12 инвесторов вложились в белорусский стартап FriendlyData. Суммарно за всё время ребята привлекли больше $1 млн

7 комментариев
12 инвесторов вложились в белорусский стартап FriendlyData. Суммарно за всё время ребята привлекли больше $1 млн

Белорусский стартап FriendlyData, созданный в 2016 году, получил посевные инвестиции под новый продукт — FETCH, аналитическую платформу для доступа к внутренним данным. В числе инвесторов, их было 12, — основанная в Беларуси инвесткомпания Bulba Ventures. Общую сумму сделки не разглашают, но говорят, что с новыми инвестициями стартап привлек сумарно больше $1 млн. CEO Михаил Румянцев рассказывает подробно про FETCH.

Справка. FriendlyData — выпускник культового акселератора 500 Startups и престижного технологического центра Plug and Play. В прошлом году занял третье место в номинации «инструмент разработчика года» на ProductHunt и получил поддержку Google. Его API-интерфейс признали одним из самых интересных в мире.

«Мы собрали столько, сколько нам нужно, даже с запасом, чтобы вывести компанию на новый уровень»

Что такое FETCH?

Это простой в использовании интерфейс поиска по внутренним базам данных. Он позволяет задавать вопросы о данных организации на английском языке и возвращает результат обратно в подходящем формате: диаграмма, отчёт, таблица или прямой ответ.

Мы создали ориентированный на пользователей продукт вокруг API-решения для работы с базами данных через естественно-языковые интерфейсы. Построен он на core-технологии FriendlyData. Это логичное продолжение развития нашей компании.

Мы поняли, что гораздо больше пользы приносим организациям, которые используют наше решение для своих внутренних, а не внешних данных. Мы заметили, что доступ к внутренним данным на enterprise-рынке — это большая проблема. Крупные организации в США тратят порядка $8 млн в год на то, чтобы получить доступ к собственным данным. Мы осознали, что, предоставив быстрый и лёгкий способ доступа к информации, сможем сэкономить им время и значительную сумму денег.

Аналитики предсказывают, что в будущем большинство аналитических запросов будет сделано через поиск либо natural language processing. А сотрудники enterprise-компаний будут тратить больше времени на поиск ответов, связанных с их внутренними данными. Кстати, для нетехнических людей это очень сложный процесс. А тренд — клиентоориентированность enterprise-софта. 

Наш новый продукт ориентирован на конечного пользователя, и весь user experience строится вокруг поиска. Здесь очень простой UI, который понятен даже не техническим специалистам. И ряд инновационных фич.

В чём уникальность FETCH?

Первое — интеллектуальное автозаполнение, основанное на машинном обучении. Эта функция позволяет пользователю делать запросы даже в том случае, если он не знает, как устроена база данных.

Вторая фича — исправление ошибок и опечаток пользователя.

Следующая — возможность перефразировать запрос пользователя. Эта фича помогает ориентироваться в структуре баз данных.

И последняя — визуализация данных. Она позволяет анализировать данные и подавать их в интуитивной форме.

С точки зрения технологии у нас одно из самых продвинутых решений в области обработки естественного языка. Помимо синонимов на уровне языка мы можем обрабатывать такие сложные вещи, как статистика. Точность нашего парсера выше, чем у крупных корпораций. Наша система понимает не только какие-то специфические для конкретного домена запросы, но и запросы, характерные для определённой организации.

Для большинства систем обработки естественного языка нужны огромные наборы данных для обучения. В естественно виде необходимого количества SQL-запросов, совместимых с естественным языком, просто нет. Их создают вручную, и на это нужно много времени. А у нас процесс обучения происходит органически, потому что система уже обучена и может «брать» пользовательские запросы для дообучения. Благодаря этому интеграция с клиентом происходит очень быстро.

Также мы можем обучить нашу систему понимать бизнес-жаргон, специфические для какой-то ниши термины. Помимо этого мы работаем со сложными структурами данных и мультитабличными базами данных.

Как долго разрабатывали FETCH?   

С момента принятия решения до запуска первой версии и пилотных проектов прошло полгода. Сейчас мы продолжаем активную разработку.

Что было самое сложное при создании интерфейса?

Сменить парадигму мышления команды и переориентировать наше продуктовое видение на внутренние данные организаций. Раньше мы решали задачи другого порядка — более ориентированные на бэкенд, глубокие технологии. А FETCH — это для пользователя. Поэтому решали задачи, связанные с интерфейсами, пользовательским опытом, визуализацией.

Команду увеличили?

Разработка API-решения завершена, поэтому мы могли позволить себе полностью сфокусироваться на интерфейсе поиска по базам данным без существенного расширения команды.

Моя философия такова: нужно стараться делать большие продукты маленькой командой. Наш инженерно-продуктовый костяк состоит из пяти человек, при этом размер всей команды не превышает семи человек.

С нами: поработавший в Microsoft и Facebook Дима Королёв, Head of Machine Learning. Эксперт в natural language processing Алексей Вертель. Недавно присоединилась маркетолог Ирина Перегуд, на новую роль в компании перешла Ирина Волковец. И основатели: я, Алексей Зенович и Александр Зайцев.

Кто первый клиент?

Ещё до официального запуска среди наших первых пилотных клиентов были, например, Wargaming, газовая корпорация в Австралии, название дать не могу. Сейчас работаем с одной из крупнейших в мире компаний в области менеджмента ИТ-услуг. Мы можем зайти в любую индустрию, где есть данные. Но на самом деле стараемся сузить фокус. Потому что, с одной стороны, с нашими технологиями проще работать в рамках одного домена. А с другой, с точки зрения маркетинга в enterprise лучше ориентироваться на более узкий рынок на ранней стадии. Поэтому сейчас мы думаем о том, чтобы сфокусироваться на ITSM (IT Services Management).

По теме
Все материалы по теме

Международные инвестиции — это стратегический шаг?

Компания у нас белорусско-американская, поэтому нам хотелось иметь поддержку в нескольких странах, привлечь людей с разной экспертизой. Например, Digital Future специализируется на B2B и SaaS-компаниях. Bulba Ventures — на машинном обучении и помогает нам с поиском специалистов в Минске. При этом нам важно было сохранить связи с Кремниевой долиной и получить точечную экспертизу от ряда частных инвесторов.

Венчурный капитал становится интернациональным. Даже инвесторы из Кремниевой долины в последнее время стараются выходить на новые рынки, чтобы диверсифицировать своё портфолио.

Все инвесторы заходили на одинаковых условиях. Также нам было важно сохранить контроль над компанией и найти инвесторов, которые бы разделяли наши интересы и доверяли нам. Можно сказать, что у нас была привилегия, у кого брать деньги.

На какие метрики компании инвесторы обращали больше всего внимания?

Для deep tech стартапов и e-commerce метрики и майлстоуны будут абсолютно разными. Наши инвесторы понимают, что нельзя разные стартапы измерять одинаковыми метриками. Мы, например, сейчас трекаем рост пайплайна продаж, ряд продуктовых метрик, такие как точность, скорость интеграции и маркетинговые показатели.

На что будете тратить привлечённые деньги, будет ли следующий раунд инвестиций?

Деньги планируем использовать на разработку продукта и ускорение выхода на рынок. Мы собрали столько, сколько нам нужно, даже с запасом, чтобы вывести компанию на новый уровень.

Фандрейзинг никогда не был для нас самоцелью. Скорее, у нас есть ряд майлстоунов, выполнение которых может привести к поднятию следующего раунда. Естественно, если мы уже пошли венчурным путём, инвесторы ожидают повышение оценки компании или экзит через её продажу. Оба этих варианта держим в голове. К следующему раунду нам нужно построить масштабируемые каналы продаж и маркетинга, конкурентную юнит-экономику и показать рост.

Где будет офис компании?

Мы балансируем между двумя офисами: головным в Сан-Франциско и R&D в Минске. Сейчас большая часть команды в Минске. Кстати, мы переезжаем в бывший офис AIMatter. Думаю, для нас он тоже будет счастливым.

Какие планы по дальнейшему росту?

Мы видим большую возможность в том, чтобы наладить связи с крупными корпорациями. Имея доступ к ресурсам таких компаний, можно построить масштабируемый канал продаж. Мы чувствуем, что сможем быть более масштабируемыми в рамках определённой экосистемы.

Не боитесь затеряться в глубинах корпораций?

Стать зависимыми от корпораций? На самом деле, о таком риске мы думали ещё в самом начале. Но нам удалось построить гибкий продукт, который поддерживает большое количество реляционных баз данных, может кастомно интегрироваться практически с любым хранилищем данных. Поэтому, думаю, такой исход нам не грозит.

Инвесторы FETCH

В seed-раунде участвовали 12 инвесторов, Crunchbase сообщает о четырех:

  • Bulba Ventures, Минск.
  • Digital Future, Киев.
  • ТМТ Investments, остров Джерси.
  • GWC Innovator Fund, Кремниевая долина.

До этого FriendlyData в августе 2016 года получила $130 тысяч от Starta Accelerator и $150 тысяч от 500 Startups в феврале 2017 года. С новыми деньгами FriendlyData получила больше $1 млн.

Читайте также

ИТ-предпринимателей хотят включить в Совет по иностранным инвестициям
ИТ-предпринимателей хотят включить в Совет по иностранным инвестициям

ИТ-предпринимателей хотят включить в Совет по иностранным инвестициям

4 комментария
«Зубр Капитал» купил долю в белорусской интернет-компании
«Зубр Капитал» купил долю в белорусской интернет-компании

«Зубр Капитал» купил долю в белорусской интернет-компании

ИT-платформа банковских продуктов Myfin Group (myfin.by и bankiros.ru) привлекла инвестиции компании «Зубр Капитал». Через фонд Zubr Capital Fund I инвестор получил миноритарную долю (от 25% до 40%) в Myfin Group. Точная сумма сделки не разглашается, но она находится в стандартных для фонда пределах от 5 до 10 миллионов долларов, сообщили в Myfin Group.
«900 продуктовиков из местного Linkedin делите на 10». PandaDoc затеяла трансформацию
«900 продуктовиков из местного Linkedin делите на 10». PandaDoc затеяла трансформацию

«900 продуктовиков из местного Linkedin делите на 10». PandaDoc затеяла трансформацию

dev.by поговорил с VP of Engineering в PandaDoc Ильёй Казимировским и Director of Engineering Николаем Амелишко про то, как и зачем компания «убирает стены» перед трансформацией, нанимает новых high level топов, учит сотрудников фейлиться. И, конечно, опять про культуру.  
31 комментарий
Приложение белорусов для примерки обуви Wanna Kicks  вышло на Android
Приложение белорусов для примерки обуви Wanna Kicks вышло на Android

Приложение белорусов для примерки обуви Wanna Kicks вышло на Android

2 комментария

Обсуждение

0

ого - какой интересный технологичный продукт в наших гаванях, и при этом не ажаил борда!

-3

Каждый раз когда слышу апдейты от этих ребят очень смешно
Компания с "головным офисом" в Сан Франциско, гуглим адрес офиса и находим, что это вовсе адрес акселератора, в котором они участвовали пару лет назад. "Офис" в НЙ уже удалили с сайта, ну, уже молодцы.

А партнерство с гугл заключается в том, что прошли бесплатные курсы grow with google, для которых любому человеку достаточно отправить анкету и получить доступ. Какое тут партнерство? Просто курсы прошли

Пыль в глаза пускать умеете ребята, удачи вам!

Если глубже порыть, можно найти что разработчики используют https://github.com/FerreroJeremy/ln2sql который и отвечает за "query a database in natural language", остается сделать UI и фирма готова!

3

продам гараж

0

99.99% стартапов делают то же самое, что тут плохого то? деньги не пахнут

3

12 инвесторов где-то загрустили после вашего разоблачения.

0

Разве в Microsoft PowerBI это уже не реализовано?
https://youtu.be/qMf7OLJfCz8?t=120

0

Я к тому, что MSу продать свое решение корпорациям будет немножко легче, чем ребятам.