Лознер: «Про информатику могу сказать, что это скучно». О чём говорили на дискуссии про ИТ-образование школьников

5 декабря 2018, 18:06
Лознер: «Про информатику могу сказать, что это скучно». О чём говорили на дискуссии про ИТ-образование школьников

На международной выставке-форуме «Информационные технологии в образовании» обсудили необходимые изменения в белорусском ИТ-образовании. Dev.by приводит наиболее интересные мнения участников дискуссии.

Какие проблемы есть у современной школьной информатики?

Основная причина проблем в ИТ-образовании в школе кроется в чрезвычайно быстрых темпах обновления информации по этой теме. Устаревают не только печатные учебники, но и компьютерные программы, на которых учатся дети, а также знания и подходы самих учителей. К слову, в белорусской школе не предусмотрено никаких программ дополнительного обучения для учителей.

«Про информатику могу сказать, что это скучно. […] Мне не нравится само название „информатика“. Также мне не нравится, когда мы ищем особую информатику для Беларуси. Потому что если мы изобретём хорошую информатику, она везде будет пользовать успехом, а если она никакая, то нигде. Изучать инструменты бессмысленно. […] С моей точки зрения, то, чему должны учиться в школе, должно называться computer science, по-нашему что-то вроде „вычислительной науки“, не компьютерной. Компьютер — это только инструмент», — считает сооснователь EPAM Леонид Лознер.

Есть проблемы и в самих школьных программах, и их бывает попросту невозможно заметить, пока класс не дойдёт до нужной темы. При этом учителя обязаны работать в рамках обязательной программы.

Сравнение количества часов информатики в Беларуси, России, Украине, Литве, Латвии и Казахстане (из презентации Анжелики Лапо).

Сравнение количества часов информатики в Беларуси, России, Украине, Литве, Латвии и Казахстане (из презентации Анжелики Лапо).

Чему должна учить информатика?

По мнению Леонида Лознера, информатика должна быть более профессионально ориентированной, давать школьникам понимание того, какой может быть будущая профессия.

«Если ты не понимаешь, что это такое, то трудно сознательно выбрать профессию. […] Необходимо адекватно воспринимать будущие перспективы», — считает сооснователь EPAM.

Наряду с другими дисциплинами, информатика должна научить детей и подростков «понимать мир настоящего и мир будущего». Кроме этого, она должна пролагать путь к появлению междисциплинарного подхода в школе. Участники дискуссии считают, что сам предмет «информатика» в будущем может раствориться в других дисциплинах.

Как можно уже сейчас улучшить школьную информатику?

Эксперты уверены, что продуктивным будет разделение школьной информатики на два направления.

  1. «Информатика в быту», нацеленная на освоение навыков работы с компьютером; этому дети могут учиться уже в младших классах.
  2. Информатика для тех, кто хотел бы связать свою будущую профессию с ИТ. Основу содержания такой информатики, или школьной «вычислительной науки», составляла бы алгоритмика.

Информатика содержит в себе потенциал стать мультипрофильным предметом, поэтому важно, чтобы учителя уже сейчас искали «точки соприкосновения» преподаваемых ими дисциплин (общие темы, задачи или подходы) — и учились работать в команде.

Наконец, руководитель ассоциации «Образование для будущего» Александр Хомич считает, что важно сохранить право выбора — хотят ли дети изучать информатику на «бытовом» уровне, или же мечтают стать программистами и готовы прилагать усилия для реализации своей мечты.

В дискуссии приняли участие эксперты из ИТ, образования и смежных сфер: сооснователь EPAM Леонид Лознер, преподаватель БГУ и Института развития образования Александр Буславский, директор Ассоциации «Образование для будущего» Александр Хомич, эксперт в области креативной экономики Маргарита Лазаренкова, известные в стране учителя информатики Анжелика Лапо и Вероника Лактина.

Обсуждение