«Мама умоляла военкома забрать сына в армию». Как психиатр Кира Мезяная проверяет будущих разработчиков на геймзависимость

31 комментарий
«Мама умоляла военкома забрать сына в армию». Как психиатр Кира Мезяная проверяет будущих разработчиков на геймзависимость

Врач-психиатр Кира Мезяная называет себя «своим человеком в БГУИР». Много лет подряд она проводит здесь опросы по собственной запатентованной методике — тестирует будущих разработчиков на геймзависимость. В ноябре в Великобритании вышла книга — результат трудов Киры Николаевны и двух других авторов, в которой целый раздел посвящён именно этим исследованиям.

dev.by поговорил со специалистом об игровой зависимости и геймдев-компаниях, где «играют все». А ещё о том, могут ли разработчики как-то повлиять на то, чтобы геймзависимых стало меньше.

Объясните, почему площадкой для ваших изысканий по игровой зависимости стал БГУИР — там больше геймеров? 

Нет, просто я дружу с бгуировцами вот уже лет 25. 

В своё время меня увлёк мой пациент: пытаясь вычленить факторы, которые приводят к повторным приступам шизофрении, он вёл дневники наблюдений — просил статистику и у меня. А её не оказалось. Тогда я сама стала собирать данные в историях своих больных, опрашивала их по схеме, которую он разработал. 

Информации набралось много — вручную не обработать. Мы стали искать выходы на программистов, которые помогли бы создать программу, — на дворе 1994 год, таких сервисов, как сейчас, ещё не было. Я заходила в техвузы, но там мне просто предлагали «купить время» за компьютером. Час пользования — 25 долларов (а врач в поликлинике в тот момент за месяц получал 10). В итоге меня познакомили с доцентом БГУИР Юрием Приходько — а он привёл на кафедру ИИТ. Там меня приняли очень приветливо: дали талантливую студентку в помощь, и она 3 года помогала мне с анализом данных. 

А почему вы сменили тему и стали изучать геймзависимость?

Изучая шизофрению, я наткнулась на исследования по компьютерной зависимости — и была поражена. Сколько лет общалась с теми, кто «на ты» с компьютером — и даже не предполагала у них проблем с психическим здоровьем.

С помощью преподавателей и аспирантов кафедры, которые неплохо знают игры и понимают психологию геймеров, мы сделали свою анкету на 2 страницы. Затем два студента «в счёт зачёта» написали программу. Как раз шли экзамены — и за каких-то 3 часа мы опросили 70 с лишним человек. А потом проанализировали результаты — и увидели, что есть проблема. И не маленькая.

А именно?

Выяснилось, что почти каждый десятый из опрошенных играет «запоем»: молодые люди указывали в ответах, что проводят за играми от 80 до 168 часов в неделю.

Чтобы продолжить исследования, мне нужен был психолог — так я вышла на кафедру ИПИЭ БГУИР. Когда поделилась результатами опроса с её заведующим, он не поверил: «Быть такого не может! Четвёртые курсы вообще не играют в игры — они инженеры, и уже работают». Но всё же согласился провести опрос: хотел доказать мне свою правоту.

А в итоге?

Права оказалась я. Мне дали студента — разобрать ответы новых респондентов, и вот мы шли с ним вечером к метро. Парнишка всю дорогу молчал. Я спросила: «Ты поражён, да?»

«Я просто в шоке! — признался он. — Никогда не думал, что девушки та-а-ак играют».  

Та-а-ак — это как?

«Запоем». 22% опрошенных отмечают, что проводят в игре по 40 часов и более, 38% — по 25-39 часов, тоже немало.

Вот (достаёт папку с анкетами), обратите внимание: почти все, кто указал, что проводит более 40 часов в игре, отмечают, что не могут выйти из неё без посторонней помощи. Они испытывают страдания, если не могут вернуться к игре, — это их собственные слова. Такие студенты пишут, что окружающие пеняют им, что они слишком много времени проводят за компьютером: «Ты ничего не делаешь», «Не следишь за собой», «Не соблюдаешь гигиену», «Не ходишь на занятия» и так далее.

На вопрос, может ли кто-то остановить их или запретить им играть, они очень часто отвечают: «Нет, никто на свете». А это значит, что в такие моменты они находятся в состоянии непреодолимого влечения и утрачивают контроль над собой. Я знаю, что некоторые ребята сидят по 5-6 суток за компьютерами — без перерыва на еду, на сон.

Но это физически невозможно.

Возможно, как они отмечают. 

Вы знаете таких ребят лично?

Конечно! У меня была мама такого парня. Сидела вот здесь на вашем месте и жаловалась: дома свалка, горы мусора, а сын день за днём у компьютера. Парню всего 22 года — а у него простатит, недержание. Она отвела его к доктору, и тот прописал молодому человеку таблетки — а парень из-за игры забывает их принимать.

Другая мама приезжала ко мне из Москвы и рассказывала почти то же самое: её дочери 24 года, кавардак и в квартире, и в жизни. Девушка каждый год поступает в новый вуз — но после сессии вылетает, потому что на занятия не ходит и экзамены сдать не может. Всё, что её интересует — игры.

И таких примеров много. Часто многие молодые люди живут отдельно от своей семьи, но мы проводили анализ: нет разницы, живёт человек в общежитии, на съёмной квартире или дома с родителями — наглядную диаграмму я привожу в своей книге.

Поясните всё же как медик: как можно не спать 150 часов?

Одни в какой-то момент входят в транс: их мозг отключается — а пальцы стучат по клавиатуре. Другие играют до изнеможения, а потом вдруг отрубаются прямо перед монитором или доходят до постели и падают прямо в одежде. А встанут — и снова к компьютеру.

Одна мама рассказывала мне: «Захожу в комнату. Сын лежит на кровати, а ноги на полу — словно шёл-шёл, а потом силы иссякли, и он рухнул, как мешок соломы». Ребята из БГУИР делились историями из жизни в общежитии, как их соседи по комнате в общаге по ночам прятались с ноутбуками за холодильником — и играли две, три, четыре ночи напролёт. 

Вы задаёте вопрос в анкете, в какие игры играют молодые люди?

Сейчас уже нет, раньше задавала. Ответ — в основном, ролевые или role playing games (RPG).

Когда говорят о компьютерных играх, не всегда имеют в виду ролевые. Очень часто это «казуалки»…

(перебивая) О нет, для тех, о ком говорю я, это уже «прошлое», им они не интересны — «забыли ещё в детстве».

Те, кто с этим не сталкивался, спорят, как вы, говорят, что есть и другие игры, но мы уже знаем, что большинство студентов играет в самые опасные игры — ролевые. Чем они опасны — тем, что игрок отождествляет себя с персонажем, привыкает быть им, а не собой. Такие игры очень затягивают. Чем ещё: тем, что некоторых геймеров притягивает идея ликвидации героя — мы ввели такой вопрос в анкету и выяснили, что 18% об этом думают. 

А чем это плохо?

Тем, что у этих молодых людей формируется идея неценности жизни. Сначала игрок идентифицируют себя со своим героем — а потом вдруг, если тот не успешен, решает сбросить с обрыва: ну, будет другая жизнь, начнём сначала… Эта ликвидация — фактически самоликвидация. Но в реальности другой же жизни не будет.

У таких людей очень высокий уровень личностной тревожности. Они плохо спят, мы уже доказали это. Вот, загляните в эту анкету: девочке всего 18 лет, а играет из них — 9, причём проводит за игрой более 40 часов в неделю. А вот здесь читайте, она указывает, что видит во сне трупы — расчленённые, окровавленные тела.

Наш анализ показал, что примерно у 15% студентов во сне присутствуют герои компьютерных игр, и даже там они продолжают играть. А мёртвые тела людей снятся каждому пятому студенту — и, как результат, большинство из них просыпаются от страха и тревоги.

Я вижу, что вы ставите вопрос в анкете так: «Во сколько лет вы начали пользоваться компьютером?» Но пользоваться — совсем не значит играть.

А что они в 8-9 лет могли ещё делать за компьютером? 

Готовить проекты для школы, учиться…

А вы спросите у родителей, играет ли ребёнок. И услышите: «А как же!» А тем более, что у многих свободный доступ в интернет. 

Один из геймдев-разработчиков после интервью «не для печати» как-то заметил, что если бы не игровая, то у таких людей могла бы быть какая-нибудь другая зависимость — алкогольная, например. А так «печень цела» — «лайтовый вариант».

(с возмущением) А то он не знает, что иные геймеры по 3 литра пива за ночь выпивают?!.

Я уже лет 10 слышу: «Лучше играть, чем пить». Не лучше, психические расстройства при играх сложнее и разнообразнее, чем при алкоголизме.

После нескольких суток игры некоторые игроки начинают видеть автономный виртуальный образ. 

Один парень описал это так: «Странная вещь — после выключения компа я вижу графику в комнате, поэтому сейчас играю не более пары-тройки суток подряд». Другой подросток рассказывал, что видел в пустой комнате свою аватарку, она передвигалась в пространстве — и ему стало страшно. 

У кого-то такой психический феномен сохраняется несколько минут, а у кого-то — несколько дней. В 10% случаев у геймера появляется навязчивое желание действовать по алгоритму героя игры, тот им «руководит» в голове — и это, поверьте, не здорово! Также некоторые опрашиваемые рассказывают, что перед ними разворачиваются «картины гибели мира», они пускаются в «космические путешествия» — в психиатрии это называется онейроидом. 

Сами лично наблюдали такое состояние у геймеров? 

У геймеров — нет, хотя читала об этом в их собственных заметках на форумах; у других пациентов — да, когда сама работала в психиатрическом стационаре.

У многих геймдев-компаний есть правило: в компании «играют все». Глава разработки Wargaming рассказывал dev.by, что играет в «танки» по 15-20 часов в неделю, и не один, а вместе с сыном.

Да уж! Все сотрудники играют — потому что это «великая польза» для дела. А для них самих какая польза, если люди у компьютера и на работе, и дома? Ведь их мозг истощается — он не отдыхает.

Один программист рассказывал, что работал над программой — и «не шло». Тогда он выключил компьютер, лёг спать и вдруг во сне увидел решение, «да так близко, аж жуть». Он вспоминал, что его «мозг страшно напрягся» — и «это так тяжело и ужасно». А почему — потому что он даже во сне не отдыхал, а продолжал работать.

Ну, история знает немало похожих примеров, вспомним хотя бы Дмитрия Менделеева…

А что, ему легко было? Это не самая здоровая ситуация, поймите! 

Компании говорят: мы хотим чтобы человек играл не только на работе, а и дома. А и ночью. А и круглые сутки — почему нет. А дальше что?

Если этот сломается — возьмут второкурсника-джуниора, и он будет работать, а этот пусть идёт к медикам, правда? Если компании не берегут своих сотрудников, они должны сами ответственно подходить к своему здоровью.

Сейчас мы прокачиваем свою диагностику. Дело в том, что в марте у меня случился разрыв сетчатки глаза — и благодаря этому я узнала о существовании теста Амслера, и включила его в опрос. Таким образом мы опросили уже более 100 человек — и обнаружили, что у 15% из них есть изменения в сетчатке. А кто проверял сотрудников Wargaming?

А заболевания сетчатки глаза напрямую связаны с играми?

Я изучала вопрос со всех сторон и наткнулась на результаты исследования российских учёных: они пишут, если растущий организм мало двигается, нарушается его кровообращение, в итоге на десятые сутки начинают разрушаться нейроны сетчатки глаза. 

Повышение давления при этом только усугубляет ситуацию. А ведь они испытывают немалый стресс, когда играют. Вот послушайте, пишет один молодой человек: «Игра загрузилась — пульс под 200»,  — думаете, давление в этот момент у него не повысилось? Повысилось, конечно!

Как вы считаете, могут ли сами разработчики повлиять на то, чтобы количество геймзависимых уменьшалось?

Я считаю, могут — для этого нужно сократить количество игр, в которых невозможно сохранить результат в любой момент. 

Когда человек знает, что не сможет вернуться к игре через 2-3 дня и продолжить с того же момента, он вынужден играть — иначе он потеряет свой прогресс. Знаете, сколько нужно на прохождение некоторых весьма популярных игр — 150 часов. 40 — на основную историю плюс 50-60 — на то, чтобы пройти дополнительные задания и изучить мир. А в неделе 156 часов.

Вы пытались хоть раз после опроса найти тех студентов, чьи ответы явно указывали на проблемы, и поработать с ними? 

Нет, потому что у нас анонимное анкетирование. По-другому мы не сможем использовать данные — тогда нужно брать информированное согласие. Хотя мы работаем над этим.

Хорошо, если вы узнаёте из опроса, что человек проводит 150 часов в неделю у компьютера, неужели нет возможности как-то предупредить его…

О чём? Что нельзя играть несколько суток подряд — так они знают это. Но не могут отказаться от игры. 

Они сами ищут выход?

Ищут. Я работала в комиссии в военкомате, и вот передо мной сидел парнишка, который по 70 часов в неделю проводил в игре (его мама буквально умоляла военкома, чтобы сына забрали в армию, чтобы оторвать от компьютера). «Тебе нужна помощь», — сказала ему я. А он в ответ протяжно так застонал: «Да-а-а… А куда идти?» 

А мне некуда его послать. Да, они хотят обратиться, но я не могу с ними работать — где, на какой базе? Я ходила в РНПЦ психического здоровья, мне сказали: «Лечением мы не будем заниматься». Ходила в наркодиспансер — они принесли лицензию и показали: «на лечение алкоголизма».

Журналисты иногда спрашивают меня, кто-нибудь ещё занимается этой темой — да, кипа статей, и данные есть, но выхода в практику никакого. На мои предложения что-нибудь сделать, все отвечают: это вы, Кира Николаевна, «свободный художник», а мы же государевы люди — нужно решение сверху.

А в Москве, тем временем, родители привозят подростков в наркодиспансер со словами: «Делайте, что хотите — мы их не заберём». И в итоге в отделении, где лечатся алкоголики, открыли несколько палат, потому что девать таких пациентов больше некуда. 

Хорошо, а почему вы, «свободный художник», не можете сами принимать таких пациентов?

 У меня нет статуса. Для этого надо иметь лицензию. 

А кто выдаёт такую лицензию?

Минздрав. Но проблема в том, что никто ничего для этого не делает. ВОЗ включила зависимость от онлайн-игр в следующее издание Международной классификации болезней, но документ вступит в силу с 1 января 2022 года.

Вот мы все сидим и ждём, пока кто-то всё утвердит, а мы получим право пользоваться.

Тупик? 

Не совсем. Есть отдельные специалисты в психоневрологическом диспансере. Конечно, это капля в море, и нужно больше — и исследовательская база тоже. Ведь это мы первыми подняли вопрос о тревожных расстройствах, нарушениях сна и особенностях сновидений у геймеров, а до сих пор психотерапевты говорили только о депрессии у них. А сколько ещё всего скрыто…

Когда говорят о геймзависимости, чаще всего говорят о подростках и молодых людях. Вы и сами проводите исследования в вузе. В вашей практике встречались люди взрослые — 40+?

Конечно, специалист психоневрологического диспансера как раз и говорила мне, что к ней приходят геймеры разного возраста — и в 40 лет, и в 50 тоже. 


dev.by проводит новое исследование рынка труда в белорусском ИТ —заполните анонимную анкету, и скоро мы поделимся результатами.​​​​​​​​​​​​​​​​


Работа в ИТ в Беларуси​.​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения​​.​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Горячие события

Конкурс EY Entrepreneur Of The Year 2020
31 мая — 31 мая

Конкурс EY Entrepreneur Of The Year 2020

GoWayFest 4.0
11 июля — 11 июля

GoWayFest 4.0

Минск

Читайте также

+9000% за три года. Gismart — самая быстрорастущая в европейском геймдеве
+9000% за три года. Gismart — самая быстрорастущая в европейском геймдеве

+9000% за три года. Gismart — самая быстрорастущая в европейском геймдеве

3 комментария
Стример World of Tanks за полчаса получил $7+ тысяч от зрителей
Стример World of Tanks за полчаса получил $7+ тысяч от зрителей

Стример World of Tanks за полчаса получил $7+ тысяч от зрителей

1 комментарий
Gismart выпустила первую игру на Snapсhat
Gismart выпустила первую игру на Snapсhat

Gismart выпустила первую игру на Snapсhat

Выгорание, биполярка. Белорусское приложение поставит диагноз за 15 дней
Выгорание, биполярка. Белорусское приложение поставит диагноз за 15 дней

Выгорание, биполярка. Белорусское приложение поставит диагноз за 15 дней

Стартап называется Cognitive Apps. Его цель — определить психическое состояние пользователя. «AI может быть точнее врачей», — утверждают разработчики. И говорят, что 15 секунд в день им хватит, чтобы поставить точный диагноз. А само приложение может стать настоящим «тонометром для головы». Недавно стартап закрыл пре-seed раунд — привлек $100 тысяч по оценке в $1 млн. dev.by поговорил с CEO и кофаундером проекта Алексеем Кисловым.
3 комментария

Обсуждение

4

Для родителей единственное средство - ограничивать бесконтрольное использование ребенка компьютером, планшетом, телефоном, пока он еще маленький. Пока не сформировалась привычка и зависимость. И формировать больше привычек в реальном мире (секции, кружки, реальное общение).

-2

по вашему, если человек будет днями-вечерами чинить жигу в гараже то это типа ОК ?
Да и вообще абсурд в том, что в любом случае у человека будет какая-то привычка или зависимость в любом случае. Оградить от всего ?

5

Каким образом из "больше привычек" получилась только одна "чинить Жигули"?
Множество занятий, в том числе социальных, поможет в развитии эмоционального интеллекта и кругозора. Что уменьшит вероятность решения насущных вопросов разными зависимостями. Да и, на мой взгляд, сделает человека счастливее.

1

Т.е. вопрос не в компьютере. Если вы будете решать все вопросы, скажем, игрой на пианино - вашему сознанию будет также не очень комфортно.

7

К сожалению, если детей просто оставить один на один с планшетом/телефоном/компьютером то абсолютное большинство будет просто играть в игры или смотреть ютуб. Личность сначала нужно сформировать, в том числе интерес к тому, что компьютер можно использовать не только как развлечение.

2

Любое увлечение можно использовать не только как развлечение.
ИМХО куда хуже может дело пойти, когда родители навязывают свои увлечения или пытаются реализовать то , что у них не получилось.

1

Вы предлагаете изолировать ребёнка от любых гаджетов и неким образом "формировать личность"? Или вы думаете, что в 10 лет ребёнку кодить на плюсах и читать специализированную литературу будет интереснее, чем играть в игру или смотреть мультфильм?

1

И говорил слово "ограничивать", слово "изолировать" я не говорил.

2

Сейчас как раз очень многие айтишники (и не только) с пеленок довольно навязчиво приобщают своих детей к программированию. Время покажет был ли в этом смысл. На мой взгляд, нет - у ребенка и, вообще, любого человека, должна быть определенная свобода: несколько часов в день, когда ты можешь заниматься исключительно тем что тебе хочется. Не тем что правильно и угодно кому-то еще.
Если этого нет - внутри зреет недовольство, напряжение и усталость. Хуже всего что ребенок не имеет возможности и умения все это высказать и решить.

0

Интересная постановка вопроса. Вы как будто интересуетесь у кого-то, как правильно жить.
Это, наверное, первое, что отметил бы любой психолог или психиатр :)

Если самому с этим ОК и ни у кого нет претензий в рамках действующего законодательства - решайте сами, крутить эту жигу или нет. Ну это исходя из предположения о совершеннолетии автора

Eugene K
Eugene K Team Lead в iTechArt Group
0

"Сидеть за компьютером" или "чинить жигу".
Или чёрное, или белое. Яркий пример юношеского максимализма.

Суть проста. Большинство нынешних родителей - эгоисты, им некогда заниматься ребёнком, им лучше самим посидеть в инстаграме, полайкать попы, чем заниматься чадом. Работа, дом и всё. На ребёнка нет ни времени, ни желания. Ребёнок эту пустоту заполняет компьютером и бесконтрольным поведением. А как известно, лимитов там нет и можно делать всё, что хочешь (большинство выбирает самый простой способ получения удовольствия и менинимальный напряг мозга - в играх, ютубе и т.д.). Даже 15 лет назад у меня в универе были задроты, которые в 20 лет уже лысели и не видели солнца неделями, т.к. им родители с детства не предоставили более интересной альтернативы.

Вывод прост: занимайтесь своим чадом, не обязательно его силой ограничивать, а если ограничиваете - предоставляйте достойную альтернативу в реальной жизни. Я не против игр, но любое бесконтрольное занятие несёт только вред (будь то алкоголь, игры, чинить машину и прочее). Развивайте детей максимально во все стороны, а не только в айти направлении. И сами развивайтесь.

vvolkau
vvolkau тестер в EPAM
0

Согласен, но, к сожалению, не панацея - в моем детстве не было планшетов и смартфонов, но это не помешало дойти вот до того же, что написано в статье ("Странная вещь — после выключения компа я вижу графику в комнате").

-6

Мне кажется, что хтота урот. Студенты 4-го курса по ночам прячутся за холодильниками с ноутбуками, чтобы поиграть? Серьёзно?
Какой-то сборник клишированных историй-страшилок - расчленёнка в снах, ходят под себя, до кровати не доползают, падают полумёртвые.
Посыл тёти весьма прозрачен: "Камплюктары и игари - зло!"

2

А вы не путаете свой опыт и опыт специалиста, к которому здоровые не приходят? Также маловероятно, что знакомые будут рассказывать вам и своих особенностях.

-5

Согласно вашей логике, нарколог считает, что все вокруг поголовно - законченные алкаши и наркоманы?

1

Согласно моей логике нарколог пишет о теме статьи, а не праздные рассуждения о том, какие люди вокруг.

0

Нужно найти какую-то знающую тетю и спросить есть ли какой-то синдром, проявляющийся в коверканье каждого второго слова. Обычно замечаю такое у "политически обеспокоенных" граждан и ботов. Но, оказывается, не только.

-2

Коверканье, наверно, не просто так выделено кавычками? Видимо, без знающей тёти вам не понять отсылочки к советским мамам и бабушкам, которые всеми силами запрещали детям приставки, компьютеры и прочие гаджеты и старательно гнали их "на улицу с друзьями побегать, а не в игрульках своих сидеть, а то вон зелёный уже весь". Даже если ты сидишь в свои 13 и старательно ковыряешь делфи.
Интересно, какая тётя сможет поставить диагноз пациенту, который на незнакомых людей навешивает ярлыки "ботов" и "политически обеспокоенных граждан"?

0

В ваших словах больше эмоций чем логики. С этим трудно спорить. И не очень интересно)

0

Вы психолог?

0

Мне непонятна позиция насчёт "ролевые игры страшнее всех". Я не специалист и не владею статистикой по этому вопросу, но разве гиперказуальные игры с лотерейными механиками не создают проблем? А как насчёт шутеров, симуляторов?

1

По ночам я представляю себя гоночной машиной...

1

Было пару раз - представлял себя алгоритмом, который нужно разработать/оптимизировать. С тех пор по вечерам не работаю - нормальный сон дороже.

0

Сложно всё на самом деле.
Самое сложное - это сформировать круг интересов в реальной жизни, приоритет которых будет оцениваться геймером выше приоритета игры. И тут всё очень индивидуально. Кого то из спортзала не вытянешь, кого то "из книги", кто то день торчит с друзьями в кафешке торгового центра..., но большинство людей достаточно пассивны и игра - простой способ "взбодриться" без лишних телодвижений.
Главное тут родителям не уходить на второй план, предлагать какие то активности, подталкивать к ним, когда можно мягко, когда нелься - твёрже. Но и тут засада. Многие родители типа заняты: карьера, машина в сервис, в зал сходить - перед отпуском прес подтянуть. А дети -купил поесть, новые кросы и ноут и хорошо уже - чадо не ноет над душой.

-1

Полностью согласен, большая проблема.
Некоторые игры развивают, заставляют думать, тренируют реакцию.
Но проблема в постепенном формировании зависимости, когда все переходит в плоскость, жизнь - это игра.
А затем проблемы со здоровьем, годы потраченные только на игру вместо учебы и другого развития.

0

Помню работал на заводе...технологом....Был заказ на новую технику, работали по две смены...приходишь домой ложишься спать...а перед глазами эта техника. Бывает сидишь над чертежами и "дело не идет"...приходишь домой, ложишься спать...потом во сне видишь решение....
Да что тут говорить, кто на рыбалке был тоже потом поплавки перед глазами мерещаться

Виталий Данилович
Виталий Данилович DevOPS в iTechArt Group
0

Справедливости ради, надо отметить, что во сне мозг работает - сортирует информацию полученную за день и анализирует её. Поэтому, то что нам снится результат увиденного в прошлом, иногда за ближайший день.
Что касается игр, то как мне кажется это уход от реальности и он может быть по разным причинам, в том числе не очень хороших взаимоотношений и не приспособленности к реальности. И тут всегда будет вина родителей таких детей.

7

Вот почему не все считают психологию полноценной наукой.

2

Когда играешь за компом 168-250 часов в неделю =(

5

> А в неделе 156 часов.

Эксперт, которого мы заслужили.

Влад  Волков
Влад Волков QA Team Lead в Wargaming / Гейм Стрим
2

Бывало играл в школе по 12 часов в цивилизацию вместо занятий и всего на свете. Боже, сколько всего я узнал из цивилопедии! Не пройдешь и за несколько лет в школе. А какая подача материала? Да школа на ее фоне жалкое унылое подобие. А сравнить тотал вор и пару жалких скучнейших косноязычный параграфов из учебника на эту же тему?
В Ил-2 штурмовик тоже мог днями напролет летать. Это было супер увлекательно и довольно сложно одновременно. Разобраться в причинах флаттера, да ещё и на практике понять, как это реализовано в игре - не на пару часов занятие. Эта техническая проблема намного опережала школьную программу. Отсутствие интернета намного усложняло процесс изучения. Да и знакомых летчиков под боком тоже не имелось. Кстати, когда вырос, довелось полетать на настоящем винтовом тихоходном самолёте за штурвалом, ручки все помнили: и приборы, и взлет, и маневры, и даже посадку, что сложнее всего. В чем-то даже оказалось проще, чем за компом, из-за лучшей обратной связи.
Благодаря симулятору дальнобойщика с первых дней вождения реальной машины мог парковаться с зазором в сантиметры. Не самый бесполезный навык, смотря сейчас на некоторых людей вокруг)))
Пока не было компьютера, я точно так же сидел дни напролет за лего. У детей же пытливый ум, надо его чем-то занимать.
Можно ли это было назвать зависимостью? Если да, то от чего? Едва ли, на мой вгляд.
Да и какая альтернатива была в детстве компьютеру? Ладно там час другой погулять в парке с собакой, поноситься, как стадо кабанов - весело, да. А в остальное время? Гонять на улице условный мяч - это же скука смертная. Ладно там пару раз в неделю, но каждый день - нафиг. При этом на улице постоянно были драки с гопниками из соседнего района, наверное, начиная уже класса с пятого. Да и мы тоже были гопниками скорее всего, когда со скуки всякой чушью на улице занимались. Например кидались камнями в алкашей возле рюмочной и убегали на велосипедах))) Жгли всякие костры, лазили по долгостроям 90х, взрывали взрывпакеты. Может быть это тоже чем то полезный и разносторонний был опыт, но лучше ли он компьютерных игр?
Бывало с утра смотрел на расписание в школе: русская язык и литература, история, допризывная подготовка, пара математики, и пара английского. Значит вместо первых четырех уроков можно было тупо поспать часов до девяти хотя бы и поиграть в комп, а на математику и английский прийти со свежей головой и в хорошем настроении))) Тупо жалко времени было сидеть 45 минут на какой-нибудь унылейшей биологии или ещё хуже белорусском, зная, что можно провести это время гораздо интереснее для себя.
И сейчас с удовольствием играю, полно же интереснейших игр выходит. Игры - признанный вид искусства. Чем они хуже чтения книг или похода в кино? Да ничем, это все одно и тоже разных видов и сортов.

Пс
По поводу зрения забавный комментарий у этой женщины, особенно учитывая, что связи между сидением за компом и снижением зрения до сих пор не выявили. Миллиардные медицинские корпорации ломают голову, как это происходит, из-за чего. А тут все просто: игры вредят)))