$5-100 в час, не фултайм. На каких условиях белорусские айтишники готовы преподавать

29 комментариев
$5-100 в час, не фултайм. На каких условиях белорусские айтишники готовы преподавать

Сергей Лавриненко, ИТ-менеджер и автор телеграмм-канала «Колонка некодера», опросил белорусских айтишников, готовы ли они пойти в преподаватели, чтобы обучать джунов для ИТ-индустрии, и на каких условиях.

«Меня тут немножко привлекают к теме строительства ИT-страны, в частности, к вопросу увеличения мощностей по выпуску айтишников на курсах. И естественным образом при увеличении числа курсов встаёт вопрос — где брать для них преподавателей? Точнее, ответ на вопрос, где брать, понятен — среди опытных сотрудников самих айтишных контор. А вот вопрос, как их привлечь и замотивировать, пока остаётся без ответа. И чтобы помочь ответить на него, я решил замутить исследование», — сообщил он в своём телеграмм-канале.  

Что показало исследование

В опросе приняло участие 430 специалистов. Попробовать себя в преподавании захотели почти 75% опрошенных айтишников.

Больше хотят преподавать, как ни странно, мидлы. «Видимо для них это означает какой-то потенциальный переход в лидство в их голове», — полагает Сергей Лавриненко.

Больше 10% желающих обучать джунов — люди с опытом от 7 до 15+. Преподавание им нужно, чтобы сменить офис на что-то новое, а также присмотреть перспективных сотрудников для компаний.

Но основная мотивация — деньги. Больше 50% ИТ-специалистов готовы преподавать за минимальную таксу — 5-25 долларов в час. Пара человек согласятся не ниже, чем за 100 долларов в час. 

«Справедливый ценник преподавания примерно коррелирует с айтишными рейтами. То есть тот же диапазон, что и на продакшне, с поправкой на опыт — более опытные ставят цену повыше. 10% вообще готовы преподавать бесплатно», — прокомментировал Сергей Лавриненко.

Большинство хочет преподавать несколько часов в неделю без отрыва от продакшна. Это потребует специфической компановки курсов, но несёт определенные плюсы. Люди в продакшне не будут отрываться от трендов в своей специальности, будут практиками.


Работа в ИТ в Беларуси​.​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​ ​

1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения​​.​​​​​​​​​​​​​​​

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

Белорусское приложение «Знай•бай» на первом месте в Google Play и App Store
Белорусское приложение «Знай•бай» на первом месте в Google Play и App Store
Белорусское приложение «Знай•бай» на первом месте в Google Play и App Store
Зарплата айтишников в долларах опять упала
Зарплата айтишников в долларах опять упала
Зарплата айтишников в долларах опять упала
До 1000 электромобилей хотят выпустить в Беларуси в следующем году
До 1000 электромобилей хотят выпустить в Беларуси в следующем году
До 1000 электромобилей хотят выпустить в Беларуси в следующем году
Куда собираются и как помогут сотрудникам. 2 часть опроса про релокейт — планы компаний
Куда собираются и как помогут сотрудникам. 2 часть опроса про релокейт — планы компаний
Куда собираются и как помогут сотрудникам. 2 часть опроса про релокейт — планы компаний
Больше 30% белорусских айтишников заявили, что их компании готовы перевезти сотрудников за границу — полностью или частично. Самый популярный вариант для релокейта — Украина. Таковы результаты опроса dev.by. Первая часть опроса о планах самих айтишников здесь.
46 комментариев

Обсуждение

-7

Собрать АйТи -роту дедушек в партизаны и будут преподавать)))
"Доцент заставит..."

3

Вообще не меньше 20$ за час. К занятиям ещё и подготовиться надо. Было бы не очень, если бы владельцы вайтишных курсов гребли деньги лопатой, а люди преподавали себе в ущерб.

4

Подготовка должна точно так же оплачиваться. Потому что она занимает больше времени, чем само преподавание. Собственно это очень сильный фактор, который влияет на сумму, за которую я бы согласился преподавать.

0

20 это за "аудиторный час"? Подготовка не оплачивается непосредственно в Вашей модели?

Илья Бегун
Илья Бегун Senior Software Engineer в EPAM
1

Обучающий материал вы готовите 1 раз и в дальнейшем лишь немного подтюниваете по мере ведения последующих групп. Кроме того, часть обучающих центров компенсируют подготовку программы обучения, которая остается вашей интеллектуальной собственностью. Так что можете смело вычитать из "титанических трудов" стоимость подготовки программы, если планируется неоднократное ведение групп. И все равно не стоит забывать про рыночные медианы зарплат, тк платить больше за обучение, чем вы получаете за программирование, вам никто не будет тут с ходу. И даже 20 долларов в час - это или должен быть такой обучающий центр, где готовы столько платить новому преподавателю, или нужно обладать отличным послужным списком, хорошо объяснять и уметь работать с аудиторией учеников. Или преподавать Go или Swift :))

-1

Не меньше 30 сребреников. За эту цену вы получите:

1. Разжёвывание примитивных вещей. Способность разбираться самому, вообще-то, является первейшим "маркером" профпригодности. Но если вам очень хочется, я могу поводить вас за ручку. Что вы будете делать без меня - я не знаю, но почему меня это должно волновать?

2. Ложные надежды. Не в то время и не с того вы решили менять свою жизнь, раз пришли ко мне с деньгами. Но если вам очень хочется, я могу пообещать вам, что всё будет хорошо и ваша айтишная работа будет лучше прежней.

3. Работу в отрасли со странными перспективами и странными людьми. Меньшинство из них будет гиками, которых вы не понимаете (а может быть даже презираете). Большинство из них будет ещё одним подвидом офисного планктона, разделённого на группы по интересам/ролям/должностям. Могу гарантировать, что интересно не будет, но вам же всё равно?

1

В рамках абстрактного опроса две трети желающих нести свет и знания согласны только на часик другой в неделю, рассказать про ангуляр "ну, короч". То есть в реальности можно ещё число поделить на три, а потом и ещё разок.

В итоге получим, что все потенциальные преподаватели уже по курсам читают.

4

Анкета была не очень удачно составлена. Лично я готов 1-2 раза в неделю по 2-3 часа, но таких вариантов не было.

Артём Быстров
Артём Быстров Пилот межзвёздного пространства в Космолёт
0

По опыту менторинга джунов могу сказать, что 90% приходится объяснять что такое функция, переменная, структура данных, среда исполнения, движок.
До уровня ангулара дорастают уже как правило самые толковые ребята, те что на лету схватывают, и там скорее просто обсуждение фич или бест-практис происходит, а не курсы по ангулару с конспектированием

9

Уже говорил, и еще раз повторю: Опрос статистически не валиден, и приведенные цифры ничего не значат.

> В опросе приняло участие 430 специалистов. Попробовать себя в преподавании захотели почти 75% опрошенных айтишников.

Не 75% опрошенных, а 75% ответивших по собственной инициативе. И естественно, что инициативу проявляют прежде всего те, кто хочет сказать "да", а не "нет". В т.ч. по той причине, что в анкете не было вопроса "если нет, то почему?".

> основная мотивация — деньги

Когда есть перспектива дополнительного заработка, кто угодно скажет "да, я хочу". А желающие преподавать действительно способны это делать? Если 66% (от общего кол-ва? от числа желающих?) готовы тратить на преподавание лишь 1-2 часа в неделю, то это очень мало. Такой ответ может указывать на то, что отвечающие просто не понимают, в чем заключаются задачи преподавателя.

Артём Быстров
Артём Быстров Пилот межзвёздного пространства в Космолёт
6

Согласен
Многие просто путают менторинг и преподавание
Одно дело отвлечься от кодинга на 1 час, подойти в переговорку и рассказать джунам что-то про программирование, а совсем другое - 3-4 раза в неделю по вечерам ехать в территориально другое место, проводить там обучающие курсы, приезжая домой хорошо если в 21-00. Притом на курсах будут все - от посудомойщицы до бывшего следователя, и все они будут вас обвинять в том что они ничего не понимают.

0

> 66% Готовы тратить 1-2 часа в неделю

так и есть )

Илья Бегун
Илья Бегун Senior Software Engineer в EPAM
2

Полностью поддерживаю. Я сейчас как раз веду курсы по .NET в одном крупном обучающем центре и это отнимает у меня 6 часов в неделю после работы только на сами лекции (2 занятия по 3 часа, 1 группа). Домой прихожу в 22 только, а ехать на курсы с работы почти через весь город.
Касаемо подготовки, в основном это подготовка презентаций с кратким содержанием. Все же основной объем информации идет через общение или через живые кодинг-сессии на занятиях. Опытному разработчику и нормальному рассказчику не нужно 100500 слайдов презентации, маркера с доской или примера живого написания кода зачастую достаточно. Для большого объема теории есть документации в интернете. Я посмотрю на того сумасшедшего, кто в свою презентацию перепечатает все операторы языка C# с описанием ))) Кроме того, образцы кода я сразу пишу людям в гитлаб и студенты просто мои "каркасы" используют в кодинг-сессиях и домашках как образец.
А вот по оплате - в этом опроснике словно какие-то Chief Architect собрались. Не понимаю откуда такие запросы за обучение. Этим людям никто и близко не платит даже на их работах рейты по 50 долларов в час, почему обучение должно столько стоить ? Нормальная рыночная дельта от 10 до 25 долларов за академический час в зависимости от языка/технологии, размера группы, популярности курса и опыта преподавателя как разработческого, так и преподавательского.
50 долларов в час.... Допустим :) ДОПУСТИМ этому человеку будут давать половину от дохода обучающего центра, хотя это абсурд и нету нигде таких соотношений дохода. Стоимость курсов варьируется в зависимости от нескольких факторов, но основной все же длительность курса. Возьмем 50 академических часов как среднюю длительность курсов на 3 месяца. 50 * 50 = 2500 долларов за группу. И умножим на 2, тк столько же еще сверху возьмет организатор курсов (мы же приняли за факт, что в этом кейсе рассмотрим пример 50% доли преподавателя). Уже 5000 за группу. Средний размер группы до 10 человек. По своему опыту скажу, что 1/3 отсекается еще на первых занятиях, тк просто не готовы смириться с таким кол-вом информации (это вам не 4 года универа, а экспресс-курсы для "войтишников"). Значит фактически группу из 10 человек срезаем до 6, ладно пусть 7. Обычно в этом случае идут навстречу и часть стоимости компенсируют. А кто-то нет - сам виноват же, что ушел. Возьмем кейс, когда не компенсируют для наглядности.
5000 / 7 = 715 долларов с ученика.
Ну что, кто тут у нас такой в Минске преподаватель уровня Мартина или Рихтера, чтобы на его курсы за такие деньги ломились ?)))
Реальная цифра, когда преподаватель получит около 25% стоимости курса взвинтит такие курсы до цены в 1430 долларов за 50 академических часов с человека. Совсем сдурели эти голосовальщики ?! И ведь надо еще помнить, что это цена за 50 академических часов, есть более длительные программы.

Илья Бегун
Илья Бегун Senior Software Engineer в EPAM
0

Пардон, по компенсации стоимости некорректно указал. Если не компенсируют, то 5000 делим на 10 человек фактически. 500 долларов с лица за 50 академических часов. Итого при более реальном доходе преподавателя в 25% от стоимости курса на 10 человек получится 1000 долларов за 3 месяца. Особо сути это не меняет, пусть глянут стоимость курсов на сегодня по рынку :) Тогда как медиана Lead Developer в зарплате за час около 22 долларов за 2019 год по основным технологиям. Ага, 50 за обучение :)))

1

И как же это мы безо всяких курсов стали программистами?

Кем станут и как будут работать те люди, которые не могут самоорганизоваться и найти нужную информацию сами?
Сейчас зайдя на ютуб и поискав какой-то курс, можно сразу оценить его качество по соотношению лайков/дизлайков, просмотров.
Но некоторым надо обязательно занести кучу денег *й пойми кому...

Илья Бегун
Илья Бегун Senior Software Engineer в EPAM
0

Я буду очень признателен, если вы мне покажете такие курсы на youtube, которые должны быть не более 10 выпусков по 45 минут (у многих терпения не хватит столько смотреть и еще без одновременной практики и возможности быстро задать вопрос и получить ответ), и чтобы в этих курсах человек получил знания начиная от разницы значимых и ссылочных типов (не просто показать 2 диаграмки, а на реальном частом в разработке примере дать понять эту разницу и почему это важно), и заканчивая работой с ORM для работы с базами данных. Это не сарказм, просто даже самому интересно смог ли кто это лаконично уложить в виде относительно сжатого курса и в виде монолога, чтобы это было легко для восприятия человеком не из среды айтишников и покрывало инкрементальную подачу знаний от основ до хай-левела в каком-то направлении. Проблема многих видео-курсов, что они плохо структурированы и покрывают обычно какую-то конкретную область. Или вообще единичную тему. А порядок и важность изучения тем остается для многих загадкой.

0

Например вот, изучаем основы: ITVDN (C#, ASP.NET MVC), Defazze (C#), Sorax (JS, CSS), CodeDojo (JS, CSS)
+ Прочитать книжку
+ Попрактиковаться над простыми задачками
+ Если что-то не понятно пользуемся поиском, смотрим другие видео-разъяснения на эту тему
===============
Изучив основы, потренировавшись ищем первую работу, ходя на собеседования узнаем свои пробелы, подтягиваем их.

Естественно за 10 выпусков по 45 минут программистом никто не станет. Если нет терпения, значит нужно выбрать что-то полегче.

0

43 готовы бесплатно обучать, эх где только вас найти

Илья Бегун
Илья Бегун Senior Software Engineer в EPAM
0

Это бесплатно еще нужно оценить. Они может и готовы обучать бесплатно, вопрос способны ли они обучать и достаточно ли технической компетенции, чтобы на каждый вопрос не говорить "секундочку" и не ползти шустро на метанит за разъяснением на русском :)

Илья Бегун
Илья Бегун Senior Software Engineer в EPAM
0

У меня подруга так пошла на курсы ПВТ по вебу, где преподаватель пол занятия не мог людям ноду поставить, тк будучи неопытным разрабом не знал, что очень часто во время установки она не прописывается в системные пути и потому не вызывается в консоли командлет. Пришлось человеку во время их занятия в телеграмме написать куда что написать в операционке, тк препод пофиксить не мог :)

0

это да, но сейчас в основном все на поток ставят и крутят ценники которые средний белорус оплатить не в состоянии, а еще можно попасть к тем кто пыль напускает и ты как был так и остался

Илья Бегун
Илья Бегун Senior Software Engineer в EPAM
0

Тут надо четко понимать, что на поток ставят организаторы курсов, тогда как преподаватель зачастую просто ограничен в тех рамках, в какие его поставили. Вот и получается, что тебе говорят сколько надо часов на курс и какой должен быть результат, а ты е***ь как хочешь. Потому многие препода просто приходят бабок заработать, тк платят больше, чем им реально платят (когда зарплата меньше медианы).

2

А покажите мне профессию, связанную с интеллектуальным трудом, которую можно запросто освоить экспресс-курсами ?

Второе. Все интересующиеся айти зарплатами очень хотят как-то по-быстрому, с минимальными трудозатратами "проскользнуть" на первую работу. А дальнейший план у них таков: учусь в процессе + не отсвечиваю. А реальность так не работает.

В реальности либо ты работаешь в команде - и любой твой косяк на виду, поскольку результаты труда вы складываете в один общий "интеллектуальный котёл". А компенсировать вашу "косячность" в команде может только правильное поведение: умное старание + адекватность в общении/восприятие критики. Оба этих компонента являются производными от воспитания и культуры личности. Не будете компенсировать "косяки" - зачем вы нужны?

Либо второй вариант, где ты работаешь не в команде, а куда-то пристраиваешься "программистом"/"на все руки мастером". А это, в первую очередь, ответственность. Во-вторую, учеба в режиме реального времени. Долгая, монотонная, нервная. Не всегда адекватно поощряемая.

Сможете такую реальность "вывезти" на своих плечах? Или годы учебы в школе/универе прошли мимо, а внутри укоренилось извращенное восприятие действительности (в вашей версии мира всё решает блат/случай/везение/обман, а не тяжкий труд)?

Если нет - не начинайте с курсов. Начинайте учиться учиться. По книгам, а не по ютубам. Как мы тут недавно увидели, не все ютуберы понимают что говорят.

1

Дополню. В моих глазах - "солью" айтишной отрасли были, есть и будут люди с потенциалом ученых. Тех самых, которые в университетах и дальше. Шли не за деньгами, и останутся не из-за денег.

Второй эшелон: "не, ну норм в общем-то". Люди, которые не так чтобы очень это всё программистское (и уж тем более научное) любят, но деньги хорошие. Но были бы счастливее где-то ещё (в отпуске/с пивом). Сольётся отрасль - большинство сольётся тоже.

Третий "слой". Околоайтишная пена. Туда вообще страшно заглядывать, да и не нужно.

И вот вы, входя в айти, вы куда стремитесь?

Илья Бегун
Илья Бегун Senior Software Engineer в EPAM
-2

Я не знаю насколько вы близки к разработке, но если для вас "соль" - это те самые устаревшие маразматики в универах, откуда ребята за счёт своих стараний со 2-3 курса идут работать в компании, где меньше абстрактной теоретической пи****ни, а в универах преподы, которые уже 20 лет преподают одну и ту же программу, то вы очень извратили понимание двигателя сообщества разработчиков.

Великолепная фраза: учиться, учиться... Чему ? Сколько ? В каком порядке ? На чем сделать акцент ? Что сейчас популярно ? Куда движется рынок ? Ей богу, абстрактная болтовня, Мытник перелогиньтесь. Учиться надо у тех, кто умнее - это главное правило. А большинство преподов на курсах - это у кого лишнее время есть. Лишь меньшинство жертвует реально полезным личным временем и делают это с отдачей, а не ради акта оказания услуг каждый месяц.

Ответственность, если работаешь один ? Да большинство таких одиночек сцут в глаза и им все божья роса. Ответственность возникает больше именно в коллективе, когда твоя неудача влияет на результат всей команды. И кто был конкретно там внутри виноват заказчика уже волнует во вторую очередь. Одиночки-аникейщики всегда найдут отговорку, почему все хорошо.

Касаемо экспресс-курсов. Кто алчный, говорит что научит всему. Кто "правильный" скажет, что даст ориентир и научит находить и понимать. Не надо всех под одну гребёнку. Просто, к сожалению, тема "войтишников" стала хайповой и обросла алчными глупыми людьми.

Учиться по книгам и ютьюбу :) Пипец смешно. А с чего начинать ?) Что в первую очередь учить ?) Книги без багажа основ ? Хорошо, я дико оттянуть, когда по какому-то языку вы прочтете сначала простую книгу O'Reily, а потом перейдете на того же Рихтера и осознаёте, что ничерта не понимаете. Курсы с грамотным преподавателем дадут структуру понимания информации, а не просто ютьюбошный неструктурированный хаос. Хотите учиться ? Ищите тех, кто составил план обучения не на пару видео, а на пару месяцев хотя бы. Не важно это онлайн курсы или нет, сами вы будете учиться по ютьюбам годами, тогда как найдя хорошего преподавателя на курсах через эти же годы уже работать будете и зарплату получать, а не воспроизводить синтетические ютьюбные примеры.

1

> устаревшие маразматики в универах

Ну вот это вы зря. Университеты бывают разные, и люди в них тоже. Не нравятся вам беларусские университеты - в век онлайна доступны многие другие.

Вам вполне правильно сказали - "солью" отрасли будут люди, склонные к научному подходу. В т.ч. способные разрабатывать новые языки программирования и модели вычислений. В т.ч. компетентные в абстрактной теоретической... как вы там выразились? А не выпускники 3-месячных курсов - производители HTML-форм. И даже не специалисты по какому-то Java-фреймворку, разработанному кем-то другим. Это всё вторично.

30000 войтишников, которых хочет создать Прокопеня, не заменят одного Алана Тьюринга. А очень хотелось бы, чтобы в Беларуси был свой Тьюринг.

> Не надо всех под одну гребёнку.

Вот именно.

Илья Бегун
Илья Бегун Senior Software Engineer в EPAM
0

Не могу не согласиться в вашей более развернутой интерпретации. Да, люди одновременно ведущие и научную деятельность, выполняющие роль визионеров языков и платформ, вкупе к этому ещё и практикующие в реальном энтерпрайзе, а не сидящие просто в деканате, попивая чай, - да, их очень хочется видеть в рядах преподавателей. Но сколько их ? К сожалению, у нашей страны сформирована четкая позиция. И это не "кузница кадров", как любят говорить в новостях, а "фабрика рук". Это разное. И на определенном уровне развития самые лучшие "руки" принимают решение уезжать. И пока у нас преподаватель будет в основном держаться за основную работу, уделяя крохи внимания студентам, то никаких глобальных перемен в процессе подготовки специалистов ожидать не стоит.
30 000 специалистов ? Можно и реально. Но если считать затраты будут не по принципу "сколько это обойдется сейчас", а в перспективе на доход от экспорта ПО по подходу "сколько это принесет бюджету". И тогда создастся рынок, высококонкурентный, где на место преподавателя будет конкурс похлеще факультета международных отношений. И перестать держаться за маразматичные принципы, что "мы для всех просто рабочие". Китай так сделал, принял это за основу экономики. И пол века не прошло, как сильнейшая экономика в мире и средняя зарплата по стране уже выше нашей давно.

2

По поводу оплат и курсов.
100$ в час это нормальная оплата. Вот посмотрите, сколько за консультацию берут или ИТ компании сами или индивидуальные консультанты в ИТ, еще больше. А тут ты консультируешь получается по кучу вопросам. Если университетам или конторам, нужна не просто очередная начитка курсов то надо раскошелится, а то они шибко хитрые(есть другое слово но меня тут за такое забанят). Получается давай за копейки учи себе конкурентов, потом фирма же захочет снять сливки, в выученных спецов. Все хотят быстрые деньги и ничего не делать.

Сколько серьезные программист получает в ИТ конторе уровня Лида,Сениора 3-5К, вот поделите и получите 130$ в день, но ты пришел на работу и пишешь свой код, а тут едь в другое место, готовь программу,консультируй, и отвечай.

Короче ,как в совке, не хотят у нас ценить профессиональные кадры, хотят чтобы как в шарашкиных конторах, все работали за баланду. Вывеска сменилась с СССР на Беларусь,а замашки остались.

Илья Бегун
Илья Бегун Senior Software Engineer в EPAM
0

130 в день, а не в час. Обсуждаются оклады в час. И получится чуть более 16 долларов в час. Адекватная для РБ ситуация начинающего преподавателя.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже