Как белорусы делают сервис для Aliexpress, который помогает искать настоящие скидки

12 комментариев
Как белорусы делают сервис для Aliexpress, который помогает искать настоящие скидки

Big Data Technologies недавно стала резидентом ПВТ. За пять лет она прошла путь от стартапа до компании, продуктами которой пользуется более 2 млн человек ежемесячно. Она помогает покупателям ориентироваться в таких интернет-магазинах, как AliExpress, Gearbest, Banggood, JD, Lamoda, Wildberries, Joom, Pandao и другие. dev.by побывал в офисе компании и узнал, как всё начиналось: с оптимизации кода в электричке по дороге в призывной пункт и горизонтального масштабирования, с которым не заладилось.  

Читать далее

Пробные проекты: «чёрная пятница» и оптимизация кода в электричке

Основатели Big Data Technologies Николай Литвин и Максим Лебединский познакомились в 2013 году.

«В компании коллег мы единственные были из Гродно, и это сразу нас сблизило», — говорит Николай. Быстро нашли общий язык и начали вместе работать, дополняет Максим: сначала запускали купонные сайты, позже — кешбэк-сервис. «А дальше всё понеслось ещё быстрее, появлялись новые возможности и понимание, что рынок e-commerce — это то, что нужно копать глубже».

Одним из первых проектов был сайт-витрина, где белорусские интернет-магазины могли выставить свои предложения по случаю «чёрной пятницы». За техническую реализацию отвечал программист Артём Белов, которому надолго запомнился этот проект.

— Когда мы запускали «чёрную пятницу», у меня были сборы в армию. Мы ожидали высокие нагрузки, и я всю ночь пилил продукт. А в 6 утра мне уже нужно было стоять по форме — в шапке и берцах. В электричке дописывал и оптимизировал код. Самое ужасное случилось, когда я залил его на сервер, сложил ноутбук и отдал его маме. Оказалось, что своим патчем я всё сломал. Никто не понимал, что происходит, ни у кого толком не было доступа к моему коду. Ребята сами пытались дебажить прямо в Bitbucket — около 100 коммитов набралось. К счастью, всё обошлось, и систему удалось запустить.

После этого было ещё несколько проектов в е-commerce. Ребята пробовали разные модели бизнеса, и в тот момент, когда они изучали рынок, в страны СНГ пришёл AliExpress. «Мы уже тогда понимали, какой потенциал у этой площадки. Но, изучив её более детально, увидели чёткую картину: люди не доверяют продавцам, им нередко присылают бракованные или некачественные товары», — поясняют основатели компании.

Тогда они решили разработать сервис, который будет помогать пользователям ориентироваться на площадке и выбирать только честных продавцов. Начали с создания сайта, где покупатели делились впечатлениями и опытом покупок.

Когда AliExpress начал расширяться, белорусы поняли, что и им нужно выходить на новые рынки. И принялись за разработку расширения AliTools.

Рост продукта — и офисной площади (спойлер: в 20 раз)

— Мы сняли небольшой уголок в офисе одного известного белорусского портала, — вспоминают ребята. — Первый год мы были настоящим стартапом. Выкатили новый билд, пошли отдохнуть в бар в конце рабочего дня, и тут выясняется, что у пользователей ничего не работает. Мы бежим обратно в офис, хватаем ноутбуки и давай разбираться, что произошло.

После того, как в команде появились первые сотрудники, встал вопрос об организации рабочих процессов.

— Мы понятия не имели, как это делать, потому что были полностью погружены в разработку. Можно было бы назначить менеджером самого сильного программиста, но при таком подходе мы бы потеряли хорошего разработчика и получили плохого менеджера. Поэтому мы наняли опытного PM — и у нас хотя бы Jira появилась. Потом этот сотрудник привёл нам тестировщиков, со временем появились мобильные разработчики, DevOps и прочие специалисты.

Сейчас Big Data Technologies — это компания со штатом в 21 человек и двухмилионной аудиторией пользователей.

«Мы и сами не думали, что проект может вырасти до таких размеров. Сначала у нас был офис в 35 кв. м., спустя несколько месяцев 44, затем 120. Сейчас — 600 кв. м., рассчитанных на 40 человек», — приводят свидетельство роста компании собеседники.

Ухищрения продавцов: «dress for women» в урле, а продаётся смартфон

Компания разрабатывает продукт для поиска надёжного продавца и подбора качественного товара в интернет-магазинах.

Их продукт предоставляет покупателям детальный и прозрачный рейтинг продавцов (как давно он на площадке, как часто на него жалуются, не фейковые ли у него отзывы). AliTools помогает находить настоящие скидки и следить за изменением цены на конкретный товар. Когда его стоимость снижается, пользователю приходит уведомление.

Сервис также обращает внимание пользователя на некоторые ухищрения, к которым прибегают отдельные недобросовестные продавцы.

— К примеру, продавец выставляет на продажу женское платье, а когда всё распродал, меняет картинки на странице и продаёт новый товар при помощи старого объявления. В результате алгоритмы ранжирования по-прежнему располагают объявление в топе поисковой выдачи, если старый товар был достаточно раскручен. Даже в урле можно заметить «dress for women», хотя продаётся смартфон. Такие индикаторы сразу не заметишь, а наш инструмент об этом напоминает.     

Основатели проекта считают, что AliTools удалось «выстрелить» за счёт опции отслеживания динамики цены: сервис строит для пользователя график, отображающий изменения цены за последнее время, что позволяет отследить, действительно ли товар продаётся на скидке или это очередной обман.

«График — это вещь интернациональная, его можно показывать и арабам, и индусам, — поясняют они. — Правда, сейчас динамика цены есть почти у всех конкурентов, но её качество оставляет желать лучшего. Нельзя просто взять и выбросить на пользователя кучу точек. У нас, например, есть определённые алгоритмы выравнивания и отсечения нерелевантных точек».

Почему делать мобильное приложение сложнее

Помимо расширения для сайта торговой площадки белорусы разрабатывают мобильное приложение, поскольку мобильный трафик последнее время растёт экспоненциально. AliExpress, к примеру, уже «переманивает» покупателей с веб-версии магазина в приложение, предлагая им за это скидки.

По словам разработчиков, создавать мобильное приложение с аналогичными функциями сложнее. Как минимум из-за того, что пользователю приходится отправлять товар из одного приложения в другое, что само по себе не удобно.

«Мы работаем над улучшением этого взаимодействия. Будем расширять функционал мобильного AliTools, упрощать его использование и увеличивать ценность для пользователя. Но пока большая часть пользователей пользуется веб-сервисом», — поясняет Николай.

Техническая реализация 

Начинали писать AliTools на PHP. «Всё было банально, на чём умели, на том и делали, — говорит программист. — Когда проект начал быстро расти, мы поняли, что это совсем не тот язык, который нам нужен. Поспрашивали у знакомых, кто с чем работает, и перешли на Node.js».

С тех пор расширение достаточно хорошо себя чувствует, уверяет Артём. Только к распродажам приходится готовиться заранее.

— Перед первой распродажей, которую нам предстояло пройти, мы готовились заранее. Думали в сторону горизонтального масштабирования компонентов системы (база данных, API). Но за двое суток до назначенного дня поняли, что это будет какая-то шляпа. Поэтому просто купили в два раза более мощный сервер и за ночь всё туда перенесли.

Интерфейс расширения написан на ReactJS, данные хранятся в ClickHouse.

«Раньше, когда к нам приходили сырые данные, мы просто складывали их в обычные файлы. А после появления DevOps несколько гигабайт информации переместилось в базу. Там же у нас находится MongoDB и прокси-сервер. Много кэша хранится на Redis. Но покрывать кэшем всё мы не стали, потому что товаров много, а популярных среди них — единицы», — говорит Максим.    

Сейчас разработчики AliTools смотрят в сторону Python, обработки данных, машинного обучению (нейросетей, градиентного бустинга). «Это не просто попытка привязать к нашему продукту что-то новомодное. Это действительно то, что поможет сделать его лучше. Мы набираем экспертизу, пробуем различные виды машинного обучения», — говорит менеджер продукта Игорь Слизень.

«То, что мы раньше считали большими данными, сейчас кажется нам маленькими. Благодаря связке DevOps, Data Science и PM мы начали собирать больше поведенческой информации о наших пользователях. Если раньше за принятие решения отвечали мы, то сейчас — только данные», — замечают разработчики.

— Когда-то мы применяли фреймворк Kango для создания кроссбраузерных расширений: хотели, чтобы наш сервис можно было использовать в любом браузере, — рассказывает Максим. — Помню, писал разработчикам Kango, чтобы исправили баги в своей разработке, а они в ответ отправляли мне в личку новую версию фреймворка. В какой-то момент мы поняли, что это отнимает много времени и мешает нам выпускать новые фичи, и сфокусировались на самом популярном браузере — Chrome.

Как пропиариться «на весь YouTube»

За три года команде удалось развить AliTools до миллионной аудитории. «В то время, когда мы только начинали, набирало популярность блогерство — лидеры мнений делали обзоры посылок, а мы красиво рекламировали свой сервис «на весь YouTube», — отшучивается сооснователь компании.

— Сначала мы были новичками и просто закупали все рекламные возможности подряд, даже не измеряя показатели эффективности, — вспоминает Максим. — Потом постепенно стали проводить тесты, анализировать, вкладывать только в те источники, которые давали большую конверсию. Никто нас не учил, всё осваивали сами, на своих ошибках.    

Конкурентов у AliTools хватает, но разработчики расширения не считают их серьёзными соперниками: «Конкуренты периодически появляются, и мы замечаем, что у некоторых, например, дизайн скопирован с нашего продукта. Или мы запускаем новую фичу, а потом она появляется у кого-то ещё».

— Наши фичи подкреплены данными огромной пользовательской базы, а когда смотришь на графики конкурентов, порой складывается впечатление, что цифры взяты с потолка, — говорит Игорь.

Сейчас основной рынок AliTools — это страны СНГ. Беларусь на третьем месте среди других стран по числу пользователей сервиса. Компания находится в процессе подготовки своего продукта для американского рынка, где представлены Amazon и eBay.

— Мы видим, что люди, научившись покупать в интернете на AliExpress, теперь смотрят на другие магазины. Поэтому мы расширяем их список и помимо старожила китайской электронной коммерции уже интегрируемся с GearBest, Banggood и JD, Wildberries, Lamoda, Pandao, Joom.

«Твою посылку уже кто-то забрал». Особенности онлайн-торговли в разных регионах

Онлайн-торговля, в отличие от традиционной, глобальна и унифицирована. Но некоторые культурные отличия разработчики расширения всё же подметили. В Азии и Африке, например, покупают в основном с мобильных устройств, а в Балканских странах вообще боятся заказывать в онлайне.

— Например, в Черногории лучше переплатят, но дай им то, что они хотят, прямо сейчас и в офлайне, — рассказывает Максим. Они никогда не отдадут свои деньги, чтобы ждать товар 30 дней, потому что знают, как у них работает почта. Примерно так: приходишь на выдачу посылок, просишь дать твою, а тебе вручают всё, что есть, и говорят «передай это своим». Ничего, что я понятия не имею, чьи это посылки? Можно встретить и другую ситуацию: приходишь забирать свою посылку, а тебе говорят, что «её уже забрал какой-то другой русский».    

Кого ищет команда?

Big Data Technologies ищет специалистов в команду: Full-stack девелоперов, бизнес-аналитика/технического писателя, HR-директора, руководителя отдела маркетинга, PHP/JS разработчиков, Data Scientist.

Фото: Андрей Давыдчик

 

Эта публикация подготовлена в партнёрстве с Big Data Technologies 

 

Что такое партнёрский материал?

ООО «БД Технологии» УНП 192778162

Горячие события

Конкурс EY Entrepreneur Of The Year 2020
31 мая — 31 мая

Конкурс EY Entrepreneur Of The Year 2020

GoWayFest 4.0
11 июля — 11 июля

GoWayFest 4.0

Минск

Читайте также

Белорусы поработали в 15 мессенджерах для команд и сделали свой — без «проблемы брандспойта»
Белорусы поработали в 15 мессенджерах для команд и сделали свой — без «проблемы брандспойта»

Белорусы поработали в 15 мессенджерах для команд и сделали свой — без «проблемы брандспойта»

Новый корпоративный мессенджер, запущенный в начале марта командой Родиона Житомирского, кажется, выбрал идеальное время (или «идеальный шторм»). Закрытые границы, массовый переход на удалёнку, оптимизация расходов в ИТ — мессенджеры надевают корону и абсолютизируют власть. dev.by удалось познакомиться с Leverice офлайн в последний предкарантинный приезд Родиона Житомирского в Минск. Разговор состоялся 13 марта, через два часа Родин улетит домой в Мюнхен, чтобы остаться там, по-видимому, надолго.
17 комментариев
В Silk Data сделали продукт для подсчёта рентабельности команд и проектов
В Silk Data сделали продукт для подсчёта рентабельности команд и проектов

В Silk Data сделали продукт для подсчёта рентабельности команд и проектов

10 комментариев
Как отличается возраст сеньоров в аутсорсе и продукте, исследование dev.by
Как отличается возраст сеньоров в аутсорсе и продукте, исследование dev.by

Как отличается возраст сеньоров в аутсорсе и продукте, исследование dev.by

33 комментария
«„На руки“ сильные разработчики в Минске получают уже больше, чем в Европе». Как продуктовый гигант «заходил» в Минск
«„На руки“ сильные разработчики в Минске получают уже больше, чем в Европе». Как продуктовый гигант «заходил» в Минск

«„На руки“ сильные разработчики в Минске получают уже больше, чем в Европе». Как продуктовый гигант «заходил» в Минск

31 комментарий

Обсуждение

8

Сатин верни сотку!!!!))))

3

Что за Сатин, что за сотка ? Но плюсанул.

-1

Немножко не понятно, откуда прибыль, если для конечного пользователя это бесплатно (?). Вы партнёритесь с источниками или простой местный бизнесмен торгующий нитками может заказать вам какие-то свои хотелки?

2

Использование сервиса для конечного пользователя является бесплатным. Проект сейчас в стадии активного роста, как по технической части, так и по базе пользователей. Мысли над монетизацией проекта приходят к нам во второстепенную очередь. Если есть идеи по монетизации - будем рады с вами пообщаться.

6

А на что вы живете, если не секрет? 600 квадратов офиса и 21 зарплата стоят денег. Продукт денег, если я правильно понял, не приносит, и как сделать так, чтобы приносил, вы не знаете. Или все-таки приносит, но пользователи об этом знать не должны, а если узнают - будут недовольны?

0

Секрет Полишинеля, не иначе. Партнерская программа же, ну. Посмотрите на ссылки, по каким идет обратно переход в прилагу Aliexpress из AliTools.

aff_platform=link-c-tool&cpt=1523177880229&sk=uR7uBY3Rz&aff_trace_key=xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx-xxxxxxxxxxxxx-xxxxx-uR7uBY3Rz&terminal_id=777257c0072849059ba6b4cd8ef88c31

link-c-tool - это я так понимаю "unique affiliate ID", который указывается при регистрации
uR7uBY3Rz - партнерский айдишник

С каждой покупки AliTools получает копеечку. На эти 2% и живут (с).

0

продавцы платят за добавление в историю "цены без скидки" и отключения некоторых фич на их страницах

Maxim Petkevich
Maxim Petkevich Developer в LLSOFT
0

Как это монетизировано?

5

Ответил выше.

-1

Может рекламные споты продают, хз. Пару скриншотов в статье не помешало бы :)
А то алиекпресс почти все видели, а эту приблуду вряд ли.

-2

Это мне показалось, или лица знакомые?
https://dev.by/ckeditor_assets/pictures/33885/content_0v0a4277.jpg
https://people.onliner.by/2016/12/13/mama-2

6

Отличная статья, компания мне нравится, а больше то, как смотрят в горизонт основатели - Николай и Михаил. Мужчины, успехов Вам! Потенциальные сотрудники - рекомендую присмотреться к компании и продукту, а не задавать "мышиных вопросов". Ничто не блокирует вас познакомиться ближе как с продуктом, так и с персоналиями о которых говорится в статье.