Как не нужно учить программировать: 13 главных ошибок

41 комментарий
Как не нужно учить программировать: 13 главных ошибок

Совпадения почти случайны, а герои почти вымышлены, — в своей колонке Java-разработчик и преподаватель собственной школы программирования Павел Вейник обобщает основные ошибки минских курсов для начинающих кодеров.

Читать далее

Фото: Helloquence via unsplash.com

Часто приходится слышать и хорошее, и плохое про различные минские курсы, где учат программировать. Конечно, я стараюсь относиться к таким рассказам с опаской: мало ли, это человек нехороший, а не курс плохой? Однако в целом уже можно сделать некоторые выводы.

Подчеркну: в данном случае я не имею в виду, что моя школа — эталон, где всё по-другому (мне тоже есть над чем работать, и много), а лишь рассуждаю о том, как не нужно учить людей программировать.

Однако от этого разговор на тему «как не нужно учить» не становится менее интересным, да и руки чешутся сорвать покровы. Рассказывать я буду без паролей и явок, однако все действующие лица наверняка смогут себя узнать, так что — совпадения почти случайны, а герои почти вымышлены.

1. Не нужно сбрасывать со счетов тот факт, что у всех учеников разные цели (самая главная ошибка)

Зачем человеку вообще это программирование надо? К примеру, кто-то не собирается программировать самостоятельно, а лишь хочет научиться программированию на базовом уровне, чтобы лучше понимать программистов. Есть товарищи, которые хотят сделать свой проект (тут непонятно: может, им вообще не надо учиться). Найти работу в Европе или как можно быстрей любую работу здесь — тоже две разные цели.  

Обучение под каждую цель должно быть своё — по глубине, объёму и подходам.

2. Не нужно обучать людей разных бэкграундов и разных возрастов в одной группе

Ради эксперимента я пошёл в одну малоизвестную организацию, которая пыталась делать курсы.

Выглядело это так: в одной комнатушке — два школьника, одна бухгалтер, один пенсионер, один странный дядька и много парней 20-25 лет. Один из школьников уже учил Паскаль до курсов и всё схватывал на лету, чего не скажешь про пенсионера и бухгалтера.

В результате материалы такого курса подойдут 2-3 слушателям, остальные плюнут и бросят.

3. Не нужно скрывать от ученика реальный объём усилий, которые необходимы для достижения цели

Есть немало рекламных объявлений, составленных с помощью обтекаемых фраз в духе «научим программировать за 2 месяца». Хоп — и программист, работа в кармане, быстренько и классно. А во время обучения преподаватель вдруг говорит: «Вы что, смеётесь, 2 месяца — это даже не азы, это алфавит!». Вроде бы никто никого не обманывает — всего лишь недоговаривает. Бывало, с таких курсов уходила половина группы.

4. Не нужно внушать человеку, что он дебил (самая страшная ошибка)

После обучения у неграмотного преподавателя человек теряет веру в себя и бросает эту затею навсегда.

Моё твёрдое убеждение таково: любой человек способен стать программистом. Любой и с любыми способностями.

Но, когда преподавателю лень или он не способен найти подход, он начинает «давить авторитетом», выдавливая из человека последнюю самооценку. «Уважаемая организация сказала, что я дебил, — значит, дебил. Программирование не для меня, всё пропало, я ухожу». Многим из таких учеников потом прямая дорога — к психотерапевту.

Считаю, что преподаватель не имеет морального права сваливать ответственность на ученика. Непонимание учеником материала — проблема сугубо преподавателя. Любому можно объяснить и показать.

5. Не нужно привлекать преподавателей без опыта или с 1-2 годами опыта (самая частая ошибка)

Программирование состоит из разных уровней, самый поверхностный из которых — уровень знаний.

Второй уровень, более глубокий, переводит знания в навыки. Здесь как с плаванием: можно изучить инструкцию из простых пунктов вроде «ручки вверх, ножки вниз — и поплыл», но чтобы перевести эти знания в навык, нужны многократные и малоприятные усилия — ты будешь захлёбываться, а твоя самооценка будет шататься. Правда в том, что с первого раза ни у кого не получается.

Третий уровень ещё глубже: это уровень понимания общей идеологии программирования, взаимодействия частей системы, принципов разработки: как возникают библиотеки, какие проблемы они решают и почему такие, а не другие. Это скелет, основа основ.

По сути, программирование — это даже не знания, а отчасти навыки и глубинное понимание того, как эволюционируют, живут, разрабатываются программные системы.

Неопытные преподаватели с 1-2 годами опыта ничего не могут дать ученику, кроме знаний. У них самих ещё нет скелета системного понимания и объёмных шаблонов в голове. Мне кажется, за плечами преподавателя должно быть минимум 5-7 лет в профессии.

История в тему: когда я преподавал на курсах EPAM в 2009-2010 году, человек, который заканчивал мой курс, одновременно преподавал Java на других курсах. А в 2016 году одна минская компания отправила ко мне человека, который пытался пройти собеседование на джуниора, но не прошёл. А потом выяснилось, что при этом он преподаёт Java на других минских курсах. Это полная катастрофа.

6. Не нужно готовиться к занятию во время самого занятия, если ты преподаватель

Есть некоторое количество курсов, где бывает и такое: преподаватель, у которого ещё базовые вещи от зубов не отскакивают, в начале занятия 10-15 минут чего-то гуглит в гробовой тишине, а затем начинает рассказывать, подсматривая в монитор. Казалось бы, абсурд.

7. Не нужно преподавателю использовать аргумент «потому что так надо»  

Ум пытливого ученика только раззадоривает и раздражает аргумент «так надо», который используют неопытные преподаватели, сами не очень-то понимая, почему именно так.

8. Не нужно давить учеников авторитетом вместо объяснений и ответов на вопросы

Среди преподавателей бывают крутые дядьки с авторитетом или регалиями, но без опыта. Ученики мало что понимают (что естественно) — и начинают задавать вопросы.

Вопросы кажутся таким дядям покушением на их авторитет — и вместо того, чтобы объяснить, дядя начинает рассказывать, какой он крутой. В результате конфликт: ученики ничему не научились, а дядя считает себя оскорблённым, потому что он к ним снизошёл, а эти негодяи ещё и вопросы задают.

9. Не нужно всё время занятия посвящать теории и рассказам

Даже если речь идёт о красивой презентации, где есть примеры кода, — не нужно.

Процентов 80 занятия стоит посвящать практике: начинающему программисту нужно гигантское количество практики.

10. Не нужно на одном занятии смешивать разные темы, даже если оно длится 4 академических часа

Есть яркий пример: основы ООП на курсах дают вместе с коллекциями (библиотечные реализации разных структур данных). Основы ООП — это простая тема, но здесь нужно научиться думать и понимать, на переваривание понадобится несколько дней. А тему коллекций нет смысла давать тем, кто не понял ООП. В итоге и ООП не освоили, и коллекции не освоили. А дальше — следующая тема, которая базируется на этих двух. Вот она, полная катастрофа.

11. Не нужно преподавать темы, которые уже устарели

Еще в 2015 на некоторых курсах преподавали такие темы как swing или awt — они уже лет 5 (а может, и 10) не используются, морально устарели и никому не нужны, но на них тратят время. Эти же навыки можно освоить и на примере более жизнеспособных и распространённых вещей.

12. Не нужно давать код в отрыве от мира, в котором он используется

Неопытные преподаватели, сами ещё не пройдя огонь и медные трубы, имеют смещённое представление о ценности и красоте кода. Для них код — нечто святое, он во главе угла.  

Однако, помимо кода, есть требования, сроки, тестировщики, менеджмент, бизнес-аналитики, которые в каждой компании взаимодействуют по-своему. Внутри аналогичных процессов в разных компаниях есть гигантские расхождения. И человеку в этом нужно ориентироваться. Если он приходит на работу, считая, что код — это центр вселенной, ему придётся туго. Надо учить человека тому, что ИТ — это огромная индустрия, где код лишь маленькая часть.

13. Не нужно бросать ученика после того, как он закончил курсы, если он ещё не достиг цели

Цель большинства курсов — отчитать материал, а что человек будет с ним делать, всё равно. Да, целеустремлённые люди сами всего добьются, но базовая помощь была бы очень кстати. Поддержка ученика после обучения отнимает совсем немного времени, но если при этом ученик достигает цели, вы получаете крайне благодарного и лояльного товарища, который будет всем про вас рассказывать.

Павел Вейник. Фото: Андрей Давыдчик.

Важно: действительно ли программистом может стать любой?

У некоторых из тех ребят, кто учился программировать в одно время со мной, есть иллюзия: мол, все, кто приходит в программирование, должны «гореть», а люди из других дисциплин тупо хотят денег — они плохие, их нельзя пускать. Понабежало леммингов в программирование, портят общий уровень! Ответ такой: ничего они не портят.

В любой отрасли на сотню обычных работников приходится один крутой специалист. Для «обычных» людей есть гигантское количество рутинных задач, которые скучны для умников. В Беларуси огромная доля аутсорса, который всасывает серядняков, облизывается и просит ещё.

К слову, для менеджеров те, кто не блещет, вообще милее гениев: у гения — самомнение и разные идеи. Хорошисты или троечники прекрасно понимают своё место в жизни и не будут рассказывать менеджеру, как нужно делать.

Добавлю, что видел у товарищей, исполненных самомнения, такой г-код, что просто диву давался. Но обычно это результат некачественной работы всей проектной машины.

Кроме того, ведь есть реальность, в которой живут белорусы. Программирование здесь — отдушина, единственная общедоступная отрасль, где можно почувствовать себя финансово лучше. Поэтому в нашей стране технические способности легко трансформируются в житейские блага. Захлопывать эту область перед носом тех, у кого нет технических способностей, несправедливо, нечестно и негуманно. Это снобизм: мол, я родился технарём, я лучше. Ещё не фашизм, но с оттенком «мы, рожденные технарями, белые люди, а остальные пусть как хотят».

Если человек хочет обучаться и работать в ИТ, пусть обучается и работает — он найдёт своё место.

Резюме

Мотивированный человек, которому очень «надо», всё равно научится, несмотря на курсы и даже вопреки. Но хочется, чтобы он достигал своих целей благодаря курсам, а не вопреки.

 

Колонка подготовлена при участии Натальи Провалинской

 


*Мнение колумнистов может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также

Мнение: концепция STEM разлагает образование
Мнение: концепция STEM разлагает образование

Мнение: концепция STEM разлагает образование

Альтернативная точка зрения про популярную концепцию от нью-йоркского писателя и сотрудника Банка Америки Джареда Вударда. Это сжатый перевод статьи, опубликованной в журнале American Affairs.
22 комментария
«Они вообще хотят работать?» Мнение Владимира Линева о «хардверных поправках»
«Они вообще хотят работать?» Мнение Владимира Линева о «хардверных поправках»

«Они вообще хотят работать?» Мнение Владимира Линева о «хардверных поправках»

Хайтек-сообщество обсуждает возможные хардверные поправки в Положение о ПВТ Гендиректор ADANI Владимир Линев известен своим принципиальным отношением к льготам: в ПВТ компания не вступает, так как «бесплатный сыр только в мышеловке». А обсуждаемые поправки ADANI не затрагивают. dev.by познакомил с ними Владимира Линева, чтобы услышать экспертное мнение со стороны.
3 комментария
«900 продуктовиков из местного Linkedin делите на 10». PandaDoc затеяла трансформацию
«900 продуктовиков из местного Linkedin делите на 10». PandaDoc затеяла трансформацию

«900 продуктовиков из местного Linkedin делите на 10». PandaDoc затеяла трансформацию

dev.by поговорил с VP of Engineering в PandaDoc Ильёй Казимировским и Director of Engineering Николаем Амелишко про то, как и зачем компания «убирает стены» перед трансформацией, нанимает новых high level топов, учит сотрудников фейлиться. И, конечно, опять про культуру.  
31 комментарий
Разработчик собрал 25 самых рекомендуемых книг по программированию
Разработчик собрал 25 самых рекомендуемых книг по программированию

Разработчик собрал 25 самых рекомендуемых книг по программированию

7 комментариев

Обсуждение

3

Классно написано! Респект и (как добавляла одна известная особа) уважуха тебе человек! С удовольствием бы пришел послушать в твоем исполнении какую-нибудь лекцию, семинар, не важно что...

Pavel Veinik
Pavel Veinik CTO в SplitMetrics
2

Я нечасто выступаю в последнее время, все больше онлайн. Приходите на FuckUp Nights Minsk Vol. II, там, возможно, буду рассказывать про мои провалы :)

Anonymous
Anonymous QA Lead в ITS Partner
4

Описанные ошибки подходят почти к любому обучению чему-либо =)
Спасибо, интересно.

1

Пункты 1-12 - честные, как есть. 13-й возможен, если курсы - это "личное дело". В "потоковом" варианте очень сложно осуществить, т.к. требует существенных дополнительных ресурсов.

Pavel Veinik
Pavel Veinik CTO в SplitMetrics
1

А разве можно обучать не лично? :) Точнее, можно ли обучить чему-то не лично?

1

имелась в виду разница между теми, кто организовал "собственные курсы", и теми, кто "работает на компанию".

Pavel Veinik
Pavel Veinik CTO в SplitMetrics
0

А вот и нет. Потоковый вариант, который я кстати тоже выстраиваю и у себя, никак не ограничивает действия с закончившими учениками. Это ограничение не масштаба, а других вещей. У основателей курсов/директоров/компаний те же возможности, что и у меня, даже больше.

Алексей Романов
Алексей Романов Lead Software Engineer в Wargaming / Гейм Стрим
2

Спасибо Павел, весьма познавательно.

Егор Павловец
Егор Павловец Project and engineering manager в ITS Partner
1

#7 и #8 - одно и то же :-P

3

Седьмой пункт зачастую нарушаю, говорю - есть варианты, но пока учишься делай так. Замусоривать голову студента разными вариантами на ранних этапах вредно.

Pavel Veinik
Pavel Veinik CTO в SplitMetrics
1

Согласен, есть граница. Есть вещи, которые ученику просто не понять на раннем этапе - поэтому "Потом поймешь".

Виктор Пунько
Виктор Пунько Software developer в Softarex Technologies, Inc.
1

Уверены, что любого можно обучить ремеслу программирования? Спрашиваю из прикладного интереса, мой брат в пту сейчас пойдёт учиться.

Pavel Veinik
Pavel Veinik CTO в SplitMetrics
4

Да, не пустые слова. Если тупой - придется очень много пахать. Очень. Много. Пахать. Если не тупой - придется просто много пахать.

-1

Да, если очень любить дзьеньгьи ))))

7

>А в 2016 году одна минская компания отправила ко мне человека, который пытался пройти собеседование на джуниора, но не прошёл. А потом выяснилось, что при этом он преподаёт Java на других минских курсах. Это полная катастрофа.
====
Это не обязательно говорит о том, что человек - плохой программист.
Во-первых, подготовка вопросов и тем для обсуждения на интервью - это тоже целая наука. Можно и "архитектора-тимлида-сеньера-с-15-годами-опыта" свалить узкоспециализированными вопросами по темам, которые он давно не применял на практике. И будет выглядеть будто он ничего не знает.
Во-вторых, есть огромное количество людей, которые знают, но не могут, и огромное количество людей, которые могут, но знания у них неглубокие,. Эдакий Lazy Load в получении знаний. Появилась задача, загуглил, сделал. Быстро, хорошо, эффеективно, производительно в плане труда, но знания не дальше того, что загуглил. Я бы сказал, что таких - 70-80% программистов. Опять же, любые вопросы мимо того что гуглилось - и будет выглядеть, что человеку бы учить информатику школьного курса :)
В-третьих, первое впечатление. Как правило, оно задает дальнейший тон. Для многих кандидатов собеседование - это стресс. Дешевые некрасивые шмотки, неуверенный взляд, пара первых вопросов, на которые человек отвечает "Не знаю", т.к. они узкоспециализированы и попадают мимо области знаний кандидата - и все, кандидат "закроется". А дальше уже по накатанной.

Я к чему веду. Если человек справляется с работой (а он же, как мне кажется, должен где-то был поработать и справляться с работой, раз он стал преподавать), значит он точно Junior. Дело может быть в методе выявления его знаний и навыков.

Pavel Veinik
Pavel Veinik CTO в SplitMetrics
3

Ну как бы можно предположить, что на собеседовании его зарезали. Но я знаком с HR и уверен в "адекватности". Более того, его хотели взять, и именно поэтому отправили "подучиться".

А до этого он нигде не работал. Кроме курсов тех :)

5

О_о ха-ха-ха, зачем учиться программированию когда можно просто открыть свои курсы программирования и рубить капусту :))) гениально!

Pavel Veinik
Pavel Veinik CTO в SplitMetrics
2

Это были не его курсы, вроде бы. Впрочем, достоверно не могу сказать.

3

Pavel Veinik, есть простое объяснение всем 13 ошибкам: педагогика это сложная наука, ничем не отличающаяся от того же программирования в том смысле, что для успешной деятельности необходимо овладение определенными знаниями и навыками.
Pavel Veinik, вы профессиональный педагог? Сколько на ваших курсах в штате профессиональных педагогов? Или тех, у кого есть эти знания и навыки?
У нас что то всё через...пятую точку... Педагоги, лингвисты, психологи и прочие гуманитарии идут в программисты. Программисты пытаются учить людей :)))
В этом вся и проблема, когда технарь-программист пытается объяснить пенсионеру или бухгалтеру, что "swing или awt уже лет 5 (а может, и 10) не используются". А реальная жизнь такова, что стандартная 40-летняя бухгалтерша при слове "swing" максимум что должна cделать, так это немного покраснеть.
Вы говорите: "Моё твёрдое убеждение таково: любой человек способен стать программистом. Любой и с любыми способностями. Если тупой - придется очень много пахать. Очень. Много. Пахать. По сути, программирование — это даже не знания, а отчасти навыки и глубинное понимание того, как эволюционируют, живут, разрабатываются программные системы." В этом вы сами себе противоречите и обнажаете основную проблему вашего подхода.
В чём противоречие? Вы берёте человека, пусть даже неспособного к техническим наукам, даёте ему знания и пытаетесь за счёт формулы "Очень. Много. Пахать." превратить эти знания в навыки. И у вас это даже получается. Как вы говорите, "если тупой - придется очень много пахать." Но ни какое "пахание", пусть его будет даже "очень много", ни какая практика, пусть даже её будет "гигантское количество" в 80% не даст "глубинного понимания" у неспособного человека. Максимум, что вы можете добиться от неспособного человека - это развитие навыков или, другими словами, создать способность эффективно решать некие стандартные задачи стандартными средствами. Мы уже тысячу раз это обсуждали. (Пусть даже, как вы говорите, огромная доля аутсорса, таких людей всасёт, оближется и попросит ещё). Но в тоже время настоящим программированием вы называете и "глубинное понимание" всех процессов. С чем я полностью с вами согласен. Но ведь у такого человека этого "глубинного понимания" не будет. То есть вы как бы сделали программиста, но в тоже время без "глубинного понимания", по вашим же словам, он настоящим программистом на самом деле как бы и не является. В этом противоречие. Это первое.
Второе, это как я писал выше - "основная проблема". Она в том, что рождать это "глубинное понимание" должен не сухой технарь-программист интроверт, а гуманитарий-педагог. Работа с детьми это уже искусство. Но работа со взрослыми - это же ещё сложнее. Преодоление стены критического восприятия сформировавшейся личности - та ещё задачка. А что может технарь-программист? Только "напичкать" знаниями - массой какой то непонятной информации, которая будет восприниматься мозгом как шум, как мусор, и поэтому очень плохо усваиваться. Но как вы в вашем случае выходите из этой ситуации? Правильно! - Пашем! Очень много пашем!
А здесь не пахать нужно. Здесь нужен профессиональный подход - профессиональный педагог, который может все преподнести так, что бы в голове у обучаемого все просто и логично стало бы на свои места.
Вам правильно, Павел, всё говорят. Если вы смогли паре бухгалтеров за счёт "Пашем.Пашем.Пашем" привить какие то навыки программирования в этом не ваша заслуга. В этом заслуга их мотивации. С такой мотивацией и настроем на "Пашем.Пашем.Пашем" они могли бы прекрасно без всяких ваших курсов сами почитать книжки, посмотреть лекции и попрактиковаться в программировании - возможностей on-line выше крыши.
Поэтому мой вердикт: учиться у хорошего программиста - плохого педагога, гораздо хуже, чем у хорошего педагога - плохого (неопытного) программиста. (Вот здесь можете опять похихикакть над каким то там преподавателем java, не устроившимся на junior-позицию, но далеко не факт, что худшего с точки зрения преподавания дисциплины, чем вы).
Идеально, конечно: опытный хороший программист и одновременно хороший педагог. Но много таких вы на курсах (да, вообще, в Беларуси) видели?
Что бы не быть голословным, на прошлой неделе открывал брошюру шага с перечислением их дисциплин в рамках 2.5 годичного курса обучения. Ребята, это мрак! Это ужас! Это такая каша и бред! (но это ещё на целый отдельный разговор)
А это далеко не самые плохие курсы в рамках Беларуси. Это ж целая "академия" с филиалами в разных странах, и их курсы, наверное, целая куча "экспертов" сочиняли, не то что курс "преподователя" (кстати, исправьте) собственной школы программирования Павла Вейника.
Вот и думайте после этого о качестве образования на курсах! ;)

Pavel Veinik
Pavel Veinik CTO в SplitMetrics
1

Спасибо за ваше мнение :)

Елена Динман
Елена Динман Руководитель в IT-школа Myfreedom
1

Я занимаюсь образованием уже очень много лет, и преподаватель по специальности. Очень согласна с вами. Не такое это однозначное дело, где можно придерживаться 13 правил. Никогда не будет такой группы, в которой всех 100% можно обучить. Самое главное в образовании, это мотивация самого учащегося и его способности. Задача преподавателя увидеть это на начальном этапе и не обнадеживать человека, если на самом деле он не сможет стать программистом.

Pavel Veinik
Pavel Veinik CTO в SplitMetrics
2

Только вот ведь загвоздка - это вы решаете, может он стать программистом или нет. На основании отражения реальности в вашей голове. Вы поручитесь, что ваша голова правильно отражает реальность вот этого конкретного человека, которого вы увидели 2-10 раз?

Елена Динман
Елена Динман Руководитель в IT-школа Myfreedom
1

Да, однозначно! Это очевидно с первого собеседования с человеком. И это не мы решаем, это решает его скорость, его способность. Ну если, конечно, у человека есть мечта стать программистом и у него на это есть лет 10, то да, это возможно, но я за то, чтобы люди занимались лучше тем, к чему есть способности, чем тем, что сейчас очень модно и перспективно.

Pavel Veinik
Pavel Veinik CTO в SplitMetrics
1

Ну вы знаете, я учу с 2008, но до сих пор не научился так видеть человека. Я прям преклоняюсь перед вами :)

А серьезно - я никогда не принимаю решения за человека. Я даю ему информацию, и он сам принимает.
А в результате - процент необученных/неустроенных среди способных и "тупых" у меня одинаковый, еще с епамовских курсов.

Елена Динман
Елена Динман Руководитель в IT-школа Myfreedom
1

Может, это женская интуиция :)))
А если серьезно: способности + хороший педагог - это залог успеха. И научить 100% людей до уровня трудоустройства не получится. Я с 2007 года преподаватель, я изучаю все методики и пробую и максимум, чего удается добиться - это направить студента на собственный путь.

Но в вашей инициативе желаю вам удачи, не сомневаюсь, что вы хороший преподаватель :)

Pavel Veinik
Pavel Veinik CTO в SplitMetrics
3

Что ж, у меня другой максимум. Когда я вижу, что человек очень медленно и трудно идет, я ему говорю "Окей. Ты будешь учиться в 2 раза дольше среднего срока, потратишь в 6 раз больше времени и сил, и еще не факт что получится. Что решишь?" Кто-то после этого уходит, кто-то - остается и находит работу.

100% обучить до трудоустройства не получится по другой причине - потому что не все хотят учиться, и не все хотят трудоустраиваться. Под "хотят" я имею в виду целенаправленную деятельность, а не внутреннее состояние "а вот бы ...".

И давайте с вами встретимся, перетрем за обучение :)

2

"Моё твёрдое убеждение таково: любой человек способен стать программистом. Любой и с любыми способностями"
Пиар и только. Если человек ТУП, это на всю жизнь, ибо он давно бы перестал быть тупым.

Pavel Veinik
Pavel Veinik CTO в SplitMetrics
1

Дайте мне любого ТУПОГО до 40 лет и я его обучу, при условии если это ему реально надо.

Елена Динман
Елена Динман Руководитель в IT-школа Myfreedom
1

Обучите базовым навыкам или гарантируете его трудоустройство? Это разные вещи. Научить можно всех, но в разном объеме.

Pavel Veinik
Pavel Veinik CTO в SplitMetrics
1

Обучу до состояния трудоустройства. Трудоустраиваться будет сам, и сделает это не медленнее чем за полгода.

Елена Динман
Елена Динман Руководитель в IT-школа Myfreedom
1

Я бы поучаствовала в эксперименте на самом деле :)

Pavel Veinik
Pavel Veinik CTO в SplitMetrics
1

Я открыт. Кого обучить?

1

Давайте меня попробуем. Несовсем ТУПОЙ. Еще нет сорока - осталось три месяца.
Рискнем?

Pavel Veinik
Pavel Veinik CTO в SplitMetrics
1

Без проблем.
Только напишите здесь, зачем оно вам. И заявочку на itstart.by, в общем порядке и обработаем :)

2

Зачем оно мне?
1. Расширить кругозор
2. Возможно сменить профессию если совсем попрет - (до пенсии еще как минимум 23 года, а отработал только 17 лет, так что все еще не поздно изменить).
3 Если окажется не так привлекательно, будет однозначно полезным потому что по роду профессиональной деятельности приходится все чаще сталкиваться с необходимостью применения IT технологий и есть потребность в их освоении дабы понимать возможность их применения и иметь возможность разговаривать с программистами на одном языке)).
4. Есть много идей по поводу реализации многих прикладных задач которые могут облегчить и упростить многие аспекты профессиональной жизни инженеров, и жизни многих обычных людей не связанных с техникой, но нет понимания трудоемкости процесса, необходимых ресурсов и т.д.
5,6,7 - где очень близко к описанному в п. 1-4
8. Я считаю что 30-40 летних зря списывают со счетов, поскольку в кругу общения есть много толковых инженеров, которые самостоятельно осваивает некоторые узкие области программирования, ремонт и обслуживание сложной импортной техники и т.д., но способны на гораздо большее. И ресурс из таких людей довольно обширен, однако очень многие не могут посещать курсы в Минске (за МКАД практически отсутствует система переподготовки), хотя и работают в столице. Плюс к этому психологический фактор сформированный нашими ведущими IT компаниями и устроителями курсов, что после 30 - ПОЗДНО!!!
как-то так....

Pavel Veinik
Pavel Veinik CTO в SplitMetrics
2

По п 8 горячо поддерживаю. И 50-летних тоже зря списывают со счетов.

По существу:
Я специализируюсь на переквалификации. Это значит, что работаю только с тем, кто уже решил, что ему надо стать программистом. Это нюанс, который может помешать - у вас этого "надо" нет, а у меня все под него заточено. Три шкуры спускаю, но на выходе получается программист-джуниор, способный найти работу. Если вы к этому готовы - милости прошу, оставляйте заявочку и действуйте как письме описано. Если вы к этому не готовы - попробуйте другие онлайн курсы.

-1

Если бы всё была так как вы пишите, то уже бы вся Беларусь работала бы в ИТ, а когда собеседуешь, жалкая картина, из всех кто пришёл и закончил не курсы, а Вузы можно выбрать 10-20%

Pavel Veinik
Pavel Veinik CTO в SplitMetrics
2

Хаха, а вы понимаете отличие между "курсами" и "научиться"? "Прошел курсы" - это вовсе не равно "научился". И никогда не было, и никогда не будет.
И второе: "научиться" не равно "быть способным трудоустроиться" (это не к вам как к собеседующему, это вообще). Это тоже разные вещи. Вы вот смешали 3 разные вещи в кучу, приписали мне "Если бы всё была так как вы пишете" и сделали вывод, который даже из этой кучи не следует. А где же логика?
А вот мои ученики в первую очередь обучаются именно логике ;)

-1

Если курсы не равно научится, Зачем тогда ваши курсы, если полно в сети по любым технологиям. Вопрос ЛОГИЧЕСКИЙ.

Pavel Veinik
Pavel Veinik CTO в SplitMetrics
3

Очень хороший вопрос.
Люди приходят на курсы:
"чтобы научиться"
"чтобы научиться и найти работу"
"чтобы попробовать"
"потому что бабушка отправила"
"потому когда я хожу на курсы, я развиваюсь"
"чтобы с кем-то познакомиться или пообщаться"
"чтобы не делать Подставить нужное"
"потому что программирование - это перспективно"
Все это реальные категории потенциальных клиентов, по каждой из категорий каждую неделю минимум приходят люди.

1

вопрос в том кому РЕАЛЬНО надо. в том смысле реально - что пар из ушей идёт во время наработки (в хорошем смысле) ;)