Как мы это сделали: «Старонка» — конструктор сайтов для бизнеса

05 августа 2015, 10:16

Как разработать сервис, который позволяет пользователям самостоятельно создавать современные одностраничные сайты по принципу конструктора, рассказывает основатель стартапа «Старонка» Егор Курьянович, известный также по проектам «Кьюби» и FAR7.

Читать далее

Идея

— Я занимаюсь веб-разработкой с далёкого 2001 года и вот, разрабатывая посадочную страницу для одного из своих проектов, подумал, что современные одностраничные сайты очень легко представить в виде конструктора, в котором можно просто выбрать подходящие блоки, настроить их под себя, загрузить изображения и получить готовый стильный сайт. Так и появилась идея создать конструктор одностраничных сайтов «Старонка».

Команда и поиски ниши

Идея достаточно проста с технической точки зрения, а вот вопросы позиционирования и маркетинга оставались под вопросом. В силу того, что на рынке уже было несколько крупных мировых игроков и пара местных, нам нужны были уникальные торговые преимущества, чтобы найти свою нишу. Именно поэтому я позвал двух друзей, специализирующихся именно в этой области: Александр Дроздов занимается интернет-маркетингом, а Дмитрий Волков — опытный специалист по продажам.

В марте мы сняли небольшой офис и начали работу над прототипом и поиском целевой аудитории. В итоге решили использовать модель «бережливого стартапа» (Lean Startup) — и искать клиентов до начала разработки продукта. Уже в мае мы сделали несколько сайтов, благодаря чему получили огромное количество информации об этом рынке и потребностях клиентов.

Параллельно принимали участие во всех проходивших в тот момент стартап-ивентах: Start2Go, StartupSabantuj, Belarus Startup 2014, Mentor day. Даже съездили в украинский акселератор Happy Farm — скорее не ради победы, а для того, чтобы узнать мнение состоявшихся предпринимателей о нашей идее.

И это оказалось отличным решением. Конечно, на таких ивентах все приходят смотреть на социальные сети для дронов и краудсорсинговые афишы с геолокацией, а не на очередной конструктор сайтов, но, тем не менее, мы завели кучу знакомств, которые впоследствии нам сильно помогли.

Практически каждый из менторов советовал нам выбрать минимально возможный рынок, обкатать бизнес на нём, а, возможно даже, стать монополистом, и затем уже масштабировать продукт дальше. Так мы и решили поступить — заточить сервис под Беларусь, а затем уже думать о рынке СНГ и мировом.

Уже в начале лета у нас был прототип редактора, который мы показывали первым клиентам и менторам. На самом деле у нас было три прототипа, каждый из которых имел свои плюсы и минусы. Кое-что мы подсматривали у достаточно успешного конкурента Strikingly и дизайнерской студии Designmodo с их startup framework. Они все большие молодцы, но реалии местного рынка диктуют собственные условия, что в результате сделало наш интерфейс уникальным и, не побоюсь этого слова, самобытным.

Главным решением стал перенос всех настроек из предпросмотра сайта в боковую панель и отказ от большого количества настроек для одного блока в пользу минимального набора настроек, но большего разнообразия блоков. В будущем мы планируем запустить «маркет» для блоков сайта, чтобы дать ещё больший выбор нашим пользователям.

Финансирование

Наш проект никогда не был историей на миллиард. Следовательно, международные венчурные фонды заинтересовать у нас бы не вышло. А так как местных бизнес-ангелов я знал по прошлым проектам, мы приняли решение финансировать разработку из собственных средств. Благо зарплаты выплачивать себе было не нужно.

В среднем в месяц мы тратили $200 на офис и $100 на сервер и прочую инфраструктуру. В итоге, за полтора года работы над проектом, от идеи в марте 2014 до релиза в июне 2015, мы потратили около $5000 собственных средств.

На пути к релизу нам несколько раз предлагали варианты поддержки, как большие игроки рынка вроде TUT.BY, так и частные лица. Но условия по таким предложениям обычно совсем не сахарные, поэтому мы решили затянуть пояса и терпеть до релиза.

Разработка

Мне не хотелось заниматься программированием каждого клика, поэтому в качестве скелета приложения был выбран AngularJS, и все изменения в конструкторе просто обновляют JSON-файл с информацией о сайте. Специальный скрипт сборки анализирует этот файл и создает из него всё нужное для работы сайта: HTML, CSS и изображения. Таким образом, информация хранится в машиночитаемом формате и мы можем пересобирать сайты наших клиентов в любой момент, например, после обновления движка.

В августе 2014, после возвращения из украинского акселератора Happy Farm, я занялся сборкой разрозненных частей в единую панель управления. У нас был описанный выше редактор, система аналитики, сборщик сайтов и наброски интерфейса для остальных разделов. И уже в конце сентября мы смогли выкатить первую альфа-версию «Старонки». После небольшого тестирования среди друзей и знакомых мы составили список требований к нашему MVP и всерьёз планировали закончить всё до конца прошлого года.

Работа в основном велась над панелью управления: я добавил интерфейс биллинга с выставлением счетов в ЕРИП, интерфейс прикрепления домена с бэкендом в виде nginx и bind, раздел заказов и расширений, настройку мета-информации и прочее.

Трудности

Достаточно много времени пришлось потратить на юридические вопросы: регистрацию в БелГИЭ, составление договора-оферты, получение одобрения от Нацбанка для подключения ЕРИП. В итоге, только в конце января 2015 мы смогли выкатить бета-версию, которая выглядела точно так, как мы и представляли наш MVP.

Но оказалось, что сосредоточившись на панели управления, мы совсем забыли про самую главную часть продукта — конструктор. С альфа-версии он практически не изменился и выглядел по сравнению с остальными разделами просто отвратительно. Очень повезло, что на это обратили внимание наши менторы, а не раздражённые пользователи.

Запуск был отложен для разработки MVPP c новой версией конструктора, работа над которым шла более двух месяцев. Параллельно велось подключение продажи доменов и работа над процессом онбординга пользователей. Это были самые сложные месяцы разработки, особенно психологически, поскольку всю работу мне приходилось делать самостоятельно.

Результат

В начале июня мы наконец-то запустились и уже приближаемся к первому десятку счастливых клиентов. Мы поняли, что главное для обычного пользователя — простота, и стараемся сделать так, чтобы ему не пришлось разбираться в DNS, FTP и прочих непонятных вещах. Мы даже не произносим слово домен в разговоре с ними, а называем его адресом сайта и т.д.

Мы стараемся скрыть всю кухню создания и поддержки сайта от пользователя. Для него это просто конструктор, а регистрация и управление адресом, размещение сайта, его обновление при выходе новых версий и даже обновление сайта клиента по телефонному звонку — это наши заботы. В итоге получилась система аутсорса сайта по цене обычного хостинга.

Конкуренты

Местных конкурентов у нас всего два-три, причём абсолютно все из них выдают достаточно устаревшие по виду сайты и не предлагают дополнительных услуг. Самый большой наш конкурент — это даже не сервис, а ПО с оригинальным названием Sitebuilder. Его предлагают практически все хостеры (от Active до МТС), что позволяет создать сайт и разместить его на купленном у них хостинге.

Среди международных компаний мы чаще всего сталкиваемся с WiX. Видимо, потому, что ребята сжигают огромные инвесторские деньги на маркетинг. Чаще всего люди просят помочь перенести их сайт к нам, чтобы разместить сайт компании в Беларуси и не нарушать закон №60.

Честно говоря, мы не планируем конкурировать с сервисами для маркетологов или разработчиков. Первые в погоне за дополнительным процентом конверсии готовы на всё, а вторые требуют огромные возможности, которых никогда не будет достаточно. Мы выбрали для себя обычные сайты-визитки, нам нравится помогать людям в создании веб-страницы и её продвижении. Мы чувствуем социальную ответственность не только перед нашими клиентами, но и перед посетителями сайтов наших клиентов и стараемся делать всё так, чтобы не было стыдно.

Планы

За первый месяц мы нашли пять клиентов и сработали, по большому счету в ноль, оплатив аренду, инфраструктуру и налоги с первой прибыли. Следующий месяц планируем закрыть с небольшим плюсом и реинвестировать его в рекламу. Рост прибыли у SaaS-компании обычно достаточно плавный, и я думаю, первые зарплаты у нас будут только ближе к новому году.

Что касается продукта, то совсем скоро мы планируем запустить расширения для сайтов и раздел продвижения с возможностью организации рекламных кампаний в «Яндекс.Директ» и Adwords. Ну, а дальше будем работать над возможностью выхода на соседние рынки России и Украины.

Ссылки

  • Intercom — идеальная система для организации поддержки на сайте, попробуйте и забудьте про бездушные тикеты.
  • Slack — мы используем как командный чат и систему оповещения о событиях в проекте.
  • Вас также может заинтересовать наш блог, в котором мы пишем о трудностях запуска нового бизнеса в Беларуси. А также наш репозиторий на GitHub, где мы выкладываем наши разработки. Например, сейчас там есть модули для работы с доменами .BY и приёмом платежей через ЕРИП.

А как ВЫ это сделали

Хотите вынести ваш продукт на суд наших читателей? Пишите на editor at dev.by.

Обсуждение