Идеальная система образования — какой ей не быть?

19 марта 2013, 17:00

Сегодня хочу поговорить об «идеальной» системе образования. Все чаще и чаще слышны голоса недовольных, современное положение дел не устраивает уже, похоже, никого – ни студентов, ни преподавателей, ни крупных заказчиков в лице бизнеса (разве что государство сладко дремлет или озабочено другими, более важными делами).

Читать дальше

Начну с рамок: говорить обо всей системе образования я не могу, поэтому речь будет идти только об образовательных процессах в пределах ИТ. Попытка что-то предложить в других областях знаний с моей стороны будет или сильным лукавством, или откровенной некомпетентностью: вряд ли можно что-то коренным образом поменять в подготовке врача или иного высокотехнологичного работника, деятельность которого сопряжена с большой степенью ответственности или высокой технологической загруженностью. Поэтому я ограничился лишь теми сферами, в которых возможно применить принципы самоподготовки; там, где для обучения не требуются сложные технические объекты (наподобие эмуляторов самолетов для подготовки пилотов).

Итак, для начала давайте определимся с тем, какие есть «сущности» (назовем их так) в системе образования и как они взаимодействуют между собой в учебном процессе. Можно смело выделить несколько важных сущностей:

  • сами обучаемые (далее будет использоваться термин «студенты»);

  • обучающий персонал (далее «преподаватели»);

  • административная часть системы образования (далее «администрация»);

  • государство как агрегатор множества запросов к системе образования (далее «заказчик», в роли которого может выступать необязательно государство, а бизнес или частное лицо).

Можно эту систему и дополнить, но, пожалуй, не стоит излишне усложнять (к примеру, опустим такую сущность, как «родители», буду считать, что «студенты» включают эту сущность в себя). Вполне очевидно, что основной вектор взаимодействий в этой системе выглядит примерно так:

При этом возможны взаимодействия между несмежными уровнями, но чаще всего этого не происходит. То есть процессы между уровнями «студенты» – «преподаватели» идут гораздо интенсивнее, чем между уровнями «студенты» – «администрация», а про уровень взаимодействия «студенты» – «заказчик» и говорить не приходится. Хорошо это или плохо? И хорошо, и плохо. Иерархические схемы успешно управляемы, но при этом проблемы внизу иногда плоховато видны сверху. И наоборот.

Очевидно, что в настоящий момент у каждого участника (сущности) учебного процесса имеются разнообразные ожидания, которые не могут быть удовлетворены при существующих взаимоотношениях. Это закономерно ведет к возникновению различных проблем. Каких именно?

«Студенты». Чаще всего недовольны следующим:

а) диплом (свидетельство об образовании) сам по себе не ценится «заказчиком», так как не отражает реальной ценности специалиста;
б) уровень знаний, получаемых в системе, не всегда соответствует хотя бы минимально приемлемым стандартам – передаваемые знания либо сильно устарели, либо преподаются на низком уровне;
в) процессы трансфера знаний неэффективны, так как не учитывают психофизических особенностей студентов («сильные» и «слабые» студенты системой усредняются).

«Преподаватели». Претензии, которые высказывают сущности этого уровня:

а) огромная проблема преподавательского состава – недовольство финансовой составляющей работы;
б) вопрос последних лет – ухудшение качества студенческого потока за счет снижения уровня базовых знаний, увеличения количества платных мест (из-за этого в систему попадают очень и очень слабые абитуриенты). Это влечет за собой усложнение работы преподавателя (с более одаренными студентами работать и легче, и интереснее);
в) недовольство реформами в высшей школе – практический эффект незаметен (пример – переход от пятибалльной системы оценок к десятибалльной).

«Администрация». Что не устраивает руководящую процессом прослойку:

а) ухудшение качества профессорско-преподавательского состава, снижение численности работающих. Все сложнее привлекать в систему молодых специалистов, так как потенциально хорошие кандидаты на место преподавателя уходят в производство;
б) отсутствие внятной стратегии воспроизводства кадров.

«Заказчик». Кажется, это единственный участник, которого пока все устраивает в том виде, в каком оно находится. По крайней мере хочется так думать. Но если идентифицировать «заказчика» как бизнес, у него тоже найдется чем быть недовольным. Как мне кажется, тут будут две основные претензии:

а) слабый «выхлоп» – количество вакансий не покрывается существующими объемами выпуска студентов. В итоге это создает дефицит кадров, что приводит к разогреву рынка – заработные платы растут (сюрприз-сюрприз! опять такая нелюбимая бизнесом новость!). Мой личный микровывод: вкладываясь в систему образования, можно удерживать рост заработных плат в индустрии;
б) само качество «выхлопа» – современная система образования дает более-менее сносные базовые знания, но не предоставляет нужный объем знаний по современному стеку технологий;
в) бизнес имеет слабое влияние на процессы, которые протекают в системе взаимоотношений «студент» – «преподаватель».

Понятное дело, мне как преподавателю (и немножечко администратору) больше близки и понятны взаимоотношения между преподавателями и студентами, а также между преподавателями и администрацией, ЧЕМ МЕЖДУ КЕМ И КЕМ? Но общая картина вырисовывается достаточно отчетливо.

Общий итог такой. Система образования накопила достаточно большое количество сложно разрешимых при существующем укладе проблем.

Так какой же должна быть именно «идеальная» система образования, которая сможет решать вопросы по мере их поступления? На этот вопрос у меня получились разные ответы!

С точки зрения студента: система образования должна давать максимально востребованные знания, гарантию работы по окончании вуза, возможность прикладывать как можно меньше усилий при обучении.

С точки зрения преподавателя: система должна максимизировать финансовое и моральное удовлетворение от работы при минимизации трудовых затрат.

С точки зрения администрации: система должна быть саморегулируемой для минимизации усилий по регулированию процесса обучения.

С точки зрения заказчика: система должна максимизировать количество рабочей силы с максимально качественной подготовкой при минимальном количестве затраченных средств.

Итак, все участники взаимоотношений в образовательном процессе склонны к снижению усилий по достижению результата. Студенты, преподаватели и администрация склонны к снижению трудовых затрат, а заказчик – к снижению финансовых затрат. И все этой ситуацией недовольны! Студенты недовольны получаемым в итоге качеством образования (при этом не желая затрачивать трудовые усилия), преподаватели – снижением финансовых потоков (при этом также не желая тратить трудовые усилия). Администрация страдает от «зарегулированности» системы, так как в текущей обстановке не в состоянии управлять системой образования. Заказчик недоволен качеством знаний и количеством специалистов на выходе, но при этом склонен минимизировать финансовые затраты.

Стоит ли отказаться от какой-нибудь из вышеперечисленных категорий в системе обучения? Очевидно, что нет. Обучающиеся не могут быть изъяты, это понятно.  Есть ли смысл обходиться без преподавателей? Разумеется, нет (есть самоучки, которые в состоянии обучаться самостоятельно – но речь не о них). Функция преподавателя не только ускоряет процесс обучения, но и направляет его, минимизируя затраты времени на обучение. В состоянии ли мы отказаться от администрации? Судя по всему, тоже нет, так как функции администрации – регулирующая и надзорная. Ну, разве что постараться максимально сократить штат этой прослойки. Как-то отказаться от заказчика? Если нет заказчика, то нет и смысла в подготовке специалистов.

Общий вывод – любая система образования будет состоять из 4 прослоек/категорий, и если рассматривать «идеальную» систему как отражение желаний каждой из сторон, то получится неработающая система, где каждая из категорий будет стремиться уменьшить свои расходы. Следовательно, «идеальной» системы быть не может, любое ее построение будет являться компромиссом, или же в качестве идеальной будет выступать система с максимально возможным выходом по качеству, при оптимальной удовлетворенности всех участников системы и минимизации расходов на ее содержание.

Что можно сделать в таком случае? Прежде всего признать: современные подходы к обучению устарели!

Да, следует признать, что нужно менять систему. Как могут помочь современные подходы к организации процессов? Прежде всего, нужно изменить структуру системы, например, на такую:

В этой схеме все участники равноправны и могут влиять на процесс обучения непосредственно. Студенты могут общаться с заказчиком, который может мотивировать студентов на обучение, он же имеет возможность оперативно влиять на содержание образовательных программ, преподаватели – более чутко реагировать на изменяющиеся тенденции в сфере производства.

Что можно изменить в процессе подготовки специалистов? Вот только некоторые рекомендации:

  1. введение в учебный процесс качественных дистанционных курсов (здесь хороший обзор), однако самостоятельная разработка таких курсов обойдется очень дорого (по оценкам OCW Concorcium, стоимость подготовки 1 часа курса составляет $1000;

  2. использование асинхронной модели ведения занятий (студенты работают самостоятельно, просматривая записанные лекции, но под присмотром ведущего курс, таким образом те, кто усваивает материал быстрее, могут двигаться в обучении быстрее);

  3. использование смешанных групп – более опытные студенты передают опыт студентам младших курсов, также под присмотром ведущего курс. В смешанных группах процесс трансфера знаний очень быстр!

  4. использование в процессе обучения записей курсов, семинаров, конференций;

  5. создание единой в рамках страны базы знаний, унификация рабочих программ, курсов, заданий и прочее;

  6. оптимизация «бумаготворчества» в системе за счет внедрения единой республиканской электронной системы документооборота;

  7. необходимо воспитать новую волну преподавателей, тех, кто сможет все эти элементы системы запустить в работу, а для этого нужно создать привлекательные условия труда и справедливую систему его оплаты;

  8. увеличить набор на ИТ-специальности, а для этого нужно вплотную заняться профессиональной ориентацией в средней школе;

  9. приглашать иностранных специалистов для проведения занятий и обучения собственных специалистов;

  10. научиться мотивировать студентов обучаться;

  11. подумать над введением единого электронного диплома (свидетельства) об образовании (http://degreed.com/about);

  12. активно использовать вебинары при обучении.

Итак, со одной стороны, нужно признать, что для модернизации системы необходимо затратить большое количество денег! Но при внедрении единых унифицированных курсов, использовании электронных систем документооборота и отчетности, изменении концепций взаимодействий в системе очевидно можно добиться существенного снижения издержек при подготовке специалистов при одновременном увеличении как их качества, так и количества.

подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение