Главные сделки мировой ИТ-индустрии в 2014-м

28 декабря 2014, 09:49

В 2014 году в ИT-индустрии главенствовали сделки, не относящиеся напрямую к основному бизнесу крупных компаний, поглощавших перспективные стартапы и более мелких конкурентов. О самых значительных из них — в нашем обзоре. 

Читать далее

   Фото: Reuters

Facebook — WhatsApp: $22 млрд

Почти $22 млрд потратила социальная сеть Facebook на покупку мессенджера WhatsApp. Весной этого года компания заявила о приобретении мессенджера за $19 млрд, однако 6 октября на открытии торгов стоимость акций соцсети составила $77,17, и сумма сделки выросла соответственно до $21,8 млрд.

Один из основателей WhatsApp Ян Кум остался руководить мессенджером и вошёл в совет директоров Facebook. Также как и Марк Цукерберг, Кум будет получать ежегодную базовую зарплату в $1, а в перспективе, если останется работать в компании еще на 4 года, получит 24,9 млн акций Facebook, которые на данный момент оцениваются почти в $2 млрд.

WhatsApp известен прежде всего тем, что с ростом его популярности на Западе всё меньшее число людей пользуется SMS-сообщениями. Кроссплатформенный мессенджер позволяет быстро передавать текстовые сообщения, фотографии, видео и голосовые сообщения даже при не очень качественном подключении к сети. WhatsApp и его менее популярные аналоги могут уже сейчас полностью заменить SMS, MMS и другие типы сообщений, привычных для мобильной телефонии.

На момент продажи мессенджер имел 450 миллионов активных пользователей. Причём, каждый день его аудитория увеличивается на миллион. У Facebook же уже не было шансов догнать WhatsApp с его сумасшедшими темпами роста, особенно в Европе и развивающихся странах. Если бы компания Марка Цукерберга не купила WhatsApp, приложение вполне могло бы достаться кому-то из конкурентов. Еще весной 2013-го появились слухи о том, что мессенджер может поглотить Google. 

Microsoft — Nokia: €5,44 млрд

25 апреля 2014 года Microsoft завершила покупку бизнеса Nokia по производству мобильных устройств за 5,44 млрд евро. В сумму включены 1,65 млрд евро за патенты Nokia.

Кроме мобильного бизнеса компании Nokia в Microsoft перешли сотрудники более 130 объектов, которые находятся в 50 странах по всему миру. К тому же условия сделки преполагали, что Microsoft возьмет на себя гарантийные обязательства перед существующими клиентами Nokia.

Как признался экс-глава Nokia Стивен Элоп, Microsoft разрабатывает бренд для будущей мобильной продукции, полученной от Nokia. По его словам, новый владелец не будет использовать ни бренд Nokia, ни Microsoft Mobile, о чем довольно долго спекулировали СМИ.

Google — Nest: $3,2 млрд

В январе стало известно, что поисковый гигант приобрёл компанию Nest — производителя термостатов — за значительные 3,2 млрд долларов. О самой компании стало известно примерно три года назад: в частности то, что главой компании является Тони Феделл, бывший старший вице-президент одного из подразделений Apple (именно с ним связывают выпуск и успех iPod), а её техническая сторона, вероятно, имеет академические корни — вице-президентом является Йоку Мацуока, профессор CS университета Вашингтона.

Сам термостат Nest представляет из себя «умное» устройство для «умного» регулирования температуры в доме — при этом с узнаваемым и лаконичным iPod-like дизайном. По всей видимости, компания вполне успешна: утверждается, что она продаёт от 40 до 50 тысяч таких термостатов в месяц (а цена немаленькая — 249$), при этом располагая серьёзным объёмом венчурного финансирования в 80$ млн, полученных около года назад. Только на термостатах Nest не остановилась и теперь выпускает и детекторы дыма и угарного газа Nest Protect за 129$.

Покупка Nest Labs одним махом делает Google важной фигурой в нарождающемся «умном» доме. Но объяснение это удовлетворяет не всех. Большинство комментаторов склоняются к мнению, что железки Nest нужны поисковому гиганту не сами по себе (ведь не собирается же Google всерьёз зарабатывать продажей термостатов!), а как готовый принципиально новый информационный канал, транслирующий бесценные сведения из святая святых — жилого дома.

   Коллаж: Вести

 

Apple — Beats: $3 млрд

Ещё одна сделка, попавшая на передовицы всех профильных изданий, — покупка компаний Beats Music и Beats Electronics фирмой Apple за $3 млрд. После подписания бумаг в августе оба актива полностью перешли под контроль Купертино.

Прежде обе компании принадлежали знаменитому музыканту Dr. Dre. Сначала он запустил свою линию наушников, продававшихся под маркой Beats. Затем был запущен облачный музыкальный сервис Beats Music. Теперь оба актива принадлежат Apple.

Совсем недавно поползли слухи, что Apple намерена закрыть Beats Music. Всё идёт к тому, что весь контент сервиса перейдёт под «крышу» iTunes, у которого куда более широкая база исполнителей и большее число подписчиков. Что Apple будет делать с Beats Electronics, неясно. С одной стороны, это довольно известная марка, и Apple может вообще оставить компанию в покое, считая прибыль. При этом теперь Apple имеет право бесплатно пользоваться зарегистрированными на Beats Electronics патентами.

Lenovo — Motorola: $2,9 млрд

В январе 2014 года Lenovo, один из крупнейших производителей компьютеров в мире, превратилась в глобального игрока на ИT-рынке, выкупив у Google компанию Motorola Mobility. Китайцы заплатили за новый актив во много раз меньше ($2,9 млрд), чем сам интернет-поисковик в 2011-м ($12,5 млрд).

Но и получили они гораздо меньше. Во-первых, по условиям соглашения, Google оставила за собой богатейший патентный портфель Motorola, оценивающийся в $5,5 млрд. Во-вторых, компания Ларри Пейджа отказалась отдавать отдел перспективных разработок — Advanced Technology and Projects (ATAP). Это подразделение известно по таким инновационных проектам, как смартфон с «3D-зрением» (Project Tango), «телефоны-конструкторы» (Project Ara), мультфильмы Spotlight Stories с эффектом присутствия.

В Google, как очень разносторонней компании, объяснили продажу Motorola очень высокой конкуренцией на рынке смартфонов и, как следствие, нежеланием сосредотачиваться на производстве лучших в мире устройств. А Lenovo, заполучив легендарный бренд, надеется с его помощью добиться такого же успеха, как на рынке ПК.

Microsoft — Minecraft: $2,5 млрд

В сентябре этого года Microsoft потрясла рынок, купив за $2,5 млрд шведскую фирму Mojang, чьим главным достижением стала игра Minecraft. Эта игра получила премию «Взлёт поколения» от журнала «Игромания» и стала феноменом игровой индустрии.

Игра фактически лишена сюжета — игроки вольны строить собственный мир из кубиков, изучать другие локации. Играть можно как в одиночном режиме, так и в многопользовательском. К моменту покупки фирмой Microsoft игру купили свыше 50 миллионов человек, Minecraft занял верхние строчки чартов AppStore и Google Play. За пять лет своего существования коллектив Mojang из сорока человек заработал на Minecraft 100 миллионов долларов чистой прибыли.

Под крылом Microsoft разработчики Mojang займутся другими интерактивными проектами софтверного гиганта. Например, программисты Mojang работали с шутером Halo и автосимулятором Forza. В то же время Сатья Наделла пообещал, что Microsoft выделит достаточно ресурсов для дальнейшей поддержки Minecraft, уже ставшего объектом поклонения десятков миллионов игроков по всему миру.

Facebook — Oculus Rift: $2 млрд

Зимой этого года Марк Цукерберг объявил, что Facebook приобретает Oculus VR, разработчика шлема виртуальной реальности Oculus Rift. Сумма сделки составила $2 млрд, и никто из аналитиков толком не может объяснить, зачем Цукербергу эта фирма. «Шлемы виртуальной реальности в будущем станут базисом для нового поколения компьютеров, которые сменят привычные нам смартфоны», — прокомментировал сам Цукерберг эту покупку.

История Oculus Rift началась летом 2012 года, когда краудфандинговая кампания на Kickstarter за месяц собрала почти два с половиной миллиона долларов. Уже через полгода разработчики представили первый рабочий прототип шлема. Устройство представляло собой гарнитуру с LCD-дисплеем и линзами, позволявшими получить стереоскопическое изображение с широким полем зрения. Потребительская версия Oculus Rift пока находится в стадии разработки.

Пока не ясно, как воспримут Oculus Rift рядовые пользователи, однако прототипы этого шлема в тренировках используют специалисты NASA. Также известно, что с помощью этого устройства норвежские военные обучали солдат управлять бронированным транспортом.

Mail.ru Group — ВКонтакте: $1,47 млрд

Российский интернет-холдинг Mail.ru Group выкупил 48,01% социальной сети «ВКонтакте» у фонда UCP Ильи Щербовича за $1,47 млрд и довел свою долю в компании до 100%.

Выкупались доли у офшоров Blesmir Development Limited и Palagon Limited, которые контролируют UCP. Сделку полностью закрыли 16 сентября. Оплата осуществлялась наличными с привлечением четырехлетнего кредита от Газпромбанка на сумму $700 млн под 11,5% годовых.

Amazon — Twitch: $970 млн

Крупнейший онлайн-ритейлер Amazon заплатил за видеосервис Twich, который еще называют «YouTube для игрового видео», рекордную для себя сумму — $970 млн. Столько Amazon не выкладывала ни за одну компанию за свою более чем 20-летнюю историю.

Twitch был запущен в июне 2011 года основателями сайта Justin.tv Джастином Каном и Эмметтом Широм. Созданная ими платформа позволяет геймерам организовывать «живой» стриминг игрового процесса и транслировать его на консоли Xbox и PlayStation. Основная «фишка» Twitch заключается в простоте, с которой пользователи могут загружать игровое видео на сервис с Xbox или Playstation. Это происходит по нажатию одной кнопки. Twitch показывает быстрый рост аудитории, вокруг сервиса сформировалось собственное сообщество, активно загружающее и просматривающее контент. По официальной статистике, Twitch пользуются около 45 млн человек в месяц.

Можно предположить, что Twitch понадобился Amazon для сближения с телеприставкой Fire TV, которая служит для потоковой передачи медиа и игр. Устройство, которое позволяет воспроизводить видеоконтент в самом высоком качестве (до 1080р) а объемный звук — в формате Dolby Digital (через интерфейс HDMI), делает покупку целесообразной.

Fire TV позиционируется еще и как игровое устройство. Для него доступны игры от таких студий, как EA, Sega, Ubisoft и Disney, а управлять в них можно с помощью пульта ДУ, приложения на смартфоне или контроллера. Так, интернет-ритейлер получил не только технологию, но и лояльную аудиторию геймеров, которых может привлечь Fire TV.

Rakuten — Viber: $900 млн

В начале года крупнейший онлайн-ритейлер (более 80 млн пользователей) и один из ведущих поставщиков интернет-услуг в Японии Rakuten за $900 млн приобрел интернет-мессенджер израильской компании Viber, разработка которой находится в Беларуси.

CEO покупателя Хироши Микитани сразу же заявил, что видит в Viber с его на тот момент 300 миллионами пользователей гигантский потенциал в качестве игровой платформы. Немногим позднее CEO Viber Талмон Марко рассказал о запуске до конца этого года игровой платформы, с помощью которой компания собирается существенно увеличить уровень монетизации сервиса и получить новый источник доходов. Сейчас мессенджер зарабатывает за счёт звонков на стационарные устройства связи и телефоны, на которых не установлено приложение, благодаря преземлению международных звонков на устройства с Viber, а также магазину стикеров, которыми могут обмениваться пользователи.

В декабре Viber запустил собственную социальную игровую платформу, которая помимо самих игр предполагает наличие различных социальных элементов — это топы лидеров, битвы с друзьями, возможность поделиться результатами, отправить виртуальные подарки и т.д. Кроме этого, у Viber появится возможность зарабатывать на внутриигровых продажах.

Кстати, сам глава Rakuten Хироши Микитани побывал в Минске.

Google — Deepmind: $500 млн

В 2014 году Google приобрёл лондонскую компанию, которая занимается разработкой искусственного интеллекта — DeepMind. Сумма сделки составила более чем $500 млн.

Этот шаг Google позволит команде техногиганта заполнить собственное поле экспертов в сфере искусственного интеллекта. К тому же, приобретение лично курировалось CEO Google Ларри Пейджем.

Samsung — SmartThings: $200 млн

В августе Samsung купила компанию SmartThings, занимающуюся подключением повседневных бытовых приборов и предметов к Сети. По некоторым оценкам, корейцы отдали за стартап $200 млн.

Рынок «интеллектуальной» домашней электроники считается очень перспективным. В этом году им увлеклись многие крупные ИT-компании. Google, например, не пожалела $3,2 млрд долларов за производителя «умных» термостатов и детекторов дыма Nest, а Apple летом анонсировала HomeKit, которая превращает iPhone в пульт управления системами «умного» дома.

До поглощения SmartThings была довольно скромным стартапом, пока не представила набор, позволяющий подключать к Интернету различные «домашние» устройства (бытовые приборы, системы освещения, дверные замки и т.п.) и управлять ими с Android-смартфона или «айфона». Свои планы на рынке, обладающим большим потенциалом для роста, Samsung пока не озвучивала. Возможно, о каких-то подвижках мы услышим в 2015 году.

 

С использованием публикаций ВестиiGate, АиФ и др.

подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение