в бомжатниках. Это ужасная картина будущего.

4

Так оно и сейчас так. Школы попрошайничают у родителей денег на мыло в туалетах, в регионах вообще чернь, ну а кто побогаче отдают детей или в частные школы или в правильные лицеи.

6

Никто не запрещает оплачивать более клёвое образование, если у тебя есть лишние ресурсы. Но лишать базовых прав и возможностей - вот это настоящая дичь.

0

> Но лишать базовых прав и возможностей - вот это настоящая дичь.

Согласен.

1

Вопрос, что за судьй что решают что такое базовые права и возможности. Завтра скажут что достаточно читать и писать. Как один учил что червяков изучать уже не обязательно.
У меня другой подход, например как в Германии, там наверное всё образование Бесплатное, и Германия финансово тянет весь ЕС.

1

Наивный, думаете германия такая добрая страна кормит всех?) Германия это главный выгодополучатель ЕС, потому что он таким образом получает исключительный доступ к огромному рынку сбыта своей продукции.

0

Я не уверен насколько кардинальные нужны реформы нашей системе образования. Но совершенно точно уверен, что нужна система социальных лифтов, которая позволяла бы одарённым детям, но без связей и денег, достигать всех тех же вершин, что и детям, имеющим обеспеченных родителей. Вершин, не обязательно связанных с IT. И построение такой системы мне кажется более актуальным, нежели образование IT университета. И количество элитарных лицеев и школ и формы их собственности при построении какой системы дело десятое.

3

Основные проблемы в нашем образовании - платят ничтожно мало и позиционируют всё это как "вы все лохи, а если хотите чего-то - идите в бизьнес", из-за чего в образовании нет конкуренции между специалистами, а есть острая их нехватка. Всё это усугубляет дичайшая бюрократия и отставание от современной жизни. А добивает невозможность найти нормальную работу по изученной специальности где-то за пределами обл.центра. При этом физ-ра и клепать табуретки всё ещё по мнению многих важнее чем математика. Если ты съездил куда-то на спортивные соревнования - ты кааапец какой отличник. Могут даже в районке статью накатать. Ну и конечно поступить в МВД хватит и 8 баллов, а уж МВДшников надо побольше в любом колхозе, а то вдруг население протрезвеет... А работка не пыльная, ЗП куда выше чем у учителей, ранняя пенсия, льготы, бенефиты, связи, взятки...

-3

Проблемы все знают, а делать что? Просто поднять зарплаты и будет всем счастье? Это не сработает. Их зарплаты будут расти по мере роста экономики, который сильно медленный. А рост нужен радикальный, раз в 10.

Этого можно добиться только через конкуренцию и коммерциализацию образования. Но если дать свободу и налоговые льготы только новым частным вузам, все крутые учителя туда уйдут. Что останется государственным? Куда все это скатится? Поэтому нужны равные условия работы и для частных и для государственных вызов. Это сложно обеспечить, но думать нужно в эту сторону.

3

Не будет радикального роста в 10 раз на пустом месте. Образование и наука в стране стагнирует уже лет 30, а вы хотите всё грохнуть и с нуля за пятилетку коммунизм. "Технические" долги никто не отменял.
Опять же шансы взлететь у этого прорывного стартапа без основательной подготовительной базы... как у стартапа. Несколько лет всё будет порушено (значит одно поколение вырастет в условиях когда старая система добита, а новая ещё не развилась), а потом вдруг вот возьмёт и не взлетит, что тогда? Ещё лет 10 всё откатывать хотя бы до сегодняшнего состояния? Это доконает страну, будем хуже чем на задворках Африки побираться.
Что касается роста экономики... какая-то странная экономика, когда военка растёт, а на образование денег нет, в то время как образование является основой для всего.
Опять же милитари растёт, а преступность не снижается. В Финляндии дети самостоятельно ходят в школы и всё ок, а у нас вот прям родитель должен утром привести, после уроков если родитель забрать не может - кружки навязывают, требуют собирать объяснительные чем ребёнок занимается пока родители на работе, вечером комендантский час (словили без родителей после 22:00 - шанс попасть всей семьёй в разряд отщепенцев). И прочая дичь и бюрократия вместо учёбы, которой обязывают заниматься опять же учителей. Учителей может быть и устроила бы такая зарплата за строго отработанные по теме часы, а не за то что они овертаймят потом со всем этим ещё по 4-6 часов и в выходные просто чтобы не утонуть в спаме и не быть депремированными. Никаких доплат само собой за овертайм у них нет.
Т.е. да, менять надо. Менять надо комплексно и всесторонне. Но тотальная коммерциализация не решит проблему. Более того в т.ч. ваша индустрия пострадает в первую очередь уже потому что вам самим нужны кадры "хотя бы не хуже" прямо сейчас, а не когда-нибудь потом, когда новая система может быть преодолеет детские болячки и может быть выстрелит.

Алексей Синкевич
Алексей Синкевич Senior Developer в Adform BY
0

https://42.tut.by/586750
Траты на армию в доле ВВП уменьшились, и в целом у нас по региону одни из самых низких трат были всегда после независимости.

Anonymous
Anonymous
0

Вы рассматриваете образование только с одной стороны. Конечно, важно, кто учит, какая у него мотивация, какая компетенция и т.п., но также немаловажно всё это и у того, кого обучают.

Возможно, сделав образование платным, вы добьётесь того, что в каких-то учреждениях учителя будут "лучше", но кого они будут обучать.

Вот я считаю, что Ваш подход, как раз таки и уничтожит ту самую конкуренцию, которую гарантируюет бесплатное образование. И, по-моему, в итоге получится, что большинство талантливых детей сконцентрируется в школах/университетах с менее "конкурентными" учителями, а самые лучшие из будут преподавать тем, у кого немного другие ориентиры в жизни. Что в итоге, по-моему, развалит образование до основания, если можно так выразиться)

0

Это вы призываете, чтобы ваши дети могли в конкуретной борьбе выйграть и ух деток, они этого не позволят никогда. Будьте реалистами.

1

На удивление это называется свободный рынок. На нем прекрасно работают социальные лифты.

2

И много в США разного рода CEO без элитарной вышки типа Гарварда за которую платить в состоянии только и миллионеры, а грантов хватает только на единичных гениев? Есть конечно, но это редкость.

0

Хочу заметить что в США из Европы уезжали явно не самые богаты. а сейчас США самая богатая страна.
Сундар Пичаи - Google родился в бедной индии
Сатья Наделла - Microsoft родился в бедной индии
Стив Джобс - Apple вообще все сложно
Ларри Эллисон - Oracle обычные родители
Джефф Безос - изначально из небогатой семьи, приемный отец иммигрант кубинец.
Илон Маск - обычная семья, отец рядовой инженер.
Ларри Пейдж - родители педагоги.
Марк Цукерберг - родители медики, не сказать что финансовая элита.
Сергей Брин - родители иммигранты из СССР.
Просто прошелся по топу богатых людей США в выдаче google. Наверное они что-то скрывают от нас)

3

Много. А обучающихся со стипендией в топовых университетах американцев еще больше. Особенно в государственных.

5

> Надо понимать что nothing is free, кто-то сейчас платит за бесплатное образование.

Да, Миша, кто-то платит. «Подоходный налог физ.лиц» о чём-нибудь говорит?

1

Наверное это и имелось ввиду, спасибо что прояснили.)

5

Какое отношение Михаил имеет к системе образования, что бы давать хоть какие-то советы? Может, лучше спросить обыкновенных учителей? Надо еще барыг на комарах спросить, как реформировать образование в РБ.

0

Так давайте спросим. Мне лично странно, почему дев бай не спрашивает, раз уж занялся этой темой. Где настоящая журналистика? Где глубокие аналитические статьи с мнением экспертов? Перепечатать с фейсбука любой сможет.

Мне интересны системы в принципе. Образование — тоже система. И это сложная социальная система. Для ее реформы нужны не только учителя, но и люди с системным подходом. Такой сплав может что-то дать. Но следует пытаться думать сначала, first principles, а не слепо копировать другие страны.

0

Вот кстати Алену спросите. Она клевая https://www.facebook.com/alena.melchanka

Наталья Провалинская
Наталья Провалинская главный редактор в dev.by
0
0

Это хорошо, но это не аналитика. Нужен журналист, который вот все это прочитает и напишет приличную статью с анализом, общими трендами и выводами.

-1

Оказывается есть какая то образовательная элита у которой особые тайные занания и только она может решать, а не родители детей.

Игорь Ермолаев
Игорь Ермолаев Software Engineer в Synesis
7

Система бесплатного образования - это тот базис, на котором держится долгосрочная устойчивость любого государства. Планировать свои расходы на десятилетия вперед тоже может только государство и, в принципе, это его основная функция. В мире многократно проводили эксперименты - население в своей основной массе не способно к долгосрочному планированию. Большинство банально не скопит деньги на образование своих детей и на свое пенсионное обеспечение - сейчас бы прожить, куда уж тут думать на десятилетия вперед.

-1

Как живет UK все это время, ума не приложу...

Игорь Ермолаев
Игорь Ермолаев Software Engineer в Synesis
-1

Для того что бы так жить, нужно начинать привыкать с детства.

1

Нужно когда-то начинать привыкать. Иначе стазис и стагнация (как у нас)

Игорь Ермолаев
Игорь Ермолаев Software Engineer в Synesis
2

Ну и еще один момент - UK - не так что бы идеальный пример для подрожания.

1

Идеальных примеров нет.

10

кто такой михаил дубаков?

4

Топ новостей девбая:
1) Что думает Дубаков
2) Что думает собака Дубакова
3) Что прочитал Дубаков

2

Ну вот ,интересное обсуждение.
Системы ,сиcтемы ..... Сколько раз написали слово система в этом обсуждении?
Как архитектор IT продуктов в поисках идеальной системы ? (Михаил)
А если система (или тезис) правильная , то она будет хорошо работать? Ну как же иначе?
Если тезис "nothing is free" такой правильный , то как же он может быть причиной неудачи/проблемы?
Это типа решение задачи наоборот ,знаем правильный ответ и пытаемся к нему прийти :)
first principles не будет работать в образовании. Потому что сами принципы не особенно понятны.
Хотя можете сформулировать будет интересно.
Но похоже в случае того что я тут прочитал, это только поможет вырастить много-много хороших спецов и то только в одной отрасли.
Какая то кастовость, упаси бог.
Даже сейчас журналисты в медиа очень часто пишут "айтишники" ,"ипэшники" и еще много всего "на чем можно хайпануть". Подчеркнутое разделение людей на слои раздражает. Потомки Ленина очень к этому восприимчивы генетически :)

Да ,по журналистике дев бай пока слабоват ,нужен кто-то уровня онлайнера хотя бы.
Аналитика с участием разных людей ,с завода офиса и школы была бы очень интересной

И еще конечно ничего дурного в копировании ,просто когда программист делает копи паст ,он понимает ,что то что он копирует подойдет туда куда он вставляет . А так скопировать у Англии и вставить в Беларусь.....
Никто в такого не сделал по работе но легко здесь.

0

Мне кажется вы не уловили главную идею — создать среду для появления и развития многих систем (отдельных школ со своей программой) и увеличить разнообразие. Только это работает в условиях быстро меняющейся внешней среды.

6

На сколько сильно оторван от реальности Дубаков?

j-l
j-l Ruby/Rails senior developer в Full Spectrum Systems
2

Сапраўды, нейкія адарваныя ад рэальнасці ідэі.
'На самом деле никто не знает, что сейчас наверняка делать с образованием. Никто.'
Можа быць проста аўтар не ведае, што нехта знает? Педагогі і эксперты ў адукацыі, напрыклад.
Вось некалькі матэрыялаў:
http://www.nastaunik.info/news/17065
http://www.nastaunik.info/news/17067
http://www.nastaunik.info/node/17056

7

1) Мне кажется проблему пытаются решить не с той стороны.
Откройте 10 тыс. джун позиций в ПВТ озвучьте ЗП по500 и уверен через год отбоя не будет от "кандидатов". Народ сам найдет и курсы и книги и т.п. и придет тестится на работу.
А так походу пахнет тем, что кто-то хочет ИТ вуз открыть и бабла подстричь.
2) Если образование сделать платным - как оно тогда может быть обязательным. Если образование не обязательно - кто пойдет образовывать своих детей если нет денег? Люди будут думать: лучше я на квартирку ребенку накоплю за 10-15 лет, чем буду на обучение тратить. А тому чему его там научат и сам научу. Платное образование - это не про то, что дать человеку хорошее образование - это про то, как на человеке заработать.
3) Если кто-то радеет за качество образования в чем проблема создать при ПВТ фонд. туда скидываться и помогать отдельно взятой школе/вузу/техникуму и т.п. Отбор по прдуманному набору параметров. Школы будут конкурировать за финансирования подтягивая свой уровень.

0

1) Вот так примерно наши чиновники и рассуждают - создают план в 10т. позиций по 500$ и потому удивляются почему же ничего не получилось?)
2) Вы бы своего ребенка в школу не отдали?) К тому платное образование не значит что оно не обязательное. Страховка авто тоже платная и обязательная.
3) В принципе все верно. Никто не мешает. Но как видите это не работает, хотя отдельные примеры и есть - STEM классы(почитайте). А вот свободный выбор между учреждениями образования и конкуренция между ними работает во многих странах.

0

Да но но если у меня нет авто - я не покупаю страховку. т.е. если у меня нет денег на обучение - мне нельзя иметь детей?

0

Наверное если у вас нет денег чтобы расти детей нужно для начала об этом подумать и это абсолютно нормально.
В современном обществе все кто усердно трудится зарабатывают достаточно чтобы прокормить себя и детей - вне зависимости от их образования. Вы хотите что бы людям просто так что-то давали даже если они не собираются трудиться, ну простите...

agentcooper
agentcooper PM в SK hynix memory solutions Eastern Europe
-1

Я определенно за частные школы - но при этом государственные должны остаться бесплатными. Частные снимут какую-то часть нагрузки с бюджета - вин-вин. Собственно это уже начинает происходить: последние несколько лет частные школы растут как грибы после дождя. Что касатеся неравенства, которое при этом возникает - оно никуда не денется, но его можно частично нивелировать стипендиями на обучение для наиболее способных (да и сами частные школы могут быть заинтересованы держать процент мест для бедных, но умных). Частные школы конечно оттянут и лучших преподавателей, но при этом создадут мотивацию и конкуренцию - поэтому думаю, что в целом уровень преподавания повысится.

С вузами всё в принципе аналогично: пускай государственные остаются бесплатными, но следует максимально широко открыть двери для частных. И иметь инструментарий для поддержки небогатых, но одарённых - такой есть во всём мире.

2

На самом деле уже есть хорошая система которая учитывает все моменты - ваучеры на образование.
Каждый родитель может получить ваучер на оплату образования и школы которые могут использовать эти ваучеры должны выполнять минимальную образовательную гос программу.
Это в сущности не меняет возможности получать образование для детей из бедных семей, но дает стимул создавать частные школы и поддерживает конкуренцию.
https://www.youtube.com/watch?v=JdvWD1UmVes

agentcooper
agentcooper PM в SK hynix memory solutions Eastern Europe
-1

Мне в принципе ваучерная система нравится, даже очень. Но боюсь, что чёрт может укрыться в деталях. Государству необходимо поддерживать штаны на госшколах и на людях (учителях, но не только), которые там работают. Если перейти от прямого финансирования госшкол к косвенному, через ваучеры, то со многих эти штаны просто упадут - что чревато социальным взрывом. А если ваучеры добавить к госфинансированию школ, то непонятно откуда взять деньги.

Я бы просто отпустил вожжи и дал частникам максимум свободы - а высвобождающиеся средства тратил бы на улучшение условий в сокращающемся количестве госшкол и на какие-то программы помощи для способных, но необеспеченных (на ваучеры всем их не хватит - другой порядок).

-1

Сейчас гос-во тратит некоторое кол-во средств на 1-го школьника. Думаю у министерства есть конкретные цифры. Эти средства могут быть полностью или частично выдаваться в виде ваучера. Мгновенных изменений не наступит, создать частную школу и уговорить людей отдать своих детей в неё не такой простой и быстрый процесс.
Если это сделать прямо сейчас, думаю пройдет ни одно десятилетие до того как кол-во частных школ увеличится до значителького кол-ва. На мой взгляд это именно то что вы описали в последнем абзаце.

agentcooper
agentcooper PM в SK hynix memory solutions Eastern Europe
-1

Если в школе учится, допустим, 500 детей и работает в ней, допустим, 100 человек (от учителей до поваров и уборщиц), то что произойдёт при переходе к ваучерной системе ? В первый момент времени - ничего (из предположения, что сумма полученная от их ваучеров примерно равна сумме госфинансирования, которая была до этого). Далее - допустим, что школа не очень хороша и число детей уменьшилось вдвое - до 250. Денег стало в два раза меньше, но расходы в два раза не уменьшились, потому что вся инфраструктура осталась прежней - разве что можно уволить нескольких сотрудников (но явно не половину). Этот сценарий я и имел в виду, когда написал, что упадут штаны. Включить чисто рыночный механизм к сожалению не выйдет.

0

> Далее - допустим, что школа не очень хороша и число детей уменьшилось вдвое - до 250.
Все правильно школа плохая из неё забирают детей в хорошую. У вас дилемма уволить плохих сотрудников или оставить все как есть. Почему увольнение тех кто работает плохо это не выход? Без смены кадров школу не поднять, потому что она этих кадрах базируется.

agentcooper
agentcooper PM в SK hynix memory solutions Eastern Europe
-1

2 Wistful
Вы не сможете уволить охранников - их всего двое, директора - он один, учителей, которые ведут какие-то предметы в одиночку (такие всегда есть). Уборщиц не уволите - объем их работы зависит от размера территории, а не от количества детей. В результате вы уволите кого-то - но не половину. Вы не уволите половину здания, не сократите в 2 раза расходы на коммуналку.
Увольнение тех, кто плохо работает в госсистеме - не выход, потому что с голоду помрут. В единичных случаях - да, но не массово. Они же ничего больше не умеют.

0

Все верно, но только в случае, когда школ с ИЗБЫТКОМ. Иначе просто некуда уходить. Я думаю школ у нас пока явно НЕДОСТАТОК. Поэтому уходить сначала не будет куда, это будет довольно плавный процесс, который раскочегарится с появлением новых частных школ.

marius
marius Senior Software Engineer в EPAM
1

Интересно, как будет работать, точнее не будет работать, эта система для сельских школ? Или поселковых? Или все живут в крупных городах, где в школах много детей? Или они не пройдут естественный отбор? Чего, капитализм же

0

agentcooper На мой взгляд вы перечислили элементарно решаемые проблемы. Сторожа сегодня не нужны потому что есть камеры и датчики. Если случится так что размер территории школы будет больше чем нужно, лишние помещения можно сдавать в аренду или же сама школа может переехать в здание меньшего размера, в зависимости от ситуации. Потребуется меньше уборщиц. Учителя могут работать по совместительству в нескольких школах это не проблема. Т.е. сократить кол-во персонала и территории соразмерно кол-ву учеников это простая административная задача. В целом я считаю, ресурсы выделяемые на образование должны идти на развитие детей а не создание ненужных рабочих мест.
Ваши опасения про массовые сокращения рабочих мест я вижу необоснованными, частные школы будут появляться постепенно их коллектив очевидно будет формироваться на 90% из тех кто уже работает в системе образования, вы даже не заметите этот плавный переток кадров. На мой взгляд этот процесс будет длится десятилетия. И ещё не факт что люди будут выбирать частные школы потому как гос могут быть лучше по качеству и цене.
Marius
Сейчас в малых населенных пунктах большая беда с образованием. Родители трудятся за копейки в колхозах и на мелких гос предприятиях. Создать свою ферму или маленькое предприятие в нашей системе сложно, мало бизнес активности и инвестиций, лиценции, нормы большие налоги на старте. По этому родители не имеют достаточно средств на финансирование. Это и образование исходит из одного корня - гос-во не может эффективно управлять ни экономикой ни социальными сферами.
Если бы вы реально знали как все делается в госучреждениях, у вас могло быть иное мнение. Там например могут на одну краску списать месячную! ЗП учителя потому что деньги как то потратить нужно, а по делу потратить не позволяют всякие нормы или желания нет. И так во всем. Я уже молчу сколько бумажек приходится заполнять учителям вместо обучения детей.
Никто не утверждает что все гос школы должны быть немедленно закрыты. Это плавный процесс, пройдет ещё немало времени пока частный бизнес придумает как предоставить лучшую альтернативу гос школам, не то что в деревнях но даже в крупных городах.
Хочу ещё раз обозначить - суть в том чтобы заставить школы конкурировать за учеников своим качеством, для этого оплата должна выполняться родителями. Те кто не может оплатить получат целевую поддержку. Сейчас родители и так платят за образование но они не могут распоряжаться этими средствами и выбирать школу потому что распределение идет через гос планирование.
Ваши мысли кажутся благими но вы не совсем, как я вижу понимаете реальную ситуацию. Идеализируете гос систему и демонизируете возможности частной.

marius
marius Senior Software Engineer в EPAM
2

Wistful, с учетом того, что я проработал в гос. организации около 4 лет, я совсем не идеализирую гос. систему. И закупки через казначейство проводили, и министерство блокировало деньги на которые планировали купить оборудование, в итоге пришлось пустить их на новые компы вместо нужного компрессора, чтобы их не забрали. Дибилизма видел много.
А так у меня есть обоснованные сомнения, что бизнесу будет интересно работать в школах, где со всей округи наскребают 1-2 класса в параллели. Плюс решать проблемы с логистикой. Сейчас более богатые районы еще покупают школьные автобусы и собирают детей по округам. А так с учетом количества людей с небольшим доходом, мы либо продолжаем их субсидировать из гос. бюджета, либо обрезаем возможности детям и так с невысокими стартовыми позициями.
По поводу совместительства, в деревнях вообще обычная практика, когда препод по физике, ведет еще математику, труды, физкультуру и т.д. и т.п.
ИМХО, не так важно откуда будут идти деньги на образование, важно то, чтобы оно было доступно на хорошем уровне для всех. А так реформа назрела давно. Учебники - тихий ужас, программа - обнять и плакать, нагрузка на учителях бешеная, престижа профессии никакой.

-2

На 1 школьника государство тратит 1500 рублей в год, AFAIK

amok
amok Team Lead в Ergalio
5

Например, на сколько мне объясняли. В штатах есть местные налоги на муниципальные школы (само обучение бесплатное), и не важно, есть у тебя дети ли нет. Живёшь в районе с хорошей школой - плати. Попасть в другую школу можно только купив недвижимость рядом.
Это создаёт интересный эффект. Те, кто думает об образовании детей покупает дома в таких районах, чем разгоняет стоимость недвижимости. С этого дома ты должен платить налог на недвижимость, который зависит от текущей оценки. Это опять же местный налог, и графство имеет возможность с этих налогов развивать остальную инфраструктуру.
Как результат, дочка Брина вполне себе в обычную местную школу может ходить. И это будет отличная школа, только простые смертные не могут в том районе поселиться из-за цены на дом.

0

Ну привязка крутости школ к месту жительства еще более разделяет общество. Такое себе. Не лучший пример для копирования.

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.

Скрыт по просьбе автора.

-1

Во первых кто кого пустил под нож или выгнал на мороз, вы в своем уме?)
IT рынок в целом не умер люди устроились в другие компании, основатели так же потеряли деньги, а ещё репутацию и центр разработки для своих заказов.

То же самое будет если школа станет не эффективной - она обанкротится. В первую очередь потому что родители переведут своих детей в другие школы. Родители не работники а заказчики.

Если рынок в целом будет падать то это приведет к только падению доходов школ и уменьшению цены обучения в них - ровно это сейчас мы и наблюдаем в виде ЗП учителей.

Платная школа не отменяет её обязательность. В любом случае школы платные для нас всех. Необходимо создать конкуренцию а не отменить школы, это возможно только через экономические стимулы.

2

Как здорово что у нас полно школ, во многих райцентрах штук по 15, иди в любую, а ненужные обанкротятся и закроются... А, это ж было при злобном совке, теперь в районах большинство школ и садов уничтожено, а дети должны ездить в те немногие, которые остались, причём часто приходится ехать до ближайшей школы для обучения первым 4 классам, а потом ездить в райцентр или гп, т.к. нет ни школ, ни учителей в глубинке. В райцентре стоит одна или две школы. Всё. На этом выбор заканчивается для большинства и никаких коммерсов там не будет. Но вам конечно плевать на проблемы простых смертных, давайте посморим что у нас в Минске... хмм... в Минске и остальных обл.центрах надо заранее становиться на очередь в садик и и школу, причём ещё надо пободаться за место под солнцем, чтобы не добираться час с двумя пересадками. А где он, этот ваш выбор? Коммерсы которые хотели открыться - открылись. Только хотели не многие. Потому что для того чтобы открыть учреждение образования нужно ещё и довольно большие площади выделить, на которых построить что-нибудь соответствующее стандартам, набрать учителей разных профилей, закупить мебель, оборудование, учебники, организовать полноценный учебный процесс и много ещё нюансов. И весь этот геморрой в итоге всё равно не гарантирует что дети там получат прям реально лучше образование.
А на волне хайпа открыть с наскоку шарагу в подвале между казино и баром и гордо назвать это "главное коммерческое училище страны" никто не даст потому что и нафиг не нужна такая безалаберность в настолько жизненно важной сфере.

1

Да ты, Михаил, оказывается троллить еще умеешь. Это я про 5000$.
Всесторонне развитый человек, уважаю )))

2

Мне 40. Скоро разучусь. Ловлю последние моменты.

2

> Тут не нужен очень строгий контроль, прекрасно сработает рыночный отбор и за хреновое обучение люди не особо будут платить.

особенно показательно это на примере 1) Тони Роббинса и Синергии 2) девушек, которые по советам блогерок лечат своих детей БАДами от коклюша 3) рынка инфобизнеса в России

0

На личном опыте я убедился что ключевой фигурой в образовании ребенка является его родитель. Если мама с папой не очень умные и не заинтересованы в развитии ребенка, даже в текущей системе гос. образования будет нулевой результат, таких примеров со школы лично у меня множество.
Поэтому то что вы говорите уже и так присутствует.)
К тому же платное образование не отменяет наличия минимального гос стандарта.
Если двигаться по линии намеченной вашими рассуждениями, то необходимо зарегулировать вообще все что бы защитить людей от собственной глупости, мы это уже проходили и известно чем закончилось.

-3

Ну то есть лучше Тони запретить выступать? И бады запретить продавать?

Дайте людям обрести ценный опыт на базе своих ошибок.

1

То есть, отменяем контроль образования.
Блогерка Лиза Лизова решает, что она может учить детей.
Мама решает, что ее любимая блогерка обманывать не станет и отдает дочь в СуперИнстаШколу Лизы Лизовой.
Через 5 лет ребенок умеет чуть меньше чем ничего.
Мама приобретает ценный опыт.

Ок.

-1

Ну а что? Вон многие считают что школы монтессори клевые (и это возможно на самом деле так). Вдруг Лиза Лизова откроет клевую школу с хорошими преподавателями? Как выяснить, хорошая она или плохая? По соответствию гос программе? Ну это же смешно.

0

Это все про оценку рисков.
Мне кажется, что в этом случае они слишком высоки.

2

Очень было необходимо прочитать эту ерунду... Главное чтобы статья вышла, писать наверное больше нечего. И кто это такой вообще?

1

Нет, просто раз в год у меня есть задача собрать 100 комментов на дев бае осенью во время орви.

1

Подход при котором средний класс из своего кармана платит за образование детей гарантировано приведет к тому, что пары будут реже решаться на рождение ребенка и как следствие рождаемость упадет еще ниже. Ни о каком росте экономики нельзя говорить при жестком демографическом кризисе. Некому учиться будет в ваших платных школах вот и вся история.

0

Средний класс и так платит из своего кармана, косвенно через налоги.
Последние 100 лет экономика все время растет как и уровень жизни а рождаемость падает. Потому что рождаемость не связана с доходом, а с субъективной ценностью иметь детей. А также с доступностью контрацепции.

0

Статистика говорит о том, что рождаемость падает? А что говорит статистика, о динамике кол-ва людей/семей, которые не могут иметь детей (по здоровью)? Улавливаете матиматику: одна такая семья - минус 2 ребенка в среднем.

2

Хороший развернутый комментарий от человека из образования:
https://people.onliner.by/opinions/2019/10/18/mnenie-1175

4

100. Mission complete.

0

Никто не знает? Странное утверждение, во-первых, РБ лет на 100 отстаёт от таких стран как Финляндия, так что кое что знать можно, а во-вторых, думаю знающих людей достаточно, да кто их будет слушать, нам важнее решить с 8 или 9 утра надо в школу ходить? 10 или 5-балльная система оценок должна быть? 11 или 12 классов надо учиться? Форма от какого производителя должна быть и другие критически важные для качества образования вопросы.
У меня кстати есть заметки об образовании (http://mindstate.info/b/edu.html), но кто будет читать? А ещё меня девбай забанил в уведомлениях о комментариях, так что если не отвечаю, то скорее всего пропустил.

1

Система образования - это конечно хорошо, но она не нужна в изоляции. Иначе подготовим пачку особо умных, а они разбегутся; с остальными что делать?
Нужно поднимать общий уровень общества и государства, промышленности и т.д. Делать индустриализацию 2.0 - как известный деятель в начале-середине 20-ого века. Там был комплексный подход и невероятные результаты ("от сохи до атомной бомбы").

0

"а вы и способ знаете?" как поднять этот самый уровень общества.

0

так чтобы поднять уровень как раз нужны совсем другие кадры, и тут как речь об образовании начиная с детского сада

1

Феерический бред человека далекого от образования. Особенно от школьного.
Не особо будут платить за плохую образовательную услугу? Правда? А кто будет возмещать вред от такой некачественной услуги? Кто будет возмещать время потраченное на говношколу?
Школа - это вам не курсы в два месяца

0

Феерический идиот
После этих изменений можно будет забыть о РБ как о стране хоть с каким нибудь потенциалом ИТ. Это просто кувалда по гробу ПВТ.

0

Почему бы не потратить часть фонда ПВТ на некоммерческую обучающую организацию по модели freecodecamp например?

Alexander Borsuk
Alexander Borsuk Cofounder в VibroBox
0

В некоторых швейцарских садиках и школах родители платят за обучение 15% от месячного дохода. Это отлично уравнивает и богатых, и бедных.

Anonymous
Anonymous
0

В таком подходе, по-видимому, школам не выгодно брать детей, чьи 15% меньше.

Я вообще считаю, что неправильно, когда учреждение образования получает деньги от кого-нибудь, кроме государства. Будь то попечительский совет, или платное образование, так или иначе теоретически отношение к детям этих людей может быть лучше, чем к остальным.

Если немного погуглить, то выясняется, что сейчас на каждого ученика в Беларуси государство выделяет фиксированную сумму, что, по-моему, правильный подход. Учреждение образования, соответственно, получает столько, сколько учеников в ней числится, а учитель столько - скольких учеников он обучает.

Если пробовать реформировать данную систему, то я бы в первую очередь вынес бы все деньги, которые идут на образование, в отдельный фонд, что позволило бы:
1. каждому, кому интересно, видеть статистику по тратам, что сделало бы невозможным коррупцию на уровне государства [!].
2. законно получать любые добровольные пожертвования, будь то от конкретных людей, ПВТ или кого-нибудь ещё.
3. можно было бы даже бы подумать насчёт налога на образование [?!]. c:

Потом бы создал систему, которая позволяля бы проводить тестирование учеников и учителей на соответствие текущей программе каждый фиксированный промежуток времени (семестр, месяц, год). Тогда у каждого ученика был бы рейтинг на уровне страны (по программе + олимпиады и т.п.) и государство выделяло бы деньги в соответствие с рейтингом ученика (причём желательно с как можно более не линейной зависимостью) на каждый новый промежуток + поощрения лучшим из. И у каждого учителя был бы рейтинг на основе сданных тестов и рейтингов его учеников, отчего зависила бы его текущая зарплата. И в итоге по всем этим показателям можно было бы посчитать рейтинг школы (школа, гимназия, лицей и т.п.).

А чтобы ученику или учителю попасть в какое-нибудь учреждение образование нужно было бы иметь определённый рейтинг.

Это, возможно, повысило бы мотивацию как учеников так и учителей. И, опять же возможно, привело бы к тому, что школы конкурировали бы за тех и других, тем самым, возможно, самообразовывались бы центры с определённым уклоном, что, по-моему, повысило бы итоговый результат.

Причём, возможно, не было бы смысла контролировать сам процесс обучения, и тут было бы место "для экспериментов".

Тут нужно посчитать, конечно, чтобы гарантировать минимальную зарплату учителям с низким рейтингом.

0

"А если не ответишь и на это,
Кранты, пишу последнее письмо.
Мишаня, я пишу и жду ответа
Как соловей лета."

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже