«Порог входа в ИТ резко снизился». Интервью с аналитиком, работающим в «Галактике» с 1995 года

партнёрский материал
11 апреля 2018, 12:30

В чём особенности карьеры в продуктовой ИT-компании? Каких приложений ждут сегодня самые продвинутые предприятия-заказчики? Для чего «Галактика» создаёт сообщество и партнёрскую сеть разработчиков? На вопросы dev.by отвечает аналитик департамента перспективных проектов компании «Топ Софт» (белорусский офис корпорации «Галактика») Александр Крахотко.

Читать далее…

Как снять с работника бытовые проблемы и заинтересовать проектом

Много ли зарабатывают разработчики белорусского офиса «Галактики»

Зарплата «белая» и сравнима с заработками у наших белорусских коллег и с доходами, которые получают «на руки» программисты в Европе. Но многие зарабатывают и больше: размер зарплаты оговаривается с каждым сотрудником в отдельности.

А если этих денег кому-то не хватает?

Мы очень дорожим сотрудниками, особенно ключевыми и талантливыми. Руководители хорошо понимают: главная ценность — не большой компьютерный парк и даже не собственный офис в центре города, а люди. Да, ценность компании также основана на доверии наших заказчиков. Но они доверяют нам именно как сообществу талантливых высококвалифицированных специалистов.

Поэтому руководители команд постоянно отслеживают степень удовлетворённости сотрудников. Мотивация — не только в деньгах, но и в интересных проектах и задачах. Общий подход такой: с работника нужно снять бытовые проблемы — обеспечить возможность иметь хорошую машину, строить жильё, ездить несколько раз в год отдыхать за границей и т. д. Но не менее важно — заинтересовать его проектом.

Каким образом?

Ты можешь свободно расти как профессионал — по горизонтали и по вертикали. Если почувствовал, что занимаешься не совсем своим делом или работа приедается, есть много вариантов. Можно сменить направление разработки, линейку продуктов, проект, отдел, язык программирования и даже профессию. Так, тестировщики и «документалисты» у нас часто переключаются на разработку продуктов. А разработчики — переходят в тестировщики и в департамент внедрения, поближе к заказчикам.

А те, кому нравится и кто умеет управлять людьми и сложными проектами — могут подниматься по карьерной лестнице. За несколько лет можно вырасти от молодого специалиста до проектного аналитика. Самое главное, все знают: работы и проектов достаточно. Начнёшь соответствовать уровню проектного аналитика в профессиональном плане — компания найдёт возможность начать проект «под тебя». Так исторически сложилось: количество направлений развития у нас всегда опережало рост штата сотрудников.

А что лично для вас  стимул работать именно здесь?

Свобода творчества. Ты можешь влиять на формирование долгосрочных планов компании. Она инвестирует в твою идею деньги и другие ресурсы — и через некоторое время идея превращается в программные продукты/решения, которые будут приносить реальную пользу реальным предприятиям. На каждом этапе развития у нас были люди, которые выступали с определёнными инициативами, брали на себя ответственность за развитие нового направления.

В итоге оказывалось, что именно эти инициативы определяли общее движение компании. А продукты, созданные командой, становились одними из лучших в отрасли.

Технологии «большой четвёрки», автоматизация отраслей, AI, AR, интернет вещей

Что вы считаете главным вызовом для разработчика бизнес-приложений сегодня?

Растущие объёмы информации. Во всём мире они ежегодно удваиваются, и эта тенденция дошла и до отечественных заказчиков. Особенно крупных, объединяющих свои распределённые офисы в единую информационную сеть. В итоге система, в которой работают десятки тысяч пользователей, должна быть способна обрабатывать десятки миллионов записей, доступна из любой точки мира 24/7 и обеспечена оперативной поддержкой и развитием.

Также за последние 10 лет практически десятикратно выросли требования заказчиков к детализации информации. Если в 2008 году пользователям «Галактики ERP» было достаточно 6–12 уровней аналитики, то в одном из последних проектов нам потребовалось обеспечить сотни уровней аналитики.

Наконец, колоссально выросла скорость обработки информации. Не так давно нормой считалось формирование финансовых и производственных отчётов раз в месяц. Сегодня специалисты хотят работать с отчётами в интерактивном режиме, в реальном времени с подключением информации с датчиков.

Как вы справляетесь с этим вызовом?

Во-первых, используем мировой опыт и наши ноу-хау. Среди наших крупнейших заказчиков — «Транснефть», «Энергомаш», «Росатом», «Белтелеком», ОМА, «Керамин» и др. От них зависит экономическая устойчивость Беларуси, России и Казахстана. Поэтому они очень взвешенно выбирают методы управления бизнесом, привлекая ведущие консалтинговые компании мира — PricewaterhouseCoopers, Deloitte Touche Tohmatsu, Ernst & Young, KPMG. А корпорация «Галактика» — реализует эти управленческие подходы на уровне автоматизации бизнес-процессов, предлагая самые эффективные инструменты.

Так передовые технологии компаний «большой четвёрки» и других авторитетных центров компетенций становятся частью решений «Галактики». Например, в ходе подобных проектов в системе «Галактика ERP» появились инструменты быстрого закрытия отчётного периода (FastClose). А в линейку решений «Галактика AMM» была внедрена технология синхронного планирования (Advanced planning and scheduling, APS), позволяющая совмещать оперативное управление со среднесрочным и одновременно контролировать ресурсы и сроки выполнения проектов.

Во-вторых, мы сами кропотливо шлифуем каждое своё решение, повышая его функциональность, быстродействие, надёжность. Например, в прошлом году испытания системы «Галактика ERP» 9.1 на стенде компании IBM показали выдающийся результат. На серверах средней мощности менее чем за 4 часа был проведен полнофункциональный расчёт зарплаты для 1 миллиона сотрудников. Средняя скорость расчётов превысила 250 тысяч лицевых счетов в час.

Также корпорация «Галактика» не только получает технологии мирового уровня от своих партнёров, крупнейших зарубежных ИT-компаний, но и разрабатывает сама. Например, наши аналитические решения на платформе разработки «Галактика Ranet» пользуются спросом ведущих ИT-компаний США, Великобритании, Австралии, ЮАР и др.

Какие программные продукты сегодня разрабатывает «Галактика»?

Их много, приведу пару примеров.

Как известно, эффективное производство начинается с эффективного контроля оборудования. Мы долго над этим работали. Результат — одно из наиболее передовых, по оценкам сторонних экспертов, решений по управлению промышленными активами — система «Галактика EAM». На её базе созданы специальные решения, учитывающие специфику активов предприятий разных отраслей: от нефтепереработки и энергетики — до железной дороги и военно-промышленного комплекса. Так, благодаря её конкурентным преимуществам ПАО «Транснефть» предпочло решение на базе «Галактики EAM» решению компании SAP.

Ещё одно важное новое направление — производственная кооперация. Накопив успешный опыт автоматизации отдельных предприятий, мы вышли на уровень отраслевых, межотраслевых, межгосударственных кластеров. Например, создаём решение для оптимизации производственных цепочек предприятий, подключенных к Государственной информационной системе промышленности РФ (в перспективе в ГИСП будут зарегистрированы все 400 тысяч российских предприятий). Это решение в разы сокращает затраты предприятий на выполнение одних и тех же бизнес-процессов.

Сегодня СМИ много пишут об искусственном интеллекте, интернете вещей, дополненной реальности как основе четвёртой промышленной революции. Насколько активно работает над этими технологиями корпорация «Галактика»?

Мы в инициативном порядке проводим исследовательские проекты по новым направлениям, востребованным нашими заказчиками сегодня или в будущем. Многие из них дают очень интересные результаты. 

Заказчики сегодня интересуются искусственным интеллектом не потому, что это модно. Просто решить иными способами новые задачи стало практически невозможно. Связано это, в первую очередь, с проблемой роста объёмов данных, о которой я уже говорил. 

Например, искусственный интеллект помогает разбивать на кластеры миллионы записей так, чтобы их смог понять и проанализировать человек. Фактически, мы обучаем AI структурировать данные так, как это делают лучшие эксперты. А затем внедрённый в нашу систему ИИ помогает обычным пользователям выявлять скрытые закономерности в данных с помощью интерактивных визуализаций.

Актуальной стала тема построения интерфейсов к информационной системе на естественных языках. По этому направлению мы проводим исследования, анализируем доступные технологии, пробуем и создаём прототипы будущих решений. Тут мы как раз полагаемся на инициативы наших сотрудников, их идеи и таланты. 

Раньше подобные методики обходились для заказчиков очень дорого. Сегодня многие необходимые компоненты для разработки AI стали доступны на условиях open source. Это значительно облегчает нам создание необходимых заказчику решений. В каком-то смысле разработчики ПО сегодня начинают действовать как производители смартфонов. Те конструируют собственные модели телефонов из готовых компонентов, а покупателям остаётся выбрать подходящую модель по соотношению цена/качество/надёжность/функциональность/производительность/дизайн/сервис.

А в области интернета-вещей, дополненной реальности у вас есть наработки?

Интеллектуальные датчики состояния оборудования и ПО для анализа автоматически поступающих данных уже активно востребованы у наших крупнейших заказчиков. Особенно у тех, у кого оборудование расположено на большой территории. Снимать с него данные удалённо уже стало дешевле, чем периодически направлять для проверки специалистов с измерительными приборами. Появился новый вызов — огромный поток входящей информации мониторинга. Его приходится автоматически очищать, консолидировать и агрегировать перед загрузкой и использованием. В этих проектах нам помогают наши партнёры с их инновационными решениями и методиками. 

А вот дополненная реальность — это пока технология, скорее, для космических станций. Ждать её внедрения в отечественное производство и системы ERP в ближайшие 2 года, на мой взгляд, не следует: один лишь шлем дополненной реальности стоит от $3000. Плюс высокие расходы на обучение и оплату труда операторов. Впрочем, у нас, совместно с партнёрами, уже начинают появляться проекты, в которых для управления ходом заказов используются виртуальные 3D-модели цеха и создаваемых на конвейере изделий. А также применяются для визуального контроля состояния оборудования обычные веб-камеры и сканеры.

Как попасть в команду

Александр, вы сами пришли в компанию в середине 1990-х. Легче или сложнее начать карьеру программиста сегодня?

Порог входа в профессию радикально снизился. Не только у нас — везде. Раньше документация по многим темам была закрытой, корпоративные инструменты стоили дорого. Сейчас буквально по любой теме можно найти открытые источники, сервисы, инструменты и библиотеки open source. А низкоуровневое программирование контроллеров бытовой электроники, умных розеток, ламп и т. д. стало доступно даже школьнику: читай инструкцию и делай. Естественно, чтобы достичь уровня мастера, сегодня, как и 20 лет назад, нужны опыт, навыки, труд и желание.

Изменилась и специфика работы. Когда я пришёл в «Топ Софт» в 1995 году, ставка делалась на индивидуальное мастерство отдельных разработчиков. Эксперты и программисты, вписавшие свои имена в исходные коды первой версии «Галактики ERP», по сути, и обеспечили успех этого проекта. В те времена было много, в хорошем смысле, творческого хаоса. Зачастую идеи рождались у разработчиков спонтанно, например — после телефонного диалога с клиентом. Изменения в систему порой вносились с колёс, прямо в офисе клиента, чтобы назавтра он мог воспользоваться новыми сервисами.

Но уже со второй-третьей версии система «Галактика ERP» становится коллективным продуктом. Процесс разработки разбивается на этапы. Внедряются процессы планирования и контроля хода работ. Все продукты подвергаются многократному тестированию: интегральному, функциональному, компонентному, нагрузочному.

Наверняка кто-то из читателей портала мечтает получить работу в одной из крупнейших мировых ИT-компаний. Или создать и вывести на мировой рынок собственный стартап. Как думаете, какой вклад в их траекторию профессионального роста может внести работа в «Топ Софте»?

Наша продуктовая ниша — бизнес-приложения. Но даже если ваша компания мечты действует в другой сфере — «Топ Софт» может стать хорошей школой организации работы больших команд, занимающихся очень сложными проектами. До сих пор удивляюсь, каким открытием для многих молодых программистов становится продолжительность цикла разработки тиражного продукта в нашей компании. Счёт идет не на дни, а, в среднем, на год. Сотни людей вовлечены в процесс проработки идеи, создания документации, разработки самого продукта, его внедрения, сопровождения и развития, а также обучения пользователей.

При этом 97% проектов наша компания сдаёт в оговоренный срок и в рамках запланированного бюджета. За этим стоят отлаженные бизнес-процессы и правила делегирования ответственности, а также навыки командного взаимодействия, которые шлифуются с первых дней работы каждого сотрудника.

C каким набором навыков можно попасть на работу в управление разработки «Галактики»?

В штате управления — представители нескольких профессий. К каждой, естественно, свои требования.

Например, руководителю проекта не обязательно быть программистом: его задача — эффективное взаимодействие участников команды, контроль сроков, целей, работ. Хотя плюсом будет умение верифицировать код, архитектуру системы и др.

От программистов в целом требуется понимание, как работают клиент-серверные приложения и базы данных, без которых не обходится ни одна наша система. Берём на работу и выпускников вузов, и квалифицированных разработчиков. Кому-то предстоит заниматься структурой и бизнес-логикой баз данных. Кому-то — клиентскими приложениями: и тут ещё важно знать библиотеки JavaScript, Windows, веб-компоненты. Своя специфика — у каждого из множества направлений разработки, будь то интеграция приложений, OLAP-кубы, BI-решения и т. д.

Требования к специалистам по документированию — грамотность, хороший слог, знание прикладной специфики, в которую предстоит погрузиться: например, управления финансами, производством или ремонтами. А если знаний маловато — пригодится способность быстро осваивать новую предметную область, чтобы суметь перевести инструкции, написанные разработчиками, на язык, понятный пользователям.

Тестировщику желательно иметь математический склад ума и дух исследователя.

В своё время dev.by опубликовал инфографику самых востребованных языков программирования в Беларуси. Какие языки используются в «Топ Софте»?

В основном, .NET, JavaScript, Pascal и наш собственный язык 4Gl. В ряде проектов, связанных, скорее, с проектной, чем с продуктовой деятельностью, используем С++ и Python. Для адаптации внешних продуктов иногда применяем Java. Для создания внутренних ресурсов, например, хранилища документов или сайта бронирования помещений в компании используем PHP.

Как организовано в компании обучение, наставничество?

Как и везде, у нас периодически проводятся внутренние тренинги. Часто инициаторами обучения становятся сами сотрудники. Если технология или язык программирования, которые решил изучить сотрудник, используется в компании — мы закрепляем за ним наставника. Или подключаем к реальным проектам других отделов, где сотрудник сможет освоить эту технологию на практике, начиная с простых задач. А заодно понять, нравится ли ему заниматься новым делом. Если же технология у нас не применяется — компания полностью или частично оплачивает занятия на внешних курсах.

В сложных проектах, чтобы получить прототип информационной системы, мы обычно создаём вначале небольшие команды из ведущих и старших программистов. Когда появляются задачи по кодированию — команда экспертов расширяется за счёт менее квалифицированных сотрудников, в т. ч. «юниоров». При этом мы помогаем «юниорам» расти, становиться ведущими разработчиками, которые отвечают за тот или иной функциональный блок, расставляют приоритеты, предлагают решения, позволяющие упростить систему и в то же время сделать её эффективнее.

«Удалёнка для программиста — способ свариться в собственном соку»

Ваши заказчики расположены не только в Беларуси, но и по всей России. Приходится ли вашим программистам ездить в дальние командировки?

Для разработчика командировка — скорее исключение, чем правило. Пожелания заказчиков программистам обычно передают специалисты по внедрению либо руководитель проекта, для которых командировки и общение с клиентами — часть рабочего процесса.

В то же время у нас есть несколько крупных проектов, в которых требуется доработка тиражных систем. А это может потребовать присутствия на объекте разработчиков. И тогда, можно сказать, выстраивается очередь из желающих выехать в командировку. Ведь многие мои коллеги рассматривают как бонус, как поощрение возможность непосредственно пообщаться с заказчиками, глубже понять их потребности и пожелания. К тому же есть возможность за счет компании посмотреть множество красивых городов и регионов: Казань, Ростов, Новосибирск, Владивосток и т. д.

Каков в компании распорядок дня?

Стандартное время работы — с 9.00 до 18.00, но своим графиком сотрудники могут гибко управлять. Поскольку рабочие группы у нас большие и каждый день возникает множество вопросов командного взаимодействия, мы договорились: хотя бы часть времени все сотрудники в командах должны работать в офисе в одно и то же время. Например, с 10.00 до 17.00. Только в живом общении можно создать творческую среду для обмена идеями, опытом и просто хорошим настроением. А модная сегодня удалённая работа, как показывает практика, рано или поздно приводит к тому, что программист как профессионал начинает вариться в собственном соку.

Конечно, в особых случаях и у нас сотрудник может несколько месяцев работать из дома. Или радикально сдвинуть свои часы пребывания в офисе. Ведь личные обстоятельства бывают разные. Да и от проблем со здоровьем никто не застрахован.

Трудоголизм в компании не поощряется: мы считаем, что планировать свою работу нужно так, чтобы успевать ее сделать за восьмичасовой рабочий день.

Иногда у компании возникает потребность в сверхурочных работах. Тогда руководитель проекта может попросить сотрудников поработать в выходные за дополнительное стимулирование. Отказ негативных последствий для сотрудника не влечёт: компания понимает, что у каждого есть личная жизнь, домашние обязательства и т. д. Но люди точно так же лояльны к компании: те, у кого есть возможность, обычно идут компании навстречу.

«Конструктор» информационного пространства — и партнёрская сеть разработчиков сервисов

Александр, в какую разработку вы лично вкладываете сегодня больше всего сил?

Сейчас я участвую в очень напряжённом и важном для «Галактики» проекте для нашего корпоративного заказчика. Это, наверное, один из самых масштабных проектов за всю историю компании, включающий десятки тысяч функциональных требований, в нём участвуют почти все ключевые сотрудники компании. В рамках этого проекта мы развиваем и адаптируем существующие системы, а также создаём полностью новые системы и компоненты. Этот проект начался в 2016 году. И сейчас мы уже планируем работы на 2021 год. Это интересный проект, позволяющий взглянуть на компанию в перспективе, видеть изменения, происходящие в наших внутренних процессах.

Еще один стратегически важный проект для нашей компании — «Цифровая Галактика». Исторически, в 1990-х, наша корпорация начинала с создания монолитной ERP-системы, которая автоматизирует всё и вся. В 2000-х мы переориентировались на проектную деятельность и специализированные решения, лучшие в своих классах: EAM, AMM, HCM и др. Для наших корпоративных заказчиков очень важны гибкость и адаптивность/расширяемость систем, а также пресловутое «единое информационное пространство». В 2015 году у нас стартовал проект создания новой цифровой платформы «Галактика», которая объединит и программное обеспечение, и услуги, включая расширения и дополнения, созданные партнёрской сетью.

Проект «Цифровая Галактика» сейчас активно развивается по многим направлениям одновременно. В частности, корпорация «Галактика» постепенно переводит свои лучшие решения и функциональные блоки на микро-сервисную архитектуру.

Во-первых, это позволяет сервисам, включенным в приложение, при сохранении гибкости взаимодействовать друг с другом — даже если эти сервисы построены на абсолютно разных технологических стеках. Позволяет «прозрачно» дополнять унаследованные модули и системы, уже используемые заказчиком. Во-вторых, мы можем подбирать для каждого сервиса технологический стек, язык программирования, СУБД, обеспечивающие наиболее эффективные решения задач именно этого сервиса. Конечная цель — постепенно объединить все наши системы в едином с точки зрения пользователя технологическом решении. Во-третьих, в рамках процессов импортозамещения в Российской Федерации мы переводим наши технологии и системы на свободное программное обеспечение и отечественные платформы.

Вы упомянули о едином с точки зрения пользователя технологическом решении. Расскажите, пожалуйста, о нём подробнее.

Мы его сейчас создаём. Один из первых подпроектов — портальное решение «Единый клиент», с доступом как через веб-интерфейс, так и через десктопный или мобильный клиенты. Своего рода универсальное рабочее место с максимально унифицированным и эргономичным интерфейсом.

«Единый клиент» объединит не только прикладные системы для управления бизнесом («Галактика ERP», «Галактика AMM», «Галактика EAM», «Галактика CPM» и др.). Он также включает в себя как один из основных компонентов технологическое решение «Галактика ESB» для обмена данными между этими системами. Это избавит бизнес-пользователей от необходимости переходить из одной системы в другую, упростит интеграцию (сделает ее прозрачной и реактивной). Мы добиваемся, чтобы пользователь испытывал комфорт, легко находил нужные инструменты и работал эффективнее вне зависимости от того, как много различных приложений и сервисов ему доступно в «Едином клиенте».

«Единый клиент» позволит включать в прикладные решения новые функциональные возможности. Например, по запросу заказчика мы сможем обеспечить ему возможности корпоративной социальной сети для обсуждения и согласования документов, проектов, планирования встреч. Или внедрить/использовать глобальные сервисы очистки адресов, проверки заполнения документов, предсказания рисков на основе различных алгоритмов, в т. ч. искусственного интеллекта. Часть подобных сервисов могут располагаться как в ЦОД заказчика, так и поставляться как облачные, внешние сервисы.

Много сил и ресурсов мы вкладываем в создание сообщества разработчиков и партнёрской сети для расширения перечня предоставляемых сервисов. Эта инициатива уже приносит результаты: появляется много новых партнеров, предлагающих совместимые уникальные дополнения — как технологические, так и методологические решения. Синергия сотрудничества с нашими партнерами и заказчиками позволяет конструировать и создавать максимально эффективное информационное пространство бизнеса и быстрее получать результаты.

Текст: Юрий Смирнов

Фото: Андрей Давыдчик

 

Эта публикация подготовлена в партнёрстве с «Топ Софт» 

 

Что такое партнёрский материал?

Унитарное предприятие «Топ Софт» УНП 100314702

Обсуждение