Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

Как оставить полезный отзыв о компании и удаляет ли dev.by негатив (нет)

Иногда встречаем упрёк: «dev.by затирает отрицательные отзывы в адрес компаний». Это неправда: dev.by заинтересован в том, чтобы сотрудники оставляли как можно больше качественных, детальных отзывов о своих местах работы. Раздел отзывов полезен и для ИТ-сообщества, и для редакции: из одного отзыва может получиться целое расследование с колумбийском следом.

При этом некоторым отзывам модераторы могут отказать в публикации или скрыть их позже. Мы подготовили гид-разъяснялку по потенциально конфликтным ситуациям.

Оставить комментарий
Как оставить полезный отзыв о компании и удаляет ли dev.by негатив (нет)

Иногда встречаем упрёк: «dev.by затирает отрицательные отзывы в адрес компаний». Это неправда: dev.by заинтересован в том, чтобы сотрудники оставляли как можно больше качественных, детальных отзывов о своих местах работы. Раздел отзывов полезен и для ИТ-сообщества, и для редакции: из одного отзыва может получиться целое расследование с колумбийском следом.

При этом некоторым отзывам модераторы могут отказать в публикации или скрыть их позже. Мы подготовили гид-разъяснялку по потенциально конфликтным ситуациям.

За всю историю dev.by пользователи оставили 2457 отзывов на компании, из них опубликовано 2142. 

Не опубликовано — 315. Из них 134 отзыва содержали самую низкую оценку компании — «1», ещё 55 отзывов содержали оценку «5», остальные — промежуточные оценки.

Причины, по которым были отклонены 315 отзыва:

  • Неинформативность. Это комментарии вроде «всё плохо» или «всё хорошо».
  • Автор отзыва никогда не работал компании, в то время как в разделе «отзывы» публикуется информация только от сотрудников и экс-сотрудников. Если мы видим отзыв от имени клиента, соискателя, друга сотрудника, то просим автора перенести его в раздел с обсуждениями.
  • Нарушение Пользовательского соглашения (нецензурные и оскорбительные выражения, клевета, призывы к насилию, разжигание расовой и национальной розни, дискриминация, нарушение авторских прав и т. п.). 
  • Ситуация конфликта, в которой автор отзыва не подтверждает свою принадлежность к компании.

Разберём эти ситуации подробнее.

Писать отзывы можно только от своего имени? Или псевдоним тоже оk? 

Своё имя или псевдоним — ok. А вот подписывать свой отзыв именем другого реального человека запрещено.

Как писать правильный отзыв?

Словами. Форма dev.by предполагает 5-бальные оценки компании по нескольким параметрам, но самая важная часть — текстовая. Именно она передаёт ваш уникальный опыт. Нужно продумать и сформулировать положительные и отрицательные стороны работы, а также сделать ёмкий вывод для окна «общее». 

Мой опыт — отрицательный, компания кинула меня на деньги. Обещали на словах большую премию, а выплатили маленькую. По контракту требовать ничего не могу, но хоть в отзывах написать можно?

Конечно, можно. Расскажите — и компании, и будущим сотрудникам это будет полезно.

А чего в отзывах писать нельзя?

Того же, что и в любом публичном пространстве. Нельзя использовать нецензурную брань, выражения дискриминационного характера, разжигать расовую и межнациональную рознь, призывать к насилию, нарушать авторские права и т. д. Прямые оскорбления тоже под запретом. И само собой — клевета (напоминаем, клевета — это ложь, которая портит репутацию; правда клеветой не является). Всё это прописано в Пользовательском соглашении.

С матами всё понятно, а вот с оскорблениями — не очень. Я считаю, что руководители компании — непрофессиональные самодуры, жадины и лжецы. Пишу об этом в отзыве. Его опубликуют?

Использовать экспрессивные характеристики не запрещено, и отзыв скорее всего опубликуют, но автору нужно быть готовым ответить в суде, если вдруг работодатель сочтёт себя оскорблённым. Лучше выбрать более спокойную лексику, но подробно расписать, в чём именно заключался ваш негативный опыт работы в компании. Если пишете, что атмосфера в компании «нездоровая», аргументируйте. Изложение фактов вызывает больше доверия и действует сильнее, чем хлёсткие выражения (к позитивным отзывам это также относится).

А почему вы заговорили про суд? Как вообще компания узнает, что это я писал — вы что, сдаёте контакты?

Нет. dev.by не разглашает информацию о пользователе. Единственное исключение — если её затребует суд или правоохранительные органы. Такой сценарий маловероятен, но в принципе возможен. Собственно для этого комментаторов в байнете и обязали проходить идентификацию с помощью номера телефона.

А вообще были случаи, когда суд или милиция требовала у вас раскрыть автора отзыва?

Нет. В истории dev.by ни суд, ни милиция не требовали данные автора отзыва о компании.

Допустим, я пишу негативный отзыв, вы его публикуете, и тут компания начинает вам угрожать (судом или выводом рекламных бюджетов) и требует удалить. Ваши действия?

Такое действительно бывает. Обычно это происходит с молодыми, неопытными компаниями, которые ещё не умеют правильно работать с обратной связью. Авторитетные компании (в основном) так не делают. 

«Наезд» — не повод для dev.by удалять отзыв. Мы объясняем, что отзывы о компании и наше коммерческое сотрудничество — это разные вещи. И советуем компании решать вопросы с пользователем мирным путём.

Если компания заявляет, что написанное в отзыве — неправда, мы связываемся с автором и просим его подтвердить, что он действительно работал (-ет) в компании. Это может быть фото записи в трудовой книжке и/или трудового контракта. Этого достаточно, отзыв остаётся на сайте. Если подтверждения работы нет, модератор скроет отзыв.

Бывает, что, узнав о конфликте, автор по каким-то причинам сам просит модератора удалить отзыв. В этом случае модератор скроет его, при этом укажет причину — «По просьбе пользователя».

Это значит, что автора запугали?

Не исключено, что компания сделала это. Или автор признал/осознал, что его слова не соответствуют действительности. Но возможны и позитивные варианты: допустим, компания разобрала и уладила конфликт (часто недовольный сотрудник хорошо известен работодателю), так что человек остался доволен. dev.by только приветствует такие пути разрешения споров.

Решать проблемы путём угроз и запугивания, судов с сотрудниками, по нашему мнению, это путь в никуда.

Работодатель всё время напоминает про NDA — могу ли я в отзыве его нарушить со всеми вытекающими?

Апелляция к NDA — распространённая практика, но не стоит верить всему, что говорит наниматель. Чтобы раскрыть коммерческую тайну, надо для начала ею обладать. Вам передавали сведения, маркированные как тайна? Если да, храните их в секрете.

Очень часто пункты в договоре о неразглашении сформулированы некорректно или максимально общо (например, «финансовая информация») и без конкретизации не имеют смысла. Важно: чтобы сведения стали тайными, в их отношении должен быть установлен режим коммерческой тайны, прописан порядок доступа к ней, приняты меры по охране. 

Вот здесь юрист подробно расписывает, что может быть тайной, а что — нет. Работник имеет полное право написать на столе: «Моя зарплата — 4 000 рублей», — уверен он. Так что смело рассказывайте, если вдруг в вашем договоре прописан оклад в размере минимальной зарплаты.   

Некоторые работодатели боятся отзывов настолько, что прямо в контракте запрещают сотруднику обсуждать методы и принципы управления в компании. И даже Конституция, гарантирующая свободу мнений, им не указ. Но юридической силы это не имеет.

Кстати, порой возмущённые компании требуют от dev.by удалить отзыв, ссылаясь именно на нарушение NDA. Это не имеет смысла: dev.by не подписывал с компаниями никаких договоров о неразглашении и, следовательно, не может их нарушить.   

Но если всё-таки суд, и моя персона открыта?

Готовьтесь отстаивать свою позицию. В лучшем случае — докажете свою правоту, в худшем — окажетесь не правы. Суд может обязать вас опубликовать опровержение и даже возместить ущерб деловой репутации (если речь о компании или лице) или моральный ущерб (если речь о лице). Первое доказать очень сложно, второе — проще, но сумма, скорее всего, будет символической. Белорусские суды не практикуют удовлетворение миллионных исков.  

Впрочем, судебный иск в этом случае — событие из ряда вон: едва ли компания захочет привлекать всеобщее внимание к плохому отзыву и делать из проблемы проблему. Если же это произойдёт, dev.by будет освещать судебный процесс.

Так что, можно безнаказанно поливать компанию грязью, если она тебе просто чем-то не угодила?

Лучше этого не делать. Обидные комментарии, размещённые «профессиональными жалобщиками», как правило, видны сразу, по слогу и содержанию их легко отличить от аргументированной критики, и отношение к ним соответствующее.

Пользовательское соглашение запрещает размещать рекламу в любом виде. Если я хвалю компанию, значит, я её рекламирую — разве не так?

Тут речь не о позитивных отзывах, а о рекламе товаров и услуг. Проще говоря, воздержитесь от фраз вроде «Наше приложение SuperPuperApp — абсолютный лидер в своём сегменте».

В Пользовательском соглашении есть ещё что-то про бессмысленные и малосодержательные отзывы. Какие с этим проблемы?

Отзывы ценны своей релевантностью. Если вместо рассказа о компании пользователь постит анекдоты про Чапаева, есть вероятность, что модератор их не пропустит. Так же, как и ультракороткие комментарии вроде «всё супер». Помните, что главное назначение отзыва — создать правильное ожидание от компании у ваших коллег. Чем более информативным будет ваш рассказ, тем лучше.

Я считаю, что мой отзыв безосновательно скрыли/не опубликовали. Как мне разобраться в причинах и восстановить отзыв?

Нужно написать на [email protected]. Но если ваш отзыв скрыт, значит, модераторы и так с вами на связи — перед принятием решения мы всегда пытаемся установить контакт с пользователем. Вам укажут на причину и в случае, если отзыв решили не публиковать (проигнорируем лишь явный спам или рекламу). Обычно модерация занимает 1-2 рабочих дня.

Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.

Читайте также
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
12 комментариев
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
12 комментариев
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
22 комментария
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Комментариев пока нет.