Подтяни коммуникацию, сould you please? PM, HR и преподаватели языка о том, как «мягкие навыки» сохраняют время, деньги и нервы

Партнёрский материал
13 сентября 2018, 09:00
Подтяни коммуникацию, сould you please?

Гибким навыкам уделяют пристальное внимание чуть ли не в каждой ИТ-компании. В PandaDoc готовят soft skills матрицу, а в компании Aetsoft считают, что для продуктивной работы в команде важно развивать коммуникативные способности. Поговорили на эту тему с создателями тренинга по soft skills, основателями школы корпоративного английского языка Headway Илоной и Давидом Чоладзе, Product manager в PandaDoc Дмитрием Конюком и HR в Aetsoft Юлией Соловей, кто уже успел поработать с Headway.   

Как родилась идея создать тренинг по развитию soft skills? И зачем он вообще нужен?

Илона: Наши корпоративные клиенты часто говорят о том, что хотят «прокачать» навыки самоорганизации, тайм-менеджмента, научиться правильно выходить из конфликтных ситуаций, мыслить креативно и управлять своими эмоциями. Вы можете говорить и писать по английски верно, без ошибок с точки зрения грамматики, но не быть, как говорят, на одной волне с клиентом. Чтобы её уловить, нужно учесть множество нюансов, которые заложены в базовых soft skills. Когда мы общаемся с кем-то, мы хотим получить обратную связь. Важно уметь попросить о помощи, признать свою ошибку, наладить коммуникацию в команде, уметь сформулировать фидбек и принять его.

Давид: Мы часто сталкиваемся с необходимостью делать презентацию или самопрезентацию. Человек может продумать свой питч до мелочей, но не справиться со стрессом. Этот гибкий навык можно и нужно отрабатывать. В США и Великобритании эти тренинги набирают популярность и значимость. Мы решили создать здесь платформу для усовершенствования профессиональных качеств. Наши клиенты часто работают с американским рынком, поэтому тренинг тоже может быть на английском языке.   

Как технические специалисты относятся к необходимости развивать свои soft skills?

Дмитрий: В целом тренд такой: понимание того, что «мягкие» навыки нужны не меньше, чем «жёсткие», постепенно приходит. Когда Senior’ы упираются в карьерный потолок, мы объясняем им, что есть ещё soft skills — бесконечный путь развития. В ИТ гораздо большей проблемой является коммуникация в команде, чем какая-то инженерная задача. Особенно это становится ощутимо, когда ты быстро растёшь: мы выросли от 30 до 100 человек менее, чем за год.

Неужели так сложно коммуницировать?

Дмитрий: Если у вас в команде много звёзд, это еще не значит, что получится созвездие. Поэтому мы решили адресовать эту задачу — развитие мягких, коммуникативных навыков у разработчиков — специалистам. Но не потому, что у нас слабые soft skills в компании (скорее, наоборот), а потому что видим большой потенциал в этом. В PandaDoc мы делаем акцент на важности культуры в коде и наличия soft skills у разработчиков.  

Конечно, можно пытаться закрывать дыры в плохой коммуникации менеджерами, но лучше просто наладить её между разработчиками. Проектный менеджмент — та часть работы, которую хотелось бы автоматизировать, чтобы коммуникация текла сама собой. А это лежит в поле развития «мягких» навыков.

Юлия: Наша компания прошла путь от небольшой компании до серьезного игрока на рынке. Поэтому то, с чем можно было мириться в маленьком коллективе, стало неприемлемым для масштабирования бизнеса. Иногда компаниям приходится  расставаться с некоторыми сотрудниками из-за того, что они не обладали необходимыми гибкими навыками, чтобы влиться в новые процессы, тем самым препятствуя командной работе. Hard skills в приоритете, но, отбирая сотрудников, мы, конечно, обращаем внимание на личные их качества, гибкие навыки, которые отвечают за то, сможет ли человек влиться в коллектив и эффективно в нем работать.  Это личностный багаж знаний, который помогает легко и продуктивно решать рабочие задачи и постоянно двигаться вперед.

Зачем разработчику, который пишет код, «мягкие» навыки?

Илона: Разработчик работает в команде. Запуск нового проекта выполняет не один человек, для успешной реализации проекта взаимопонимание в команде должно быть налажено. Умение вовремя задать вопрос, а если нужно переспросить впоследствии может сэкономить время и деньги.

Дмитрий: Написание кода — это творческий процесс. Редко бывает, чтобы человек был самодостаточен на сто процентов, и ему никто не нужен был. Прокачать коммуникативные навыки в одиночку, почитав статью, не получится. 

Здесь вопрос в том, на каком уровне должны быть развиты у человека те или иные навыки. Мне кажется, что секрет в их гранулярном разбиении на уровни: например, от PM можно ожидать, что он будет раз в три месяца выступать на конференциях перед тысячной аудиторией. От разработчика — выступать перед пятью-десятью коллегами, делясь с ними опытом.

Нужны ли программисту показная вежливость, «словесный пух», вроде «could you please fix these bugs»?  

Дмитрий: Вежливость — это тонкая наладка коммуникации. Нам кажется, что это мелочь, но сейчас, если ты не отправил смайлик, люди думают, что ты грубишь или серьёзно расстроен. В PandaDoc много удалённой коммуникации, и, если мы пренебрегаем «словесным пухом», человек может неправильно нас понять. Выльется это во время, самый дорогой ресурс. Если мы не развиваем вежливость и эмпатийную мышцу, то будем постоянно тратить время на налаживание контакта как с клиентом, так и с командой. Поэтому если у нас есть шанс с помощью «could you» сэкономить десятки часов работы, давайте это сделаем.

В некоторых ИT-компаниях есть собственная матрица компетенций. Главный их недостаток — отсутствие «гибких навыков», которыми должен владеть человек на той или иной карьерной ступени.     

Дмитрий: Да, есть такая проблема. Когда ты говоришь человеку «подтяни коммуникацию», у него вопрос: ты о чём вообще? А на самом деле это нормальная просьба, просто мы на слишком высоком уровне её озвучили. Условно soft skills делятся на две категории. Первые — вечные, всегда и везде нужны, вроде тайм-менеджмента, коммуникации, лидерства, умения работать в команде. А есть soft skills, характерные для данной индустрии или для определенного времени. И если по первой куча книг и рекомендаций, и тренингов, то по второй особо ничего нет. Например, это эмоциональный интеллект, современная психология, адаптация к быстро изменяющимся условиям. У нас есть матрицы «жёстких» навыков, и мы сейчас хотим добавить туда ещё и «мягкие». К сожалению, это непросто: что относится, а что нет к soft skills, и в какой степени каждый из сотрудников должен ими владеть.

Илона: На нашем тренинге есть градация того, насколько каждому из специалистов нужно владеть «мягкими» навыками. Перед началом занятий мы обсуждаем задачу, которая стоит перед нами, и пожелания клиента. А на самом тренинге уже оттачиваем необходимые ему или его команде навыки.

Какой базовый набор soft skills должен быть у ИТ-специалиста?

Давид: Однозначного ответа нет. Для всех важно уметь работать в команде, решать конфликты, доводить дела до конца, базовый тайм-менеджмент, умение давать и получать обратную связь, доносить свою идею, договариваться, справляться с эмоциями. И высший пилотаж — адаптировать эмоции собеседника к своим нуждам. В общем, можно сформулировать: слушать, говорить, договариваться.

В каких реальных рабочих ситуациях программист может столкнуться с тем, что ему не хватает коммуникативных навыков? Не понял ТЗ, но уже написал код.

Дмитрий: Если человек боится быть капитаном очевидность, то это может обернуться большой проблемой для компании. А бывает, что сам менеджер ведёт себя так, что к нему не хочется подходить.

Иногда программисты думают, что работа — это только написание кода, а всё остальное (митинги, обсуждения) — это «не моё», пусть занимается этим кто-нибудь другой. Но около 50% работы проходит в коммуникации, и тут уж ничего не поделаешь. Поэтому нужно легализовывать soft skills, ведь общение — это часть нашей работы. Чуть-чуть не причёсанная, недодуманная идея может превратиться в месяцs лишней работы, а потом уйти в мусорку.

Какие soft skills разработчик может проявить на код-ревью?

Дмитрий: Если разработчик написал код, но долго стеснялся сказать, что у него код-ревью не проходит, то это, конечно, тяжело. Ведь код-ревью — это всегда переговоры. Над таким разработчиком нужно ставить менеджера, который будет пушить его. А когда у нас хорошие навыки коммуникации, тайм-менеджмента, things done, то нам не нужен такой менеджер, мы не потеряем два месяца работы, если код-ревью не проходит.

«Гибкие навыки», в отличие от «жёстких», очень трудно измерить. Не существует универсальной шкалы оценки эмоционального интеллекта или, скажем, уровня стрессоустойчивости. Как же тогда понять, достаточно ли у вас развит тот или иной soft skill?

Илона: На самом деле, есть много тестов, матриц, схем, которые это выявляют. Возможно, это непросто, тем не менее уже сложились определенные фреймворки, которые позволяют это делать. Например, переговоры, публичные выступления — это гибкие навыки, которые люди уже научились измерять.

Межкультурная коммуникация. Какие здесь важные аспекты применения гибких навыков?

Илона: Общаясь с иностранцами, возникает проблема, как начать разговор (small talk). Необходимо уметь налаживать коммуникацию так, чтобы она не звучала сухо и в виде блиц-опроса: вопрос — ответ. Нужно знать, какие вопросы можно задавать, а какие не стоит, проявлять искренность и щедрость в своей коммуникации. Воспринимать собеседника не с позиции, чем мне он может быть полезен, а чем я могу быть ему полезным.

Дмитрий: Задача не в том, чтобы у тебя был хороший английский, а в том, чтобы быть самим собой, изъясняясь на иностранном. Не любую белорусскую шутку американец воспримет адекватно. Недооценивая какие-то культурные моменты, можно схлопотать даже судебный иск иск. Китайских туристов, например, долго учили, что нельзя плевать на тротуары в других странах. У нас, конечно, не настолько всё запущено, но что-то близкое к этому может проскальзывать. Да, мы не плюём на улицах, но мы можем коммуникативно и случайно подплюнуть кому-то. Поэтому нужно проводить ликбез для ребят.

Эмоциональный интеллект — зачем это айтишникам?

Илона: Транслирование своего плохого настроения на коллег может «подбивать» командный дух, быть причиной конфликтов. Поэтому важно уметь понимать свои эмоции, работать над ними, контролировать. Также важно чувствовать эмоции собеседника и уметь обращать их в свою пользу.

Как мне справиться с плохим настроением на работе? Как направить негативные эмоции, которые испытывают мои сотрудники, в положительное русло? Это реальные кейсы, которые мы разбираем на этом тренинге. Кстати, интересный факт: когда человек зол, он может сделать гораздо больше, чем, когда он в хорошем настроении.

Через 15-20 лет «гибкие навыки» затмят по значимости «жёсткие»: ИТ-специалисты полностью переключатся на бизнес-процессы, а техническими задачами будут заниматься машины?

Дмитрий: Всех запугивают автоматизацией и небезосновательно. Уже сейчас большая роскошь привлекать дизайнера или разработчика, чтобы сделать самый простой сайт. Думаю, это будет происходить и с другими продуктами, которые производят разработчики. У роботов нет soft skills, поэтому чтобы нам, людям, быть конкурентоспособными с машинами, нужно обладать этими навыками. Если в какой-то деятельности нет soft skills, значит, рано или поздно её автоматизируют. Думаю, в будущем появятся новые hard skills и, возможно, в них будет больше «мягких» навыков и креативности.


Подробнее о тренинге.

Частное унитарное предприятие по оказанию услуг «Хеадвей», УНП 192973942.

Обсуждение