«Отвечу откровенно: я себя запустил». Результаты опроса про айтишный ЗОЖ (+ имена победителей)

Партнёрский материал
22 ноября 2019, 10:36
Что такое партнёрский материал?

В мире ИТ, где правит триумвират продуктивности, креативности и работоспособности, может и не обязательно понимать связь между кишечником и уровнем стресса, но точно стоит хотя бы банально следить за своим здоровьем и поддерживать иммунитет. Чтобы понять, насколько здоровый образ жизни ведёт белорусское ИТ-сообщество, вместе с Exponenta мы задали ему 20 вопросов о сне, питании и физической нагрузке. 697 человек ответили — и вот результат.

Гендерное распределение среди участников опроса получилось неравномерным: 74% участников в категории «пол» выбрали «мужской», 25% — «женский», а 2 человека (1%) воздержались от гендерных предрассудков.

Чуть больше половины участников (53%) находятся в возрастной категории от 26 до 35 лет, 34% — от 18 до 25 лет, 12% в диапазоне от 35-46 лет и 1% (11 человек) не отнесли себя ни к одной из предложенных групп.

Болеют стандартно, профилактику игнорируют 

Большинство участников опроса (51%)  болеют раз-два в год, в сезон простудных заболеваний. В 2018-м группа ученых из Имперского колледжа Лондона предоставила возможный алгоритм для создания эффективного лекарства от простуды, но для 41% респондентов — это не такая уж и будоражащая новость, так как они болеют очень редко и могут устранить симптомы за один sick day. 7% опрошенных болеют довольно часто. 

Предрасположенность к заболеваниям (особенно, к простудным, но и различным хроническим, включая кардиологические и нейродегенеративные) связана с иммунитетом. Именно поэтому важно его укреплять. В нужности этого действия сомневаются 42% опрошенных. 38% для этого принимают витамины и ведут здоровый образ жизни, а 13% — в курсе, что иммунитет формируется в кишечнике, поэтому укрепляют кишечный микробиом правильным питанием и пробиотиками. 7% делают что-то «Другое»: в частности, «знаю, как поддержать здоровье, но не всегда выполняю эти действия,  частенько побеждает лень».

(Пункт «Другое» отражён не во всех иллюстрациях)

(Пункт «Другое» отражён не во всех иллюстрациях)

Медицина рекомендует укрепление иммунитета как системы: среди мер — потребление достаточного количества микронутриентов (цинк, селен, железо, витамины A, B6, C и E), отказ от курения, регулярная физнагрузка и достаточный сон.

39% опрошенных используют умные браслеты и свой телефон с пользой — мониторят, достаточно ли качественно спят, и считают, насколько превосходят или не дотягивают до тех самых 10 000 шагов, разлетевшихся по всем поп-каналам связи. На этот счёт есть новости — цифра в 10 000 получена не путем мета-исследования физической активности людей по всему миру и корреляции числа шагов с общим физическим тонусом и расположенностью к заболеваниям. Первый раз о 10 000 шагов заговорили в конце 1960-х в японской рекламной кампании шагомера Yamasa. Он был вдохновлен Олимпиадой и назывался manpo-kei, что переводится как «10000-шагомер». Если вас вдохновляет Токио-64 и призраки олимпийского духа, то можете продолжать обновлять трекер на айфоне в ожидании 10 000. Если же хотите придерживаться данных, подкреплённых исследованиями, — следите, чтобы дневная норма составляла 7 500.

Вместе с увеличением популярности умных девайсов (с 9% роста в 2014-м до 33% в 2018-м), растёт и количество шуток в соцсетях на их счёт. Например, «не могу выбраться из постели, так как браслет заряжается, а значит, пройденные шаги не считаются», ну и «случайно привязал мой аккаунт к фейсбуку, и теперь все знают, что вчера я прошёл 13 шагов».

Рынок носибельных устройств для отслеживания физических показателей растёт — появились ECG- мониторы, измеряющие электрокардиограмму, и носимые тонометры. Правда, это мало интересует 34% опрошенных, которые новым умным девайсам предпочитают старых добрых людей — себя, врача и диетолога. А 21% респондентов мониторинг состояния здоровья вообще не кажется важным, потому что они себя и так прекрасно чувствуют. 

56% сдают анализы только когда болеют, 19% — обязательно минимум раз в полгода. Среди 6%, выбравших «Другое», как минимум, один человек, готовый к положительным переменам: «Отвечу откровенно, нечего скрывать. Я себя запустил… Но ваш опрос мотивирует пройти обследование, хотя бы в местной поликлинике». 

Меньше фастфуда, больше движения

ВОЗ определяет ЗОЖ как «образ жизни, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма». Большинство опрошенных (70%) определяют ЗОЖ как «режим и регулярную нагрузку, правильное питание и отсутствие вредных привычек», что совпадает с четырьмя ключевыми параметрами ВОЗ. Однако 10% респондентов считают, что ЗОЖ — это больше про физическую нагрузку, 9% — про правильное питание, а 7% склоняются к тому, что это «просто модная аббревиатура». 

Свой образ жизни считают здоровым 47% ответивших, «скорее нет» — 45%, 7% об этом некогда думать, а еще 3% не вписались в предложенные ответы и выбрали «Другое».

Несмотря на хороший доход, большинство (63%) тратит на ЗОЖ до $100 в месяц, ещё 30% — от $100 до $500. Не жалко отдать и $500-1000 только 2% участников опроса. Среди 7% со своим вариантом ответа были те, кто тратит на ЗОЖ «0», а также «пока в районе $100, но с переходом в триатлон затраты возрастают и имеют некую сезонность».

В целом, тенденция такова, что люди готовы тратить на здоровье и велнес больше, чем раньше: мировой оборот рынка таких товаров составил $686 миллиардов в 2016 году и может достигнуть $815 миллиардов к 2021-му. 

Большинству опрошенных (38%) на светлом пути к ЗОЖу мешают сладости и фастфуд, лишний вес (30%) и вредные привычки (15%). Считается, что вредные привычки связаны с центром удовольствией в головном мозге — именно он активируется после соли и жира, которые поступают с фастфудом. Поэтому эффективным шагом на пути к ЗОЖу может стать работа с центром удовольствий. В 17% с ответом «Другое» вошли те, кого в их образе жизни всё устраивает, те, кто хотел бы «больше спорта, меньше кофе, больше движения на работе», «разнообразить рацион» и «проводить больше времени на улице».

Долго сидят, много работают, нормально спят

41% респондентов ведут сидячий образ жизни. А это, как известно, повышает риск сердечных заболеваний на 6%, а риск диабета второго типа — на 7%. Именно поэтому большинству хорошо бы примкнуть к 29% опрошенных, которые используют любую возможность, чтобы размяться или заняться спортом. Или хотя бы к 30%, которые сидят по 8-10 часов, но очень стараются чаще ходить пешком. 

Что касается сна, то большинство опрошенных (91%) спит по 6-8 часов и тем самым, согласно одному из мета-анализов влияния сна на продолжительности жизни, существенно сокращает риск преждевременной смерти. 4% опрошенных спят больше 9 часов в день: если это не разовые акции после переработок или бессонниц, то, по некоторым данным, такой сон снижает когнитивные функции и память (только если человек не относится к 2% человечества, для которых это норма с детства). 3% спят 3-5 часов, а 2% не вписались ни в одну из предложенных временных рамок.

С овертаймами ситуация неоднозначная: 40% опрошенных не грозит японский феномен «кароси» (смерть от переработки), потому что работают они ровно 8 часов, а иногда и меньше. 22% респондентов перерабатывают регулярно. У 33% — ненормированный рабочий день и порой больше его половины проводится за компьютером. Среди 5%, выбравших вариант ответа «Другое», есть «на данный момент безработный, сижу на dev.by мечтаю о войтивайти, что привело к набору нескольких лишних кг», и респондент, чья «работа не ограничена по времени, но тренировки стараюсь не пропускать».

Чтобы минимизировать риски для глаз, рекомендуется сдвинуть цветовую палитру экрана от голубого к желтому концу спектра (в ретине находятся отвечающие за циркадные ритмы молекулы, восприимчивые к голубому свету) и следовать правилу «20-20-20» — каждые 20 минут 20 секунд смотреть на что-нибудь в 20 метрах от вас.

Стресс испытывают постоянно 26% опрошенных, 19% так организовали свою жизнь, что почти ничто не доставляет им дискомфорт, и им можно аплодировать стоя. 55% работают над повышением своей стрессоустойчивости. И этому, кстати, могут отлично поспособствовать, например, 120 минут в неделю, проведенных в парке, лесу или на пляже.  

Регулярно занимаются спортом 57% участников опроса, 28% не делают этого, а 13% собираются начать с понедельника. Среди оригинальных ответов (2%) — «недавно прочитав чьё-то исследование, начал ходить пешком около 10 км в день» и «пока только ходьба, но вскоре будет плавание». И это очень правильно, потому как физическая активность является одним из способов борьбы со стрессом — она уменьшает количество кортизола и адреналина и стимулирует производство эндорфинов, которые отвечают за улучшение настроения. Самая приятная новость — так работает любая физическая активность, даже банальная ходьба. 

Много разной еды, немного сахарного экстрима и регулярно Exponenta

В основном, IT-специалисты питаются, чем придётся. 55% опрошенных едят ланч в кафе или же берут ссобойку. 25% перебиваются офисным кофе и печеньками. О 14% респондентов позаботился работодатель: для них обеды доставляют в офис. Среди 6% — варианты «работаю дома, питание организует в основном жена», а также «в офисе очень много разной еды, йогурты, колбасы, сыры, фрукты, доставляют завтраки, но нет полноценных обедов».

36% опрошенных айтишников, несмотря ни на что, стараются следить за питанием (в двух случаях за питанием «следит жена»), считать калории и не стимулировать свой центр удовольствия обманчивыми молекулами. 11% практикуют «Другое»: «правильное питание, включая завтрак, обед, ужин, но без подсчета калорий», «обычное питание без фастфуда, но с контролем объёма и частоты приема пищи», «интуитивное питание» и даже ведение дневника питания. 12% здоровье пока позволяет заниматься экстримом — завтракать кофе и запивать сникерс редбуллом. Последнее сочетание, к слову, включает 57 г сахара, в то время как рекомендуемая суточная норма — 37,5 г (9 ч. л.) для мужчин и 25 г (6 ч. л.) для женщин.

Перекусы содержимым офисных кухонь, которое всегда в свободном доступе, практикуют 33% опрошенных, 29% предпочитают йогурт или что-то кисломолочное, а 26% — яблоко или орехи. В оставшиеся 12% входят те, кто вообще не перекусничает, либо выбирает суперфуды или чай.

Беспорядочные перекусы могут привести к перееданию и превышению дневной нормы калорий. 

За потреблением белка не следят 70% опрошенных, и зря. Белок необходим для роста волос, ногтей и образования соединительной ткани. Суточная норма белка — 0,8 г на 1 кг массы тела. Именно так питаются почти 30% опрошенных, у трети из которых белок — основа рациона.

83% белок получают в равной степени из мяса, молочных продуктов и яиц, 9% — преимущественно из молочных продуктов, а белок у 5% респондентов — в основном растительный, из бобовых и орехов, по причине вегетарианства. 3% отметили источником белка «Другое»: например, «мясо и творог каждый день, экспонента после тренировок».

35% участников опроса пробовали кисломолочный напиток Exponenta, но предпочитают обычные йогурты. 24% пьют Exponenta регулярно, а у 32% респондентов всё ещё впереди. 9% выбрали вариант «Другое»: кто-то объяснил («с выходом на рынок вашего продукта брал 7 банок на неделю, теперь очень редко»), а кто-то нет. Может быть потому, что экспонента в их понимании — это показательная функция, где е — число Эйлера, у которой производная равна ей самой. 

Но производитель напитка готов это исправить: трое айтишников, выбранных среди тех, кто в опросе пожелал увидеть, как делается Exponenta, аргументировал свой интерес и оставил контакт, примут участие в экскурсии по производству в Горках (Могилевская область) с технологом и получат заслуженные ящики с кисломолочным напитком.

Алина Шимко, Кирилл Гвоздь и Ирина Куришко

Алина Шимко, Кирилл Гвоздь и Ирина Куришко

Претендентов было много, их аргументы звучали убедительно («потому что я котик и люблю пить экспоненту», «я жиродрищ и мне надо много белка для того, чтобы привести себя в порядок», «нужно больше молочки за айтишную вредность работы», «мне просто нужен ящик, экспоненту выпью, а ящик останется», «я хотел бы увидеть, как делают напиток, которому я доверяю сына»), но убедительнее остальных стали «не фитоняша и вообще смешная девчонка» Алина Шимко, QA в EPAM, «скептик, которой нужны доказательства», Ирина Куришко, .net-разработчик в AppXite, и спортсмен, приславший фото своего холодильника, Кирилл Гвоздь, инженер по тестированию в LeverX (Emeline).

Не пропустите репортаж из эпицентра ЗОЖа!


Что такое партнёрский материал?
подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение