Есть ли жизнь в shareware?

21 сентября 2010, 02:24
Shareware К «шароварщикам» и фрилансерам у программистов, работающих «на дядю», всегда было достаточно сложное и противоречивое отношение. С одной стороны, очень приятно вставать когда захочешь (и ложиться, соответственно, тоже), работать дома в халате и тапочках, и при этом, возможно, получать даже больше, чем заплатил бы тот самый пресловутый «дядя». С другой стороны, получать больше, и даже не просто больше, а вообще хоть сколько-то, получается тоже не у всех. Есть ли жизнь в shareware? Покрутившись немного в этой сфере, могу ответить на этот вопрос так: жизнь есть, но она не из легких. Думаю, что хотя большинство читателей знакомы с термином shareware, будет совсем не лишним еще один раз напомнить, что за ним скрывается. Так называют способ распространения или, если хотите, рыночную модель продаж относительно недорогих и не очень больших программных продуктов через интернет. Ключевой особенностью shareware является возможность попробовать программу перед её непосредственной покупкой. Именно это особенность, кстати говоря, приносит, пожалуй, больше всего головной боли тем, кто создает shareware-программы – «шароварщикам». Откуда взялся последний термин, думаю, догадаться нетрудно. Говорить «shareware-программист» долго и трудно, да и не совсем программист тот, кто действительно живет с доходов, полученных с помощью продажи shareware-софта. Термин же ISV (Independent Software Vendor), которым величают таких разработчиков на Западе, у нас не прижился. Люди приходят в отрасль shareware (да-да, это целая отдельная отрасль в рамках всей ИТ-индустрии) по разным причинам. В основном, конечно, потому, что виртуально заработок «шароварщика» ограничен только его фантазией – в отличие от заработка любого наемного работника, будь он программистом, руководителем проекта или даже техническим директором целой ИТ-компании. Плюс к этому уже упоминавшиеся выше особенности жизни человека, который сам хозяин своему времени, то есть, может сам выбирать, в какое время и в каком режиме ему работать; может позволить себе работать там, где ему удобнее и т.д. Наконец, чисто психологическое осознание того, что ты «врослый», что у тебя есть свой бизнес (потому что shareware – это именно бизнес) завершает картину счастливой «шароварной» жизни. Но если фантазия не ограничивает ни заработков, ни плюсов жизни shareware-программиста, то это с успехом делают суровые реалии его жизни. Причина того, что до сих пор столько людей предпочитает трудиться «на дядю», вместо того, чтобы пахать «шароварные» нивы и получать положенные им доходы, вставая с пляжа только для того, чтобы сходить к банкомату, очень проста. Shareware – это не только программирование. Более того, хорошее программирование – это меньше половины того, что нужно для успеха того или иного программного продукта. И далеко не каждый программист может достичь высот во всем том, что нужно для успешной shareware-жизни. То есть как раз достичь, наверное, может каждый, кто проявит должные трудолюбие и настойчивость, но проблема как раз заключается в том, что это гораздо сложнее чем продолжать работать в какой-то компании за стабильную, хотя и не самую высокую в мире зарплату.

Что писать?

Дело в том, что перед программированием необходимо придумать, что именно писать, то есть определиться с тем, что нужно в данный момент рынку. Маркетинговые исследования – это сегодня совершенно особая область знаний, которая скорее сродни искусству, чем науке или ремеслу. Поэтому многие начинающие «шароварщики» идут по пути копирования какого-нибудь популярного продукта с добавлением к нему каких-либо новых «фич». Наверняка подобный подход позволит, по крайней мере, иметь какой-то более-менее стабильный поток покупателей, которых по каким-либо причинам не устроили раскрученные продукты, послужившие прототипом вашего. Но если вы, как и автор, которого на физическом факультете БГУ пять лет учили заниматься научной деятельностью и изобретать что-то новое, решите сделать продукт, у которого нет конкурентов, то стоит приготовиться к тому, что у него может не оказаться и покупателей. С другой стороны, как известно, инновационные проекты тем и хороши: сделав десяток-другой никому не интересных приложений или сервисов, ты можешь неожиданно нарваться на золотую жилу, которая окупить все предыдущие безуспешные попытки.

Как продать?

После программирования (его мы тут сейчас не трогаем – будем думать, что уж в нем-то посетители dev.by разбираются) наступает этап раскрутки и продаж продукта. И здесь опять начинаются сложности. Если в маркетинговых исследованиях главным камнем преткновения становится отсутствие талантов и интуиции, то здесь уже программисту начинает не хватать денег и коммуникативных навыков. Первые нужны для покупки рекламы, заказа оптимизированных под поисковики текстов на свой сайт, рассылки пресс-релизов через специализированные сервисы; вторые – для контактов с журналистами и блоггерами, которые могут продвинуть ваш продукт в разы лучше, чем какая бы то ни было реклама. Программисты, будучи на своей натуре в большинстве своем интровертами, трудно находят общий язык с теми, кто пишет об их разработках. Ну а денег на первых порах нет ни у одного нормального бизнесмена, и тем более «шароварщика», если только он не очарует какого-нибудь венчурного капиталиста. Так что будьте готовы, что как минимум один ваш проект, самый первый по счету, будет не особо популярен и успешен. Он нужен для того, чтобы вы научились всем этим вещам, необходимых в shareware-бизнесе – маркетингу, продвижению, поиску людей или компаний, которые сделают нужную вам работу… Вполне возможно, и даже скорее всего, что и второй проект не принесет более-менее заметных денег. Зато он принесет опыт, который пригодится только тем немногим, кто, не разочаровавшись в идее shareware-бизнеса, решится взяться за третий, четвертый, пятнадцатый проекты, один из которых наконец-то принесет долгожданный, заслуженный, буквально выстраданный успех. Остальные же вернутся к «дяде», который хоть и заставляет приходить к девяти утра, но зато платит деньги с завидной регулярностью.

Если не хочешь на чужого дядю 40 часов в неделю, работай на себя 80

Ступая на стезю «шареварения», будьте готовы к тому, что оно будет отнимать у вас просто чудовищное количество времени. Как говорится, «если не хочешь на чужого дядю 40 часов в неделю, работай на себя 80». На самом деле, даже больше, ведь вам надо работать за четверых: за программиста, за маркетолога, за рекламщика-пиарщика и за того, кто все организует и решает технические вопросы вроде таких, как вывести заработанные деньги. И при всем при этом в силу того, что первое время деньги от shareware у вас вряд ли появятся, не стоит бросать и основную работу – если позволит начальство, лучше перейдите на полставки и сохраните с работодателем хорошие отношения, чтобы было в случае чего куда вернуться. Так что очень хорошо, если у вас есть друзья или просто знакомые, которые разделяют ваше желание начать свой бизнес – если у вас будет хотя бы один человек, с кем вы сможете разделить обязанности, то каждому придется работать всего за двоих. Уже намного проще. И не думайте, что я сгущаю краски. Чтобы достичь успеха в shareware нужно быть очень настойчивым и действительно много работать. Впрочем, наверное, так можно сказать про любой бизнес. Не зря же по статистике бизнесменов всего около 5%, в то время как 95% предпочитают работать на это меньшинство. Возможно, конечно, ваш опыт создания своих shareware-проектов отличается от моего, и вам удалось «попасть пальцем в небо», создав хит продаж. Что ж, тогда могу только восхититься и пожелать дальнейших успехов. Мы, простые труженики, будем на вас ровняться, продолжая ночами писать свои угловатые детища, видя перед глазами пляж с банкоматом. Вадим Станкевич
подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение