12 инвесторов вложились в белорусский стартап FriendlyData. Суммарно за всё время ребята привлекли больше $1 млн

4 сентября 2018, 08:45
12 инвесторов вложились в белорусский стартап FriendlyData.

Белорусский стартап FriendlyData, созданный в 2016 году, получил посевные инвестиции под новый продукт — FETCH, аналитическую платформу для доступа к внутренним данным. В числе инвесторов, их было 12, — основанная в Беларуси инвесткомпания Bulba Ventures. Общую сумму сделки не разглашают, но говорят, что с новыми инвестициями стартап привлек сумарно больше $1 млн. CEO Михаил Румянцев рассказывает подробно про FETCH.

Справка. FriendlyData — выпускник культового акселератора 500 Startups и престижного технологического центра Plug and Play. В прошлом году занял третье место в номинации «инструмент разработчика года» на ProductHunt и получил поддержку Google. Его API-интерфейс признали одним из самых интересных в мире.

«Мы собрали столько, сколько нам нужно, даже с запасом, чтобы вывести компанию на новый уровень»

Что такое FETCH?

Это простой в использовании интерфейс поиска по внутренним базам данных. Он позволяет задавать вопросы о данных организации на английском языке и возвращает результат обратно в подходящем формате: диаграмма, отчёт, таблица или прямой ответ.

Мы создали ориентированный на пользователей продукт вокруг API-решения для работы с базами данных через естественно-языковые интерфейсы. Построен он на core-технологии FriendlyData. Это логичное продолжение развития нашей компании.

Мы поняли, что гораздо больше пользы приносим организациям, которые используют наше решение для своих внутренних, а не внешних данных. Мы заметили, что доступ к внутренним данным на enterprise-рынке — это большая проблема. Крупные организации в США тратят порядка $8 млн в год на то, чтобы получить доступ к собственным данным. Мы осознали, что, предоставив быстрый и лёгкий способ доступа к информации, сможем сэкономить им время и значительную сумму денег.

Аналитики предсказывают, что в будущем большинство аналитических запросов будет сделано через поиск либо natural language processing. А сотрудники enterprise-компаний будут тратить больше времени на поиск ответов, связанных с их внутренними данными. Кстати, для нетехнических людей это очень сложный процесс. А тренд — клиентоориентированность enterprise-софта. 

Наш новый продукт ориентирован на конечного пользователя, и весь user experience строится вокруг поиска. Здесь очень простой UI, который понятен даже не техническим специалистам. И ряд инновационных фич.

В чём уникальность FETCH?

Первое — интеллектуальное автозаполнение, основанное на машинном обучении. Эта функция позволяет пользователю делать запросы даже в том случае, если он не знает, как устроена база данных.

Вторая фича — исправление ошибок и опечаток пользователя.

Следующая — возможность перефразировать запрос пользователя. Эта фича помогает ориентироваться в структуре баз данных.

И последняя — визуализация данных. Она позволяет анализировать данные и подавать их в интуитивной форме.

С точки зрения технологии у нас одно из самых продвинутых решений в области обработки естественного языка. Помимо синонимов на уровне языка мы можем обрабатывать такие сложные вещи, как статистика. Точность нашего парсера выше, чем у крупных корпораций. Наша система понимает не только какие-то специфические для конкретного домена запросы, но и запросы, характерные для определённой организации.

Для большинства систем обработки естественного языка нужны огромные наборы данных для обучения. В естественно виде необходимого количества SQL-запросов, совместимых с естественным языком, просто нет. Их создают вручную, и на это нужно много времени. А у нас процесс обучения происходит органически, потому что система уже обучена и может «брать» пользовательские запросы для дообучения. Благодаря этому интеграция с клиентом происходит очень быстро.

Также мы можем обучить нашу систему понимать бизнес-жаргон, специфические для какой-то ниши термины. Помимо этого мы работаем со сложными структурами данных и мультитабличными базами данных.

Как долго разрабатывали FETCH?   

С момента принятия решения до запуска первой версии и пилотных проектов прошло полгода. Сейчас мы продолжаем активную разработку.

Что было самое сложное при создании интерфейса?

Сменить парадигму мышления команды и переориентировать наше продуктовое видение на внутренние данные организаций. Раньше мы решали задачи другого порядка — более ориентированные на бэкенд, глубокие технологии. А FETCH — это для пользователя. Поэтому решали задачи, связанные с интерфейсами, пользовательским опытом, визуализацией.

Команду увеличили?

Разработка API-решения завершена, поэтому мы могли позволить себе полностью сфокусироваться на интерфейсе поиска по базам данным без существенного расширения команды.

Моя философия такова: нужно стараться делать большие продукты маленькой командой. Наш инженерно-продуктовый костяк состоит из пяти человек, при этом размер всей команды не превышает семи человек.

С нами: поработавший в Microsoft и Facebook Дима Королёв, Head of Machine Learning. Эксперт в natural language processing Алексей Вертель. Недавно присоединилась маркетолог Ирина Перегуд, на новую роль в компании перешла Ирина Волковец. И основатели: я, Алексей Зенович и Александр Зайцев.

Кто первый клиент?

Ещё до официального запуска среди наших первых пилотных клиентов были, например, Wargaming, газовая корпорация в Австралии, название дать не могу. Сейчас работаем с одной из крупнейших в мире компаний в области менеджмента ИТ-услуг. Мы можем зайти в любую индустрию, где есть данные. Но на самом деле стараемся сузить фокус. Потому что, с одной стороны, с нашими технологиями проще работать в рамках одного домена. А с другой, с точки зрения маркетинга в enterprise лучше ориентироваться на более узкий рынок на ранней стадии. Поэтому сейчас мы думаем о том, чтобы сфокусироваться на ITSM (IT Services Management).

По теме
Все материалы по теме

Международные инвестиции — это стратегический шаг?

Компания у нас белорусско-американская, поэтому нам хотелось иметь поддержку в нескольких странах, привлечь людей с разной экспертизой. Например, Digital Future специализируется на B2B и SaaS-компаниях. Bulba Ventures — на машинном обучении и помогает нам с поиском специалистов в Минске. При этом нам важно было сохранить связи с Кремниевой долиной и получить точечную экспертизу от ряда частных инвесторов.

Венчурный капитал становится интернациональным. Даже инвесторы из Кремниевой долины в последнее время стараются выходить на новые рынки, чтобы диверсифицировать своё портфолио.

Все инвесторы заходили на одинаковых условиях. Также нам было важно сохранить контроль над компанией и найти инвесторов, которые бы разделяли наши интересы и доверяли нам. Можно сказать, что у нас была привилегия, у кого брать деньги.

На какие метрики компании инвесторы обращали больше всего внимания?

Для deep tech стартапов и e-commerce метрики и майлстоуны будут абсолютно разными. Наши инвесторы понимают, что нельзя разные стартапы измерять одинаковыми метриками. Мы, например, сейчас трекаем рост пайплайна продаж, ряд продуктовых метрик, такие как точность, скорость интеграции и маркетинговые показатели.

На что будете тратить привлечённые деньги, будет ли следующий раунд инвестиций?

Деньги планируем использовать на разработку продукта и ускорение выхода на рынок. Мы собрали столько, сколько нам нужно, даже с запасом, чтобы вывести компанию на новый уровень.

Фандрейзинг никогда не был для нас самоцелью. Скорее, у нас есть ряд майлстоунов, выполнение которых может привести к поднятию следующего раунда. Естественно, если мы уже пошли венчурным путём, инвесторы ожидают повышение оценки компании или экзит через её продажу. Оба этих варианта держим в голове. К следующему раунду нам нужно построить масштабируемые каналы продаж и маркетинга, конкурентную юнит-экономику и показать рост.

Где будет офис компании?

Мы балансируем между двумя офисами: головным в Сан-Франциско и R&D в Минске. Сейчас большая часть команды в Минске. Кстати, мы переезжаем в бывший офис AIMatter. Думаю, для нас он тоже будет счастливым.

Какие планы по дальнейшему росту?

Мы видим большую возможность в том, чтобы наладить связи с крупными корпорациями. Имея доступ к ресурсам таких компаний, можно построить масштабируемый канал продаж. Мы чувствуем, что сможем быть более масштабируемыми в рамках определённой экосистемы.

Не боитесь затеряться в глубинах корпораций?

Стать зависимыми от корпораций? На самом деле, о таком риске мы думали ещё в самом начале. Но нам удалось построить гибкий продукт, который поддерживает большое количество реляционных баз данных, может кастомно интегрироваться практически с любым хранилищем данных. Поэтому, думаю, такой исход нам не грозит.

Инвесторы FETCH

В seed-раунде участвовали 12 инвесторов, Crunchbase сообщает о четырех:

  • Bulba Ventures, Минск.
  • Digital Future, Киев.
  • ТМТ Investments, остров Джерси.
  • GWC Innovator Fund, Кремниевая долина.

До этого FriendlyData в августе 2016 года получила $130 тысяч от Starta Accelerator и $150 тысяч от 500 Startups в феврале 2017 года. С новыми деньгами FriendlyData получила больше $1 млн.

Обсуждение