Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

Первые признаки безработицы. Тревога растёт. Большой ресёрч ИТ в Беларуси

Массовый исход беларусских айтишников и целых компаний не мог не сказаться на условиях работы и настроениях. 

97 комментариев
Первые признаки безработицы. Тревога растёт. Большой ресёрч ИТ в Беларуси

Массовый исход беларусских айтишников и целых компаний не мог не сказаться на условиях работы и настроениях. 

Падтрымайце нашую беларускую версiю: перайсцi

Всё больше участников нашего ресёрча выбирают пункт «Нет офиса в Беларуси», отвечая на вопрос о размерах беларусского офиса. Теперь этот пункт — один из лидеров в распределении специалистов по размеру компаний.

При этом сокращение числа «частично занятых» участников анкеты говорит о том, что у компаний всё больше сомнений в целесообразности содержания бенча. Со специалистами расстаются быстрее.

Резкое изменение рынка труда не придаёт уверенности в будущем. Не стоит забывать, что и релокация во многих случаях не происходит гладко, первоначальный эмоциональный всплеск и эйфорию (если она была) может сменить период фрустрации и сомнений в ближайших перспективах. 

Главное
  • Безработица — рекордные 5,2%.
  • В компаниях (уже) «без беларусского офиса» работает каждый пятый.
  • В будущем не уверены больше половины.
  • Продукты уходят целиком, аутсорсинг релоцируется частично.

Нетрудно догадаться, что перемещение работников в зарубежные офисы идёт как в продукте, так и в аутсорсе. Поэтому установившийся пару лет назад паритет по типам компаний сохранился даже в условиях кардинального переворота рынка труда. 

Для компаний при этом последствия кардинально отличаются.

Продуктовики очень часто целиком сворачивают бизнес в Беларуси, закрывая юрлица и обрывая вообще какие-либо связи со страной начала бизнеса. Поэтому почти половина представителей продуктовых компаний заявили о том, что никакого офиса в Беларуси у них нет. 

В аутсорсе число работающих на компанию без юрлица в Беларуси увеличилось, но не превышает какого-то заметного уровня — в пределах скромных 5-6% от общего числа. 

В аутсорсе компании обычно релоцируют только часть сотрудников, а беларусские офисы хоть и сжимаются, но продолжают работать. Часть заказчиков пока устраивает текущий формат работы и оставшиеся финансовые механизмы для расчётов. Многие специалисты, особенно с хорошо обустроенными личным бытом и востребованной экспертизой, сами не хотят релоцироваться. 

Но главная причина «нерелокейта» — материальный аспект для аутсорс-компании. В отличие от продуктовиков, они жёстко завязаны на конкретные рейты. Часто аутсосеры могут вкладываться в релокейт  наиболее ценных для бизнеса сотрудников. Остальным в лучшем случае предложат вариант с полным самообеспечением и той же зарплатойза рубежом — при менее щадящих налоговых режимах. 

Стоит отметить тенденцию по резкому снижению числа работников в 500+ компаниях. Многие известные компании — как минимум в своём беларусском представительстве — сократили штат и спустились лигой ниже. 

Топ-50 ИТ-компаний в Беларуси. Что изменилось после двух волн релокации
Топ-50 ИТ-компаний в Беларуси. Что изменилось после двух волн релокации
По теме
Топ-50 ИТ-компаний в Беларуси. Что изменилось после двух волн релокации

Место работы и проекты продолжают устраивать

Удовлетворённость работой у беларусских айтишников закономерно снизилась, но без какого-либо критического обвала.

Если в пиковый момент число тех, кому нравилась их работа, составляло около 60%, то сейчас 50%, недовольных при этом — тоже умеренные 12,7%. Здесь необходимо учитывать и психологический фактор: в сложные времена меньше желания воротить носом от условий работы, ведь улучшить их прямо сейчас куда меньше возможностей. 

Среди джунов и интернов существенно сократилось количество недовольных работой. Это несложно объяснить: число новичков неумолимо уменьшается, и те, кто смог зацепиться и хотя бы немного закрепиться в отрасли, предпочитают не афишировать несоответствие реальности своим ожиданиям. 

А вот среди сеньоров недовольных стало больше. Они явно рассчитывают, что даже в кризис могут быть востребованы на местном или уже зарубежном рынке больше, чем на текущем рабочем месте. Это касается часто и релокантов в западные страны, где даже при поддержке компании условия вакансий могут быть лучше, чем в новом контракте с тем же работодателем. 

Абсолютно такая же ситуация — с позитивными эмоциями от проектов. Графики практически под копирку. Логично предположить, что специалисты в первую очередь ассоциируют свою работу именно с проектом и обстановкой на нём, а не какими-то особыми корпоративными ценностями/ бытовыми аспектами. 

Выделяется только распределение у Sales, которые массово перешли в дипломатичную категорию «всё нормально» из позитивного «нравится». Сказываются не только метаморфозы в компаниях, но и стагнация на мировых рынках, новые бонусные проекты добываются очень сложно.

Плюшки уже не важны. Соцпакеты урезают

Работающих специалистов без соцпакета стало даже меньше, чем раньше, только каждый тринадцатый полагается исключительно на себя и свою зарплату.

Но наполнение соцпакетов существенно изменилось.

Во-первых, помощь в кредитовании на приобретение жилья и так предлагало считанное число компаний, не говоря уже про потребительское, но в нынешним условиях можно про него забыть.

Меньше всего пострадали недорогие для компании опции вроде компенсации питания или занятий спортом, а также не требующие дополнительных финансовых инвестиций бесплатные дни отпуска. 

Наиболее популярное предложение — компенсация медицинских услуг — по-прежнему доступно более чем 60% айтишников.  

Подарки от компаний встречаются теперь гораздо реже. Рекреационные офисы сокращаются вместе с офисами в целом ещё со времён удалёнки, а сейчас ещё и на фоне распределения команд по локациям.   

Не забывайте поливать цветы и менять масло

Неожиданно: доля айтишников, которые снимают жильё, продолжает снижаться довольно быстро. И это при том, что страну покинуло значительное число специалистов, и совсем немногие из них захотели, смогли и успели приобрести жильё за границей.  

Тем не менее, ответ очевиден — выехали во многом наиболее востребованные специалисты, в Беларуси у них часто есть жильё в собственности. Тут более валиден дополнительный вопрос: «Сдаёте ли вы своё жильё?».   

Кроме этого, не стоит забывать о высокой инерционности рынка жилья, а также о том, что многие рассчитывают на низком рынке всё же решить жилищный вопрос дома, не собираясь куда-либо уезжать в ближайшее время. 

Наибольшая доля прироста доли собственников жилья (ожидаемо) у Senior специалистов. У лидов чаще всего по принципу «кто хотел, тот уже приобрёл», и доля обладателей заветных метров практически не меняется.  

Гораздо более прогнозируемы результаты в транспортных предпочтениях, здесь очевидно влияние миграции. За последние два года число обладателей автомобилей снизилось почти на 10%. Кто-то изначально релоцировался самолётом, у кого-то вышел срок действия прав и т. п.  

Этим же можно объяснить рост популярности общественного транспорта, самокатов и снижение доли такси (хоть и не такое значительное). Регулярно ходит пешком тоже всё больше айтишников — и больше, чем это было в Беларуси до волн эмиграции. 

«Сомнительные» рекорды. Уверенность в завтрашнем дне пробивает новые глубинные рубежи

Если удовлетворённость работой находится на более-менее привычном уровне, то вот в будущее с оптимизмом смотрит рекордно мало айтишников за всё время наблюдений dev.by.

Если ещё год назад почти три четверти опрошенных заявляли, что без работы им не остаться в любом случае, то в последнем опросе таких всего 45,7%. Аналогично рекордное значение в 42% и у тех, кто прямо сейчас не может пожаловаться, но не уверен в будущем.  

Возможно, 12,3% опасающихся «потерять работу прямо сейчас или не найти» — не так много в условиях подобного кризиса на фоне других отраслей. Но для традиционно оптимистичного айти — это очень высокий показатель.

Показательно, что примерно столько же (12%) миддлов боится за свою работу. Панические настроения интернов и джуниоров понять легко, но когда более-менее опытный специалист всё чаще не уверен даже в настоящем, это маркер глубокого кризиса в индустрии. 

Если не брать специфику немногочисленных текрайтеров с нависшим над ним ChatGPT, больше всех грустят о перспективах карьеры HR и «Другие». Среди наиболее массовой профессии разработчиков в среднем настроения получше — но только в сравнении.

Бенч отправляется на волю. В индустрии появляется безработица

Уровень безработицы в индустрии составил рекордные 5,2%.

В первую очередь рост числа неработающих произошёл за счёт частично занятых — бенч активно «оптимизировали». Можно что-то списать на людей в творческом отпуске или в процессе самостоятельной релокации, но это будут небольшие доли на общем фоне.  

Конечно, с точки зрение других индустрий это всё ещё «не впечатляет». Но для ИТ-индустрии, где даже в худшие времена была практически поголовная занятость, это новая реальность. 

Беларусская ли ИТ-индустрия?

Значение в 41,2% работающих прямо сейчас за границей беларусских айтишников не требует комментариев.

При всех допущениях счёт идёт более чем на 20+ тысяч уехавших специалистов. Если к ним добавятся ещё примерно 12% из общего числа опрошенных, которые продолжают работать в Беларуси, но планируют переезд, число релокантов превысит 50%. Тогда можно будет официально зафиксировать, что большая часть беларусского айти так или иначе покинула родные пенаты. 

Людей, которые в принципе не рассматривают возможность переезда, остаётся всё меньше. От общего числа респондентов — 13%, а два года назад было 18%. Больше половины из тех, кто никогда не работал за границей и не планирует переезжать прямо сейчас, при этом вариантов эмиграции не исключают. 

Вероятно, в случае качественных изменений в положении страны и индустрии, многие айтишники были бы не против вернуться домой. Но пока мы наблюдаем только обратный процесс. 

Среди популярных локаций, как обычно, выделяется Польша, там процесс отработан, а опыт уже мигрировавших изучен. Далее в лагерь вариантов для «реалистов» заходит Литва, Португалия со своими возможностями для номадов, с определённой долей допущения — Германия, которая в последнее время весьма активно выдаёт рабочие визы квалифицированным специалистам. 

Отдельно отметим, что ранее популярная Грузия теряет привлекательность как направление хорошо спланированного переезда. 

Резюме

Процессы релокейта бизнесов, как и миграционные, хоть и замедлились, но продолжаются. Продуктовый сектор уже с трудом можно назвать беларусским с точки зрения локаций офисов разработки. В аутсорсе сокращаются команды в большинстве компаний — при сохранении беларусских локаций. 

Кроме прямых последствий, которые мы наблюдаем уже сегодня, может наступить продолжение — когда даже лояльные заказчики или владельцы бизнеса будут сворачивать офисы и проекты просто из-за разочарования в перспективах рынка. 

Неудивительно, что чувствуют всё это и сами специалисты, и уровень тревоги о будущем достиг рекордных значений.

Но значения эти пока далеко не панические. Ведь сценарий стагнации — а не развития кризиса — тоже можно предположить. 


dev.by, как и другим честным медиа, сегодня очень сложно: редакция работает за пределами страны, а наши рекламные доходы сократились в несколько раз. Но мы справляемся — с вашей помощью. Это вы делитесь с нами инфоповодами, мнениями, опытом, временем и вниманием. А 210 читателей поддерживают нас донатами.

Помогите нам с выпуском этого и других ресёрчей:

Через Patreon

Из Беларуси — через Donorbox.

И ещё криптой, тут кошельки.

Спасибо, что прочитали это сообщение.

Индустрия-2020 и 2021, предыдущие анкетирования
Какие технологии выбирает айтишник — и влияет ли релокейт. ИТ в Беларуси-2022
Какие технологии выбирает айтишник — и влияет ли релокейт. ИТ в Беларуси-2022
По теме
Какие технологии выбирает айтишник — и влияет ли релокейт. ИТ в Беларуси-2022
Новые условия. Половина за границей джуны отмирают. ИТ в Беларуси-2022
Новые условия. Половина за границей, джуны отмирают. ИТ в Беларуси-2022
По теме
Новые условия. Половина за границей, джуны отмирают. ИТ в Беларуси-2022
Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.

Читайте также
Как беларуские выпускники поступают в Польшу и Россию — и повлияла ли война. 4 истории
Как беларуские выпускники поступают в Польшу и Россию — и повлияла ли война. 4 истории
Как беларуские выпускники поступают в Польшу и Россию — и повлияла ли война. 4 истории
dev.by искал молодых людей, которые поступили этим летом в вузы за границу, — отозвались 4 человека. Двое выбрали Польшу, ещё двое  Россию (для одного это временный вариант, он планирует перепоступить в следующем году).  Спросили у ребят, как они выбирали вузы, куда поступали одноклассники и как на выбор повлияло вторжение России в Украину (и вчерашние новости о мобилизации). 
7 комментариев
EnCata будет штамповать заводы, которые штампуют дома
EnCata будет штамповать заводы, которые штампуют дома
EnCata будет штамповать заводы, которые штампуют дома
«Строительная отрасль полностью дисфункциональна», — говорит СЕО EnCata Олег Кондрашов. И предлагает «реанимировать стройку»: повторить успех Генри Форда и запустить конвейер, который будет штамповать модульные дома. А ещё — запустить мобильные заводы с этими конвейерами. Первый тестовый дом с железными стенами и окнами в пол уже построен — в нём 2 года как живёт СЕО. А сейчас в Великом камне достраивают тестовый завод. Есть ли будущее у проекта и какое, рассказывает dev.by Олег Кондрашов.
9 комментариев
Пара айтишников переехала в Австралию. Впечатления, цены, жильё
Пара айтишников переехала в Австралию. Впечатления, цены, жильё
Пара айтишников переехала в Австралию. Впечатления, цены, жильё
15 комментариев
Думскроллинг вредит психике и физическому здоровью пользователей
Думскроллинг вредит психике и физическому здоровью пользователей
Думскроллинг вредит психике и физическому здоровью пользователей
3 комментария

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

randomusername
randomusername Developer в GameDevelopment
14

Скоро. Во всех кинотеатрах страны. Сопливая история про синьёра-программиста который мечется как ...но в проруби, не знает, то ли от польского офиса оффер принять, то ли на 800рублей "тыжпрограммистом" в райисполкоме продолжить строительство нео-коммунизма в БССР.

Пользователь отредактировал комментарий 20 июня 2023, 10:36

Alexei Ivasechko
Alexei Ivasechko
12

Отличная идея. А в концовке он решает остаться ради высокой цели - писать version 2 базы "Беспорядки", и получает служебную квартиру на Купревича.

table
table Table в Database
12

В конце его выбирают делегатом внс

Alexei Ivasechko
Alexei Ivasechko
7

От союза женщин

kek cheburek
kek cheburek Senior CSS Architect в Flex co
11

И он попадает в любительскую команду по хоккею

klu
klu
8

апошні кадр: на ільду дзве фігуры, камера разварочваецца вакол іх і мы бачым стройнага вусатага мужчыну у нацыянальнай форме, яки па-бацькоўску абдымае нашага героя
La Fine

happy_roger
happy_roger Философ в Планета Земля
9

А его так нежно берёт за шкирку директор ОАО "ИнДев Солюшенс", и говорит так ему по-отечески: "Что [censored], тоже решил драпануть?"

Alexei Ivasechko
Alexei Ivasechko
10

И все это на фоне двери

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
2

а зачем? Тут и в комментариях есть такие:

остаемся чтобы мирные перемены проводить

надо оставаться чтобы пенсии были у стариков и школы и больницы работали

cobectb
cobectb
-6

строительство нео-коммунизма

Как жаль, что ты понятие не имеешь, что такое коммунизм
А его скорее построят в Европе, так что выбирай уже заранее место для следующей релокации

zabelarus22
zabelarus22
5

где родился там и репозиторий пригодился

wchar_t
wchar_t
-3

Может есть статистика по поводу бывших айтишников, которые сменили сферу деятельности? Куда устраиваются? Зарплаты?

klu
klu
0

Ёсць такая: яны ж усе на завод ідуць. Хто на трактарны, хто ў мапід))) Так заробкі троху меней, але ж і мэта нашмат вышэй

michael-douglas
michael-douglas
0

Да, куда не кинь - всюду клин.
Не ходите дети в програмисты.

alexxp
alexxp
9

Сейчас идеальное время для релокации. Подумаете о своих детях.

Лаврентий  Лучезарный
Лаврентий Лучезарный Пилот межзвёздного пространства в Космолёт
-28

То есть, перевести детей в чужую страну, где они с вероятностью 90% будут подвергаться буллингу со стороны одноклассников и не видеть бабушек/дедушек - это прямо отличная бизнес-идея??
Если говорить про "я им будущее обеспечиваю" - какое будущее? Быть тупоголовым потребителем берущим кредиты на стиралку или жильё 40м2 за 200000 долларов? Или платящим 100 долларов за листик от нотариуса если чего-то нужно решить? Серьёзно? Прям офигительное будущее.

yuzverneym
yuzverneym
12

ты ошибся, сценарий для очередного выпуска (нужное вставить) на прoпaгaнд**тв тут ни кого не интересует.

Лаврентий  Лучезарный
Лаврентий Лучезарный Пилот межзвёздного пространства в Космолёт
-12

Как обычно, аргументов 0, говоришь факты, а тебе в ответ общение в стиле "сам дурак".

George Vassilev
George Vassilev
-5

Факты говорят за себя ,чел сидит на белорусском ресурсе. Вопрос риторический,но всё же, зачем вам вообще нужна жизнь белорусского it,если вы к нему уже не относитесь ( или нет?)

Пользователь отредактировал комментарий 20 июня 2023, 21:48

aleksby
aleksby
-1

Продолжу вашу логику. Уехал человек из упомянутых где-то здесь условных Ляховичей в условный Минск, но все равно периодически заходит в условную группу ВК, чтобы почитать ляховичские новости и сплетни. Вопрос риторический, но все же, зачем ему вообще нужна жизнь Ляховичей, если этот человек к ним (Ляховичам) не относится?))))

George Vassilev
George Vassilev
-4

Вы давно уехали ?

alexxp
alexxp
13

Больше года. Дети в восторге от отношения в школе. Я в восторге от жизнерадостных і позитивных поляков і іх ненапряжной жизни.

randomusername
randomusername Developer в GameDevelopment
23

Где своя страна, а где чужая - большой вопрос в наши дни.

Последние три года показали, что люди, которые за закон, справедливость, честные выборы, права человека, против войны и далее по списку - оказались чужими в своей стране и своими в чужой.

Alexei Ivasechko
Alexei Ivasechko
2

Как раз очень хорошо понятно, где своя и где чужая.

spksfan
spksfan
0

Афигеть логика.
Т.е. если ты уедешь из условных Ляховичей в Минск, то у твоих детей не такое будущее?
Сможешь объяснить, чем оно лучше?

kro-kodil
kro-kodil
16

Вот видно знающего человека!
Конечно, ребенок должен жить в Беларуси - с обязательной школьной формой, с учителями, боящимися пукнуть неправильно и запрещающими детям бегать в школе (а вдруг упадут!), а в продленке предпочитают чтобы дети сидели в телефонах, с фактическим запретом иметь свое мнение (не говоря уже о том что носить одежду нравящейся расцветки)....
Это ж гораздо лучше чем на загнивающем западе! Где детей водят на экскурсии каждый месяц, где для младшей школы устраивают школьные/городские фесты с родителями, где уроки проводят не только за партой, а могут и на веранде школы (какие, понимашь, мерзавцы - деточек на улицу!)
То ли дело в РБ, дети будут с бабушкой/дедушкой ... пока папка с мамкой отсидят десяточку за высказывание своего мнения на улице!

pl_rulez
pl_rulez
17

Угу.

Когда ребенок был отправлен учителем на городскую олимпиаду, и не занял там призового места, знаете что было дальше? Ребенок был поставлен у доски перед всем классом, а "заслуженный учитель РБ" в "одной из лучших гимназий города" на него орала, что как он посмел так плохо выступить и тем опозорить весь класс.

Это не буллинг, нет, как вы могли подумать, это патриотическое воспитание.

В гимназии через дорогу, весь класс получил по предмету "неуд", а пришедшим родителям еще один "заслуженный учитель" в лицо заявил, что предмет сложный, не для таких [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement] как их дети.

А другой такой же учитель, не выпускал детей начальной школы в туалет на уроках, за то что они плохо усваивают материал.

Во всех случаях директора гимназий разводили руками и в лицо говорили родителям, что других учителей в школе нет. Жаловаться будете? Хотите жалуйтесь, но потом не удивляйтесь двойкам ваших детей...

Что вы говорите, в школе так воспитывают любовь к Родине?

spksfan
spksfan
8

Смысл объяснять человеку, который своих детей не имел, не имеет и судя по плачу, что его девушки педалят, иметь не будут.
Все его рассуждения это рассуждения глухого о Моцарте.

pl_rulez
pl_rulez
12

Белорусская школа - у меня накипело :-)

Теперь дети ходят в польскую - и этим очень довольны. Заодно выяснилось, что дети не [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement] , несмотря на мнения "заслуженных учителей", а вполне себе даже талантливые.

Преподавать предмет надо, а не зачитывать вслух с выражением методички из министерства, только и всего. И за ошибки на детей не орать.

spksfan
spksfan
4

В белорусской школе главная цель не учить детей, а ывать отчетики по папкам. И это уже лет 20 как.

michael-douglas
michael-douglas
-6

Ну и почему вы отдали своего ребёнка в такую плохую школу? И ничего не предприняли когда прояснилось что там плохо?

Мой учатся в гимназии N 37. Это одна из лучших гимназий Минска. Парень закончил четвёртый класс в этом году. Учится на десятки. Но это атмосфера гимназии. Там они все стараются один перед другим. А учителя поддерживают эти стремления.
Занимается в кружке по робототехнике, спортом (дзёдо), ходит в бассейн с родителями. Регулярно участвует в конкурсах, соревнованиях.

Вам надо лучше заботиться о своих детях и их учёбе. И в Польше никто не будет это делать за вас.

pl_rulez
pl_rulez
4

(ехидно улыбается) ваш как раз пойдет в 5й класс, еще пара лет - сами и посмотрите, кто и как поддерживает стремления к знаниям :-)

Мои-то постарше будут, я еще застал экзамены в пятый класс... а начиналось - очень похоже на вашу историю, Айтиландия, английский, музыка и т. д.

К седьмому примерно классу - для детей уже было очевидно, что - цитирую, "школа == ад, учителя == помощники дьявола". К списку выше - добавились не шахматы и рисование, как мечталось, а - та-дам! - курсы для усвоения школьной программы (!!!).

Представьте себе картинку, гимназия "одна из лучших", а класс утром в школе, а вечером на курсах / у репетиторов, потому что в школе "дети приходят не учиться, а демонстрировать полученные знания" (С) еще один "заслуженный учитель".

Справедливости ради, до 2020 трэша было все-таки поменьше. А потом начались массовые увольнения - и привет. "Ничего не могу сделать - в районе не хватает более 50 учителей по <предмет подставить>, это единственный учитель на всю школу, если его уволить - у детей вообще предмет вести будет некому" (С) директриса в гимназии, когда я ее допек-таки своими хождениями....

ничего не предприняли когда прояснилось что там плохо?

Еще как реагировал. Причем - ногами.

В итоге дети были отправлены в частную гимназию. И им там нравилось - но вы в курсе, что случилось с частными школами?

Вы скажете, что есть же еще Лицей при БГУ? Были мы и там. Бледная тень былых знаний. Это не "мне так показалось", а это цитата самих преподавателей, с некоторыми из которых мы когда-то и учились сами в этом же Лицее...

Так что в моем лице вы наблюдаете редкий феномен - иммиграция для образования :-)

dmare
dmare QA-QC Manager в Global Freelance
1

До 2020 тоже трэша хватало. Мой знакомый учился в лингвистической гимназии в Гомеле в конце 90-х. По английскому у него было 3 балла (из 5) и при этом его там гнобили. У меня по английскому была 5 в обычной школе (районный центр, те же 90-е). Так вот мой знакомый свободно общался с иностранцами на английском, а я после окончания школы могла только "London is the capital of GB..."

Пользователь отредактировал комментарий 23 июня 2023, 14:29

serg123
serg123
4

методика которая подразумевает "писяй под себя т выполняй приказ учителя" - это один из механизмов подавления воли.

Админы, дайте пожалуйста синонимы к словам "пи..асы", "м..ки" - увы не могу найти синонимы которые полноценно описывают личности.

alexxp
alexxp
7

Я перевез детей в Польшу. Дети в восторге от польской школы и отношения к беларусам. Со страховку споминают минскую гімназію.
На счёт денег - имея теже деньги, в польше горпюаздо комыортнее.

michael-douglas
michael-douglas
-6

Какая гимназия в Минске?

serg123
serg123
5

не замечал жалоб на буллин, нормально с белорусами общаются и дружат дети разных национальностей.

Бывают крайние инциденты, по которым через сми сразу бьем артиллерией и пресекаем.

wchar_t
wchar_t
12

Идеальное время для релокации? Мне бы вашу уверенность. Сейчас всё меняется каждый день.

Лаврентий  Лучезарный
Лаврентий Лучезарный Пилот межзвёздного пространства в Космолёт
-19

Да не слушайте вы их. Такие будут за миску супа на пана работать, и думать что это у них всё роса божья. Паны будут с них 3 шкуры снимать, а они будут говорить какие они "успешные" ))))

aleut
aleut
13

Эко как вы точно описали быт ябатек в Беларуси.

kro-kodil
kro-kodil
17

Э!!! Вы не путайте! Там - паны будут 3 шкуры драть, а тут - "красауцы"! Гэта ж сваи, радныя! Им и 10 шкур не жалко, пущай бяруць! А на фоне двери - можно, вернее обязательно НУЖНО рассказать как это прекрасно - отдать им 10 шкур!

happy_roger
happy_roger Философ в Планета Земля
2

отрабатывает миску супа

Пользователь отредактировал комментарий 20 июня 2023, 19:17

spksfan
spksfan
0

Угу. Лучше сидеть и плакать как ты, какие все кругом гады. А в реале дерут одинаково. Что с тебя, что с них, что с панов.
Вся твоя желчь только потому, что ты сам в "паны" не сумел выбиться, а хочешь отношения, как прынцу заморскому

pl_rulez
pl_rulez
5

google:картинка с жирафом и "тут неглубоко"

Именно так мне отвечают друзья-приятели, когда я зову их у Польшчу :-)

George Vassilev
George Vassilev
-7

А что не так, вполне здравая логика,восточная Европа не самый привлекательный регион.это как зазывать переехать из щучина в Минск

Пользователь отредактировал комментарий 20 июня 2023, 22:04

pl_rulez
pl_rulez
8

Все так, тем более что я честно всем рассказываю о недостатках. И это не легендарные сырки :-)

Надо познакомиться с условиями жизни тут. Чтобы хотя бы в ожидаемом периоде доходы сходились с расходами, а не "приехал - спустил кэш - вернулся, зачем ездил? турист?"

Всегда надо помнить, что переезд - особенно переезд в другую страну - это всегда дорого, в первую очередь. Особенно для всей семьи, в которой не все взрослые - айтишники. И надо брать с собой толстую котлету бакцев.

Далее, надо всегда помнить про язык, который, как известно, доведет до Киева. А длинный язык - до Магадана (С). Польский надо учить заранее, всей семьей, интенсив не менее трех раз в неделю.

Следующий, но от этого не менее важный момент - это документы. Паспорта, дипломы, свидетельства, справки, выписки - мало бумаг не бывает. Заранее убедитесь что все что можно - продлено и подготовлено. Потом нужное из этого переведется по месту и пойдет в ход.

Ну и т. д.

Народ это выслушивает, и - "а, занудно и замутно как-то, лучше крышу починю в дачном домике" :-)

michael-douglas
michael-douglas
-8

А сами поляки то массово бегут из Польши. По млн. ,+/- в Германии, UK, Канаде. И в Австралии больше 200 тыс.

Почему ???

aleksby
aleksby
10

Как я понимаю, вы хотели дописать, но просто забыли, что основной причиной миграции поляков в Германию и UK был открытый рынок труда ЕС и основной поток пришелся на первый период после вступления в это самое ЕС из-за большой разницы в доходы. Также вы, наверное, забыли написать, что условная польская диаспора в Австралии, США, Канаде была в основной доле сформирована давно.

Сейчас ситуация из-за сближения уровня жизни поменялась, насколько я знаю, не только в Польше, но и в странах Балтии (в Эстонии вообще рост населения небольшой с 2016 плюс-минус года).

michael-douglas
michael-douglas
-9

"Сейчас ситуация из-за сближения уровня жизни поменялась"

Сейчас, за последние три года, цены на недвижимость в Польше возросли на 35 %. Да, в Литве рост на 50%. Снять жильё в Варшаве сейчас дороже в два раза чем три года назад.
Инфляция держится на уровне 15 - 18 %.
Ипотека возросла с 3% до 8 - 9 %.
Безработица 5.2%, в Подляском воеводстве 7.6 %.
Если стабильная работа по UpP то разница между з/ п брутто и нетто 35%. С учётом выплат сполечных и медычных.

Какое сближение уровней жизни?

Даже ходит такой анекдот:
Почему поляки в Польше плохо знают английски?
Потому что если поляк хорошо знает английский он уедет из Польши.

aleksby
aleksby
2

michael-douglas,

Я правильно понимаю вашу мысль, что постковидная инфляция в 15-18%, быстрый рост аренды и стоимости недвижимости на фоне того же большого числа беженцев из Украины затронули только Польшу и Литву и являются не разовым всплеском?

Что вы хотите сказать уровнем безработицы в 5,2%, если средний по ЕС в апреле составил 6%, то есть у Польши уровень в среднем даже лучше, а депрессивные регионы типа Подляшского воеводства можно везде найти. Вон, у нас каждый десятый в Браславском районе тунеядец и это при том, что не считаются, как я понимаю, тунеядцами владельцы приусадебных участков. При этом там работа за 700 рублей это почти счастье

Что вы хотите сказать процентами по ипотеке, которые поставили рекорд в 8-9% (с 1 июля должна заработать какая-то льготная их программа со ставкой по факту в районе 4% для больших групп населения, а не только самых ценных кадров для государства) и с высокой долей вероятности будут снижаться через год-два, а в РБ они постоянно 10+% годовых. При этом очевидно, что значительная доля поляков живет в своей недвижимости и их вопрос аренды-покупки не интересует по определению.

Если относительно "среднего" сближения уровня жизни между Польшей и старыми странами ЕС, то он идет. И это подтверждает местная (польская) статистика. По их данным в 2020 году относительно 2019 число постоянных жителей Польши, живущих за пределами страны снизилось на 7,3%., что было рекордом с момента вступления в ЕС.

Пользователь отредактировал комментарий 21 июня 2023, 14:36

spksfan
spksfan
4

Вивикин под другим ником, но стеми же самыми шаблонами

снять жильё в Варшаве сейчас дороже в два раза чем три года назад.

Я тебя уже один раз просил предоставить источник информации по этому твоему сообщению.
Сейчас прошу еще раз.
Хватит уже нести чушь.

Пользователь отредактировал комментарий 21 июня 2023, 17:56

meinfreim
meinfreim Ротабот в IT-Рота
1

Уровень жизни настолько сблизился, что как только въезжаешь в дольношлёнское воевудство, то через каждый километр пути натыкаешься на биллборды типа "Praca w Niemczech", "Nawet 11.000 PLN netto" и т.д.

aleksby
aleksby
2

dolucky, вы хотите сказать, что разница в доходах в Германии и Польше не сокращается? Она постепенно сокращается и сейчас ниже, чем 10 лет назад (именно это я писал выше).

Можно спорить про уровень жизни, но указанные вами 11000 злотых нетто в Германии это неплохая зарплата и для последней, как я понимаю, поэтому вопрос еще, что это за работа, на которую не могут найти местных. Ну, например, это может оказаться работа условным дальнобойщиком, которым немцы работать за эти деньги не будут, а поляку согласиться проще, ведь он все равно не дома (аналогичная ситуация с белорусскими дальнобойщиками в литовских конторах, которых больше половины от всего штата и работают они из-за того, что местные квалифицированные кадры за 60-70 евро суточных или сколько там сейчас работать не очень стремятся)

cobectb
cobectb
-5

Человека с ником "pl_rulez" даже хочется как-то пожалеть

А кого зовёте-то?
Я думал, что уже все давно уехали

pl_rulez
pl_rulez
2

Жалейте, я буду рад :-) эмпатия и сопереживание - это всегда отлично....

На самом деле, уехало больше чем ожидалось, но меньше чем хотелось, скажем так.

Увы, не все могут быстро оторваться от родного коттеджа с родной ипотекой, надо им мощный пинок от родной власти :-)

Недавно вот еще один мой приятель Staff-level собрал вещички, а упирался - да зачем, да ни за что, да родня, да работа жены.... всего-то малость, клиент больше не может ему переводить денег на счет. И о чудо, вдруг не оказалось никаких препятствий, кроме консульства, готов был ехать немедленно :-)

ministrodelcoca
ministrodelcoca Главный начальник в Минский Кокаиновый Завод
2

Страну пока не закрыли, время еще есть.

Bart Simpson
Bart Simpson Meme officer в localhost
0

На бенче в колхоз надо отправлять, возможно мотивация вырастет )

zabelarus22
zabelarus22
1

в подшефное хозяйство. осенью опционы плодоовощной продукцией получат и не будут зимой как литовцы голодать

ministrodelcoca
ministrodelcoca Главный начальник в Минский Кокаиновый Завод
1

колхозы закредитованные, денег на корм не хватает.
зато модернизацию провели.

zabelarus22
zabelarus22
0

зачем ехать собирать клубнику в польшу? у нас тоже она растет

andy12345
andy12345
-7

Тогда можно будет официально зафиксировать, что большая часть беларусского айти так или иначе покинула родные пенаты.

Тогда можно будет утверждать, что более половины тех, кто участвует в вашем опросе, стали релокантами. Не более того. Пробежался по статье, у вас методологические ошибки в интерпретации результатов. Хотя скорее всего это просто предвзятость. Даже по вашим цифрам видно, что девбайио уже не о белорусском ИТ. Это целиком иммигрантский ресурс: иммигранты об иммигрантах. Материалы предвзяты и тенденциозны. Итог закономерен: оставшиеся в РБ не принимают участия в ваших активностях типа опросов.

zabelarus22
zabelarus22
0

В белорусском ИТ комьюнити уже давно назрела пора делать отечественный, идеологически правильный новостной ресурс. Хватит уже читать эти итальянские сайты с пропагандой чуждой нам европейской жизни. Нам нужны передовицы об ударниках спринта, о государственных планах по велосити и их перевыполнению.

user112842
user112842
2

Ваш троллинг не всем заходит.

michael-douglas
michael-douglas
-4

Хотел сказать то же самое. Но вы меня опередили.

Да, очевидно dev.by уже надо бы позировать себя как dev.pl поскольку фактически это уже ресурс беларуских IT шников имигрантов в Польше.

perfokarta
perfokarta
-7

поскольку фактически это уже ресурс беларуских IT шников имигрантов в Польше.

Я бы даже сказала, что этот ресурс стал ресурсом не столько IT иммигрантов, сколько уехавших журналистов, которые по привычке пишут внешне как будто об "айтишниках", но по сути больше о своих проблемах, чем о проблемах IT.
Настоящие проблемы IT здесь поднимаются очень редко, а дух IT ощущается только в комментариях, и то не всех.

Не дело анонимного Отдела новостей любого издания - делать глубокомысленные заявления о целой отрасли по 4%, особенно в условиях специфической доступности вашей аудитории.
Оригинальный (и не анонимный) dev.by находился в среде IT, но, помню, тактично не вторгался в сферы, в которых не разбирался. Devby.io сейчас находится за пределами IT (даже "иммигрантского"), но лезет напролом во все его сферы, иногда сокровенные, со своими поверхностными журналистскими выводами, которые бесполезны для нас: тех кто в IT работает, и даже IT живет, но могут сбить с толку неопытных специалистов и очень здорово помешать им в трудное время.

Пользователь отредактировал комментарий 21 июня 2023, 13:08

zabelarus22
zabelarus22
2

и вообще, айтей должны заниматься государственные чиновники, которые видят всю картину в целом. назначеные специалисты в пвт знают, как создавалась айця и как ее растить

cobectb
cobectb
-2

что более половины тех, кто участвует в вашем опросе, стали релокантами

Именно, у меня знакомые даже те, которые уехали - знать не знают про какой-то опрос.

zabelarus22
zabelarus22
3

83% тех, кто остался даже не принимал участие в опросе. потому что это незаконно проводить общественные опросы. Статья 9.28. Незаконное проведение опросов общественного мнения УК Белоруссии

serg123
serg123
2

самоуспокаиваться никто не запрещает.

kro-kodil
kro-kodil
4

Оставшиеся в РБ не принимают участия ибо в РБ можно за любой коммент/лайк присесть на 3-5-10 лет.
А о предвзятости - вы лучше Азаренка поспрошайте, он расскажет и о предвзятости и о тенденциозности...

andy12345
andy12345
-8

И да, ответ на вопрос "почему я читаю иммигрантский ресурс" следующий: мне не чужда иностранная пресса. Я читаю ряд иностранных ресурсов, находя там интересные для меня материалы. Сюда же захожу больше по старой привычке. Ресурсу и раньше не хватило качества в подаче материала, сейчас же вообще... даже слово подобрать не смог.

ПС с нетерпением ожидаю статей/цикла статей/раздела об успехах релокантов за границей. Не об анонимных зарабатывателях десятков штук баксов, а о новых успешных стартапах или даже единорогах или просто созданных новых ИТ компаниях, где бы релокант не скрывая лица и имени рассказывал какой крутой старт был дан его начинаниям благодаря переезду. А то уехали такие успешные люди, суперсиньеры и... пропали, растворились. Ау, где вы, где ваш успех? Или нет его, успеха, стали обычной серой массой, офисным планктоном, делающим скучную рутинную работу, позволяющую проживать жизнь от ЗП до ЗП? Где вы, звёзды?

cobectb
cobectb
-6

Не об анонимных зарабатывателях десятков штук баксов

Так вот же они, в комментариях, релоканты 2020+ учат жизни, как зарабатывать деньги, верить в Бога и как страшно оказаться в нео-коммунизме.

serg123
serg123
0

в линкед ине ребята всё выкладывают, бьют прямо в целеую аудиторию :)))))

pl_rulez
pl_rulez
2

(ехидно)

веслаем
..... на галерах
..... ..... больше,
гребем
..... сильнее,
..... ..... выше,
..... ..... ..... дальше...

Почти Маяковский.

andy12345
andy12345
-9

Среди джунов и интернов существенно сократилось количество недовольных работой. Это несложно объяснить: число новичков неумолимо уменьшается, и те, кто смог зацепиться и хотя бы немного закрепиться в отрасли, предпочитают не афишировать несоответствие реальности своим ожиданиям.

Какое интересное объяснение. И как круто объяснять всем что думает неизвестный тебе человек. Т.е. объяснение сокращения числа недовольных возросшим качеством проектов ввиду отъезда самых сеньеристых сеньоров показалось более невероятным, чем утаивание своих ожиданий теми, кто участвует в анонимном опросе. Ответ не утаили, а ожидание не озвучили - побоялись.

zabelarus22
zabelarus22
3

мы все знаем что это фейки. довольных джунов стало больше, потому что государство удвоило поддержку молодых специалистов и продолжает обеспечивать гарантированым первым рабочим местом. да, есть и какое-то количество недовольных, но это те, кто побежал работать на частные компании вместо государственных

andy12345
andy12345
-9

Но главная причина «нерелокейта» — материальный аспект для аутсорс-компании.

Из данной причины следует вывод, что основные причины релокации не внутренние, а внешние. Компаниям всё ещё выгодно работать в РБ и релокейт сотрудников - только способ обхода санкций. А отсюда следующий вывод. Раз компаниям выгодно работать в РБ, то по мере выработки паттернов устойчивого обхода санкций, ИТ снова пойдет в рост после нынешнего схлапывания.

zabelarus22
zabelarus22
4

конечно все причины внешние. это внешние враги нам мешают процветать и готовят полки для отправки внутрь. но они не пройдут - на границе у всех проверяют телеграммы и если находят поступают по закону

kek cheburek
kek cheburek Senior CSS Architect в Flex co
1

Какого такого "схлапывания"? Некогда схлапываться, очередь из клиентов.

andy12345
andy12345
-9

Здесь необходимо учитывать и психологический фактор: в сложные времена меньше желания воротить носом от условий работы, ведь улучшить их прямо сейчас куда меньше возможностей.

Поскольку я не умею, в отличии от интерпретаторов опроса, читать мысли анонимных людей буду судить по знакомому мне окружению. На проект за последние пару лет пришло порядка двух десятков новых человек. Не сменили старых сотрудников, а был чистый прирост. Две трети из регионов РБ, половина из них вайтишники. Это типичные джуниоры и мидлы, которые не воротят нос, а реально счастливы делать непыльную работу, сидя в саду своего домика в условном мухосранске и чувствовать себя реальным королем жизни за получаемую ЗП.

zabelarus22
zabelarus22
5

не удивительно. ведь в 100 раз лучше получать в калинковичах 500 долларов зарплату и жить королем по сравнению с остальными, чем голодным замерзать в польской кавалерке за 2000. а с этих 2000 еще налоги надо отдать, комуналку 600 заплатить и аренду

balindus
balindus
-1

Вы начали с того что выборка у опроса плохая ,а сами еще более ферично плохую тут соорудили.

andy12345
andy12345
-8

Неожиданно: доля айтишников, которые снимают жильё, продолжает снижаться довольно быстро. И это при том, что страну покинуло значительное число специалистов, и совсем немногие из них захотели, смогли и успели приобрести жильё за границей. Тем не менее, ответ очевиден

Стали бомжами и живут под мостом? Потому что ваш валидный дополнительный вопрос не раскрывает суть парадокса

выехали во многом наиболее востребованные специалисты, в Беларуси у них часто есть жильё в собственности. Тут более валиден дополнительный вопрос: «Сдаёте ли вы своё жильё?».

Хотя кроме становления бомжами есть ещё пара логичных объяснений: возвращаются в РБ в своё жильё или ответы на вопросы дают "от балды".

zabelarus22
zabelarus22
4

возвращаются все до одного. в комисси по возвращению очередь на недели вперед под запись, перекличка каждые 2 часа. работают в три смены, даже рядом терминал открыли для приема добровольных искупляющих пожертвований

andy12345
andy12345
-7

Гораздо более прогнозируемы результаты в транспортных предпочтениях, здесь очевидно влияние миграции. За последние два года число обладателей автомобилей снизилось почти на 10%. Кто-то изначально релоцировался самолётом, у кого-то вышел срок действия прав и т. п.
Этим же можно объяснить рост популярности общественного транспорта, самокатов и снижение доли такси (хоть и не такое значительное). Регулярно ходит пешком тоже всё больше айтишников — и больше, чем это было в Беларуси до волн эмиграции.

В РБ если хотел, мог позволить себе машину, не хотел - ездил на такси. В релокации приходится ходить пешком, но ведь и в этом можно найти плюсы?

Пользователь отредактировал комментарий 21 июня 2023, 14:22

zabelarus22
zabelarus22
2

Откуда там плюсы? Крутить педали велосипеда чтобы потом приходить на офис и пахнуть как остальные потные европейцы? Вот у нас,благодаря Президенту джили стала не роскошью, а средством передвижения. Еще пару лет назад на джили никто бы внимания не обратил - из упадочной европы корча брал, или из автосалона. А сейчас благосостояние народа выросло и продажи джили тоже

Пользователь отредактировал комментарий 21 июня 2023, 14:31

andy12345
andy12345
-9

в будущее с оптимизмом смотрит рекордно мало айтишников за всё время наблюдений dev.by.

Не dev.by, a devby.io Девбай ресерчил в массе своей ИТшников из РБ, второй ресурс всё в большей массе своей релокантов. По мне так тенденция очевидна: по мере приближения доли релокантов, участвующих в опросе, к 100% участников опроса, доля оптимистов будет стремиться к нулю. И от этого мне немного грустно, хоть я и в РБ...

andy12345
andy12345
-10

Как вам мои выводы? :)

spksfan
spksfan
5

Натянуть сову на глобус ты умеешь не хуже девбая.
Вот только после твоей аналитики полуторагодичной давности по возврату заказчиков в РБ у меня к ним доверия больше.

zabelarus22
zabelarus22
3

отличные выводы, записала в конспект, на ближайшей пятиминутке политинформации распределим доклады и подготовим выступления перед трудовыми коллективами в районах

Пользователь отредактировал комментарий 22 июня 2023, 12:37

Ed Bobrovnik
Ed Bobrovnik Chief Loafing Officer в eternity ltd
8

Беларуская айтишка чем-то похожа на советское шампанское: там где настоящее шампанское, не бывает советского, там где настоящее советское - не бывает настоящего шампанского.

andy12345
andy12345
-7

Ещё немножко аналитики. Отталкиваясь от оценок количества ИТшников в РБ до всех кризисов (120К) и количества уехавших (20К), а так же беря во внимание результаты голосования (среди голосовавших количество оставшихся и уехавших примерно одинаково) получается, что активность уехавших в голосовании примерно в пять раз выше.

Это я про тревогу, которая в заголовке... Результаты голосовали отражают скорее настроения уехавших, нежели оставшихся. Прошу заметить, что из этого не следует обратное, что оставшиеся все прям пышут оптимизмом, а следует ровно то, о чем я сказал: иммигрантский ресурс об иммигрантах. И настроения у иммигрантов не ахти, к сожалению, не смотря на все открывшиеся перспективы в свободном мире.

Пользователь отредактировал комментарий 22 июня 2023, 15:44

zabelarus22
zabelarus22
3

Восторгаюсь какой вы умный! Вам надо с Гришей Азаренком по телевизору глубокой аналитикой заняться

ministrodelcoca
ministrodelcoca Главный начальник в Минский Кокаиновый Завод
1

Не надо.

spksfan
spksfan
-2

А теперь немного аналитики от меня.
Подавляющее большинство твоих комментов тут связано именно с релокацией и релокантами.
Значит именно эта тема интересна тебе и оставшимся. В никаких других так много сообщений от оставшихся нет.
Спрос рождает предложение.
Исходя из твоей логики данный ресурс пишет статьи на вашу целевую аудиторию.
Как тебе мой вывод?😉

zabelarus22
zabelarus22
-1

есть такие латентные релоканты. они громче всех кричат, что не релоканты, а на самом деле боятся что об этом узнают.

Bart Simpson
Bart Simpson Meme officer в localhost
0

Что заныли, теперь в Вагнер же можно пойти.
Работа на свежем воздухе и лучше платят.

Или настоящим гребцом матросом пойти на корабль.
Там тоже ЗП выше, 6 через 6 часов только вахта.
Зато в случае БП у вас полный холодильник рыбы, тонны топлива, воды, медкабинет, и радио...