«Ещё одна конференция» от «Яндекса»: что происходило в Москве

5 ноября 2014, 14:50

30 октября в Москве состоялась пятая технологическая конференция «Яндекса» YaC 2014. По традиции, перед началом секций и потоков по интересам прошла презентация новых технологий компании — разработки в области речевых технологий и усовершенствованной «Метрики» для мобильных приложений. Подробнее — в репортаже корреспондента dev.by, посетившего мероприятие.

О чём говорили со сцены и в кулуарах

«Яндекс», записывай!

Для демонстрации новой технологии «Яндекс» выпустил демо-приложение «Яндекс.Диктовка», которое уже доступно в магазине приложений «Яндекса». Владельцам iOS-устройств придётся немного подождать. Сравнить работу встроенной в операционную систему «Диктовки» и «Яндекс.Диктовки» можно будет после того, как приложение одобрят модераторы AppStore.

Приложение умеет активироваться по звуковой команде (угадайте какой?), записывать под диктовку на русском языке, редактировать текст голосовыми командами и озвучивать уже набранный текст. Естественно, для работы необходимо постоянное подключение к интернету.

«Под капотом» у этого небольшого приложения — условно, три большие технологии.

Голосовая активация — это уменьшенная система распознавания речи, которой не требуется подключение к Сети. Она понимает всего несколько активационных фраз, может отличить шум вокруг устройства от речи человека. Руководитель отдела речевых технологий в «Яндексе» Денис Филиппов пообещал, что приложение относится к батарее мобильного устройства очень бережно.

Технология воспроизведения речи базируется на алгоритмах Unit Selection и скрытых марковских моделях, благодаря которым воспроизведение русского текста происходит с естественными плавными интонациями. Обучение акустической модели проводится на многочасовых озвучиваниях текста. Во время демонстрации всего в нескольких моментах слух резали интонационные нестыковки в тексте, но в целом — очень впечатляюще.

Чем большее количество часов записанного аудиотекста есть в распоряжении сервиса, тем более плавная и естественная речь будет получаться при воспроизведении речи. Плюс, технически несложно добавить другие голоса — нужно просто начитать конечное количество часов текста перед микрофоном.

Технология выделения смысловых объектов позволяет существенно сократить время разработки голосовых интерфейсов. Она построена на инструменте Томита-парсер. Для работы с более сложными конструкциями подключается Матрикснет.

Все три функции уже доступны в виде библиотеки SpeechKit Mobile SDK и облачной платформы SpeechKit Cloud. Это позволит разработчикам значительно расширить возможности своих приложений, сделать их удобнее и дружелюбнее для пользователей.

Карта голосовых запросов к приложениям «Яндекса» за 2014 год

Поскольку немалая часть посетителей не смогла бы оценить прелести работы приложения из-за промедления модераторов AppStore, «Яндекс» подготовил тестовые стенды. В удобном Ball Chair — кресле в форме шара, который прекрасно защищает от внешнего шума, — можно было надиктовать текст и увидеть результат на экране рядом.

В настоящий момент, правда, приложение не понимает быстрой речи. Если говорить размеренно, чётко проговаривая слова — никаких проблем, степень распознавания приближается к заявленным 82% на больших объёмах. Однако написать смс-сообщение голосом, например, во время пробежки, будет проблематично.

Голосовые команды для редактирования работают прекрасно, но не всегда очевидно. Например, команда «заменить слово А на слово Б» заменяет только последнее вхождение слова А, не затрагивая предыдущие. Тем не менее, серьезных нареканий к речевым технология «Яндекса» не возникло.

«Берите речевые технологии «Яндекса» и создавайте на их основе приложения, упрощающие людям жизнь! Создавайте голосовые интерфейсы будущего», — призвал в заключении презентации Денис Филиппов.

Бесплатный трекинг в «Яндекс.Метрике» для приложений

Метрика приложений позволяет узнавать, откуда приходит ваша аудитория — через рекламные сети, сайты, приложения, рассылки, QR-коды. Эти данные помогают анализировать эффективность рекламных кампаний и работать над их улучшением.

Для этого используются три подхода, которые в сумме своих усилий должны предоставить вам полную и достоверную информацию о том, откуда пришёл пользователь вашего приложения.

Воспользоваться новым функционалом вы можете уже сейчас, и совершенно бесплатно.

Презентацию речевых технологий Яндекса и новых возможностей мобильной Метрики можно скачать по этой ссылке.

«Яндекс.Браузер» для Linux

Без громкой помпы организаторы представили «Яндекс.Браузер» для Linux. Для того, чтобы как-то заинтересовать посетителей конференции, был собран внушительный стенд, у которого все желающие могли сфотографироваться в обнимку с большим пингвином, а после забрать эту фотографию в виде магнитика на холодильник. Интересующихся на стенде было немного, что вполне очевидно: браузер уже успел зарекомендовать себя с наилучшей стороны, забрав всё самое лучшее с собой и в новую операционную систему (или заберёт в ближайшем будущем — пока он в beta).

О чём докладывали

Потоки были разбиты на несколько тематических направлений, и посетитель мог выбрать доклады именно из той сферы, которая ему интересна.

Отклики по содержимому докладов различались. Например, нам не удалось встретить ни одного посетителя, который был бы недоволен качеством докладов по теме администрирования или мобильной разработки. А вот по качеству презентаций по веб-разработке, напротив, было много нареканий из-за того, что докладчики не уделили новинкам отрасли достаточного внимания, на что надеялись посетители.

Выступления проходили не только в залах, но и на специальном подиуме. Обычно на нём зачитывались презентации, ограниченные по времени и посвящённые узкой тематике. Слушателей на таких докладах было немного, зато можно говорить о практически 100-процентном попадании в аудиторию.

Сами доклады транслировались онлайн и будут выложены в сеть для просмотра в ближайшее время. Так что если вы что-то пропустили или не разобрались в вопросе с первого раза, у вас будет возможность наверстать упущенное.

Вопросы у слушателей возникали практически по каждому докладу, и вокруг спикеров собирались интересующиеся, уточняя детали или задавая каверзные вопросы. По моему опыту, если вы напишете письмо спикеру с вопросом по его докладу, то практически наверняка получите ответ. Специалисты «Яндекса» широко практикуют общение с представителями отрасли, поэтому не стесняйтесь – пишите письма.

Как гость ломал безопасность 

Помимо основной программы можно было пообщаться с представителями команд разработчиков «Яндекс.Диска», «Яндекс.Карт» или «Яндекс.Танка», подойти и задать вопрос, вместе со специалистами разобрать кусок кода.

О том, что посетители восприняли такую инициативу с благодарностью, свидетельствовала постоянная толчея у отдельных стендов. Сотрудникам «Яндекса» приходилось буквально разрываться, отвечая на многочисленные вопросы.

Интересное наблюдение можно было сделать у стенда «Яндекс.Диска», на котором посетитель пытался найти XSS-уязвимость сначала на «Диске», а потом и в «Почте». Всё это транслировалась на экран, собралась толпа неравнодушных, которые подсказывали пути обхода защиты.

Сотрудники «Яндекса» были совершенно не против, единственное что — вылогинились из служебных учётных записей, ведь безопасность на первом месте.

Через полчаса поиска уязвимость всё-таки была найдена и проверена. О ней незамедлительно сообщили разработчикам, а герой дня с довольным видом ушёл слушать следующий доклад.

А посетители кто?

В этот раз число приглашенных гостей уменьшилось пропорционально увеличению среднего уровня их вовлечённости в ту или иную отрасль. «Яндекс» старался в ручном режиме отбирать профильных специалистов, не приглашая мастеров «широкого профиля» и прочих интернетчиков.

Директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов писал в одной из социальных сетей, что приоритет отдан специалистам в своей области, людям подготовленным. «Говоря прямым текстом, там все для программистов. И математиков. При этом я искренне считаю, что системные администраторы, которым посвящена одна из схем посещения, это такие же программисты, как и все остальные. Это люди с техническим складом ума, которые довольно часто программируют, но просто не многие это признают», — добавил Бакунов.

Дело в том, что закулисное общение с докладчиками в большинстве случаев является катализатором новых знакомств и активного обсуждения докладов между посетителями. Обмен опытом между представителями отрасли — один из приоритетов организаторов YaC 2014, и, судя по всему, в этот раз всё удалось.

Традиционно, немалая часть посетителей конференции сразу же после первых профильных докладов открыла ноутбуки. Отрадно, что практически никто не был замечен за просмотром сериалов. Довольно часто можно было заметить, как кто-то подходил к докладчику с открытым ноутбуком и задавал вопросы.

С большим удовольствием посетители принимали участие в уготованных им забавах. Например, в выполнении квестов на Linux-системах. Задания были самые разные: от поиска пароля к wifi, который неочевидным образом спрятан где-то в системе до скачивания защищённого паролем файла с FTP. Что приятно, среди участников таких забав нередко встречались девушки, которых вообще было много для технологической конференции.

Команда «Яндекс.Танка» предлагала протестировать свою силу и скорость, отбарабанив минуту на игровой барабанной установке. В какой-то момент ударная секция стала слишком сильно мешать окружающим, и звук ударов значительно приглушили. Это не помешало сотне человек попробовать свои силы, а лучшим — получить заслуженную награду.

Общее впечатление

После опроса почти полусотни человек корреспондент dev.by не услышал ни одного критического замечания по поводу организации конференции. Понравилось всё: от хорошего wifi до места проведения и приглашенного кафе.

В целом, «Яндекс» провёл знаковую для отрасли конференцию, дав возможность сотням гостей послушать признанных лидеров и обзавестить новыми знаниями, которые они уже завтра смогут применять на практике. Дух технологического праздника не покидал большинство посетителей практически до конца мероприятия. Многие обменивались контактами и договаривались встретиться позже.

Больше хардкора, технологий и специалистов в отрасли — «Яндекс» сделал ещё одну конференцию с подобающим компании качеством. 

подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение