Нашли инвестиции, играя в теннис. Белорусы привлекли 1 млн евро на Fitstarter

30 мая 2018, 09:00

Сервис для теннисистов поможет игрокам найти и забронировать теннисный корт, а клубам — вести полный учёт бронирований, клиентов и финансов. По задумке, он должен стать многофункциональной экосистемой, объединяющей теннисные клубы, школы, академии с теннисистами и тренерами.

Читать далее...

Евгений Карпов и Дмитрий Микитич вместе учились на факультете транспортных коммуникаций БНТУ, вместе жили в общежитии и съемной квартире. Ещё во время учебы они «начали пилить стартапы».

Евгений Карпов (слева), Дмитрий Микитич (справа)

— Тогда почти не было денег, и мы придумали, как можно сильно сэкономить: объехать торговые точки и создать базу продуктов с низкими ценами. Например, самые дешёвые куриные бёдрышки продаются в таком-то магазине, кефир — в таком-то, — вспомнил Дмитрий.

Ещё один нереализованный проект — коалиционная программа лояльности для заведений.

— За покупки клиенту начислялись баллы, которые тот мог обменять в других заведениях-партнёрах. Димин брат-программист начал писать код, но опытные люди, у которых уже были успешные стартапы, смогли переубедить нас, что это не сработает. Было больно и неприятно, но мы отказались, — продолжил Евгений.

Отбывать распределение Евгения отправили на стройку в Бобруйск, а Дмитрия – в инженерно-проектировочную компанию в Фаниполь. Евгений вспоминает, как сразу был неприятно удивлён контингентом — множеством злоупотребляющих алкоголем работников — и понял, что если останется в Бобруйске и потеряет связь с Минском, затянет рутина и вернуться будет сложно. Поэтому он отдавал большую часть зарплаты на аренду жилья в столице и приезжал сюда каждые выходные — «брейнстормить» идеи для стартапов с Дмитрием.

Для проекта, в основу которого легла идея программы лояльности для заведений, нужны были деньги. Искать их ребята решили по американской схеме, когда стартаперы записываются в престижные фитнес-клубы и знакомятся с инвесторами. Дмитрий целенаправленно поехал играть в теннис в Москву. Наивный ход сработал: там он познакомился с Николаем Птициным, одним из основателей белорусской компании «Синезис». К тому моменту вместе с российскими партнёрами — бывшим профессиональным теннисистом Сергеем Дьяконовым и бизнесменом Алексеем Шмаковым, чья дочь также теннисистка — он обдумывал стартап по видеоаналитике для теннисных клубов.

— Изучив рынок, он понял, что его с российскими партнерами стартап не заинтересует клубы: слишком дорого. Идея ему тоже не закатила, но он предложил подумать, что можно сделать вместе, — сказал Евгений.

Так и пришли к идее сервиса для теннисистов Fitstarter. В январе 2017 года началась работа. Евгений стал директором по маркетингу нового проекта, а Дмитрий — менеджером по продукту.

К идее пришли, потому что увидели много проблем, которые могут решить своей работой. Например, я хочу поиграть в теннис. Сначала звоню в клуб, уточняю, есть ли свободный корт на 18.00. Когда узнаю, что да, связываюсь со знакомым. Тот в 18.00 не может, а может в 20.00. Но на это время все корты заняты. И такой поиск отнимает много времени.

Есть проблемы и у самих клубов. Они по старинке ведут бронь на бумаге или в Exel. Евгений объяснил на примере одного из клубов в Подмосковье, чем это плохо:

— Когда мы приехали с презентацией проекта, нас выслушали, но интереса не проявили. Из опыта, людям сложно перестраиваться с привычного уклада, а тут ещё чему-то учиться надо — зачем лишние телодвижения. Но после двух случаев они сами нам перезвонили и стали нашими партнёрами. Однажды новый тренер забрал листики с бронью, чтобы посмотреть, когда и с кем у него занятия, и забыл вернуть. Администратор не знала, что отвечать на звонки: посмотреть наличие свободных кортов она могла только на тех листиках. После этого руководство решило поставить компьютер и вести учёт там. Но однажды произошел обрыв электропередачи, и администратор опять не знала, что отвечать на звонки. Только после этого владелец клуба обратился к белорусам: Fitstarter хранит информацию в облаке и им можно пользоваться, подключившись к мобильному интернету.

Ребята получили инвестиции 1 млн евро от российской «НГМ — Групп» и стали активно работать. Команда посетила 284 теннисных клуба в более чем десяти странах. Они увидели, что нужен свой подход под разные рынки. Например, для стран бывшего соцлагеря теннис — сродни тренажёрному залу. В западных странах сохранились сообщества. «Теннисист» может купить членство в клубе, но даже не играть: просто приезжать и общаться, отмечать праздники.

И, конечно, есть огромная разница в популярности этого вида спорта. По данным Европейской теннисной Ассоциации, в Беларуси около 12 тысяч теннисистов-любителей и примерно 1 200 профессионалов, которые могут поиграть в 16 клубах. В меньших Нидерландах около миллиона игроков разного уровня и почти 1 700 клубов. В целом, на популярность тенниса влияют четыре фактора: традиции, климат, экономика, победы отечественных теннисистов.

Одной из функций сайта Fitstarter будет поиск свободных кортов, по аналогии с Booking. Клубы будут выставлять свободное время на продажу, если день в день — то со скидкой.

— Мы помогаем клубам вести учёт брони, находить клиентов, арендуем фотографов для съёмки интерьеров. За это мы не берём денег. Нам нужно быстро завоевать максимально возможный кусок рынка. Первостепенная задача — создать ценность для клубов и теннисистов. Планы по монетизации — брать комиссию с бронирования, зарабатывать на рекламе теннисных и сопутствующих товаров, — заключает Евгений.

Благодаря инновационным разработкам, Fitstarter стал одним из лучших стартапов в сфере Wellness на международном форуме Global Fitness Innovation, прошедшем в апреле в Москве. В продукте используются несколько инновационных технологий, на которые поданы патентные заявки в Беларуси и за рубежом. Команда написала чат-ботов для Telegram, Viber и Facebook, которые позволят подобрать и забронировать свободный корт, а если у теннисиста нет партнёра, чат-бот поможет подобрать его в клубе по уровню.

Проектом уже заинтересовались в России, Латвии, Литве, Чехии, Казахстане и Турции. К сервису подключены клубы Минска, Москвы и Ростова-на-Дону. По предзаказам он занял 48% рынка теннисных клубов России.

Офис команды находится в Минске, территорией поделился «Синезис».

 

Фото: Андрей Давыдчик

Обсуждение