+392% веб-камер и х10 мангалов: что покупают онлайн белорусы в кризис

Только ленивый не сказал, что бизнесы спасёт переход в онлайн. С другой стороны, отчёт The Bell показывает, что даже в онлайне спасаются не все, а только еда. Мы решили разузнать, как поживают крупнейшие торговые онлайн-площадки в Беларуси и сектор e-commerce в целом. Для dev.by данными поделились «Каталог Onliner», deal.by, menu.by, Wildberries и директор Ассоциации предприятий онлайн-торговли (АПОТ) Артур Карпович. Оказалось, белорусы стремятся следить за фигурой, устраивают рестораны на дому, по-прежнему скупают маски и антисептик, но не забывают про дачу, огород и шашлыки.

1 комментарий

Только ленивый не сказал, что бизнесы спасёт переход в онлайн. С другой стороны, отчёт The Bell показывает, что даже в онлайне спасаются не все, а только еда. Мы решили разузнать, как поживают крупнейшие торговые онлайн-площадки в Беларуси и сектор e-commerce в целом. Для dev.by данными поделились «Каталог Onliner», deal.by, menu.by, Wildberries и директор Ассоциации предприятий онлайн-торговли (АПОТ) Артур Карпович. Оказалось, белорусы стремятся следить за фигурой, устраивают рестораны на дому, по-прежнему скупают маски и антисептик, но не забывают про дачу, огород и шашлыки.

Мы не ставили своей целью сделать глубинное сравнительное исследование — это можно будет сделать позже, когда закончится кризис и мы сможем проанализировать все факторы, которые повлияли на статистику: коронавирус, самоизоляцию, удалёнку, курс доллара, естественный прирост и прочее. Идея была в том, чтобы узнать, как дела, и очертить основные пики роста и падений.

Каталог Onliner: штанги и веб-камеры

Илья Жуковец, СЕО платформы 
— Мы наблюдаем рост. В марте 2020 заказы выросли на 80%, апрель 2020 пока что показывает рост +53% относительно тех же месяцев 2019 года.

Средний чек тоже вырос: люди тарились крупной бытовой техникой, электроникой (вроде телевизоров), поэтому и в деньгах продажи растут.

В цифрах: средний чек в марте 2019-го был 240 белорусских рублей, в марте 2020 — 400. Здесь, конечно, надо ещё учитывать и курс доллара — многие пользователи старались купить товары по старому курсу до пересчёта цен.

На показатели также влияет удалёнка и связанные с ней категории вроде офисных кресел, которые тоже пользуются популярностью. 

Вот как выглядит график, который учитывает типичный для каждой категории рост, чтобы выделить аномалии. Здесь можно оценить рост заказов в начале 2020 года (январь–февраль в сравнении с аналогичным периодом 2019 года) — и в период пандемии (март–апрель 2020 в сравнении с тем же периодом 2019 года). 

Второй график, которым с dev.by поделился «Каталог Onliner», показывает, как поменялась динамика роста с началом пандемии:

Так, в лидерах роста — товары для домашних тренировок: тренажёры-эллипсы (+189 процентных пунктов), беговые дорожки (+219), гири, гантели и штанги (+242). А также товары для удалённой работы: офисные кресла и стулья (+249), столы (+308) и абсолютный лидер — веб-камеры (+389). Топ-3 падений: велосипеды (-39), электросамокаты (-44) и — первое место с конца — чемоданы и дорожные сумки (-58).

Deal.by: больше мангалов, грилей и барбекю 

— Мы проанализировали продажи на маркетплейсе в марте 2020 года по сравнению с мартом 2019, — говорят в компании. — В прошлом месяце количество онлайн-заказов увеличилось на 58% — это самый большой рост с начала года.

Вырос и средний чек — на 33%. Со 112,5 до 150 белорусских рублей.

Быстрее других ожидаемо растут средства индивидуальной защиты и медицинские товары: маски, респираторы, антисептики, медицинские принадлежности и расходники.

Так, белорусы стали заказывать маски и респираторы в 185 раз чаще, антисептики — в 151 раз, а медицинские принадлежности и расходный материал — в 27.

В 2 раза выросли заказы бытовой техники и электроники. В топе продаж — телевизоры, видеотехника, крупная бытовая для кухни, ауди- и компьютерная техника, ПО. А вот ноутбуки и смартфоны белорусы стали заказывать меньше — на 69%.

Снижаются и заказы некоторых категорий автотоваров. Люди стали покупать меньше автомагнитол (-72% к прошлогоднему объему продаж), электроники (-50%) и двигателей (-37%). Падают и некоторые категории одежды: на 21% уменьшилось количество заказов спортивной одежды и на 18% — детской.

Чем белорусы не жертвуют, так это товарами для дома, сада и огорода. Эти категории из года в год показывают стабильный рост, несмотря ни на какие внешние факторы.

Сильнее всего в этом году растут продажи мангалов, грилей и барбекю (в 10 раз), товаров для отопления (в 9 раз), живых растений (в 8 раз) и материалов для строительства и ремонта (в 3 раза).

Menu.by: люди пытаются экономить на еде

— В апреле этого года, по сравнению с февралём этого же года, мы видим рост примерно 30-35%. Но не связываем его только с коронавирусом, — сообщила нам пресс-служба.

Влияет в основном общее масштабирование бизнеса, открытие новых зон для доставки, новых городов, подключение новых ресторанов.

Какого-то изменения среднего чека не заметили, только если незначительное снижение, на фоне того, что клиенты пытаются экономить.

Wildberries: рукоделие, маски и любимая дача

— В марте продажи Wildberries во всей Беларуси выросли на 66% в штуках год к году, — делится данными пресс-секретарь Wildberries Антон Шахов. — За первую половину апреля 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году продажи выросли на 117%.

Наиболее высокую динамику с 1 по 15 апреля показали товары для здоровья (+1321%). На втором месте — для дачи (+447%).

Особое внимание клиенты стали уделять семье и домашнему досугу. В лидерах по росту оказались товары для спорта, канцелярские (+375%), товары для малышей (+233%) и для рукоделия (+268%).

Что интересно, жители всё чаще стали отмечать важные события дома, поэтому мы отметили рост продаж продукции для праздников (+310%). 

Нагрузка на онлайн-торговлю — сумасшедшая

За общей картиной dev.by обратился к Артуру Карповичу, директору Ассоциации предприятий онлайн-торговли (АПОТ), а в прошлом — работнику Совмина, Комитета госконтроля и Минторга.

В состав АПОТ входят: интернет-магазин «Е-доставка», сервис по доставке еды «Меню.бай», онлайн-гипермаркет «ГиперМолл», интернет-магазины «Ламода» и «ТехноМедиаТрейд», Минский завод виноградных вин, информационный портал «Онлайнер», трейдер по реализации химической продукции «Белсоюзхим», а также производитель лекарственных средств — предприятие «Фармлэнд».

Артур Карпович
— Я бы назвал кризис проверкой на прочность онлайн-торговли. Время, когда все «слабые места» необходимо оперативно латать и принимать новую волну требований потребителей. Кто лучше готов — тот останется на плаву. Члены Ассоциации предприятий онлайн-торговли (АПОТ) также столкнулись с этим вызовом.

Кризис в западных СМИ многие называют «краш-тестом». Исходя из этой аналогии, что в белорусском e-commerce сломалось в первую очередь?

Помимо угроз, связанных с мировой пандемией, у нас в стране в этот же период произошли резкие изменения курса нацвалюты. Поэтому население начало оперативно покупать в интернет-магазинах кроме масок, антисептиков, продуктов питания, ещё и бытовую технику, электронику и т. д. Нагрузка на онлайн-торговлю пришлась сумасшедшая.

Начались перебои с импортными телевизорами, холодильниками, мобильными телефонами — с теми товарами, на которые нужно время для доставки из других стран.

В сфере продуктов питания, из-за резко возросшего спроса, нужно было резко увеличить количество комплектовщиков и курьеров. При том, что для таких специалистов обязательно наличие санкнижки. А на то, чтобы её получить, нужно было время.

Рост заказов и среднего чека — общая тенденция?

По росту заказов — да. Вместе с тем, по нашим данным, средний чек на готовую еду, одежду и обувь существенно не вырос. Возросло количество продавцов, которые стали уходить в онлайн-торговлю. Например, при относительно невысоком повышении среднего чека у menu.by, количество заказов возросло на 20-30%, а к самому сервису присоединилось свыше 100 объектов общепита.

У продавцов продуктов питания количество заказов выросло в среднем в три раза.

Какие категории сегодня в топе, а какие — в минусе?

По интернет-магазину «Е-доставка» самый большой прирост в продажах в марте показал антисептик. По сравнению с февралем объёмы выросли в 15 раз. В свою очередь увеличились и объёмы производства этого товара. У ещё одного члена Ассоциации — предприятия «Фармлэнд» — работа по производству лекарственных средств идёт круглосуточно в три смены, а объёмы продаж антисептика возросли более чем десятикратно.

В интернет-магазине «ГиперМолл» наблюдался рост по туалетной бумаге — 87%, а вот по средствам личной гигиены (влажные салфетки и платки) увеличение произошло всего в 1,1 раза.

Реализация кондитерских изделий — наборы конфет, шоколадная паста, сгущенка — подросла на 87%. Спрос на крупы в среднем увеличился на 77%. Конкретно на гречку — всего в 1,2 раза. На консервы фасоль-кукуруза — на 86%. 

Объёмы продаж одежды и обуви в интернет-магазине Lamoda остались практически на прежнем уровне. Без спадов или всплесков. У интернет-магазина «ТехноМедиаТрейд» продажи крупногабаритной техники (холодильники, стиральные машины, духовые шкафы), телевизоров и цифровой техники в среднем выросли в 1-2 раза.

Как изменилось поведение покупателей? 

Количество обращений потребителей в день на колл-центры некоторых членов АПОТ превышает 1000, в то время, как раньше цифра была до 300 — 400 обращений в день. Теперь многие покупатели просят бесконтактную доставку, платить при этом стараются исключительно карточками, без наличных.

Как магазинам бороться со спекулянтами на «пандемическом дефиците»? eBay, например, уже запретил  у себя продажу масок — удаляет такие предложения. Есть ли рекомендации на этот счёт для белорусских продавцов?

Всегда были и есть те, кто готов «навариться» на чужом горе. Совесть, как говориться, у каждого одна. На государственном уровне принимается достаточно мер, чтобы пресечь подобного рода попытки. Хорошо, что выявляемые факты широко освещают в СМИ. Это лучшая мера борьбы с недобросовестными производителями и продавцами.

Вместе с деньгами и количеством заказов растут и расходы. На что — в большей степени? Доставка, логистика, техническое сопровождение, операторы, управленцы, что-то еще? Как это сказывается на выручке?

Да, расходы выросли. Больше ресурсов необходимо на процессах формирования заказов, их технического сопровождения — увеличить мощности компьютерного оборудования и так далее. Есть необходимость расширить автопарка и проч. 

В большей степени это время, когда онлайн-продавцы стараются показать свою профпригодность и показать государству и потребителям, что за интернет-торговлей будущее. За её долей в общем объёме розничного товарооборота в 3,7% обязательно будет 5, 7, 10% и более.

Надеюсь, скоро мы приблизимся к цифрам Китая — более 24% за 2018 год приходится на онлайн-торговлю. Хотя очень многое зависит и от государства. 

Amazon уже пытается заставить людей покупать меньше. Логика такая: когда люди хотят скупать маски, антисептик и условную гречку, то руки онлайн-площадки буквально заняты только обработкой этих заказов и не хватает времени на действительно важные.

Наши организации нацелены на то, чтобы удовлетворить спрос в полном объёме. Ограничительных мер не вводим. А спрос, не подкреплённый реальным потреблением, рано или поздно закончится. Вот тогда спекулянты останутся с ненужным никому товаром.

Спасет ли бизнес переход в онлайн? Действительно ли это панацея?

Думаю, что часть бизнеса в обязательном порядке уйдет в онлайн сферу. Ещё осенью 2019 года в интервью СМИ я говорил, что в скором времени уйдут в онлайн продавцы автомобилей и недвижимости. Посмотрите, что именно так сегодня и происходит.


И не только автомобили и недвижимость — уже после беседы dev.by с Артуром Карповичем, 25 апреля президент Александр Лукашенко подписал указ, по которому компании, у которых есть лицензия на фармацевтическую деятельность по розничной торговле лекарствами, до 1 июля этого года могут торговать ими вне торговых объектов, значит аптеки смогут доставлять препараты и средства защиты на дом.

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Читайте также

Игра белорусского паблишера — в топ-5 самых крупных проектов подразделения Mail.ru Group
Игра белорусского паблишера — в топ-5 самых крупных проектов подразделения Mail.ru Group
Игра белорусского паблишера — в топ-5 самых крупных проектов подразделения Mail.ru Group
У Exadel новый офис — в два раза меньше, чем на Купревича (здание купил EPAM)
У Exadel новый офис — в два раза меньше, чем на Купревича (здание купил EPAM)
У Exadel новый офис — в два раза меньше, чем на Купревича (здание купил EPAM)
13 комментариев
Приложение белорусов TeenUp (соцсеть для детей) появилось на Product Hunt
Приложение белорусов TeenUp (соцсеть для детей) появилось на Product Hunt
Приложение белорусов TeenUp (соцсеть для детей) появилось на Product Hunt
МТС: протесты и девальвация могут плохо повлиять на бизнес в Беларуси
МТС: протесты и девальвация могут плохо повлиять на бизнес в Беларуси
МТС: протесты и девальвация могут плохо повлиять на бизнес в Беларуси
3 комментария

Обсуждение

0

"Так, в лидерах роста — товары для домашних тренировок: тренажёры-эллипсы (+189 процентных пунктов), беговые дорожки (+219), гири, гантели и штанги (+242).", "Топ-3 падений: велосипеды (-39)", "Сильнее всего в этом году растут продажи мангалов, грилей и барбекю (в 10 раз)"

Т.е. пока что народ выбирает жрать и жиреть)
Особенно улыбнула статистика по беговым дорожкам, на которых раз-другой пробегутся в первое время, а потом будут они стоять и лишь место занимать)

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже