Как белорусы создали в Шабанах финтех-стартап, который купил гигант венчурного инвестирования

2 июня 2016, 17:20

В январе стало известно, что один из гигантов венчурного инвестирования в США фонд Vista Equity Partners приобрёл белорусско-американский стартап Fiverun — новатора в области мобильных точек продаж. Сумма сделки не раскрывается, однако в эксклюзивном интервью dev.by сооснователь Fiverun Иван Сухинин рассказал, как они начинали разрабатывать в Шабанах мобильную кассу для розничной торговли, а после продажи американскому инвестору стали структурно автономной частью крупного поставщика коммерческих решений.

Читать далее

Иван Сухинин.

Временный дауншифтинг

— До того, как начать работать над общим продуктом, мы с партнёром успели пересечься на аутсорс-проектах. И однажды он предложил объединить усилия. Идея вкладывать силы в свой продукт мне понравилась. Тем более к тому моменту я успел серьёзно выгореть на текущей работе и мне необходимо было сменить менеджерскую деятельность на программирование, хотя бы и в одиночку.

Я мог работать и дома, но приучил себя ездить в офис, который мы с другом сняли в Шабанах. Там, за МКАДом, особая атмосфера: можно спокойно программировать и не отвлекаться на шум города. К слову, возле здания, в котором мы снимали офис, потом обосновался Wargaming.

На стыке архаичного и новоизобретённого

Очень часто возможности для создания чего-то инновационного появляются на стыке старых индустрий и новых технологий. К примеру, на стыке банковских платежей и интернет родился тот же PayPal.

Идея создания мобильной кассы для ритейла была достаточно новой — на тот момент всего несколько заметных компаний делали похожий продукт. Рынок был далеко не насыщен. И заинтересованность одного американского ритейлера, с которым, правда, потом не срослось, также подтолкнула нас к реализации этого решения.

Рог изобилия нужно искать в Кремниевой долине

Одна из основных проблем стартаперов — деньги. Инвестиции мы искали заранее и частично сами себя обеспечивали. Как правило, получали их из Кремниевой долины — там это дело поставлено на широкую ногу.

Одно из важных решений для меня заключалось в том, что нужно было оставить аутсорсинг и начать делать собственный продукт. Местами было страшновато. В аутсорсинге стабильно платят деньги, а здесь неустойчивая схема: финансирование то есть, то его снова нет.

В самом начале я столкнулся с вопросом, на каком языке писать нашу систему. Даже проводил опрос на Facebook. И, несмотря на многочисленные противоречивые отзывы, выбрал Scala. К слову, многие, кто был тогда против этого языка и советовал проверенный временем Java, сейчас пишут на Scala.

Мобильная касса: оплата в любой точке магазина

Наш продукт представляет собой мобильную кассу. Как она выглядит? На iPad вмонтирован платёжный терминал, по которому покупатель может рассчитываться за товар своей карточкой в любой точке магазина. Вообще, вариантов платежей с помощью этой кассы много: можно рассчитывать по сети, Bluetooth или через аудиоразъём.

Мы разрабатываем только программное обеспечение, а все вспомогательные системы, в том числе hardware (платежные терминалы, barcode-сканеры и т.д.), предоставляются партнёрами вместе с нужными SDK.

Наше решение гораздо дешевле, быстрее, мобильнее, чем традиционная касса. В ней имеется поддержка многих новых платёжных провайдеров (Square, PayPal, Alipay), а в базе данных хранится история заказов клиентов, что позволяет дифференцированно предоставлять покупателям скидки.

Традиционные решения в области продаж имеют ряд недостатков: они жёстко привязаны к железу и не могут перейти на приём новых платежей. А для многих стран это очень важная функция.

Ручной ввод данных карточки при веб-заказе в магазинах — это уже архаичный подход. Мы же используем более современные технологии, одна из них — swipe, которая превращает iPad в мобильный терминал для оплаты кредитной картой и не требует введения пароля.

А сценарий «Save Sale», который лежит в основе нашего решения, позволяет продавать вещи, которых нет в наличии, прямо из магазина. Покупатель может заказать товар и в течение суток получить его с доставкой прямо на дом.

При таком заказе риск потери денег для банка значительно ниже, чем если бы покупатель вводил данные карточки вручную. А из-за снижения риска уменьшается и комиссия на каждую транзакцию, соответственно, ритейлер получает большую сумму с каждой продажи.

Облачные решения в продажах

Изначально наш продукт разрабатывался для использования за рубежом. Поэтому было принято решение хранить данные мобильной кассы не на каком-то локальном сервере, а в облаке. Как-никак это надёжнее.

Чтобы система функционировала полноценно, ей нужен доступ к интернету. Поэтому перед её установкой мы проверяем качество интернет-соединения в торговом центре и помогаем обновить Wi-Fi точки. Делаем это либо мы сами, либо наши реселлеры. Они знают, как должна работать система, и обучают персонал магазина ею пользоваться.

Некоторые типы карточных транзакций — к примеру, чипованные — поддерживают работу без доступа к интернету, а вот такие, как Swipe, нет. В режиме offline наша система тоже работает, но так теряется множество преимуществ.

Наш главный клиент — Tesla Motors пришёл довольно спонтанно. Нам сообщили, что есть совсем мизерный шанс начать сотрудничать с этой компанией. Мы сделали стилизацию под этого клиента, потом ещё не один раз допиливали продукт, добавляли фичи, делали новую версию. В итоге — нам доверили обслуживать два магазина Tesla Motors.

Остальные наши клиенты не такие известные, некоторые из них совсем маленькие, наподобие фирм по продажам сумочек, известные на местном рынке. Наш продукт представлен в Китае, Штатах, Японии, Австралии и многих странах Европы.

Функциональное программирование определило команду

Благодаря тому, что функциональное программирование только набирало обороты, когда проект начинался, нам удалось собрать хорошую команду. Ребята были заинтересованы в получении новых знаний и опыта.

В нашей компании управленческих кадров, в принципе, нет. Я беру на себя обязанности менеджера, так как программированием уже не занимаюсь. Наша команда разработчиков сама со всем этим справляется, я только задаю ей направление. Иногда, конечно, могу помочь ребятам с кодом, но «имплементить» целую фичу, конечно, не стану  — это уже не моя работа.

Эффект синергии или пришло время продаваться

Мы стартовали как белорусско-американский стартап с офисами в Минске и Сан-Франциско. В 2015 году в очередной раз наступил момент, когда у нас закончились деньги. За три года мы чего-то достигли, поэтому у нас было два варианта дальнейшего развития: снова брать инвестиции либо продаваться.

И на данном этапе было принято решение, что выгоднее интегрироваться с другими лидерами рынка, так как от эффекта синергии мы получим большую пользу. Поэтому мы приняли предложение о продаже от американского венчурного фонда Vista Equity Partners. Эта компания находит несколько стартапов в одной области, объединяет их, ставит опытного управленца, анализирует текущее положение — и так единым фронтом помогает продвигаться по направлению к светлому софтверному будущему.

Объединив Fiverun c поставщиком e-commerce-платформы MarketLive и разработчиком ПО для систем управления заказами Shopatron, был создан глобальный провайдер коммерческих решений Kibo с офисами в Минске, Сан-Франциско, Петалуме, Далласе, Сан-Луис-Обиспо и Лондоне.

Серьёзный аудит

Перед тем, как нас взять под свою опеку, венчурный фонд проводил серьёзный аудит, который длился около месяца. Проверяли всё, вплоть до того, что звонили нашему клиенту Tesla Motors и узнавали, действительно ли они пользуются нашим продуктом.

После этой проверки все компании, вошедшие в холдинг, созванивались друг с другом по скайпу и показывали свои платформы. Мы делали обзор всего технологического стека. Две другие компании тоже основаны на JVM-стеке, но используют более «взрослые» энтерпрайзы. А то, что используем мы, ни у кого в холдинге не встречалось, так что пришлось рассказывать весьма подробно.

После интеграции мы не стали энтерпрайзом, а сохранили достаточную независимость. Объединение в Kibo пока не повлияло и на ход разработки продукта, разве что добавилось несколько новых интеграций.

В новой компании мы кроме разработки основного продукта занимаемся ещё и исследованиями в области инноваций. Недавно мы представили на конференции для клиентов интерфейс нашей системы для Apple TV. Также рассматриваем интеграцию с Apple Watch, с помощью которых можно будет рассчитываться в магазинах. И экспериментируем со шлемами виртуальной и дополненной реальности, чтобы можно было, не выходя из дома, прогуляться по магазинам и закупиться необходимыми товарами.

Недавно к нам приезжали ребята из офиса в Сан-Франциско, а уже летом должна прибыть большая делегация ото всех объединённых компаний. Ребята, которые уже посетили наш белорусский офис, говорят, что Минск — безопасный город, в котором спокойно, тихо и комфортно. Они остались довольны транспортной инфраструктурой и стоимостью жизни в Беларуси. Ещё отмечали очень чистые улицы, отличную погоду и вкусную еду.



Фото: Андрей Давыдчик

Обсуждение