30+ идей, как улучшить образование. Соцсети противоречиво отреагировали на призыв Прокопени

#войтивайти в кредит
28 октября 2019, 09:31
30+ идей, как улучшить образование.

После совещания у президента Александра Лукашенко две недели назад Виктор Прокопеня написал пост в фейсбуке с предложениями: что и как можно поменять в системе образования. ИТ-бизнесмен призвал общественность оставлять комментарии и мнения. Итог: 262 комментария, 318 репостов с комментарии под ними, колонки и мнения в медиа. Мы прочитали всё это за вас, собрали и систематизировали самое важное: идеи и опасения.

Сразу отметим вот что:

  1. 10% — примерно столько было конструктивных комментариев во всем потоке сообщений.
  2. Внушительная доля откликов — замечания, что айтишникам и бизнесменам негоже соваться в образование.
  3. Главное опасение — ИТ-кредиты создадут армию джунов, которым некуда будет устроиться на работу.
  4. А также, что все толковые граждане перейдут в ИТ, а лечить, учить, строить и сеять будет некому.

Итак, идеи (могут быть противоречивыми):

На старте

  • «Для начала сделайте интернет в каждом классе, чтобы учитель мог на уроке работать в онлайн-режиме. А то носим флешки, и хорошо, если есть телевизор с компом, а то и этого нет».
  • Сделать открытым бюджет Министерства образования.
  • Начать реформу с «нормального мониторинга». Опросить не менее тысячи учителей, 200 завучей и 30 тысяч учеников.
  • Перед тем как масштабировать реформы на всю страну, сначала взять  на попечение не самые лучшие школы, вуз или ссуз. Внедрить реформы в качестве эксперимента туда. И только если удастся вывести отстающие образовательные учреждения в топ, применить реформы ко всем остальным. 

12 школ, которые вышли с инициативой экспериментального проекта «Апробация элементов эстонско-финской системы образования» тут же,  в комментариях, вызвались стать экспериментальными площадками в составе ПВТ. 

Для учителей

  • Уменьшить для учителей подоходный налог.
  • Отменить для учителей подворовые обходы и дежурства на внешкольных мероприятиях вроде сельских дискотек: обходы отнимают время учителей, это угроза физическому здоровью преподавателей. 

Для школ и садов

  • Добавить предмет «Предпринимательство» не только в школу, но и в детский сад.
  • Добавить в программу школ «основы психологии» — развивать важные жизненные навыки, soft skills. При подготовке педагогов добавить «коммуникацию», «конфликтологию», «эмоциональный интеллект» и т. п.
  • Убрать централизованное тестирование.
  • Вводить после седьмого класса уклоны: физ-мат, химия, биология, языки.
  • Резко увеличить гуманитарную составляющую в начальной, младшей и средней школах. Профилизацию проводить позже, уже на «основательном фундаменте общей глубокой гуманитарной подготовки ученика — химию, физику и биологию можно изучить гораздо быстрее и полнее, если примешься за них в девятом классе, но будешь обладать общим умением учиться». Тогда уже можно хоть навсегда выбросить из расписания литературу, историю и обществознание ради ИТ.
  • Давать льготы при поступлении в вузы не только за первые места по предметным олимпиадам, но и за победы в соревнованиях по робототехнике — это поможет стимулировать направление.

В университете

  • Переориентировать финансирование в высшей школе в пользу фундаментальной, теоретической науки.
  • Наладить сотрудничество школ и вузов.
  • Сократить фонд недвижимого имущества в вузах.
  • Увеличить количество часов теории и практики по специализированным предметам. Гуманитарные предметы и «вышку-физику-химию» отодвинуть на более поздние курсы, «когда уже начинаешь понимать, для чего оно тебе может понадобиться».
  • Отменить практику, когда учебные центры обязаны подписывать бумажный договор со студентами, даже если обучение проводится онлайн. 
  • Плотнее интегрировать вузы и бизнес — защита диплома должна быть действующим бизнес-планом.

Комментарий Юрия Зиссера

  • Вернуть лицеи «в состояние до их низведения» (увеличить автономность).
  • Сохранить и развить специализацию школ по предметам.
  • Убрать всю идеологию, писанину и отчетность, одновременно расширив и разнообразив контроль знаний и навыков учащихся, то есть контролировать не процесс, а результат.
  • Частные школы должны получать дотации от государства в размере, получаемом государственными школами — тогда и плата в частных школах снизится.
  • Высшую школу финансировать независимо от численности, прекратить доводить план по численности студентов.
  • Считать ненормальным, когда из вузов не отчисляют, — вплоть до введения нормы отчисляемости на первых порах.
  • Поставить задачу попасть хотя бы в рейтинг 1000 лучших вузов мира или Европы. А иначе вузы закрывать или «сливать» с другими.

Кредиты на ИТ-образование

  • Лоббировать универсальный кредит на образование вообще, не только на ИТ.
  • Заложить покупку необходимой техники как целевое использование кредита на образование. Пример от Антона Марченко: «Чтобы стартануть программирование под iOS нужна техника Apple, для минимального комфорта — базовая прошка, Macbook Pro 13», которая стоит у нас 3799 рублей. Альтернативный вариант — б. у. Macbook pro 2015 года, в районе $700. Для не айтишников — большие деньги. Очень обидно когда студенту требуется копить полгода чтобы стартануть курс».
  • Пересмотреть пункт о том, что кредиты будут давать только для обучения на курсах сроком от полугода. Есть категория людей которые 5-10 лет назад закончили технические вузы, но сейчас готовы вернуться. Для них подошли бы так называемые Coding Bootcamp, интенсивное full time обучение до трех месяцев. Фильтр — наличие высшего технического образования.
По теме
Все материалы по теме

Лаборатория для джунов

  • Создать «виртуальную лабораторию» — место, где люди смогут выполнять тестовые задания, challenges от комьюнити, искать первые подработки. Где люди будут друг друга подбадривать. Антон Марченко обещал вот-вот доделать рабочий MVP — www.laba42.com.
  • Масштабировать на страну лаборатории вроде внутренней лаборатории EPAM. Там бы работали опытные тимлиды, PM, и молодые специалисты с зарплатой 500-700$. Схема такая: человек подписывает контракт на полтора-два года с фиксированной зарплатой. По окончанию выходит как подготовленный специалист. Проекты можно брать у государства (которому нужна автоматизация). Работа делается по низкой цене юниорами с низкой зарплатой, а качество гарантируется наличием сильных управленцев.

«Крепостное право» для джунов

  • Чтобы решить проблему уходящих после обучения, перенять опыт футбольных клубов. Там есть понятие «воспитанников». И если клуб воспитал футболиста, то его переход в другую команду строго регламентирован. Именно этот подход позволил сильно развиться рынку футбольных талантов за рубежом. 
  • При досрочном расторжении контракта со стороны сотрудника запретить другим компаниям брать таких сотрудников на работу в течение 6-12 мес с момента такого нарушения.
По теме
Все материалы по теме

Присмотреться к Америке

  • Американский стандарт обучения программированию имеет много гуманитарных часов. В MIT это 9 предметов. На первом курсе американских университетов есть обязательный предмет «общение». В США компьютерная наука требует 4 года обучения на бакалавриате. Требования при поступлении высокие, на уровне ФПМ БГУ. Теоретическое обучение — обязательное. Если его нет, то это техникум.  
  • Финансировать научные лаборатории: студенты смогут научиться тому, чего еще нет на производстве.
  • Создать программу поддержки поступающих на магистра\бакалавра в топовые вузы США и Европы с условием вернуться в Беларусь на год-два после окончания. Так можно решить проблему нехватки специалистов высшего звена. Подобные программы существуют в Сингапуре, Украине, России. 

До кучи

  • Привлечь программистов для решения стратегических задач — связать их с городскими властями, дорожными службами, ГАИ, автопромом. Это принесет программистам славу и почет. А обществу — пользу.

Опасения

  • Уклон в ИТ провоцирует расслоение в обществе, увеличивает пропасть между богатыми и бедными, нужными и ненужными.
  • Курсы снижают средний уровень ИТ-специалистов в стране. После курсов выходит гораздо более слабый специалист, без фундаментальных знаний.
  • С айтишниками может получиться так же, как в 90-е было с экономистами и бухгалтерами: рынку требовалось много кадров, рынок ими накачивали, а теперь предложение в разы превышает спрос.
  • Виктор Прокопеня «не об людях заботится, а о нехватке рабов и снижении зарплат:  больше народу/конкуренции — можно меньше платить большинству».
  • Бизнес будет делать образование исключительно под себя.
  • ИТ-университет хотят сделать платным, что сделает его недоступным для большинства в том числе талантливых детей.
  • Лечить и учить белорусов будет некому.  
  • Все другие отрасли будут терять кадры. А когда в Беларуси станет тотально плохо, айтишники просто уедут. 
  • Ранняя профилизация — вред.
  • Все свои большие зарплаты многочисленная ИТ-страна будет тратить в других странах, как, впрочем, и отправлять туда жить своих детей.
  • ИТ-университет скорее станет «хайтек ПТУ».
  • «ИТ превращается в огромного зверя, который всё шире раскрывает пасть, заглатывая всё на своём пути».

Работа в ИТ в Беларуси​.​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения​​.​​​​​​​​​​

подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение