Cеньоров всё меньше, за МКАД есть жизнь. ИТ в Беларуси-2019, часть 1

COVID-19 быстро терраформирует ландшафт белорусской ИТ-индустрии. Ещё месяц назад для большинства айтишников коронавирус был персонажем из мемов в рабочих чатах. Времена изменились: многие привыкли работать из дома, разбираются в типах масок и уже не будут удивлены длинному письму от CEO. 

42 комментария
Cеньоров всё меньше, за МКАД есть жизнь. ИТ в Беларуси-2019, часть 1

COVID-19 быстро терраформирует ландшафт белорусской ИТ-индустрии. Ещё месяц назад для большинства айтишников коронавирус был персонажем из мемов в рабочих чатах. Времена изменились: многие привыкли работать из дома, разбираются в типах масок и уже не будут удивлены длинному письму от CEO. 

На этой волне dev.by фиксирует уходящий образ национальной ИТ-индустрии.

В конце 2019 года мы провели исследование рынка труда в белорусском ИТ уже в одиннадцатый раз и собрали 4058 анонимных анкет. Открываем серию отчётов на основе ежегодного опроса. 

все материалы предыдущего исследования-2018

В первой части (из четырёх) — демографический и профессиональный портрет белорусского ИТ-специалиста или специалистки.

География и демография. За МКАД есть жизнь

Пора уходить от штампов про то, что за пределами столицы живёт только каждый десятый айтишник (но его никто не видел). На самом деле доля представителей регионов за 5 лет небыстрого роста достигла 13,5%. Один из драйверов — понемногу растущая популярность удалённой работы, когда сотрудник минской компании вполне счастливо живёт в Бресте или Гродно. 

Гендерное распределение стабилизировалось на уровне три мужчины/одна женщина.

Десять лет назад сторонники гендерного баланса и мечтать не могли о подобных значениях. Но, как показывает исследование, существенных изменений в обозримом будущем вряд ли стоит ожидать. ИТ-индустрия завязана на технических специальностях, которые по-прежнему популярнее у мужчин. А на фоне кризиса значительно выросшая доля сопутствующих специальностей — от тестировщиков до аналитиков — может  снизиться.  

Кривая возрастов айтишников устойчиво сглаживалась год за годом: от графика практически нормального распределения к формированию плато — равноценных значений в широком спектре возрастов. И в 2019 году можно смело говорить о том, что в реестрах компаний в равных долях представлены специалисты от 22 до 32 лет. Это означает, что приток кадров в отрасль стабилизировался в годовом исчислении. 

Средний возраст ИТ-специалиста зафиксировался, ему\ей 29 лет. 

А ты точно сеньор?

Последние несколько лет индустрия выходила на то самое плато, поэтому росла доля специалистов с опытом в 1-2 года (в основном это студенты последних курсов и недавние выпусники). Кризис в мировой экономике ставит под удар в первую очередь именно их. Как минимум — с точки зрения развития карьеры и роста зарплаты, а в худших вариантах они наравне с джуниорами «до года» будут под угрозой сокращений.  

Доля Senior специалистов достигла минимума за всю историю наблюдений. Можно предположить, что это в том числе результат усложнившихся и более чётких правил квалификации статуса во многих компаниях. Сыграло свою роль и увеличение числа продуктовых компаний, где проще относятся к классификации работников. 

Это заметно и по среднему возрасту Middle и Senior специалистов, при изменении распределения айтишников по уровню он остаётся там же — 27,5 лет для мидла и 32 года для сеньора.

Неуклонно снижается доля менеджеров проектов и лидеров команд. С одной стороны, это многолетняя тенденция к увеличению проектов и команд в среднем. С другой, опять-таки ужесточение трактовок позиций, когда тим\тех лид — это не просто «самый сеньор» в команде, а специалист на позиции с чётко обозначенными функциями, менеджерскими и надзорными. 

В соотношении функциональных единиц (разработчик, тестировщик, бизнес-аналитик) установился определённый паритет. На десять разработчиков — один аналитик и три QA. Вот только COVID может всё это перетрясти, во времена кризисов обычно первыми страдают сопутствующие специальности. 

В бизнес-анализе женщин больше половины

Последние пару лет мы отмечали, что главной женской специальностью среди технических было тестирование. Сейчас же пальма первенства принадлежит бизнес-аналитикам. В этой сфере женщин уже больше половины. 

Среди разработчиков доля женщин остаётся на уровне 10%. 

Средний возраст не очень сильно зависит от должности, разбежка между функциональными позициями и менеджерскими не превышает 5 лет. Все в одной лодке и в одной парадигме, исключения — больше в рамках частных случаев. 

КСиС, ФПМИ и JavaScript 

БГУИР, БГУ — половина айтишников так или иначе оттуда. Если углубиться, то в более-менее крупной компании можно сразу встретить сокурсников из КСиСа или ФПМИ. Доли других университетов, за исключением БНТУ, остаются незначительными.

Региональные вузы не способны изменить ситуацию, количество ИТ-выпускников там совсем невелико.

Растёт в индустрии и число «самоучек».

Как бы ни менялась ситуация с потоком абитуриентов и его гендерным распределением, основные технические факультеты продолжают выпускать в основном мужчин, а изменения год от года больше напоминают флуктуации в массе респондентов.

КСиС и ФПМИ остаются чисто программерскими факультетами, у первого и вовсе три четверти выпускников занимаются именно разработкой. Тестировщиков больше всего на факультетах, чуть более далёких от алгоритмирования и фреймворков на каждой лабе. 

С JavaScript работает большая часть разработчиков независимо места получения образования. Это такой мастхэв, без знания которого на том или ином уровне сейчас чаще всего никуда. 

Выпускники БГУ чаще склонны поупражняться с Python’ом.

К нагрянувшему вирусу белорусская ИТ-индустрия подошла в максимально сформированном виде. Вопрос в том, удастся ли сохранить такой порядок, когда глобальные рынки переживают  беспрецедентный уровень потрясений.

Текст: Александр Юруть

Инфографика: Игорь Яновский

Результаты предыдущих опросов: 2009, 2009–2010, 2010–2011, 2012, 2013, 2014, 20152016, 2017, 2018 года.

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Горячие события

.NET Summit Belarus 2020  Online Edition Conference
7 августа — 8 августа

.NET Summit Belarus 2020 Online Edition Conference

Минск

Читайте также

Инвестиции в финтех-стартапы из США выросли на 40%
Инвестиции в финтех-стартапы из США выросли на 40%

Инвестиции в финтех-стартапы из США выросли на 40%

Половина айтишников «вне политики». Половина подумает о релокейте после 9-го
Половина айтишников «вне политики». Половина подумает о релокейте после 9-го

Половина айтишников «вне политики». Половина подумает о релокейте после 9-го

103 комментария
40% айтишников не боятся остаться без работы и хорошей зарплаты
40% айтишников не боятся остаться без работы и хорошей зарплаты

40% айтишников не боятся остаться без работы и хорошей зарплаты

Больше 40% айтишников не боятся остаться без работы и устраивающей зарплаты. 15% специалистов готовятся к переезду за границу. Таковы результаты нашего кризисного опроса по итогам мая. Итоги апрельского опроса про настроения и перспективы — здесь.
6 комментариев
«Яндекс.Такси»: теневой рынок перевозок в Беларуси превышает $114 млн
«Яндекс.Такси»: теневой рынок перевозок в Беларуси превышает $114 млн

«Яндекс.Такси»: теневой рынок перевозок в Беларуси превышает $114 млн

Обсуждение

Anonymous
Anonymous
11

1 И всё-таки после 30-35 люди куда-то исчезают, по графикам после как раз 31-32 очень сильное падение. Как были разговоры, что у нас молодая отрасль 5-10 лет назад, и тогда были всё такие же люди 25-30 лет, так и всё так же и осталось. Интересно правда что случилось с 30 летними разработчиками и лидами, которым сейчас 35-40. 5 лет назад было уже достаточно много опытных 30 летних ребят.
2 Непонятен смысл в таком случае вообще в экспертизе и профессионализме. Зачем копать глубоко фундамент, чтобы ты не делал, но после 10 лет разработки ты уже мало кому интересен как разработчик/технический лид за большую $, ну точно не сервисным галерам.
3 Технического роста после условного сеньёра или лида нет, никаких staff/principial etc инженеров у нас нет.

Какие варианты?
1 Люди перестают полностью участвовать в анкетах dev.by и делиться информацией о себе?
2. Уезжают в зрелые западные компании?
3. Часть уходит в чистый менеджмент людьми? Но ведь у нас менеджеры примерно одного возраста (+-1-3 года) с разработчиками по статистике и это просто другие люди чаще всего.

Интересно было бы узнать мнение, через кого проходят большие потоки людей. HR/рекрутеры, они же наверное собирают персонально для себя какие-то метрики и считают какую-то статистику и распределения, чтоб быть более эффективными?

31

Ну вот я не молод, но мне глубоко лень участвовать в этих опросах

v_
v_
21

поспрашивал у коллег 35+
Никто не заполнял и не собирается заполнять эти опросники. Это пока ты молодой и шутливый, всё бегаешь по конфам, митапам, читаешь всякие статейки, заполняешь опросники. А потом оно уже не надо большинству.

Anonymous
Anonymous
0

Тут я конечно согласен

9

Сейчас мейнстрим у запада и в частности Польши переманивать наших взрослых 30+ летних разработчиков, при мне когда работал 7 человек уехали в ту сторону возраст был от 28 до 35. Так что ваша догадка под номером 2 верна. При этом парадокс в том что их интересуют именно взрослые разработчики а не 22-летние сеньоры.

4

И чем же они их переманивают? Тут в ИТ ты завидный жених. А там кто? Не понимаю вообще что в европе делать можно, как себя там реализовать (кроме как дом-работа-бар-дом) и как там знакомиться с девушками. Тут всё же мне больше нравится

Anonymous
Anonymous
6

Ох, как же жить когда ты не отличаешься от других? У Вастрика была отличная картинка по этому поводу, https://i.vas3k.ru/b3j.jpg

1

С одной стороны, это хорошо, когда все имеют одинаково высокий доход и тебя окружают состоятельные люди: можно обойтись без банка и долгануть денег на хату, можно в складчину замутить проект и не только денег ради, можно двинуть на острова большой компанией, отпадут дешевые понты и прочее. Только к сожалению, так не будет. Как только вырастет общая обеспеченность, то сразу цены на все пойдут в верх и многие твои возможности улетучатся и все опять превратится в крысиные бега

0

Возможно, семьями и уезжают. Муж в IT, жена либо тоже, либо домохозяйкой.

Anonymous
Anonymous
0

А тут двоякая ситуация, на самом деле. Если детей нет, то жена, как-только выйдет на работу и освоится в другом обществе, тут же охладеет к вам. Зачем ей надоевший круглолицый Ванька с нелепой чёлкой, когда вокруг столько красивых от природы и успешных местных европейцев, вы быстро проиграете в конкуренции. Просто нужно осознать, что женщины, это не самое интересное в жизни с возрастом.

Anonymous
Anonymous
0

Ладно, я просто пытался вставить немножко чего-то колкого, видимо не получилось.

0

*me зевнул...

-7

Тут немного другая ситуация, круглолицый Ванька очень быстро превращается в успешного местного европейца спустя 1-2 года жизни там и просто элементарном занятии собой, одно дело когда ты азиат или Афроамериканец(ничего против не имею просто говорю что они выглядят по другому), а другое когда ты европеоидной расы.

0

Имеет ли смысл жизнь без своей женщины и детей? Наверное не особо.

Anonymous
Anonymous
4

@Some Body Статистика по разводам, выбиванием алиментов и часто просто формальным отношением отцов к детям говорит нам, что многие мужчины на самом деле отлично живут и без семьи в наше время. А после 40-50 уже далеко не у всех так встаёт наверное и появляется безразличие и к женщинам. Да и в наше время институт семьи и в целом "отношения" очень быстро меняются, иногда кажется что проще без них.

0

херня

4

В Европе ИТ спец будет иметь самый медианный доход, или налоги приземлят, или стоимость жизни, или стоматологи/сантехники зарабатывают лучше.
Но при выборе партнеров деньгами руководствуются реже чем в бедных странах. А для этого нужно интегрироваться в социум, а с этим обычно сильно напряг у приезжих, особенно стеснительных, плохо разговаривающих инженеров-ребят с бывшего Союза.
А про переезд с семьями, особенно с неработающим партнером и детьми, то будете на пороге бедности, как например в Долине / Швейцарии с $150К

3

Какой-то у вас очень обезличенный комментарий. Это прекрасно, что вы можете рассказать за всех "инженеров-ребят с бывшего Союза". Но может есть какой-то более личный опыт? Т.е. например:

"Я, fabuilius 91, устроился в Google в Цюрихе на 200 тысяч евро в год, был на пороге бедности. Вернулся в Нижний Новгород, получаю 200 тыщ рублей в месяц, катаюсь как сыр в масле"

Я слышал, что в Америке негров линчуют. Не знаете как там сейчас этим?

1

факт что 150 для этих мест - порог бедности для семьи. Даже официально в Калифорнии чертой бедности считается 120.

0

"oogle в Цюрихе на 200 тысяч евро" ох уж эти мокрые сны молодого айтишника :)

8

Переманивают перспективами, главным образом для детей. Возьмите хоть подход к борьбе с короновирусом, службу в армии или перспективы стать захолустьем РФ. Из знакомых уехали даже идейные беларусскоязычные ребята с возрастом. Основные направления - Чехия, Польша, Германия, США.

0

Про пандемию не соглашусь, составить компанию Швеции и Исландии
в ничегонеделание, отважным потомкам викингов, не так уж и плохо.
А то что грустно-уныло в РБ, это да, мало культурных событий, солнца, нет гор, моря, мало ресторанов, магазинов, инвестиций

10

ресторанов в Минске хватает и до моря не далеко. Речь именно о перспективах. Об этом не думаешь, пока зп в отрыве от средней по стране множится на 5, вам 25, вы один и еще кажется, что так будет всегда.

Максим Мнацаканов
Максим Мнацаканов JavaScript Front end Developer в Timvero
2

Точнее и не скажешь

Anonymous
Anonymous
1

@priam, Вам может нравится подход, кода принимаемые "меры" вызовут бОльшие потери и обеднят нас всех.

Советую почитать про обратную сторону карантина в Италии, а не только про мило поющих на балконах.

0

Хорошо пошутил - молодец ))

Anonymous
Anonymous
2

@user113745, о каком мэйнстриме по переманиванию сейчас вы говорите?
В ЕС и в мире идут повальные увольнения и сокращения рабочего дня (вплоть до нуля часов), и в первых рядах ITшники и инженеры.
И это только начало.

1

Однако при этом или государство платит 67% от бывшей зп или страховка до 70%. В зависимости от формата - уменьшение часов или сокращение.

Anonymous
Anonymous
0

В Германии бодишопы переводят людей на 0 часов и если вместе не живут дети, то это будет 60% от нетто, что очень мало.
Но моё замечание было про переманивание - мягко говоря сейчас и надолго неактульно.

14

Ну это вопрос не только ИТ. Инженером на производстве за 2-3 года ты учишся выполнять бОльшу часть возможных задачь, если не забиваешь, за 4-5 - учишься решать не совсем стандартные задачи и руководить небольшой группой людей.

А дальше - либо менеджмент (руководитель), либо основываешь свою бизнес либо "сидишь на попе ровно". Ничего необычного в ИТ нету, тоже самое.

Какая-то интересная экспертиза не дает денег, так как в большинстве случаев она не нужна. Проекты однатипные. Если говорить про эспериментальные проекты, то они часто не взлетают, поэтому заработать на них не легче. Необычные задачи - это, скорее, развлечение, чтобы не скучать, деньги на них зарабатывать довольно сложно.

Ну и действительно, я сомневаюсь, что многие люди 30+ будут проходить там какие-то анкеты, тесты и прочее на девбае. Выборка может быть не совсем релевантна.

Anonymous
Anonymous
2

1 Менеджеров сильно меньше чем разработчиков, это просто переквалификация и у нас менеджеры не особо старше разработчиков. С приходом скрама и укрупнением команд и увеличением доли удалённой работы, чистых people менеджеров становится сильно меньше и переход в менеджмент все сложнее с каждым годом.
2 Я не думаю, что многим разработчикам интересно бросать свой десяток лет опыта и переходить в что-то другое. Большинство из них любит свою работу, ну по крайней мере так было раньше.

Всё таки не может такая масса переквалифицироваться в менеджмент, там скорее бывшие БА или просто люди которые сразу пошли по пути менеджмента после пары лет. Может всё таки многие уезжают на самом деле, знаю очень многих разработчиков которые уехали ,мб на западе всё таки можно найти работу поинтереснее и технический рост.

7

Я видел, на удивление, много людей, которые никуда не хотеля с позиции синьора. Или пробовали менеджерские позиции и возвращались на синьорскую. Денег хватает, работа нравится, люди за 30 чаще склонны заниматься делами семейными, чем делать какой-то технический прогресс. Тобишь "седят на попе ровно".

5

Я тоже иногда думаю что на и мидла перейду, лишь бы проект интересный был и небыло бесконечных митингов и планингов и прочего "скрамовского" дерьма

1

да, стартапные методики на корпоративных рельсах - это когда у компании есть четкий план и бюджет на продукт, который будет не известно, пока, каким и не известно, пока, когда.

4

Ну и рост для большинства был доступен только по причине бурного роста рынка. По хорошему, инженер уровня синьор или лид это 1 из 5 - 1 из 10. На рынке, который не растет, мид - это максимально возможный верх для большинства.

9

Мне кажется, люди не исчезают. Просто на фоне прибывающих их в процентном соотношении становится меньше.

3

Посчитайте когда появился ПВТ и когда начало активно развиваться IT, у нас. Сразу станет понятно почему после 35 специалистов не так много.)

Sergei A. Chernooki
Sergei A. Chernooki R&D Engineer в BelitSoft
5

Я не отвечал на анкету. Возраст 40+.

0

Значительная часть коллег в возрасте 35+ с опытом 5+ в моем круге общения либо уехали, либо собираются уехать. Ну, и да, опросники они не рвутся заполнять. Уже когда 3+ опыта и инглиш Intermediate начинается какой-то прям дикий поток предложений вакансий из-за границы и многие - достаточно вкусные. Причем коронавирус такое ощущение, что этот процесс даже подстегнул (иностранные компании почувствовали сладкий вкус удаленки?).

2

Сейчас же пальма первенства принадлежит бизнес-аналитикам. В этой сфере женщин уже больше половины.

Это же типичная гендерная дискриминация мужчин. Где феминистки?

15

В проджект-менеджменте

9

Не стареющая структура ИТ — эффект сильного наплыва свежей рыбы в индустрию. Но это уже позади, вирус прохлодил воды на пару лет

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже