«Вода закипала, а мы приоткрыли крышку». Марат Эбзеев — о конфликте в SaM Solutions
Руководство SaM Solutions предложило dev.by живой комментарий о ситуации с публичной дискуссией, инициированной замдиректора Александром Деевым.
Общение с управляющим директором Маратом Эбзеевым заняло около часа, за это время мы в том числе узнали, что после выборов через задержания прошли 9 сотрудников компании: они получили штрафы и сутки, был и избитый. Компания оказывала юридическую и финансовую помощь семьям задержанных. Также узнали, что в SaM Solutions работают неравнодушные, активные люди, которые участвуют в волонтёрских инициативах.
Руководство SaM Solutions предложило dev.by живой комментарий о ситуации с публичной дискуссией, инициированной замдиректора Александром Деевым.
Общение с управляющим директором Маратом Эбзеевым заняло около часа, за это время мы в том числе узнали, что после выборов через задержания прошли 9 сотрудников компании: они получили штрафы и сутки, был и избитый. Компания оказывала юридическую и финансовую помощь семьям задержанных. Также узнали, что в SaM Solutions работают неравнодушные, активные люди, которые участвуют в волонтёрских инициативах.
После интервью Марат Эбзеев прислал письменное резюме. Мы публикуем его плюс главное из беседы.
О первой реакции на публикацию
— Публикацию Деева на Facebook увидел, когда там было около 40 комментариев. Она стала для меня неожиданностью. Я стремлюсь анализировать ситуацию на основе проверенной информации и не совершать поспешных действий. Была создана рабочая группа из числа коллег, которые общались с Сашей в последнее время. Потом увидели публикацию на dev.by. Решили, что надо связываться с вами и говорить о том, что один из принципов работы нашей компании — стараться понять разные точки зрения по рассматриваемым вопросам и учитывать их при принятии разрешений. При этом крайне важно, чтобы не возникало конфликтных ситуаций в самой компании и вне её. А сейчас такая ситуация возникла.
Что думает об этом
— У каждого есть своя позиция. Нас в компании 600 человек, мы понимаем, что вокруг — разные люди с разными взглядами, и право каждого сотрудника — иметь свою позицию, Александр Деев один из наших сотрудников.
Но надо делать так, чтобы не вносить конфликт в её отстаивание, не обижать людей. Александр просто продемонстрировал, что он представляет ту часть общества, которая поддерживает государственные символы. Это абсолютно нормально и не может и не должно вызывать никакого осуждения по определению.
Но не стоит столь демонстративно и эмоционально (может, это связано с удалённой работой: мы мало общаемся) защищать свою точку зрения, если оппоненты тоже говорят что-то логичное. Другую точку зрения тоже нужно принимать, или закрывать тему.
И если у человека на страничке написано, что он представитель SaM Solutions, то надо думать и об имидже компании — мы его зарабатывали не один день.
Сейчас мы дали повод для конфликта. Но, может, мы ещё дали повод выпустить людям пар: вода закипала, а тут мы раз — и приоткрыли крышку.
Может, кто-то из этого вынесет уроки. Сидят сейчас директора других компаний и думают: а что у нас творится в этом пространстве [соцсетей]?
Понимает и принимает ли позицию Деева
— Я понимаю и принимаю любое мнение, которое люди носят в себе. Я стараюсь понимать людей. Формируя мнение о человеке, я не делю людей по каким-либо признакам: вероисповеданию, национальности, сексуальной ориентации, цвету кожи, — и в целом руководствуюсь общечеловеческими ценностями.
Я — директор этой компании и считаю, что мнение любого работника имеет право на существование. Это его убеждения, почему я должен его не понимать?
О возможных дисциплинарных взысканиях в отношении Деева
— Это мы будем решать в компании после обсуждения. Поспешных дисциплинарных взысканий быть не может. Например, если человек прогулял, то назавтра мы его не увольняем — мы пытаемся понять причины. Я не машу шашкой, я пытаюсь понять поступок человека, услышать обе стороны и принять взвешенное решение.
За убеждения никаких последствий быть не может. За оскорбление — если он кого-то оскорбляет, это дело каждого гражданина. За дестабилизацию — это будет зависеть от репутационных издержек, я не знаю ещё, чем нам это аукнется, может, от нас отвернутся наши сотрудники и уйдут клиенты. Здесь мы будем смотреть в рамках трудового законодательства. Но мы как минимум проговорили эту ситуацию.
Мы общались с Сашей, и мне показалось, что он глубоко переживает. Он не ожидал такой реакции. Может быть, он даже будет обращаться к людям. И это его право, но я не буду его подталкивать. Пусть он сам дойдёт до этого — взрослый человек.
Об удалении публикации Деева на Facebook
— Нет, я ничего не просил и не делал распоряжений на этот счёт. Мы разговаривали, но решения принимает он сам.
О правилах политической дискуссии в компании
— До сих пор не было никаких правил: люди могли свободно выражать свое мнение, никто никого за это не преследовал. Сейчас, вероятно, появятся правила делового этикета, в которых будет прописано, где топ-менеджмент вправе выносить свои суждения, а где нет. Но это не будет цензурой, а, скорее, разделением профессионального и персонального. За пределами работы можно высказывать любые мнения. Но когда несёшь ответственность за людей, за клиентов, то должен думать, могут ли твои слова нанести вред.
Резюме Марата Эбзеева:
— Я не буду делить свое письмо на вопросы и подпункты. Просто хотелось бы сказать, что в ИТ всегда работали умные, образованные люди, и любая попытка давления на них от лица компании была бы ошибкой, если не катастрофой, поэтому компания в здравом уме себе позволить этого не может. Ценность нашей компании — это даже не материальные ресурсы, продукты и тот вклад в экономику страны, который мы делаем. Основная ценность — это люди, вокруг которых и выстраивалась компания больше 25 лет. А благополучие работников — один из приоритетов, что, в свою очередь, позволяет им спокойно работать. Поэтому в любой ситуации руководство компании старается поддерживать сотрудников и прислушиваться к их мнению.
Мы понимаем все негативные комментарии и в какой-то мере предполагаем, что люди смогли немного выплеснуть накопившийся негатив, как на приёме у психолога, но уверены, что, взвесив все факты, они поймут, что мы простые ребята, которые хотят честно работать сами и помогать другим. Мы разделяем все те же ценности, что и остальные.
Мы надеемся, что, несмотря на весь негатив, который эта ситуация с обсуждением странички нашего работника в должности заместителя директора принесла нам, это будет уроком другим компаниям, которые смогут заранее обсудить на уровне руководства важность разделения ЛИЧНОГО мнения топов и вероятности того, что это мнение может ассоциироваться со всей компанией.
Мы уверены, что мы сделаем выводы для себя и решим все вопросы. Тому подтверждение письмо от наших работников, которые глубоко переживают саму сложившуюся ситуацию и реакцию на неё от всего ИТ-сообщества.
Хотите сообщить важную новость? Пишите в
Телеграм-бот.
господин Эбзеев искажает факты, говоря "Александр просто продемонстрировал, что он представляет ту часть общества, которая поддерживает государственные символы". Ведь после демонстрации своей принадлежности к любителям красно-зеленой символики (что какбэ нормально, о вкусах не спорят) он перешел к ретрансляции БТшной пропаганды, отрицанию насилия со стороны силовых структур и барскому "списки мне на стол". И что-то мне подсказывает, что сотрудников, о которых якобы заботится директор, взволновало именно это, а не любимые цвета Александра
Александр просто продемонстрировал, что он представляет ту часть общества, которая поддерживает государственные символы. Это абсолютно нормально и не может и не должно вызывать никакого осуждения по определению.
Деев назвал БЧБ флаг фашистским, отрицал насилие (хотя знал об этом, Марат сам об этом нам только что сообщил, что пострадали сотрудники компании) и более того, писал негативные комментарии в сторону украинцев.
Марат, будьте мужиком, IT сообществу нужны извинения и открытое порицание того, как повел себя данный человек.
Почему у нас верха всегда прикрывают друг друга? Что в государстве что тут.
Просто взять и признать, да Деев немного накосячил, "списки на стол" это не личное мнение, так говорить нельзя и т.п.
Неужели так сложно?
Видимо сложно, готовы писать 100 писем, но проявить волю неспособны. Поэтому сейчас и происходит то, что происходит. Молодые хотят управлять и нести за это ответственность.
нужно быть совсем тряпкой, чтобы после такого не уволиться. у компании было несколько дней на публичные извинения, а реакции по сути 0. хватает вокруг компаний с сильно более адекватным руководством.
да увольнять надо таких идиотов - это же серьезный риск таких держать в компании на высоких должностях. Этот Марат видимо и сам не особо компетентен как руководитель
этот комментарий хорошо согласуется с тем, что я узнал за последние месяцы о руководстве этой конторы. собственно, это было одной из причин того, что я написал заявление об увольнении задолго до этой истории с деевым.
Что я однозначно увидел в ответах Марата Эбзеева
Он сам против высказываний этого Деева и категорически осуждает весь тот бред что он успел наговорить.
Однако он совершенно четко отвечает так, чтобы в его ответе было всё нейтрально с точки зрения того, что его комментарий будут читать и люди из тех структур, пересекаться с которыми нежелательно. Делает всё правильно.
Потому что если напишет что Деева уволили и наказали - то значит подставит под удар остальных своих 600 сотрудников. Пример уже был.
Казалось бы в IT работают умные люди, которые понимаю что происходит в стране, и почему там много людей за решеткой. Не думаю, что извинения уже что-то изменят. Тут нужна порка, а пока это только ласковые поглаживания и попытка исказить реальность и увести людей от реальной проблемы. Уже нельзя просто отсидеть в стороне и сказать это меня не касается, Деев свой выбор сделал, как и Эбзеев, не мне их в этом винить, но остальные люди задумаются идти или работать в этой компании в будущем.
Мне кажется, что во многих европейских и американских компаниях за такие проступки увольняют на раз два так как опасаются экономических потерять из-за реакции общества. У нас же говорят что гражданское общество ещё только начинает формироваться, и я думаю что всё же будет ещё какая-то отраслевая консолидация по данному кейсу. Есть мнение что основа успешного аутсорс бизнеса это люди и репутация. Можно предположить что с наймом и retentions высококвалифицированных специалистов у SaM Solution теперь будет некоторые сложности. Насколько я понимаю их бизнес модель, в отличии от компании Synesis, на людях завязана больше, поэтому и последствия могут быть немного существенней.
Частная компания приняла решение оставить явно таксичного топа, с нетипичным для европейцев стилем общения. Теперь рынок сам расставит всё на свои места.
Чот я не понимаю, а чего именно требуют гневные комментаторы? Перефразируя Ивана Давыдова – судить-то ведь и карать за слова нельзя. Если вы думаете, что можно, значит, на самом деле вас вполне все и в современной Беларуси устраивает, даже если самим вам кажется, что это не так.
ну то есть да, есть лично оскорбленные Деевым и боящиеся тех самых списков на стол сотрудники Sam Solutions. их претензии я могу понять, но это их сэмсолюшновское дело. а остальные-то злобные зрители чего требуют, чтобы Деева уволили потому что он им не нравится? ну то есть в их картину мира такая ситуация укладывается нормально, там я не знаю, набег ябатек на страницу в фб и вжух – волчий билет?
господин Эбзеев искажает факты, говоря "Александр просто продемонстрировал, что он представляет ту часть общества, которая поддерживает государственные символы". Ведь после демонстрации своей принадлежности к любителям красно-зеленой символики (что какбэ нормально, о вкусах не спорят) он перешел к ретрансляции БТшной пропаганды, отрицанию насилия со стороны силовых структур и барскому "списки мне на стол". И что-то мне подсказывает, что сотрудников, о которых якобы заботится директор, взволновало именно это, а не любимые цвета Александра
Деев назвал БЧБ флаг фашистским, отрицал насилие (хотя знал об этом, Марат сам об этом нам только что сообщил, что пострадали сотрудники компании) и более того, писал негативные комментарии в сторону украинцев.
Марат, будьте мужиком, IT сообществу нужны извинения и открытое порицание того, как повел себя данный человек.
Почему у нас верха всегда прикрывают друг друга? Что в государстве что тут.
Просто взять и признать, да Деев немного накосячил, "списки на стол" это не личное мнение, так говорить нельзя и т.п.
Неужели так сложно?
Видимо сложно, готовы писать 100 писем, но проявить волю неспособны. Поэтому сейчас и происходит то, что происходит. Молодые хотят управлять и нести за это ответственность.
нужно быть совсем тряпкой, чтобы после такого не уволиться. у компании было несколько дней на публичные извинения, а реакции по сути 0. хватает вокруг компаний с сильно более адекватным руководством.
Беззубая чушь и покрывательство. Государство Беларусь в миниатюре.
Как приятно видеть, что мнение твое разделяют не только анонимы, но и настоящие руководители.
у государства Беларусь с зубами все хорошо. с мозгами плохо...
Хочется пожелать Марату не останавливаться в написании писем "на основе проверенной информации".
"Саша глубоко переживает" - боже мой, какая ранимость...
да увольнять надо таких идиотов - это же серьезный риск таких держать в компании на высоких должностях. Этот Марат видимо и сам не особо компетентен как руководитель
этот комментарий хорошо согласуется с тем, что я узнал за последние месяцы о руководстве этой конторы. собственно, это было одной из причин того, что я написал заявление об увольнении задолго до этой истории с деевым.
как вообще можно терпеть такой низкий интеллект и узкий кругозор в среде айтишников интеллектуалов - пусть трактора продает а не софтверные услуги :)
Ждём новости из лифта... того самого лифта в котором забатьки не перестают гадить и пробивать дно
Некогда технический ресурс теперь переполнен политическими склоками. Надо полагать и вся беларусская ИТ движется тем же направлением.
А что вы хотели? Беларусь в политическом кризисе, а власть (как и топы в SaM) делает вид, что все под контролем.
Так и есть.
Этот местный отличившийся артист циркового жанра был явно не в их числе.
Что я однозначно увидел в ответах Марата Эбзеева
Он сам против высказываний этого Деева и категорически осуждает весь тот бред что он успел наговорить.
Однако он совершенно четко отвечает так, чтобы в его ответе было всё нейтрально с точки зрения того, что его комментарий будут читать и люди из тех структур, пересекаться с которыми нежелательно. Делает всё правильно.
Потому что если напишет что Деева уволили и наказали - то значит подставит под удар остальных своих 600 сотрудников. Пример уже был.
Казалось бы в IT работают умные люди, которые понимаю что происходит в стране, и почему там много людей за решеткой. Не думаю, что извинения уже что-то изменят. Тут нужна порка, а пока это только ласковые поглаживания и попытка исказить реальность и увести людей от реальной проблемы. Уже нельзя просто отсидеть в стороне и сказать это меня не касается, Деев свой выбор сделал, как и Эбзеев, не мне их в этом винить, но остальные люди задумаются идти или работать в этой компании в будущем.
Мне кажется, что во многих европейских и американских компаниях за такие проступки увольняют на раз два так как опасаются экономических потерять из-за реакции общества. У нас же говорят что гражданское общество ещё только начинает формироваться, и я думаю что всё же будет ещё какая-то отраслевая консолидация по данному кейсу. Есть мнение что основа успешного аутсорс бизнеса это люди и репутация. Можно предположить что с наймом и retentions высококвалифицированных специалистов у SaM Solution теперь будет некоторые сложности. Насколько я понимаю их бизнес модель, в отличии от компании Synesis, на людях завязана больше, поэтому и последствия могут быть немного существенней.
Частная компания приняла решение оставить явно таксичного топа, с нетипичным для европейцев стилем общения. Теперь рынок сам расставит всё на свои места.
Чот я не понимаю, а чего именно требуют гневные комментаторы? Перефразируя Ивана Давыдова – судить-то ведь и карать за слова нельзя. Если вы думаете, что можно, значит, на самом деле вас вполне все и в современной Беларуси устраивает, даже если самим вам кажется, что это не так.
ну то есть да, есть лично оскорбленные Деевым и боящиеся тех самых списков на стол сотрудники Sam Solutions. их претензии я могу понять, но это их сэмсолюшновское дело. а остальные-то злобные зрители чего требуют, чтобы Деева уволили потому что он им не нравится? ну то есть в их картину мира такая ситуация укладывается нормально, там я не знаю, набег ябатек на страницу в фб и вжух – волчий билет?