Как мы это сделали: iDiscount — система для выпуска электронных дисконтных карт

22 сентября 2015, 16:05

Как разработать сервис, который позволяет выпускать электронные дисконтные карты, используя только телефон, рассказывает основатель белорусского стартапа iDiscount Александр Агейчик.

Читать далее

Идея

— Сама идея не родилась одномоментно и современный вид приняла не сразу. Первоначально стояла задача сделать так, чтобы клиенты нашего интернет-магазина не потеряли нас через полгода-год и были мотивированы к нам вернуться.

К сожалению, большинство доступных средств не оправдывали ожиданий: бумажные визитки мало кто столько хранил, отрывные купоны к товарному чеку часто терялись, название сайта спустя такое время большинство просто не могли вспомнить. Пластиковые дисконтные карты не были доступны из-за высокой стоимости и необходимости дополнительно иметь считывающее оборудование и, желательно, софт для учёта базы клиентов.

Чуть более трёх лет назад появилась идея: а что если эту же дисконтную карту выдать в электронном виде? Но тогда дальше дело не пошло. Да и честно сказать, уровень технологии ещё не дотягивал до реализации этой идеи. Но год назад произошло два переломных момента, которые побудили меня вернуться к проекту.

Первым стало высказывание в одном из интервью бизнесмена Александра Центера: «Мы уйдём от промежуточных носителей информации типа карточек и талонов. Идентификация произойдет через смартфон либо аналогичное устройство, установленное на автомобиле». Я приступил к изучению рынка и поиску путей реализации.

Вторым переломным моментом стал случай в поезде в Италии, где при мне пассажир показал билет на экране смартфона, контролер считал штрих-код билета своим телефоном, проверил и пожелал приятного пути. Вернувшись, я продал текущий бизнес и полностью посвятил себя новому проекту.

Цели и задачи

Я увидел, что идея вполне может стать перспективным коммерческим проектом. Есть общий тренд «Все в мобильные!». Есть потребность у бизнеса в мотивации клиентов и за их возврат в магазины. Даже есть существующий рынок с приличным объёмом средств, тратящихся на пластиковые дисконтные карты или визитки.

Пластиковых карт становилось всё больше, это вызывало у покупателя определённые неудобства, связанные с их хранением. И уже появились мобильные приложения, которые сканировали дисконт и позволяли пользователю держать его в телефоне. Правда, от материального носителя это не уводило. У бизнеса всё оставалось по-старому, а ведь это гораздо более платежеспособный клиент, нежели рядовой покупатель.

Это и определило концепцию iDiscount. Наше мобильное приложение стало инструментом для бизнеса, помогающим выпускать дисконтные карты в электронном виде с возможностью хранить их на телефоне покупателя. Никаких материальных посредников, и к тому же малому бизнесу не нужно покупать ни дополнительного оборудования, ни ПО.

Отмечу, что ничего подобного ещё не было, но попытки решить проблему предпринимались. Наиболее частый способ — приложение, сканирующее карты и добавляющее их в телефон. Но у всех таких продуктов были общие недостатки.

Во-первых, всё равно требовалась пластиковая или бумажная карта, то есть для магазина ничего не менялось. Во-вторых, раз бизнес был ни при чём, то и гарантий считывания карты в торговой точке не было, о чём на страницах многих таких приложений и предупреждали. В-третьих, рассчитаны они были на покупателя, а не на бизнес. Число загрузок таких продуктов (более 10 млн) говорило, что проблема для покупателя актуальна.

В iDiscount мы устранили эти минусы как для покупателя, так и для бизнеса.

Планирование и разработка

Началось всё с того, что я сам прорисовал почти каждый экран и описал всю структуру приложения, после этого к работе приступили программисты. Мои наброски перевели в прототипы и эскизы будущих экранов. Как раз за два месяца до старта работ Google анонсировал концепцию Material Design, её мы и взяли за основу дизайна iDiscount.

К сожалению, в начале работ у нас не было таких доверительных отношений с некоторыми магазинами, поэтому детали бизнес-процессов мы не знали. Но в целом получилось всё сделать так, что доработки оказались минимальными.

Разработка заняла почти полгода, причём даже после релиза постоянно что-то меняется, дописывается и улучшается. Это процесс непрерывный. Над проектом работали два Android-разработчика, iOS-разработчик, PHPшник, тестировщик, дизайнер, PM — все ребята молодые.

На сегодня сумма вложений составляет около 50 тысяч долларов. Причём пока проект финансируется исключительно за счёт собственных средств учредителей.

Стек технологий:

  • Серверная часть: nginx, php-fpm, mysql, Zend Framework, Doctrine.
  • iOS: Objective C.
  • Android: Java, Material Design.

Александр Агейчик и команда iDiscount.

Сложности

Скажу честно, почти каждый шаг в развитии проекта мне давался достаточно сложно. Сфера ИT была для меня новым направлением бизнеса, и чтобы где-то продвинутся дальше, приходилось изучать много литературы, посещать огромное количество семинаров и выступлений. Спасибо друзьям и знакомым, которые помогали, консультировали, присылали нужные ссылки.

Что касается продукта, то очень многие ещё просто не готовы так углубленно пользоваться мобильным телефоном. Огромное количество людей в возрасте от 30 до 40 владеют современными смартфонами, но используют их сугубо для звонков и СМС, кто-то даже не имеет учётной записи на Play Market или App Store. А это основной возраст наших потенциальных клиентов со стороны бизнеса.

Но зато представители более молодого поколения предпринимателей часто без нашего участия разбираются с продуктом. Это, безусловно, не может не радовать, ведь iDiscount и создавался по принципу «Скачал и пользуйся» без необходимости напрямую контактировать с разработчиком. То есть любая компания — не важно из какой точки земного шара, — имея доступ к продукту, может самостоятельно скачать его, настроить и использовать в своих целях, производя оплату подписки через Google Play или App Store. Сегодня приложение локализовано на русский, английский и итальянский языки.

Исключение составляют только крупные магазины, для которых приходится отдельно проводить интеграцию с действующим программным обеспечением, но и этот этап мы постепенно максимально упростим.

Итоги

К концу работ я понял, что фактически мы создали не просто электронную дисконтную карту, но ещё и «нетеряющуюся визитку». Ведь все данные о картах хранятся на сервере, а, значит, не страшно, если вы удалите приложение, потеряете телефон или смените его марку (и платформу ОС). Достаточно вновь скачать приложение, войти — и все ваши карты, история покупок снова под рукой.

Аналогично и для магазинов. Если вдруг пришлось срочно сменить адрес, переехать в соседний павильон, открыть новый магазин, достаточно ввести эти данные в профиле, сохранить — и они тут же обновятся в приложении всех покупателей. Клиент, имеющий вашу электронную дисконтную карту, уже никогда вас не потеряет.

Основа нашей бизнес-модели — подписка на тот или иной тарифный план, которую оплачивает бизнес. Но предусмотрена и бесплатная версия — до 100 электронных дисконтных карт можно выдать без оформления подписки. Для покупателя всё, естественно, бесплатно и даже без рекламы. Очень хотелось сделать продукт, который не будет слишком назойливым, хоть это и противоречит коммерческим интересам.

В целом считаю, что поставленные задачи достигнуты. Бизнес получил современный продукт, который не требует фактически ничего кроме смартфона для организации программы лояльности. Сейчас мы активно собираем отзывы пользователей, чтобы понять, что их потребности действительно качественно решаются. Важно определить, не были ли допущены ошибки, и если они найдутся, оперативно их устранить.

После на первое место выйдут задачи по популяризации продукта. К сожалению, реалии при продвижении мобильного приложения любого вернут с небес на землю. Сегодня необходимы огромные бюджеты на маркетинг и рекламу, иначе легко потеряться среди миллионов других приложений на «маркетах».

О том, что продукт получился достаточно успешным с точки зрения качества разработки, свидетельствуют наши первые награды. 9 мая iDiscount стал «Лучшим проектом по версии жюри Wargaming» на ProductDevBy, а в августе мы попали в финал конкурса Summer of Apps в категории Business&Work, который проходил в офисе Google в Сан-Франциско.

Конкуренты

Основными нашими конкурентами считаю европейский проект fidme.com и российскую «Фабрику лояльности». Они несколько по-другому решают проблему, но работают в той же сфере.

Перспективы

Продукт постоянно совершенствуется, мы открыты к пожеланиям пользователей и всегда к ним прислушиваемся. В будущем хочу прийти к такой работе, при которой пользователь будет самостоятельно решать, что ему надо, а мы просто воплотим это в жизнь.

Недавно стартовала наша компания на Indiegogo по сбору средств, необходимых для улучшения продукта и его продвижения. Уверен, что к концу года сможем похвастаться и первой выручкой от пользователей приложения со стороны бизнеса.

В качестве перспектив сейчас прорабатываем технологии NFC и возможности интеграции с iBeacon. Но об этом рассказывать пока рано.

Что до масштабирования, изучаем возможности работы через партнёров. Под последними мы видим компании, которые работают с той же базой клиентов, что и мы, но наши продукты не конкурируют между собой. Например, в России нашим партнером могла бы стать компания 1С, софт которой мы лаконично дополняем. В Европе интересно было бы посотрудничать с компанией Guscom. Также изучаем варианты партнёрства в США.

А как ВЫ это сделали

Хотите вынести ваш продукт на суд наших читателей? Пишите на editor at dev.by.

Обсуждение