«Свою компанию чаще всего оценивают на 3-6 по десятибалльной шкале». Juno опросила 600+ минских айтишников про работу и саморазвитие

16 комментариев
«Свою компанию чаще всего оценивают на 3-6 по десятибалльной шкале». Juno опросила 600+ минских айтишников про работу и саморазвитие

В Juno прошёл митап «Juno Product Talks#1: Измерения, изменения и люди». Директор минского офиса Сергей Дерцап рассказал, как компания улучшает свой HR-бренд с помощью анкетирования минского ИТ-сообщества.  

— HR-бренд — это совокупность усилий, которые осуществляет компания для повышения лояльности сотрудников и увеличения привлекательности организации среди потенциальных работников.  

Почему мы озадачились этим вопросом?  

На следующем слайде вы видите количество упоминаний о Juno в СМИ с положительным или отрицательным оттенком. В 2015 году компания зарождается, и появляется анонс: «Игорь Магазиник и Тальмон Марко запускают секретный стартап!». В 2016 году уже можно узнать первые детали о новом стартапе: нейтральные статьи, технические конференции. В 2017 году появляются и отрицательные новости: «в Juno говорили, что будет быстрая экспансия, а где она?». 2018 год — это год, когда начали уходить сотрудники, которые работали с компанией с самого начала.  И оказалось, что СМИ не хватает информации о нас. Что происходит, когда вы сначала рассказываете о себе, даёте много обещаний, а потом молчите? Медиа начинают искать информацию о вас во вторичных источниках. И это может стать одной из причин ухудшения HR-бренда компании. 

По теме
Все материалы по теме

Как исправить подобную ситуацию?  Что Juno как работодатель может улучшить в своей работе? 

Мы захотели пообщаться напрямую с людьми, и глубинные интервью — лучший формат для этого. В течение месяца мы разговаривали с сотрудниками Juno, а затем анализировали полученную информацию. 

Вопросы касались четырёх категорий:

  • Восприятие компании (почему человек выбрал именно эту компанию? как выбирал? что ждёт от компании?)
  • Обучение и саморазвитие (как специалист улучшает свои навыки? какие конференции знает и посещает? какие проекты (аутсорсинговые/продуктовые) считает более интересными для саморазвития?)
  • Критерии рынка труда (какие критерии при выборе работы являются для специалиста важными?)
  • Информационная среда (какие ресурсы формируют мнения и оценки специалиста?)

Проанализировав массив данных, мы вывели несколько гипотез. Глубинные интервью — это способ выведения гипотез. Ведь очень дорого да и просто бессмысленно переходить к массовым опросам, не зная точно, о чём спрашивать людей. 

Гипотеза № 1. Продукт vs аутсорсинг

Люди, работающие в продуктовых и аутсорсинговых компаниях, имеют разные интересы и по-разному подходят к выбору места работы.

Гипотеза № 2. Конференции и митапы — для новичков

Конференции и митапы интересны только новичкам индустрии.

Гипотеза № 3. Все читают dev.by

В Беларуси opinion maker — это dev.by. Если информация с тем или иным оттенком появляется на сайте — люди верят ей. 

Таким образом, мы определились с гипотезами, вопросами и возможными вариантами ответов на них. Теперь уже можно было приступить к массовому анкетированию.

Мы решили, что лучший вариант проведения такого опроса — это поход по квартирам. Дело в том, что проверить слова пользователя при онлайн-опросе практически невозможно. При личном общении меньше оснований не доверять ответам респондентов. 

Мы выбрали несколько районов Минска, где живёт больше айтишников, чем в других местах, и до середины апреля специально обученные люди проводили анкетирование. 

В Беларуси в ИТ-сфере работает около 40-50 тысяч человек. Мы определили, что для достоверных результатов нам нужно не менее 400 опрошенных. В итоге мы опросили 600 человек. 

Оказалось, что 27% опрошенных работают в продуктовых компаниях, а 73% — в аутсорсе. Разумеется мы сравнивали данные и с исследованиями, проведенными dev.by и с ежегодной статистикой Парка высоких технологий. Наблюдаются определенные расхождения между нашими данными и другими исследованиями. Например, на dev.by отмечали, что продуктовые компании составляют около 40% от рынка. Но существует понятие смешанных компаний. Пример — EPAM, который как работает на аутсорс, так и разрабатывает собственные продукты. Многие другие параметры (возраст опрошенных, опыт работы и прочее) совпали с данными, полученными dev.by.  

Подтвердились ли наши гипотезы?

Гипотеза № 1. Продукт vs аутсорсинг

Один из вопросов, который мы задавали респондентам: «Распределите по шкале от 1 (самый приоритетный) до 10 (самый неприоритетный) ряд критериев, с которыми вы имеете дело при выборе работы. Если какой-то важный критерий не указан, то вы можете записать его самостоятельно».

Результаты показали, что для людей, работающих в аутсорсе, чуть большее значение имеет зарплата. Для них же более важным критерием является наличие хорошего коллектива. В свою очередь, для представителей продукта больший вес имеет имидж компании. В остальном ответы двух групп опрошенных очень схожи и разница находится в пределах статистической погрешности.  

Но надо понимать, что ранжируя предложенные критерии, респонденты имели дело с гипотетической ситуацией. Поэтому у нас был контрольный вопрос: «Почему вы сменили место работы?».  Для половины респондентов их текущее место работы не было первым, поэтому мы могли опереться на достаточно широкую выборку. 

Большая важность зарплаты для представителей аутсорсинга подтвердилась. Но всё-таки в аутсорсинг люди переходят не потому, что там больше платят, а из-за желания карьерного или профессионального роста. В маленькой продуктовой компании добиться этого сложнее.

Интересные задачи — это то, для чего люди приходят в продукт. И если таких задач нет, то это же является частой причиной ухода из продуктовой компании.   

Как же люди ищут работу? 

Рекомендации друзей являются принципиальным фактором для представителей аутсорсинга. Это можно, пожалуй, объяснить следующим образом. Устраиваясь на работу в крупную аутсорсинговую компанию, человеку важно попасть на интересный ему проект. А информацию о таком проекте, скорее всего, он получит именно от знакомых работников. В продуктовую разработку люди гораздо чаще попадают по объявлениям о вакансии.

Гипотеза № 2. Конференции и митапы — для новичков

Откуда люди получают информацию? Задавая этот вопрос, мы обращали внимание на опыт респондента в ИТ-сфере (верхние параметры в таблице). 

Источником обучения может быть самостоятельное решение сложных задач. Такой метод самообразования важен для опытных специалистов со стажем от 5 до 10 лет. К онлайн-обучению и общению с коллегами, как источникам информации, обращаются в основном новички. После 10 лет опыта в ИТ специалист гораздо меньше посещает конференции и митапы. Таким образом, наша гипотеза в целом подтвердилась.  

Но какие конференции популярны среди белорусских айтишников?

Результаты этой части опроса нас удивили. Представители самых разных специальностей (UI-дизайнеры, программисты, тестировщики) почему-то посещают именно ITSpring.   

Дальше — больше. Оказывается, только ленивый не ходил на митапы по JavaScript. Митапы оказались менее популярны, чем конференции. Тем не менее, общаясь с людьми на интервью, со знакомыми, приходишь к мнению, что за митапами будущее, потому что на них обсуждаются более прикладные вопросы. Оказалось также, что практически никто не ходит на митапы для менеджеров (вроде People vs Process или In Product Manager’s Shoes).  

Гипотеза № 3. Все читают dev.by

На следующем графике показано количество «уникальных» дней, в течение которых, пользователь заходит на ресурс: раз в неделю, два раза в неделю и так далее. Чат компании здесь лидер: каждый рабочий день люди заходят в него и получают информацию. Опрос показал, что минимум раз в неделю айтишник смотрит, что же опубликовано на dev.by.  

Иерархия совсем меняется, когда мы переходим к оценке ценности медиа-ресурса.

По мнению пользователей, наиболее ценный ресурс — это Хабр. Здесь самая интересная и надёжная информация. Onliner верят меньше всего. Поэтому если вы занимаетесь HR-брендингом, не публикуйте важные новости о своей компании на Onliner! По крайней мере, так считает ИТ-сообщество. Если хотите получить максимальный эффект, то публикуйте новости на Хабре. 

Каким соцсетями пользуются айтишники?

Оказывается, мастхэв — Телеграм и Youtube. Это самые популярные и самые уважаемые среди ИТ-сообщества соцсети.   

Кроме вопросов, связанных с нашими гипотезами, что ещё мы узнавали у айтишников? 

Мы называли компанию и просили поделиться мнением о ней. Очень важно, чтобы человек не просто знал компанию, но мог привести её характеристику. Мы задавали вопросы: «Знаете ли вы компанию Х?» и «Что вы знаете о данной компании? Какие ассоциации по поводу неё приходят вам на ум?». Примерно на 15-20% больше было тех, кто знал только название компании Х.   

Важно понимать, почему компания стала известной. Здесь мы столкнулись с интересной ситуацией. Люди говорили, что не читают медиа, при этом оперировали фразами из журналистских статей, характеризуя ту или иную компанию. 

Оценивая компании, в которых работают, респонденты чаще всего давали оценку от 3 до 6 по десятибалльной шкале. ИТ-сообщество настроено на критическое отношение к работодателю.  

Следующий интересный момент — популярные ассоциации и фразы, с помощью которых люди характеризуют ИТ-компании. Часто в ответе упоминаются заказчики проектов: «Эта компания работает с Adidas, а эта с ivi». Ещё один тип ассоциаций связан с продуктом компании. Географическое расположение офиса также упоминается респондентами. Проводятся параллели с конкурентами: крупная аутсорсинговая компания сравнивается с EPAM, сервис такси — с Uber. 

Фактор известности — как специалисты узнают о той или иной компании.

Многое закладывается на этапе найма сотрудника. Общение с рекрутёрами даёт большое представление о компании-нанимателе. Вывод: следует опрашивать и собеседовать людей так, чтобы они стали промоутерами компании, даже если они и не будут работать в ней. 

Большое количество ответов касались расположения офиса: «знаю, что эта компания находится на Институте культуры», «до этих ребят не добраться!». Люди действительно оценивают удобство расположения офиса работодателя. Поэтому компаниям, которые хотят успешно нанимать сотрудников, стоит думать о таких вещах.   

По теме
Все материалы по теме

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Горячие события

MobileOptimized 2020 Online Edition Conference
6 ноября — 7 ноября

MobileOptimized 2020 Online Edition Conference

Читайте также

Появился алгоритм, который точно предсказывает риск заражения и смертности от коронавируса
Появился алгоритм, который точно предсказывает риск заражения и смертности от коронавируса
Появился алгоритм, который точно предсказывает риск заражения и смертности от коронавируса
1 комментарий
«Уедут максимум 20-30 тысяч»: сооснователь Vizor Games о негативном сценарии
«Уедут максимум 20-30 тысяч»: сооснователь Vizor Games о негативном сценарии
«Уедут максимум 20-30 тысяч»: сооснователь Vizor Games о негативном сценарии
36 комментариев
EY сделала «шпаргалку» для ИТ: налоги и условия работы в 10 странах
EY сделала «шпаргалку» для ИТ: налоги и условия работы в 10 странах
EY сделала «шпаргалку» для ИТ: налоги и условия работы в 10 странах
30+% белорусских айтишников заявили, что их компании готовы перевезти сотрудников за границу — полностью или частично (правда, из 60+ компаний на наши вопросы об условиях релокейта или помощи при релокейте ответили только 7). Компания EY изучила особенности осуществления деятельности в ИТ-сфере в 10 странах и собрала основную информацию по налоговым и юридическим вопросам.
Тимлид уехал в Жодино за листовки про директора школы. В одном автозаке с Колесниковой
Тимлид уехал в Жодино за листовки про директора школы. В одном автозаке с Колесниковой
Тимлид уехал в Жодино за листовки про директора школы. В одном автозаке с Колесниковой
Разработчика Алексея Новикова dev.by знает как хозяина агроусадьбы, любителя йоги и устроителя ЗОЖ-мероприятий. И ещё как гражданина, решившего перечислять половину зарплаты в Belarus Solidarity Foundation. О том, как стал «мелким хулиганом» и отсидел пять суток на Окрестина и в Жодино, Алексей нам рассказывать сначала не хотел. Но потом сюжет с его участием появился на СТВ, и молчание потеряло всякий смысл. 
13 комментариев

Обсуждение

3

Результаты опроса идут вразрез с заблуждением о том, что в местных продуктовых конторах платят больше, чем в аутсорсе. Нет, в аутсорсе можно заработать даже больше, чем в продукте.

Проверено на себе.

Правда, немногие аутсорсные конторы могут себе позволить потратить десяток-другой человеко-часов на собеседование одного кандидата, чтобы убедиться, что он вписывается в культурный код комании и пр. бла-бла. Аутсорс набирает людей на ту же з/п быстрее.

Олег Линкин
Олег Линкин Программиста в ТКП-Софт
5

Может просто у тебя зарплатные ожидания маленькие

1

В тексте пишете аутсорсу важна зарплата. На чарте обратное в цифрах. Где опечатка?

1

Опечатки нет, но Вы верно заметили. Респондентов просили расставить приоритеты для списка критериев от самого важного (1) к наименее важному (10). На слайде указаны средние значения по каждому из критериев, отсортированные от самого важного (в данном случае заработная плата) к наименее важным.

Яна Устиненко
Яна Устиненко Project manager в A1 (Унитарное предприятие "А1")
1

Сергей, а как вы выделили районы, в которых преимущественно проживают IT-ники? Глубинное интервью и анкетирование проводили сами или агенство нанимали?

1

Все активности проводили совместно c агентством маркетинговых исследований
и социологической экспертизы «Социоэксперт». Мы хотели получить максимально адекватное второе мнение и поэтому решили привлечь специалистов, которые специализируются именно на соц исследованиях. Они взяли на себя все вопросы по организации опросов, а нашими задачами были: помочь с контекстом, непонятными терминами, поставить цели и донести проблематику для исследования. Что касается районов, то у наших коллег было пару гипотез, о том, что такие дома и возможно районы существуют. Нам повезло и достаточно быстро такой район был найден.

Anonymous
Anonymous
0

И какой же?

0

Так вы ещё занимаетесь прорывными вещами или на соц опросы переключились?

0

Игорь, если Вы про меня лично, то мне очень лестно, что Вы считаете, что я занимался или занимаюсь прорывными вещами, хотя на мой взгляд, моя задача никогда не менялась: сделать так, чтобы у сотрудников было все необходимое для выполнения их непосредственных обязанностей. В данном случае, если для этого необходимо провести соц опрос, на основании которого скорректировать свои действия в той или иной области, то я не вижу причин этого не делать.
Если вы имели ввиду инженеров, то они по квартирам не ходили, этим как и многим другим занимались наши коллеги из «Социоэксперт». Каюсь, нам пришлось попросить наших сотрудников отвлечься от работы и поучаствовать в глубинных интервью, а еще уделить немного времени и послушать о результатах данного исследования и что мы планируем изменить, на основании полученных данных. Лично я, не уверен, что такое вовлечение может сделать из первоклассного инженера специалиста по соц опросам.
Надеюсь я ответил на ваш вопрос и развеял ваши опасения про смену рода деятельности нашей компании?

1

Статья про компанию, поэтому под 'вы' я понимал именно компанию. Просто было странно увидеть от технологической компании статью такого формата

2

Игорь, данная статья не была заказной, и компания Juno ее не писала, иначе вы бы заметили пометку в начале статьи, о том что это партнёрский материал. Инициативой компании было провести митап, на котором освещалось 3 темы, среди которых был замечательный доклад Яны Мичуковой об изменениях. Редакция dev.by сочла, что соц опрос будет более интересен читателю и это их право. Возможно это всего лишь начало и редакция осветить и доклад по измерениям, но к сожалению я такой информацией не обладаю.

Anonymous
Anonymous
5

> Как исправить подобную ситуацию? Что Juno как работодатель может улучшить в своей работе?

1. Уволить примерно половину бесполезных сотрудников
2. Навести порядок с обещаниями про опционы
3. Внятно поставить цели и забыть про "платформу для self driving cars"
4. Назначить уже кого-то из локальных на роль СТО, ну или нанять стороннего
5. Нанять толковых людей в product-департмент

nick-a
nick-a менеджер в ISsoft
0

Логотип Juno и упоминание компании 100500 раз в тексте. Это конечно, партнерский/рекламный материал? Или вы всерьез хотите сказать, что данное "исследование" проведенное по немыслимой методологии и его результаты, интерпретированные совершенно произвольно, несут ценность для сообщества?

1

А тот маленький террорист, который хотел кого-то там взорвать ещё работает в Juno?

Alexandra Martinkevich
Alexandra Martinkevich Head of HR в Juno Lab
0

Данный сотрудник уже давно не работает в компании

Anonymous
Anonymous
0

"Поэтому если вы занимаетесь HR-брендингом, не публикуйте важные новости о своей компании на Onliner".
Не хватает только "а публикуйте на dev.by" :)))
Девбай! Онлайенр многие не любят и это факт, но вы же в конкурирующих отношениях находитесь. Где ваша проф. этика, товарищи?)

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже