Письмом или онлайн: как подать заявку на съёмку с дрона или легально запустить беспилотник в «запретной» зоне. Гайд

2 апреля 2019, 09:11

Конец марта выдался солнечным: скоро пользователи дронов откроют сезон, констатирует зампредседателя Белорусской ассоциации беспилотной авиации Глеб Бондарик. Главный вопрос в специализированных чатах от новичков — как пилотировать дроны и проводить аэросьёмку, не нарушая законы. Cоставили гайд.

1. Большинство дронов работает на частоте 2400-2483,5 МГц с мощностью до 100 мВт. Специальным решением она выделена Белорусской федерации беспилотной авиации. Поэтому, чтобы пользоваться частотой легально, необходимо вступить в эту организацию и поставить на учёт своё устройство.

Сама процедура регистрации несложная: это можно сделать онлайн на сайте федерации. В течение 10 рабочих дней заявка проходит проверку и одобрение совета.

— Основной критерий отбора — отсутствие нарушений в прошлом, — поясняет Глеб Бондарик.

Вступительный и годовой взносы составляют одну базовую величину (сейчас это 25,5 белорусских рублей). Сегодня в федерации зарегистрировано около 350 участников. Всего, по оценкам экспертов, в Беларуси около 3 тысяч любительских дронов.

2. По закону на беспилотники массой более 0,5 кг требуется нанести маркировку — специальную наклейку с фамилией, именем и отчеством и домашним адресом владельца. В случае, если устройство принадлежит юрлицу, — названием и адресом организации.

Наклейка — полимерная: не промокает и не переклеивается. Пользователь получает её в федерации бесплатно. Если она по какой-то причине была повреждена, федерация без проблем выдаст новую. Глеб Бондарик также добавляет, что любой пользователь может зарегистрировать на своё имя неограниченное количество дронов.

Для получения наклейки и удостоверения члена федерации нужны:

  1. ксерокопия паспорта,
  2. оригинал заявления о вступлении,
  3. квитанция об оплате вступительного взноса.

3. Согласно правилам, дрон можно  поднимать на высоту до 100 метров без согласований. При этом устройство должно находиться в пределах видимости пользователя — «то есть не дальше 0,5 км».

4. Летать можно везде, кроме «зон, запрещённых для использования авиамоделей без согласования». К ним относятся отдельные районы Минска и других больших городов, а также приграничные территории.

Сейчас «запретных» зон 256. Найти их можно карте. Полёт над этими зонами нужно согласовывать через Генеральный штаб Вооруженных сил.

Алгоритм согласования следующий: пользователь пишет письмо-заявление на имя руководителя Генштаба (сейчас это — генерал-майор Олег Белоконев). Оно может быть отправлено как по почте — обычной или электронной на modmail@mod.mil.by, так и через онлайн-сервис. На Коммунистической, 1 есть специальная ячейка, в которую можно опустить письмо. По словам эксперта, выемка почты из этого ящика производится несколько раз в день.

К письму обязательно нужно приложить фрагмент карты с выделенными границами места проведения полёта. Каждой поворотной точке на границе следует присвоить номер и указать её координаты в системе WGS84.

Ответ от Генштаба стоит ждать в течение 5 дней. «Однако на деле специалисты отвечают оперативнее», — замечает собеседник dev.by.

5. Аэросъёмка также проводится только с разрешения Генштаба Вооруженных сил. Его получают по уже описанному алгоритму.

Глеб Бондарик отмечает, что разрешение, как правило, выдаётся «быстро, бесплатно и на длительный срок». Однако для перестраховки рекомендует обращаться заранее — за несколько рабочих дней.

Есть ещё одно обязательное условие: в течение месяца с момента съёмки весь отснятый материал необходимо передать на контрольный просмотр в Генштаб. Именно поэтому прямые трансляции с дронов пока вне закона — отвечать в случае чего будет не только сам оператор, но и тот, кто разместил у себя запись без согласования с военными.

6. Во многих интервью звучало, что, прежде, чем поднять дрон на высоту более 100 метров, необходимо подать план полёта в «Белаэронавигацию» и получить разрешение.

Глеб Бондарик констатирует, что сейчас процедура подачи заявок на использование воздушного пространства находится в процессе разработки. Федерация добивается права самостоятельно присваивать устройствам бортовые номера, чтобы использовать их при заполнении формы.

Эксперт не рекомендует «втихую» поднимать дрон выше, чем предписывают правила об использовании авиамоделей. Согласно статье 18.41 КОАП, если запуск беспилотника не был санкционирован, владельцу дрона может грозить предупреждение или даже штраф размером до 20 базовых величин, а для юридического лица — до 50.

7. Статья 24 Воздушного кодекса требует при выполнении полётов в коммерческих целях получить сертификат эксплуатанта воздушного судна.

— Однако, согласно всё тому же кодексу, беспилотники весом менее 7 кг не подлежат обязательной сертификации, поэтому мы не видим смысла применять к ним все эти бюрократические процедуры, — комментирует норму зампредседателя Белорусской ассоциации беспилотной авиации.

8. Пользователей дронов интересует также вопрос, как беспрепятственно перемещать летательные устройства через границу. Глеб Бондарик отмечает, что сейчас «членство в федерации даёт легитимное право на пересечение границы по удостоверению».

С собой необходимо также иметь письмо с перечнем моделей беспилотников, выведенных из двойного назначения. Выдаёт его по устному запросу секретарь федерации.

Также собеседник dev.by рекомендует обращаться в федерацию при любых возникающих вопросах — «даже в нерабочее время».

Обсуждение