«ИТ-образование в стране развивается, и очень неплохо». Новый ректор БГУИР о том, как можно менять учебные программы

17 комментариев
«ИТ-образование в стране развивается, и очень неплохо». Новый ректор БГУИР о том, как можно менять учебные программы

Вадим Богуш был назначен на должность ректора БГУИР в конце мая, до этого Вадим Анатольевич занимал пост первого заместителя министра образования. dev.by пообщался с ректором ведущего технического вуза страны о том, какие изменения последуют за его назначением.

Читать далее...

О преподавателях и текучке

— В преподавательском составе технических вузов большая текучка — молодёжь из вчерашних студентов преподаёт в среднем 3-5 лет, а затем уходит в ИТ-компании. Как можно справиться с этой проблемой?

— Для того, чтобы понимать, существует ли проблема, и делать выводы, нужно иметь данные по миграции преподавателей в вузах, по увольнениям и приёму. К тому же я не раз отмечал, что и взросление и смена места работы — это естественный процесс.

У меня сейчас другая задача — выстроить систему, которая будет поддерживать преподавателей и стимулировать молодёжь работать в университете.  

— И каким образом это можно сделать?

— Через систему моральных и материальных стимулов.

— Сколько времени понадобится на внесение изменений в систему?

— Столько, сколько будет необходимо, чтобы она была хорошо выстроена и затем заработала. 

— Процесс адаптации и утверждения учебных программ, признают преподаватели, совсем не прост. Обычно они говорят о груде документов, которые необходимо составить, заполнить. Будет ли минимизирован бумажный труд?

— Во-первых, процесс должен быть упрощён. Подходы будут изменяться. В том числе и на законодательном уровне — в новой редакции кодекса об образовании предусмотрен переход к примерным учебным планам и программам.

Конечно, я уверен, что мы сможем оптимизировать бизнес-процессы и внутри университета.

Во-вторых, что касается изменения содержания программ, я уже об этом говорил: мы каждый год их обновляем, преподаватели привносят свои собственные, а также мировые разработки.

— Остаётся ли в программах БГУИР место для фундаментальных наук?

— Конечно! Фундаментальная подготовка как была, так и остаётся важной составляющей высшего образования. Но не нужно забывать, что, например, даже в такой консервативной науке, как математика, происходят изменения.

— Как преподаватели отслеживают эти изменения?

— Читают научную литературу, проводят исследования.

О том, как программа учитывает пожелания компаний

— Учитывают ли технические вузы пожелания компаний? И как именно БГУИР адаптирует учебные программы под эти пожелания?

— Конечно, учитывают: мы постоянно взаимодействуем с ИТ-компаниями.

И это не какой-то периодический процесс — «от сессии до сессии» — а постоянная работа. Её ведут преподаватели, специалисты профильных кафедр. Благодаря этой работе мы узнаём о новых разработках, получаем новые научные данные, и думаем, как интегрировать всё это в образовательный процесс.

В настоящее время процесс интеграции проходит быстро, потому что информация находится в свободном доступе. Главное — чтобы она была достоверной, имела научное обоснование и практическую значимость. Сначала проходит этап проверки, затем — интеграции в теоретическую часть курса. Затем идёт разработка практических компонентов курса. Чтобы те или иные механизмы либо зависимости можно было внедрить в практику и сформировать у студента нужную компетенцию.

— Может ли преподаватель изменить программу? Оперативно.

— Да, может. Например, осенью преподаватель может внести изменения в рабочую программу курса, который будет читать в весеннем семестре. Хотя, как правило, мы стараемся, чтобы общий объём всей программной документации был готов ещё к 1 сентября. Заданный вами вопрос в основном касается спецдисциплин.

— А ИТ-компании, сотрудничающие с БГУИР, могут давать советы и вносить изменения?

— У нас более 50 партнёров — EPAM, ZTE, Huawei, Cisco и многие другие компании. И в каждой работают профессионалы, которые хорошо знают, сколько «муки» следует добавить в «тесто», чтобы получить желаемый продукт.

Как правило, если компания всерьёз заинтересована в чём-то, задержек со стороны университета не бывает. Иногда мы можем взять дополнительное время на то, чтобы улучшить материальную базу, адаптировать ту или иную разработку к образовательным нуждам. В целом же, я хотел бы, чтобы на это уходило minimum minimorum — минимальное время, необходимое, чтобы обеспечить эту интеграцию.

В БГУИР также преподают сотрудники ИТ-компаний. Более того, мы планируем расширять эту практику и приглашать зарубежных экспертов, если в этом будет необходимость. Но тут следует заметить, что у нас в стране очень много компетентных специалистов в ИКТ.

Об английском языке

— Слабое владение английским — один из тех больных вопросов, которые регулярно обсуждают на встречах айтишников и представителей вузов. Эта проблема будет решаться?

— Надо понимать, что всё зависит от самого студента. Абитуриенты, прилежно изучавшие иностранный язык в школе, демонстрируют неплохой уровень знаний — многие из них даже говорят свободно. В БГУИР целых две кафедры иностранных языков: у студентов есть возможность как продолжить изучение, так и освоить английский с нуля.

Если говорить о применении языка в профессии, то у нас есть идеи на этот счёт. В том числе можно привлекать студентов с высоким уровнем языковой подготовки. Но специфика изучения иностранного языка такова, что его нужно постоянно использовать. Выполнять задания, работать с профессиональной литературой на английском, ежедневно общаться не только в быту, но и на работе. У нас существуют механизмы интеграции таких заданий в общий учебный процесс, а также система поддержки для тех, кто желает изучать дополнительный язык.

Но главное — мотивация самих студентов. Без неё ничего не будет работать.

— Мотивированы ли студенты изучать языки?

— Те, кто хочет знать английский, — да. Но есть и те, которые не хотят. Всё очень просто.

Об университете нового типа и ИТ-образовании в целом

— Время от времени ИТ-профи со скепсисом отзываются об уровне академической подготовки молодых программистов. А компании говорят, что приходится доводить джуниоров до нужного уровня. 

— Приведу такой пример: молодой повар — вчерашний выпускник — не сможет в первый же день работы в дорогом ресторане удивить всех фирменным блюдом. Он пока не посвящён во все тонкости. Но это лишь дело времени.

И академическая подготовка, и практика в компаниях важны в системе высшего образования. Ведь смысл его в том, чтобы специалист обладал базой, которая позволит ему решать практические задачи, при этом он должен делать это быстро, тратя минимум времени на адаптацию. Именно поэтому БГУИР тесно работает с компаниями и предприятиями, которые могут трудоустроить выпускников.

— Один из основателей EPAM Леонид Лознер опубликовал на dev.by колонку о том, что в стране необходим университет нового типа, который стал бы центром для молодёжи из Центральной и Восточной Европы. Может ли таким центром стать БГУИР? 

— Этот вопрос требует отдельного обсуждения. Проблематика развития вузов активно дискутируется в научных, профильных изданиях и, несомненно, требует системного и комплексного подхода. Формат интервью достаточно узок, чтобы детально и профессионально его раскрыть.

— Будет ли БГУИР и дальше поощрять студентов, которые учатся и одновременно работают в ИТ-компаниях?

— Слово «поощрять» не совсем корректно подобрано. Я считаю, что это неплохо, когда студент на старшем курсе совмещает учёбу с работой, когда он делает дипломный проект с учётом своих рабочих задач. Именно поэтому процедура трудоустройства у нас, в отличие от многих других университетов, начинается заранее. Уже в октябре-ноябре студенты последних курсов определяются с местом работы.

Никто не мешает студенту БГУИР работать, но важно, чтобы он мог грамотно спланировать своё время так, чтобы и работа, и учёба гармонично дополняли друг друга. Вот это важно.

— Что в целом думаете об ИТ-образовании в стране? И о том, которое даёт БГУИР, в частности?

— Я уже говорил об этом в интервью агентству «БЕЛТА». ИТ-образование в стране развивается, и очень неплохо: не будь его, не было бы и заметных достижений в этой сфере. И БГУИР в этом плане один из самых открытых и динамично развивающихся вузов. Я думаю, мы эту динамику сохраним и разовьём. А это требует командной работы по многим направлениям.

 

Фото: dev.by

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Горячие события

Конкурс EY Entrepreneur Of The Year 2020
31 мая

Конкурс EY Entrepreneur Of The Year 2020

EMERGE 2020
1 июня — 3 июня

EMERGE 2020

Вебинар «Советы от рекрутеров: как найти квалифицированную работу в Европе»
4 июня

Вебинар «Советы от рекрутеров: как найти квалифицированную работу в Европе»

Читайте также

Проект «Учитель для Беларуси» набирает педагогов на новую программу
Проект «Учитель для Беларуси» набирает педагогов на новую программу

Проект «Учитель для Беларуси» набирает педагогов на новую программу

3 комментария
9 полезных онлайн-курсов для Project Manager на Coursera
9 полезных онлайн-курсов для Project Manager на Coursera

9 полезных онлайн-курсов для Project Manager на Coursera

Подойдут как начинающим, так и удалым Рroject Мanager. 7 дней бесплатного триала, далее — подписка от $39 до $59 в месяц. Если задуматься — сущие гроши за пласт новых знаний и сертификат, которым можно похвастаться на LinkedIn и в своем резюме.
1 комментарий
EPAM разработал бесплатный курс по обучению детей программированию в Scratch
EPAM разработал бесплатный курс по обучению детей программированию в Scratch

EPAM разработал бесплатный курс по обучению детей программированию в Scratch

3 комментария
Coursera открыла безработным бесплатный доступ к 3800 курсам
Coursera открыла безработным бесплатный доступ к 3800 курсам

Coursera открыла безработным бесплатный доступ к 3800 курсам

4 комментария

Обсуждение

2

Может кто подсказать в какую магистратуру (какого универа) и на какую специальность лучше поступать? По теме IT, с уклоном в математику, а не какие-то конкретные языки.
Так что б были практикующие преподы реально работающие в IT.

2

В Минске есть только одна достойная магистратура - у товарища Толстикова в БГУ от Яндекса

11

Вы уж извините, но переливание из пустого в порожнее. Ничего ровным счётом не почерпнул

"
- Делаете?
- Делаем
- Решаете?
- Решаем
"

СМИ - это довольно важно, особенно в вопросах освещения деятельности бюджетной организации. Вы - глаза и уши общества.

Можно много интересных и менее абстрактных вопросов придумать
Вопрос по поводу внедрения нового материала. Не секрет, что есть некий лимит того, что можно впихнуть в академический год. Значит, если идёт процесс внедрения нового материала, то должен быть и процесс отказа от старого. Как это происходит? Есть ли примеры исключения чего-либо из программы? Какие достаточные условия для признания блока знаний или формы подачи устаревшими?
В БГУИР как раз постоянно летят камни за древний материал и за древнюю учебную программу. Что по этому поводу может сказать новый лидер?

Татьяна  Карюхина
Татьяна Карюхина journalist в dev.by
6

dev.by с первого дня назначения нового ректора добивался интервью с ним, оперативно выслал вопросы, которые запросил вуз. Но при встрече мы не на все вопросы получили ответы. И нам также хотелось бы больше конкретики и фактов в полученных ответах. Вадим Богуш пришёл в БГУИР около 2 месяцев назад — сделаем на это скидку и попробуем повторно пообщаться с ним через год, когда многие процессы будут налажены непосредственно им или при его участии.

1

с ним бы было интересно поговорить не об ИТ-образовании (сами написали, всего лишь 2 месяца, как ректор ИТ-вуза), а об ИТ в образовании. Так как именно он эту тему не просто в министерстве, а, получается, и во всей стране курировал. Как по мне, для этой позиции был очень грамотный функционер. Пользовался заслуженным уважением ИТ-шников. Жаль, что немного сменил направление... Кто сейчас эту тему курирует не знаю...

4

Даже после прочтения первого предложения у меня уже вопрос.
Если всё так круто ("очень неплохо") с образованием, а тем более c ИТ-образованием. Почему не ректора БГУИРа назначают на должность первого замминистра (что б, так скажем, масштабировать положительный опыт), а, наоборот, первого заместителя министра назначают ректором?..
У нас как то обычно, наоборот, на проблемные зоны бросают "тяжелую артилерию": мэра - на велозавод, главного ответственного за всё ИТ в стране - директором ПВТ...
где подвох?))

11

>> - Сколько времени понадобится на внесение изменений в систему?
>> -Столько, сколько будет необходимо, чтобы она была хорошо выстроена и затем заработала.
- У вас была какая-то тактика с самого начала и вы ее придерживались?
- С самого начала у меня была какая-то тактика, и я ее придерживался.

x x
x x
5

- Гребец сколько тебе нужно времени на эту задачу?
- Столько, сколько будет необходимо

==
- Рядовой ИТ-шник сколько ты ещё будешь перекладывать кирпичи с места на место?
- Столько, сколько будет необходимо
==
- Инвесторы: сколько вам нужно времени на реализацию проекта?
- Столько, сколько будет необходимо

4

>> - Может ли преподаватель изменить программу? Оперативно.
>> - Да, может. Например, осенью преподаватель может внести изменения в рабочую программу курса, который будет читать в весеннем семестре.
---
Понятие "оперативно" у белорусских чиновников...
- Ребята, вчера вышло обновление языка. Но о его новых интересных функциях я вам сейчас не расскажу. Я вот осенью внесу изменения в программу курса и тогда приходите ко мне в следующем семесте, я обо всём вам обязательно расскажу!

sol
sol
2

Преподаватель может читать практически любой материал. При этом в учебной программе может быть написано что угодно. В БГУИР учебная программа создается преподователем, учебный отдел - по сути бюрократия которая проверяет правильность оформления бумажек)

1

А почему преподаватель должен сразу говорить студентам об обновлении языка?
Грубо говоря, если у меня есть стабильный проект с Python3.6 + Django 1.11, то я не побегу апгрейдится на 3.7 + 2.0, а то что-то сломится ненароком.
Т.е. студенту можно сказать о грядущем обновлении, но главная задача препода - дать качественную серьезную базу, а не расходовать энергию на копание в мелочах.
===
А вот по поводу интервью - да, много слов, ни о чем. Увы...

-1

>> могут давать советы и вносить изменения?
>> в каждой работают профессионалы, которые хорошо знают, сколько «муки» ...
Те, кто сначала прочитал мУки - вы всё правильно прочитали! Сколько мУки надо, что бы хоть что то просто сдвинуть, не говоря уже о получении положительного результата, в архаичном образовательном процессе...

2

очередной балабол! почему вообще назначили человека из министерства!? (ну т.е. по умолчанию эти товарищи обычно вообще далеки от земных проблем) нужно было запромоутить какого нибудь декана, с того же КСиСа например.

"министерства" руки свои грязные и в РТИ уже запустили. очередной крепкий управленец! да, ждите теперь новых подходов к обучению, как бы не так...

2

Самое главное хорошие кадры. И фундаментальные знания. На самом деле все достаточно просто, в теории конечно - улучшить условия труда для преподавателей.
Нормальное арендное жилье с минимальной оплатой, повышение ЗП и повышение комфорта рабочего места. А также возможность заниматься наукой.

0

Опять откопали.

2

Был уже неоднократный опыт замены ректора "из местных" на человека из министерства в других университетах и ничего хорошего не выходило. Высшее образование в нашей стране продолжает тонуть, вместо специалистов получаются просто люди с корочками, а способные к самостоятельному обучению сваливают за границу.

2

Сразу видно, что серьёзный специалист - умеет много говорить ничего не сказав, такие похоже в цене, раз их на прорыв бросают.
Сразу вспомнился мем про Путина отвечающего на вопрос: сколько будет два плюс два.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже