+392% веб-камер и х10 мангалов: что покупают онлайн белорусы в кризис

Только ленивый не сказал, что бизнесы спасёт переход в онлайн. С другой стороны, отчёт The Bell показывает, что даже в онлайне спасаются не все, а только еда. Мы решили разузнать, как поживают крупнейшие торговые онлайн-площадки в Беларуси и сектор e-commerce в целом. Для dev.by данными поделились «Каталог Onliner», deal.by, menu.by, Wildberries и директор Ассоциации предприятий онлайн-торговли (АПОТ) Артур Карпович. Оказалось, белорусы стремятся следить за фигурой, устраивают рестораны на дому, по-прежнему скупают маски и антисептик, но не забывают про дачу, огород и шашлыки.

1 комментарий

Только ленивый не сказал, что бизнесы спасёт переход в онлайн. С другой стороны, отчёт The Bell показывает, что даже в онлайне спасаются не все, а только еда. Мы решили разузнать, как поживают крупнейшие торговые онлайн-площадки в Беларуси и сектор e-commerce в целом. Для dev.by данными поделились «Каталог Onliner», deal.by, menu.by, Wildberries и директор Ассоциации предприятий онлайн-торговли (АПОТ) Артур Карпович. Оказалось, белорусы стремятся следить за фигурой, устраивают рестораны на дому, по-прежнему скупают маски и антисептик, но не забывают про дачу, огород и шашлыки.

Мы не ставили своей целью сделать глубинное сравнительное исследование — это можно будет сделать позже, когда закончится кризис и мы сможем проанализировать все факторы, которые повлияли на статистику: коронавирус, самоизоляцию, удалёнку, курс доллара, естественный прирост и прочее. Идея была в том, чтобы узнать, как дела, и очертить основные пики роста и падений.

Каталог Onliner: штанги и веб-камеры

Илья Жуковец, СЕО платформы 
— Мы наблюдаем рост. В марте 2020 заказы выросли на 80%, апрель 2020 пока что показывает рост +53% относительно тех же месяцев 2019 года.

Средний чек тоже вырос: люди тарились крупной бытовой техникой, электроникой (вроде телевизоров), поэтому и в деньгах продажи растут.

В цифрах: средний чек в марте 2019-го был 240 белорусских рублей, в марте 2020 — 400. Здесь, конечно, надо ещё учитывать и курс доллара — многие пользователи старались купить товары по старому курсу до пересчёта цен.

На показатели также влияет удалёнка и связанные с ней категории вроде офисных кресел, которые тоже пользуются популярностью. 

Вот как выглядит график, который учитывает типичный для каждой категории рост, чтобы выделить аномалии. Здесь можно оценить рост заказов в начале 2020 года (январь–февраль в сравнении с аналогичным периодом 2019 года) — и в период пандемии (март–апрель 2020 в сравнении с тем же периодом 2019 года). 

Второй график, которым с dev.by поделился «Каталог Onliner», показывает, как поменялась динамика роста с началом пандемии:

Так, в лидерах роста — товары для домашних тренировок: тренажёры-эллипсы (+189 процентных пунктов), беговые дорожки (+219), гири, гантели и штанги (+242). А также товары для удалённой работы: офисные кресла и стулья (+249), столы (+308) и абсолютный лидер — веб-камеры (+389). Топ-3 падений: велосипеды (-39), электросамокаты (-44) и — первое место с конца — чемоданы и дорожные сумки (-58).

Deal.by: больше мангалов, грилей и барбекю 

— Мы проанализировали продажи на маркетплейсе в марте 2020 года по сравнению с мартом 2019, — говорят в компании. — В прошлом месяце количество онлайн-заказов увеличилось на 58% — это самый большой рост с начала года.

Вырос и средний чек — на 33%. Со 112,5 до 150 белорусских рублей.

Быстрее других ожидаемо растут средства индивидуальной защиты и медицинские товары: маски, респираторы, антисептики, медицинские принадлежности и расходники.

Так, белорусы стали заказывать маски и респираторы в 185 раз чаще, антисептики — в 151 раз, а медицинские принадлежности и расходный материал — в 27.

В 2 раза выросли заказы бытовой техники и электроники. В топе продаж — телевизоры, видеотехника, крупная бытовая для кухни, ауди- и компьютерная техника, ПО. А вот ноутбуки и смартфоны белорусы стали заказывать меньше — на 69%.

Снижаются и заказы некоторых категорий автотоваров. Люди стали покупать меньше автомагнитол (-72% к прошлогоднему объему продаж), электроники (-50%) и двигателей (-37%). Падают и некоторые категории одежды: на 21% уменьшилось количество заказов спортивной одежды и на 18% — детской.

Чем белорусы не жертвуют, так это товарами для дома, сада и огорода. Эти категории из года в год показывают стабильный рост, несмотря ни на какие внешние факторы.

Сильнее всего в этом году растут продажи мангалов, грилей и барбекю (в 10 раз), товаров для отопления (в 9 раз), живых растений (в 8 раз) и материалов для строительства и ремонта (в 3 раза).

Menu.by: люди пытаются экономить на еде

— В апреле этого года, по сравнению с февралём этого же года, мы видим рост примерно 30-35%. Но не связываем его только с коронавирусом, — сообщила нам пресс-служба.

Влияет в основном общее масштабирование бизнеса, открытие новых зон для доставки, новых городов, подключение новых ресторанов.

Какого-то изменения среднего чека не заметили, только если незначительное снижение, на фоне того, что клиенты пытаются экономить.

Wildberries: рукоделие, маски и любимая дача

— В марте продажи Wildberries во всей Беларуси выросли на 66% в штуках год к году, — делится данными пресс-секретарь Wildberries Антон Шахов. — За первую половину апреля 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году продажи выросли на 117%.

Наиболее высокую динамику с 1 по 15 апреля показали товары для здоровья (+1321%). На втором месте — для дачи (+447%).

Особое внимание клиенты стали уделять семье и домашнему досугу. В лидерах по росту оказались товары для спорта, канцелярские (+375%), товары для малышей (+233%) и для рукоделия (+268%).

Что интересно, жители всё чаще стали отмечать важные события дома, поэтому мы отметили рост продаж продукции для праздников (+310%). 

Нагрузка на онлайн-торговлю — сумасшедшая

За общей картиной dev.by обратился к Артуру Карповичу, директору Ассоциации предприятий онлайн-торговли (АПОТ), а в прошлом — работнику Совмина, Комитета госконтроля и Минторга.

В состав АПОТ входят: интернет-магазин «Е-доставка», сервис по доставке еды «Меню.бай», онлайн-гипермаркет «ГиперМолл», интернет-магазины «Ламода» и «ТехноМедиаТрейд», Минский завод виноградных вин, информационный портал «Онлайнер», трейдер по реализации химической продукции «Белсоюзхим», а также производитель лекарственных средств — предприятие «Фармлэнд».

Артур Карпович
— Я бы назвал кризис проверкой на прочность онлайн-торговли. Время, когда все «слабые места» необходимо оперативно латать и принимать новую волну требований потребителей. Кто лучше готов — тот останется на плаву. Члены Ассоциации предприятий онлайн-торговли (АПОТ) также столкнулись с этим вызовом.

Кризис в западных СМИ многие называют «краш-тестом». Исходя из этой аналогии, что в белорусском e-commerce сломалось в первую очередь?

Помимо угроз, связанных с мировой пандемией, у нас в стране в этот же период произошли резкие изменения курса нацвалюты. Поэтому население начало оперативно покупать в интернет-магазинах кроме масок, антисептиков, продуктов питания, ещё и бытовую технику, электронику и т. д. Нагрузка на онлайн-торговлю пришлась сумасшедшая.

Начались перебои с импортными телевизорами, холодильниками, мобильными телефонами — с теми товарами, на которые нужно время для доставки из других стран.

В сфере продуктов питания, из-за резко возросшего спроса, нужно было резко увеличить количество комплектовщиков и курьеров. При том, что для таких специалистов обязательно наличие санкнижки. А на то, чтобы её получить, нужно было время.

Рост заказов и среднего чека — общая тенденция?

По росту заказов — да. Вместе с тем, по нашим данным, средний чек на готовую еду, одежду и обувь существенно не вырос. Возросло количество продавцов, которые стали уходить в онлайн-торговлю. Например, при относительно невысоком повышении среднего чека у menu.by, количество заказов возросло на 20-30%, а к самому сервису присоединилось свыше 100 объектов общепита.

У продавцов продуктов питания количество заказов выросло в среднем в три раза.

Какие категории сегодня в топе, а какие — в минусе?

По интернет-магазину «Е-доставка» самый большой прирост в продажах в марте показал антисептик. По сравнению с февралем объёмы выросли в 15 раз. В свою очередь увеличились и объёмы производства этого товара. У ещё одного члена Ассоциации — предприятия «Фармлэнд» — работа по производству лекарственных средств идёт круглосуточно в три смены, а объёмы продаж антисептика возросли более чем десятикратно.

В интернет-магазине «ГиперМолл» наблюдался рост по туалетной бумаге — 87%, а вот по средствам личной гигиены (влажные салфетки и платки) увеличение произошло всего в 1,1 раза.

Реализация кондитерских изделий — наборы конфет, шоколадная паста, сгущенка — подросла на 87%. Спрос на крупы в среднем увеличился на 77%. Конкретно на гречку — всего в 1,2 раза. На консервы фасоль-кукуруза — на 86%. 

Объёмы продаж одежды и обуви в интернет-магазине Lamoda остались практически на прежнем уровне. Без спадов или всплесков. У интернет-магазина «ТехноМедиаТрейд» продажи крупногабаритной техники (холодильники, стиральные машины, духовые шкафы), телевизоров и цифровой техники в среднем выросли в 1-2 раза.

Как изменилось поведение покупателей? 

Количество обращений потребителей в день на колл-центры некоторых членов АПОТ превышает 1000, в то время, как раньше цифра была до 300 — 400 обращений в день. Теперь многие покупатели просят бесконтактную доставку, платить при этом стараются исключительно карточками, без наличных.

Как магазинам бороться со спекулянтами на «пандемическом дефиците»? eBay, например, уже запретил  у себя продажу масок — удаляет такие предложения. Есть ли рекомендации на этот счёт для белорусских продавцов?

Всегда были и есть те, кто готов «навариться» на чужом горе. Совесть, как говориться, у каждого одна. На государственном уровне принимается достаточно мер, чтобы пресечь подобного рода попытки. Хорошо, что выявляемые факты широко освещают в СМИ. Это лучшая мера борьбы с недобросовестными производителями и продавцами.

Вместе с деньгами и количеством заказов растут и расходы. На что — в большей степени? Доставка, логистика, техническое сопровождение, операторы, управленцы, что-то еще? Как это сказывается на выручке?

Да, расходы выросли. Больше ресурсов необходимо на процессах формирования заказов, их технического сопровождения — увеличить мощности компьютерного оборудования и так далее. Есть необходимость расширить автопарка и проч. 

В большей степени это время, когда онлайн-продавцы стараются показать свою профпригодность и показать государству и потребителям, что за интернет-торговлей будущее. За её долей в общем объёме розничного товарооборота в 3,7% обязательно будет 5, 7, 10% и более.

Надеюсь, скоро мы приблизимся к цифрам Китая — более 24% за 2018 год приходится на онлайн-торговлю. Хотя очень многое зависит и от государства. 

Amazon уже пытается заставить людей покупать меньше. Логика такая: когда люди хотят скупать маски, антисептик и условную гречку, то руки онлайн-площадки буквально заняты только обработкой этих заказов и не хватает времени на действительно важные.

Наши организации нацелены на то, чтобы удовлетворить спрос в полном объёме. Ограничительных мер не вводим. А спрос, не подкреплённый реальным потреблением, рано или поздно закончится. Вот тогда спекулянты останутся с ненужным никому товаром.

Спасет ли бизнес переход в онлайн? Действительно ли это панацея?

Думаю, что часть бизнеса в обязательном порядке уйдет в онлайн сферу. Ещё осенью 2019 года в интервью СМИ я говорил, что в скором времени уйдут в онлайн продавцы автомобилей и недвижимости. Посмотрите, что именно так сегодня и происходит.


И не только автомобили и недвижимость — уже после беседы dev.by с Артуром Карповичем, 25 апреля президент Александр Лукашенко подписал указ, по которому компании, у которых есть лицензия на фармацевтическую деятельность по розничной торговле лекарствами, до 1 июля этого года могут торговать ими вне торговых объектов, значит аптеки смогут доставлять препараты и средства защиты на дом.

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

Студента БГУИР задержали  на марше в Минске
Студента БГУИР задержали на марше в Минске
Студента БГУИР задержали на марше в Минске
2 комментария
Где больше всего студентов получают STEM-образование
Где больше всего студентов получают STEM-образование
Где больше всего студентов получают STEM-образование
1 комментарий
Основатели MSQRD вложили $1+ млн в проект с супермоделью Натальей Водяновой
Основатели MSQRD вложили $1+ млн в проект с супермоделью Натальей Водяновой
Основатели MSQRD вложили $1+ млн в проект с супермоделью Натальей Водяновой
Uber и «Яндекс.Такси» не смогут работать в Беларуси из-за новых правил игры?
Uber и «Яндекс.Такси» не смогут работать в Беларуси из-за новых правил игры?
Uber и «Яндекс.Такси» не смогут работать в Беларуси из-за новых правил игры?
5 комментариев

Обсуждение

0

"Так, в лидерах роста — товары для домашних тренировок: тренажёры-эллипсы (+189 процентных пунктов), беговые дорожки (+219), гири, гантели и штанги (+242).", "Топ-3 падений: велосипеды (-39)", "Сильнее всего в этом году растут продажи мангалов, грилей и барбекю (в 10 раз)"

Т.е. пока что народ выбирает жрать и жиреть)
Особенно улыбнула статистика по беговым дорожкам, на которых раз-другой пробегутся в первое время, а потом будут они стоять и лишь место занимать)

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже