«Мы вас тут по всей республике размажем». «Гомельлифт» судится с ИТ-компанией

Невыцифровизовывается
22 октября 2019, 13:17

2 октября на заседании Республиканского клуба директоров, директор ЗАО «Гомельлифт» Валерий Корниенко заявил, что «95% ИТ-компаний в Беларуси — мошенники». И что он судится с одной из них «не из-за денег, а чтобы создать прецедент — показать, что с айтишниками тоже можно судиться». Компания-разработчик с этой позицией в корне не соглашается. dev.by выяснил, что происходит.

Приходилось пересчитывать в Excel

Во время личной беседы оказалось, что Валерий Корниенко выдвигает претензии не ко всем айтишникам, а только к тем, кто внедряет 1С.

— Из контекста моего доклада [на встрече директоров] вырвали несколько вещей. Получилось, что я всех айтишников назвал мошенниками. Но я говорил по поводу разработчиков и внедренцев 1С, которые решают для компаний узкие прикладные задачи. Обо всех айтишниках сказать не могу — с другими секторами ИТ не очень знаком, — говорит он.

В остальном про суд — всё правда. Дело ЗАО «Гомельлифт» и компании, которая внедряет 1С, рассматривает Верховный суд Беларуси. Название этой компании Валерий Корниенко решил не называть, пока разбирательства не закончатся. Но если посмотреть расписание слушаний в суде, можно легко найти ответчика «Гомельлифта» — это компания «Элитсофт», франчайзи 1С в Гомеле.

— Выиграть этот суд будет полезно для страны, потому что айтишники-внедренцы попросту обманывают компании и директоров, которые зашорены и думают, что ИТ — это что-то очень интеллектуальное, — говорит Валерий Корниенко.

— Хочу показать, что с айтишниками тоже можно судиться. Я не лез в код — я его не знаю и знать не хочу. Моё дело дать задание и показать, как я хочу выстроить бизнес-процесс и отчёты с помощью ИТ в 1С. В случае с этой компанией, процесс не выстроили, а только разработали отдельные звенья, не связанные в общую цепь.

Корниенко рассказывает, что проект по внедрению 1С начался на предприятии в июле 2017 года. Уже в ноябре директор «Гомельлифт» увидел, что всё идёт не так, что он не понимает, какой результат получит. В системе начали вылазить ошибки. Часть процессов приходилось пересчитывать в Excel. Время на работу, которое система должна была сокращать, увеличилось. Тогда Валерий Корниенко взял управление проектом на себя. Но, говорит, «доверившись обещаниям разработчиков всё исправить»,  сотрудники уже успели подписать ряд актов на большую сумму.

— Я говорю своим: «Что же мы, дураки, подписывали, если не работает?» А они отвечают: «Айтишники показывали — всё работало. Как только ушли — перестало работать, — говорит директор ЗАО «Гомельлифт».

В суд предприятие обратилось только в марте этого года. До этого, говорят, пытались уладить конфликт мирно, но ИТ-компания отказывалась идти на уступки — всё подписано, и точка.

— У этой фирмы и, думаю, у других аналогичных главная цель — деньги, а не качество. И желание обмануть заказчика. Я не говорю, что мы идеальны. Может, кто-то с нашей стороны не очень правильно их консультировал или относился со скептицизмом к внедрению. Но они должны были нам как аналитики подсказывать, как сделать лучше. И когда я что-то предлагал, никто из них не критиковал эти идеи, никто не спрашивал, почему так. Я сказал: «У меня дверь открыта, я буду утверждать все рекомендации наших сотрудников, давайте обсуждать их вместе». Но никто ко мне не пришёл. То есть им было выгодно делать, как кто-то им говорит, а не как лучше, — рассказывает Валерий.

В итоге, чтобы подтвердить свои опасения по поводу качества работ айтишников, представители «Гомельлифт» привлекли сторонних экспертов.  Те, как утверждает Валерий Корниенко, подтвердили, что айтишники-внедренцы работали с ошибками. С заключением экспертизы представители «Гомельлифт» обратились в арбитражный суд ПВТ. Но те, говорит директор предприятия, в спор решили не лезть — сказали, что такими вещами не занимаются. Пришлось обратиться в Верховный суд.

Надеялись на совместную работу

Спрашиваем у Валерия Корниенко, может ли быть проблема в плохом техническом задании. Тот уверен, что нет:

— В Беларуси есть несколько ГОСТов, которые регулируют разработку и внедрение ИТ продуктов. Разработчики обязаны пользоваться ГОСТами 1989-90-х годов. Там написано: «Проект ТЗ на АС разрабатывает организация-разработчик системы с участием заказчика на основании технических требований». То есть за наличие техзадания и его качество отвечает разработчик. Фирма участвует, даёт данные, описывает желаемый результат. Но может всего не знать (например всех возможностей 1С) — это должна быть совместная работа. Техническое задание разработчик должен вынуть из заказчика, чтобы оно было качественнее. Это как архитектурный проект в строительстве. Мы нарисовали проект, но не знаем, какую краску, материалы и штукатурку использовать. Техзадания с нашей стороны не было. Мы надеялись на совместную работу. В итоге, вместо ТЗ мы получили некий Концептуальный проект.

Валерий Корниенко определяет следующие проблемы в работе с айтишниками, которые тормозят автоматизацию малого и среднего бизнеса Беларуси в целом:

  • компании, которые ставят впереди всего деньги, а не качество,

  • без узкой экспертизы оценить качество компаний на берегу — невозможно, 

  • в сложных проектах, вроде комплексной автоматизации, нужны высококлассные специалисты, которые дорого стоят (Корниенко называют сумму в 42-50 руб. в час). Многие предприятия просто не могут потянуть такие цены,

  • неготовность предприятий вникать в процессы. Часто директор, заказывая ИТ-разработку, не понимает, какой результат ему нужен, и не участвует в работе,

  • растить своих специалистов — сложно. Велика вероятность, что на рынке им будут платить больше денег, чем может позволить себе среднестатистическое предприятие, 

  • неправильная мысль, что ИТ — это суперинтеллектуальная разработка, которую невозможно понять.

Валерий говорит, что ИТ действительно помогает предприятиям снизить затраты, повысить прозрачность, уменьшить количество ошибок, количество людей занятых в процессах. Сейчас «Гомельлифт» занимается разработкой и внедрением электронной подписи для актов выполненных работ. Заинтересован в мобильном приложении для электромонтажников и внешних клиентов, чтобы те видели, сколько заплатили за услуги, как часто лифт останавливался, какие есть скидки.

— Мы снова будем привлекать внешние компании, ведь все наши внутренние силы брошены на устранение ошибок в 1С. Чему нас научила эта история: привлекая сторонних айтишников впредь, будем более детально общаться с предыдущими заказчиками компаний-претендентов, разбирать проекты и собирать реальные отзывы.

«Заказчик выработал часы, но не заплатил»

Мы обратились ко второй стороне спора — компании «Элитсофт» за разъяснением ситуации. Компания отказалась от официальных комментариев, однако нам удалось поговорить с Юрием, который представился замдиректора и соучредителем «Элитсофт». Его позиция может не отражать позицию всей компании:

— Данный заказчик, кажется, сходит с ума. Подавал на нас документы в прокуратуру, в милицию. Обвиняет нас в мошенничестве. То есть они [Гомельлифт] подписали документы, а мы — мошенники! Нас уже два… нет, уже четыре раза проверили, мошенники мы или нет.

Наша версия такая: был проект, который должен был закончиться в декабре–феврале. Проект делали кусками: часть по обслуживанию лифтов, часть по зарплатам, часть — бухучет. Одна из частей должна была запуститься в октябре, но заказчик предложил перенести запуск на декабрь. При этом нашим людям надо было продолжать работать и поддерживать актуальность данных всё это время. Фактически, это расширение границ проекта, но мы на это пошли, в ущерб рентабельности. Раз пошли, два, три. В итоге по некоторым блокам сроки стали затягиваться до полугода. Мы предложили заказчику договор техсопровождения. Заказчик заключил с нами этот договор, выработал часы, но не заплатил.

Мы прекратили обслуживание. И тут началась катавасия. Нас начали пугать судами, порчей деловой репутации. Мотивировали так: «Я в союзе предпринимателей!», «Да мы вас тут по всей республике размажем».

Мы сказали: ребята, у вас есть долг перед нашим предприятием. Все документы подписаны, акты приняты, оплатите, пожалуйста — сумма на текущий момент невысокая. Но заказчик решил попробовать вернуть до 80% стоимости всего проекта. Аргумент — мы сдали нерабочий продукт, который им пришлось доделывать. 

Представьте, что вы купили новую машину, поменяли в ней щётки и лампы, и сказали: я тут всё доработала, стало классно, теперь хочу назад стоимость машины. Практически такая ситуация у нас получилось с ЗАО «Гомельлифт». Они наняли какую-то другую обслуживающую организацию, пожертвовав гарантийным обслуживанием с нашей стороны, те сделали им пару корректировок, и теперь они хотят вернуть деньги почти за весь проект.

На суде у «Гомельлифта» тоже спрашивали, почему вы трактуете, что система не рабочая? Приезжал консультант Евробанка, анализировал, и сказал, что всё работает. Сказал: «Ребята, зачем вам ругаться, расстаньтесь людьми, нормально, по-партнерски». Но руководство решило иначе. 

Сейчас заказчик пытается показать, что объем выполненных нами работ был ничтожно мал. Хотя это неправда. Суд убедился и сказал им: «Вы несете ерунду». И теперь они обратились в милицию: говорят, мы мошенническим путем подписали акты выполненных работ, у лиц, которые не имеют права подписывать документы.


dev.by будет следить за ходом судебного разбирательства.


Работа в ИТ в Беларуси​.​​​​​​​​​​​​​​​​​

1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения​​.​​​​​​​​​​ 

подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение