ИТ-компетенции часть 1: что должен уметь белорусский тестировщик?

8 июля 2010, 09:37
ТестировщикКак многие уже знают, год назад, в рамках работ по совершествованию ИТ-образования, были представлены описания новых ИТ-должностей, а с нового года эти должности были официально включены в государственный классификтор. Сейчас же, в результате работы экспертов, были выделены конкретные требования к ИТ-специалистам — компетенции. В соответствии с данными компетенцями и должны разрабатываться планы университетских курсов, поэтому я думаю, что нам всем будет интересно не только сравнить свой уровень знаний с предлагаемым "стандартом", но и предложить свои коррективы и тем самым поучаствовать в решении проблемы неактуальности университетского образования. Сегодня на суд общественности выставляются компетенции специалиста по тестированию ПО. А в течение следующих дней будут также опубликованы ключевые компетенции системного и бизнес-аналитика, системного архитектора и специалиста по сопровождению. Подробнее о компетенциях и их предназначении расскажет Александр Мартинкевич, заместитель директора администрации ПВТ, один из кураторов проекта:
"Завершился первый этап работ в рамках проекта по совершенствованию образовательных стандартов по специальностям высшего образования с учетом включенных в ЕКСД новых должностей специалистов, занятых с сфере разработки, внедрения и сопровождения информационных систем и технологий. На этом этапе состоялось более десятка встреч среди самых опытных экспертов компаний-резидентов Парка по бизнес-анализу, системному анализу, тестированию. В результате для системы образования, которая готовит сегодня ИТ-специалистов подготовлены ключевые компетенции ИТ-специалистов. Помимо компетенций в документе приводится список знаний, которые в настоящее время востребованы на рынке труда. Александр мартинкевич Мы полагаем, что подготовленные документы являются очень важными и полезными как для вузов, так и для самих ИТ компаний. Технические вузы смогут получить информацию из первых уст, чему же следует учить студентов-айтишников, какие знания востребованы, какие технологии используются в реальном производстве. Принято решение, что Ключевые компетенции ИТ-специалистов будут обновляться ежегодно с тем, чтобы вузы могли оперативно реагировать на происходящие изменения в информационных технологий. Мы хотели обратиться к сообществу dev.by. Среди посетителей этого ресурса много грамотных айтишников. Приглашаем вас обсудить и высказать свои замечания и комментарии к представленным Компетенциям бизнес-аналитика, системного аналитика, системного архитектора, cпециалиста по тестированию и cпециалиста по сопровождению."
R — коэффициент, который выставлялся экспертами. Чем больше R — тем больше значимость компетенции или знания.

Ключевые компетенции специалиста по тестированию ПО

Навыки и умения R Знания R
Организовывать процесс тестирования ПО 5 Терминология (QA\ST-глоссарий) 4,6
    Основные этапы процесса тестирования ПО (планирование, разработка тестовой документации, исполнение тестирования, анализ полученных результатов/ предоставление отчетов) и их связь с различными уровнями компетенции специалистов по тестированию/проектными ролями. 4,6

Владеть методиками и методолгиями тестирования

5 Виды тестирования: ручное, автоматическое (функциональное), нагрузочное, тестирование «белого», «черного», «серого» ящика, критерии покрытия, место тестирования в процессе разработки ПО. 4,8
    Виды тестирования (Functional, GUI, usability, accessability, performance, volume, stress, data integrity, configuration, installation, crash recovery/robustness и т.д.) 4,8
    Тестовое покрытие, уровни тестирования (Приемочный тест, Критический тест, Расширенный тест, тестирование стабильности сборки и т.д.), процессы тестирования (сборки/билды или тестовые версии/, регламент проекта) 4,6
    Место тестирования в различных методологиях разработки ПО. (RUP,MSF,Agile Software Development (SCRUM, XP, Kanban, Lean etc) и особенности работы команды тестирования в условиях организации работы по данным методологиям. 4,2
Планировать и управлять тестированием 5 Распределение ролей в рамках команды тестирования 4,6
    Управление тестированием в условиях изменяющихся требований и окружения проекта 4,6
    Анализ качества приложения. Анализ тенденций качества в рамках проекта и команды. Понятие эффективного и качественного тестирования 4,4
    Планирование тестирования, оценка тестирования (различные приемы – cocomo, инженерный, экспертный, по аналогии и т.д) 4,2
    Навыки разработки тестовой стратегии и составления проектного расписания (MS Project) 4
    Принципы управления командой тестирования 3,8
    Особенности тестирования и управления командой тестирования для различных типов приложений (embedded, web-desktop, opensource, etc) 3,8
    Управление тестированием в условиях изменяющегося состава команды, организация обучения тестировщиков и передачи знаний о специфике проекта 3,8
    Управление рисками в тестировании 3,6
    Принципы управления тестированием в разрезе различных структур команды тестирования (менеджмент на разных сторонах, дистанционная и временная удаленность частей команды, контроль тестирования) 3,2
    Тестирование требований (анализ полноты и целостности требований) 4,4
    Системы управления требованиями 3,2
Работать с требованиями заказчика. Тестирование требований 4,75 Основные подходы и принципы работы с требованиями заказчика, работа с задокументированными требованиями. Работа в условиях, когда требования не документированы/отсутствуют 5
Работать с тестовой документацией. Подготавливать докуменацию с нуля, своевременно обновлять ее. 4,75 Знание основных видов тестовой документации и особенностей их использования 5
    Работа с use case, test case, составление тест-планов, тест чек-листов. Тест- сценарий, его основные атрибуты 4,8
    Лучшие практики в отношении создания тестовой документации (виды, структура) 4,8
    Работа с тестовой документацией в условиях разных методологий разработки 3,8
Создание развернутых отчетов по результатам тестирования, проведение анализа качества приложения, подготовка рекомендаций 4,75 Виды тестовых отчетов: статистика по багам, статистика по прохождению тестов (Smoke, Regression), отчеты о проделанной работе, другие отчеты 4,8
Организовывать автоматизированное (функциональное) тестирование ПО (параметры ПО и Hardware, которые необходимо отслеживать при автоматическом тестировании) 4,25 Общие принципы автоматизации тестирования: необходимость, особенности, лучшие практики и подходы (техники создания скриптов автоматизации, разработка и создание среды автоматизации, инструменты и среды для тестирования методом "черного ящика", инструменты и среды для тестирования методом "белого ящика", разработка и выполнение скриптов автоматизации для различных Web & Windows приложений, пользовательской части и администраторской, баз данных, Application серверов and веб-сервисов) 4,4
    Владение средствами автоматизации тестирования ПО/низкоуровнего тестирования ПО (OpenQA Selenium , AutomatedQA, Test Complete, Compuware TestPartner, Empirix ePartner, HTTPUnit, JUnit/NUnit, Mercury Interactive WinRunner, Mercury QuickTest Pro, Mercury WinRunner, Microsoft Test Services, Rational Robot/Rational JRobot, Rational TeamTest, Rational XDE Tester, Borland (Segue) SilkTest, TestMakerRational Robot, Rational XDE Tester, Segue SilkTest) 4,4
    Структура тестов (unit test-ов). Свойства «правильных» тестов 4
    Экономика автоматического тестирования (когда имеет смысл автоматизировать, стоимость поддержки автоматических тестов) 4
Работать с тестовым окружением и дополнительным ПО для тестирования 4,25 VMWare, Virtual PC, особенности различных ОС (версии Windows, Mac OS и обязательно Linux и т.д.),, браузеров и др.), использование дополнительного ПО для проведения тестирования, например, FireBug, NetLimiter, встроенные компоненты Windows и др. 4,6
Писать техничекую документацию. Вести деловую и техническую переписку с заказчиком. Вести устные переговоры с заказчиком. 4 Свободный письменный и разговорный английский (бизнес- и технический английский) 4,8
Владеть основами информационных технологий 4 Основы программирования (основы алгоритмизации, принципы ООП, особенности standalone и web программирования). Основные языки программирования, особенности и базовые знания (C#, Java, Perl, PHP) 4,2
    Основы баз данных (SQL, Oracle, Microsoft SQL Server, 3,6
    MySQL, Desktop DB (MS Access, MSDE, Paradox, Foxpro) 2,4
    Инструменты работы с базами данных, Oracle Utilities (imp,exp,impdb,expdb,tkprof, sqlplus, sqlldr), PL/SQL Developer; SQL Navigator, Quest Software (Quest Central, Spotlight, TOAD), Power Builder 2,8
    Принципы работы компьютерных сетей 3,4
    Интернет технологий (протоколы, основы организации…) 3,4
    Основы администрирования ПО и аппаратной части 3,2
Владеть особенностями жизненного цикла разработки ПО 4 Место и роль тестирования в жизненном цикле разработки программного продукта 4,8
    Основные этапы жизненного цикла разработки ПО 4,2
    Проектные роли, их обязанности, причины разделения обязанностей, необходимость участия в проекте выделенного Software Testing (ST), отличия Quality Assurance (QA), Quality Control и ST 4
    Стандарты и методологии разработки ПО (RUP,MSF,Agile Software Development (SCRUM, XP, Kanban, Lean etc)...(Пункт нуждается в уточнении практически каждый год) 3,8
    Средства управления версиями кода (MS Visual Source Safe,CVS,SVN...), их необходимость и применение 3,4
    Проектные роли, их обязанности, причины разделения обязанностей, необходимость участия в проекте выделенного Software Testing (ST), отличия Quality Assurance (QA), Quality Control и ST 4
Управлять проектом: владеть основами планирования, реализации и контроля за проектом (контроль бюджета, сроков, задач и др.), завершение проектов по разработке ПО. Работать с MS PROJECT 4 Основы командного взаимодействия: понимание ролей и ответственностей всех участников процесса разработки ПО; ведение коммуникации с заказчиком + руководителем проекта + QA руководителем + коллегами- тестировщиками; своевременное информирование всех заинтересованных по оперативным вопросам (блокирующие работу проблемы, обновления, изменение приоритетов, информация от заказчика и т.д.); самостоятельность и адекватность (скорость, глубина) в выяснении вопросов по документации и функционалу (как платформы разработки, так и самого приложения) 4,8
    Что такое проект. Управление ресурсами, объемом работ по разработке. 4,4
    Основы финансового менеждмента, тайм-менеждмента, управление рисками 3,4
    Понятие эффективности проекта, мера успешности проекта, понятие ROI 3,2
    Пред- и постпродажное сопровождение проектов 3,2
    Взаимоотношения различных выделенных команд в рамках проекта 3
    Знания методологий управления проектом (PMBOK, IPMA) 3
Организовывать нагрузочное тестирование (параметры ПО и Hardware, которые необходимо отслеживать при нагрузочном тестировании) 3,75 Общие принципы нагрузочного тестирования: необходимость, особенности, лучшие практики и подходы. (Инструменты и среды тестирования производительности, управление нефункциональными требованиями, планирование тестирования производительности, oрганизация и старт тестирования производстельности, oптимизация производительности, Анализ результатов и создание отчетов, Планирование и определение нагрузки) 4,2
    Целесообразность применения нагрузочного тестирования (стоимость поддержки нагрузочных тестов). 3,8
    Инструменты нагрузочного тестирования (НP Loadrunner, SilkPerformer, Apache Jmeter, TestMaker, TheGrinder) 4
Владеть специфическими видами тестирования 3,5 Тестирование безопасности (базовые знания о тестирования безопасности, распространенные виды тестирования и атак), тестирование для мобильных устройств (базовые знания о тестировании приложений для мобильных устройств, распространенные платформы, специфические методики тестирования), тестирование баз данных, тестирование вебсервисов, Localization, тестирование в специфических областях (Voip, WiFi, медицина, управление производством и т.д.) 3,2
Работать с дефектами 3,25 Описание дефектов на русском и английском языках, причины возникновения проблемы. 5
    Баг-трекинговые системы: знание и применение на практике жизненного цикла дефекта, работа с наиболее распространенными баг-трекинговыми системами – Rational Clear Quest, Jira, Bugzilla, Test Director, Mercury. 4,4
Владеть стандартами качества 3 Стандарты в области тестирования (ISTQB, ISEB, CSTP, CAST, CMST, CSTE, TMPF, CMSQ, CSQA, CSQE, CQIA) 4,6
    Cтандарты в видах тестирования(например для юзабилити тестирвания - ISО 9241, ISO 20282, ANSI/NCITS 354-2001, UK & EU Accessibility Standard, статья 508 Workforce Rehabilitation Act), w3c standarts etc) 3,8
    - BS 7925-2:1998. Software Component Testing. 3,4
    - IEEE 829:1998. Standard for Software Test Documentation. 3,2
    Группы стандартов ISO, CMMI и ГОСТ 2,8
   
  • DO-178B:1992. Software Considerations in Airborne Systems and Equipment Certification, Requirements and Technical Concepts for Aviation (RTCA SC167)
  • IEEE 610.12:1990. Standard Glossary of Software Engineering Terminology.
  • IEEE 1008:1993. Standard for Software Unit Testing.
  • IEEE 1012:2004 Standard for Verification and Validation Plans
  • IEEE 1028:1997. Standard for Software Reviews and Audits.
  • IEEE 1044:1993. Standard Classification for Software Anomalies.
  • IEEE 1219:1998. Software Maintenance.
  • ISO/IEC 2382-1:1993. Data processing - Vocabulary - Part 1: Fundamental terms.
  • ISO 9000:2005. Quality Management Systems – Fundamentals and Vocabulary.
  • ISO/IEC 9126-1:2001. Software Engineering – Software Product Quality – Part 1:Quality characteristics and sub-characteristics
  • ISO/IEC 12207:1995. Information Technology – Software Life Cycle Processes.
  • ISO/IEC 14598-1:1999. Information Technology – Software Product Evaluation -
2,8
    Part 1: General Overview. Отраслевые стандарты (PCI DSS, Cobit, ITIL, ITSM BSI 15 000 etc) 2,8
Скачать в PDF
Обсуждение