Фрилансер, выйти из сумрака! Часть 1. ИП. Регистрация.

Оставить комментарий
Фрилансер, выйти из сумрака! Часть 1. ИП. Регистрация.

Часть 1 | Часть 2

Рано или поздно перед каждым фрилансером встает вопрос - быть или не бытьработать легально или нет. Ответ на этот вопрос может быть разным. Здесь не все зависит от самого человека - очень многое определяется обстоятельствами. Например, если фрилансер живет за счет небольших заказов, получаемых на фрилансерских биржах, навряд ли у него получится работать легально - для подтверждения своих доходов, полученных из-за границы, требуется предоставлять контракт. Большая часть заказчиков не станет возиться с контрактами - ведь есть десяток парней из Индии, которые сделают ту же работу без всяких контрактов. Так же есть сложности с декларированием средств, полученных в виде электронных денег (хотя в последнее время намечается определенное движение в плане законотворчества на эту тему).

Если же все складывается благополучно, то здесь уже играют роль чисто психологические факторы. Большая часть наших граждан считает что налоги - это бесконечное зло, с которым надо бороться. Проще говоря, не платить их. Уже после того, как я открыл ИП, многие мои знакомые и коллеги отнеслись к этому с очень большим сомнением. Ну что тут сказать - таков менталитет нашего народа.

Какая мне выгода от того, что я работаю легально? Я могу жить спокойно (что я очень ценю). Я плачу все налоги, и если я все буду делать правильно, ко мне не возникнет никаких вопросов. Чего не скажешь о фрилансере, которые использует нелегальные схемы. Ребята, не обольщайтесь - банки ведут логи всех транзакций и хранят их довольно продолжительное время, и если в них присутствует ваша личная информация - к вам могут придти с вопросами. Да, сейчас налоговые органы не связываются с теми, кто получает небольшие суммы. Но завтра планка критерия "небольшая сумма" снизится в несколько раз и усердные чиновники спросят с вас и за вчера и позавчера. Я не волнуюсь особо насчет дополнительных забот связанных с ведением деятельности ИП (походы в банк, налоговую). Все это происходит достаточно редко и помимо этого приносит некоторый жизненный опыт, который может быть в дальнейшем полезен.

Окей, перейдем к исходным данным. У моего случая есть некоторые особенности, это, можно так сказать, идеальный вариант. Далее я покажу, как эти особенности влияют на процесс регистрации.

Итак, исходные данные:

  1. У меня есть постоянный заказчик из США для которого я делаю довольно продолжительный проект. Оплата почасовая.
  2. Также у меня есть постоянное место работы, где я работаю по контракту.
  3. Я занимаюсь разработкой программного обеспечения.

Весь процесс регистрации довольно прост (с недавнего времени - весны 2009 года - все очень упростилось.Сам я регистрировался в мае). Каких то особых денежных затрат нет.

Итак, поехали. Первое учреждение, куда надо идти - городской исполнительный комитет. В Минске надо идти в администрацию того района, в котором вы зарегистрированы. У меня это администрация Первомайского района. С собой надо иметь паспорт, две фотографии 3x4, и квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию (не знаю как в других администрациях, в моей отделение Беларусбанка присутствовало). Да, чуть не забыл, документы подаются в файлике :) Там мы заполняем заявление, где указываем свои персональные данные и что самое главное - код вида деятельности. Есть такой классификатор кодов видов деятельности ОКРБ - его можно скачать из интернета. Также можно найти эту информацию на стенде в исполкоме. Так как я занимаюсь разработкой ПО, я выбрал код вида деятельности 72220 - "Разработка программного обеспечения и консультации в этой области". К выбору кода вида деятельности надо подходить ответственно - от этого зависит вид системы налогообложения под которую вы попадаете. При вас заявление регистрируют в ЕГРЮЛиИП. С этого момента считается, что вы зарегистрированы как ИП и уже можете осуществлять деятельность. Свидетельство о регистрации выдают уже на следующий день, документы о регистрации в налоговой и ФСЗН выдаются через 5 рабочих дней.

Далее надо решить вопрос насчет печати. Есть определенные документы, на которых печать обязательна (какие - не скажу). Я такие документы вести не планирую, лишних денег тратить не хочу, мнимая солидность, которая придает мне печать, мне не нужна - соответственно я ее не заводил. Индивидуальный предприниматель имеет право работать без печати. Если захотите ее изготовить - понадобится паспорт и свидетельство о регистрации ИП.

После того, как мы получили свидетельство о регистрации - можем идти в банк, чтобы открыть счет (опять же нужен паспорт и свидетельство о регистрации). Я работаю с заказчиком из США, следовательно я открывал счет в долларах США и другой счет в рублях. Выбор банка - также важный вопрос. Необходимо смотреть на комиссию, близость к дому, наличие клиент-банка и так далее. Да не прозвучит это как реклама, но я стал клиентом BelSwissBank. У них выгодные тарифы и очень вежливый и участливый персонал. При открытии счета не стесняйтесь задавать вопросы - вам все разъяснят. О том, как работать с банком при получении платежей - я расскажу в следующей статье, это очень увлекательный бумагомарающий процесс (на самом деле я должен получить свой первый платеж буквально на днях, так что буду писать по свежим следам).

После получения бумаг из исполкома о регистрации в налоговой и ФСЗН, надо посетить и эти организации (опять таки по месту жительства). В налоговой надо найти своего налогового инспектора, который выдаст список необходимых бланков и книг. Все их можно купить в той же налоговой (книга учета ревизий, книга замечаний и предложений, пару бланков заявлений - на выдачу книги предложений и переходе на упрощенную систему налогообложения). Самым трудным было найти бумажную папку-скоросшиватель :) Со всем этим добром идем к налоговому инспектору, с которым вместе заполняем заявления, прошиваем книги и попутно выясняем все интересующие нас вопросы. По поводу налогообложения - я выбрал упрощенную систему (вы подпадаете под нее, если ваш оборот не превышает определенной суммы и код вашего вида деятельности допускает применение упрощенной системы). Упрощенная система - это 8% налога от дохода (или выручки). В моем случае доход равен выручке. Налог платиться раз в квартал. Раз в квартал в налоговую предоставляется налоговый расчет. И все. Все просто. Учитывая расходы на банк, получится 10%. В принципе, все не так плохо! ;) Очень важная деталь - заявление о переходе на упрощенную систему подается в налоговую в течении 10 рабочих дней после регистрации.

Так как у меня есть основное место работы, я могу выбирать, платить ли мне отчисления в ФСЗН или нет. Я решил что платить не буду - пусть платит мой работодатель по основному месту работы. Для этого я взял на работе справку, что мол работаю с такого то числа и по сей день и отправился с ней (и паспортом) в ФСЗН к своему инспектору. Инспектор сделала отметку об отказе платить отчисления и все. С ФСЗН разобрались. Кстати, при желании можно платить отчисления и по месту основной работы и как ИП - будет больше пенсия ;)

На этом процесс регистрации заканчивается. У меня все заняло полторы недели, хотя можно управиться и гораздо быстрее. Как видно, это несложно. Главное, не боятся задавать вопросы и не лениться читать законодательство.

В следующей части я расскажу об особенностях заключения контракта с заказчиком, работе с банком и налоговой инспекцией.

Если есть вопросы, спрашивайте, буду рад ответить.

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Горячие события

Практический семинар для индивидуальных предпринимателей
8 декабря

Практический семинар для индивидуальных предпринимателей

Минск

Читайте также

350+ фрилансеров рассказали dev.by, что планируют с налогами в 2022
350+ фрилансеров рассказали dev.by, что планируют с налогами в 2022
350+ фрилансеров рассказали dev.by, что планируют с налогами в 2022
10 комментариев
Что планируете с налогами в 2022? Анкета для ИТ-фрилансеров, 3 минуты
Что планируете с налогами в 2022? Анкета для ИТ-фрилансеров, 3 минуты
Что планируете с налогами в 2022? Анкета для ИТ-фрилансеров, 3 минуты
Договор подряда вместо ИП — можно ли так айтишникам?
Договор подряда вместо ИП — можно ли так айтишникам?
Договор подряда вместо ИП — можно ли так айтишникам?
Спросили айтишников-ИП, что они будут делать после отмены упрощёнки
Спросили айтишников-ИП, что они будут делать после отмены упрощёнки
Спросили айтишников-ИП, что они будут делать после отмены упрощёнки
64 комментария

Обсуждение

Комментариев пока нет.
Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже