EPAM больше не epam

8 сентября 2014, 18:05

2 сентября в минском бизнес-центре IBB состоялось второе закрытое мероприятие из нерегулярной серии EPAM Insider (первое прошло в 2011 г.), на котором лидер аутсорсинговой разработки Восточной и Центральной Европы признался, что больше не является аутсорсером. О чём ещё говорили в конференц-залах и кулуарах «ивента» — в репортаже корреспондента dev.by.  

Добкин и Гулевич — о том, как изменился EPAM Systems

Вместо «кусочка ПО» — решение бизнес-проблемы 

Всякому человеку, в голове которого становится тесно от переполняющих его новых мыслей и осознания «нового себя», необходимо срочно поделиться этим с окружающими. Компании не являются исключением из этого правила.

В 9.30 утра 150 приглашенных гостей заканчивают пить кофе и, продирая глаза, направляются в основной зал, где состоятся два доклада «для всех сразу». На потоки «по интересам» программа разобьётся позже. Вступительная же часть EPAM Insider этого года ­— как раз то, ради чего всех и собрали.

Лидер аутсорсинговой разработки ПО Восточной и Центральной Европы решил признаться в том, что он больше... не аутсорсер. В таком контексте традиционное вступительное слово CEO EPAM Systems Аркадия Добкина из ритуала превратилось в, пожалуй, самую значимую часть мероприятия. Впрочем, название доклада — «PDS 2.0: Future Trends in IT Industry» — было в лучших епамовских CEO-традициях: с одной стороны — очень общее, а с другой содержало практически никому не понятную аббревиатуру.

— В программе заявлено полтора часа на доклад Аркадия. Чтобы он не превратился в два часа или больше, у нас в зале есть специально обученные люди, — сказала бизнес-партнер по управлению персоналом и опекун внутриепамовских технологических сообществ Амина Идигова и улетела что-то доорганизовать.

Аркадий и сам признался, что такое за ним водится, и он будет очень стараться не выходить за рамки отведённого времени. Предупредил слушателей, что первые пару слайдов будут абсолютно нормальными топ-менеджерскими, а уже дальше он постарается выбиться из привычной канвы. Слово по поводу первых слайдов Добкин сдержал в полной мере — их содержание никто не запомнил. Сказанное и показаное в дальнейшем вызвало гораздо больший интерес.

Если вкратце, то работа с сотнями клиентов, по заказу которых EPAM Systems последние 20 лет разрабатывала программное обеспечение, не прошла для компании даром. Крупные разработчики софтверных продуктов вольно или невольно делились своими практиками, помогли научиться делать качественное ПО. Неайтишные клиенты дали не меньше — компания научилась разбираться в чужом бизнесе настолько досконально, что теперь в состоянии (и уже это делает) придти и предложить не «кусочек ПО», а решение бизнес-проблемы вплоть до создания этого бизнеса с нуля в ИТ-аспекте. Новую концепцию компания озвучила для самой себя несколько лет назад, и, когда «wannabe» превратилось в «got it», решилась рассказать об этом кому-то еще.

Аркадий Добкин

Что такое PDS 2.0

— А подбор тематики докладов? Насколько интересно вам было общаться со спикерами? — продолжала пытать на диктофон сотрудника Exadel медиа-менеджер EPAM Systems Алена Бабенко.

— Как ни странно, доклады, которые изначально воспринимал как вводную обязаловку, оказались достаточно интересными.

Непонятная аббревиатура в названии доклада Аркадия Добкина, собственно, и обозначает эту способность «решать чужие бизнес-проблемы собственными ИТ-методами». Расшифровывается она как Product Development Services. Почему именно версия 2.0, так и осталось загадкой (впрочем, как и была ли PDS 1.0 когда-либо). Однако стало понятно, почему компания интерпретирует это не как классический аутсорсинг по заданию от заказчика, а как услуги по разработке продуктов.

Здесь очень много «business knowledge»-емкого консалтинга. Для этого действительно нужно разбираться, например, в медицине, финансовом секторе или в турбизнесе. Внутри EPAM появилась целая прослойка «технарей-бизнесменов», способных чётко артикулировать проблему и предложить её решение как в отношении бизнеса, так и в технологических терминах. Многие из них и есть те самые Solutions Architects — «снежные человеки» белорусского ИТ. И ЕПАМу нужно ещё больше таких профи.

— EPAM действительно изменился, — разъясняет директор по информационной архитектуре и пользовательским интерфейсам в EPAM Systems Максим Гулевич. — Это вообще не столько про желание измениться, сколько про необходимость, которая накрыла собой весь мир ИТ. В 2008 году, например, никто из моих подчинённых не знал, что такое конверсия. Сейчас каждый разбирается в технико-экономических понятиях, бизнес-моделях, монетизации. Любой дизайнер теперь должен ориентироваться в том бизнес-домене, для которого он делает дизайн. Нужны не просто дотнет- или джава-разработчик, которые кодируют за еду, а люди, думающие головой. Стало сложнее вырастить специалиста, потому что у него должен быть определённый жизненный опыт. С другой стороны, этот бизнес гораздо более маржинальный, выгодный, но и ответственность гораздо выше.

Максим Гулевич

По словам Гулевича, раньше были очень популярны «time & material» проекты, а теперь — «fixed price», ведь «если ты такой умный, что знаешь, как дальше заказчику жить, то должен и представлять, сколько это стоит».

— Но консалтинг стоит гораздо дороже, чем разработка по заданию от клиента. А высший пилотаж — это «outcome-based pricing», когда оплата зависит от достижения бизнес-результатов. Например, конверсия повысится или продажи вырастут. Мы это уже сейчас делаем, — говорит епамовский Director, User Experience Design. — Мне это интересно, потому что ты работаешь в разных бизнес-доменах с высокой ответственностью и степенью влияния на продукт. Когда занимаешься только одним продуктом, как я когда-то dating-сервисом, то целыми днями только на него и смотришь. Здесь же — разнообразие, больше интересного опыта.

Это сакраментальное слово «стартап»

Аркадий Добкин продолжал демонстрировать ретроспективные и актуальные слайды со статистикой, перечислением бизнес-областей, где EPAM уже накопил достаточно экспертизы, чтобы чувствовать себя полноценым «product development service provider». Делился практическими ситуациями из жизни компании-консалтера. Гости стали реагировать на его шутки и даже простили опечатку в тексте — «все мы люди».

— Мы стремимся к тому, чтобы всё большее число наших сотрудников — порядка 10% — работало onsite в бизнесе клиентов в качестве полноценных консультантов, — аудитория ещё более оживилась.

Тут кто-то полез в телефон, посмотреть на список неотвеченных звонков от EPAM Talent Acquisition Team.  

В какой-то момент на епамовском мероприятии прозвучало сакраментальное слово «стартап». Часть слушателей — более опытная — испытала сильнейший когнитивный диссонанс, из которого им было суждено выйти только во время второго общего доклада. Более молодая — необыкновенно воодушевилась, выстроившись в очередь у микрофонов, чтобы задать Добкину один единственный трепещущий вопрос в различных вариантах упаковки: «Стартап или аутсорсинг? That is the question». Аркадий немного обижался на слово аутсорсинг, пытаясь неоднократно объяснить, что так вопрос ставить не стоит, ведь и EPAM когда-то давно был стартапом, который занимался аутсорсингом.

Тему PDS 2.0 «на пальцах» продолжили Александр Симанович (менеджер проектов PHP and Drupal practice) и Андрей Бас (глава Media, Entertainment & Publishing Innovation Lab). Довольно быстро доклад превратился в изложение кейса возникновения и развития внутреннего стартапа. По сути, схема очень похожа на то, что происходит в обычном стартап-движении, но тут в качестве инвестора и консультанта выступает работодатель, попутно обеспечивая внутренних стартаперов подушкой безопасности и чувством уверенности в завтрашнем дне. Поэтому выглядит всё так, что можно смело рекомендовать опытным 30-летним разработчикам, обремененным нереализованными идеями, семьёй и кредитом на квартиру.

ИТ-конференции вместо рок-концертов

Разговор двух неузнанных гостей EPAM Insider’14.

— Ты сейчас куда? Пошли на Гулевича с Либером — там будет весело.

— Нет, я пойду на «джаву», на Ерёмина, а потом домой.

Павел Либер

Далее EPAM Insider’14 превратился в самую обычную четырехпоточную ИТ-конференцию актуального формата. Часть докладов была посвящена тому, как живется и работается в рамках PDS 2.0 (например, UX Design Role In Product Development Services в исполнении дуэта М. Гулевич & П. Либер). Кто-то продолжил попытки найти ответы на вечные вопросы (Solution Architect And Enterprise Architect: Who Are These People? — доклад Дмитрия Гурского). Большинство же честно делилось технологическим опытом на социально приемлемые темы: .NET (SSO Hardcore — for really adult developers by Михаил Тузин и Алексей Суровый), Java (Development of modular WEB UI on the OSGI-based E3S platform в изложении Сергея Верхолазова и Сергея Ерёмина) и не только.

Неотъемлемый элемент публичного высказывания ЕПАМа и ярчайший представитель племени Solutions Architects Илья Пухальский объяснил, что выбрал тему My Browser Is A Cage потому, что «это одна из довольно абстрактных тем, которых у меня уже довольно много накопилось».

— Большинство мероприятий имеют жёстко заданную технологическую тематику, а EPAM Insider — это открытая площадка, не привязанная к какой-то конкретной технологии, — рассказал Пухальский, добавив, что не любит «многопоточные конференции, где перемешано BA, QA и т.д». — Публика очень разношерстная, и если у тебя на докладе есть 20 человек, это уже аншлаг. Мне нравятся узкоспециализированные конференции и митапы. Я очень много в чём участвую, но в основном это внешние мероприятия.

Илья Пухальский

— А силы откуда?

— Мне это просто нравится! Так сложилось, что с 14 лет я играл в рок-группах. В прошлом году закончил и теперь вместо этого выступаю на конференциях. Получаю в ответ энергию, но чувствую себя замученным после всех этих мероприятий. Может, всё-таки я отдаю энергию? В Беларуси в основном не очень отзывчивая публика.

Уходит эпоха?

Гости EPAM Insider’14 потихонечку разбредались, унося в пакетиках брендированные кружки-непроливайки и пригласительные на безалкогольный корпоратив ЕПАМа в «Дримлэнде». Кто-то из старожилов ИТ-индустрии перебрался в ресторан при бизнес-центре, чтобы, потягивая виски, предаться совместным воспоминаниям и посмотреть в закат.

Как знать, может, это эпоха уходит? Вот и Exigen больше не Exigen, а EIS Group — и вся такая продуктовая. И EPAM утверждает, что он больше не традиционный аутсорсер ПО.

 

Фото: EPAM Systems 

Обсуждение