ИТ-весна в разгар «зимы»

21 марта 2013, 18:10

В середине марта, когда страна собралась праздновать Масленицу, компания Oxagile решила провести конференцию под теплым названием IT-spring. Но у природы были свои планы на эти выходные: за день до открытия конференции Минск накрыл циклон «Хавьер», внеся полную неразбериху в размеренную и спокойную жизнь города.

Читать дальше

Но, как говорится, матч состоится при любой погоде. Итак, день первый: суббота, 16 марта, утро. Выхожу из дома, пробираюсь сквозь сугробы и иду на остановку. Транспорт ходит так себе, но добираюсь практически вовремя – на часах 10:10. Поскольку открытие немного отложили, есть время выпить горячего чаю с печеньем и конфетами. А что может быть лучше в такое утро? Ну, для кого-то только кофе и поиграть в World of Tanks в секции одного из партнеров конференции – компании Wargaming. После 3-го звонка (почувствовал себя в театре :) ) началась церемония открытия конференции. Сразу ждал неприятный сюрприз: многие докладчики не смогли приехать вовремя из-за погоды, поэтому их выступления переносились. Но организаторы сработали хорошо в этой неприятной ситуации – изменения в расписание докладов были внесены оперативно,  а информация о них была легкодоступной.

Первым с приветственной речью выступил Дмитрий Зданович. Он поздравил всех с тем, что они смогли добраться до Дворца профсоюзов, несмотря на непогоду, и теперь у них есть возможность в течение двух дней наслаждаться интереснейшими докладами. Он отметил, что программа конференции классная, здесь можно будет встретить таких людей, которых сложно встретить в другом месте. В этом я полностью согласен с Дмитрием: доклады были на высоком уровне, и возникало чувство сожаления из-за невозможности посетить их все. В конце выступления выступающий пожелал всем, чтобы вечером, подводя итоги дня, можно было сказать: «Та идея, которую я услышал от такого-то докладчика, многократно окупила деньги, что я вложил для похода на конференцию».

После того как Дмитрий ушел со сцены, ему на смену пригласили представителя платинового партнера конференции, компанию, известную также как «империя зла». Но, к сожалению, ни Аркадия Добкина, ни других представителей ЕPAM не оказалось в зале. Позвали представителя другого партнера – результат тот же. Ну, это нормально с учетом того, что творилось в пятницу. Такая безуспешная перекличка могла бы продолжаться до тех пор, пока не закончится весь список партнеров, но, к счастью, один из представителей IBA (между прочим, юбилейный партнер конференции), Алексей Минкевич, оказался в зале и обратился с кратким приветствием. Он пожелал всем хорошего и конструктивного общения. Напомнил собравшимся о том, что компания в этом году – юбиляр (IBA – 20 лет), и сообщил, что в этой связи для участников конференции подготовлено огромное количество подарков и сюрпризов.

«Время есть, выступающих нет, я в небольшой растерянности», – эти слова Дмитрия Здановича лучше всего характеризовали то, что происходило на сцене. Ему на помощь поспешил Максим Дорофеев, который предложил организовать небольшое ток-шоу, пока не пришло время докладов. В какой-то момент Дмитрий увидел в зале Амину Идигову из ЕРАМ и, дождавшись паузы в веселой речи Максима, пригласил ее на сцену, чтобы от лица своей компании она поприветствовала собравшихся. Но Амина как-то незаметно выскользнула из зала. Решив вспомнить новогодние утренники, невольный «конферансье» начал звать ее, как Снегурочку, что при такой погоде весьма актуально: «А-ми-нааа». Роль снегурочки Амина играть отказалась, поэтому на сцену пришлось подниматься представителю другой компании. Немного рассказав о своей поездке на машине из Москвы в Минск, которая заняла 18 часов вместо обычных 5,5, сообщил: «Приятно всех видеть, будет прикольно и классно!» – на чем и закончил свое приветствие.

Поскольку до первого доклада оставалось еще немного времени, организаторы решили провести викторину с вручением ценных призов от компании IBA. Все вопросы, само собой, касались этой компании.

Наконец, после небольшого перерыва и очередного стакана чая пришло время первого выступления. Это был живой и интересный доклад от «первого, кто стал использовать рисованные презентации, и просто зажигательного мужчины» Максима Дорофеева. Не мне судить, насколько Максим зажигательный мужчина, но его доклад «Взгляд с другой стороны контракта» был прослушан на одном дыхании, а его рисованная презентация вызывала бурю положительных эмоций и смех в зале. Особенно, когда он показал герб ИТ. Михаил представляет его себе как костыль с копейкой.

Поскольку Михаил успел поработать «по обе стороны контракта» – побыть и исполнителем, и заказчиком, он решил поделиться этим опытом. Первая часть была посвящена разработчикам, которые получили заказ на какую-нибудь «софтину». Он предложил им чаще пользоваться услугами ИТ Сусанина, то есть человека, имеющего информацию о специфике работы заказчика, ИТ-ландшафте (общих сервисах компании), с которыми нужно будет сращивать новый софт.

Вторая часть доклада была посвящена следующему вопросу: «Есть ли жизнь после релиза?». Оказывается, есть, но она более мучительная, чем до него. Основные мучения связаны с тем, что программисты, которые написали «софтину», зачастую не дают по ней никакой дополнительной информации типа конфигурации, мануала, описания всех функций. Максимум, что они могут представить, – исходный код. Докладчик остановился немного на оценке стоимости проекта и времени, необходимом для его выполнения. Не обошел он вниманием и свою мечту, которую сформулировал как Green IT peace. Ее суть хорошо отражена в следующей фразе: «За неза.ранный ИТ-мир!». Отметил, что не стоит постоянно изобретать велосипед: софт должен приносить пользу, и автоматизировать необходимо правильно, то есть автоматизация рабочего места секретарши должна увеличивать эффективность ее работы, а не количество раскладываемых ею пасьянсов.

Следующим выступал Алексей Меандров с докладом «Привлечем инвестиции, оценим и продадим…». В нем он рассказал немного о типах инвесторов (бизнес-ангелах, венчурных фондах и стратегических инвесторах). Подробнее остановился на первых двух типах, цель которых – войти в дешевый проект, а потом продать его по хорошей цене стратегическому инвестору. Докладчик определил факторы, определяющие привлекательность проекта для инвесторов: рынок проекта, персонал, нематериальные активы (патенты и др.), технология разработки и бизнес-процессы внутри проекта. Тех, кто решил создавать свой стартап, должна была заинтересовать часть доклада, посвященная секретам успешного привлечения инвестиций и этапам поиска инвестора. Алексей считает, что для успешного привлечения инвестора необходимо выполнение следующих условий:

  1. лидер;

  2. компетентная команда,ее компетенция должна соответствовать задачам бизнеса;

  3. понятная и перспективная модель бизнеса;

  4. рыночная перспективность технологии и платформы;

  5. вызывающие доверие финансовая картина и прогноз;

  6. приемлемые для данного инвестора инвестиционный запрос и оценка бизнеса. 

В процессе поиска инвестора обычно имеется три этапа: презентация проекта (при выходе на инвестора побольше рассказать о перспективах, бизнес-модели, оценке стоимости; самое главное – показать возможности выхода инвестора из проекта), аудит (будьте готовы к тому, что будут проверять вашу финансовую отчетность, кредитную и инвестиционную истории) и переговоры (в них обычно уточняют оценку бизнеса и условия входа инвестора).

Следующим для себя докладчиком я выбрал хардкор-геймера с 20-летним стажем Дмитрия Малеева с докладом «Геймификация в различных сферах жизни. Как использовать самому?». Я уже один раз был на докладе Дмитрия, и мне очень понравилась не только тема, но и способ ее подачи – все происходит живо, с хорошим чувством юмора. Так что вопрос о посещении доклада передо мной не стоял. Как обычно, он начал с шуток, но при этом пообещал меньше касаться больной для каждого белоруса темы, а именно картошки (прим. авт.: в своем докладе на конференции velcom Android MobileOptimized он много шутил на эту тему). В своем выступлении он рассказал о геймификации и ее успешном применении во многих приложениях. Почему именно игры? Мы учимся играя. Чем же они нас привлекают? Здесь есть несколько аспектов:

  1. мозг любит награды, особенно те, которые даются неожиданно. В любой игре мы часто получаем какие-нибудь плюшки за что-нибудь (прохождение уровня и т.п.);

  2. мозг любит решать задачи. А ты попробуй прокачать эльфа до 80 уровня :);

  3. любим сюрпризы. Вот украли у тебя в «Фермере» морковку, чем не сюрприз?

  4. все мы любим хвастаться.

Дмитрий рассказал о внедрении элементов игры и соревнования в рабочий процесс. Вначале необходимо определить объект геймификации, описать пользователя, определить, насколько интересен процесс, и использовать необходимые инструменты.

Следующим я решил посетить доклад Михаила Сорокина «Игра ума и бюджетирование, или Решающие аспекты психологии составления бюджетов», в котором он поведал о влиянии психологии при составлении бюджета. Недооценка этого фактора менеджерами способно привести к негативным последствиям в виде убытков или недополучения прибыли. Психологические аспекты при бюджетировании обычно проявляются либо в завышении планируемых поступлений, либо к необоснованному изменению затрат, либо к тому и другому одновременно. Михаил порекомендовал всем исключить субъективный фактор и стремиться к составлению максимально объективного бюджета.

После этого доклада первый день конференции для меня был завершен, хотя для остальных в программе оставался StartupsMixer.

День второй. Конференция вновь началась со стаканчика чая и викторины IBA.

Открывали второй день конференции Александр Орлов и Вячеслав Панкратов с докладом «Стратоплан – прибыльный стартап: как получать деньги с первого дня работы компании?». В нем рассказывалось о том, как докладчики пытались делать свой бизнес, проводя разбор всех успехов и неудач. Они сразу оговорились, что то, о чем будет говориться, не для всех: «Это как молоко. Вроде полезно, но не всем подходит. Ведь есть люди, у которых непереносимость лактозы, а кто-то предпочитает виски». В процессе становления любого стартапа возникает вопрос: «А все ли мы делаем правильно?». «Если клиенты приходят и платят, то все правильно делаем. Ведь деньги – это метрика для маленькой компании». В конце доклада Александр и Вячеслав отметили, что следует помнить тем, кто хочет сделать стартап:

  1. люди покупают решение проблем;

  2. люди и компании платят за разное. Например, компании часто оплачивали участие своих сотрудников в клубах менеджеров, в то время как люди самостоятельно оплачивали клуб переговорщиков, чтобы в дальнейшем использовать полученные знания на практике с заказчиками, партнерами и руководством;

  3. у вас должен быть доступ к людям;

  4. лучшая проверка – заработанные деньги;

  5. хвосты нужно отрезать (то есть те проекты, которые приносят убытки, а их прибыльность в будущем имеет туманные перспективы);

  6. сделали – посмотрели, что получилось. И так по кругу;

  7. делайте, делайте и еще раз делайте;

  8. будьте готовы к тому, что бизнес-модель вашего стартапа будет меняться.

После этого пришло время интереснейшего доклада «Introduction to angel investing, its exploding growth and internationalization» от Джона Эйсона (John Ason), человека, который уже 17 лет является бизнес-ангелом и за это время успел создать около 50 компаний. Сначала он поведал залу о некоторых из таких компаний (Xlibris.com, Scoople.It, Bikini.com и т.д.) и рассказал, что же представляют собой инвестиции ангелов, чем они отличаются от венчурных инвестиций (у ангелов выше риски, они рискуют собственными средствами и т.д.) и как, собственно, искать бизнес-ангелов (сетевое общение и посредники). Как же сделать так, чтобы ваш стартап стал интересен инвестору? Разработать краткий бизнес-план (для Джона необходимо, чтоб он не превышал одной-двух страниц А4), показать, что компания обладает качественным менеджментом, предоставить разумную стоимость компании и анализ рынка. Вообще, было очень интересно послушать человека, который собаку съел на инвестициях и в простой и доступной форме рассказал, что он хочет видеть от стартапа, чтобы вкладывать в него свои деньги. После выступления слушатели буквально засыпали Джона вопросами, на которые он давал четкие и развернутые ответы. Вот некоторые вопросы, которые ему задавали:

– Вы готовы инвестировать в белорусские компании?
– Если будут хорошие компании, то с удовольствием.

– Инвестировали ли вы в стартапы, у которых не было ничего, кроме идеи? Были ли они успешными?
– Да, я инвестировал в компании, у которых имелась только идея. Были неплохие результаты, но, конечно, был и довольно большой процент провалов.

– Какое у вас отношение к социальным проектам (не ставящим целью получение прибыли)? Готовы ли вы вкладывать деньги в такие проекты?
– Все мои компании на начальном этапе не получают прибыли. И обычно начинающие компании не занимаются социальными проектами. Но в любом случае ангелы в такие проекты вкладывать не будут.

Я прекрасно понимаю Джона: вложение в социальные проекты противоречит самим принципам инвестирования ангелов, поскольку их основная цель – выйти в дальнейшем из стартапа и получить прибыль.

– Если ли у вас опыт инвестиций в белорусские компании?
– Нет, но я знаю ангелов, которые инвестировали, только не в белорусские, а в российские компании. Есть ангел из Чехии (выходец из бывшего СССР), который активно вкладывает в российский рынок. Но сложно вкладывать в другие страны из-за культурных и законодательных различий.

– Есть ли у вас примеры провальных инвестиций?
– Конечно, есть. Я ими горжусь и мне не стыдно в них признаваться. Один из них – сайт по работе с аватарами. Он работал хорошо, но потом был подан иск против нас, и мы его проиграли. Вот так из-за патентного иска компания развалилась. Но люди, которые ее основали, стали успешными в других проектах. Другие примеры – это несколько компаний, которые не смогли реализовать свою стратегию или не нашли свой рынок.

– Какие показатели вы используете для отслеживания темпов роста проекта?
– Единственный показатель – деньги. Еще можно посмотреть, сколько компания протянет на рынке на стартовом капитале.

Алексей Минкевич, «Трансформация “разработчик –> руководитель проектов”, или Рассказ о том, что вас ждет после выбора управленческой карьеры». Алексей в простой и доступной форме объяснил, как происходит трансформация разработчика в руководителя проекта (РП). Он пояснил, что ждет тех, кто решит пережить эту трансформацию, а именно:

  1. много проблем, совещаний и общения с различными людьми (от разработчика до заказчика

  2. технологий больше нет, можете забыть об этом. Больше времени на управление, меньше – на технологии;

  3. будьте готовы, что вас будут растаскивать по мелочам, пытаясь переложить максимум решений на вас;

  4. ненормированный рабочий день;

  5. стрессы как норма жизни;

  6. будьте готовы, что на вас будут навешивать столько работы, сколько вы тянете;

  7. вам придется завоевывать уважение своей команды. Проще это сделать, если вы раньше работали с этими людьми и они знают вас как специалиста. А вот с новой командой придется попотеть;

  8. одиночество. Вам нужно будет немного дистанцироваться от команды, чтобы не возникало панибратства.

За все эти страдания и неудобства должны же быть плюсы. Конечно, они есть – это разнообразие и размеры решаемых задач, ответственность и риски, круг общения, в процессе работы развивается целеустремленность и толстокожесть, неустареваемость (изменения в менеджменте происходят гораздо медленнее, чем в технологиях) и масштабируемость (уровень, на котором вы работаете, зависит только от вас) работы.

Также, приведя зарплаты с dev.by, он сообщил, что при выборе – становиться РП или оставаться разработчиком – следует помнить о всемирном заговоре руководителей проекта. Заключается он в следующем: никогда разработчик на проекте не будет получать больше, чем руководитель проекта, поскольку именно РП часто распределяет доход команды и формирует бонусы для каждого ее члена. Также Алексей определил качества, необходимые для РП, и дал несколько советов, чему необходимо научиться, чтобы стать РП, и как проводить этот процесс. 

После этого доклада компания IBA накормила всех вкусными блинчиками, напомнив собравшимся, что сегодня Масленица. Полакомившись еще и апельсином от EPAM, уже сытый и довольный, я решил попробовать поиграть в WoT. Конечно, тут первый блин выходил комом, и девушка, выступавшая моим противником, уделывала меня всухую, но нашлись добрые люди, которые помогли мне советами, что позволило сравнять счет в серии и уйти от досадного поражения. В который раз я убедился, что не являюсь заядлым геймером и далек от этого мира – игра меня совершенно не зацепила.

Что ж, едем дальше. А дальше по программе – Стив Мезак (Steve Mezak) с докладом «The Top 5 Skills Required for Global Software Development», который он начал рассказом о своей детской мечте попасть в Диснейленд. Когда же Стив попал на диснеевскую инсталляцию на всемирной ярмарке, то услышал песню «It's a Small World». Эта песня так сильно впечатлила его, что с тех пор Стив живет под девизом «It's a Small World». Это была небольшая прелюдия к докладу, сам же он был посвящен продаже софта и типичным проблемам, с которыми сталкиваются разработчики в этом процессе, такими как поиск своей ниши, использование плохих маркетинговых инструментов, непонимание нужд клиента и ненаправленность софта на решение конкретных проблем. Также он описал семь стадий, которые проходит покупатель перед тем, как остановить выбор именно на вашей команде и на вашем программном продукте.

Из следующего доклада «Building a Deck and Pitching Your Startup to Growth Investors» Сэза Эллиотта (Seth Elliott) я узнал, какую информацию необходимо дать инвестору и как правильно провести презентацию. На что обращает внимание инвестор, когда получает ваше резюме?

  1. На фотографию: она не должна быть в полный рост или в каких-нибудь причудливых нарядах, лучше всего, если она будет как на паспорт.

  2. На опыт: инвестору глубоко наплевать на ваши степени и награды, ему необходимо знать, есть ли у вас опыт для решения поставленной задачи.

  3. На проблему: вы должны указать, какую проблему вы собираетесь решать.

  4. В идеале также необходимо показать рынок, его тенденции и отличия от конкурентов.

Когда вы уже дошли до стадии презентации, то необходимо помнить, что на все у вас около 5 минут, максимум 7 минут, дольше никто вас слушать не будет. Поэтому не нужно рекламировать все свойства продукта, стоит сфокусироваться только на исключительных. В процессе презентации нужно доказать, что идея работает, если нет доказательства, то лучше пропустить этот момент. Если ваша презентация заинтересует инвестора, то придется более подробно рассказывать о бизнес-модели, конкуренции, способах и стоимости привлечения клиентов, провести финансовые расчеты. В целом, доклад получился отличным и, по-моему, полезным для тех, кто создает стартап и ищет инвестора. Спикера также засыпали вопросами, из которых мне особенно запомнился этот:

– Если есть хорошая команда, но никто не умеет делать презентации, то как быть? Есть ли смысл приглашать постороннего человека, чтобы он провел презентации?
– Тренируйтесь. Создайте список того, что вы хотите представить, и тренируйтесь. Приглашать постороннего человека не стоит. Инвесторам необходимо услышать человека, который имеет отношение к стартапу, лучше всего, если презентацию будет проводить один из его создателей.

Последним докладчиком в рамках конференции был Том Херман (Tom Herman) с «Entrepreneurship». В начале доклада был показан отрывок из фильма «Startup.com», где описывались события из жизни компании, которую основал Том. История ее довольно неоднозначна: примерно за год-два она пережила фантастический рост (за первый год заработали 65 млн долларов) и затем – столь же стремительное падение и банкротство. Об ошибках, которые были совершены при управлении компании, и уроках, которые он извлек, шла речь в дальнейшем. Компания имела огромные перспективы, но было допущено несколько ошибок, которые повлекли за собой ее крах. Главная – распыление внимания на многие продукты, что не позволило сосредоточиться на основном и довести его до необходимого уровня. Помимо этого – чрезмерно быстрый набор персонала, часто необоснованный, зарплата которого съела всю прибыль. И еще сыграло определенную роль то, что руководство компании не находило времени для общения с заказчиком. Какие уроки были извлечены?

1. При работе с персоналом:

а) необходимо иметь четкий план найма новых сотрудников;
б) необходимо уделять время подготовке и обучению персонала;
в) необходимо прививать и поддерживать корпоративную культуру;
г) выбирать профессионалов, увлеченных делом;
д) иметь лидера в команде;
е) следить за дресс-кодом своей команды. Дресс-код влияет на настроение сотрудников.

2. Финансовые уроки:

а) необходимо серьезно относиться к составлению бюджета;
б) необходимо ставить реалистичную и достижимую финансовую цель;
в) необходимо контролировать выполнение бюджета и поставленных целей;
г) необходимо стремиться к совершенствованию компании, а не концентрироваться только на прибыли.

3. Маркетинговые уроки:

а) определять своих потребителей;
б) обращать внимание на рыночные исследования;
в) уделять достаточно внимания рекламе;
г) создавать дополнительную финансовую подушку.

4. Операционные уроки:

а) успех в бизнесе – это способность управлять своим бизнесом;
б) необходимо привлекать людей с опытом;
в) доводите до конца свои хорошие продукты, не бросайте их посередине пути.
г) если есть проблемы, то говорите о них.

Но были не только ошибки в работе компании, что-то было сделано правильно. Например, была выделена массовая проблема (сложности документооборота в государственных органах и оплаты госпошлин и сборов) и найдено масштабируемое решение. С финансовой точки зрения была заявлена хорошая стоимость компании, привлечено много инвестиций и удалось создать мощный бренд. И даже после банкротства компанию удалось продать по неплохой цене.

На этом конференция закончилось. Она оставила о себе массу приятных впечатлений и ощущение, что я не зря провел время, и это с учетом того, что я далек от тематики конференции. Думаю, что для людей, которым эта тема более близка, конференция была очень полезна. В целом, понравился уровень организации, конечно, погода внесла некоторые коррективы, но серьезно повлиять на работу она не смогла. Уровень докладчиков тоже был на высоте. После конференции осталось только небольшое сожаление о том, что физически невозможно было посетить некоторые доклады, поскольку они шли в одно время.

Обсуждение