«Они пришли писать код, а я тащу их на тимлида». Бывший глава веб-разработки Wargaming — про 4 года на Кипре, свой стартап и возвращение в Минск и «в найм»

Оставить комментарий
«Они пришли писать код, а я тащу их на тимлида». Бывший глава веб-разработки Wargaming — про 4 года на Кипре, свой стартап и возвращение в Минск и «в найм»

Сергей Смольский был одним из первых тестировщиков «танков», долгое время руководил веб-разработкой в Wargaming: его команда за 8 лет выросла в 30 раз, до 460 человек. Последние годы Сергей жил и работал на Кипре, а потом ушёл из компании, основал книжный стартап, начал работать с режиссёром Тимуром Бекмамбетовым.

3 месяца назад Сергей вернулся в Минск, чтобы возглавить минский R&D-офис SolarWinds, о чём рассказал в большом интервью dev.by.

«Бесит, когда говорят, что тестировщики — это «недоайтишники»

Я могу сказать, что «вырос в семье Кислых», потому что начинал ещё у Жени Кислого в AdRevolver.

До этого была Intetics — за 1,5 года меня переводили с проекта на проект, то одну роль давали, то тут же другую: я побыл и тестировщиком, и разработчиком, и бизнес-аналитиком, и проектным  менеджером. Кто-то ушёл в отпуск — и сразу в твой адрес несётся: «Сергей, а ты можешь писать код?» или «О, Серёга, не поможешь одному проекту?» Я же хотел заниматься тестированием и начал искать другую работу. Так и оказался в AdRevolver.    

Я когда-то уже рассказывал на dev.by, почему стал тестировщиком. Тестировать мне всегда нравилось больше, чем писать код, — это меня заводило. И меня бесят разговоры, что тестировщики — это «недоайтишники»: в начале нулевых QA обязаны были уметь программировать.

В 2008 году BlueLithium купил AdRevolver, а тех в свою очередь — Yahoo за $300 млн. Я уехал на 3 месяца в офис в Калифорнии, чтобы помочь встроить нашу систему в инфраструктуру Yahoo — по сути, релоцировать наш технологический продукт.

Спустя какое-то время грянул кризис — Yahoo начала закрывать офисы, сокращать и урезать команды. Братья Кислые искали способ сохранить своих ребят. Витя предложил мне: «Сейчас буду делать клёвую игру. Пойдёшь ко мне?»

Я наверное, одним из последних перешёл из BlueLithium в Wargaming, надеялся найти что-то ещё: для меня игрушки — это несерьёзно. Я думал: «Да ну их! Не моё это». Со временем втянулся.

«Случай в EPAM показал: мне важны люди вокруг»

Сейчас даже удивительно: я — первый человек, начавший щупать «танки». Как игрок никогда в них не лез — этим, по счастью, занимался Дима Новицкий; моё дело было следить за работой бэкенд-сервисов.

Я не скрывал, что вначале было скучно: не было ни сложных, ни серьёзных задач — одно слово, «игрушки». Меня подбадривали: «Скоро у нас появится сайт — будет интересно». Но у меня не было иллюзий на этот счёт: будут там новости о «танчиках», рейтинги появятся, всё равно это неинтересный технологический продукт — не сравнить с той огромной системой, которую мы делали в BlueLithium.

Месяца 3-4 ходил на собеседования в разные компании: получил предложение от EPAM, от Generation P. В EPAM мне устроили какой-то перекрёстный допрос. У меня были знакомые в этой компании, я потом даже поинтересовался: «И всегда у вас так?» — тем, кто меня интервьюировал, в итоге дали втык.

А я тогда вернулся на работу, сел за своё место и подумал: «А ведь здесь хорошо…» — откуда-то появилась мотивация. Я ведь был на низком старте, но то, что случилось в EPAM, показало: мне важны люди вокруг, всё остальное — приятное дополнение.

«Они пришли в Wargaming, чтобы просто писать код. А я тащу их за воротник на тимлида или на менеджера»

Очень скоро я стал лидером команды веб-разработки. Она быстро росла. Сначала мы занимались только «вебом» — порталом, танковыми рейтингами и веб-обвязкой. В Wargaming каждый год добавлялось по игре, и игровая аудитория увеличивалась, — требовалось выходить на новый уровень обслуживания: мой департамент стал отвечать за все вспомогательные сервисы. Мы говорили, что «занимаемся всем, кроме геймплея» — именно тогда появилась идея создания паблишинг-платформы, которую я пушил на всех уровнях компании.

За 8 лет моя команда выросла в 30 раз: с 15 до до 460 человек в 7 городах мира. Самым сложным был 2012 год — команда из 20 человек увеличилась до 100. Менеджмент-команды не было — её ещё предстояло собрать: найти людей с нужными скилами, а потом делегировать им полномочия, позволить расти.

Шишек набил много. Ошибки — простые: обрастая сотрудниками, я пытался назначать на ту или иную должность людей из команды, доверял им какой-то фронт работ, а потом осознавал вдруг  — им это не по душе. Они пришли в Wargaming, чтобы просто писать код. А я тащу их за воротник на тимлида или на менеджера.

Таких кейсов было 2-3 — я сделал выводы, а ребята вернулись к своим обязанностям. С тех пор я немного изменил подходы и нередко нанимал людей извне. У меня на людей чуйка: команда, которую я тогда собрал, — мега-крутая. Сейчас они звёзды — как в Wargaming, так и в других компаниях.

«Большая ошибка: не надо было переезжать, перевозить своих людей»

В 2014 году в Wargaming было принято решение о переводе топ-менеджеров, в том числе и меня, в головной офис на Кипре.

Никто из нас в самом начале не знал — выиграет он от этого или проиграет. Когда создаётся новая структура, тебе как руководителю нужно наладить с ней взаимодействие. Поэтому я принял решение: с командой у нас здоровые отношения, ребята выживут самостоятельно, — а на Кипре я нужен больше.

Переехал. Перевёз часть людей — 5 своих ребят. Двое из них вернулись назад в течение полугода. Команде их возвращение пошло на пользу — тогда-то я понял, что совершил ошибку: нужно было переезжать одному. И мне, и моим менеджерам было тяжело: мы много времени проводили в Skype, постоянно мотались в командировки в Минск, Киев, Харьков, Питер, Сиэтл и Чикаго.

Я сегодня посмотрел в приложении: за 5 лет у меня подкатило к миллиону километров полётов. Какое-то время я называл себя «самолётным Skype-менеджером», самолёты были для меня как маршрутки — сел, поехал. Просыпаешься по утрам, первая мысль: «Где я сегодня?» Друзья говорили с завистью: «Сергей, ты так много путешествуешь, это так круто — столько всего видишь!» А что я видел на самом деле — офис, отель, иногда вечером бар.

«Климат отличный — дочери меньше болеть стали. Встаёшь вместе с солнцем»

Семье тоже непросто в это время было. Жена была ярым противником переезда — она упрямилась, а мой руководитель напирал с другой стороны.

Самое смешное: сейчас жена не хочет возвращаться. С женщинами всегда так: сначала ты долго их уговариваешь, потом три года слышишь от них: «Здесь плохо! Здесь скучно! Нет друзей». А потом, когда говоришь: «Возвращаемся. Собирай вещи», — получаешь в ответ: «Как возвращаемся? Не хочу! Мне здесь нравится».

Если не брать во внимание рабочие сложности, то Кипр в целом хорош: там климат отличный — девчонки, мои дочери, меньше болеть стали. Встаёшь вместе с солнцем, на работу идёшь в приподнятом настроении. В Минске мне очень не хватает именно солнечного света: за окном серость, холодно — нужно тысячу вещей натянуть на себя, чтобы выйти на улицу. 

Я вернулся  в Минск 3 месяца назад. Моя семья всё ещё на Кипре — у девчонок школа. Одна из лучших в Никосии. Преподавание в ней ведётся на английском языке, и моя старшая дочь уже говорит лучше меня, и читает бесконечно. Девчонки влились в школьные процессы без проблем, и ходят с удовольствием — удивительно, правда?

Единственная моя головная боль в Минске сегодня — найти похожую школу для детей здесь. Вот один только пример: мне на электронную почту приходит письмо: «Здравствуйте, уважаемый господин Смольский! Рады вам сообщить, что ваша старшая дочь признана одной из самых талантливых учениц в школе. Поэтому для неё будет сформирована индивидуальная программа обучения». Вы у нас о таком слышали хоть раз? Вряд ли!

Или вот ещё пример, как я ходил на родительское собрание. Оно проходит следующим образом — ты, твой ребёнок и учитель садитесь втроём, и педагог ведёт диалог не со мной, а с ученицей. Это так круто: ты видишь коммуникацию — как ребёнок разговаривает с учителем, на какие темы преподаватель обращает его внимание. Тебе как родителю потом намного проще работать с ребёнком, вспоминая этот диалог.

«Нужно пробовать что-то новое. Иначе твой мир сужается до размеров офиса»

Спустя 3 года жизни на Кипре я ушёл из Wargaming. Почему — да потому что вокруг началась эра стартапов, ребята выстраивали бизнесы с нуля, а я топтался на месте.

Конечно, неизвестность пугала, но это был правильный шаг. Всегда нужно пробовать что-то новое. Иначе ты зацикливаешься — твой мир сужается до размеров офиса. А на самом деле он велик.

В первый же месяц, как я ушёл из Wargaming, мой кругозор расширился нереально: я познакомился с тысячей новых людей, влился в стартап-тусовку, начал консультировать стартапы, побывал в стартап-инкубаторах в Греции и Израиле.

На Кипре я встретил двух ребят — она местная, он американец, — носившихся с идеей сделать персонализированные книги для детей. Суть такова: родитель заходит на сайт, вводит имя ребёнка, описывает внешность, выбирает язык и обложку, пишет посвящение — и в итоге к нему домой приезжает книга. Она написана для его малыша, этот ребёнок — герой этой книги. Мы не писали сказки, каждая наша книга направлена на развитие каких-то скиллов: лидерских качеств, упорства, смелости.

В нашем книжном стартапе я отвечал за ИТ. Набрал фрилансеров, но иногда они тупили — и тогда мне самому приходилось лезть в код. Это вообще такая школа жизни, которую стоит пройти каждому менеджеру. Когда тебе нужно сделать одно, другое, пятое, десятое, и ты по привычке говоришь: «Нужно настроить Google analytics. Кто это сделает?» — а потом озираешься по сторонам и констатируешь: «Серёжа».

«Не работает! Только деньги потратим» — а Бекмамбетов: «Давай решим задачу без ограничений».

В это же время я решил получить MBA. Со мной вместе училась девушка — она работала в компании «Базелевс» Тимура Бекмамбетова. Во время переменок мы иногда обсуждали что-то, и как-то она предложила: «Слушай, а давай ты пообщаешься с Тимуром».

Тимур, конечно, гениальный человек — он генерирует миллионы идей. Меня Бекмамбетов попросил прокачать идею с игровой платформой — не могу пока об этом рассказывать, — а потом предложил провести аудит и других его стартапов.

Так я ввязался в большой проект Screen Life — это фильмы, в которых действие разворачивается на экранах компьютеров. Первая картина называлась «Убрать из друзей», её бюджет составил $1 млн., а сборы — $65 млн. Дальше были «Профайл», «Днюха», «Поиск» и другие. Во время работы над этими фильмами появилась идея — записывать, как человек браузит в интернете. А потом ещё одна — позволить юзерам во время просмотра видео открывать ссылки на странице героя, заполнять формы.  

Чему научил меня Бекмамбетов — не ставить рамок. Как-то я строил бизнес-модель для одного стартапа, и у меня не получалось. «Тимур, — сказал я, — ну никак! Не работает! Только деньги потратим, и ничего не заработаем». А он в ответ: «А давай решим задачу без ограничений!» Тимур не ограничивает себя рамками, не видит препятствий — поэтому для него нет нерешаемых задач.

«У моей жены супер-скилл — по Viber ремонтировать квартиру»

В марте прошлого года на меня вышли ребята из SolarWinds. Постучались в LinkedIn — я приехал, встретился с командой, с руководителем. Потом уехал на Кипр и оттуда провёл интервью с СТО и с моим непосредственным руководителем.

​SolarWinds Inc.

SolarWinds Inc. занимается разработкой сервисов по управлению сетями, системами и инфраструктурой предприятий. Основана в 1999 году. Штаб-квартира находится в Остине, штат Техас. В октябре 2018 года вышла на IPO. Более 2,5 тысяч сотрудников в 20 офисах по всему миру. В минском R&D-офисе SolarWinds работает около 100 человек.

Когда мне скинули первый оффер, я отказался. В первую очередь из-за детей: «Они будут здесь в Никосии, я там в Минске — ну его!..» Но ребята проявили настойчивость — мы общались больше полугода, и в итоге в ноябре я вернулся в Беларусь.

Что меня поразило — ребята здесь: невероятно профессиональная и дружная интернациональная команда. В прошлые выходные я проводил стратегический офсайт, и увидел ребят в деле — они настолько заряжены на работу: быстро определились с целями на год, сами расхватали все задачи. Это действительно дорогого стоит.

Жена тоже потихоньку сдаётся: мы начали делать ремонт. Отъезд на Кипр был для нас неожиданностью — мы тогда как раз купили квартиру в Минске, и она так и стояла без отделки. Сейчас жена занимается ею. Вы когда-нибудь делали ремонт удалённо? А у моей жены супер-скилл — по Viber ремонтировать квартиру.

Я ищу варианты, как дальше обучать детей. Пока их немного. Нашёл школу от американского посольства: но тут две проблемы — первая, в ней не могут обучаться белорусы, вторая — обучение стоит $20 тысяч в год на ребёнка. Сумма немалая.

В целом я рад, что вернулся в родной город. Минск растёт, развивается очень быстро — мне это особенно заметно. Здесь сформировалось большое ИТ-комьюнити, много людей, с которыми интересно работать, обмениваться опытом, — а для меня такие вещи очень важны.

​ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА БЕЛОРУССКОЙ ИТ-ИНДУСТРИИ 2018

​Десятый год подряд Dev.by проводит исследование рынка труда в белорусском ИТ. Если вы живёте в Беларуси (или, возможно, уже нет) и работаете в сфере высоких технологий, — заполните, пожалуйста, анонимную анкету

По теме
Все материалы по теме
На этой неделе читали:

ИТ-преподаватель не смог войти в айти

Почему ВВП вырос больше, чем планировали

Andersen в Украине отказали 2 кандидатам, которые не хотели говорить на русском

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Горячие события

Не разработкой единой: бесплатный non-technical meetup для разработчиков от LeverX Group
27 января

Не разработкой единой: бесплатный non-technical meetup для разработчиков от LeverX Group

Гродно
btc
Bitcoin
btc
$35 266,00
-0,66%
eth
eth
$2 445,20
-1,36%
xrp
xrp
$0,61
-1,12%
ant
ant
$4,41
-2,05%

Читайте также

Стартап из Гродно поднял 1,1 млн евро на посевном раунде
Стартап из Гродно поднял 1,1 млн евро на посевном раунде
Стартап из Гродно поднял 1,1 млн евро на посевном раунде
Как Wargaming, Andersen и другие платят тем, кто «привёл друга»
Как Wargaming, Andersen и другие платят тем, кто «привёл друга»
Как Wargaming, Andersen и другие платят тем, кто «привёл друга»
4 комментария
Карта услуг от беларусов по всему миру: к кому обратиться в Варшаве, Киеве, Майами
Карта услуг от беларусов по всему миру: к кому обратиться в Варшаве, Киеве, Майами
Карта услуг от беларусов по всему миру: к кому обратиться в Варшаве, Киеве, Майами
4 комментария
Американская ecommerce-компания переходит на постоянную 4-дневку — проголосовали сотрудники
Американская ecommerce-компания переходит на постоянную 4-дневку — проголосовали сотрудники
Американская ecommerce-компания переходит на постоянную 4-дневку — проголосовали сотрудники

Обсуждение

Комментариев пока нет.
Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже