Как мы это сделали: Shople — приложение для поиска одежды в офлайн-магазинах

10 комментариев
Как мы это сделали: Shople — приложение для поиска одежды в офлайн-магазинах

Белорусский стартап Shople запустил одноимённое мобильное приложение для iPhone, демонстрирующее ассортимент одежды в офлайн-магазинах в реальном времени. О процессе создания сервиса dev.by расказал CEO проекта Бахрам Исмаилов.

Читать далее

Идея

— Есть такое дело — шопинг. Независимо от вашего отношения, рано или поздно нам всем приходится иметь с ним дело. Какими бы модными пристрастиями вы ни обладали, наверняка, не раз испытывали разочарование после многочасовых безрезультатных скитаний по торговым центрам.

Мы с командой уже какое-то время работали с технологиями индор-навигации и применением их в ритейле, потому проанализировали достаточно информации об индустрии, о шопинге и его психологии. Одно из исследований вполне однозначно показало, что для 90% респондентов возможность удалённо ознакомиться с ассортиментом магазинов одежды является наиболее предпочтительным функционалом любого мобильного продукта об офлайн-шопинге. Этот тезис и лёг в основу создания Shople.

Заняться этим проектом нас подтолкнула встреча с Игорем Мацанюком, в прошлом — вице-президентом Mail.Ru Group и основателем Game Insight. Мы много говорили об инвестициях, индустрии, после чего я однозначно утвердился в мысли, что проект о шопинге нужно делать на стыке офлайна и онлайна. И не столь важно решить какую-либо проблему — куда важнее найти способ оптимизации уже устоявшегося процесса, сделать его простым, в рамках уже имеющейся у людей привычки.

Цели и задачи

С самого начала это был коммерческий проект. Нам повезло привлечь к сотрудничеству таких профессионалов как Александр Бородич (экс-директор по маркетингу Mail.ru Group) и Игорь Перекопский (экс-финансовый директор Vkontakte). Конечно, их экспертиза оказалась крайне полезна на этапе формирования базовых гипотез.

Наша бизнес-модель строится на принятии простого факта: фэшн-ритейл зарабатывает на продаже одежды, объём продаж напрямую зависит от имеющегося у магазина трафика. Дальше подключается расположение торгового центра и непосредственно магазина в нём — существует прямая зависимость между этими факторами и экономическими показателями магазина. Важно отметить, что концепция нашего бизнес-решения для ритейла (b2b) формировалась на основе обратной связи, полученной в ходе интервьюирования представителей фэшн-ритейла.

Тенденции таковы, что мировой рынок онлайнового фэшн-ритейла (сегодня — около $100 млрд) ежегодно увеличивается примерно на 17-20% одновременно с ростом участия офлайн-игроков в виртуальном сегменте. Каждый бренд одежды, в широком понимании этого слова, целенаправленно изучает интернет-пространство и выстраивает новые связи с покупателями онлайн. Однако несмотря на это, офлайн-рынок фэшн-ритейла ($1,1 трлн) в 11 раз больше оборотов онлайн-сегмента. Именно поэтому сегодня так актуально и естественно сближение этих двух направлений торговли, что позволит внедрить плавные и безболезненные механизмы перехода к новым формам работы с покупателями.

Бизнес-задача нашего проекта — увеличение объёмов и качества клиентского трафика в конкретный магазин, являющийся партнером Shople. Звучит обыденно, хотя идея отнюдь не так проста. Поясню: крайне важным фактором является качество трафика. В нашем случае человек отправляется в магазин, уже утвердившись в мысли, что конкретно взятая вещь его привлекает — принятие подобного морального решения со стороны пользователя весьма позитивно влияет на конверсию из посетителя магазина в покупателя. В итоге, имеем неконкурентное преимущество в виде очень качественного трафика: пользователь получает нужную ему вещь, экономя время на поиски. Магазин же получает лояльный офлайн-лид. Win-win.

Конкуренты

К конкурентам можно отнести все онлайн-магазины (Wildberries, Lamoda, KupiVip) и сервисы по их агрегации (Wanelo, fancy и др.). Отдельно нужно выделить западные Shopkick и Spring — на них мы ориентировались при создании нашего UIUX.

Монетизация

Мы повышаем клиентский трафик магазина, за что получаем вознаграждение исключительно по факту выполнения «нашим» покупателем целевого действия. Это безрисковая форма сотрудничества, в которой оплата производится исключительно после реализации конкретного сценария. Чтобы было понятней, проведём аналогию между нашим инструментом и CPI (cost per install). Никаких раздуваний маркетинговых бюджетов ритейла (наших клиентов) за обещание увеличить их продажи инструментами, эффективность которых, как правило, невозможно измерить. Проще говоря, наш продукт позволяет офлайн-ритейлу применять инструменты, эффективно используемые в онлайн-ритейле.

Планирование

Мы старались делать всё по Полу Грэму и Стиву Бланку. Прежде, чем приступить к этапу активной разработки, провели десятки встреч с заинтересованными сторонами. Поскольку структурно Shople — это b2c, основанный на b2b, крайне важно было понять основные потребности потенциального клиента ещё на этапе планирования. Проще говоря, сперва мы узнали о проблемах фэшн-ритейла, и только затем начали думать, как их решить.

В конечном счёте, интервью себя оправдали: мы не написали ещё ни строчки кода, но смогли найти множество партнёров среди крупнейших фэшн-ритейлеров Беларуси. При подобном подходе к созданию продукта, который изначально заточен под нужды заинтересованных клиентов, проект де-юре становится cash positive ещё на этапе формирования основных задач. Верю, что в историях, схожих с нашей, именно такой подход является правильным, но как и всегда — время покажет.

Команда Shople (слева - направо): Евгений Каханович - дизайнер, Кирилл Обликов - backend-разработчик, Бахрам Исмаилов - CEO, Игорь Хмурец - iOS-разработчик, Вадим Домбровский - backend-разработчик. Фото: Александр Васюкович, probusiness.by

Разработка

Активная работа стартовала в ноябре 2014 и продолжалась до марта 2015. Разработкой занималась команда из четырёх человек: по одному на дизайне и на iOS, двое на сервере (у нас очень красивый сервер). Среди них — экс-сотрудники Viber и MAPS.ME. Команда работала «фул-тайм» — мы закрыли раунд инвестиций от Venture Club и смогли безболезненно оставить работу вне проекта. К сожалению, не могу раскрыть условий сделки с Venture Club, ровно как и объём затрат на разработку продукта. Однако, если кто-то из читателей озадачен привлечением инвестиций, с радостью помогу советом и контактами.

Вот небольшая техническая справка:    

  • Back-end: Heroku, Go, MongoDB.
  • Парсеры: Hetzner EX40-SSD, скрипты парсинга на PhantomJS + планировщик на Go.
  • iOS: Swift, CocoaTouch.​

Сложности

Проблема курицы и яйца. Поясню: не будет достаточного количества брендов — не будет пользователей, не будет пользователей — не будет брендов.

Представьте, что вам необходимо убедить представителей бизнеса начать сотрудничать при том, что у вас нет ни пользователей, ни продукта, в лучшем случае — качественная презентация. Совет тут можно дать только один: будьте настойчивы, придерживайтесь принципов деловой этики.

Итоги

Рано делать основательные выводы. На сегодня мы несколько дней как в App Store, и пока всё идет прогнозируемо-позитивно. Все метрики растут, наблюдается хорошая активность — базовые гипотезы подтверждаются.

На этапе запуска важно понять, насколько продукт востребован целевой аудиторией (ЦА) и способен ли он к виральному росту. И здесь важно не потерять голову и чётко ориентироваться на метрики и обратную связь от пользователей. Показатели будут позитивными лишь в том случае, если продукт действительно решает заявленную проблему, и не так важно получить 100 тысяч загрузок в первую неделю. Гораздо важнее качественно решить проблему 100 первых пользователей и при успехе — масштабировать его.

В нашем случае, разумеется упрощая, мы имеем две ЦА — это пользователи и фэшн-ритейл. Cегодня у нас 78-процентная конверсия из скачавших приложение в регистрирующегося пользователя. Удержание в разрезе недели — более 60%. Средний пользователь просматривает более 30 вещей за сессию. Фиксируются первые переходы в магазины.

Что касается бизнес-составляющей, с нами уже работают Benetton, Adidas, Motivi, Tommy Hilfiger, Ecco, Lacoste, Hunkemoller, Marc O'Polo, GUESS, Next, Tom Tailor и другие известные бренды. С момента запуска Shople к нам по собственной инициативе обратились пять новых брендов — мы прорабатываем возможные варианты сотрудничества.

Про удержание такой позиции говорить рано, но настоящая ситуация нас вдохновляет и очень радует, так как сегодняшняя версия приложения является MVP и в течение нескольких недель будет существенно усилена в функциональном плане.

Есть адекватная обратная связь от юзеров и клиентов: она оперативно анализируется и учитывается при обновлениях приложения, которые готовятся в эту самую минуту. Мы уже получили около 50 писем от пользователей, 80% которых — позитивные и несут советы и добрые пожелания.

Ошибки

Мы обожглись на этапе выбора партнёров, но никакой катастрофы — незаменимых не бывает. Наш совет — не стоит складывать все яйца в одну корзину. Диверсифицируйте всё, что можно, если это не отнимает катастрофически много времени.  

Также были сложности на этапе формирования концепции продукта, поскольку мы не обладали необходимыми компетенциями и опытом в индустрии фэшн-ритейла. Поэтому здесь важно стучаться во все доступные вам двери и задавать правильные вопросы. Не надо стесняться.

Перспективы

Впереди подтверждение жизнеспособности бизнес-модели и, в случае успешного завершения этого процесса, выход на новые рынки.

В ближайшем обновлении приложения будет добавлена функция бронирования: пользователи смогут зарезервировать понравившуюся им вещь с указанием размера и приобрести её в удобное время в ближайшем магазине. Это стало возможным благодаря внедрению в магазины-партнёры системы Shople Assistant.

Релиз Android-версии планируется в течение месяца. Также будет внедряться много нового функционала, но при этом сохранится удобство и простота UI, лежащего в основе приложения. Другими словами, «hamburger button» вы не увидите.  

И в заключение: мы планируем создать продукт, способный максимально упростить процессы, связанные с бытовым шопингом для максимально широкого круга людей. Наша цель не в создании приложения в котором вы проводите уйму времени, ставя «лайки» и делясь понравившимися картинками с друзьями — мы хотим создать инфраструктуру, интерфейс, который абсолютно незаметно встроится в саму модель шопинга и сделает его более приятным и полезным.  

Поскольку у всех людей ожидания и потребности в шопинге разные, со всеми нами нужно уметь работать. Shople обязан научиться быть разным, решая в конкретно взятый промежуток времени конкретную проблему конкретного человека.   

Полезные ссылки

  • get.fabric.io — удобный инструмент для сбора информации о «крэшах» и статистики использования приложения.
  • heroku.com — максимально простой деплой и масштабирование.
  • flinto.com — удобный инструмент для создания интерактивных прототипов.
  • pttrns.com — ресурс на котором отлеживаются последние тренды в дизайне приложений.

 

Как ВЫ это сделали

Хотите вынести ваш продукт на суд наших читателей? Пишите на editor at dev.by.

 

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Горячие события

Gismart Online Meetup
9 декабря

Gismart Online Meetup

Минск

Читайте также

Как мы это сделали: Banuba SDK — платформа для внедрения AR-возможностей в приложения
Как мы это сделали: Banuba SDK — платформа для внедрения AR-возможностей в приложения
Как мы это сделали: Banuba SDK — платформа для внедрения AR-возможностей в приложения
7 комментариев
Как мы это сделали. «Карголинк» — платформа поиска грузов и стоянок для дальнобойщиков
Как мы это сделали. «Карголинк» — платформа поиска грузов и стоянок для дальнобойщиков
Как мы это сделали. «Карголинк» — платформа поиска грузов и стоянок для дальнобойщиков
3 комментария
Как мы это сделали. DockStation — сервис для управления проектами на Docker
Как мы это сделали. DockStation — сервис для управления проектами на Docker
Как мы это сделали. DockStation — сервис для управления проектами на Docker
43 комментария
Как мы это сделали. Wandle — приложение по управлению мобильными уведомлениями
Как мы это сделали. Wandle — приложение по управлению мобильными уведомлениями
Как мы это сделали. Wandle — приложение по управлению мобильными уведомлениями
10 комментариев

Обсуждение

0

>На сегодня мы несколько дней как в App Store

> Как ВЫ это сделали. Хотите вынести ваш продукт на суд наших читателей? Пишите на editor at dev.by.

Мне одному кажется, что тут рановато ещё говорить "как вы это сделали", а более верно было бы "на правах рекламы"? :)

2

Вам падаецца. Гэта не рэкламная рубрыка, мы не бярэм за гэтыя публікацыі грошы і самі вызначаем іх фармат і скіраванасць. Ключавы момант - тое, што маладыя прадуктовыя каманды дзеляцца ўласным досведам з чытачамі dev.by. Нам падаецца, гэта можа быць карысным для многіх.

Александр А.
Александр А. руководитель проектов в 2017-09-01
0

Настоящий шоппинг заменить приложением не получится. Шоппинг - это ритуал. А это больше просмотр катологов одежды.

0

блин а как же стартаперская фигня типа питчей и пр.? столько текста, столько воды...
апп может быть самым замечательным, но скорее всего разобьется об оффлайновые реалии наших магазинов.
приходишь ты такой в магаз
- я хочу купить эту модель в размере XL синего цвет
- у нас такой нет
- но в аппе же есть!
- где-где?? это программисты ошиблись

Хорошо если не так будет, удачи.

Anonymous
Anonymous Senior Software Engineer в Apalon
1

Если ребята адекватно мыслящие (в чём я не сомневаюсь), то они вряд ли планировали долго задерживаться на белорусском рынке ;)

1

Спасибо)
Беларусь действительно очень маленький по емкости рынок и планировать развмитие исключительно в рамках него было бы, как минимум, наивно.

1

Так я не понял в чем суть приложения, каталоги с одеждой?
Так они разобъются о реалии описанны6е выше. Чтобы реалтайм отслеживать наличие\отсутсвие шмотки в магазине, нужно как минимум взаимодействовать с складской системой магазинов, а так это пустое. + нужна фича букать шмотку, чтобы ее не купили пока ты доедешь до магазина.

-1

Приложение показывает то, что продается в магазин в эту минуту, т.е. в нем вы видите актуальный ассортимент офлайновых магазинов вашего города. Товары отслеживаются риалтайм - в том и уникальность продукта, что это по сути первый актуальный онлайн макркетплейс офлайн магазинов - причем интгерация для самого магазина занимает 15мин.
По поводу бронирвоания вещей: в статье об этом вполне однозначно написано:
"В ближайшем обновлении приложения будет добавлена функция бронирования: пользователи смогут зарезервировать понравившуюся им вещь с указанием размера и приобрести её ..."

0

ну тогда это круто. Интересно как вы это делали, для каждой системы магазина свой конектор или в большенстве магазины используют одинаковое ПО ?

0

Кстати может выгодней окучивать по ТЦ, а не по брендам. Для этого надо выход на ТЦ сразу и искать, они могут добровольно-принудительно подключить всех арендаторов разом. Плюс такие виртуальные ТЦ могут быть точкой притяжения и для самих брендов... Иначе такое сотрудничество со сторонним аппом - это по сути добровольная конкуренция своему же брендовому сайту, не все на это могут пойти.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже