«Мы вас тут по всей республике размажем». «Гомельлифт» судится с ИТ-компанией

54 комментария

2 октября на заседании Республиканского клуба директоров, директор ЗАО «Гомельлифт» Валерий Корниенко заявил, что «95% ИТ-компаний в Беларуси — мошенники». И что он судится с одной из них «не из-за денег, а чтобы создать прецедент — показать, что с айтишниками тоже можно судиться». Компания-разработчик с этой позицией в корне не соглашается. dev.by выяснил, что происходит.

Приходилось пересчитывать в Excel

Во время личной беседы оказалось, что Валерий Корниенко выдвигает претензии не ко всем айтишникам, а только к тем, кто внедряет 1С.

— Из контекста моего доклада [на встрече директоров] вырвали несколько вещей. Получилось, что я всех айтишников назвал мошенниками. Но я говорил по поводу разработчиков и внедренцев 1С, которые решают для компаний узкие прикладные задачи. Обо всех айтишниках сказать не могу — с другими секторами ИТ не очень знаком, — говорит он.

В остальном про суд — всё правда. Дело ЗАО «Гомельлифт» и компании, которая внедряет 1С, рассматривает Верховный суд Беларуси. Название этой компании Валерий Корниенко решил не называть, пока разбирательства не закончатся. Но если посмотреть расписание слушаний в суде, можно легко найти ответчика «Гомельлифта» — это компания «Элитсофт», франчайзи 1С в Гомеле.

— Выиграть этот суд будет полезно для страны, потому что айтишники-внедренцы попросту обманывают компании и директоров, которые зашорены и думают, что ИТ — это что-то очень интеллектуальное, — говорит Валерий Корниенко.

— Хочу показать, что с айтишниками тоже можно судиться. Я не лез в код — я его не знаю и знать не хочу. Моё дело дать задание и показать, как я хочу выстроить бизнес-процесс и отчёты с помощью ИТ в 1С. В случае с этой компанией, процесс не выстроили, а только разработали отдельные звенья, не связанные в общую цепь.

Корниенко рассказывает, что проект по внедрению 1С начался на предприятии в июле 2017 года. Уже в ноябре директор «Гомельлифт» увидел, что всё идёт не так, что он не понимает, какой результат получит. В системе начали вылазить ошибки. Часть процессов приходилось пересчитывать в Excel. Время на работу, которое система должна была сокращать, увеличилось. Тогда Валерий Корниенко взял управление проектом на себя. Но, говорит, «доверившись обещаниям разработчиков всё исправить»,  сотрудники уже успели подписать ряд актов на большую сумму.

— Я говорю своим: «Что же мы, дураки, подписывали, если не работает?» А они отвечают: «Айтишники показывали — всё работало. Как только ушли — перестало работать, — говорит директор ЗАО «Гомельлифт».

В суд предприятие обратилось только в марте этого года. До этого, говорят, пытались уладить конфликт мирно, но ИТ-компания отказывалась идти на уступки — всё подписано, и точка.

— У этой фирмы и, думаю, у других аналогичных главная цель — деньги, а не качество. И желание обмануть заказчика. Я не говорю, что мы идеальны. Может, кто-то с нашей стороны не очень правильно их консультировал или относился со скептицизмом к внедрению. Но они должны были нам как аналитики подсказывать, как сделать лучше. И когда я что-то предлагал, никто из них не критиковал эти идеи, никто не спрашивал, почему так. Я сказал: «У меня дверь открыта, я буду утверждать все рекомендации наших сотрудников, давайте обсуждать их вместе». Но никто ко мне не пришёл. То есть им было выгодно делать, как кто-то им говорит, а не как лучше, — рассказывает Валерий.

В итоге, чтобы подтвердить свои опасения по поводу качества работ айтишников, представители «Гомельлифт» привлекли сторонних экспертов.  Те, как утверждает Валерий Корниенко, подтвердили, что айтишники-внедренцы работали с ошибками. С заключением экспертизы представители «Гомельлифт» обратились в арбитражный суд ПВТ. Но те, говорит директор предприятия, в спор решили не лезть — сказали, что такими вещами не занимаются. Пришлось обратиться в Верховный суд.

Надеялись на совместную работу

Спрашиваем у Валерия Корниенко, может ли быть проблема в плохом техническом задании. Тот уверен, что нет:

— В Беларуси есть несколько ГОСТов, которые регулируют разработку и внедрение ИТ продуктов. Разработчики обязаны пользоваться ГОСТами 1989-90-х годов. Там написано: «Проект ТЗ на АС разрабатывает организация-разработчик системы с участием заказчика на основании технических требований». То есть за наличие техзадания и его качество отвечает разработчик. Фирма участвует, даёт данные, описывает желаемый результат. Но может всего не знать (например всех возможностей 1С) — это должна быть совместная работа. Техническое задание разработчик должен вынуть из заказчика, чтобы оно было качественнее. Это как архитектурный проект в строительстве. Мы нарисовали проект, но не знаем, какую краску, материалы и штукатурку использовать. Техзадания с нашей стороны не было. Мы надеялись на совместную работу. В итоге, вместо ТЗ мы получили некий Концептуальный проект.

Валерий Корниенко определяет следующие проблемы в работе с айтишниками, которые тормозят автоматизацию малого и среднего бизнеса Беларуси в целом:

  • компании, которые ставят впереди всего деньги, а не качество,

  • без узкой экспертизы оценить качество компаний на берегу — невозможно, 

  • в сложных проектах, вроде комплексной автоматизации, нужны высококлассные специалисты, которые дорого стоят (Корниенко называют сумму в 42-50 руб. в час). Многие предприятия просто не могут потянуть такие цены,

  • неготовность предприятий вникать в процессы. Часто директор, заказывая ИТ-разработку, не понимает, какой результат ему нужен, и не участвует в работе,

  • растить своих специалистов — сложно. Велика вероятность, что на рынке им будут платить больше денег, чем может позволить себе среднестатистическое предприятие, 

  • неправильная мысль, что ИТ — это суперинтеллектуальная разработка, которую невозможно понять.

Валерий говорит, что ИТ действительно помогает предприятиям снизить затраты, повысить прозрачность, уменьшить количество ошибок, количество людей занятых в процессах. Сейчас «Гомельлифт» занимается разработкой и внедрением электронной подписи для актов выполненных работ. Заинтересован в мобильном приложении для электромонтажников и внешних клиентов, чтобы те видели, сколько заплатили за услуги, как часто лифт останавливался, какие есть скидки.

— Мы снова будем привлекать внешние компании, ведь все наши внутренние силы брошены на устранение ошибок в 1С. Чему нас научила эта история: привлекая сторонних айтишников впредь, будем более детально общаться с предыдущими заказчиками компаний-претендентов, разбирать проекты и собирать реальные отзывы.

«Заказчик выработал часы, но не заплатил»

Мы обратились ко второй стороне спора — компании «Элитсофт» за разъяснением ситуации. Компания отказалась от официальных комментариев, однако нам удалось поговорить с Юрием, который представился замдиректора и соучредителем «Элитсофт». Его позиция может не отражать позицию всей компании:

— Данный заказчик, кажется, сходит с ума. Подавал на нас документы в прокуратуру, в милицию. Обвиняет нас в мошенничестве. То есть они [Гомельлифт] подписали документы, а мы — мошенники! Нас уже два… нет, уже четыре раза проверили, мошенники мы или нет.

Наша версия такая: был проект, который должен был закончиться в декабре–феврале. Проект делали кусками: часть по обслуживанию лифтов, часть по зарплатам, часть — бухучет. Одна из частей должна была запуститься в октябре, но заказчик предложил перенести запуск на декабрь. При этом нашим людям надо было продолжать работать и поддерживать актуальность данных всё это время. Фактически, это расширение границ проекта, но мы на это пошли, в ущерб рентабельности. Раз пошли, два, три. В итоге по некоторым блокам сроки стали затягиваться до полугода. Мы предложили заказчику договор техсопровождения. Заказчик заключил с нами этот договор, выработал часы, но не заплатил.

Мы прекратили обслуживание. И тут началась катавасия. Нас начали пугать судами, порчей деловой репутации. Мотивировали так: «Я в союзе предпринимателей!», «Да мы вас тут по всей республике размажем».

Мы сказали: ребята, у вас есть долг перед нашим предприятием. Все документы подписаны, акты приняты, оплатите, пожалуйста — сумма на текущий момент невысокая. Но заказчик решил попробовать вернуть до 80% стоимости всего проекта. Аргумент — мы сдали нерабочий продукт, который им пришлось доделывать. 

Представьте, что вы купили новую машину, поменяли в ней щётки и лампы, и сказали: я тут всё доработала, стало классно, теперь хочу назад стоимость машины. Практически такая ситуация у нас получилось с ЗАО «Гомельлифт». Они наняли какую-то другую обслуживающую организацию, пожертвовав гарантийным обслуживанием с нашей стороны, те сделали им пару корректировок, и теперь они хотят вернуть деньги почти за весь проект.

На суде у «Гомельлифта» тоже спрашивали, почему вы трактуете, что система не рабочая? Приезжал консультант Евробанка, анализировал, и сказал, что всё работает. Сказал: «Ребята, зачем вам ругаться, расстаньтесь людьми, нормально, по-партнерски». Но руководство решило иначе. 

Сейчас заказчик пытается показать, что объем выполненных нами работ был ничтожно мал. Хотя это неправда. Суд убедился и сказал им: «Вы несете ерунду». И теперь они обратились в милицию: говорят, мы мошенническим путем подписали акты выполненных работ, у лиц, которые не имеют права подписывать документы.


dev.by будет следить за ходом судебного разбирательства.


Работа в ИТ в Беларуси​.​​​​​​​​​​​​​​​​​

1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения​​.​​​​​​​​​​ 

Читайте также

На научные исследования в этом году хотят потратить почти $40 млн
На научные исследования в этом году хотят потратить почти $40 млн

На научные исследования в этом году хотят потратить почти $40 млн

«Они вообще хотят работать?» Мнение Владимира Линева о «хардверных поправках»
«Они вообще хотят работать?» Мнение Владимира Линева о «хардверных поправках»

«Они вообще хотят работать?» Мнение Владимира Линева о «хардверных поправках»

Хайтек-сообщество обсуждает возможные хардверные поправки в Положение о ПВТ Гендиректор ADANI Владимир Линев известен своим принципиальным отношением к льготам: в ПВТ компания не вступает, так как «бесплатный сыр только в мышеловке». А обсуждаемые поправки ADANI не затрагивают. dev.by познакомил с ними Владимира Линева, чтобы услышать экспертное мнение со стороны.
4 комментария
«900 продуктовиков из местного Linkedin делите на 10». PandaDoc затеяла трансформацию
«900 продуктовиков из местного Linkedin делите на 10». PandaDoc затеяла трансформацию

«900 продуктовиков из местного Linkedin делите на 10». PandaDoc затеяла трансформацию

dev.by поговорил с VP of Engineering в PandaDoc Ильёй Казимировским и Director of Engineering Николаем Амелишко про то, как и зачем компания «убирает стены» перед трансформацией, нанимает новых high level топов, учит сотрудников фейлиться. И, конечно, опять про культуру.  
31 комментарий
Восемь белорусских ИТ-компаний попали в топ-100 лучших аутсорсеров мира
Восемь белорусских ИТ-компаний попали в топ-100 лучших аутсорсеров мира

Восемь белорусских ИТ-компаний попали в топ-100 лучших аутсорсеров мира

13 комментариев

Обсуждение

9

Очень интересные проблемы - ИТ-компании работают ради денег, а не за идею, мы не знаем что хотим и недовольны полученным чем-то, и вообще зажрались они там все.

А так закономерный итог, когда ни тз толком нет и меняли потом на лету, а ещё вот это надо, и вот то переделать. Пока деньги не кончились.

2

за тз и за все переделки отвечает исполнитель.
это эпичнейший провал ПМа который отвечал за проект. боюсь у него теперь чёрный билет на профессию

3

Жаба и Гадюка

Vadim S
Vadim S Product Manager в My Monday
28

Работа с любым госом - ад и мрак

-8

Это не гос, а ЗАО.
Они как раз думали, что гос и традиционно пытались кинуть, надясь что бюджетные деньги им отдадут не поморщившись.

10

С одной компания которая существует на нашем небогатом рынке и не в состоянии учесть все, за заплаченные деньги.
С другой стороны директор который не понимает что хочет и за какие деньги и не готов нести ответственность за то что сделал.
p.s.
В целом посыл статьи очень верный - хотите результат разбирайтесь в теме что бы формулировать корректные требования и оценивать работу.

aliaksiej-kulbicki
aliaksiej-kulbicki art director в PRAS
17

Прочитал - вспомнил.
К счастью у нас такие же красавчики-заказчики пройденный этап. В основном это ГОСы, но не минские - а именно региональные, у них все всегда жесточайше и с криками.
Одного назначают ответственным, он дает задания, вы делаете - выставляете счет, этого сотрудника меняют и звучит "у нас другой человек на должности, кого вы слушали вообще?" И потом уже - я вообще платить не буду, я вас размажу по республике. А-ха-ха. Капец.

-12

> Получилось, что я всех айтишников назвал мошенниками. Но я говорил по поводу разработчиков и внедренцев 1С

Так а зачем вы оправдывались? Всё вы правильно сказали!
- Сколько будет стоить проект?
- 200000 уе

Прошло полгода..
- Ой, вы знаете, пока наши программисты не справляются, проект будет стоить 400000 уе, доплатите разницу.

И ведь компании продают мидлов как экспертов, а джуниоров как мидлов. Профит!

И нет разницы кто к ним обратится - гос.структура или частник!
Скажут - ну неправильно заэстимейтили, ну что тут такого, обычная практика. Только забывают добавить - обычная практика мошенников.

9

найми в штат и пое...ай их там в предместьях фермы , не вижу проблемы)

-9

И, что из-за каких-то уродов нужно теперь каждому предприятию нанимать IT штат и отказаться от аутсорса?
Нет, нужно прижать таких по суду и всё, как в цивилизованных странах.

7

Что мешает платить за этапы и держать часть суммы в виде финального платежа?
Думаете так только в IT - это везде. Если вы заранее платите за будущий результат, а ещё и не понимаете чего хотите, почти всегда будет не так как вам нужно/качествено. Сразу в голову приходит стройка. Заплатите строителям вперед и получите много веселья. Исключения бывают но редко.

2

Ну как бы гражданин согласен, что часть вины лежит на нём.
"Недостаточный контроль" и т.п.
Если со "строителями" есть договор, то не предполагается, что за ними нужно ещё и бегать и вникать, в этом они ошиблись.

3

джунов как мидлов? :D почти все галеры продают джунов как сеньоров.
берёшь 1 сеньора - проходишь им собес на продажу. подписываешь договор, убираешь сеньора. заводишь 3 джунов под акком того самого сеньора. профит (:

27

Ну, пускай господин Корниенко починит лифты производства его завода у нас в офисном здании так, чтобы они не ломались каждую неделю. А то ненароком можно обронить фразу, которую потом тоже из контекста вырвут. Ну что-то в духе: "50% производителей лифтов в Беларуси - мошенники."

7

Зная процессы изнутри соглашусь с Гомельлифтом.
В большинстве случаев пытаются разводить на бабло, как привыкли делать с иностранными заказчиками.
"Отработали часы" - это вообще топ аргумент.
Один известный интегратор так уже много лет "отрабатывает часы" по внедрению SAP, а на выходе пшик.

Есть нюанс - часто это прокатывает, потому что у госов деньги не их, и им всё равно сколько уйдёт.
А здесь ЗАО и принципиальный директор.

3

а что вы хотели ? тендер дали, выбрали дешевого, и ждете что на блюдечке все поднесет? BA б наняли, дельцы)

-3

А вас не смущает что в тендере участвует компания которая не выполнила свои обязательства? Это чья вина?

13

c чего вы решили что обязательства не выполнены учитывая комментарий судьи, мисье ?

amok
amok Team Lead в Ergalio
8

Ну, похоже на проект внедрения, который деректор спустил подчинённым, которые не сильно хотели внедрять или вникать или не умели. Бюджет ушёл, они акты подписали, но по факту предприятию от этого легче не стало. Директор, когда начал вникать, понял, что полимеры потеряны, но решил не своим по шапке дать и договориться с разработчиком, а "вернуть деньги".
С другой стороны, внедренцам то нужно было бы понимать, кто конечный бенифициар и его одобрением заручиться пораньше. И если они в самом деле разбираются и хотели "как лучше", то настойчиво намекать директору, что его люди тратят впустую бюджет.
Имхо, если акты подписаны и поставка "чего-то" была, то суд будет на стороне вендора...

7

По факту насколько я понимаю - акты подписаны, оплата частичная, софт разработанный используется, суд признал, что Исполнитель выполнил свои обязательства, Заказчик хочет забрать деньги назад, но программой пользуется)))

-3

50 рублей в час = высококлассный спец?

0

да, такие рейты в 1с. поду учить питон)))

Иван Морозов
Иван Морозов Project Manager в SumatoSoft
9

Внедрение 1С - весьма, хм, экзотическая отрасль IT.
https://ebanoe.it/2018/02/08/fucking-1c/

Дмитрий Трубников
Дмитрий Трубников UX/UI Unit Lead в Softeq Development
0

мда....трагедия... а Бельмондо на фотке тут зачем?

4

Приезжал консультант Евробанка, подтвердил, что все работает.

Что за бред? Евробанк с августа 2015 г. в ликвидации, как его работники могут подтверждать работоспособность ПО в Гомеле в 2019 году?

Uladzimir Liashchynski
Uladzimir Liashchynski Project Manager в CactusSoft
1

Хочешь сказать айтишники кривят душой? :)

9

Конкретно эти, с позволения сказать, айтишники - судя по всему, ребята мутные.
И вообще, как банк может подтверждать работоспособность 1С на предприятии? Первый раз слышу, чтобы банк оказывал такую услугу.
Я понимаю всеобщий скепсис по данному поводу: с одной стороны IT-компания (автоматически включается корпоративная солидарность), с другой завод еще 4-го технологического уклада с директором явно советской закалки. Но объяснения Элитсофта выглядят реально странно и вызывают больше вопросов, чем дают ответов.

1

дружбан замдиректора 1Сников работал в Евробанке. вот он пришёл, всё посмотрел и сказал что всё ок :D

2

Жаль сотрудников Гомельлифта. С таким менеджментом у них гарантированно никакого роста.

8

посмотрите состав компании - рост на лицо. сын директора вырос до замдиректора

8

Такое ощущение, что ООО Жаба внедрило 1С на ЗАО Гадюка.

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.

П. 4.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement

3

Что-то мне кажется, что лифтеры сильно старались проект завалить. Сколько часов на ТЗ оплатили? Или бесплатно делали? Сотрудников точно никто не пинал, чтобы во внедрении поучаствовали, в 17.00 встали и домой, вам надо - вы и внедряйте. А через несколько месяцев на планерке внезапно выяснилось, что что-то пошло не так. Внешний консультант - тоже показатель, свои сотрудники на столько ленивые, что проверять программу - тоже надо человека на стороне нанимать.

1

Участие целевых сотрудников во внедрении это проблема обычно. Только в другом ключе. Простых смертных, которые будут использовать внедряемое ПО в своей повседневной работе, просто ставят перед фактом : "с такого-то числа переходим на "...".

0

Это правильный подход. Целевые сотрудники зачастую сопротивляются и потому что работы у них может прибавится, и из-за консервативности.

0

Как минимум из данной статьи следует, что это не правильный подход.

0

Открою секрет. Автоматизация решает проблемы и задачи бизнеса, а "сделать счастливыми пользователей" - это скорее "побочный эффект" автоматизации.

2

наняли какого-то пенсионера небось, который им за 100р поправил пару отчетов и сказал что "я бы вам это все за тыщу запилил" и пошло поехало )

andrey shlapkov
andrey shlapkov бариста в Indigo Bunting
3

Что, никто не работал с фрилансерами из категории "после меня хоть потоп"?

3

Дорогой директор ЗАО «Гомельлифт», всё очень просто -- вашим работникам никакая 1С не нужна, в смысле они её не хотят. Вы хотите (своеобразный) результат, а они просто хотят домой.

> Сейчас «Гомельлифт» занимается разработкой и внедрением электронной подписи для актов выполненных работ. Заинтересован в мобильном приложении для электромонтажников и внешних клиентов, чтобы те видели, сколько заплатили за услуги, как часто лифт останавливался, какие есть скидки.

Отличные мысли для ТЗ. В добрый путь.

2

Сейчас «Гомельлифт» занимается разработкой и внедрением электронной подписи для актов выполненных работ.
------
Сейчас гомельлифт изобретает велосипед)))

1

Сложная система учёта в стране. Хочу все знать! А может нет необходимости в таком количестве бухгалтеров. И директору вовремя на пенсию надо выходить. Союз предпринимателей им. Макса давно превратился в собрание пенсионеров доящих свои ЗАО.
Вот персонал и саботирует все попытки прозрачности учёта.

3

Количество бухов в нашей стране плодит Минфин вместе с МНС. Первый 20 лет переходит на МСФО запутав и зарегулировав учет по самое не могу. При адекватном бухучете бухгалтеров можно было бы сократить раза в 3. А при адекватной отчетости еще в 3. А так любая жук и жаба хочет отчет - статистика, белгосстрах, соцстрах... и часто это бредовые выборки, которые никак не автоматизируются.

-5

Все комментарии напоминают тограшей , не нравится не плати , а заплатил 3 копейки так что же ты хотел ? Если так работать то ма никогда не достигнем уровня ссаной Европы.

0

Пишу вам из ссаного Мюнхена, который в ссаной Европе. Тут бы деньги взяли и вообще ничего не делали с такими тз и менеджерами. Тем более после подписания актов.
Как раз таки де юре - это все, что интересно компаниям подрядчикам софта.

3

Как сказал-то "Моё дело дать задание и показать, как я хочу выстроить бизнес-процесс и отчёты с помощью ИТ в 1С. В случае с этой компанией, процесс не выстроили". Вообще-то ИТшники не должны вам выстраивать процессы. Это вы сами должны их выстроить, а потом ИТшники вам их автоматизируют. Но сами вы видимо не умеете, а на бизнес-консалтинг денег нет. В 1С это по сути конструктор из мелких деталек, который заложили в те времена, когда про процессы никто и не думал. И имхо не самая лучшая платформа для нормальной автоматизации. Конечно нормальная система уровня SAP могла бы подсказать вам как сделать процесс оптимальней, но врядли бы это вам понравилось. У нас же требования к ИТ простые - если очень хочеться, делайте нам. Отгружайте со склада то чего, мы никогда не производили или нет в остатках. Анулируйте ранее выписанные накладные, потому как продать не смогли а возвращать не хотит и т.д. и т.п.

1

Бизнес консалтинг? Предлагаете ещё и на инфоцыган потратиться?

1

Имхо этот усатый должен убирать урожай, а не руководить юрлицом. Какой-то некомпетентный. На лицо эффект Даннига-Крюгера

0

Люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации[1]. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях
для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно следующее:

Они склонны переоценивать собственные умения.
Они неспособны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других.
Они неспособны осознавать всю глубину своей некомпетентности.
После обучения у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности, даже если их истинная компетентность после обучения практически не меняется.
(с) Википедия

0

Можно подумать мы живем в высокоразвитой стране, а гомельские лифты круче лифтов Otis. Директор не смог найти грамотного специалиста у себя, который смог бы вникнуть в проблематику автоматизации, но виновата в этом почему-то сторонняя ИТ организация. Тем более если это 1С

Алексей Якунин
Алексей Якунин Data Scientist в EPAM
1

Любой подобный проект имеет фазу внедрения. Полагаю, что господин-директор благополучно эту фазу провалил, понадеявшись, что "айтишники все сделают, и все будет работать", а может даже и не парился по этому поводу. Айти страна все-таки!
Как по мне, так любое ЗАО, имеющее долю государства - это болото, в котором утонет любая автоматизация. Удел - Эксель и десятки сотрудников, калькулирующих планы/затраты/нормы/прогнозы/приросты/долю рынка и прочие требуемые "сверху" показатели на пальцах.

0

"гомельские лифты круче лифтов Otis" -- г-н vicgor (и остальные подобные отзывы): На сколько мне известно, в Гомеле лифты не производятся вообще. Советую прогуглить про Могилев.

0

Знакомая ситуация. Скорее всего проблема на стыке заказчика и IT-фирмы. Не поняли друг друга.

0

За границей еще и не такое бывало, вот например: https://www.iemag.ru/projects/detail.php?ID=36022
Только масштабы убытков совсем другие.