Голландия Михаила Ларченко. Переезд

35 комментариев
Голландия Михаила Ларченко. Переезд

Этой публикацией dev.by открывает авторский блог фронтэнд-разработчика Михаила Ларченко, который недавно перебрался в Амстердам. О трудностях переезда и адаптации, особенностях жизни белорусского программиста в стране тюльпанов, сыра и ветряных мельниц — в рассказах Михаила на нашем сайте каждую неделю.

Читать далее

Валютный кризис как причина переезда

Конец 2014 года стал очень важным временем в экономической жизни России. Разного рода санкции и дешевеющая нефть поставили российский рубль на колени. Следом за ним в пучину грянул и рубль белорусский.

Меня это вообще никак не беспокоило, пока в один прекрасный момент руководство страны не ввело 30% налог на покупку валюты. Если кто не знает, несмотря на привязанную к доллару зарплату (как было у меня), получать её можно только в белорусских рублях. Я как порядочный гражданин своей страны все деньги хранил в долларах. Тут-то я прикинул, что на свою зарплату я теперь могу купить на 30 процентов меньше валюты.

Естественно я незамедлительно отреагировал на это психологически. В это же время (в 20-х числах декабря) я получил письмо из Лондона с вакансией в Амстердаме. Моё неустойчивое психологическое состояние не позволило мне трезво оценить это предложение, и я согласился попробовать.

Интервью

Поначалу был получасовой разговор с представителем рекрутингового агентства из столицы Великобритании. Стандартные вопросы о знаниях и причинах желания уехать. Через несколько дней мне назначили время для прохождения тестового задания. Особых трудностей оно у меня не вызвало. На задание дали полтора часа, я справился за 45 минут.

Нидерландскую сторону устроил код, который я написал, и мне назначили звонок в скайпе — поговорить с руководителем отдела за жизнь. Вопросов особо на этом звонке мне не задавали, а просто сказали, что приглашают меня в офис в Амстердаме.

Вскоре была определена дата и я полетел. Меня встретили, показали где я возможно буду работать и с кем. Затем снова небольшая беседа с руководителем отдела. Точно мне ничего не сказали, обещали подумать и сообщить, говоря, что скорее всего я уже их новый сотрудник. На дворе было 22 января 2015 года. В середине февраля я получил письмо с новостью, что меня берут на работу, а еще через какое-то время заказное письмо с контрактом.

Собираем документы

Далее начался процесс оформления MVV-визы (голландский проездной документы). В силу семейных обстоятельств я заполнял все документы на трёх человек. Отмечу, что в браке я не состою, но у нас с моей гражданской женой есть сын.

Отсутствие записи о браке привело к тому, что необходимо было съездить в каждый ЗАГС по местам регистрации в паспорте и взять справки об отсутствии этих самых записей о браке на меня и на мою «жену». У нас обоих была только одна регистрация (прописка) в Бобруйске. Повезло. Чтобы взять такую справку, необходимо присутствовать лично либо принести нотариально заверенную доверенность от того, кто не может присутствовать сам.

Документы были заполнены и отправлены. Началось томительное ожидание приглашения в посольство Нидерландов в Москве. Рассмотрение документов занимает от двух до четырёх недель.

Письмо с приглашением получено, билеты на самолет в Москву и обратно куплены. Втроем мы вылетели в Москву рано утром. Посольство принимает документы с 9 до 12 часов. С таким расчетом и отправились в столицу России. Ближе к концу приема документы были поданы. Кстати, фотографии пришлось переделывать прямо в Москве, так как те, что нам сделали в Минске, не соответствовали требованиям посольства. В 15:00 мы вернулись с прогулки по Красной площади и сразу получили наши паспорта с визами.

Всё. Можно ехать в Нидерланды.

Первые дни в Амстердаме

Мой первый рабочий день должен был быть 1-го апреля. Естественно мне необходимы были несколько дней для адаптации в новой обстановке. По сей причине билет в Амстердам я купил на утро 30 марта. Имея последний день марта в наличии, я договорился о встрече в Экспатцентре и в банке. Экспатцентр занимается выдачей ID (паспорт местный) и регистрации в органах муниципальной власти.

Первый месяц я живу в апартаментах, арендованных работодателем. Находятся они в пригороде Амстердама Амстелвине. Естественно, регистрироваться мне также необходимо было в Town Hall этого городка. Сделать я это мог во всё том же Экспатцентре. Вся процедура заняла около получаса. Подписал несколько документов, отдал то, что заполнил еще в Минске, у меня проверили на совпадение отпечатки пальцев (первый раз их брали в посольстве в Москве) и выдали мой ID.

Карточка, страховка и транспорт

Сразу же после получения всех документов побежал в банк, чтобы открыть счет и сделать карточку. Надо же как-то получать заработанные деньги. Карточки местные, к слову, очень странные. У них нет номера в том понятии, к которому мы привыкли. Здесь номер карточки — это три цифры, например, 521. Это вызывает некоторые проблемы с покупками в интернете, ибо вводить в поле с номером нечего. Можно сделать нормальную карточку, так называемую, кредитку. Дают её не всем и документы рассматривают внимательно. Мне сказали, что я такую смогу заказать, получив первую зарплату.

Также в банке решил застраховаться на случай, если вдруг я кому-то причиню вред. Это недорого — примерно 3.5 евро, однако застраховался на 1 250 000. Можно, короче, вредить направо и налево.

Вообще со страховкой тут отдельная история. Медицинская как бы обязательная для всех. Мне предложили на работе несколько вариантов. Но там так много всего написано, что я особо пока не разобрался. Есть дешёвый вариант, средний и дорогой. Не обязательно покупать страховку на каждого человека отдельно, можно в мою внести имена других застрахованных людей. Стоимость тогда возрастает. Сыну моему ничего не надо платить — до 18 лет детей здесь лечат бесплатно.

С транспортом тоже всё плохо. Не потому, что он плохой, нет. Здесь даже интернет бесплатно в городских автобусах раздают. Он просто крайне дорог. Одноразовый часовой билет стоит порядка 2.80 евро. Дабы несколько сэкономить, купил себе анонимную карточку OV-chipkaart. Ее можно пополнять разными способами и ездить. Выходит несколько дешевле. А если необходимо проехать одну остановку, то может быть и бесплатно. Однако, всё равно, меньше 7 евро в день не получается тратить, и это только на дорогу дом-работа-дом. Заказал себе именную транспортную карточку. Говорят, что по ней можно на всякие скидки и акции попадать от GVB (владелец транспортной системы) и ездить задёшево.

Об авторе

Михаил Ларченко — программист. Работал в компаниях Ciklum и EPAM, один из основателей сообщества Web Not Bombs. С апреля 2015 — фронтэнд-разработчик в международной телекоммуникационной корпорации Liberty Global. Живёт в Амстердаме, ведёт блог blog.mobila.name.

*Мнение колумнистов может не совпадать с позицией редакции.

По теме
Все материалы по теме

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

В Великобритании уничтожили 50+ сотовых вышек
В Великобритании уничтожили 50+ сотовых вышек

В Великобритании уничтожили 50+ сотовых вышек

5 комментариев
Объявления о трудоустройстве за границей больше не надо согласовывать с МВД
Объявления о трудоустройстве за границей больше не надо согласовывать с МВД

Объявления о трудоустройстве за границей больше не надо согласовывать с МВД

В Кракове жуткий смог, а в Амстердаме жизни нет. Разработчик, который переехал вместе с минской компанией IG, о Европе
В Кракове жуткий смог, а в Амстердаме жизни нет. Разработчик, который переехал вместе с минской компанией IG, о Европе

В Кракове жуткий смог, а в Амстердаме жизни нет. Разработчик, который переехал вместе с минской компанией IG, о Европе

52 комментария
Бизнес-визит CEO и основателя компании JazzTeam в Нидерланды
Бизнес-визит CEO и основателя компании JazzTeam в Нидерланды

Бизнес-визит CEO и основателя компании JazzTeam в Нидерланды

Обсуждение

4

Миша пишет все по честному и без пафоса. Респект, тебе!

2

аффтар, пешы есчо.
2 замечания:
Всего одна фотка. Маловато.
Как-то процесс поиска работы странно лёгкий. Сложилось впечатление, что сложнее справку в ЗАГСе получить, чем работу там найти. Уточнения были бы полезны.

2

1. Разбил камеру в телефоне, как только обзаведусь новым - будет больше снимков
2. Я не успел даже начать искать работу, мне пришла вакансия и я решил попробовать. Так обстоятельства сложились

-1

Михаил, а вы с женой сдавали IELTS для визы?

1

Нет, а надо было?

5

Михаил, спасибо что решил поделиться своей историей. Ввести дневник, тем паче публичный, является отличной ментальной практикой.

Если не затруднит, в следующей заметке обозначать пожалуйста следующие пункты:
— сколько суммарно ушло денег от джоб офера до первой з.п.
— какой уровень з.п. в Амстердаме может является эквивалентным по качества жизни в Минске
— получила-ли "жена" разрешение на работу
— стиль работы в компании (принято ли перерабатывать как в США, уровень иерархий в компании, или у европейцев с этим всё строго).
— нормально ли говорят локальные люди на английском, или всё таки придётся немного и голандский учить.

P.S. Дорогая редакция, попробуйте уговорить Виктора Илюкевича тоже что нибудь в блог написать. Он отличные заметки по релокации в Сиэтл выдаёт:
https://www.facebook.com/victor.ilyukevich?pnref=friends.search

1

мои 5 центов:
— сколько суммарно ушло денег от джоб офера до первой з.п.
Правильная компания всё делает и оплачивает сама. После приезда мне лично на одного ушло ~400eur в месяц на проживание, это еда, транспорт.

— какой уровень з.п. в Амстердаме может является эквивалентным по качества жизни в Минске
про з.п. не буду, но здесь обалденно "хорошие" налоги, но для knowledge migrant есть скидка 30% на налоги, т.е. налог только с 70% от з.п.

— получила-ли "жена" разрешение на работу
Да, даже дети.

— стиль работы в компании (принято ли перерабатывать как в США, уровень иерархий в компании, или у европейцев с этим всё строго).
про мою компанию: нет не принято перерабатывать, иерархий вроде таких нет

— нормально ли говорят локальные люди на английском, или всё таки придётся немного и голандский учить.
говорят все очень прилично

1

благодарю за развёрнуты ответ, но всё же пожалуйста уточните сколько примерно процентов от з.п. в gross уходит на налоги.
p.s. у меня просто при лекоции меньше чем $1,5K никогда не уходило (жил в Москве, Бали и Таиланде), и уходит хрен пойми куда :)

0

для сеньор програмистских з.п. минимум 30% уйдёт на налоги. Там Vitaly.Sazanovich ниже написал про 300 евро за "вываз смецця, каналізацыю, страхоўкі", я бы сказал, что побольше, но зависит от города. У нас ~300 в год это только мусор и канализация. Плюс ~300 в год это налог за очистку воды и Плюс машина: налог на автодороги ~141 в квартал, +страховка ~45 в месяц.

1

Живу и работаю в Нидерландах, город Ден Бош. С учётом 30% tax ruling (налогом облагается только 70% зп), налог составляет 18.5% от brutto зарплаты.
Ежемесячные платежи:
1000 - аренда квартиры (хорошая, в центре, 150 метров, без мебели)
85 - газ/электричество
66 - страховка в месяц с человека (плачу себе+жене, детям до 12 лет бесплатно)
25 - вывоз мусора
16 - вода
40 - ТВ/интернет

У жены такой же residence permit, как и у меня - соответственно может работать, но пока сидит с ребенком.

0

— получила-ли "жена" разрешение на работу
Да, даже дети.

Что за бред ... EU Blue Card ... Right to work ....
Family members are free to work on the labour market. Please note that family members can only start work after they have received the residence permit.

0

Первое, вы как бы так поаккуратнее с выражениями в стиле "бред". Второе как заметили ниже это не EU Blue Card.

Егор Павловец
Егор Павловец Project and engineering manager в ITS Partner
2

> "Если не затруднит, в следующей заметке обозначать пожалуйста следующие пункты:"

Добавьте, пожалуйста, пункт, где искать эти самые вакансии :D

Anonymous
Anonymous software engineer в SaM Solutions
4

Па зарплаце: у год можна чакаць ад 35 да 80К еўра "бруднымі". Гэта як у Мінску ад 800 да 3000 даляраў у месяц. У сэнсе: ніжні ўзровень і найвышэйшы для праграміста.
З зп у 4,500 у месяц забяруць прыкладна тысячу падаткамі. Тысячу аддаш за жытло. Астатнія грошы твае. Заплоціш яшчэ за вываз смецця, каналізацыю, страхоўкі каля 300 еўра на сям'ю з трох чалавек.
"эквивалентным по качества жизни в Минске" - якасць жыцця тут не параўнаеш. Жытло, прадукты харчавання, навакольнае асяроддзе, медыцына, адукацыя, транспарт, забавы, падарожжа... Параўноўваць гэта немагчыма. У галандцаў ёсць выраз: параўноваўваць яблыкі з грушамі. Прыкладна так.

1

транспорт: велик наше всё, бушный на marktplaats.nl
банк: карточкой с пином можно платить по всей европе плюс в инете через iDeal
также советую завести аккаунт на www.digid.nl, тут все гос. услуги через этот сайт

0

Ехать утром на работу на велосипеде почти 15 км - дело не простое.

В интернете этой картой (не считая нидерландских сайтов) можно только подтираться

На сайте зарегистрируюсь, спасибо

1

С карточками не всё так просто. Да, на всех нидерландских сайтах ей платят через iDeal. Кредитку дадут только через пару лет, так что лучше иметь беларускую.
Детям советую оформить пособие, там не много, но всё же. На гол. называется kinderbijslag. Тоже оформляется через digid.

0

Кредитную дает сразу после первой зарплаты. Все конечно зависит от годовой ЗП. Мне дадут
Пособие не знал, спасибо

-4

Ну как бы от зп не очень и зависит, а скорее от кредитной истории.

0

Ну хз, всем моим знакомым которые переехали дали через месяц. Я был в банке и заполнил документы на нее. Быть проблем не должно. Там для экспатов немного другие галочки в банке ставить должны

Anonymous
Anonymous software engineer в SaM Solutions
3

Выснова? Знайсці жытло бліжэй да работы. Ровар сапраўды найлепшы варыянт для радыуса 4 км.

Александр Черноокий
Александр Черноокий developer в Targetprocess
3

На счет проездного, я брал на 48 часов за 12 евро, можно взять еще на больше дней, будет дешевле (7 дней где-то 30). Именные карточки еще дешевле. Бывают в супермаркетах (чтоб туристы не узнали) продают очень дешевые суточные проездные на все поезда (а они великолепны). А вообще, велик это все.

0

А что за виза, это Blue Card как я понимаю?

0

Михаил, вообще в Голландии компании оплачивает проезд на работу :) Почитал, себя вспомнил :D Только я вернулся не прожив там и 2 лет. Не скажу, что сожалею. Надеюсь Вам больше 30 лет и перебирались вы как kennismigrant, иначе будете скоро от туда убегать, как туда и рвались :D Почему? Через год - второй узнаете, одним словом - налоги. Будете родину вспоминать еще много-много раз с мыслями, нафига я вообще сюда ехал.

0

Оплачивает. Но я еще не понял каким образом надо подавать чеки.

0

Зачем подавать чеки, там доверие другое ?! Если они оплачивают, значит и дальше по дефолту будут оплачивать. Есть еще OV именные. На сайте можно извлечь маршруты для бухгалтерии. Но, думаю, что это больше для тех, кто ежедневно катается по работе. Некоторые компании могут предоставлять лизинговые машины. Очень удобная и менее затратная штука по сравнению приватного транспорта. Ах, да вы ж с 1 апреля там, зп еще не получали ) в общем у манагера нужно эти вопросы уточнять. Я лично ни какие чеки не приносил ни когда ) Сказал, сколько трачу на проезд, мне столько и добавляли к зарплате каждый месяц. Все очень просто )

0

Подавать ничего не надо. Если вы живете более чем в 10 км от работы, бухгалтерия сама пересчитает. А если ближе, то проезд не оплачивается.

0

Михаил, что то вы не договариваете :D а что с оплатой MVV ??? https://ind.nl/EN/individuals/residence-wizard/work/highly-skilled-migrant/Pages/default.aspx

0

An mvv is a visa that is issued for a stay longer than 90 days. Your sponsor submits an application both for an mvv and a residence permit at the same time. This is called the Entry and Residence Procedure (TEV). https://ind.nl/EN/individuals/residence-wizard/procedure ... If you wish to come to the Netherlands for more than 90 days, you have to apply for a Provisional Residence permit (mvv) and/or a residence permit at the Immigration- & Naturalisation Service (IND) in the Netherlands.

Михаил, насколько знаю, EU Blue Card дает вам право на краткосрочную работу сроком не более 90 дней. У меня такая тоже была, в IND ставил штамп в паспорт. По истечению 90 дней, я подписывал другой контракт уже на 1 год. После 90 дней выдали ID карту с видом на жительство. Только учитывайте Михаил, что процедура MVV дорогая. Сейчас, если не ошибаюсь, это стоит ~5000 и около 380 на каждого члена семьи. На практике ежегодно MVV нужно продлевать, ~350 на члена семьи. Тут главное без ожиданностей, кто будет оплачивать процедуру MVV, вы или компания, это затратно. Я когда туда переехал знал о платной мед страховке, но так получилось, что без ID карты, которая выдается после получения MVV, я официально не мог её оформить. Как только я получил ID карту, оказалось, что мед страховка оформляется со дня пребываания в The Netherlands и пришлось сразу заплатить ~750. Скажу, неожиданно так было :D Потом налог на wooning, мусор, в общем много неожиданностей было :D Может у вас иначе. В любом случае, молодец :)

0

Мне все оплатила компания. MVV-виза нужна для того, чтобы ID получить. Я приехал и на следующий день был уже с ID-картой. Про медстраховки я еще напишу, про налоги когда заселюсь в свое жилье тоже напишу. Но не все так страшно, как вы пишите )

0

Оформление MVV оплатила компания, это хорошо. На самом деле, вы правы, не все так страшно, если с документами помогали. Хотел бы поинтересоваться статусом в ID карте, не kennismigrant случайно?

0

Я, вообще, Михаил, как и многие, когда перебирался, полагался заработать, но не вышло. Имея даже статус kennismigrant так и не удовлетворился заработком. Я работал не в Амстердаме, около города Tilburg. Расходы шли больше, чем доходы и вроде как бы получал больше коллег с учетом 30% рулинка по налогу с зарплаты. Вернее, с зарплаты оставались копейки, но это неважно (!) Если бы я оплачивал полный подоходный 42%, как мои коллеги, я бы точно зубы с женой на полку положил. Конечно, если за 30 лет + kennismigrant, можно неплохо заработать, только вот одна проблема с этим статусом есть. Надеюсь не придется сталкиваться. Не все компании хотя брать kennismigrant на работу, из-за установленных min границ по зарплате. Min этот довольно высок, до 30 лет один, после 30 лет другой (выше). Мне было сложно найти работу до 30 лет с min, про старше 30 лет будет еще сложнее. Зачем платить kennismigrant-у такие деньги, когда он 1) не говорит на Го, 2) он иностранец, когда за эти деньги можно взять своего. Статус kennismigrant можно еще и терять, если меняешь работу. Тут просто нужно хорошо подумать, нужен этот статус или нет. Он дает некоторые преимущества, но в то же самое время создает много проблем. Тут все индивидуально (!).

0

Мне рулинг работодатель оформляет и это прописано в договоре, ЗП моя позволяет его для любого возраста оформлять. Статус этот мне нужен, я довольно много денег без него потерял бы.

Цель заработать не ставлю, несколько иные были, поэтому мне наверное проще с финансовой точки зрения будет.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже