30+ идей, как улучшить образование. Соцсети противоречиво отреагировали на призыв Прокопени

11 комментариев
30+ идей, как улучшить образование. Соцсети противоречиво отреагировали на призыв Прокопени

После совещания у президента Александра Лукашенко две недели назад Виктор Прокопеня написал пост в фейсбуке с предложениями: что и как можно поменять в системе образования. ИТ-бизнесмен призвал общественность оставлять комментарии и мнения. Итог: 262 комментария, 318 репостов с комментарии под ними, колонки и мнения в медиа. Мы прочитали всё это за вас, собрали и систематизировали самое важное: идеи и опасения.

Сразу отметим вот что:

  1. 10% — примерно столько было конструктивных комментариев во всем потоке сообщений.
  2. Внушительная доля откликов — замечания, что айтишникам и бизнесменам негоже соваться в образование.
  3. Главное опасение — ИТ-кредиты создадут армию джунов, которым некуда будет устроиться на работу.
  4. А также, что все толковые граждане перейдут в ИТ, а лечить, учить, строить и сеять будет некому.

Итак, идеи (могут быть противоречивыми):

На старте

  • «Для начала сделайте интернет в каждом классе, чтобы учитель мог на уроке работать в онлайн-режиме. А то носим флешки, и хорошо, если есть телевизор с компом, а то и этого нет».
  • Сделать открытым бюджет Министерства образования.
  • Начать реформу с «нормального мониторинга». Опросить не менее тысячи учителей, 200 завучей и 30 тысяч учеников.
  • Перед тем как масштабировать реформы на всю страну, сначала взять  на попечение не самые лучшие школы, вуз или ссуз. Внедрить реформы в качестве эксперимента туда. И только если удастся вывести отстающие образовательные учреждения в топ, применить реформы ко всем остальным. 

12 школ, которые вышли с инициативой экспериментального проекта «Апробация элементов эстонско-финской системы образования» тут же,  в комментариях, вызвались стать экспериментальными площадками в составе ПВТ. 

Для учителей

  • Уменьшить для учителей подоходный налог.
  • Отменить для учителей подворовые обходы и дежурства на внешкольных мероприятиях вроде сельских дискотек: обходы отнимают время учителей, это угроза физическому здоровью преподавателей. 

Для школ и садов

  • Добавить предмет «Предпринимательство» не только в школу, но и в детский сад.
  • Добавить в программу школ «основы психологии» — развивать важные жизненные навыки, soft skills. При подготовке педагогов добавить «коммуникацию», «конфликтологию», «эмоциональный интеллект» и т. п.
  • Убрать централизованное тестирование.
  • Вводить после седьмого класса уклоны: физ-мат, химия, биология, языки.
  • Резко увеличить гуманитарную составляющую в начальной, младшей и средней школах. Профилизацию проводить позже, уже на «основательном фундаменте общей глубокой гуманитарной подготовки ученика — химию, физику и биологию можно изучить гораздо быстрее и полнее, если примешься за них в девятом классе, но будешь обладать общим умением учиться». Тогда уже можно хоть навсегда выбросить из расписания литературу, историю и обществознание ради ИТ.
  • Давать льготы при поступлении в вузы не только за первые места по предметным олимпиадам, но и за победы в соревнованиях по робототехнике — это поможет стимулировать направление.

В университете

  • Переориентировать финансирование в высшей школе в пользу фундаментальной, теоретической науки.
  • Наладить сотрудничество школ и вузов.
  • Сократить фонд недвижимого имущества в вузах.
  • Увеличить количество часов теории и практики по специализированным предметам. Гуманитарные предметы и «вышку-физику-химию» отодвинуть на более поздние курсы, «когда уже начинаешь понимать, для чего оно тебе может понадобиться».
  • Отменить практику, когда учебные центры обязаны подписывать бумажный договор со студентами, даже если обучение проводится онлайн. 
  • Плотнее интегрировать вузы и бизнес — защита диплома должна быть действующим бизнес-планом.

Комментарий Юрия Зиссера

  • Вернуть лицеи «в состояние до их низведения» (увеличить автономность).
  • Сохранить и развить специализацию школ по предметам.
  • Убрать всю идеологию, писанину и отчетность, одновременно расширив и разнообразив контроль знаний и навыков учащихся, то есть контролировать не процесс, а результат.
  • Частные школы должны получать дотации от государства в размере, получаемом государственными школами — тогда и плата в частных школах снизится.
  • Высшую школу финансировать независимо от численности, прекратить доводить план по численности студентов.
  • Считать ненормальным, когда из вузов не отчисляют, — вплоть до введения нормы отчисляемости на первых порах.
  • Поставить задачу попасть хотя бы в рейтинг 1000 лучших вузов мира или Европы. А иначе вузы закрывать или «сливать» с другими.

Кредиты на ИТ-образование

  • Лоббировать универсальный кредит на образование вообще, не только на ИТ.
  • Заложить покупку необходимой техники как целевое использование кредита на образование. Пример от Антона Марченко: «Чтобы стартануть программирование под iOS нужна техника Apple, для минимального комфорта — базовая прошка, Macbook Pro 13», которая стоит у нас 3799 рублей. Альтернативный вариант — б. у. Macbook pro 2015 года, в районе $700. Для не айтишников — большие деньги. Очень обидно когда студенту требуется копить полгода чтобы стартануть курс».
  • Пересмотреть пункт о том, что кредиты будут давать только для обучения на курсах сроком от полугода. Есть категория людей которые 5-10 лет назад закончили технические вузы, но сейчас готовы вернуться. Для них подошли бы так называемые Coding Bootcamp, интенсивное full time обучение до трех месяцев. Фильтр — наличие высшего технического образования.
По теме
Все материалы по теме

Лаборатория для джунов

  • Создать «виртуальную лабораторию» — место, где люди смогут выполнять тестовые задания, challenges от комьюнити, искать первые подработки. Где люди будут друг друга подбадривать. Антон Марченко обещал вот-вот доделать рабочий MVP — www.laba42.com.
  • Масштабировать на страну лаборатории вроде внутренней лаборатории EPAM. Там бы работали опытные тимлиды, PM, и молодые специалисты с зарплатой 500-700$. Схема такая: человек подписывает контракт на полтора-два года с фиксированной зарплатой. По окончанию выходит как подготовленный специалист. Проекты можно брать у государства (которому нужна автоматизация). Работа делается по низкой цене юниорами с низкой зарплатой, а качество гарантируется наличием сильных управленцев.

«Крепостное право» для джунов

  • Чтобы решить проблему уходящих после обучения, перенять опыт футбольных клубов. Там есть понятие «воспитанников». И если клуб воспитал футболиста, то его переход в другую команду строго регламентирован. Именно этот подход позволил сильно развиться рынку футбольных талантов за рубежом. 
  • При досрочном расторжении контракта со стороны сотрудника запретить другим компаниям брать таких сотрудников на работу в течение 6-12 мес с момента такого нарушения.
По теме
Все материалы по теме

Присмотреться к Америке

  • Американский стандарт обучения программированию имеет много гуманитарных часов. В MIT это 9 предметов. На первом курсе американских университетов есть обязательный предмет «общение». В США компьютерная наука требует 4 года обучения на бакалавриате. Требования при поступлении высокие, на уровне ФПМ БГУ. Теоретическое обучение — обязательное. Если его нет, то это техникум.  
  • Финансировать научные лаборатории: студенты смогут научиться тому, чего еще нет на производстве.
  • Создать программу поддержки поступающих на магистра\бакалавра в топовые вузы США и Европы с условием вернуться в Беларусь на год-два после окончания. Так можно решить проблему нехватки специалистов высшего звена. Подобные программы существуют в Сингапуре, Украине, России. 

До кучи

  • Привлечь программистов для решения стратегических задач — связать их с городскими властями, дорожными службами, ГАИ, автопромом. Это принесет программистам славу и почет. А обществу — пользу.

Опасения

  • Уклон в ИТ провоцирует расслоение в обществе, увеличивает пропасть между богатыми и бедными, нужными и ненужными.
  • Курсы снижают средний уровень ИТ-специалистов в стране. После курсов выходит гораздо более слабый специалист, без фундаментальных знаний.
  • С айтишниками может получиться так же, как в 90-е было с экономистами и бухгалтерами: рынку требовалось много кадров, рынок ими накачивали, а теперь предложение в разы превышает спрос.
  • Виктор Прокопеня «не об людях заботится, а о нехватке рабов и снижении зарплат:  больше народу/конкуренции — можно меньше платить большинству».
  • Бизнес будет делать образование исключительно под себя.
  • ИТ-университет хотят сделать платным, что сделает его недоступным для большинства в том числе талантливых детей.
  • Лечить и учить белорусов будет некому.  
  • Все другие отрасли будут терять кадры. А когда в Беларуси станет тотально плохо, айтишники просто уедут. 
  • Ранняя профилизация — вред.
  • Все свои большие зарплаты многочисленная ИТ-страна будет тратить в других странах, как, впрочем, и отправлять туда жить своих детей.
  • ИТ-университет скорее станет «хайтек ПТУ».
  • «ИТ превращается в огромного зверя, который всё шире раскрывает пасть, заглатывая всё на своём пути».

Работа в ИТ в Беларуси​.​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения​​.​​​​​​​​​​

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Горячие события

MobileOptimized 2020 Online Edition Conference
6 ноября — 7 ноября

MobileOptimized 2020 Online Edition Conference

Читайте также

БрГТУ отчисляет девять студентов за акции протеста
БрГТУ отчисляет девять студентов за акции протеста
БрГТУ отчисляет девять студентов за акции протеста
Флагштоки с эмблемами резидентов ПВТ вернут на место
Флагштоки с эмблемами резидентов ПВТ вернут на место
Флагштоки с эмблемами резидентов ПВТ вернут на место
7 комментариев
В Минске задержали сотрудников МТС
В Минске задержали сотрудников МТС
В Минске задержали сотрудников МТС
Появилась интерактивная карта политзаключённых. На ней есть сотрудник PandaDoc
Появилась интерактивная карта политзаключённых. На ней есть сотрудник PandaDoc
Появилась интерактивная карта политзаключённых. На ней есть сотрудник PandaDoc

Обсуждение

6

ни для кого ни секрет, что среднестатистический комментатор на популярных белорусских информационных ресурсах - человек достаточно злобный, упрямый, завистливый, токсичный. А если принять во внимание количество высказавшихся под той или иной темой, в т.ч. касаемо образования, то получим максимум пару сотен таких комментаторов на всю РБ. Сублимировать сказанное и считать это релевантным отображением общественного мнения - ну так себе идея.

0

Комменты с ФБ, там только русские агенты :)

1

Выйди на улицу моего городка и не такого наслушаешься.

4

Добавить предмет "Предпринимательство" в программу детского сада, отменить цт... Жёстко конечно. В общем много "весёлых" предложений от неравнодушных пользователей сети

Vlad Goenko
Vlad Goenko Data Scientist в Gismart
1

Если хотите изменить к лучшему образование, пункт ноль - разберитесь с армией. В том виде, в котором вопрос представлен сейчас. В армии должны работать профессионалы. А аргументы, что каждый мужчина должен уметь обращаться с оружием и в случае военного конфликта встать под знамена страны уже просто рудиментарны. Если бы этому учили в армии, раз. И кажется, что следующая война будет войной чемоданчиков с кнопками, это два. Армия в нынешнем смысле попросту бесполезна.

0

всё хорошо, кроме пункта о закрепощении сотрудников.

1

В основном -- благие пожелания, которые .... скажем так, неосуществимы на данном этапе развития местного общества.
Со слов Крепостное право уберите кавычки, именно оно и предлагается. И внесите в этот раздел кредит на ИТ образование.
Население пока видимо не совсем в курсе, как обстоят дела с "кредитом" на образование, например, в США. В ... голове индивида рисуется идеальная схема: возьму кредит, выучусь, с ходу найду работу и отдам долги с первой же ИТ-зарплаты ;)

А что образование требует перемен -- бесспорно.

0

> Добавить предмет «Предпринимательство» не только в школу, но и в детский сад.

В палатах для новорождённых.) И план на пятилетку по кол-ву предпринимателей.

3

На страницах у учителей было гораздо больше вдумчивых предложений, которые реально про образование, а не про "давайте детей учить в детском саду не ложку держать, а предприятия предпринимать", что-то в этой компиляции я их не вижу. А, ну да, они же неконструктивно наверное критиковали, говорили, что фундамент надо менять, а не примочки придумывать. А нам бы побыстрее и пооцифрованнее, вот это конструктив.

1

>> Убрать всю идеологию, писанину и отчетность, одновременно расширив и разнообразив контроль знаний и навыков учащихся, то есть контролировать не процесс, а результат.

То есть ноль внимания КАК учить, а только ЧЕМУ научились? Это даже в гуманитарных специальностях не получится. Такого не бывает даже на простом проекте разработки ПО. Ну в идальном мире (tut.by) может. Не будет результата без процесса.

>> Частные школы должны получать дотации от государства в размере, получаемом государственными школами — тогда и плата в частных школах снизится.

ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ НЕ ДОЛЖНЫЕ ПОЛУЧАТЬ ГОС ПОМОЩЬ. В них по умолчанию будут учиться дети не бедных и более пробивных родителей (бизнесмены, чиновники). Со временем такие школы правдами и неправдами будут выбивать больше и больше гос помощи) - источник - Австралия и местные скандалы как частные школы выбивают суммы из бюджетов.

>> Считать ненормальным, когда из вузов не отчисляют, — вплоть до введения нормы отчисляемости на первых порах.

Полный бред. Отчисляться будут бедные дети, а богатые придурки НИКОГДА. У "элиты" как всегда отрыв от реальности.

>> Поставить задачу попасть хотя бы в рейтинг 1000 лучших вузов мира или Европы. А иначе вузы закрывать или «сливать» с другими.

Ещё одна красивая (и бесполезная) идея. Вера в независимые "мировые" институты который безусловно точно определят на место под солнцем. Нет, спасибо.

0

Журнал LIFE, 24 Mar 1958, страница 26, "Crisis in education". Гуглится на 1.
Никогда не подно почитать умных людей.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже