

Что писать?
Дело в том, что перед программированием необходимо придумать, что именно писать, то есть определиться с тем, что нужно в данный момент рынку. Маркетинговые исследования – это сегодня совершенно особая область знаний, которая скорее сродни искусству, чем науке или ремеслу. Поэтому многие начинающие «шароварщики» идут по пути копирования какого-нибудь популярного продукта с добавлением к нему каких-либо новых «фич». Наверняка подобный подход позволит, по крайней мере, иметь какой-то более-менее стабильный поток покупателей, которых по каким-либо причинам не устроили раскрученные продукты, послужившие прототипом вашего. Но если вы, как и автор, которого на физическом факультете БГУ пять лет учили заниматься научной деятельностью и изобретать что-то новое, решите сделать продукт, у которого нет конкурентов, то стоит приготовиться к тому, что у него может не оказаться и покупателей. С другой стороны, как известно, инновационные проекты тем и хороши: сделав десяток-другой никому не интересных приложений или сервисов, ты можешь неожиданно нарваться на золотую жилу, которая окупить все предыдущие безуспешные попытки.Как продать?
После программирования (его мы тут сейчас не трогаем – будем думать, что уж в нем-то посетители dev.by разбираются) наступает этап раскрутки и продаж продукта. И здесь опять начинаются сложности. Если в маркетинговых исследованиях главным камнем преткновения становится отсутствие талантов и интуиции, то здесь уже программисту начинает не хватать денег и коммуникативных навыков. Первые нужны для покупки рекламы, заказа оптимизированных под поисковики текстов на свой сайт, рассылки пресс-релизов через специализированные сервисы; вторые – для контактов с журналистами и блоггерами, которые могут продвинуть ваш продукт в разы лучше, чем какая бы то ни было реклама. Программисты, будучи на своей натуре в большинстве своем интровертами, трудно находят общий язык с теми, кто пишет об их разработках. Ну а денег на первых порах нет ни у одного нормального бизнесмена, и тем более «шароварщика», если только он не очарует какого-нибудь венчурного капиталиста. Так что будьте готовы, что как минимум один ваш проект, самый первый по счету, будет не особо популярен и успешен. Он нужен для того, чтобы вы научились всем этим вещам, необходимых в shareware-бизнесе – маркетингу, продвижению, поиску людей или компаний, которые сделают нужную вам работу… Вполне возможно, и даже скорее всего, что и второй проект не принесет более-менее заметных денег. Зато он принесет опыт, который пригодится только тем немногим, кто, не разочаровавшись в идее shareware-бизнеса, решится взяться за третий, четвертый, пятнадцатый проекты, один из которых наконец-то принесет долгожданный, заслуженный, буквально выстраданный успех. Остальные же вернутся к «дяде», который хоть и заставляет приходить к девяти утра, но зато платит деньги с завидной регулярностью.Если не хочешь на чужого дядю 40 часов в неделю, работай на себя 80
Ступая на стезю «шареварения», будьте готовы к тому, что оно будет отнимать у вас просто чудовищное количество времени. Как говорится, «если не хочешь на чужого дядю 40 часов в неделю, работай на себя 80». На самом деле, даже больше, ведь вам надо работать за четверых: за программиста, за маркетолога, за рекламщика-пиарщика и за того, кто все организует и решает технические вопросы вроде таких, как вывести заработанные деньги. И при всем при этом в силу того, что первое время деньги от shareware у вас вряд ли появятся, не стоит бросать и основную работу – если позволит начальство, лучше перейдите на полставки и сохраните с работодателем хорошие отношения, чтобы было в случае чего куда вернуться. Так что очень хорошо, если у вас есть друзья или просто знакомые, которые разделяют ваше желание начать свой бизнес – если у вас будет хотя бы один человек, с кем вы сможете разделить обязанности, то каждому придется работать всего за двоих. Уже намного проще. И не думайте, что я сгущаю краски. Чтобы достичь успеха в shareware нужно быть очень настойчивым и действительно много работать. Впрочем, наверное, так можно сказать про любой бизнес. Не зря же по статистике бизнесменов всего около 5%, в то время как 95% предпочитают работать на это меньшинство. Возможно, конечно, ваш опыт создания своих shareware-проектов отличается от моего, и вам удалось «попасть пальцем в небо», создав хит продаж. Что ж, тогда могу только восхититься и пожелать дальнейших успехов. Мы, простые труженики, будем на вас ровняться, продолжая ночами писать свои угловатые детища, видя перед глазами пляж с банкоматом. Вадим СтанкевичХотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.
А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.
Вообще, есть очень хорошая практика делигировать часть обязанностей тем, кто умеет это лучше тебя. Поработав в айти появляется куча знакомых, которая может за разумные деньги помочь.
В принципе не плохая статья. Но в ней не ОЧЕНЬ хватает описания проблем специфичных ИМЕННО для Беларуси - в особенности о тех которые могут возникнуть при попытке ведения легального бизнеса. О проблемах с которыми столкнется любой "шароварщик" именно в РБ. Это все в статье описано одной очень емкой фразой "технические вопросы вроде таких, как вывести заработанные деньги". :)
Проста, відаць, гэтыя праблемы меркнуць на фоне апісаных...
У астатнім трэба разумець, што на двары 2010 год. І "шараваршчыку" усё цяжэй і цяжэй будзеканкурыраваць з прамысловымі вытворцамі сафта. Гэтак сама як пенсіянеру-агародніку цяжка канкурыраваць з агракамбінатам. І як у прыведзенай аналогіі, будучыня у "шаравара" можа быць толькі ў нішы хоббі, бо яшчэ праз пару год падзелкі праграмістаў-адзіночак перастануць быць каму-небудзь цікавыя.
Промышленность пришла в IT уже с десяток лет назад. Тем не менее shareware меньше не становится. Не думаю, что в ближайшем будущем они исчезнут. Я бы сравнил "шароварщика" с индивидуальным предпринимателем. Посмотрите на запад - предприниматели создают около 40% валового продукта. На рынке места всем хватит.
40% палавага прадукту прадпрымальнікамі на захадзе — гэта заслуга сферы паслуг і сервісу. І хаця распрацоўка праграмм фармальна класіфікуецца як "сфера паслуг", "шараваршсчык-адзіночка" — выстай вады вытворчасьць.
А вось вытрворчасьць чаго-небудзь канкурэнтназдольнага даўно падмятая калі не карпарацыямі, дык фірмамі з 5-10чалавекамі ў штаце.
Да, сама з'ява будзе жыць яшчэ вельмі і вельмі доўга. Але рэнтабельнай яна будзе усё для меньшай і меньшай колькасьці гульцоў гэтай нішы рынку.
Дазвольце тады яшчэ адну аналогію, якая, як мне падаецца, будзе да месца: першыя аўтамабілі зьбіраліся парай чалавек у гаражы. Але у канкурэнтнай барацьбе яны станавіліся ўсё больш і больш складанымі і гаража стала мала. Цяпер гэта доўгі вытворчы цыкл у рамках міжнацыянальных карпарацый. Ці засталіся "шаравршчыкі"? Да, ёсьць "кастам-атэлье" і дызайнеры самародкі, якім пад сілу у сваім гаражы за 2 гады сабраць калекцыённы экзэмпляр аўто. Вось такія ж шараваршчыкі і выжывуць, але будзе іх па пальцах пералічыць.
І адбывацца гэты працэс будзе проста таму, што нават самы незамыслааты софт будзе усё больш і больш ускладняцца і перастане умяшчацца ў адной-дзьвух-трох галовах. Ды ён і цяпер не умяшчацца. З часоў ВолкоффКамандэра і лаб ва ўніверы я не памятаю, калі апошні раз карыстаўся сафтом, напісаным 1-2-мя чалавекамі. Магчыма таму што я ў гульні мала гуляюся :)
1) На самом деле любой современный автомобиль состоит из десятков тысяч деталей - те продуктов. И только некоторые из них делают именно сами-монстры-автопроизводители.
2) На авто рынке сейчас кормятся миллионы мелких предпринимателей - сколько автосервисов и тюнинговых мастерских по всему миру. Так же и в ПО - есть например майкрософт офис - и есть тысячи вспомогательных утилит к нему или на его основе от сторонних разработчиков.
3) "Промышленная разработка ПО" - те индустриализация - это актуально/модно в ИТ сейчас потому что это очень молодая отрасль. Остальной же мир уже практически прошел эпоху индустриализации. И если например вернуться к тому же производству автомобилей - то мировой тренд сейчас таков что появляется все больше мелких сборщиков (электро)автомобилей и есть прогнозы что к 2030-40му году они будут доминировать на рынке, а всякие монстры аналогичные Дженерал Моторс и тп окончательно обанкротятся как раз таки из за своей не эффективности.
Скорее всего что и отрасль ИТ пойдет тем же путем только чуть позже, когда созреет для этого
Прызнаюся, я забыўся пра нішу плагінаў і ўтыліт :) Да, яна яшчэ доўга можа карміць шараваршчыкаў. Але ўсё адно не бясконца :)
У астатнім вы безумоўная правыя, апроч аднаго: "дзесяткі тысяч дэталей-прадуктаў" і "дробныя сборшчыкі электра-аўтамабіляў" — гэта не кампаніі на 1-3 чалавекі (а менавіта пра такі фармат працы ідзе гаворка у артыкуле і менавіта яго называюць "шараварам"). Магчыма, у недалёкай будучыне і будзе так, што тармазныя калодкі мільённымі тыражамі будзе выпускаць+прадвігаць+прадаваць адзі чалавек, але пакуль гэта не так.
І я гэтаму моманту надаю вялікае значэньне: калі цяпер светлая галава яшчэ можа прыдумаць дастаткова простую (каб можна было у адзіночку яе рэалізаваць), і ў той жа час патрэбную утыліту, то ужо праз пару год такі падыход будзе ўдзелам толькі геніяў. А любая іншая ідэя для рэалізацыі будзе патрабаваць грошай+арганізацыі+прафесіяльнанага штату супрацоўнікаў. А гэта ўжо не той "шаравар", пра які кажа аўтар артыкулу.
Опять же, есть маляры, а есть художники...
Это общее и большое заблуждение. К тому же аналогия с пенсионером-огородником не очень удачная так как
1) разработка ПО кардинально отличается по своей сути от сельского хозяйства
2) пенсионер и агрокомбинат выпускают на рынок по сути -один-и-тот-же-продукт-
Какой бы на дворе не был год 2010 или 1995 - рынок всегда не однороден, на нем есть огромное количество различных "ниш". И у каждой ниши есть свой размер и в зависимости от этого - она может быть интересна или Майкрософту или Васи Пупкину и они практически _никогда_ не пересекаются. Майкрософт никогда не займется выпуском продуктов для ниши размером например в миллион долларов в год, для Васи Пупкина же попадание в такую нишу будет означать что жизнь удалась :)
Соглашусь с этим утверждением. По-моему Джоэл Спольски писал об этом примерно в таком же духе. Мол, ISV (или "шароварщики" по нашему) должны искать специфические и достаточно небольшие по объему ниши, которые никогда не станут интересными софтверным гигантам. В то же время они должны быть способными прокормить несколько конкурирующих между собой разработчиков "шароварных" продуктов.
А мне кажется, что тема легальности бизнеса в РБ и технических вопросов вывода денег -- для ДРУГОЙ статьи. Эта же, на мой взгляд, является целостной, законченной и понятной.
P.S. Было бы что выводить, а способ найдётся ;-)
При всем уважении к автору статьи - но если честно подобных произведений "мотивирующих/демотивирующих" к шароваре на просторах рунета вагон и маленькая тележка, а в англоязычном - еще больше. Существуют целые шароварные комьюнити и форумы. И вот такой общей абстрактной инфы от туда можно набрать - на 100 статей и 10 книг (кстати издано как минимум 4 книги посвященные именно и только шароварному бизнесу).
А вот чего практически нет на данных ресурсах - так это информации о специфике ведения дел именно в Беларуси. Вот по ее изложению как раз таки и можно узнать насколько человек "реально в теме", да и вообще предположить насколько успешен в шароваре. Причем данная инфа никоем образом не выдаст "Великую Шароварную Тайну" ;-) - но придаст местный колорит - dev.by все таки специализируется на проблемах белорусского ИТ ;-).
P.S. это не наезд - а просто констатация фактов и "толстый" намек на продолжение темы - не аутсорсингом единым жив Белорусский ИТ :)
Хотелось бы побольше подробностей собственного опыта.
Статья очень близка моему собственному опыту. Ещё студентом 5-го курса начал разрабатывать собственный продукт вместе с друзьями. У нас ушло 12 месяцев кропотливой работы, чтобы выложить альфа версию, которая была бесплатной, ещё пол года мы её доводили до ума, параллельно анализируя интерес к софтине, количество скачек, фидбек от первых пользователей, эффективность раскрутки через различные каналы. Безумно радовались первой продаже! Работы меньше не становилось, постоянно требовалось дорабатывать, улучшать программу, выкладывать новые версии, не отставать от современных тенденций, следить за конкурентами - непрерывный процесс. Действительно, 80 часов в неделю - это норма... работа по ночам, выходным под силу молодым энтузиастам, у которых много идей и ещё нет обязательств перед семьёй. Но зато как приятно видеть результат своей работы - растущие продажи, отзывы благодарных пользователей, первые креки собственной программы, статьи в журналах и интернет ресурсах. Ради этого хочется работать ещё больше!
"...ведь вам надо работать за четверых: за программиста, за маркетолога, за рекламщика-пиарщика и за того, кто все организует и решает технические вопросы вроде таких, как вывести заработанные деньги."
Даже за пятерых. Еще и за дизайнера)) Ведь выражение "Встречают по одежке..." никто не отменял и в мире ПО. Многие ISV не задумываются над этим...и горят.
Вообще в этой области главное энтузиазм, настойчивость и вера в собственную победу. Работая с таким набором ты даже и не замечаешь, что работаешь за пятерых и по 80 часов в неделю))
Не совсем понимаю, сейчас 2010 год, какие шароварные приложения стоят у вас на компьютере? Все уже давно перекочевало в интернет. Ну, может, только архиваторы — но они отмирают как класс, ибо место стало дешевле, передача данных быстрее.
На самом деле есть много уже готовых ресурсов для продвижения своих продуктов, те же freshmeat.net или componentsource.com. Причем пользуются ими как совсем маленькие компании (и разработчики одиночки), так и крупные. Да, некоторые из этих софтин мне по душе, но я лицо заинтересованное:)
Про 80 часов в неделю, я не согласен, уйдя сюда я избавился от большого количества глупой работы, могу лучше планировать свое время, получаю больше удовольствия, да, перестал играть в Цивилизацию после 15 лет экспиренса, просто теперь играю в свой код.
За два последних года сформировал свои правила - в выходные и отпуск комп не включать, каждое утро - часовая прогулка, ну и обязательно спорт.
Достало админить самого себя (два компа + ноут) и подумываю снять офис, чтобы ходить на работу:)
Вадим, статья ни о чем :(