Поиск инвестиций, акселераторы, токсичная атмосфера в ИТ и болотце белорусских СМИ. Соосновательница Exponenta спустя год о том, как идут дела

62 комментария
Поиск инвестиций, акселераторы, токсичная атмосфера в ИТ и болотце белорусских СМИ. Соосновательница Exponenta спустя год о том, как идут дела

Из Гамбурга в Минск, чтобы встретиться с командой, потом снова в Гамбург, а затем — в Мадрид. Соосновательница стартапа Exponenta Дарья Мински спустя год рассказывает о том, что проект готов к новому раунду инвестиций, планах, переживаниях и будущем. 

Новый раунд инвестиций: зачем и когда

Пока мы живем на pre-seed от нашего первого инвестора — Next Media Accelerator (Гамбург. — Прим. ред). Но на 50  000 евро сложно разработать адекватный AI-продукт, поэтому сейчас мы открываем следующий seed round. Нас 12 человек в команде, но большая часть людей работает параллельно ещё где-то. Чтобы ускорить процессы, нужно сформировать стабильный фул-тайм R&D и нанять продавцов.

Чтобы проект состоялся, нужно было привлечь серьёзную техническую экспертизу. Я не технический кофаундер, и мне в качестве кофаундера нужен был человек с приличным опытом в AI и NLP. Поэтому кинула клич и встретилась с data scientist’ом, которому это интересно. Мы начали экспериментировать с нашими алгоритмами и экспериментируем до сих пор, но уже с реальными клиентами.

Сейчас наша цель — найти следующий раунд инвестиций в $400-500 тысяч, чтобы доработать продукт, вывести его на рынок и масштабировать. Надеюсь, что у нас получится закрыть раунд до конца осени, максимум — в начале зимы. Сейчас мы находимся на раннем этапе развитии, хотя довольно долго экспериментируем с технологией. Но поскольку не было значительных инвестиций, дело движется медленно. Уверена, что нужно как можно скорее выходить на американский рынок и на месте привлекать новые раунды, которые в разы больше европейских.

«Два года назад мы говорили о предсказании виральности, и на нас смотрели так: «О, магия!».

Американским рынком я плотно ещё не занималась. У нас получилось собрать европейский «крупняк»: Axel Springer, Немецкая ассоциация прессы, Британская ассоциация прессы и разные региональные немецкие газеты. Если получим положительный фидбэк и дополнительные инвестиции, тогда у нас будут ресурсы выходить на американский рынок.

В Европе мы сейчас разговариваем с инвесторами, и на той стадии, на которой находится стартап, мы говорим о seed-инвестициях. Вряд ли сможем привлечь больше 500 тысяч евро. В Америке средний seed-раунд для стартапов на тех же стадиях — около 1,5 миллиона. Когда у меня спрашивают, сколько я хочу поднимать, отвечаю, что всё зависит от локации.

В Европе инвесторы просто не вложат такие деньги из-за контекста — тут не принято вкладывать большие суммы в стартапы без очень уверенного traction: развития, клиентов. Европейские инвесторы страхуются, они хотят вкладываться только в те стартапы, которые уже показывают прибыль, развитие и стабильный рост. Американские рискуют,  часто и с удовольствием, на гораздо большие суммы. Американский рынок очень привлекателен. Европейский рынок фрагментирован — масса языков. Для NLP-стартапа — как мы — сложно работать на весь европейский рынок, и нам каждый раз придется тратить уйму ресурсов, чтобы адаптироваться, заходить на эти рынки.

На американском рынке —  английский язык, одно унифицированное пространство. Мы регистрировали американскую компанию, потому что предполагаем, что рано или поздно там окажемся.

По теме
Все материалы по теме

Что вообще с Exponenta

Мы как стартап ещё крайне далеки от того, чтобы заменять журналистов. Просто помогаем находить правильные темы, облекать в нужный формат публикацию. Статистически будет лучше читаться, если у тебя заголовок вот такой длины, и две страницы текста, а не пять, например. Это статистические вещи, которые вряд ли могут заменить редактора или журналиста. Наша цель — облегчить задачу журналиста, увеличить скорость принятия решений.

В последний год появилось много похожих стартапов. Они ещё в младенческом состоянии, и смотрят немного с другого угла. Но нам нужно максимально ускоряться, потому что идея уже не нова, и ее взяли в оборот. Технологии развились, уже идет гонка. Когда мы начинали, мало кто думал о подобном подходе. Два года назад мы говорили о предсказании виральности, и на нас смотрели так: «О, магия!». А сейчас это повседневно.

Сейчас нам хотелось бы с трендами поработать. Сделать агрегатор, который был бы очень специфичен для какой-то тематики, географии.  На сегодня журналисты работают с трендами так: заходят в Google Trends или в твиттер, а там всего пять топиков, по которым ты можешь отслеживать материал. Если мы добавим 100 топиков, разнесём их не по странам, а по городам, конкретной географии — это будет очень полезный инструмент. Ещё хотели бы заняться автогенерацией контента, например, заголовков. То есть ты пишешь статью и на основе этой статьи мы предлагаем название, которое хорошо разойдется с вашего сайта. Для нас это очень много работы. И инвестиции. Но это всё реализуемо. 

Как попадать в акселераторы

Есть американские акселераторы. Они часто проводят команду через процесс due diligence: проверяют технологии, всю финансовую документацию. В наш акселератор было довольно просто попасть: подала заявку, буквально одно интервью и организаторы прислали офер. В похожем медиаакселераторе — Matter (США), куда мы также подавались, совершенно другой процесс: у нас было три интервью, после чего нас поставили в лист ожидания — не были уверены, что мы находимся на нужной стадии.

Если ты несешь value, выраженный в четких KPI, тогда всё ок

У всех очень разные подходы. Но, как правило, это заполнение анкеты, интервью на английском. Нужно отлично владеть языком и быть очень уверенным в себе, даже если эта идея 10 раз поменяется, даже если в некоторых вещах ты не уверен. Просто сделай предположение, как оно будет работать и уверенно транслируй это. Если люди видят, что ты сомневаешься, то даже чисто эмоционально не захочется такого человека принимать в акселератор.

Акселераторы — это определенный тип инвесторов. Они прекрасно понимают, что ещё ничего нет, поэтому, скорее всего, не станут проверять твои финансы, бизнес-модель. На что они смотрят? На идею в целом и твою адекватность как предпринимателя.

У меня было несколько интервью в акселераторы, и вот когда я была не уверена, сомневалась — это сразу чувствовалась, и я получала негативные отзывы или отказы. А там, где получила офер от акселераторов, я просто была чрезвычайно спокойна, хотя и продукт, и команда — те же самые.

Конечно, когда уже заходят инвесторы на поздних стадиях, они смотрят на факты, в основном на фидбек от клиентов, если клиенты подтверждают, что ты несешь value, выраженный в четких KPI, тогда всё ок.

Акселератор — это такие ясли для стартапа, когда тебе объясняют всё на пальцах и с точки зрения клиента. В нашем акселераторе я постоянно общалась с экспертом, который  20 лет проработал журналистом, редактором в Немецкой ассоциации прессы — он знает всё. Любые мельчайшие детали, как работает медиа. Когда мы общаемся, я записываю каждое его слово. Потому что оно на вес золота. Это ценнейший опыт. Где ты его еще возьмешь? Кто с тобой ещё так поделится?

Я много общалась с женщинами кофаундерами и наслушалась историй про харассмент со стороны потенциальных инвесторов.

Ты можешь любого из менторов разговорить и выуживать знания. Когда мы общаемся с клиентами — мы не можем на них учиться. А в акселераторе тебя обучают, как в школе. Я делала медиа 10 лет, и была уверена, что знаю много. Но оказалось, что видела все с позиции нишевого медиа в Беларуси. Если бы мы не попали в Next Media Accelerator, то с большей вероятностью уже бы закрылись, потому что не понимали бы куда дальше двигаться.

Аккумулированный опыт менторов — это самое важное, что эти люди могут получить.

Очень обидно, что закрылись Statrup Sauna. У них был очень высокий уровень. Испанцы — идеологические социалисты, а финны — социалисты реализованные. Эта программа полностью финансировалась государством. Они брали лучших специалистов, там был очень интенсивный менторинг. И они выполнили KPI: для Финляндии было важно раскрутить имидж страны как стартап-точки.

По теме
Все материалы по теме

Bro culture в нашем и не только ИТ

Как мне кажется, атмосфера в белорусском ИT весьма токсичная. Такая bro culture. Когда мы собеседовали одну девушку на руководящую роль, она сказала: я не хочу, потому что команда мужская, и они не будут меня серьезно воспринимать. То есть уже заранее есть понимание формата отношения.

В нашей команде есть программистка, и когда мы обсуждаем какие-то небольшие фейлы, ребята говорят: «Ты только с ней помягче, она же девочка». Я говорю: «А какая разница, причем здесь пол?». В индустрии много стереотипов и в целом какая-то угрюмость. Даже среди местные инвесторов бывают предубеждения: не помню случаев, чтобы в Беларуси инвестировали в стартапы с женщинами-кофаундерами, женщинами лидерами. Гендерный вопрос остро стоит в Беларуси — это я про доисторические ценности и сексизм.

«Ещё давит то, что очень заряженные стартаперы постоянно рассказывают публично, как встают в 5 утра, в 6 — на пробежке, в 7— уже на звонках с партнерами»

На Западе тоже много проблем, и в технологических стартапах мало женщин. Около 12% от всего венчурного капитала идет в стартапы, где есть женское лидерство или один из кофаундеров — женщина. Это очень мало. При этом команды, где как минимум один кофаундер — женщина, более устойчивы и в долгосрочной перспективе добиваются большего успеха. Есть статистика, которая убедительно подталкивает инвесторов к тому, чтобы инвестировать в «женские» стартапы, но в реальности этого не происходит.

А когда задумываешься, что вероятность поднять инвестиции снижается только из-за того, что в кофаундерах женщина, становится грустно. Я много общалась с женщинами кофаундерами и наслушалась историй про харассмент со стороны потеницальных инвесторов. Таких Харви Вайнштейнов от ИТ. Женщины-предприниматели часто не знают: вот этот инвестор хочет с тобой просто потусить или у него реальные инвест-намерения. Это очень неприятно.

Жизнь стартапера: бессонница и биохакинг

Биохакинг — одна из самых больших ошибок в моей жизни. Таблетки — ноотропы, которые я принимала, — довольно безопасные. Их нужно было пить минимум полгода, чтобы наступил эффект: повышается  концентрация, ты начинаешь принимать их, чтобы лучше соображать. Но я не выдержала — начались побочные эффекты. И спустя три года эта ошибка еще аукается. Никому не советую повторять, особенно без консультации врача.

После всех экспериментов я поняла, что самый крутой ноотроп — это сон. В моём случае — 8-9 часов. Завидую людям, которые могут спать по 6-7 часов и отлично себя чувствовать. Мне сложно вставать рано. При этом общество давит. Весь твой ритм должен согласовываться с классическим с 9 до 6.

Еще давит то, что очень заряженные стартаперы постоянно рассказывают публично, как встают в 5 утра, в 6 — на пробежке, в 7—– уже на звонках с партнерами, клиентами. А ты такой: если к 9-10 глаза продерешь, то уже горд собой. Когда постоянно сравниваешь себя со сверхлюдьми — комплексуешь.

«Многие стартапы сейчас занимаются вопросами filter bubbles. Ты попадаешь в „пузырь“ собственных интересов и уже перестаешь более или менее объективно воспринимать реальность. Тебе показывается только те медиа, которые коррелируют с твоим ценностным выбором, и ты думаешь, что весь мир таков»

Но я пришла к выводу, что сон — это единственное, что может держать тебя в здравом уме и регулировать психическое здоровье. Не будешь спать — всё будет плохо, таблетки не помогут.

И еще один важный урок: это ответственность. Ответственность тяжело постоянно принимать на себя. Отсюда и  бессонница, и неуверенность в себе. Мне помогает поддержка семьи — они предприниматели и прекрасно знают мои трудности. Нужна опора, важно чувствовать поддержку от близких. Если со всех сторон всё плохо — человек ломается. У меня была ситуация, когда все складывалось не самым лучшим образом. Помогли выбраться какие-то минимальные успехи: пришло приглашение в Америку на fellowship — это было как глоток свежего воздуха. И появляются силы работать дальше.

Медиа и ИТ

Медиа озабочены сужением рынка. Издатели, паблишеры — не самые богатые клиенты, они не будут тратить огромные деньги на внедрение инновационного решения с миллионным чеком. Поэтому молодые стартапы, которые готовы что-то делать за небольшие деньги или обмен опытом, очень интересны для медиа. В Европе крупные издательские дома сейчас скупают стартапы такого рода.

Так что сегодня самый правильный момент, чтобы делать ИТ-стартапы для медиа. Рынок уже есть, игроки понимают: если не использовать инновации, то просто не выживешь. А если пытаться из этого сделать бизнес, то нужно исследовать новые каналы дистрибуции, оптимизировать контент, чтобы резонировать со своей аудиторией. Это как раз то, чем мы занимаемся в Exponenta.

Я знаю, что многие стартапы сейчас занимаются вопросами filter bubbles. Ты попадаешь в «пузырь» собственных интересов и уже перестаешь более или менее объективно воспринимать реальность. Тебе показываются только те медиа, которые коррелируют с твоим ценностным выбором, и ты думаешь, что весь мир таков. А мир другой, разный. Просто ты не видишь обратной стороны. Каким образом получить представление о второй стороне — это сейчас большой вызов как для соцсетей, так и медиастартапов.

Фейковые новости — тоже вызов. Даже фейсбук этим занимается, но всё ещё не в силах решить проблему.

Новые модели монетизации для медиа — ещё одна большая боль. Например, The Guardian пытается делать donation: если вам нравится читать, поддержите. С одной стороны на какое-то время это ок, но получается, что ты полностью зависишь от доброй воли читателя. Но The Guardian несет дофига ценностей людям, и когда они стоят с протянутой рукой — это как-то неправильно. Как монетизировать эту ценность в новых условиях — самая большая проблема.

«Идите сразу к клиентам и вытаскивайте из них боль»

Белорусские медиа не умеют работать с большими данными. Но это, в принципе, проблема нишевых медиа: не знают, как собирать и зачем, как обрабатывать, какие выводы делать. Просто пишут и публикуют. Почему этот материал стал успешным, а тот — нет, какие истории пользуются  наибольшим спросом, на какую аудиторию нужно это распространять? Такими вопросами часто даже не задаются.

Максимум какие-то показатели смотрят по Google Analytics, Gemius — и на этом всё. Конечно, нужно иметь качественный контент, но если ты ещё оптимизируешь его под аудиторию и каналы — это единственный путь сегодня, иначе застрянешь в локальном болотце.

Как работать удаленно

Работать удаленно непросто, но в нашем случае это вынужденный формат. Большая часть команды в Минске, software-инженер в Лос-Анджелесе, AI, NLP advisor в Хельсинки, я перемещаюсь из города в город постоянно. Наш офис — это Slack, Trello и Skype.

Прямо сейчас я в Мадриде — потрясающий город для жизни, но не для работы. Инфраструктура для стартапов находится на зачаточном уровне, люди говорят на испанском и плохо на английском. Атмосфера очень расслабляющая, не такая как в Беларуси. Как выглядит их рабочий день? Они приходят на работу к 10 часа. Потом у них обед, сиеста — 2 часа! Я не понимаю, что можно делать два часа? Опоздать на 15 минут — это не считается.

Бизнес-школа, в которой я училась Мадриде,  — она другая, там была изначально задача создать агрессивную капиталистическую атмосферу. Мои левые друзья не любят мою школу. Молодая Испания, на самом деле, довольно левая. Мне импонирует новый президент, социал-демократ Педро Санчес, и мне приятно с точки зрения ценностей с ними взаимодействовать, общаться, жить там. Но с точки зрения ведения бизнеса — это не лучший выбор. Если это не туризм, и если ты не завязан плотно на испанский рынок. После переезда из Мадрида в Гамбург я ощутила совершенно другую энергию, возможности и количество денег вокруг.

Мне важно не сидеть на месте. Недавно обсуждали с Немецкой ассоциацией прессы исследование по нейромаркетингу и лимбической системе. Они пытаются выделять типы читателей и создавать для них разные типы контента: консервативных, которые враждебно настроены к каким-то изменениям, и проактивных. Это люди, которые комфортно чувствуют себя в зоне неопределенности и постоянно стремятся к ней.

И мне кажется, мы не выбираем, к какому типу относимся. Я всегда чувствовала себя человеком, который не может сидеть на месте. Мне постоянно хочется перевернуть свою жизнь с ног на голову.

​19 октября стартует LaunchME Media Accelerator

Площадка для тех, у кого есть оригинальные идеи, желание попробовать новые технологии в медиа и страсть к запуску своего проекта. До 19 октября LaunchME принимает заявки на хакатон, чтобы отобрать 5 лучших стартапов и прокачать их до запуска работающего бизнеса.

организатор — Press Club Belarus. в сотрудничестве с командой организаторов технологических мероприятий и хабом ИТ-сообществ в Беларуси SPACE. Генеральный партнер акселератора — Посольство Великобритании в Беларуси. Главный информационный партнёр — dev.by​

Стартаперам вместо советов

  1. Рассчитывайте на глобальный продукт. Даже если вы работаете на русскоязычный рынок. Придумайте модель, которая легко масштабируется на другие рынки. Белорусский медиарынок мизерный, здесь нет денег.
  2. Важно иметь в команде программистов, технических кофаундеров, если это технологический стартап, потому что на ранней стадии ни у кого не будет денег, чтобы нанимать новых людей. Команда должна быть самодостаточной, чтобы как минимум прототип сделать своими силами.
  3. Обязательно должен быть кто-то со свободным английским.
  4. Идите сразу к клиентам и вытаскивайте из них боль.

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Горячие события

EMERGE 2020
1 июня — 3 июня

EMERGE 2020

Вебинар «Советы от рекрутеров: как найти квалифицированную работу в Европе»
4 июня

Вебинар «Советы от рекрутеров: как найти квалифицированную работу в Европе»

Читайте также

Платёжный сервис Tap2Pay белорусской разработки попал в акселератор МТС
Платёжный сервис Tap2Pay белорусской разработки попал в акселератор МТС

Платёжный сервис Tap2Pay белорусской разработки попал в акселератор МТС

Белорусы сделали «поисковик» по блогерам (уже продукт недели на PH)
Белорусы сделали «поисковик» по блогерам (уже продукт недели на PH)

Белорусы сделали «поисковик» по блогерам (уже продукт недели на PH)

Решение белорусов хотят использовать для удалённого контроля за больными COVID-19
Решение белорусов хотят использовать для удалённого контроля за больными COVID-19

Решение белорусов хотят использовать для удалённого контроля за больными COVID-19

2 комментария
Разработка белорусов поможет покупать кофе и управлять видео с помощью жестов
Разработка белорусов поможет покупать кофе и управлять видео с помощью жестов

Разработка белорусов поможет покупать кофе и управлять видео с помощью жестов

2 комментария

Обсуждение

3

А "Партнёрский материал" имеет ограничение на количество символов?

8

Было очень сложно читать этот поток: инвестиции, инвестиции, инвесторы, сексизм, ноотропы -_-
Ошибка нетехнических фаундеров ИИ стартапов в том, что они думают, что главное - найти нишу, "боль клиентов" и дата сайнсиста, а он уже сделает все как надо. Пока практика показывает что все идет снизу - находится упоротый наркоман-сайнсист, который несколько лет пилил свою идею и если она уникальна и работает - подключается гуманитарная помощь (от слова гуманитарий)

1

Как было с тем же "Маскарадом", купленным впоследствии фейсбуком

2

Примеров давольно много - инвесторы часто даже смотреть не хотят, если под капотом у решения нет уникальной крутой технологии. Вы можете взять ту сеточку для определения скелета (pose estimation) по видео и на ней сделать помощник по йоге - за это решение никто на яхту денег не отвалит

0

Сделать нормальный pose estimation на мобиле довольно тяжело, кстати.

2

для начала идея "упоротого наркомана-сайнсиста" должна быть нужна рынку и клиентам. а это сам сайансист не всегда может оценить в силу фокусировки на совсем других вещах. особенно, если он пилил идею несколько лет и рынок давно изменился.
так что да - главное - это найти боль клиентов и дать им ее решение.

1

"это найти боль клиентов и дать им ее решение." -- это когда вам нужно разработать очередной интернет магазин и т.п. там даже технарей в фаундеры не надо брать - мышкой обвел в квадратик на фрилансе и отправил добывать дерево. Это не работает с ИИ как бы вам там не рассказывали сказки гуманитарии с опытом. Максимум - сорвать первый раунд. Так что нужно чтобы выполнялось два условия - ИИ-решение должно быть крутым технически и нужным. Цена идеям с выясненными болячками заказчиков - 10 центов за дюжину

1

Боль 100 клиентов часто выливается в 100 уникальных решений. И это не ведет к созданию продукта. Ну, максимум к созданию 1 "продукта" со 100 опциями. Так что, если иметь знание проблем и рынка, но не иметь хотя бы 1го "упоротого программиста", горящего этой проблемой, вряд ли получится создать что-то дельное. Хотя, конечно, боль клиентов обозначить получится. У каждого свою, со своими опциями.
p.s.: чтобы сделать, должно быть вИдение решения проблемы. У создателя, а не у пользователя!

6

И какие же практика показывает то что боль не нужна? Уж не та ли, где сотни стартапов пилят никому не нужный продукт до идеального состояния, а их обгоняет "говнопалочный" но с клиентами и инвистициями?

2
0

Ага, так же как и сотни зафейленных стартапов от гуманитариев, которые нашли нишу, выяснили боль клиентов, нарисовали картинки, прототипы, презентации, а вот нанятый дата-сайнсист все никак не может родить сеточки под их хотелки

1

Вас гуманитарии обидели? Зачем противопостовлять? Может сойтись на том что для хорошего стартапа нужны оба?

2

Прямо так нужны оба? Я слышал о множестве стартапов в сфере ИТ где обошлись только инженерами.

1

Это не говорит о том что нет других стартапов где одними инженерами не обошлись. И сколько таких стартапов от общего количества? Все успешные стартапы с одними технорями, это или что-то очень технологичное, или очень нишевое (для других технорей) или 2ное стартаперское везение.

P.S.
Но для начала бы хорошо определиться с терминами, кто такой технарь, а кто гуманитарий.

0

1. считать надо не все стартапы, а только успешные;
2. считать надо только стартапы в сфере ИТ;
3. инженеров называть "технорями"... Так и прет пренебрежительным отношением.
4. правильное написание "технари", а не "технори".
5. боюсь, что считать с вами успешные стартапы которые организованы только инженерами я не смогу. "вам будет непонятно, а мне не интересно." (с)

0

Скорее всего нужны оба, но примерно в соотношении 20/80, а не 80/20 как они думают (я не про кол-во человек, а про соотношение важности гуманитарной/технической работ). Опять же я говорю обобщенно про ИИ-стартапы только. Вот свежак с онлайнера https://tech.onliner.by/2018/10/10/apple-443 такое явно рожал гений-инженер, 60 фпс на девайсе такого качества.

0

Скорее всего - это не численный показатель и не статистический :) Это как раз из разряда "потому, что я просто знаю и чувствую" (с).

Было бы круто взять хотя бы 10 известных компаний, которые у всех на слуху и посчитать, сколько у них основателей и кто эти основатели. Правда прийдется определить, что такое гуманитарные дисциплины и что такое инженерные дисциплины - заранее; а то потом будет спор кого считать гуманитарием, а кого инженером ;)

Может быть в некоторых случаях гуманитарии необходимы, в некоторых случаях они существенно дополняют. Но говорить, что для (любого) хорошего стартапа в ИТ -нужны- гуманитарии, я бы не стал.

0

Вопрос цели стартапа. Если заработать на продаже технологий, то да... Разработал новую технологию, прикрутил к ней что-нибудь прикольное, что бы привлечь внимание. А там какой-нибудь гигант купит, как перспективную... И хорошо, если у него найдется куда эту технологию прикрутить для добычи бабла, иначе будет пылиться на полке.
А вот если хочется создать нормальный полезный продукт, которых будет приносить деньги одних технологий мало.
Любую проблему бизнеса можно решить... Вопрос всегда в том какими усилиями и с какими затратами. Новые продвинутые технологии позволяют решать проблемы меньшими затратами. А технология, которую не к чему применить никому не нужна.

15

dev.by стал все больше напоминать феминистский журнал. Постоянные "напоминалки" про сексизм. Заглянул в состав редакции и все стало ясно.
И ,кстати, поменяйте домен на что-нибудь типа it.by. К dev-у этот треп никак не относится.

3

Виктор, сейчас везде такое и далее будет только хуже.
вот картинка о месте женщины и мужчины в современном медиа мире ;) картинка с COSMO кстати
Все что льется сейчас с экранов и мониторов только про это

https://images2.cosmopolitan.ru/upload/img_cache/9ae/9aedb569c80ff23fc5a2d849e85494c4_fitted_740x0.jpg

6

50.000 - прям совсем грустно, видимо "деньги любят тишину", если больше не о чем рассказать

2

условия контракта бывают разные. могут дать 50 тысяч на пробу пера, без доли в компании, а могут дать миллион за 50%. нет смысла отказываться от денег если условия благоприятные.

6

Кто это, и вообще о чем идет речь? Набор модных словечек, а по делу - ничего. Для кого это пишется?

owl
owl
2

Вначале есть ссылка на первую статью с описаним проекта. Вообще идея хорошая, время от времени возвращаться к героям предыдущих статей. Еще бы немного структурировать текст и добавить инф. о прогрессе за истекший период в техническом плане.
TO DEV.BY: Карфаген должен быть разрушен. Верните нормальный дизайн сайта. Исправте косяки.

8

А мне понравилась статья. Бодрая, крепкая, довольно честная. Понравилось про города.

8

"Кофаундеры на pre-seed в режиме full-time R&D несут value в KPI клиентам, надеясь на боль в качестве feedback." Боже, что это??

2

Это "боль", определенно. :)

8

Простите, но не смотря на некоторые здравые заметки, после прочтения сложилось ощущение, что человек в психически нестабильном состоянии.

0

А почему? Разверните мысль и добавьте конструктива.

8

Когда возникают трудности, то начинается сексизм, токсичность и болотце.

14

>> Когда мы собеседовали одну девушку на руководящую роль, она сказала: я не хочу, потому что команда мужская, и они не будут меня серьезно воспринимать.

Эпично. Кандидат на руководящую должность с ходу говорит "Я не хочу, меня не будут серьезно воспринимать" (почти как "Ой все").

1

Сначала комменты испортили, теперь и контент следом пошел

zarathustra
zarathustra Lead Software Engineer в EPAM
6

Дамы и господа, давайте может все-таки оставим весь этот культурный шок с сексизмами-фенимизмами-маскулинностью-токсичность нашим западным заокеанским коллегам.

Я надеюсь, что dev.by будет придерживаться ниши IT-портала. Технического портала. Мы все живем в мире жесткого капиталистического бизнеса и бездушной инженерии. Ну никого в этом мире не интересуют какие у вас выпуклости/вогнутости под юбкой. Я не видел ни одного инженера, который бы как-то не так относился к женщине/мужчина на основании содержимого нижнего белья. На основании насколько товарищ хорош как специалист и как человек - да. На основании если на товарище бюстгалтер - нет. Тем более что уж говорить об инвесторах и конкурентах. Они могут высыпаться, а я не могу... Ну извините, конкуренция, жестокий мир капитализма. Кто может тот и выживает. Инвестора так вообще интересует только одно - как сделать больше денег и потерять меньше. Ни один адекватный инвестор не кинет 100% идею на миллиард, только потому что кофаундер женщина. Да им плевать! Хоть старушка с альцгеймером ходящая сама под себя! Если она несет денеги, то пусть что хочет делает. Я уже не говорю о машине. Ей вообще фиолетово на все и на всех.

P.S.: Какой-то сумбур в статье. Не поймешь. толи ее для какого-то фем-портала писали, то ли для хабра.

Михаил Дубаков
Михаил Дубаков Writer в Fibery
0

>Они могут высыпаться, а я не могу...

Бросай уже эту работу. Есть компании, где лид может высыпаться. Точно знаю.

zarathustra
zarathustra Lead Software Engineer в EPAM
0

Я не о себе. Я статью цитирую. :-) Плач Ярославны.

1

кстати по теме стартапа - у статьи так себе виральность: за сутки даже 50 коментов нету
то ли дело тот дед на феррари ураганом пронёсся

5

Это потому что новый дизайн dev.by тотально неюзабелен
При всех проблемах старых комментов они таки были сильно удобнее чем этот пц.

1

тс-с-с, они могут попытаться улучшить еще раз

owl
owl
0

Я пессимист, думаю, что хуже уже не будет.

3

Согласен, желание комментировать новости на девбае практически пропало с редизайном

-1

Дама на заглавной фотке очками напоминает Яну Лашкевич. Кофаундер - это тоже про кофе? Есть мнение, что женщинам лучше удается борщ.

6

согласен, Дарья. херово быть женщиной стартапером.
не хотят вкладываться инвесторы или платить клиенты?
- да потому что я девочка.
приглашают на ланч?
- да потому что хотят подкатить.

то ли дело нам мужикам - решаешь проблемы или нахуй с пляжа.

-5

Какая противная статья -- в ней посмела говорить успешная девушка. Ужас!

4

Речь не про девушку, а то что, статьи про феминизм, равенство, дайверсити и инклюзивность достали, из какждого утюга. Многим глубоко насрать на все эти проблемы. Вообще не интересно. Ну дискриминируют богатые инвесторы в европах женщин, но мы не богатые инвесторы, мы задроты! С дискриминацией можно столкнуться в не зависимости от того что в трусах, а даже по возрасту или внешнему виду, покажите мне, кто может не предвзято относится к 40-50 летнему чуваку, который выглядит как задрот, да еще и с усами (комбо). Поратл называется "dev.by" при этом на нем ничего нет ни про инженерию ни про технологии, ни про алгоритмы или другие интересные штуки, которые делаются у нас в компаниях. А истории про людей и партнерские материалы компаний, да еще и подрхитованые и нарезаные на громкие заголовки, выделенные жирным по тексту, лишь бы что-то выделялось. Это просто дно журналистики и мерзость. Фу.

4

В точку! Посмотрите и сравните с доу, тем же хабром. Есть что почитать, а не то что "вася с петей ушли из стартапа А и замутили с леной стартап Б, Потом лена с подругой замутили стартап В, а стартап А купили за столько-то денег западные дяди". Гламур с глянцем. Достали уже фотки ваших крутых офисов и маков с кучей наклеек.

5

Не было здесь компьютерной журналистики, и не будет, потому что тотальный аутсорс -- это "делай дядино задание и не трынди", на публику вынести, кроме офисных фотонек со срачами на личностях, и нечего. А, еще можно в третьем эшелоне перепечатать что-то из мировых новостей.

0

Даша молодец!

>Как мне кажется, атмосфера в белорусском ИT весьма токсичная.
+

2

Даша молодец. Статья нет. Ну а про атмосферу в белорусском ИТ - из Мадрида с Хельсинки оно конечно виднее...

-7

думаю что таксичность белоруского айти видно заметно лучше если поработать в Мадриди, Хельсинки или там в Лондоне

Поэтому я даже думаю, что если у местных говнариков бомбануло, то статья тоже отличная )

1

сначала "если поработай", а потом будеш "даже думать"

-6

слушай, откуда вас "крестьян" столько поналезло? Аккаунтом по 2-3 дня, опыта якобы по 15 лет.
я думал что проплаченые троли это какие-то шуточки, но на ФБ видно не вооруженым взглядом. Ходял толпами как по команде. Куча левых аккаунтов и пишут в каком-то странном ключе все. Не могу понять что это и куда.

мне кажется дев.баю нужно провести раследование. а то действительно трэш какой-то

4

Извини, коллега, но по этому твоему "говнарики", "бомбануло" можно предположить что понаехал как раз ты. Мой аккаунт зареган в 2009 году. Ты, поди, еще в школку бегал тогда. UPD: просмотрел профиль, вижу что уже не бегал.) Но dev.by 2009 года и нынешний - 2 большие разницы. Ресурсом в последнее время откровенно разочарован. Так что мешать вам больше не буду.

5

"говнариков", "крестьян" ... Ок, Антон, убедили, действительно токсичное айти у нас.

4

Антон, в чем проблема вообще? Мы хотим качественный технический или около того контент, который связан как-то с тем что присходит в наших офисах. А мы видим какую-то социологию и истории про людей, которые никак не влияют на наши жизни. И какие-то затирания про какие-то проблемы дискрминации девушек инвесторами или всякие истории за жизнь. Ты вот говоришь что мы странные троли и радуешься когда считаешь что у нас бомбит, но ведь тоже очень токсичен, в чем твоя проблема? Почему ты считаешь, что такие статьи, чтоб у кого-то бомбило это правильный формат? Да мб ты презираешь всех этих задротов, но это единственная радость в РБ, быть задротами! А ты нас унижаешь, зачем? Почему ты на нас тут давишь в коментах?

-3

проблема в том, что когда дев.бай захочет взять интервью у какого-то приличного человека (а я рассматриваю дев.бай больше как околотехническую площадку с айти тематикой, прокачиваться в технологиях есть другие рессурсы), то он скажет:
— Зачем мне это? Чтобы меня там эти злыдни критиковали? Снисходительно оценки ставили?

и будут правы. Как итог: меньше контента. Меньше авторов. Меньше статей.

3

Никто не писал технические статьи - вот повыростали такие.
Посыл дев-бай виден по kpi: "Надо больше золота".
Рекламу всунуть в центр статьи - это крайняя степень идиотизма. Но самое прикольное, что скорее всего никто этого не видит - потому что такого качества статью прочитать не наискосок чрезмерно сложно.
Всего чего заслуживает dev.by это быть на уровне ebanoe.it

Было бы круто если кто-то запилит новую площадку. Правда кто будет писать технические статьи? Я так и не понял. Возможно если какая-нибудь конференция, попросит всех своих докладчиков (особенно тех кому платит деньги) дополнительно писать статьи и потихоньку их выкладывать, лучше 10 хороший статей в год, чем 10 никаких статей в неделю.

5

Но ведь давя на нас и критикуя задротов ты не перевоспитаешь нас! Мб нам нарвится такими быть, находить изьяны, высказывать свое отношение. Приходя домой вечером после гребли мы поступаем по разному: кто-то сразу же приступает к нравственному разложению, кто-то идет коментить в нижний интернет, чтоб получить немного общения и эмоциональной разрядки, высказывает свое отношение к тому, что видит и находит изьяны и странные места в тексте. Мы не видим здесь технических статей, а что происходит под боком нам интересно, поэтому такие и коменты. Мы любим и ценим прямолинейность и искренность и пишем что думаем. Мы такие, какие мы есть и мы лицо нижнего интернета. Ты не сможешь переделать человеческую природу и заставить замолчать нас, это наша отдушина и наша жизнь! Не дави на нас Антон, ведь ты понимашь, что в глубине души ты такой же как и мы. Тебе не всё нравится, у тебя есть порывы и изьяны, свои когнитивные искажения и ты тоже не всегда хорошо думаешь про какие-то моменты, социальные движения или даже людей. Так поддавайся самому себе, будеть четным и искренним, не ищи всегда конструктивные пути, просто выплескивай свои мысли иногда. Это же нижний интернет, он и должен быть таким! Кто-то испугается и не захочет давать интервью боясь нижнего интернета? Ну и пусть. Порталы создаются для людей которые их читают, а не которые пишут. А мы читаем иногда dev.by, правда после редизайна все реже и реже.

1

>Как мне кажется, атмосфера в белорусском ИT весьма токсичная.
+
Токсичность атмосферы можно определить по токсичности комментов под статьями на девбае.
Пока читаал, не заметил, что уже 2:45. Пора вставать на пробежку!

Lesia Lametta
Lesia Lametta L2 Technical Support Representative в Skywind Group
0

ахаха класс!

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.

п. 2.3.4 Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement.

0

Русско-английская тросянка :)

Если не можешь говорить по-русски, так пиши уже по-английски.
Или такой говор считается модным?

0

О чем статья вообще?...

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже