Как IBA подготовила революцию общественного транспорта в Беларуси

69 комментариев
Как IBA подготовила революцию общественного транспорта в Беларуси

Ещё не затихли отголоски «валидаторных войн», ещё не все приспособились к новым электронным проездным, а автоматизированная система оплаты и контроля проезда (АСОКП) уже готова эволюционировать. Новые дифференцированные тарифы, «умные остановки», личный кабинет для управления контентом бесконтактной смарт-карты — вот ближайшее будущее транспортной системы Минска.

О создании АСОКП и всех ожидающих нас новшествах dev.by распросил «папу» нынешней транспортной системы — директора технического отделения компании IBA Group Вадима Смотряева.

Станет ли минский транспорт таким же удобным, как лондонский?

IBA Group занимается системами самообслуживания и банковскими технологиями порядка 20 лет, а созданием решений для транспортных систем — около четырёх: начинали c отдельных разработок, сделали ряд «пилотов», на которых осваивали бесконтактные и контактные технологии.

— Потом узнали о планах создания в Минске системы автоматизированной системы оплаты и контроля проезда в транспорте и подключились к проекту. Поняли, что IBA действительно может помочь, поскольку мы располагаем и значительными интеллектуальными ресурсами, и опытом. В конечном итоге состоялось несколько открытых конкурсов: отдельно на разработку процессинго-эмиссионной системы, отдельно на поставку оборудования и т.д. Мы участвовали в них и честно победили, — не без гордости рассказывает Вадим Николаевич.

Вадим Смотряев

Все лучшие свои наработки компания перенесла на транспортный проект: принципы идентификации каждого объекта системы, обеспечения безопасности, диверсификации карточек и т.д. Вначале разрабатывалась процессинго-эмиссионная система, сервера, система учёта, выпуска карточек, а также информационная система — так называемый back-office. Параллельно создавалась система, которую нужно было интегрировать с множеством различных периферийных устройств. Последний конкурс в рамках этого проекта состоялся в августе 2013 года, и IBA была признана победителем.

О наболевшем

Сразу после запуска на трамваях пилотного проекта автоматизированной системы во многих СМИ прошла информация, что большая часть оборудования закупалась в Польше по сумасшедшей цене. Вадим Николаевич заверил нас, что все устройства, за исключением электронных компостеров и терминалов для пополнения карточек, произведены в Синеокой: изготовление организовано совместно с белорусскими производителями, у нас отливаются формы, печатаются платы, IBA осуществляет финальный контроль качества, разрабатывает ПО, делает систему обработки информации, занимается загрузкой ПО, пакетированием, сборкой.

Изначально задача по производству оборудования перед компанией не стояла. Однако в минском проекте предполагалось использовать достаточно новую на тот момент технологию Mifare Plus (карты этой системы обладают расширенным функционалом по безопасности с поддержкой криптостойкого алгоритма AES, что позволяет надёжно защитить идентификационные данные пользователей). Было проведено исследование рынка: какое есть оборудование и какое можно использовать. В ходе обсуждения технических деталей выяснилось, что хотя большинство поставщиков и заявляли поддержку технологии Mifare Plus, в реальности до этого было ещё далеко.

— Сроки у нас были довольно сжатые, поэтому мы не могли рассматривать варианты, в которых не были уверены. После обдумывания и оценки своих возможностей мы пришли к выводу, что сможем разработать собственное оборудование. Так что в этом проекте IBA создала не только программное решение, но и аппаратное. Всё производимое оборудование мы тестировали в несколько итераций. Формы, корпуса, крепления, габариты, функционал — всё подробно обсуждалось, — рассказывает Вадим Смотряев.

И всё-таки без участия Польши не обошлось: там закупались электронные компостеры. Дело в том, что по экономическим соображениям пока пришлось отказаться от перехода к полностью бесконтактной системе оплаты проезда (бумажные билеты будут жить). Поэтому и нужно было искать альтернативу, реализовать которую смогли польские поставщики электронных компостеров.

IBA Group не является также производителем терминалов для пополнения карточек, используемых в пунктах продаж. В них заложена банковская функция, которая требует дополнительных сертификатов: обеспечение безопасной транзакции, ввод пин-кодов и т.п. Чтобы производить такое оборудование, необходимо пройти множество международных сертификаций.

С начала запуска пилотного проекта и вплоть до ввода в массовую эксплуатацию АСОКП компания IBA проводила «внутрикорпоративные» тестирования: всем желающим раздавались смарт-карты, они ездили, проверяли, собирали статистику.

— Тогда, кстати, результаты были хорошие, но, естественно, при запуске на других видах общественного транспорта проявились проблемы. В каждом виде транспорта свои нюансы монтажа оборудования, подачи электроэнергии. Например, у троллейбуса на линии возможны перепады электропитания, что влияет на работоспособность системы. После успешного тестирования на трамваях с некоторыми возникшими проблемами на других видах транспорта мы столкнулись впервые. Постарались довольно оперативно, за неделю-две, локализовать их и переделать систему. Но первая волна реакции со стороны пользователей была всё-таки, мягко говоря, не очень положительная, — сетует представитель IBA Group.

— Действительно, до сих пор появляются сообщения о сбоях и неполадках...

— Нет информационных систем, которые работали бы идеально. Поэтому мы тщательно собираем информацию о выявленных проблемах и пытаемся найти решение. Например, возникали вопросы с обнулением валидатора на конечной остановке из-за особенностей с разворотными кольцами, погрешности в определении местоположения транспорта, когда алгоритм должен определить, едет ли транспортное средство ещё «туда» или уже возвращается «обратно». Мы стараемся всё максимально быстро исправить, оптимизировать, постоянно донастраиваем систему. Был даже специально расширен функционал контролирующих терминалов: даже если карточка отметится как неоплаченная, можно будет посмотреть, когда и где по ней была сделана последняя операция, то есть действительно ли пассажир её прикладывал к валидатору здесь и сейчас, а система просто не сработала, или он хочет под этим предлогом бесплатно проехать. Это позволит контролёру принять решение о штрафе.

А наша остановка умнее!

Как уже отмечалось, IBA Group давно и успешно работает на рынке устройств самообслуживания. Например, терминалы для оплаты коммунальных платежей и пополнения счетов мобильных телефонов — их разработка. Компания решила развить эту идею и предложить подобный терминал как элемент «умной» остановки, который будет выполнять сразу несколько функций.

Во-первых, информационную. С ней сейчас более-менее успешно справляются электронные табло. Однако их всего около 20 на весь город. Планируется, что «умные терминалы» найдут более широкое распространение. Каждый будет привязан к конкретной остановке, и на нём будет видно не только время прибытия транспорта, но и место его нахождения на маршруте в режиме реального времени.

Прототип терминала «умной» остановки

Во-вторых, решено было добавить интерактивную функцию, поскольку в постоянно растущем Минске то и дело появляются новые остановки и маршруты. На терминале можно будет выбрать нужный вам транспорт и посмотреть, откуда и куда он ходит, сколько сейчас автобусов или троллейбусов на конкретной линии. Разработчики планируют развивать эту функцию, чтобы можно было с учётом различных критериев планировать и оптимизировать маршрут и время.

В-третьих, большая часть поездок теперь осуществляется с использованием транспортной карты. В ситуации, когда в руках нет талонов, довольно трудно подсчитать израсходованные и оставшиеся поездки. Сейчас остаток можно проверить в любой точке пополнения электронных проездных билетов либо на валидаторе. Тем не менее иногда, заходя в транспорт, человек не знает, есть ли у него еще хоть одна поездка. Поэтому одной из функций терминала будет проверка записанного тарифа (или количества оставшихся поездок) на карте и её пополнение. Для этого терминал оснащён специализированным периферийным оборудованием — диспенсером и бесконтактным считывателем смарт-карт.

— Ещё часто возникает вопрос: а где взять саму карточку? Ведь большинство точек продаж работают режимно, поздно вечером вы не сможете купить электронный проездной. Наши терминалы предлагают возможность ещё и приобрести карточку. Более того, её можно сдать, и терминал вернёт вам её залоговую стоимость при условии, что карта рабочая.

— Когда же эти чудо-терминалы появятся в городе?

— «Умные остановки» — полностью инициатива IBA Group. Мы видим, как развивается мир и что мы можем предложить нашим согражданам. Не могу сказать, что создание «умных остановок» уже есть в плане, но идеи, которые мы высказываем, находят поддержку. Минсктранс планирует организовывать как можно больше точек реализации, в том числе и по принципу самообслуживания. Но тут возникает много организационных вопросов, которые надо обдумывать и оговаривать дополнительно, плюс необходима апробация. Пока у нас есть лишь прототип. Думаю, в следующем году после решения ряда вопросов можно будет запустить некоторое количество таких терминалов.

— Есть ли в мире аналоги вашей разработки?

— Устройства для продажи билетов на остановках есть, информационные табло тоже. Но чтобы в режиме реального времени на одном терминале работало бы и информационное табло, и производилось бы пополнение электронных проездных, и можно было бы проложить маршрут движения — такого лично я не видел. Хотя вполне возможно, что такие разработки есть.

Успеть за полчаса

За две недели до полноценного запуска АСОКП в продаже появился новый тип проездных — с записанными на карте различными количествами разовых поездок. По сути, такие смарт-карты стали удобной и компактной заменой бесконечным лентам талонов, хранящимся в кошельках, сумках, карманах. Плюсом стал и приятный выигрыш в цене — чем больше поездок покупаешь, тем дешевле обходится каждая.

В действующей автоматизированной системе Минсктранс специально сохранил старую тарификацию, чтобы максимально плавно перевести людей с одного способа оплаты проезда на другой. Однако сразу после успешного запуска нынешней системы началась реструктуризация тарифов. Для этого при разработке системы в неё были заложены различные потенциальные возможности. В том числе и для дальнейшего развития срочных тарифов. Минимальная дискретная единица в них — 1 минута, максимальная — практически не имеет ограничений. Пока по этому принципу реализованы проездные на месяц, полмесяца и декаду, но любую тарификацию можно настраивать. Технически всё готово для ввода тарифов на полчаса, час, 3-5 дней, действующих не с определенного числа, а с момента активации. Однако транспортники не спешат, рассматривая различные спорные ситуации. К примеру, у человека билет на полчаса, а транспорт застрял в пробке. Поэтому в настоящее время вопрос упирается в нормативную базу, не все моменты пока оговорены и продуманы.

Примерно так пока выглядит интерфейс планировщика маршрутов

Ещё один тип разрабатываемых тарифов — это т.н. тарифные единицы, своеобразный транспортный кошелек. Они используются в системе «вход-выход»: при входе вы прикладываете карточку, с которой списывается некоторое количество тарифных единиц, а при выходе прикладываете ещё раз — и благодаря информации о маршруте, расстоянии между остановками, местонахождении транспортного средства система возвращает вам неизрасходованные единицы. Однако дифференцированная оплата не может быть выгодна для всех. Поэтому для её введения необходимо детально продумать тарификацию, ввести, например, зонирование Минска либо чётко определить стоимость километра.

— В пригороде уже сейчас ситуация другая: система оплаты строится на основании учёта километража. Поэтому планируется, что апробация системы дифференцированной оплаты произойдёт именно на пригородных маршрутах уже в следующем году. Хотя это только кажется, что там система устоялась и всё понятно, — поясняет Вадим Смотряев. — Есть множество ситуаций и проблем, которые нужно отрабатывать. Например, у вас есть 5 тысяч тарифных единиц, а проезд по нужному маршруту стоит 10 тысяч. Что в таком случае должна делать система: сразу говорить, что недостаточно средств, либо позволить проехать часть пути на эти 5 тысяч, либо что-то ещё? Перед вводом дифференцированной системы необходимо сформировать правила перевозок, определиться с тарифной политикой. А по результатам работы этой системы в пригороде будет уже принято решение о введении её в городе.

Вся жизнь на одной карточке

Не обошла волна модернизации и сами смарт-карты. IBA Group начала разрабатывать новую платформу iCard — специальный программно-аппаратный комплекс, который позволяет на одной универсальной карте, созданной на основе RFID-технологии (Cпособ автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в RFID-метках, или так называемых транспондерах — Прим. dev.by.), размещать несколько приложений для различных целей: билеты на общественный транспорт для Минска и других городов, оплата парковок, билеты в кино, пропуск на работу или учёбу, дисконты и бонусы — всё, что угодно.

Cмарт-карта и «ридер» к ней

На ней можно будет хранить несколько разных проездных: на разовые поездки, срочные или, в перспективе, с тарифными единицами; на все виды транспорта или на избранные. В компании надеются, что в ближайшем будущем можно будет в Минске записать на карту проездной, например, для Гомеля и по прибытии спокойно ездить на местном общественном транспорте.

Специальная система позволит управлять контентом карточки, а облачные сервисы будут хранить ненужные на данный момент приложения в «облаке», а при необходимости вернут их. Карта не безразмерная, на данный момент она рассчитана на шесть приложений. Сейчас IBA активно работает над тем, чтобы система вышла за рамки транспорта.

Личный кабинет пользователя с записанными на его карточку проездными

— Система управления контентом будет существовать только как веб-приложение?

— Пока, на первом этапе, мы разрабатываем только веб-приложение, потому что с карточкой нужно физически взаимодействовать. Для этого мы создали персональный «ридер», напоминающей флешку. Но многие телефоны уже поддерживают технологию взаимодействия ближнего поля NFC, поэтому если наша система найдет спрос, то со временем она будет портирована и на мобильные ОС. А в дальнейшей перспективе с помощью NFC-технологии и сам телефон, по сути, станет карточкой.

Равнение на лучших

— Вадим Николаевич, как вы оцениваете вашу систему с точки зрения пассажира?

— Если честно, я редко езжу на общественном транспорте. Но мне нравится, что есть карточка, которую я просто изредка пополняю, и если нужно куда-то подъехать, то не возникает проблем с поиском и приобретением билетов. Для меня оплата стала удобнее. Мне кажется, что наша система не уступает зарубежным аналогам, а в чём-то и превосходит их. Мы участвовали в международных транспортных конференциях, общались с зарубежными коллегами и поняли, что вышли на высокие показатели.

Терминал для пополнения смарта-карт

— На какие зарубежные системы оплаты проезда ориентировались?

— Не могу сказать, что мы скопировали чью-то систему. Конечно, изучали опыт стран Балтии, Великобритании, Франции, Чехии, пытались скомбинировать то, что, на наш взгляд и по мнению заказчика, действительно было нужно в этом проекте. Поэтому в основе разработанной системы — и наш собственный опыт работы в банковской сфере с системами самообслуживания на основе банковских карточек, и опыт разработчиков подобных транспортных систем в других странах, и требования заказчика.

— А в какой стране или городе, по вашему мнению, наиболее впечатляющая система?

— Эти системы разные, но одна из самых продвинутых, на мой взгляд, — в Лондоне. Она очень масштабная, технологически сложная и инновационная, включает не только наземный транспорт и метро, а ещё и железную дорогу. В ней сложно переплетаются различные способы оплаты и контроля. Не буду говорить, что на это непременно нужно ориентироваться, ведь у каждого свои задачи и принципы. Хотя, когда общаешься с коллегами по транспортному цеху, понимаешь, что проблемы во многом схожи. Поэтому мы обмениваемся с ними опытом, что-то перенимаем у них и применяем затем у нас при решении аналогичных проблем.

Фото: Надежда Бужан

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

Абоненты МТС могут переводить деньги с карты на карту по номеру телефона
Абоненты МТС могут переводить деньги с карты на карту по номеру телефона
Абоненты МТС могут переводить деньги с карты на карту по номеру телефона
Microsoft и Facebook будут пользоваться данными о сделках белорусского Parsers
Microsoft и Facebook будут пользоваться данными о сделках белорусского Parsers
Microsoft и Facebook будут пользоваться данными о сделках белорусского Parsers
У абонентов A1 проблемы с доступом к Telegram
У абонентов A1 проблемы с доступом к Telegram
У абонентов A1 проблемы с доступом к Telegram
4 комментария
Отпуск или за свой счёт? Опрос про планы на октябрь и потом
Отпуск или за свой счёт? Опрос про планы на октябрь и потом
Отпуск или за свой счёт? Опрос про планы на октябрь и потом
7 комментариев

Обсуждение

1

Да, жаль, жаль, что dev.by превращается в плащаднку для пиара.
P.S. забыли написать *на правах рекламы.

1

еще жаль, что трава пожухла и лето не такое теплое.

3

Какая еще реклама? Вам лучше чтобы здесь писали об успешных историях создания и запуска современных продуктов в США или еще какой Папуа Новая Гвинея?

2

Ждём новые баги, штрафы ни за что и прочие неудобства для пассажиров за их же счёт?

-8

видимо ты много и внимательно читала одну и ту же статью на 10-и разных новостных сайтах, теперь у тебя есть ложное чувство "знатока" а возможно даже "эксперта".

3

Я просто пользуюсь общественным транспортом.

-8

надо же, какая уникальная.

0

То что валидатор не показывает оставшееся число поездок - это конечно очень удобно.

Интересно где можно получить данные о движении транспорта в реальном времени?

2

Да, интересно было бы узнать. Раньше эта ссылка работала http://www.minsktrans.by/en/schedule/ru/Home/Map/minsk?tt=bus
Было видно почти весь транспорт, но сейчас прикрыли.

2

Пишут что временно, http://www.minsktrans.by/ru/index.php?option=com_content&id=3270, посмотрим.

Алексей Данченко
Алексей Данченко Инженер-программист в ЛюксСофт
3

Валидатор показывает оставшееся число поездок, второй раз надо карточку приложить.

10

IBA гордится (?!!!!) этими валидаторами? Вы шутите? Они обошлись в 1000 евро каждый и при этом тестировались на пассажирах первые месяцы, да и до сих пор толком не работают.

Расскажите еще про честный тендер. В тендере участвовали всего две организации: Международный деловой альянс (IBA) и НИИЭВМ Сервис - дочерняя компания IBA.

-5

Откуда такая интересная информация о цене валидаторов?

6

Не совсем 1000 евро, но близко :D http://finance.tut.by/news395940.html

Алексей Данченко
Алексей Данченко Инженер-программист в ЛюксСофт
3

Это же как раз электронные компостеры, которые у поляков закупались, а не валидаторы.

0

Вот же опростоволосился :( Читал по диагонали и разницей валидатор-компостер не проникся.

-1

производить, особенно в условиях деградации производства (тот же завод печатных плат, дыра дырой, хотя раньше делал весьма классную продукцию) это они молодцы, респект ИБА.

а ты как бы хотел, чтобы в стране где полтора разбитых параличем завода электроники в тендере участвовало 10ть ?

в принципе это чудо, что самим удалось сделать проект от железа до софта за достаточно короткие сроки.

4

А у IBA свои производственные мощности? Или просто размещались заказы на профильных производствах?

-1

ИБА появилась из ПРОИЗВОДСВЕННОГО объединение вычислительной техники, это раз. второе, то что осталось от МПОВТ само по себе не произведет Н-И-Ч-Е-Г-О ! это очень нужно постараться чтобы на их базе (людской и технической) сделать железяку. и именно в этом заслуга ИБА и их экс работников МПОВТ которые работают в ИБЕ.

3

иба зделала железяку, а не купила ее? :)))

6

Сначала бюджетное бабло попилили, а теперь еще и пиарятся на этом.

-2

если бы они покупали все готовое можно было бы возмущаться, но поскольку они затеяли некислый такой производственный процесс, то это не цена валидатора а цена проекта.

1

ага. если есть аналог импортный в разы дешевле, то .. лучше отдать деньги ибе всеравно :)))

-1

Точно, у нас же диктатура, надо было заставить другие компании участвовать в тендере.

2

Хм, если все от печатной платы до корпуса и софта было разработано тут, то откуда взялся польский язык интерфейса, который я наблюдал то ли в автобусе, то ли в троллейбусе?

4

статья написана в маркетинговом стиле "кручу верчу запутать хочу".
вы что, какая польша?! мы все сделали сами "за исключением электронных компостеров и терминалов для пополнения карточек".
а что еще по большому счету нужно от этой системы кроме компостеров и терминалов?)
читаем дальше:
"у нас отливаются формы, печатаются платы, IBA осуществляет финальный контроль качества, разрабатывает ПО, делает систему обработки информации, занимается загрузкой ПО, пакетированием, сборкой"
формы - это корпус я так понял, и некие "платы" - не уточнено какие именно.
софт понятно что свой.
как бы никто не преуменьшает заслугу ибы, но сказали бы честно - вся база из польши, а мы допилили.

Алексей Данченко
Алексей Данченко Инженер-программист в ЛюксСофт
2

>а что еще по большому счету нужно от этой системы кроме компостеров и терминалов?)

Похоже, тут никто особо на общественном транспорте не ездит :) Еще нужны, как минимум, валидаторы. Компостеры - для бумажных билетов.

3

Сам на общественном транспорте не езжу, но слышал что косяков хватало, особенно в первое время. Тем не менее представляя сложность решенных задач, склоняюсь к мнению, что работа было проделана колоссальная и на достаточно высоком уровне!

-3

>>Ещё один тип разрабатываемых тарифов — это т.н. тарифные единицы, своеобразный транспортный кошелек. Они используются в системе «вход-выход»: при входе вы прикладываете карточку, с которой списывается некоторое количество тарифных единиц, а при выходе прикладываете ещё раз — и благодаря информации о маршруте, расстоянии между остановками, местонахождении транспортного средства система возвращает вам неизрасходованные единицы.

И в часы пик транспорт на конечную остановку будет приезжать с опозданием 30-40 минут, потому что всем нужно будет приложить проездной на выходе.

Андрей Митин
Андрей Митин System analyst в CTDEV
1

А можно так: на остановке будет стоять терминал, к которому неспеша поприкладывается толпа десантировавшихся пассажиров, в то время как автобус будет уноситься вдаль.

1

Да, неплохая идея! Только зачем вообще городить все эти валидаторы, терминалы и прочее. Был в Праге, та система организации оплаты проезда в общественном транспорте вполне приемлема: универсальный проездной на определенное время проезда (точно не помню, но вроде 20 минут, час, три часа, сутки, трое суток), заходишь в транспорт, суешь билет в компостер, он проставляет дату и время. Местные жители пользуются обычными проездными, которые не надо никуда прикладывать. Купить билет можно в любое время или в специальных аппаратах по продаже билетов, или, если нет мелочи, то почти в любом магазине, расположенном возле остановки.

Андрей Митин
Андрей Митин System analyst в CTDEV
5

Плюсую.
В частных компаниях инновации появляются тогда и в той степени, когда это становится экономически выгодно. А бюджет можно пилить бесконечно и с удовольствием, хоть импланты людям ставить для проезда на трамвае - лишь бы у пассажиров хватало денег на налоги и на имплантирование чипов.

-1

Думаю, что спектр решаемых задач был несколько шире, чем просто обилетить пассажиров. Окупить проезд можно было гораздо проще: поднять стоимость проездных и штрафов в 2-3-... раз (доведя хотя бы до уровня упоминаемой Праги) и пустить усиленные наряды контролёров - и делов всего то...

0

>>спектр решаемых задач был несколько шире
Зачем решать какие-то дополнительные задачи, кроме самоокупаемости общественного транспорта с соблюдением приемлемого соотношения цена/качество проезда.

Поднять стоимость штрафов давно пора - узнав, сколько "стоит" безбилетный проезд в Праге, даже мысли не возникало попробовать проехать зайцем.

1

"Зачем решать какие-то дополнительные задачи, кроме самоокупаемости общественного транспорта"
вы в этой фразе сами себе противоречите. поясню. самоокупаемость - это не только и не столько собрать деньги на проезд. самоокупаемость - это в том числе и снижение издержек. а электронная система позволяет достаточно точно изучить пассажиропотоки с тем, что бы в дальнейшем принимать управленческие решения типа оптимизации маршрутов по численности/ направлению и т.д. и т.п.

просто интересен наш народ. с одной стороны вызмущается огульными платежами (и порой очень обоснованно), например плата за допуск к движению по дорогам (касается владельцев авто). и в то же время возмущается, когда пытаются внедрить дифференцированную систему, мол зачем такие сложности, давайте как в Праге или Риге...

2

Наш народ всегда возмущается, когда надо что-то платить... дальше собственного кармана мало кто думает.

Как кругом не посмотришь, все такие честные, чистые... а как появляется возможность по-мелочи где-то "не платить" или там "оптимизировать расходы", так обязательно и не заплатит. И даже глазки стыдливо не отведет. А на форумах да, среброликие эльфы :)

До сих пор вспоминается одна знакомая малого предприятия (кафешка пивнячок для болелов) и ее отношение к пожарной безопасности и взяткам. Косяков у нее по пожарке реально дофига. Дает, стонет, но дает... а на вопрос - почему бы просто не сделать пожарку "как надо" пускается в словоблудия о том, что "страна не та и президент плохой и вообще в эуропе лучше". Сказала бы честно, что ей так тупо дешевле... а на пожаробезопасность кафе и жизни посетителей, если вдруг что, ей тупо плевать, ибо свой карман дороже! Так нет - страна ей не та. Тьфу!

-6

>>электронная система позволяет достаточно точно изучить пассажиропотоки с тем, что бы в дальнейшем принимать управленческие решения типа оптимизации маршрутов по численности/ направлению и т.д. и т.п.
Пассажиропотоки достаточно изучать раз в полгода, тем же способом, каким это делается сейчас (специально обученная тетенька едет в автобусе и записывает данные) - дешево и сердито.
>>и в то же время возмущается, когда пытаются внедрить дифференцированную систему, мол зачем такие сложности, давайте как в Праге или Риге
В Праге, к слову, дифференцированная система оплаты, но компостеры и вся сопутствующая электроника не такие дорогие (ни по стоимости закупки, ни по стоимости обслуживания).

-1

Никогда не судите всех по себе.

0

Никогда не указывайте другим, что им надо делать.

0

Ок, можете продолжать судить всех по себе.

0

а качество обслуживания слабо подня до Праги?

-1

описанная система это предшественник электронных компостеров. такая система лет пять тому назад много где существовала, но в последсвии была заменена на эл. карточки. так, что отстала тут Прага сос воими чернильными штампователями.

2

В чем преимущество электронной системы? В ее стоимости? В количестве дополнительных приспособлений для ее работы? В дополнительных неудобствах пассажирам, когда надо месячный проездной прикладывать к валидатору? Или все преимущества заканчиваются на попиленных бюджетных деньгах, естественно, преимущества эти для узкого круга лиц.

-1

в том что отсутствует бумага, в том что не нужен МЕХАНИЧЕСКИЙ компостер где то краски нет, то криво проштамповал. в том что есть возможность смотреть статистику своих поездок, в том что можно платить только за те остановки, что проехал, а не позонно. в том что некоторые карточки позволяют входить в минус (если они персонализированы). итд.

хотя что тут доказывать, если ситуация в мире именно такова, что ставят электронику. они видимо не в курсе твоих бухтений.

-1

ага, чернила у нас вечные, а расскажиет, чего на некоторых маршрутах у нас вернули старые компостеры, неуже ли из-за того, что в чудо валидаторах закончились ченлила, и сейчас никто не знае, кто поставить их в минск трасн? ситуация в мире сводиться к тому, чтобы экономить, а не пилить бабло ставя валидаторы по цене 6 айфона.

0

ты спросил, я ответил в чем преимущество данной системы. возражений не заметил. подобные детское восприятие на ситуацию в мире меня интересовать давно перестало. дорастете, поймете.

для тех кто в бронепонзде, отдельной цены валидатора нет, есть цена реализации всего проекта. хотя шариков тоже хотел взять все и поделить.

-1

>>в том что отсутствует бумага
Не совсем так, от бумаги тяжело отказаться, так как не всем нужны проездные, некоторые раз в месяц общественным транспортом пользуются. А тут еще плюс пластик.
>>где то краски нет, то криво проштамповал
Если халатно относиться к обслуживанию электронной системы, то будут те же проблемы: то проездной не сработал, то валидатор, а то и кассир неправильно число поездок на карту занес. Так что это не аргумент.
>>в том что есть возможность смотреть статистику своих поездок
Какой в этом смысл?
>>в том что можно платить только за те остановки, что проехал, а не позонно.
Смысл тот же, что и с повременными проездными.
>>в том что некоторые карточки позволяют входить в минус (если они персонализированы).
Ну если денег до "получки" не хватает, оформите себе кредитную карту, по ней можно и в магазин "в долг" сходить.

0

если я не ошибаюсь, то в Риге вообще общественный транспорт бесплатный: деньги собирают с граждан в виде налога, зато не надо покупать валидаторы по 1000 евро, оплачивать работу кондукторов/контролеров, печатать проездные и т.п.

-3

ага в виде налогов распил поставлен на постоянную основу.

0

Да ладно, а наш транспор оплачивают чиновники из своего кормана или волшебник на голубом вертолете подарки всем раздает? Но в отличии от нас там нет хомоватых контролеров и глюченых валидаторов с "бесконтактными" картоми, которые нужно приложить !!! только лицевой стороной и еще потереть.

-4

там грят зарплаты на деревьях растут. контролеры, милиция, власть прилетает к нам не с марса. это выбор граждан нашего общества, из имеющихся граждан нашего общества, то есть это мы с вами. какие мы такое и общество. нечего тут из себя строить мушкетера в белом, высокомерно поплевывающего на общество в котором он живет. мол он не такой, других кровей, а остальные хамы продажные.

8

Место работы readall раскрыто!

-3

мимо. даже не ранен.

Anonymous
Anonymous программист в Itransition
2

Теперь точно ясно. А у я еще удивлялся, чего он так ядом плевался в коментах к интервью Гвардейцева: кинул ИБУ, студентов увел... Хотя было это в далеком 1998 году, студенты у Гвардейцева в универе учились и крепостное право для всех, кроме ИБЫ, уже двести пятьдесят лет как отменили. Да и какое дело рядовому сотруднику до того, что коллега программист ушел и создал свою успешную компанию? Так и в этой ветке.
Судя по всему readall далеко не рядовой инженер в ИБЕ - и времени полно коменты строчить, и понтов немеряно. Кто-то из многочисленных замов Левтеева, предполагаю.

-2

спасибо за оказанное высокое доверие :) как уже писал стреляете в молоко. меня там даже в уборщиках и их замах не значится :) кстати про ибу тоже писал отнюдь не всегда хорошее. здесь, напоминаю, мы обсуждаем конкретный проект, а не гвардейцев с айти-разишен, а то вдруг еще чего взболтну про вашего чистого душой и телом шефа.

5

А мне система даже нравится... раньше парило прикладывать, теперь просто привык. Зато есть отличный социальный эффект, сразу видно кто едет зайцем - если чел не пробил талон и не приложил карту, то все понятно: либо заец, либо склеротик :)... и по моим наблюдениям за проезд платят ближе к 90% при минимуме контролеров, что есть очень хорошо.

И глюков ни разу не видел, хотя езжу достаточно часто. И карту можно приложить любой стороной, что бы тут не писали разные граждане соврамши выше. И никаких проблем особых при входе/выходе это не создает - спокойно ведь можно зайти в транспорт и пока он трогается с остановки, достать карту "из любой ххх", а потом спокойно приложить.... и, что самое, страшное и ужастное - транспорт ходит по расписанию. Можно легко и непринужденно планировать поездки с парой пересадок, для чего есть офсайт и куча спецсофта, на этом сайте основанная.

А евротролли все никак не успокоятся :)

3

Валидаторы доставили хлапот. Первая карточка отказалась пополняться, дважды послал деньги в /dev/null, со второй куда-то исчезло 7 поездок. Ну и особо приятное чувство, когда друг валидатор перестал работать (было дважды) и входит контроль (было единожды).

Сейчас всё стабилизировалось, но первые два месяца были ужасными. Хотя в твиттере уже начали жаловаться на проблемы из-за холодов, зима скоро.

5

Жаль дискуссия ушла от супер-тендера дочки и матери. Тяжело наверное было выиграть, да ?

-8

и правда, почему не выиграл МТЗ или завод игристых вин.

7

Я могу добавить: тендер объявили в марте, "выиграли" в апреле а уж в мае начали поставлять оборудование. Т. е. никто кроме тех, для кого конкурсные условия пмсались, не мог выиграть в принципе.

0

история величайшего безнаказанного распила

6

Напрасно ИБА думает, что безнаказанного. Ко все одобным победителям тендеров на госбабло у нас рано или поздно приходят с папочкой. А там уже или по хорошему на ледовый дворец или очередную резиденцию или через СИЗО. Так что readall сколько веревочке не виться...

3

я с нетерпением жду этого, минусующие явно не в теме просто

-2

со свечкой не стоял, сужу о проекте по данной статье и опыту. но судя по твоим обвинительным словам ты знаешь гораздо больше. хотя, скорее всего как и большинство пришел сюда коллективно поковыряться в носу .

Сергей Скоков
Сергей Скоков Senior Software Engineer в EPAM
9

Как хорошо, что это развивается в нашей стране.
Как плохо, что результат выглядит, как школьная самодеятельность.
Как же хочется, чтобы подобные решения были сделаны для потребителей от студентов до пенсионеров.
IBA, куда писать отзыв о ваших продуктах?

0

В общем то что планируете развиваться молодцы.
Вопрос - почему нельзя было сразу сделать пополнение карты через интернет, платежом по карте с указанием номера бесконтактной карты?
Технически услуга простая и при этом была бы очень востребована.
Неужели проще клепать терминалы?
Планируете вообще такое сделать?

4

Я считаю, что обязательная составляющая хорошего продукта, который будет в принудительном порядке использоваться сотнями тысяч людей - это своевременное и полное информирование. Что помешало IBA склепать хотя бы простой сайтик, где в паре картинок и видеороликов объяснить, как будет работать система для того, кто ею в самом деле будет пользоваться - для пассажира? Почему всю информацию приходилось узнавать журналистам, которые бегали между всеми ответственными лицами и пытались узнать хоть что-то? Я считаю, что IBA делала что-то для своего заказчика. Отчиталась, установила. А на пассажиров положила большой и толстый.

>Тогда, кстати, результаты были хорошие, но, естественно, при запуске на других видах общественного транспорта проявились проблемы. В каждом виде транспорта свои нюансы монтажа оборудования, подачи электроэнергии. Например, у троллейбуса на линии возможны перепады электропитания, что влияет на работоспособность системы.

Вот знаете, я, когда читал о том, как разрабатывалась система для Вильнюса, читал о том, что у них была масса нюансов с оборудованием не только для видов транспорта, но и для разных марок одного и того же вида транспорта. А для IBA этот факт почему-то стал открытием...

Алексей Данченко
Алексей Данченко Инженер-программист в ЛюксСофт
1

Согласен, были те же мысли по поводу информирования людей. В результате все заботы переложили на кондукторов и сотрудниц метро. И ладно IBA, почему сами наши транспортники этим всем не озаботились?

Anonymous
Anonymous программист в Itransition
2

Да, не вышел толстый самопиар у ИБЫ. Надо руководству надрать жоп...ку ответственному за публикацию этой чудо-статьи...

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже