Джем, который не едят, а проживают: как прошел в Минске второй Service Design Jam

28 марта 2018, 17:30

«Дорогой прототип. Нам нужно расстаться». С этих странных слов началась самая яркая фаза Service Design Jam, который прошел в Минске в большие выходные. Впрочем, тем, кто хотя бы раз «поджемил», странным уже не кажется ничего. Чтобы понять, как так, окунемся в атмосферу драйва и безграничного (во всех смыслах) креатива.

Читать далее

В этот раз участники Jam по всей планете получили от организаторов секретное видео с заданием длиной в три слова «Yes. No. Maybe» и всего 48 часов, чтобы изменить мир. И это, справедливости ради, куда больше, чем прошлогоднее послание: оно состояло из одного слова и его отголоска: «hello? lo? o? o.». Итак, пятница вечер, задание озвучено, а уже в воскресенье в три часа дня нужно показать миру готовое решение. Время пошло.

Первый Global Service Design Jam прошел в 2011 и объединил 1200 человек из 50 городов. Цель – обмен опытом и знаниями между креативными людьми по всему миру. Именно поэтому на Джем нельзя приходить со своей командой. В 2018 к инициативе подключились уже 89 городов. В Минске Service Design Jam проходит во второй раз. Инициатором минского ивента стала наша коллега Анастасия Екимчик, которая однажды побывала на Джеме в Барселоне. Через год Настя организовала его в Минске. Второй Джем собрал полсотни неравнодушных к дизайну людей из совершенно разных сфер: от школьного учителя информатики и дизайнера одежды до опытных UX и UI дизайнеров.

«Yes. No. Maybe». И да прибудет с ними сервис дизайн! Именно по этой методологии участникам предстоит два дня сражаться с челенджами, трудностями и с самими собой.

Иллюстрация: interaction-design.org

Начало. INSPIRATION


Каждый из 50 джемовцев делится мыслями и ассоциациями. Записывают первое, что приходит в голову. Потом информация структурируется по группам. Каждый из участников выбирает тему, которая ему ближе: сомнения, проблему выбора и принятия решений в сложные моменты жизни, гадания. А дальше – никаких ограничений, кроме временных. Никто не запрещает нафантазировать телепорт или приложение для чтения мыслей, важно, чтобы проект был полезен людям. Все потому, что конечная цель здесь концепция сервиса, которая нужна пользователям. Параллельно обучаются применению дизайн-мышления для реализации своих идей. А еще это возможность за двое суток «прожить» все этапы сервис-дизайна: от первой мысли и обсуждения до готового решения. В реальной жизни это может занимать месяцы и даже годы.


Начинают не с концепции сервиса, а с проблем, которые с помощью сервисов предстоит решить. К утру у команд уже есть идеи, на основе которых они составляют гипотезы, представляют, как будет работать готовый сервис.


Этап 2. IDEATION


Но перед тем, как начать прототипирование, ребятам предстоит протестировать свои концепции. Все отправляются на улицу разговаривать с потенциальными пользователями, посвящая их в детали идеи. Так происходит их проверка на жизнеспособность.


Владислав Аверин и Владимир Якушев работали на Джеме в одной команде. Они подготовили к тестированию сразу два концепта. Первая идея: создание шкафа, который с утра накормит, оденет, познакомит с последними новостями, сделает макияж, прическу и измерит показатели здоровья. Вторая – более приземленная, безопасная городская экосистема для детей. Она включает в себя инфографику и специальные указатели для малышей, а смарт-трекер, который предлагают носить на руке, отсылает родителям данные о местоположении, показатели ритма сердца и пульса. При ухудшении физических данных система автоматически вызовет скорую. А светофоры еще на подходе ребенка к перекрестку начнут обратный отсчет.


Несложно представить реакцию прохожего на подобные амбициозные идеи. Или сложно?


Максим Рудаковский, участник Minsk Service Design Jam:


«Это было очень непростое и в то же время полезное упражнение. В силу нашего менталитета мы очень боимся подойти к человеку на улице и начать его расспрашивать. Это был серьезный барьер, все это почувствовали. Один мужчина сходу сказал: «У меня денег нет», и мы его успокоили, что мы не за деньгами. У кого на лице было написано сомнение в нашей адекватности. Нам всем пришлось перебороть себя».


Всего у команд было 1,5 часа на интервью с потенциальными пользователями. Инсайты, которые удалось получить, возвращают ребят в реальность, ведь часто их представление о том, что будет полезно людям, не совпадает с видением самих пользователей.


После интервью в проекты вносятся изменения или изначальная идея полностью пересматривается.


Например, команда, в которую входили EPAMовцы Максим Рудаковский и Алина Мяделец, в своей концепции сосредоточилась на сложности принятия решений. Ребята придумали устройство, похожее на фотобудку, которое может считывать физиологические показатели человека: уровень пульса, различных гормонов, мерить давление. Человек входит в кабину и прокручивает в голове варианты развития событий при принятии того или иного решения. Основываясь на реакции организма, машина выдает человеку данные о его физиологической реакции на тот или иной сценарий, тем самым помогая принять решение.
На этапе тестирования ребята столкнулись с недоверием людей, интервьюеры относились к фотобудке как к фану, а не помощнику при принятии решений.  Именно поэтому было решено увеличить количество медицинских показателей, которые будет считывать система, сделать проект научно обоснованным.


К обеду второго дня команды приступают к построению прототипов своих идей. В каждой команде есть ментор, который помогает ребятам на всех этапах. Сперва создают черновые прототипы, после этого проходит итерация, где джемеры тестируют свои концепты друг на друге. По итогам этого этапа к вечеру субботу у всех готовы улучшенные прототипы. Одна из команд после фазы итерации внутри Джема даже отказалась от своей идеи и вернулась на начальный этап формулирования проблемы (этап эмпатии).


Ребята расслабляются, ведь они думают, что у них готов финальный прототип, а на воскресенье остаются лишь мелкие доработки и подготовка презентации. Но их ждет сюрприз.


Ксения Колтун, ментор Minsk Service Design Jam:


«Мы хотели показать ребятам на примере, что есть эволюция прототипирования. Что нет единственно правильного решения и нельзя останавливаться, как бы тебе ни нравилось то, что ты уже придумал. Не влюбляйтесь в свою идею, а продолжайте исследовать проблему, которую решаете. В жизни дизайнера часто концепты и прототипы приходится переделывать по причине изменяющихся требований либо обратной связи от клиента. Умение “положить работу в стол” и сделать заново прототип в новых условиях – это и отличает новичка от матерого дизайнера».


Это наглядная демонстрация подхода «Не влюбляйся в свое решение, влюбляйся в проблему», ведь при проектировании продуктов или сервисов нужно исходить из потребностей реальных пользователей, а не своего видения. Это и есть суть метода дизайн-мышления. Его можно использовать во многих сферах: от личной жизни до бизнеса.


Владислав Аверин, участник Minsk Service Design Jam:


«В субботу мы работали около 12 часов, почти все время ушло на прототип. Мы настолько устали, что не доделали его до конца, но у нас оставалось еще немного времени, чтобы закончить детали завтра. И мы были морально настроены на эту спокойную финальную работу, на подготовку к презентации. Мы не были готовы к такому повороту сюжета».


Итак, команды пишут письма расставания к своим идеям, а после получают следующее задание: «Разбейте свои прототипы».


В первые мгновения ребята принимают все за шутку, потом не соглашаются, еще какое-то время прощаются с прототипом. Кто-то пытается в хаосе спасти какие-то кусочки готового решения.

Но в итоге все соглашаются. Следом за адреналином и эндорфинами приходит растерянность. Команды уходят по домам поздно вечером, остается всего полдня до окончания Джема.


Через пару дней в интервью они скажут, что были шокированы и расстроены уничтожением своих прототипов. Но это был один из самых полезных уроков, который они получили на Джеме. Кроме того, почти все согласятся, что третье решение, подготовленное с учетом всех предыдущих ошибок, получилось лучше. Даже с учетом того, что на подготовку нового решения и презентации остаётся всего 2 часа.


А пока эта финальная итерация заставляет максимально мобилизоваться и выдать максимум. Из картона, бумаги, ножниц, ниток, фольги и всего, что есть в наборе джемера, они снова складывают безопасный для детей город, фотобудку, шкаф и даже тапочки, определяющие настроение хозяина.


Этап 3. IMPLEMENTATION


На представление проектов у команд ровно по 3 минуты. И здесь становится ясно, что не так важна сама идея и качество прототипа, а то, как ее преподнести. Все как в реальной жизни.


По правилам, презентация должна быть интерактивной, здесь не нужен привычный рассказ с вопросом «Что думаешь?», Джем про то, чтобы предложить попробовать свое решение.


Поэтапный отчет ребята заливают на глобальный сайт. Там можно увидеть проекты со всего мира.
…И в итоге уже не так важно, кто занял первое место, ведь каждый из 50 участников получил опыт, который на практике нарабатывается годами, а еще, как минимум, 48 незабываемых часов в атмосфере безграничного креатива.


Анастасия Екимчик, организатор и идейный вдохновитель Minsk Service Design Jam:


«Для меня полезность Джема в том, что он создает такую атмосферу, где не боишься ошибиться, где можешь предложить любую, даже саму нереальную, идею и попробовать ее реализовать. Никто не осудит и не накажет – и это дает ощущение свободы. Именно здесь в ускоренном режиме можно научиться работать в команде. В этой атмосфере создаются решения, которые полезны, которые, как мне кажется, надо взять во внимание и реализовать. Мне очень приятно, что EPAM поддержал мою инициативу, что компания видит ценность такого подхода к созданию продуктов и сервисов, и поддерживает Jam».

подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение