Игроделы vs психиатр на GamesLab #25: Разрушают ли игры мозг?

17 апреля 2014, 08:34

Белорусские ученые доказали связь между компьютерными играми и шизофренией. И это многое говорит о шизофрении. 12 апреля в центре IT House в рамках инициативы GamesLab прошла публичная дискуссия «Империя добра» о влиянии компьютерных игр на психическое здоровье. Автору, правда, показалось, что наиболее пагубное воздействие игры оказывают на мозг тех, кто их изучает, – однако обо всем по порядку...

Разжижают ли мозг игры или все-таки уплотняют, и чем страшен видеохостинг

Чтобы соблюсти баланс добра и зла, первую часть дискуссии посвятили пользе, которую компьютерные игры могут приносить здоровью. Докладчик Никита Вельмаскин привел научные факты, и так живущие в подсознании у многих геймеров.

  1. Мозг от игр не разжижается – вовсе наоборот. Серое вещество становится плотнее, что бы это ни значило.
  2. Такие игры, как шутеры, улучшают реакцию, концентрацию и даже зрение; головоломки - абстрактное мышление, мелкую моторику рук и так далее.
  3. Многопользовательские и ролевые игры развивают социальные навыки, вплоть до полового воспитания.
  4. Симуляторы к тому же пробуждают здоровое любопытство к тому, как же оно на самом деле (было) устроено в реальном мире (танки, гонки и т.п.)

Виктория – роскошная женщина с милой дочуркой – представляла тех, кто пострадал от игр. Лично она – от игровой зависимости своего мужа от "WoT". Виктория не согласилась в некоторыми положениями доклада: «35 лет мужику, а он развивает мелкую моторику рук!» – и озвучила интересный вопрос, воспитывают ли игры ответственность? Особенно за других?

Кроме того, Никиту попробовали вывести на чистую воду вопросами о том, каков процент развивающих игр в «сторах» и
какое место наше с вами здоровье занимает в бизнес-планах игроделов. Публика пришла на дискуссиию, публика запасалась попкорном. Мы еще не знали, что нас ждет... «Бизнес развивает силу воли!» – пошутили из зала. Сжать волю в кулак и не заплатить за внутриигровую покупку!

Затем выступила Кира Николаевна Мезяная – психиатр, специализирующийся на компьютерной зависимости. Мы специально не выкладываем здесь ее презентацию, ее можно найти в журнале «Высшая школа», в Национальной библиотеке. Если к подобной вылазке в реальный мир вы пока что не готовы, то вот вам основные тезисы.

  1. Зависимость формируют суррогаты. Виртуальный мир – это суррогат естественного мира, именно потому это – не здорово. «Мы имеем спайсы, мы имеем героин, который был синтезирован для лечения кашля, но пришелся не ко двору, а оказался прекрасным наркотиком».
  2. Игровая зависимость в Беларуси стремительно прогрессирует. Было опрошено около 600 студентов БГУИР, и уже на этом материале стало ясно, что за 2 года уровень игровой зависимости вырос на 4%. Раньше он составляла 33,8% , а теперь – 38%. Критерием является время, проведенное в виртуальном мире, – признаком компьютерной зависимости считается 38 часов в неделю. Среди опрошенных были и такие, кто играет более 160 часов в неделю, что действительно страшно.
  3. Игры способствуют развитию шизофрении. По словам Киры Склонностью к шизофрении – генетическая – может проявляться у 7-8% населения. Во всем мире шизофрения проявляется примерно в 1% случаев, а у нас в стране до распространения в ней компьютерных игр наблюдалось всего 0,25% больных шизофренией. Что же будет теперь? Неужто мы обгоним и перегоним капиталистические страны?
  4. Мания величия и нарциссизм. Вот что угрожает вам, даже если вы не станете шизофреником. Один из вопросов анкеты звучал так: «Не появляется ли у вас ощущения избранности вашего предназначения?» И 14% геймеров ответили, что да, они чувствуют свое великое предназначение в этом мире, а некоторые развили эту тему до патологических масштабов.
  5. В игре происходит идентификация игрока с тем, во что он играет. И, что интересно, в «Мире танков» это идентификация человека не с танкистом – защитником Отечества – а с танком, бездушной машиной для убийств, в которой даже нет символического человечка.

Больше всего беспокойства у Киры Николаевны вызвали следующие сеттинги для игр: «палитра фэнтези, образы из Толкиена, мифы Древней Греции, а сейчас у нас набирает обороты ЯЗЫЧЕСТВО». Сложно проследить, как цепочка  выводов привела нас от «пролития славянской крови» к слову «Майдан», но и оно все-таки прозвучало, извините за неприличные подробности.

В список изучаемых феноменов попал киберсекс – оказывается, от него болезненной зависимостью страдает заметный процент опрошенных. А еще видеохостинг, который «заменяет игры и обгоняет социальные сети». Наверное, надо и его запретить... Интересно, как звучат жалобы зависимых? «Доктор, помогите, я не могу жить без видеохостинга!»

Нельзя сказать, что Кира Николаевна не пыталась пойти на контакт с аудиторией. Так, она спрашивала: кто знает, что такое философия? Считаете ли вы себя русскими? Кто читал Чехова? И повторила много раз, что Фрейда мы точно не читали. И Выготского. Кстати, все это действительно стоит прочитать, даже если вы не геймер.

Интереснее всего были случаи из практики Киры Николаевны – сталкиваться с шизофрениками  ей действительно приходилось, – а также красочные описания последствий неумеренного гейминга.«Они играют так много, потому что они не могут спать. Просыпаюстся по ночам от страха и тревоги, говорят себе: это мне только снится!  А сновидения! Они расчленяют тела... Они видят мертвых людей...»

Вопросы, которые вертелись у многих на языке во время мероприятия:

  1. Во что играть, чтобы так накрыло?
  2. Как сделать игру, от которой все бы просто с ума посходили?

Но если бы на эти вопросы существовали однозначные ответы, то их уже давно знали бы все. Возможно, докладчики на мероприятии и владеют этой бесценной коммерческой информацией, но открывать ее за бесплатно они, увы не стали...

Обсуждение