«А может, ты совсем не крутой и вообще дурачок». Шесть историй стартапов-победителей Venture Day Minsk

10 мая 2018, 15:30

16 мая в Национальной библиотеке состоится Venture Day Minsk. Накануне четвёртой по счёту конференции вспоминаем, как сложилась судьба самых интересных стартапов-победителей прошлых лет.

Читать далее...

Стартапы — движущая сила современной экономики. Например, в Финляндии всё проникнуто духом стартаперства: в бортовом журнале FinAir премьер-министр ведет колонку про стартапы. В аэропорту Хельсинки висит огромное фото Питера Вестербаки, основателя Rovio и стартап-конференции Slush, которая собирает 17 тысяч человек. В США всё чаще стартаперы — это люди 40–50 лет, бывшие успешные менеджеры, которые накопили опыт, компетенции и теперь хотят работать на себя.

Постепенно и в Беларуси стартаперы становятся рок-звёздами. Важную роль в этом сыграла группа компаний Belbiz, которая пять лет назад открыла стартап-хаб Imaguru и вот уже четыре года проводит международную стартап-конференцию Venture Day Minsk. В начале 2018 года победители прошлых лет приняли участие в #UK-Belarus Startup Roadshow, стартап-туре в Лондон, который стал возможен благодаря поддержке британского посольства в Минске.

Рассказываем о некоторых из историй успеха — и, конечно, не только успеха. 

SplitMetrics

Евгений Невгень и Макс Каменков, сооснователи Split Metrics, проекта-победителя Venture Day Minsk в 2015 году

Split Metrics — сервис для A/B-тестирования страниц приложений в App Store и Google Play. Компании доверяют такие гиганты, как Rovio, Wargaming, Soundcloud, Skoda.

Стартап появился в начале 2015 года. Как часто бывает, идея возникла из проблемы: основатели стартапа Макс Каменков и Евгений Невгень работали в другом известном стартапе — PandaDoc. Однажды ребята выпустили приложение для iPad, которое скачало совсем мало людей. Проанализировав ситуацию, команда пришла к выводу, что причина низкой конверсии — в слабом дизайне. Было решено создать инструмент, который оценивает качество страниц и помогает повысить их эффективность.

Сегодня SplitMetrics анализирует поведение пользователей в реальном времени, персонализирует странички с учетом демографии, помогает оценить приложения конкурентов. За три года продуктом SplitMetrics воспользовалось 6000+ разработчиков, которые повысили конверсию на 15%.

В прошлом году команда запустила новый продукт — SearchAdsHQ.com, платформу для управления и оптимизации поисковых объявлений в Apple Search Ads.

В 2016 году в рамках seed-раунда SplitMetrics привлёк инвестиции. Сколько именно — не уточняется; по нашим данным, это сотни тысяч долларов при предварительной оценке компании в $3 млн. Сейчас команда ведёт переговоры о следующих раундах.

SplitMetrics — яркая история успеха в Беларуси. Как признаёт Макс Каменков, за эти годы было всё: и плохое, и хорошее, потеря ключевых сотрудников и угроза полного закрытия. Самое трудное для стартапера — не останавливаться, считает он, самое важное — понимать «боль» клиентов и делать продукт, который её решит. И попросту быть нормальным человеком, который делает то, что любит: потому что инвесторы вкладывают не в продукт, а в людей.

Белорусский стартап SplitMetrics получил инвестиции и открывает офис в США. Интервью dev.by

Kuoll

Дмитрий Кайгородов, сооснователь Kuoll, призёра Venture Day Minsk в 2016 году

Kuoll — сервис для веб-разработчиков, который помогает находить ошибки в веб-приложениях в режиме 24/7 и исправлять их.

Главное отличие продукта от других подобных сервисов — фокус на интернет-магазины и умение рассчитать, как конкретная ошибка влияет на доход. Для этого учитывается количество пользователей, на которых влияет ошибка, и то, насколько она блокирует путь к совершению покупки.

После победы в минском стартап-конкурсе фаундеры посетили несколько акселераторов – нью-йоркский Starta Capital и легендарный финнский Startup Sauna. Продукт Kuoll востребован в B2C e-commerce. Крупнейшие заказчики — магазины одежды, мебели. Бизнес-модель — месячная подписка на сервис.

Что надо стартапу, чтобы пробиться? По мнению Дмитрия Кайгородова, сооснователя Kuoll, нужно постоянно работать, учиться выживать и не обращать внимания, что о вас думают. «Нужно уметь слушать и выделять тех 10 человек из 990, которые говорят вам что-то стоящее», — считает Дмитрий.

Самая большая опасность для стартапера — wishful thinking, когда основатель очень хочет, чтобы его гипотеза была правдой и ищет доказательства, что это так. В этом кроется большая опасность. «Ты искренне хочешь, чтобы твой продукт был хорошим, — говорит Дмитрий Кайгородов. — Но в итоге можно потратить кучу времени на самообман. Ты можешь думать, что ты крутой и у тебя все получится. Но нет, возможно, ты совсем не крутой и вообще дурачок. Самая большая опасность для стартапера — обман самого себя».

Как мы это сделали. Kuoll — сервис по исправлению багов в приложениях

KUKU.io и GanttPRO.com

Дмитрий Дудин, руководитель KUKU.io и GanttPRO, проектов-победителей 2016 года

KUKU.io — сервис для постинга и аналитики контента в соцсетях. Во-первых, он упрощает жизнь SMM-менеджерам и избавляет её от рутины. Во-вторых, помогает валидировать контент. Это актуально для SMM-агентств, которые работают с крупными заказчиками и согласовывают с ними контент-план.

Сегодня интерфейс KUKU.io позволяет управлять и адаптировать контент для 10 соцсетей, измерять результаты рекламы и маркетинга, пробовать новые соцсети и др. Ежедневно приложением пользуются 1400+ маркетологов. За 2017 год клиенты KUKU.io опубликовали более 50 млн постов и скачали более 10 тысяч SMM отчетов. Среди них такие гиганты, как Auchan, Rambler, Yandex, Domino’s, Unicaf.

GanttPRO.com — онлайн-инструмент для управления проектами на основе диаграммы Ганта с интуитивно понятным интерфейсом. Сервис настолько прост, что с момента регистрации и до создания первого проекта требуется несколько минут. Он помогает тратить меньше времени на обучение и больше — на планирование и управление проектами, взаимодействие с командой. В GanttPRO.com можно быстро создавать задачи с датами начала и окончания проекта, соединять их зависимостями и назначать членов команды, следить за прогрессом. Сервис наглядно визуализирует планы и даёт чёткое представление о процессах в проекте.

Ежедневно продуктом GanttPRO пользуется 1500–1700 пользователей со всего мира (в основном из США, Европы, Австралии и Канады). Количество зарегистрированных пользователей — 300 тысяч, создано более 325 тысяч проектов. Среди пользователей — Intel, Sony, Salesforce, NASA и Vodafone.

Оба проекта разрабатываются компанией xbSoftware.com, развиваются за счёт собственных продаж. Но команда не исключает, что может привлечь внешние инвестиции в будущем.

«На ранней стадии развития каждого из проектов мы участвовали почти во всех проводимых баттлах стартапов, конкурсах в разных странах, ездили в образовательные туры, — рассказывает Дмитрий Дудин, руководитель KUKU.io и GanttPRO. — Когда вы только начинаете, очень важно получить первые отзывы потенциальных пользователей и инвесторов. Часто это значительно меняет бизнес-модель».

Нередко проблемы, которые решает вновь созданный стартап, надуманы, считает Дмитрий. И после нескольких лет разработки выясняется, что то, что вы сделали, никто не покупает. В итоге проект распадается. «Я бы посоветовал каждому начинающем стартаперу тратить значительную часть времени на изучение своих пользователей, их проблем и финансовых возможностей. Писать, звонить, встречаться, вместо того, чтобы сразу кидаться в бой и писать код».

Как мы это сделали. KUKU.io — белорусский сервис управления соцсетями

OneSoil

Вячеслав Мазай, сооснователь и СЕО OneSoil, 2-е место на Venture Day Minsk в 2017 году

OneSoil — онлайн-сервис для мониторинга состояния посевных площадей и увеличения урожайности. 

В работе команда использует снимки со спутников, которые регулярно обновляются. Это позволяет постоянно наблюдать за культурами, своевременно выявлять нежелательные изменения, выделять зоны урожайности с высокой и низкой продуктивностью и вносить удобрения локально, а не равномерным слоем на всё поле.

Для создания платформы команда три года собирала данные с полей, разрабатывала собственные алгоритмы и модели обработки данных. После этого год работала напрямую с фермерскими хозяйствами и сумела не только подтвердить свои гипотезы, но и сэкономить с помощью продукта 250 тысяч долларов на удобрениях.

В прошлом году OneSoil занял второе место на Startup Competition конференции Venture Day Minsk и привлёк $500 тысяч от фонда Haxus и частных инвесторов. Недавно стартап вошёл в состав ПВТ, выпустил мобильное приложение для 8 стран. Сейчас работает над разработкой платформы и тестирует метеодатчики.

По словам Саши Яковлева, сооснователя OneSoil, на успех стартапа сильно повлияло то, что ребята делают сложноповторимый продукт, работают с данными, которые собирали несколько лет, наработав очень серьёзную экспертизу. Уже в этом году команда хочет показать свою платформу.

Полмиллиона на революцию. Чем займутся белорусы из OneSoil на «большом и пустом» рынке агротеха

Exponenta

Команда Exponenta, 3-е место на Venture Day Minsk в 2017 году

Exponenta — приложение на основе искусственного интеллекта для создания вирального контента. 

Команда проанализировала более 10 тысяч комбинаций факторов, которые влияют на виральность, и достигла точности прогноза — 80–85%. В планах стартапа — автоматически переписывать текст на основе виральных паттернов, характерных для определённых аудиторий.

Первую версию продукта Exponenta хочет запустить этим летом. А пока команда проверяет эффективность рекомендаций, разрабатывает интерфейс и экспериментирует с разными бизнес-моделями.

Exponenta — победитель многих конкурсов стартапов, выпускник финского инкубатора Startup Sauna. Недавно команда привлекла первые инвестиции (50 тысяч евро от немецкого Next Media Accelerator) и сейчас тестирует продукт на данных европейских медиа-холдингов.

Ближайшие цели — протестировать ограниченный функционал на первых крупных клиентах и определиться, какие функции войдут в бета-версию. После запуска беты — новый раунд инвестиций.

Пока Exponenta находится в начале пути. Главное, по мнению Дарьи Мински, основателя Exponenta, — действовать. Чем больше вы участвуете в программах акселерации, баттлах, тем выше шансы выиграть и быть принятым. 

Самое сложное для стартапера — эмоциональная стабильность. Надо быть готовым, что будет много отказов — от акселераторов, клиентов, инвесторов. Это сильно демотивирует. «Сложно понять: причина в том, что идея плохая или какие-то другие факторы повлияли на отказ? Это состояние постоянной неопределенности, к которому белорус совершенно не привык», — говорит девушка. 

10 тысяч факторов: как белорусский стартап Exponenta предсказывает популярность текстов в сети

Fansy

Константин Келлер, основатель Fansy, 1-е место на Venture Day Minsk в 2017 году

В 2017 году в конкурсе стартапов приняли участие сразу несколько ярких команд, включая OneSoil, Eightydays.me и «зелёная» зарядка HandEnergy. Однако победителем стал проект, о котором мало кто слышал, — Fansy. 

В дальнейшем история проекта складывалась непросто. Команда Fansy разрабатывала сервис автоматической нарезки интересных игровых моментов из стримов. Ни один из стартапов-конкурентов не делает этого автоматически и в режиме реального времени, прямо во время стрима, утверждали создатели. «Мы первые в мире», — рассказал dev.by основатель Fansy Константин Келлер

Над алгоритмом работала очень сильная команда. Так, СТО Сергей Анищенко обладал более чем 10-летним опытом в области компьютерного зрения, анализа изображений и машинного обучения. Он получил степень PhD Мидлсекского университета (Великобритания), работал в НИИ нейрокибернетики им. А. Б. Когана в Ростове (Россия) и параллельно занимался стартапом. СЕО Константин Келлер на тот момент три года работал в одном из крупнейших игровых разработчиков в СНГ.

Стартап приняли в известный финский акселератор. 

Тем не менее, от первоначальной идеи пришлось отказаться, и команда переключилась на распознавание скинов в «стрелялках» — с возможностью отложить понравившийся скин в корзину, чтобы после окончания просмотра купить. Это хороший способ дополнительной монетизации как для платформы, так и для стримера. «Мы начали изучать рынок скинов и выяснили, что он очень большой. В 2016 году 160 миллионов геймеров потратили 6 миллиардов долларов на скины и вэнити-айтемы. Сумасшедший рынок!» — вспоминал Константин в интервью dev.by. 

Но технологию не удалось довести до ума, и два уникальных сервиса пришлось заморозить. Их создатель заинтересовался блокчейном и теперь все силы отдаёт новому проекту — сервису для повышения криптограмотности.

В интервью dev.by Константин рассказал, что пошло не так и почему он не стал применять свои технологии в рекламе или порноиндустрии.

 

Фото: Андрей Давыдчик, bel.biz

 

Обсуждение