Групону крышка?

31 августа 2012, 12:18
Groupon 2012 уже давно перевалил за вторую половину, а конца света всё не видать. Однако сплошь и рядом случаются локальные катаклизмы, вот, к примеру, поговаривают, что скоро Groupon (да-да, тот самый гигант рынка) провалится в тартарары. Злые языки и происки завистников – или же действительно Групону крышка? Основанием для столь жестокого диагноза стал симптом, наделенный интригующим названием – deals fatigue, что мы переведем как усталость от скидок. Устал от скидок, конечно же, не сам Groupon, с удовольствием на них наживающийся, а покупатели... Если уже совсем откровенно, то Groupon - не единственный сервис, по которому ударил бич усталости от скидок. Как сообщает Daily Deal Media, во второй половине 2011 года сложили знамена 798 сайтов скидочных сервисов.

Мы устали, мы уходим

Когда-то Groupon взбудоражил сознание американских граждан, которым с его появлением больше не пришлось аккуратненько вырезать ножничками купоны из газет и складывать в отдельную папочку. Отныне все в лучшем виде доставлялось на e-mail, что и вызвало массовый ажиотаж среди тех, кому не по карману регулярные дорогие суши и шоколадные обертывания. Вслед за Groupon появились сотни других сервисов, на которые грех не подписаться, ведь можно упустить что-то супервыгодное. Когда первая волна восторга схлынула, наступила пора разочарования – там обманули, здесь некачественно обслужили, нет времени проверять аккаунты всех сервисов, не успеваю использовать купон до окончания акции, получаю по 30 писем спама в день… Надоело. На этой волне появились сервисы а-ля Unsubscribe deals.com, очищающие ящики от спама. В первые три месяца вышеупомянутый сервис набрал почти тысячу подписчиков и вошел в список нужных аппов для прокачки e-mail – и, кстати, под номером 1! Deals Fatigue За последний квартал прирост активных пользователей Groupon (имеются в виду те, кто купил купон хотя бы один раз за год) составил всего лишь 1,1%, что в разы меньше, чем раньше. Хотя ситуация неоднозначная: к примеру, трафик на сайт Groupon был как никогда высок в начале 2012, но в мае и июне был ниже, чем в соответствующих месяцах прошлого года. Так что никак не могут определиться подлые пользователи, нравится ли им Groupon или нет, доставляя головную боль акционерам, и без того испереживавшимся за свои денежки. И уж совсем бомбой оказались публичные торги, когда 14 августа всего лишь за пару минут акции Groupon обвалились на 22%. Над фактом провала сцепились мэтры финансового мира – с одной стороны оказался Wall Street Journal, вполне разумно утверждающий, что инвесторы побежали с тонущего корабля, потому что Groupon не оправдал возложенных на него финансовых надежд. По другую сторону баррикад находятся финансисты Fortune.com, доказывающие, что «это совсем не то, что вы подумали». Действительно, некоторые ранние инвесторы, в частности Andreessen Horowitz, ушли, но, к примеру, последний сорвал куш в $14 миллионов, инвестировав $40 миллионов. Не так уж и плохо для «загибающегося» Групона? К тому же, крупнейший инвестор New Enterprise Associates также не собирается продавать акции, а многие ранние инвесторы ещё и прикупили. Так что у медали две стороны.

Groupon рубит сук?

Однако слухи ползут, и вполне обоснованно. Если часть инвесторов ещё сохраняет веру в успех Groupon, предприниматели уж точно начали разочаровываться. Особенно после нашумевшей истории о том, как Groupon мало того что не выплатил причитающееся, так ещё и угрожал своему клиенту. Краткая сводка: пострадавшим стал небольшой spa-салон (среднестатистический клиент Groupon), который, вняв рекламным обещаниям, решил таким образом раскрутиться. К сожалению, салон оказался в минусе, так как продалось купонов меньше, чем ожидалось, клиентов, естественно, пришлось обслуживать по высшему классу, но практически никто из них не вернулся и не стал постоянным, как то сулил Groupon. Пока в салон тёк поток групоновских пользователей, на своих, лояльных клиентов не было времени, и часть из них, не дождавшись, ушла массажироваться к конкурентам. Но это ещё полбеды. Groupon задержал выплату денег, а когда владельцы салона сообщили, что прекращают с ним работу, стал угрожал им судом. До суда дело не дошло, но уже сам слух о возможном разбирательстве является началом конца Groupon, так как окончательно отвадит от него те небольшие компании, которые и так не шибко-то довольны своей прибылью, вернее, убылью. Grupon's threats Не будем забывать и про ещё один рассадник целевой аудитории Groupon, хоть он и относится к внутренним ресурсам компании. Менеджеры по продажам, на чьих плечах и держится весь бизнес, тоже бегут из Groupon, говоря, что проблем у компании действительно полно и выплаты клиентам ой как задерживаются. Как мы видим, Groupon топит всех слонов, на которых он стоит: – инвесторов (не верят в будущее); – пользователей (устали); – клиентов-предпринимателей (одни убытки! А ещё и судом угрожают); – сотрудников (пора делать ноги в другие компании, в Google Offers, к примеру).

А ведь были времена!..

Акции Групона упали на 82% (!) с ноября 2011 года, и сейчас компания стоит всего лишь 3 миллиарда. А помните прошлогодние времена, когда Groupon взял и не продался Google за 6 миллиардов? Небезызвестная Марисса Майер тогда оправдывалась перед публикой на невысказанное обвинение в том, что Google скупает стартапы, а потом не может их качественно интегрировать в свою систему, ломая им кости и подрезая крылья. Майер говорила, что Google хороший и оставляет стартапы независимыми… Но Groupon все равно отказался, справедливо полагая, что и без Google отлично прокормится. Google's Acquisitions И правильно, что не поддался на уговоры: ведь в скором времени в него инвестировали почти миллиард (950 миллионов)! Среди тех, кто вложился, были те самые ранние инвесторы (уже известный нам Andreessen Horowitz, Greylock Partners, Kleiner Perkins Caufield & Byers, Maverick Capital, Silver Lake Partners, Technology Crossover Ventures), лагерь которых теперь раскололся на дезертиров и ветеранов. А в 2011 году Groupon вышел на IPO (публичные торги), сорвав суперкуш в 700 миллионов, немного не дотянув до Google, который некогда взял 1,7 миллиарда, и занял почетное второе место в списке ИТ-проектов, так превосходно себя показавших на публичных торгах. Тогда Groupon стал оцениваться в 12,8 миллиардов, а среди экспертов началась игра «Кто на новенького». Любой мало-мальски известный финансист считал своим долгом «посомневаться» в будущем Groupon, пророча, что успех недолговечен, а деньги, как говорится «easy come, easy go» и что Groupon не сможет удержать акционеров в долгосрочном периоде. Вот и накаркали.

Что теперь?

Groupon планирует освоить новые горизонты а-ля продажа билетов в кино, театры и т.д. Однако возможен ли подъем после такого головокружительного падения? В конце концов, столько стартапов, подававших инвесторам сладостные надежды, пало смертью храбрых. Акции многих гигантов рынка, таких, как Facebook, Yelp и Linkedin, стоят все меньше и меньше. Соответственно, можно сделать вывод, что чаша сия вполне справедливо не минует Groupon. С другой стороны, можем ли мы судить о Groupon как об ИТ-проекте? Ведь по сути своей это аналог обычной американской газеты с купонами, которая просто рассылается по электронной почте, и никакими высокими технологиями тут и не пахло. Если Групон относить к информационным технологиям, то, может, любой сервис, решивший сделать миллион на рассылке скидок на колбасные обрезки, можно приравнивать к ИТ-проекту? Так стоит ли прогнозировать его будущее с оглядкой на игроков ИТ-рынка? Как вы думаете?
подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение