HR: шаг за шагом. Как продать себя за $2-4 тысячи в месяц

19 ноября 2014, 15:40

Сегодня опытным и уверенным в своих силах специалистам белорусские ИТ-компании готовы платить до $4 тысяч, а порой и выше. Но для этого нужно правильно себя позиционировать. И здесь важно не только иметь профессиональный опыт и навыки, но и осознать свою ценность и полезность для компании. Эти пять важных правил, проверенных на практике в R-Style, помогут «продать» себя работодателю дороже.

Правильно ли вы «продаёте» себя?

Правило 1: Мыслить масштабно

Программист в Беларуси может зарабатывать даже больше своего руководителя. Но только если станет действительно ценным специалистом и убедит в этом своего работодателя. Причём ценность сотрудника определяется не только его специализацией и опытом, но и отношением к своей работе. Программист может иметь многолетний опыт программирования на Java или iOS, но если всё это время он пребывал в «тепличных условиях», никогда не выходил за рамки поставленных задач, не задумывался над тем, почему были приняты те или иные решения и как это можно было бы сделать по-другому, то едва ли сможет рассчитывать на «первую скрипку».

Донести потенциальному работодателю свою ценность несложно: достаточно показать, что тебе интересна твоя работа, что ты стремишься делать что-то большее, чем просто механически выполнять поставленные задачи. Обязательными чертами такого специалиста являются любопытство, постоянное обучение и развитие компетенций, стремление увидеть картину в целом. Иными словами, он не только прекрасно ровняет стены и клеит обои, но если надо – разработает интерьер и толково расставит мебель. Как минимум, попробует это сделать, а не выдвинет тысячу причин, почему он этого делать не будет. Как раз за стремление и умение работать на разных уровнях, за готовность принять вызов и взяться за решение более сложных задач работодатели готовы платить больше.

Правило 2: Нацелиться на результат

Чтобы получить высокооплачиваемую работу, нужно не только мыслить с размахом, но и уметь добиваться результатов. Для компании особую ценность представляют целеустремленные, мотивированные и воодушевленные сотрудники. Это внутреннее состояние человека, это когда «горят глаза». Такое сложно сыграть, но к этому можно прийти. Такого расположения духа можно достичь, если стремиться реализовать весь заложенный в себе потенциал, постоянно искать и находить способы применения своих умений и талантов на практике. Можно бесконечно долго блуждать в поисках идеального решения, а можно – выработать оптимальное с учётом всех имеющихся возможностей и ограничений.

Фото: bezaat.com

Компания готова платить за результаты, причем необязательно идеальные. Именно за реальное решение тех или иных задач, устранение каких-либо проблем и предоставление различных возможностей компании получают деньги от своих клиентов, что позволяет достойно оплачивать труд своих сотрудников. Поэтому вывод такой: хочешь больше денег — покажи, как ты добиваешься результатов.

Правило 3: Быть избирательным

Многие соискатели допускают ошибки ещё на этапе продвижения резюме: размещают его на всех ресурсах, где это возможно, и тем самым рискуют усложнить себе задачу. На соискателя обрушивается шквал ненужных предложений, обработка которых занимает огромное количество времени. Куда лучше «продать» себя именно той компании, где наиболее востребован твой опыт. Для этого стоит составить shortlist и не терять время на заведомо неподходящие компании.

Сергей Лукъяненко в романе «Черновик» выделяет обычных людей и функционалов. Последние выполняют определённые роли, которые им наилучшим образом подходят и тем самым делают их всемогущими и бессмертными. Обычный человек — по сути тот же функционал, но находящийся не на своем месте. Эта метафора прекрасно подходит для описания отношений «работник — работодатель». Когда человек на своём месте, он максимально трудоспособен, эффективен и результативен. Именно такому специалисту компании готовы платить максимальные рейты.

Чтобы понять, насколько твой опыт может быть востребован в той или иной компании, первым делом стоит просмотреть требования к кандидатам — причём как в актуальных, так и в закрытых вакансиях. Кроме того, технологический профиль компании несложно определить по предлагаемым ею продуктам и решениям.

Правило 4: Выйти из зоны комфорта

Работодателям нужны специалисты, готовые постоянно обучаться и развиваться. Желание учиться — важнейший критерий в работе программиста, учитывая, как быстро развиваются технологии в ИТ-сфере. Сам процесс обучения неизбежно связан с дискомфортом, растерянностью и собственным бессилием. Это выход из зоны комфорта и столкновение с чем-то неизвестным. Но избегать этого состояния — значит, остановиться в развитии. Стоит только его преодолеть, а ещё лучше полюбить — и не успеешь глазом моргнуть, как обнаружишь себя на новом уровне: профессиональном, иерархическом и финансовом.

Фото: epakistan.com

Мыслительные способности человека можно оценить по тому, как человек реагирует на вопросы о том, чего он пока не знает. И тут есть два основных варианта ответа — «я с этим не сталкивался, но я бы делал вот так» или «я не сталкивался и точка — думать не хочу и делать не буду». Понятно, что ценность последнего специалиста если и есть, то достаточно низкая.

Поэтому при разговоре с текущим и потенциальным работодателем стоит избегать отрицаний. Не стоит бояться, что твои размышления покажутся глупыми, — гораздо важнее, что ты пытаешься найти ответы даже по незнакомым темам. Важно, как программист действует в непривычных для него условиях: способен ли работать с нестандартными задачами, предлагать собственные варианты решения проблемы и при необходимости брать инициативу в свои руки.

Правило 5: Немного самоанализа

Важно знать свои сильные и слабые стороны как в профессиональном, так и в личностном плане. Чем лучше человек себя знает, тем он увереннее. Сильные стороны нужно уметь показать, не стесняясь этого, тогда как со слабыми нужно уметь обходиться.

Знание своих недостатков и наблюдение за их динамикой — уже полдела. Ведь, как известно, самый страшный враг — тот, чьё имя не произносится вслух. Чёткое знание своих «минусов» позволяет выстроить программу по их устранению либо хотя бы не брать на себя обязательства, выполнить которые пока не в состоянии. Например, вы знаете, что теряетесь во время публичных выступлений. Есть простая рекомендация: скажите об этом вслух. Тогда уровень стресса сразу же снизится — и можно будет сконцентрироваться на выступлении.

Наблюдение за собой в процессе работы, мониторинг и анализ собственной эффективности позволяют выявить то, что на самом деле помогает и что мешает в работе. В дальнейшем остаётся только максимизировать первое и минимизировать второе. Понимание самого себя — прямой путь к тому, чтобы получить работу и зарплату, о которых ранее только приходилось мечтать.

Титульное фото: William Warby

Обсуждение