ИТ-образование в вузах: как его видит бизнес?

68 комментариев
ИТ-образование в вузах: как его видит бизнес?

После ряда статей о проблемах высшего образования (например, эта и вот эта) я задался вопросом — а как выглядит система высшего образования с точки зрения бизнеса? Накопившиеся в вузах большие и маленькие проблемы системы подготовки специалистов самым непосредственным образом касаются конечного звена — заказчиков. Я сформулировал два вопроса и попросил представителей четырех крупнейших ИТ-компаний Беларуси дать на них ответ.

Вот что из этого получилось

Вопросы, связанные с количественной и качественной структурой студенческой массы, регулярно муссируются в обществе. Что лучше — увеличивать набор студентов на перспективные специальности (ПВТ заявляет, что в текущем году мог бы открыть еще 2500 рабочих мест, но некому работать) или сосредоточиться на качестве знаний (менее 50% выпускников попадает на работу в компании-резиденты ПВТ, и это еще не самый худший вариант, так как из некоторых групп устраивается от силы 30%)? Поэтому свой первый вопрос я сформулировал так:

1. Как вы считаете, что лучше — увеличивать набор на ИТ-специальности или концентрироваться на процессе отбора студентов и повышении качества их обучения (цель: повысить процент тех, кто сможет отвечать требованиям, предъявляемым к специалистам работодателями)?

Не секрет, что крупные компании сотрудничают с вузами. Как правило, сотрудничество выражается в том, что компания открывает собственную лабораторию, в которой осуществляет допподготовку до стандартов, принятых в компании. Иных форм сотрудничества особо не наблюдается. С одной стороны, все компании занимаются примерно одним и тем же — проводят краткосрочную подготовку типа «курс молодого бойца». С другой — фактически являются конкурентами в борьбе за трудовые ресурсы. Вполне очевидно, что если бы система образования справлялась с задачей подготовки более-менее приемлемых кадров для ИТ-отрасли, то это устроило бы всех: не нужно было бы вкладывать средства в собственную инфраструктуру, можно было бы сократить текущие издержки. Фаза конкуренции за ресурсами осталась бы, но перешла с момента отбора на тренинги на момент выпуска с тренингов. Мне хотелось узнать, готовы ли наши ИТ-компании к более решительным шагам, чем просто выстраивание дублирующих структур в виде лабораторий, к иным способам сотрудничества с вузами? И поэтому второй вопрос я сформулировал следующим образом:

2. Многие компании пытаются самостоятельно отбирать наиболее перспективных студентов и доучивать их в собственных центрах подготовки. Не настало ли время объединиться всем крупным ИТ-игрокам с целью координации своих действий в области высшего образования, а не действовать поодиночке? Выгода в таком случае очевидна: взяв под свой контроль сферу образования, можно улучшить процесс обучения, повысить качество образования, увеличить количество потенциальных работников, что в итоге снизит дефицит кадров, а значит, несколько охладит перегретый рынок труда...

Эти вопросы я адресовал четырем компаниям. Решились ответить только две. В одной компании мои вопросы просто проигнорировали. Ну что ж, тоже вариант: возможно, произошла техническая накладка с почтой. Во второй компании после двухнедельного размышления решили на вопросы не отвечать, так как у них отсутствует четкая позиция по данным проблемам. Жаль, конечно, но это, вероятно, тоже показатель того, как пытаются строить свои отношения с вузами отдельные, занимающие ведущие позиции, игроки на ИТ-рынке.

Две крупные компании не проигнорировали мои вопросы и решились высказать свое мнение. Итак, ниже — ответы представителей компаний EРАМ Systems и Itransition.

Святослав Куликов, к.т.н., Training & Education Manager EPAM Systems

1.

Я считаю, что на данный вопрос следует посмотреть под несколько иным углом — с точки зрения профориентации. В настоящий момент на ИТ-специальностях, к сожалению, обучается достаточное количество студентов, в свое время сделавших не самый оптимальный выбор. Эти безусловно талантливые в своих областях знаний ребята оказались «не там». Если не исправить ситуацию, то предложенные в вопросе альтернативы могут привести в лучшем случае к временной иллюзии улучшения ситуации, а в худшем (так, на мой взгляд, увеличение набора еще сильнее снизит «планку» отбора) — к ее значительному ухудшению.


Идеальным вариантом развития событий был бы такой сценарий:
а) оптимизация системы профессиональной ориентации;
б) постепенное повышение «планки» отбора на IT-специальности, совмещенное с повышением качества обучения;
в) после появления первых ощутимых изменений можно вернуться к вопросу о расширении набора, но делать это следует осторожно.


2.

Я не считаю, что каким бы то ни было компаниям стоит «брать под свой контроль сферу образования». Реалии таковы, что подобные решения принесут больше вреда, чем пользы. Что компаниям стоит делать — так это активнее искать формы сотрудничества с вузами, в рамках которого можно и нужно решать отдельные насущные задачи.


Что до объединения усилий ИТ-игроков в вопросах действий в области высшего образования, то при всей заманчивости идеи сейчас она едва ли реализуема. Возможно, какие-то отдельные шаги сделать можно, но глубокой интеграции не получится в силу множества объективных и субъективных причин. Если сказать более высокопарно — то для этого пока еще не пришло время, и попытки искусственно создать некий «гибрид всего» могут только отсрочить наступление того самого «времени икс», когда ИТ-игроки будут реально готовы к подобного рода шагам. Предпосылки к такой интеграции просматриваются уже сегодня, так как многие компании реализуют достаточно схожие сценарии по взаимодействию с учреждениями образования. Но еще раз подчеркну: всерьез говорить об объединении усилий можно будет тогда, когда необходимость подобного шага перейдет из разряда «заманчивой идеи» в разряд «самоочевидного следующего шага».

Сергей Гвардейцев, генеральный директор Itransition

1.

Я всегда рад, когда удается найти легкое решение сложной проблемы. Но мне кажется, здесь не тот случай. Недостаточно сказать: «Давайте меньше принимать абитуриентов на ИТ-специальности, значит, увеличится конкурс и повысится уровень знаний». В ближайшие годы страну ожидает «демографическая яма», и количество поступающих в вузы молодых граждан Беларуси никак не увеличится.

В целом для меня странно слышать, что можно «не концентрироваться» на процессе отбора. Есть очевидные вещи: система отбора абитуриентов существует, она создана на государственном уровне, и делать свою собственную, «айтишную», для некоторых вузов и некоторых специальностей не получится.

Давать советы профессионалам — неблагодарное дело, я не считаю себя вправе чего-то требовать от нашей системы образования. Я очень высоко ценю белорусское инженерное, математическое высшее образование и благодарен людям, которые поддерживают эту сложнейшую систему на своих плечах. Несмотря на все трудности и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться в последние десятилетия. Я убежден, что если преподаватели качественно и профессионально выполняют свою работу, то не потребуется принимать странные решения: увеличивать набор, либо концентрироваться на отборе, либо делать то и другое вместе. А мы в свою очередь как «базовая» организация для ряда вузов будем стараться помочь и поддерживать преподавателей по мере необходимости.


2.

Я совершенно не вижу необходимости брать под какой-либо дополнительный контроль сферу образования. То, что сегодня часть выпускников, пусть в некоторых вузах и на некоторых специальностях довольно значительная, идет работать на предприятия Парка высоких технологий, не дает прав руководству этих предприятий приходить в учебные заведения и, как «слон в посудной лавке», все перестраивать под себя. Не нужно превращать университеты в ПТУ. Высшее образование дает фундаментальные знания, расширяет кругозор студента до уровня, когда он сам на этом фундаменте может продолжать учиться всю жизнь.

А мы уже поможем сделать обучение, так сказать, «практико-ориентированным». Только в нашей компании ежегодно проходят практику несколько сотен студентов. Мы не «доучиваем» их, а показываем, как реально сегодня работает производство, какие знания востребованны, в какую сторону можно развиваться.

На мой взгляд, координация действий резидентов ПВТ в направлении поддержки высшего образования неплохо работает на сегодняшний день. У меня нет точных данных, но с момента создания Парка высоких технологий объем инвестиций резидентов в белорусские вузы составил довольно крупную сумму, я полагаю. Созданы десятки, если не сотни, лабораторий, филиалы кафедр на предприятиях, регулярно проходят совместные обучающие мероприятия. Но «ведущими» в этой связке, на мой взгляд, безусловно, являются вузы. Мы поможем и поддержим, но навязывать свое видение системе образования бизнес не должен.
    
Итак, позиции ИТ-компаний по этим вопросам приблизительно одинаковы: к сотрудничеству с вузами готовы, однако к масштабным преобразованиям еще нужно готовиться. Идет поиск форм и видов сотрудничества, которые скорее тяготеют к хорошо обкатанным, традиционным форматам — лаборатории, представительства, филиалы кафедр. И пока это оправданно. Но не за горами «новые вызовы» — демографическая яма, ухудшение кадрового потенциала вузов, снижение финансирования прикладной науки в ближайшей перспективе, отток кадров из системы образования...

Горячие события

Конкурс EY Entrepreneur Of The Year 2020
31 мая — 31 мая

Конкурс EY Entrepreneur Of The Year 2020

GoWayFest 4.0
11 июля — 11 июля

GoWayFest 4.0

Минск

Читайте также

«Прошу терпения и понимания». Гендиректор Itransition написал сотрудникам о кризисе
«Прошу терпения и понимания». Гендиректор Itransition написал сотрудникам о кризисе

«Прошу терпения и понимания». Гендиректор Itransition написал сотрудникам о кризисе

32 комментария
Антикризисные меры: в A1QA оклады урезают на 20%
Антикризисные меры: в A1QA оклады урезают на 20%

Антикризисные меры: в A1QA оклады урезают на 20%

Коронакризис, который предрекают всем отраслям, уже коснулся белорусского ИТ. CEO компании A1QA Светлана Правдина объявила об антикризисных мерах в компании. 
108 комментариев
Как стать Data Scientist, не потратив ни копейки
Как стать Data Scientist, не потратив ни копейки

Как стать Data Scientist, не потратив ни копейки

Подробный план со ссылками на бесплатные учебные ресурсы.
1 комментарий
HR рассказала, как ввязываться в споры с начальством без последствий
HR рассказала, как ввязываться в споры с начальством без последствий

HR рассказала, как ввязываться в споры с начальством без последствий

Прошлый год был богат на истории, когда сотрудники ИТ-компаний делились своей болью публично. В этом году — их не становится меньше. Опасно ли «выносить сор из избы» для карьеры, почему у айтишников до сих пор нет официального профсоюза и почему деньги мешают ИТ-компаниям адекватно разруливать конфликты, — рассказывает HR-директор и бизнес-консультант Ирина Вишневская.
34 комментария

Обсуждение

0

>> когда необходимость подобного шага перейдет из разряда «заманчивой идеи» в разряд «самоочевидного следующего шага».
хм... наверное именно поэтому в Пало-Альто шестой iPhone проектируют, а мы всё картошку с помощью коня садим... ибо мы же белорусы... зачем нам что то новое... мы лучше подождём пока само всё станет "самоочевидно" :)))

1

Опять же: справедливости ради. Фраза о "самоочевидном следующем шаге" была употреблена в рамках обсуждения "перекрещивания струй / объединения усилий".

Другое дело, если изначально усилия были направлены не в то русло - тогда эволюция ничего хорошего не даст, да.

Хм... Надо будет запатентовать идею насыпания земли вокруг картошки, вместо посадки оной в землю...

-3

>> если изначально усилия были направлены не в то русло - тогда эволюция ничего хорошего не даст
я бы послушал про бизнес без рисков...
а если говорить начистоту, это надо ещё постараться, что бы совместная работа компаний по развитию белорусского ИТ-образования в итоге, как вы пишите, вообще ничего хорошего не дала :)))
И не надо это смешивать с банальным желанием просто отсидеться и подождать, что б кто то другой это делал.
Денег нет. Государственные ВУЗы как придется и за что придется учат студентов, получая на выходе соответствующего выпускника. Компании жалуются на недостаток кадров и слабые знания выпускников. Государственные ВУЗы жалуются на недостаток финансирования. Компании ждут и боятся "направить усилия не в то русло". Денег по прежнему нет. Замкнутый цикл. Всё хорошо. Собаки лают, караван идёт :)

6

<
Накопившиеся в вузах большие и маленькие проблемы системы подготовки специалистов самым непосредственным образом касаются конечного звена — заказчиков. Я сформулировал два вопроса и попросил представителей четырех крупнейших ИТ-компаний Беларуси дать на них ответ.
/>
У злобных капиталистов (США) заказчиками являются НЕ КОМПАНИИ, а СТУДЕНТЫ.
Здесь автор похоже засветил практику отсыпания риса преподавателям со стороны компаний (как официально, так и в частном порядке от рекрутеров). Поэтому с его точки зрения заказчки - это компании. А студенты.... ну что студенты... кого скажут, того и выкуем.
Прошло 20 лет. Ленин всё ещё с нами и Ленин останется с нами.

-3

В настоящее время главная задача руководства ВУЗа, что бы студенты по выпуску были востребованы и трудоустроены. А кем, ИТ-компаниями Минска или колхозами Шклова, ВУЗу даже в какой то степени параллельно. ВУЗ отчитывается перед властью (Минобразования, может ещё местной, местными отделами образования - не в курсе), что у него всё ок, что все студенты устраиваются, поэтому ВУЗ сокращать и ликвидировать не надо. Только и всего.

Поэтому сейчас компании это не заказчики, компании - партнёры. Отсюда: раз они только партнёры, они не могут диктовать условия (да и судя по ответам особо и не хотят).

Хотите сделать студентов заказчиками? А с помощью какого механизма?

Ввести полное платное образование с отменой существенного входного контроля знаний? И вы уверены, что в нынешних условиях это повысит число выпускников ИТ-специальностей?

Или просто создать возможность абитуриентам участвовать в формировании и утверждении планов набора? Спасибо, по поводу свободного волеизъявления граждан можно опять спор на 100 комментов начать, но это, наверное, как раз тот случай когда подобным вопросом должны заниматься профессионалы, а не мамы абитуриентов.

Так что конкретно вы бы предложили?

P.S.

И да... в локальном масштабе небольшой страны придание существенного импульса развитию всей отрасли, а не тупо обогащению отдельных коммерческих предприятий в данном случае помогут толковые (это важно!) директивные указания (т.е. как раз таки Ленин), а не классические рыночные механизмы общества потребления. Вы же специфику эту сами видите. Зарплата в N раз выше средней по стране, но всё равно никто на ИТ-специальности в ВУЗы толпой не ломится. Менталитет такой. Надо как котят мордочкой в молоко тыкать... А там глядишь, потом и Ленин из головы у народа "выветрится"... Подумайте над этим ;)

0

>>> Зарплата в N раз выше средней по стране, но всё равно никто на ИТ-специальности в ВУЗы толпой не ломится. Менталитет такой. Надо как котят мордочкой в молоко тыкать...

Нет смысла сравнивать зарплату айтишника со средней по стране. Портрет айтишника - мужчина 23-40 лет, с хорошим высшим техническим образованием. В рамках этой социальной группы зарплата айтишника больше средней раза в 2 максимум. Уж поверьте, наши люди прекрасно чувствуют халяву, и раз в айтишники не ломятся, то халявы там и в помине нет. Потому что к 30-35 годам перегонщик автомобилей, прораб, сантехник или выпускних факультета лесного хозяйства технологического университета зачастую имеет по факту больше, чем айтишник со своей высокой зарплатой.

Китайские программисты уже дороже наших, в течение ближайших лет нас опередят индусы, а дальше будем на Пакистан равняться.

-3

скажу я вам, это какой то очень ленивый айтишник, если к 30-35 годам его зарплата, меньше чем у прораба, сантехника, какого там технолога-лесника и т.д. этого же возраста... даже как то трудно себе представить насколько ленивый :) ...

1

Важна не только зарплата, а суммарное количество благ, которое человек получает по результатам работы. Например, прораб помимо зарплаты ещё выносит стройматериалов на некоторую сумму, плюс имеет время и возможности для решения личных вопросов в рабочее время. В сухом остатке у прораба с з/п 2000$ к 30-ти годам коттедж, а у программиста с з/п 3000$ - 2-хкомнатная квартира.

Не проще ли парню средних способностей работать на себя, таксуя по 6 часов в день за 1500$, чем учиться и затем программировать за те же деньги?

Повторюсь - наш народ очень тонко чувствует халяву, но на программистских специальностях (а именно их больше всего и не хватает) в IT её и в помине нет.

0

А я то думаю - кто у нас в центре Гродно коттеджей понастроил. А это прорабы, оказывается.

0

Скорее контрабандисты, чем программисты.

0

Это да.

Не, на самом деле я согласен с вами по поводу "халявы нет". Но тут еще и играет роль такой фактор, как "нежелание менять что-либо". Перемены пугают. Особенно когда непонятно чем все закончится.

0

гы оказывается можно токсавать за полторы в месяц:) а мужики то и не знають

0

Одна-две поездки в день в аэропорт (2-5 часов работы) без проблем дают эти деньги. Ну и в городе если работать, а не спать на стоянке, те же деньги зарабатываются без проблем.

Программисты, живущие в своём мирке, многого не знають.

http://belmeta.com/t-voditel-taksi/v-minsk

0

поездка в аэропорт от Короны на кальварийской стоит в районе 250-300 тыс. никогда дороже не ехал.
кстати по ссылке только одно предложение от 1500. большинство же - тупо 1000 :)
+ как бы нужен свой автос :) будем развивать тему про аммартизацию и т.д.? :) по итогу таксун хорошо если имеет 700 баков в месяц.

Александр Черноокий
Александр Черноокий developer в Targetprocess
1

Ответы крайне дипломатичны. Если прочитать между строк: поддержим вузы, если дадут нам толковых ребят, активно вмешиваться не будем. Я их понимаю, сам работал преподавателем, потом стал разработчиком, в вузе просто громадная бюрократическо-протекцианистская стена между идей улучшения и внедрением.
А вот на фразу
>>> ухудшение кадрового потенциала вузов
хочется увидеть обоснование

Добрый день. По ухудшению кадрового потенциала я достаточно подробно писал - http://dev.by/blogs/main/vuzy-prevraschayutsya-prevraschayutsya-vuzy-chast-1 Буду рад ответить, если вопросы останутся.

0

>арплата в N раз выше средней по стране, но всё равно никто на ИТ-специальности в ВУЗы толпой не ломится. Менталитет такой

Вся белорусская ИТ индустрия наверное где 25 тыщ.
Только БГУИР выпускает в год по 4-5тыщ студентов. Добавим сюда выпуски БНТУ, БГУ, региональные вузы.
Сколько людей нанимают в год все IT-компании? Хорошо если тысячу.
С точки зрения студента работай в it это конкурс в вуз 1:3 а потом еще и конкурс на рабочее место 1:5.
Действительно заманчиво. Без права на ошибку. Что это у людей за менталитет такой, не хотят играть в азартные игры.

p.s. Да, чтобы цифры в контекст поместить. Пусть индустрия должна расти на 5 тыщ человек в год.
Пусть им по $1000 платят. $60,000,000 в год. Дополнительно. Сколько-сколько там белорусский аутсорс вымучивает в год?

0

>Только БГУИР выпускает в год по 4-5тыщ студентов
число сильно завышено. весь КСИС выпускает человек 250-350. к нему еще ФИТу пару сотен. остальные факультеты готовят программистов в малых количествах.

3

> число сильно завышено. весь КСИС выпускает человек 250-350. к нему еще ФИТу пару сотен. остальные факультеты готовят программистов в малых количествах.

По всем формам обучения в БГУИР обучается около 15,000 студентов. И в белорусской IT - не только программисты.
Было бы любопытно тогда узнать, сколько-же, сколько-же наняли людей за прошлый год в целом.

0

и сколько из ФКП и иже с ним выходит программистов?

1

15 тыс - это на 5ти курсах с заочкой.
тупоее деление дает 3000 человек на курс с заочкой - т.е. это и есть выпуск годовой. из которого программистов процентов 30 максимум

0

точно.. что-то я не так наделил :-)

0
0

ок, мы определились с цифрой выпуска БГУИР где-то в 3тыщи. Пусть из них 1.5тыщи могут программировать.
А сколько наняли на работу за прошлый год по всей отрасли?

0

55 университетов, выпускающих 16 000 ИТ-специалистов ежегодно.
http://www.park.by/post-education_system/

Где в отчетах ПВТ моно найти сколько раб мест создано за год. из них кака то часть - вчерашние студенты.

0

То есть на рынок каждый год выпускается 2 епама - 16,000.
Нанимают в год по всей отрасли в самом оптимистичном случае 1,000 плюс-минус. Я не говорю о людях сменивших работу, имеющих опыт работы. Речь о первом рабочем месте.
Неплохой конкурс, правда? Есть из кого выбрать :-)
Если выдержишь конкурс в вуз 1:3, будешь учится в вузе, а потом ещё и сам переучиваться, а потом конкурс за рабочее место выдержишь (1,000:16,000), то будешь получать невероятные деньги - может быть на 30% выше чем средняя по Минску.
Наверное всё же проще в космонавты.

0

ну это ПВТэшная рекламка.
в эти 16 тыс и инязовцев с нархозовцами приплели.
ибо РТИ дает тыщу, пусть БГУ еще тыщу + все остальные еще тыщу.

-2

>> то есть на рынок каждый год выпускается 2 епама - 16,000.
>> Нанимают в год по всей отрасли в самом оптимистичном случае 1,000 плюс-минус.
>> Неплохой конкурс, правда? Есть из кого выбрать :-)
Весёлые у вас рассуждения. Как будто переходы заполнены оставшимися 17.000 ИТ-шниками, просящими милостыню. А программист, который полгода-год не может найти работу, по вашему, наверное, вообще типичное явление ;)
>> может быть на 30% выше чем средняя по Минску
заметьте, по вашим словам, выпускник получает не на 30% больше, чем выпускник в другой отрасли. Он получает на 30% больше, чем высококвалифицированный специалист с 5-10 летним стажем в другой отрасли. Разница, наверное, есть? ;)

1

Социалистический бермудский треугольник. 15,000человек испаряются в воздухе.
Зарабатывай они хотя бы по $1,000, индустрия бы росла на $180млн в год.
Мы бы догнали и перегнали Америку.
Правда что-то не растёт.... На бездонном рынке чётко ощущается дно :-)
Причём это дно не на уровне технических специалистов, а на уровне управленцев.
Есть куча дешёвых ресурсов, но что с ними делать - непонятно.
Узнаёте совок? Уже обогнали США по количеству тонн выплавленной стали на душу населения, но делать из стали БМВ всё ещё не научились :-)

p.s. только не говорите, что $1000 - это огромные деньги. $6 в час. Это меньше чем минималка в США.

1

Давайте будем реалистами. Мы живём в мире ограниченных ресурсов и холявы на всех не хватает, как ни печально.
Поэтому "помогут толковые (это важно!) директивные указания (т.е. как раз таки Ленин)" - это наивняк.
Никто не будет себе готовить "достойную смену" в виде достойных конкурентов по зарплате, потому что рынок аутсорса не бездонный, как может казатся из Беларуси.

Ещё одно соображение. Возьмём меня. Когда я начинал, зарплата вновь входящих программистов была на уровне $400-500. Мне кажется сейчас она существенно больше. Пусть скажем $1,000.
Я работал за сравнительно малнькие деньки, накапливал опыт, стойко переносил тяготы и лишения и теперь значит должен всем всё показать и рассказать по доброте душевной, за 30копеек, потому что у нас социалисты у власти, всем-всё, отобрать у того, у кого есть и поделить на всех. Зачем мне играть на понижение уровня зарплат в индустрии? А разговоры такие уже ходят. Сейчас придут "добряки" и начнут "по-справедливости" делить под патриотические песни о росте благосостояния. Так что "большие цели" это хорошо, но это механистический взгляд на проблему.

1

получается эта классическа история совка.
Есть люди, которые вкладывают своё время в развитие чего-то. От чего-то отказываются, чем-то жертвуют. У них начинает что-то получатся. И здесь появляются "великие деятели добра". Их идеи просты - "а давайте отберём у этих и поделим на всех, что эти кулаки зажимаются!"
Раньше, когда оборудование и технология играли роль, коммунисты отжимали станки.
Сегодня коммунисты готовы щедро разделить с тобою твой опыт. Ты типа скажи куда идти, кому что говорить, что делать, что учить - а мы-то тут уже сами всё по-быстренькому устроим, нам же среднюю по стране растить нужно.
И вот значит берёт, скажем, epam, и начинает клепать "достойную" смену. Люди накопившие экспертизу делятся ею за печеньки. И снова наступает социализм. И снова уравниловка и никто не хочет работать.
А потому что - зачем. Зачем мне сегодня мучатся, рисковать и ошибаться, если завтра жесточайшим указом получу все знания за печеньку.
Социализм, пацаны - это утопия. Наивная утопия колхозных добряков-делителей.

IT как индустрия собственно и растёт таким темпом, что отобрать нельзя и поделить. Людям становится интересно делать ставки, рисковать, проигрывать и выигрывать. Это что-то вроде скачек.

Если вы думаете, что я говорю какие-то откровения, вы ошибаетесь.
Вы все слышали о клятве Гиппократа. И вам кажется что в ней врачи клянутся спасать бедных, помогать всем по доброте душевной. Так вот и не только! Во времена Гиппократа врачи клялись так же не конкурировать друг с другом и не обучать ремеслу своему всех подряд. Во времена Гиппократа врачи ходили в золоте. А в чём ходят врачи при социалистах вы можете в поликлинике увидеть.

0

--- community manager mode off----
а давайте и университеты закроем!
--- community manager mode on ----

1

Говоря о университетах. Ходят упорные слухи, что на западе надулся новый пузырь - уже в сфере высшего образования. Далеко не все прокредитовавашиеся на образование смогут за него заплатить. Там давно и уверенно наблюдается переизбыток PhD.

Что такое универсистет? Это среда и библиотека. То есть научное обсуждение и доступ к информации.
Пока информация хранилась на бумаге и дискуссия могла быть осуществлён только в аудитории или по переписке, университет, как заведение, играл роль.
Университет появился и креп когда доступ к информации был ограничен отсутствием средств тиражирования информации и её передачи.
Советский университет был крепок тем, что давал доступ к хорошей кормушке - к заказам ВПК. Самые ностальгирующие "по науке" сегодня это те кто делал танковые прицелы, радары, программы для Бурана, изучал как делать танковую броню и тд и тп.

Сегодя ВПК не может всех прокормить. Информация легко и дешёво тирражируется. Оценка знаний так же может быть проведена достаточно легко - как у того же Prometric.
Ну и зачем ходить в университет? Отсрочка от армии или по привычке?

0

Образование ради образования это типично советский прикол.
Много дипломированных хорошо! Всё - клепаем дипломированных специалистов. Всем по диплому! А потом ими, дипломированными, заставляем парки, как тракторами МТЗ. Потому что дипломированные, но немного не такие, немного не там, немного не той квалификации.

Социалист у руля государства - это как обезъяна с гранатой. Никогда не знаешь где ему в очередной раз придёт в голову "сделать всем хорошо".

owl
owl
2

Согласен, что социалист у руля это плохо и непредсказуемо ( а кто с эим спорит). Согласен, что образование ради ДИПЛОМА это чисто советский прикол. И по традиции многие родители стараются впихнуть свое чадо хоть в какой нибудь ВУЗ. Только кто их туда гонит? Социалист у руля? Далее, чистый капитализм - спрос рождает предложения, нужны дипломы, да сколько угодно - только платите (ведь большенство мест платные) . Увы сейчас спрос у абитуриентов на дипломы, а не на знания. Но мне кажется, это пройдет. Кому, кроме гос контор, сейчас нужен диплом без знаний? Другой вопрос сможет ли спрос на знания породить предложения со стороны вузов? В этом я не уверен.

1

--- community manager mode off----

вообще я написала это чисто потроллить. ну бывают души прекрасные порывы.
я считаю, что высшее образование сейчас слишком доступно и печально наблюдать как оно девальвирует. но не думаю, что легкость тиражирования информации тому причиной. а то, что утруждаться мало приходится ради него. я не про деньги, конечно.

в общем, к чему я троллила. вот опубликовали список книг Хомски
http://theoryandpractice.ru/posts/7298-spisok-khomskogo-8-knig-kotorye-dolzhen-prochest-kazhdyy
там первым номером идет Кропоткин "Взаимопомощь как фактор эволюции". и мне кажется, что взаимная помощь на разных уровнях действительно ведет к развитию общества. и для меня это важно. а ваши рассуждения, что "зачем я буду помогать, они мне потом конкуренцию составят и зарплаты упадут" мне чужды и крайне печалят. как-то так.

--- community manager mode on ----

-2

А вас не печалит, что у Абрамовича яхта, а у вас её нет? Ведь можно и ему рассказать о том какой он плохой, и как будет здорово, если мы все вместе будем пользоваться его яхтой. Зачем она ему одному такая большая :-)
С другой стороны вы наверное уже помогли большому числу людей. Вряд ли вы самая бедная и обездоленная в нашем социуме. Или всё же не очень многим помогли ? :-)

Чем отличается взаимопомощь по-белоруски он взаимопомощи по-американски.
У нас 10 человек сидят ровно на попе, и когда один "дурак и выскочка" "отбился от коллектива" и "индивидуалист" пробует и у него что-то получается, люди считают его обязанным поделится. Ну мы-же люди-братья.

Взаимопомощь по американски - это 10 человек пробуют делать что-то полезное и потом меняются результататми - взаимопомощь, кооперация и специализация. Если из 10 получается только у 5, то всёравно общество богаче. Тем пяти, у которых не получилось, помогают попробовать ещё раз, и ещё, пока не получится.

0

--- community manager mode off----
извините, вы то ли передергиваете, то ли действительно не понимаете. не хочу в этом участвовать больше.
--- community manager mode on ----

0

А вот barbedwire может продолжать еще о-о-очень долго, как и некоторые другие присутствующие! Которые, кстати, здесь именно за этим и собрались.
Комьюнити-менеджеры приходят и уходят - а комьюнити остается! Родной девбайчик :)

owl
owl
2

Не согласен с вами. Делясь знаниями и готовя "достойную смену" вы работаете IMHO как раз на повышение зарплаты, как своей собственной в этой компании так и по отрасле в целом.
1. Когда программист постоянно консультирует своих коллег, то это сигнал для руководителя, что он созрел как минимум до тимлида, а может и выше.
2. Никакой рынок не бывает бездонным, однако рынок аутсорса (хотя зачем ограничивать себя им, есть еще и продуктовые коппании) настолько велик, что любое увеличение программистов в Беларуси - проглотит и не заметит.
3. Сейчас, мне кажется, обратная тенденция. Некоторые фирмы не расширяются (или не открывают у нас филиалы) в связи с проблемой кадров в Беларуси. Взять хотя бы wargamer, который для самолетов привлекает команду из Киева. Так что малое количество кадров ведет к стагнации рынка, уменьшению выбора и снижению зарплат.
4. Согласно закону диалектики: преход количественных изменений в качественные. Чем больше индустрия, тем больше стартапов, тем вероятнее что кто нибудь взлетит. Да и для иностранных заказчиков мы станем заметнее.
Обратите внимание, в России и Украине специалистов больше, и зарплаты там тоже больше. Так что если мы доростем до их размеров в IT, зарплаты не просядут.

0

1. Что, до самого настоящего тим-лидера? Сам руководитель? И руки пожмёт? И сфоткаться можно будет? Ваааааууу. Вот это успех. И визитку сделают? А майку с надписью TeamLeader дадут?

2. Да, действительно. Рынок настолько бездонен, что из 16,000 выпусников работу найдёт в самом невероятно лучшем случае только пятая часть. Это просто бездонное дно.

3. Да, действительно. Парадокс. Маленькие зарплаты платили, сдерживали их, выдавливали людей из страны. Странно что мало людей осталось. Но мы сейчас ещё немного из остающихся сок выдавим, и вот тогда проблема с кадрами решится раз и навсегда.

4. Верно. И главное мыслить в пределах белорусской границы. Наш такой, маленькие, уютненький, рынок стартапов мирового уровня.

owl
owl
0

1. Угу, желтую майку. Если у вас претензии сразу возглавить google или microsoft, то конечно да, мелко.
2. У нас? Сейчас? 3 000 прграммистов ИЩУТ и не могут найти работу ? Или они программисты только по диплому, а не по знаниям, или я совсем отстал от жизни.
3. Правильно, давайте уменьшим рынок еще больше - зарплата сразу попрет вверх. Только мне кажется что не у нас в стране.
4. Вы уж сами устанавливайте границы СВОЕГО мышления.

0

Ну о чём и разговор.
Чтобы быть конкурентными компании хотят играть в жёсткий капитализм - "берём только правильных чуваков, только когда есть место в проекте, из социальной защиты - молоко в холодильнике. И НЕВЕРОЯТНО, верх капиталистической щедрости - аренда футбольной площадки!"

Но в то же время ожидание, что сотрудники должны играть в жесткий социализм - "все люди братья, все друг другу улыбаемся, меняемся знаниями, водим хороводы".

То есть если вы работаете в IT как специалист, то вы работаете на капиталиста по правилам капиталиста за социалистически скромную зарплату. И за ваш счёт готовы покормится ещё и социалисты со стороны министерства образования. Типа, ок, вы опыт накопили, работая за крошки, давайте мы подготовим вам достойную смену, чтобы капиталистам зарплаты не пришлось поднимать.
А потом вдруг откуд ни возьмись - пробемы с кадрами. Одни уезжают, а другие все как один мечтают быть начальниками. Ну что за фигня...

owl
owl
0

"Но в то же время ожидание, что сотрудники должны играть в жесткий социализм - "все люди братья, все друг другу улыбаемся, меняемся знаниями, водим хороводы". "

Где тут социализм? Вы в свое личное время консультируете коллег? Если у вас жесткие сроки и нехватка времени, то да, какое уж тут обучение. Но во всех остальных случаях, - обычная практика. В нормальных компаниях (каких большенство), часть времени у тимлида списывают на курирование юниоров. Что в этом плохово? Вы всерьез опасаетесь конкуренции с их стороны? Можно конечно всегда посылать в ... google, только на мой взгляд, это неправильная стратегия и лично для вас и для компании и для отрасли в целом.
P.S. В последних двух компаниях, где я работал, заведена практика внутренних семинарах по используемым технологиям. Очень классное и полезное мероприятие, надеюсь будет распространится такая традиция и в остальных конторах.

-2

>> конкурс в вуз 1:3, конкурс на рабочее место 1:5 ... Без права на ошибку... не хотят играть в азартные игры
Вы же шутите, правда? ;)
P.S.
У врачей конкурс в ВУЗ посмотрите. И прикиньте какой отсев на з/п в 700-1000$ среди них существует. 1:5?
Хорошо если 1:100, а то может и 1:1000 такую зарплату имеет! Так по вашей логике, студенты-медики это уже прямо азартные маньяки какие то, которых самих лечить надо :)

1

разница между врачами и программистами в том, что большинстве своём - девушки. Им в армию идти не нужно. Они конкурс и 1:10 могут сделать. Туда поступают по несколько раз, многие после училищ или после опыта работы.
В БГУИР например все несколько иначе. На инженерных факультетов конкрс делают парни, у которых в случае пролёта автоматом выдаётся путёвка в санаторий армиейского типа.

0

> В настоящий момент на ИТ-специальностях, к сожалению, обучается достаточное количество студентов, в свое время
> сделавших не самый оптимальный выбор.

Вот она, официальная точка зрения Епам - если ты не хочешь работать в Епам, значит зря поступал на IT специальность :-)

А вот Гвардейцев молодцом.
> Не нужно превращать университеты в ПТУ.
Всё правильно, успеют ещё поколымить на итране :-)

0

>>Вот она, официальная точка зрения Епам - если ты не хочешь работать в Епам, значит зря поступал на IT специальность :-)
---
нету никакого заговора - все проще - речь идет об объективных являниях - чувак поступил, еле как учился, по итоге работать тока на гос приедриятии ему. а он проца у пвт.

-4

Компании "X" не нравится, что данный субъект поступил на ИТ-специальность, кое как учился, в итоге ничего не знает, но хочет работать в компании "X", и даже приперся на собеседование и ещё имеет наглость возмущаться и недоумевать, почему это его не хотят брать на его законные 1500?
А компания "X" потрудилась школьникам-абитуриентам рассказать, что делает компания "X", кто там работает, какие специалисты ей нужны, насколько это сложно, стать таким специалистом и что для этого нужно? Помогла ли она школьнику-абитуриенту подобрать правильный ВУЗ, факультет и специальность в соответствии с его способностями? Тем более если этот абитуриент "загорелся" после встречи с представителем компании "X" и уже мечтает работать только в ИТ и может даже только в этой компании?
А когда он был студентом, показывала ли требования, которые предъявляются к соискателям на должности в компании, направляла ли она его, помогала ли учиться и вырости до соответствия этим требованиям? Или он большей степенью был предоставлен сам себе?
Или компания больше трудилась над рекламой самой себя любимой, над тем, что б везде раструбить, что программистам очень много платят и для успешной обеспеченной жизни достаточно устроиться на работу в эту компанию и вообще быть программистом круто, престижно, а стать совсем не сложно - даже пару вечеринок для студентов для этого замутила. Ах да, чуть не забыл, ещё мотивирующий банер "X - твоё будущее" в аудитории повесила.
А теперь компания "X" удивляется, почему среди выпускников так много случайных людей... и почему все хотят 1500, но мало кто знает "чем абстрактный класс отличается от интерфейса"...

Максим Мельников
Максим Мельников Developer в Wargaming / Гейм Стрим
0

Не вижу особой проблемы/беды... Часто получается, что между "хотят" и "говорят в слух" большая разница. Говорят 1500, пусть говорят. 90% не хочется нанимать даже за 100. А остальные 10% от 750 ворочают нос, но через пару недель перезванивают, извиняются и говорят "мы всё обдумали и хотим набираться опыта именно у вас, и согласны на 750".

-5

Да епамовским джуниорам до 750 расти и расти. Там хорошо, если 350 баксов ребятам после лабы предлагают!

0

для третекурсника 350 - это перебор.

-3

Ну, конечно: переплачивает Епам безбожно. По вашему мнению студенты вообще за еду должны в Епаме работать?

0

нет - никто никому не должен.
лучше вон пускай к сталинисту-ленинисту идут в батраки за трудо-дни работать.

-2

>> Говорят 1500, потом перезванивают и согласны на 750... а 90% не хочется нанимать и за 100...
это как раз и есть отличный пример незнания соискателями требований рынка. То о чём я говорю. Потому что кажется уже любая собака в подворотне знает, сколько денег надо просить за позицию джуниор/мид/сениор, да ещё и с разбивкой по технологиям (компании рекламой делают своё дело). Но соискатель придя на собеседование, зачастую даже просто не знает реальных требований. Идёт, как в казино. В рекламе ж в метро написано: "твой старт в ИТ", "зарплаты от 1500". Вот он и пришёл на "старт" :)
Да, вы правы, ничего критичного в этом нет. Это просто добавляет работы компаниям и рождает призрачные надежды в душах соискателей.

2

Я уже давно не работаю в компании Х, но по разговорам в друзьями, они таки пытаются это делать.
1. Водят группы школьников на экскурсии по К1, показывают центр обработки данных (куча красивых серверов), агитируют за ИТ, рассказывают про профессию.
2. Список ВУЗиков не сильно длинен даже для Минска, есть БГУ(ИР), и политех на крайний случай. Там везде есть вербовочный пункт.
3. Водить студентиков за ручку и показывать им требования - это уже перебор. Мы ж говорим про АйТи, !informational! технологии. Шевельнуть жопой и узнать все самому первый шаг к становлению профессионала.

-2

если вы внимательно почитаете мой комментарий, то увидите, что акценты как раз сделаны не на то, что "гипотетическая компания X" вообще не проводит работу с молодёжью. Акцент сделан на то, что компании слишком увлекаются гламурной рекламой и сладкими призывами, как раз той агитацией и экскурсиями, о которых вы пишите. И не надо за студентов "шевелить жопой", надо помогать решать основную проблему - отделение зёрен от плевел. Вот именно, их надо брать за ручку и "окунать" в реальную жизнь, показывая требования и все сложности профессии, а не сказки рассказывать о лёгких деньгах и прочей мишуре вроде, вот посмотрите на нас, нам по 23, а мы уже лиды.
Обзорно, думаю, они и без компаний Х многое знают. Нахватавшись по вершкам, считая, что они уже состоявшиеся специалисты, они и идут в компанию Х за своими 1500 и обрубаются на первых собеседованиях. Потом не довольны и горе-соискатели, вываливающие на компанию Х тонны говн, рассказывая на форумах, какие там непрофессиональные HR-ы и уча, как правильно надо проводить собеседования. Не довольны и компании Х, расказывая про 90% шлака и про завышенные требования соискателей-выпускников.
Поэтому хорошо, что компании проводят работу. И встречи, и экскурсии, и учёба на курсах и занятия в лабораториях - всё это хорошо. Но если складывается такая картина, что 90% после этих экскурсий и курсов всё равно не знают, что требуется от соискателя, значит есть ещё над чем работать ;)

0

Лень долго и нудно писать, почему это не получится. Специалистами становятся через неудачи, боль, страдание и стыд. "Провести за ручку" обычно не работает в любой профессии.
Вот даже цитата товарища Шоу, вдогонку. "Если просто учить чему-нибудь человека, он никогда ничему не научится."

-2

ммм... по видимому по вашему тоже надо просто сесть и подождать пока это не станет "самоочевидным следующим шагом"...
"Провести за ручку" надо не для того, что бы сделать специалистом. Здесь я с вами согласен, так просто не получиться. "Провести за ручку" надо что бы показать, каким должен быть настоящий специалист, к чему надо стремиться, все реальные трудности профессии. Это разные вещи. И ВУЗ пока этого дать не может.

-2

ВУЗ не делает готового специалиста, он создает среду для его самостоятельного развития (как чашка Петри для бактерий и прочих культур).

0

>совмещенное с повышением качества обучения
Что это за абстрактное понятие "качество" и какой у него критерий измерения? Вдруг у нас качество уже повысилось, а мы-то не знаем?

>многие компании реализуют достаточно схожие сценарии по взаимодействию с учреждениями образования
Это взаимодействие заключается в "завезти с пафосом несколько компьютеров, навешать рекламы и назвать кабинет своей лабораторией".

Егор Павловец
Егор Павловец Project and engineering manager в ITS Partner
1

А вот кстати отличный пример, как белорусские компании могу помочь белорусскому образованию и получить лучшие кадры: http://www.forbes.ru/news/241546-amerikanskii-milliarder-pozhertvoval-151-stenfordskomu-universitetu

Хочется, чтобы на форбс написали, что такая-то крупная компания, например со штатом в 10 000 сотрудников, пожертвовала одному из вузов РБ внушительные миллионы :)

Вот это репутация, вот это вызывает настоящее уважение.

-2

Гвардейцев - молодец! "Не надо превращать университеты в ПТУ" это сильно, я считаю. А мужик из Епама - оленесвитеронос очередной.

1

Кто этого Куликова к людям вообще выпустил? Он сам то понял, чего сказал? Кроме того, что интеллигентно назвал "дибилами" студентов айтишников, все остальное совершенно не понятно. И это официальная позиция Епама?

Интересно, кто отказался высказать свое мнение? Судя по тому, что обращались к самым крупным компаниям, то ИБА и Самсолюшнс? Кто там сейчас самый крупный: Епам, конечно, потом получается Итранзишэн, потом ИБА, потом САМ?

Anonymous
Anonymous программист в Itransition
0

IBA больше Itransition. Хоть они и затихли последние годы, а Итра активно растет, но все равно еще не сравнялись по количеству сотрудников.

0

у нас на украине
ит образование качественное получить почти нереально
и это печально
возможно вскоре что-то изменится

0

на самом деле, как мне кажется, все ИТ-компании в Беларуси открывают свои лабаратории в ВУЗах только по причине острой конкуренции, которая породила бескомпромиссную борьбу за кадры. Для них это:
а) отличный новостной повод, чтобы рассказать о себе хороших в СМИ;
б) сразу же дать знать о своем существовании большому количеству студентов.
вы заметили, что лабаратории открывают только крупные компании типа Епама и Итранзишен? Это у них есть план набирать по тысяче, а то и больше сотрудников в год. Уж не знаю, как с этими планами справляются лабаратории.
а вот небольшие компании, в которых, возможно, и условия работы получше и зарплаты побольше и проекты поинтереснее проигрывают в этой конкуренции, так как или не могут позволить себе лабораторию, или попросту она им незачем.
Я работаю в компании, у которой только одна лабаратория, и нам хватает, а, вот, студенты, которые приходят к нам на практику, почему-то вообще ни в какой из лабараторий не занимаются. или туда только избранных берут?

Популяризацией образования, в основном, ПВТ занимается. Насколько мне известно, он даже сами просят компании спонсировать лабаратории. Это в первую очередь инициатива Парка - давать новые и современные знания студентам, - а не компаний.

-1

50% выпускников в ПВТ - это ж офигенная цифра. Ведь кто-то идет в науку и преподавание, кто-то в бизнес, кто-то в IT компании, не входящие в ПВТ, кто-то на внутренние IT проекты. И это не считая распределения.
И кроме мнения о перспективах IT образования от оффшорных компаний интересно мнение других игроков - продуктовых компаний, инфраструктурных и т.д. Оффшорные не могут предсказать, какие кадры им нужны будут через 5 лет, а вот продуктовые возможно смогут.
Неплохо было бы и чужой опыт изучить, и по привлечению студентов компаниями и по организации R&D центров.