Как IBA подготовила революцию общественного транспорта в Беларуси

23 октября 2014, 16:00

Ещё не затихли отголоски «валидаторных войн», ещё не все приспособились к новым электронным проездным, а автоматизированная система оплаты и контроля проезда (АСОКП) уже готова эволюционировать. Новые дифференцированные тарифы, «умные остановки», личный кабинет для управления контентом бесконтактной смарт-карты — вот ближайшее будущее транспортной системы Минска.

О создании АСОКП и всех ожидающих нас новшествах dev.by распросил «папу» нынешней транспортной системы — директора технического отделения компании IBA Group Вадима Смотряева.

Станет ли минский транспорт таким же удобным, как лондонский?

IBA Group занимается системами самообслуживания и банковскими технологиями порядка 20 лет, а созданием решений для транспортных систем — около четырёх: начинали c отдельных разработок, сделали ряд «пилотов», на которых осваивали бесконтактные и контактные технологии.

— Потом узнали о планах создания в Минске системы автоматизированной системы оплаты и контроля проезда в транспорте и подключились к проекту. Поняли, что IBA действительно может помочь, поскольку мы располагаем и значительными интеллектуальными ресурсами, и опытом. В конечном итоге состоялось несколько открытых конкурсов: отдельно на разработку процессинго-эмиссионной системы, отдельно на поставку оборудования и т.д. Мы участвовали в них и честно победили, — не без гордости рассказывает Вадим Николаевич.

Вадим Смотряев

Все лучшие свои наработки компания перенесла на транспортный проект: принципы идентификации каждого объекта системы, обеспечения безопасности, диверсификации карточек и т.д. Вначале разрабатывалась процессинго-эмиссионная система, сервера, система учёта, выпуска карточек, а также информационная система — так называемый back-office. Параллельно создавалась система, которую нужно было интегрировать с множеством различных периферийных устройств. Последний конкурс в рамках этого проекта состоялся в августе 2013 года, и IBA была признана победителем.

О наболевшем

Сразу после запуска на трамваях пилотного проекта автоматизированной системы во многих СМИ прошла информация, что большая часть оборудования закупалась в Польше по сумасшедшей цене. Вадим Николаевич заверил нас, что все устройства, за исключением электронных компостеров и терминалов для пополнения карточек, произведены в Синеокой: изготовление организовано совместно с белорусскими производителями, у нас отливаются формы, печатаются платы, IBA осуществляет финальный контроль качества, разрабатывает ПО, делает систему обработки информации, занимается загрузкой ПО, пакетированием, сборкой.

Изначально задача по производству оборудования перед компанией не стояла. Однако в минском проекте предполагалось использовать достаточно новую на тот момент технологию Mifare Plus (карты этой системы обладают расширенным функционалом по безопасности с поддержкой криптостойкого алгоритма AES, что позволяет надёжно защитить идентификационные данные пользователей). Было проведено исследование рынка: какое есть оборудование и какое можно использовать. В ходе обсуждения технических деталей выяснилось, что хотя большинство поставщиков и заявляли поддержку технологии Mifare Plus, в реальности до этого было ещё далеко.

— Сроки у нас были довольно сжатые, поэтому мы не могли рассматривать варианты, в которых не были уверены. После обдумывания и оценки своих возможностей мы пришли к выводу, что сможем разработать собственное оборудование. Так что в этом проекте IBA создала не только программное решение, но и аппаратное. Всё производимое оборудование мы тестировали в несколько итераций. Формы, корпуса, крепления, габариты, функционал — всё подробно обсуждалось, — рассказывает Вадим Смотряев.

И всё-таки без участия Польши не обошлось: там закупались электронные компостеры. Дело в том, что по экономическим соображениям пока пришлось отказаться от перехода к полностью бесконтактной системе оплаты проезда (бумажные билеты будут жить). Поэтому и нужно было искать альтернативу, реализовать которую смогли польские поставщики электронных компостеров.

IBA Group не является также производителем терминалов для пополнения карточек, используемых в пунктах продаж. В них заложена банковская функция, которая требует дополнительных сертификатов: обеспечение безопасной транзакции, ввод пин-кодов и т.п. Чтобы производить такое оборудование, необходимо пройти множество международных сертификаций.

С начала запуска пилотного проекта и вплоть до ввода в массовую эксплуатацию АСОКП компания IBA проводила «внутрикорпоративные» тестирования: всем желающим раздавались смарт-карты, они ездили, проверяли, собирали статистику.

— Тогда, кстати, результаты были хорошие, но, естественно, при запуске на других видах общественного транспорта проявились проблемы. В каждом виде транспорта свои нюансы монтажа оборудования, подачи электроэнергии. Например, у троллейбуса на линии возможны перепады электропитания, что влияет на работоспособность системы. После успешного тестирования на трамваях с некоторыми возникшими проблемами на других видах транспорта мы столкнулись впервые. Постарались довольно оперативно, за неделю-две, локализовать их и переделать систему. Но первая волна реакции со стороны пользователей была всё-таки, мягко говоря, не очень положительная, — сетует представитель IBA Group.

— Действительно, до сих пор появляются сообщения о сбоях и неполадках...

— Нет информационных систем, которые работали бы идеально. Поэтому мы тщательно собираем информацию о выявленных проблемах и пытаемся найти решение. Например, возникали вопросы с обнулением валидатора на конечной остановке из-за особенностей с разворотными кольцами, погрешности в определении местоположения транспорта, когда алгоритм должен определить, едет ли транспортное средство ещё «туда» или уже возвращается «обратно». Мы стараемся всё максимально быстро исправить, оптимизировать, постоянно донастраиваем систему. Был даже специально расширен функционал контролирующих терминалов: даже если карточка отметится как неоплаченная, можно будет посмотреть, когда и где по ней была сделана последняя операция, то есть действительно ли пассажир её прикладывал к валидатору здесь и сейчас, а система просто не сработала, или он хочет под этим предлогом бесплатно проехать. Это позволит контролёру принять решение о штрафе.

А наша остановка умнее!

Как уже отмечалось, IBA Group давно и успешно работает на рынке устройств самообслуживания. Например, терминалы для оплаты коммунальных платежей и пополнения счетов мобильных телефонов — их разработка. Компания решила развить эту идею и предложить подобный терминал как элемент «умной» остановки, который будет выполнять сразу несколько функций.

Во-первых, информационную. С ней сейчас более-менее успешно справляются электронные табло. Однако их всего около 20 на весь город. Планируется, что «умные терминалы» найдут более широкое распространение. Каждый будет привязан к конкретной остановке, и на нём будет видно не только время прибытия транспорта, но и место его нахождения на маршруте в режиме реального времени.

Прототип терминала «умной» остановки

Во-вторых, решено было добавить интерактивную функцию, поскольку в постоянно растущем Минске то и дело появляются новые остановки и маршруты. На терминале можно будет выбрать нужный вам транспорт и посмотреть, откуда и куда он ходит, сколько сейчас автобусов или троллейбусов на конкретной линии. Разработчики планируют развивать эту функцию, чтобы можно было с учётом различных критериев планировать и оптимизировать маршрут и время.

В-третьих, большая часть поездок теперь осуществляется с использованием транспортной карты. В ситуации, когда в руках нет талонов, довольно трудно подсчитать израсходованные и оставшиеся поездки. Сейчас остаток можно проверить в любой точке пополнения электронных проездных билетов либо на валидаторе. Тем не менее иногда, заходя в транспорт, человек не знает, есть ли у него еще хоть одна поездка. Поэтому одной из функций терминала будет проверка записанного тарифа (или количества оставшихся поездок) на карте и её пополнение. Для этого терминал оснащён специализированным периферийным оборудованием — диспенсером и бесконтактным считывателем смарт-карт.

— Ещё часто возникает вопрос: а где взять саму карточку? Ведь большинство точек продаж работают режимно, поздно вечером вы не сможете купить электронный проездной. Наши терминалы предлагают возможность ещё и приобрести карточку. Более того, её можно сдать, и терминал вернёт вам её залоговую стоимость при условии, что карта рабочая.

— Когда же эти чудо-терминалы появятся в городе?

— «Умные остановки» — полностью инициатива IBA Group. Мы видим, как развивается мир и что мы можем предложить нашим согражданам. Не могу сказать, что создание «умных остановок» уже есть в плане, но идеи, которые мы высказываем, находят поддержку. Минсктранс планирует организовывать как можно больше точек реализации, в том числе и по принципу самообслуживания. Но тут возникает много организационных вопросов, которые надо обдумывать и оговаривать дополнительно, плюс необходима апробация. Пока у нас есть лишь прототип. Думаю, в следующем году после решения ряда вопросов можно будет запустить некоторое количество таких терминалов.

— Есть ли в мире аналоги вашей разработки?

— Устройства для продажи билетов на остановках есть, информационные табло тоже. Но чтобы в режиме реального времени на одном терминале работало бы и информационное табло, и производилось бы пополнение электронных проездных, и можно было бы проложить маршрут движения — такого лично я не видел. Хотя вполне возможно, что такие разработки есть.

Успеть за полчаса

За две недели до полноценного запуска АСОКП в продаже появился новый тип проездных — с записанными на карте различными количествами разовых поездок. По сути, такие смарт-карты стали удобной и компактной заменой бесконечным лентам талонов, хранящимся в кошельках, сумках, карманах. Плюсом стал и приятный выигрыш в цене — чем больше поездок покупаешь, тем дешевле обходится каждая.

В действующей автоматизированной системе Минсктранс специально сохранил старую тарификацию, чтобы максимально плавно перевести людей с одного способа оплаты проезда на другой. Однако сразу после успешного запуска нынешней системы началась реструктуризация тарифов. Для этого при разработке системы в неё были заложены различные потенциальные возможности. В том числе и для дальнейшего развития срочных тарифов. Минимальная дискретная единица в них — 1 минута, максимальная — практически не имеет ограничений. Пока по этому принципу реализованы проездные на месяц, полмесяца и декаду, но любую тарификацию можно настраивать. Технически всё готово для ввода тарифов на полчаса, час, 3-5 дней, действующих не с определенного числа, а с момента активации. Однако транспортники не спешат, рассматривая различные спорные ситуации. К примеру, у человека билет на полчаса, а транспорт застрял в пробке. Поэтому в настоящее время вопрос упирается в нормативную базу, не все моменты пока оговорены и продуманы.

Примерно так пока выглядит интерфейс планировщика маршрутов

Ещё один тип разрабатываемых тарифов — это т.н. тарифные единицы, своеобразный транспортный кошелек. Они используются в системе «вход-выход»: при входе вы прикладываете карточку, с которой списывается некоторое количество тарифных единиц, а при выходе прикладываете ещё раз — и благодаря информации о маршруте, расстоянии между остановками, местонахождении транспортного средства система возвращает вам неизрасходованные единицы. Однако дифференцированная оплата не может быть выгодна для всех. Поэтому для её введения необходимо детально продумать тарификацию, ввести, например, зонирование Минска либо чётко определить стоимость километра.

— В пригороде уже сейчас ситуация другая: система оплаты строится на основании учёта километража. Поэтому планируется, что апробация системы дифференцированной оплаты произойдёт именно на пригородных маршрутах уже в следующем году. Хотя это только кажется, что там система устоялась и всё понятно, — поясняет Вадим Смотряев. — Есть множество ситуаций и проблем, которые нужно отрабатывать. Например, у вас есть 5 тысяч тарифных единиц, а проезд по нужному маршруту стоит 10 тысяч. Что в таком случае должна делать система: сразу говорить, что недостаточно средств, либо позволить проехать часть пути на эти 5 тысяч, либо что-то ещё? Перед вводом дифференцированной системы необходимо сформировать правила перевозок, определиться с тарифной политикой. А по результатам работы этой системы в пригороде будет уже принято решение о введении её в городе.

Вся жизнь на одной карточке

Не обошла волна модернизации и сами смарт-карты. IBA Group начала разрабатывать новую платформу iCard — специальный программно-аппаратный комплекс, который позволяет на одной универсальной карте, созданной на основе RFID-технологии (Cпособ автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в RFID-метках, или так называемых транспондерах — Прим. dev.by.), размещать несколько приложений для различных целей: билеты на общественный транспорт для Минска и других городов, оплата парковок, билеты в кино, пропуск на работу или учёбу, дисконты и бонусы — всё, что угодно.

Cмарт-карта и «ридер» к ней

На ней можно будет хранить несколько разных проездных: на разовые поездки, срочные или, в перспективе, с тарифными единицами; на все виды транспорта или на избранные. В компании надеются, что в ближайшем будущем можно будет в Минске записать на карту проездной, например, для Гомеля и по прибытии спокойно ездить на местном общественном транспорте.

Специальная система позволит управлять контентом карточки, а облачные сервисы будут хранить ненужные на данный момент приложения в «облаке», а при необходимости вернут их. Карта не безразмерная, на данный момент она рассчитана на шесть приложений. Сейчас IBA активно работает над тем, чтобы система вышла за рамки транспорта.

Личный кабинет пользователя с записанными на его карточку проездными

— Система управления контентом будет существовать только как веб-приложение?

— Пока, на первом этапе, мы разрабатываем только веб-приложение, потому что с карточкой нужно физически взаимодействовать. Для этого мы создали персональный «ридер», напоминающей флешку. Но многие телефоны уже поддерживают технологию взаимодействия ближнего поля NFC, поэтому если наша система найдет спрос, то со временем она будет портирована и на мобильные ОС. А в дальнейшей перспективе с помощью NFC-технологии и сам телефон, по сути, станет карточкой.

Равнение на лучших

— Вадим Николаевич, как вы оцениваете вашу систему с точки зрения пассажира?

— Если честно, я редко езжу на общественном транспорте. Но мне нравится, что есть карточка, которую я просто изредка пополняю, и если нужно куда-то подъехать, то не возникает проблем с поиском и приобретением билетов. Для меня оплата стала удобнее. Мне кажется, что наша система не уступает зарубежным аналогам, а в чём-то и превосходит их. Мы участвовали в международных транспортных конференциях, общались с зарубежными коллегами и поняли, что вышли на высокие показатели.

Терминал для пополнения смарта-карт

— На какие зарубежные системы оплаты проезда ориентировались?

— Не могу сказать, что мы скопировали чью-то систему. Конечно, изучали опыт стран Балтии, Великобритании, Франции, Чехии, пытались скомбинировать то, что, на наш взгляд и по мнению заказчика, действительно было нужно в этом проекте. Поэтому в основе разработанной системы — и наш собственный опыт работы в банковской сфере с системами самообслуживания на основе банковских карточек, и опыт разработчиков подобных транспортных систем в других странах, и требования заказчика.

— А в какой стране или городе, по вашему мнению, наиболее впечатляющая система?

— Эти системы разные, но одна из самых продвинутых, на мой взгляд, — в Лондоне. Она очень масштабная, технологически сложная и инновационная, включает не только наземный транспорт и метро, а ещё и железную дорогу. В ней сложно переплетаются различные способы оплаты и контроля. Не буду говорить, что на это непременно нужно ориентироваться, ведь у каждого свои задачи и принципы. Хотя, когда общаешься с коллегами по транспортному цеху, понимаешь, что проблемы во многом схожи. Поэтому мы обмениваемся с ними опытом, что-то перенимаем у них и применяем затем у нас при решении аналогичных проблем.

Фото: Надежда Бужан

Обсуждение