Как учить и не забывать. Дельные советы от Василия Шинкоренко

ИТ-предприниматель Василий Шинкоренко поделился в своём блоге методикой обучения и запоминания информации. Подход, по его словам, универсален. Его можно применять к любому предмету или сфере деятельности от программирования до экономики. Публикуем сжатый перевод статьи.

Как учить и не забывать. Дельные советы от Василия Шинкоренко

ИТ-предприниматель Василий Шинкоренко поделился в своём блоге методикой обучения и запоминания информации. Подход, по его словам, универсален. Его можно применять к любому предмету или сфере деятельности от программирования до экономики. Публикуем сжатый перевод статьи.

Прежде всего

Ставьте временные рамки, делайте перерывы и учите то, что вам интересно.

Занятия нужно ограничивать не целями, а по времени. Цели типа «прочитать N-ное количество страниц за сегодня» обречены на провал, потому что в их основе лежит неверная мотивация. Когда человек планирует прочесть N страниц до обеда, то неизбежно начинает подстраивать процесс под эту цель, фокусируясь на скорости, а не на понимании. Инсайты не приходят, а прочитанное запоминается очень туго.

Ещё важно не переутомляться и отдыхать. Я занимаюсь по 3 часа в день и каждые полчаса делаю 5-минутные перерывы. Паузы нужны для того, чтобы отпустить мысли в «свободное плавание», активизировать больше нейронных связей, и чтобы физически немного размяться.

Что касается материала, я учу то, что мне интересно. Во-первых, жизнь слишком коротка, чтобы делать то, что вам не нравится. А во-вторых, когда я учу то, что мне нравится, во мне просыпаются любознательность и азарт. А любопытство очень важн, если вы хотите приобрести разносторонние и глубокие знания и в совершенстве овладеть чем-то.

Скажем, если вы учите JavaScript и горите этим, то пойдёте сами гуглить даже те темы, которых нет у вас в туториале — просто потому, что вам интересно. В противном случае вы просто вызубрите туториал, и знания будут довольно поверхностными.

Занятия

Как я строю занятия

Освободите рабочую память, используйте метапознание и задавайте много вопросов, чтобы лучше понимать прочитанное

Когда я учусь, передо мной на столе всегда лежат два гаджета: справа — ноутбук, на котором открыт изучаемый материал (книга, статья, видео), слева — iPad с текстовым редактором.

Учёба утром.

Перед каждым занятием я ставлю таймер на 30 минут и создаю в Drafts три файла:

  1. файл для рандомных мыслей (вверху помечаю время),
  2. файл для размышлений по теме (тоже помечаю время),
  3. файл с вопросами.

Первый файл нужен для того, чтобы разгрузить голову. Как только я сажусь учиться, мозг сразу начинает генерировать кучу всяких мыслей, идей, планов, воспоминаний. Подозреваю, всё дело в ассоциативной памяти, и их триггерят случайные слова и предложения из текста, которые имеют для меня особое значение.

Проблема в том, что я не могу сосредоточиться, пока не запишу все возникшие мысли и планы, потому что они переполняют рабочую память. Мозг работает с такой скоростью, что сконцентрироваться нереально. Первый файл помогает 1) освободить рабочую память и сфокусироваться на изучаемой теме и 2) зафиксировать эти мысли, чтобы вернуться к ним позже.

Второй файл для заметок о том, что я изучаю. Это называется метапознание (metacognition), или способность думать о своём мышлении. Эта штука круче всего, что мне только встречалось, помогает улучшить понимание. Когда мне что-то не понятно или понятно очень поверхностно, я начинаю писать от первого лица что-то вроде: «Здесь Питер пишет, что у монополий 4 характерные черты, но я не понимаю, почему к ним относится брендинг. Так почему?»

Надо сказать, что я пишу не предложениями/абзацами, а начинаю каждую мысль с новой строки. Даже точки не ставлю. Это помогает мне сосредоточиться на понимании, а не на оформлении и опечатках, и чётче формулировать идеи. Ещё один важный момент: в моём заметочнике есть только текст — без цветов, подчёркиваний, жирного, курсивов и вот этого вот всего, чтобы заниматься не выбором шрифта для заголовка, а вникать в суть. Тем более он гораздо быстрее любого многофункционального текстового редактора, что просто бесценно, когда нужно успеть поймать мысль за хвост.

Так я учил React.js.

Писать приходится много: за час занятий в этом файле появляется от 500 до тысячи слов. Но каждая буква того стоит, потому что:

  • Когда я применяю метапознание, то понимаю всё гораздо лучше, чем когда этого не делаю. И минимум вдвое больше информации могу вспомнить позже и применить на практике по сравнению с другими техниками обучения — а я пробовал много и разных. Вот здесь и здесь есть исследования про метапознание.
  • Это позволяет очистить память. Голова не настолько перенапряжена, как это обычно бывает, когда читаешь много статей подряд и начинает кипеть мозг. Это происходит потому, что вы поглощаете слишком много информации, толком не осмысливая её. «Посидев» несколько месяцев на метакогнитивных подходах, я уже просто не могу от них отказаться. Лишняя когнитивная перегрузка мне ни к чему.
  • Метапознание улучшает способность запоминать новое благодаря формированию связей между старой и новой информацией (elaboration) и интерливингу (interleaving), или чередующейся практике обучения. Когда я записываю мысли в файл, они сами собой наводят на другие факты по теме — привет, ассоциативная память. Это тоже способствует овладению материалом.
  • Как мне кажется, благодаря метапознанию у меня стало лучше получаться облекать расплывчатые мысли в точные слова и фразы, которые я записываю и позже анализирую.

А ещё я печатаю в 2-3 раза быстрее большинства людей, потому что использую шорткаты.

Третий файл — с вопросами. Всегда, когда я сталкиваюсь с чем-то непонятным, то стараюсь разбить это что-то на ряд простых вопросов. Каждый их них решает небольшой кусок проблемы. Если предмет слишком сложный, я «атакую» его вопросами с самых разных точек зрения, чтобы разложить на ещё более мелкие детали.

Каждое новое занятие я начинаю файлом-вопросником с предыдущего. Прежде чем взяться за что-то новое, читаю и отвечаю на старые вопросы. Звучит занудно, но вообще очень прикольно объяснять себе что-то вслух. Отвечая на вопросы, вы станете лучше понимать то, что читаете, а в голове сформируется больше ассоциаций. Кстати, это тоже один из способов обучения — и, возможно, самый эффективный.

Не буду подробно останавливаться на вопросах — про них здорово написал Майкл Нильсен здесь.

После занятия

Пишите подробное резюме, провоцируйте больше ассоциаций, используйте технику интерливинга, применяйте знания на практике и решите, что хотите запомнить навсегда.

Итак, к концу занятия у меня на руках три заполненных файла, и я подвожу небольшой итог.

Во-первых, я делаю краткую — на 3-5 предложений — выжимку из того, что узнал. Ноутбук в это время закрыт. Потому что если не подглядывать в текст, то вы запишите только самую суть изученного, а в памяти останется небольшой «якорь», который потом поможет вспомнить, о чём была вся книга.

Резюме занятия по React.js.

Очень часто я пишу в конспект не то, о чём был текст, а то, что он значит для меня. Поэтому если два человека будут делать резюме одного и того же материала, то это будет два совершенно разных резюме.

Дальше я записываю ответы на три вопроса.

  1. В чём основные идеи?
  2. Как я могу применить изученное?
  3. Как новое вяжется с тем, что я уже знаю?

Первый пункт говорит сам за себя. Я стараюсь восстановить в памяти пройденный материал и записать как можно больше главных фактов. Когда я начал использовать метапознание, то заметил, что у меня стало получаться вспомнить в 3 раза больше, чем раньше.

Второй вопрос — про использование изученного на практике (transfer). Это истинная цель обучения, иначе приобретённые знания бесполезны. Но чтобы их можно было использовать, они должны вспоминаться сразу, как только понадобятся. Ответ на данный вопрос помогает понять, как можно применить изученный материал. И обычно добавляет новые задачи в список дел.

Третий вопрос заставляет подумать, как полученное знание вписывается в ваш бэкграунд. Фишка в том, что когда вы отвечаете на него, у вас не только формируются новые связи, но и улучшается долговременная память, поскольку вы споминаете что-то уже известное, с чем коррелирует новая информация. А ещё развивается творческое мышление, потому что вы генерируете новые мысли.

Дальше я беру эти три файла и заливаю в приложение Anki. Это программа для запоминания информации с помощью интервальных повторений (spaced repetition). Работает проще некуда: создаёте карточку с новой информацией, а система периодически подбрасывает их вам для проверки. Если вспомнили, карточка откладывается на более поздний срок. Можете быть уверены, это приложение заставит вас запомнить всё, что вы в него загрузите. И заодно подумать, что вы хотели бы запомнить раз и навсегда.

Подробно про Anki здесь.

Между занятиями

Рассказывайте друзьям про то, что изучаете, пользуйтесь интервальными повторениями и воспитайте в себе привычку ежедневно повторять изучаемое.

Рассказывайте друзьям о том, что учите

Когда я учу что-то клёвое, мне всегда хочется поделиться этим с друзьями. Когда объясняешь что-то другим людям, сразу становится понятно, хорошо ли ты усвоил это или просто заучил слова. Иногда я просто пишу им сообщения или обсуждаю какие-то вещи в личных беседах.

Интервальное повторение

Ещё один приём, который помогает лучше запоминать, — это самопроверка. Мало кто любит проверки, потому что они часто ассоциируются с тестами в школах. Но на самом деле они очень полезны и могут быть увлекательными, если делать их правильно. Я учусь с помощью проверок; по ходу чтения задаю вопросы и пытаюсь угадать ответ ещё до того, как прочту его.

В любую свободную минуту между занятиями я проверяю себя по Anki. Например, пока стою в очереди в магазине. А ещё мне кажется, что я много пользуюсь интервальными повторениями и метапознанием в течение рабочего дня.

Про интервальные повторения можно почитать в статьях Майкла Нильсена о долговременной памяти и на сайте Гверна Бранвена.

Ежедневное повторение

Ещё одна жутко полезная привычка — ежедневно вспоминать изученное. Это первое, что я делаю каждый день, проснувшись утром, и последнее перед тем, как лечь спать.

Работает это следующим образом.

Вечером я создаю в Drafts новый файл и спрашиваю себя: «Что я помню из прошедшего дня?» Первые секунд тридцать в голову не приходит ничего от слова «совсем», но через пару минут вспоминается всё больше и больше. Сейчас, спустя несколько месяцев упорных тренировок, я могу вспоминать около 90-95% фактов, которые узнал днём, будь они про работу каких-то компонентов JavaScript, особенности монополистических компаний или почему смешанная практика улучшает память. Рискну предположить, что благодаря процессу вспоминания информации дважды в сутки разум учится лучше воспринимать её и она лучше откладывается в памяти.

Если вам кажется, что это пустая трата времени, скажу вот что.

Очень часто за тем, что люди называют креативностью и интеллектом, стоит не что иное, как память. Если вы думаете, что можно в любой момент взять и загуглить что-то, то это не так. Мыслительный процесс несравнимо быстрее гугления, а когда вы размышляете о чём-то или решаете важную проблему, ваша база знаний должна быть наготове мгновенно. Кроме того, самые оригинальные мысли и идеи приходят не во время учёбы, а в душе, на природе, когда вы смотрите на звёзды или гуляете по городу. Когда нельзя погуглить. В долгосрочной перспективе маленькая 10-минутная привычка воспроизводить в памяти информацию полностью оправдывает себя.

Закрепление

Используйте смешанную практику.

Что касается практики, она должна быть смешанной (mixed practice). Её суть в том, что обобщающие упражнения должны идти в конце книги, а не в конце каждой главы. При блочной практике (blocked practice), когда после главы по теме Х сразу идут упражнения по этой же теме Х, человек прилагает меньше когнитивных усилий. В одном эксперименте студенты медицинских вузов, при обучении которых использовали смешанную практику, показывали на 50% более высокие результаты в заданиях на диагностику заболеваний.

Пример: смешанная практика в обучении программированию

К сожалению, большинство школ и платформ по программированию не заморачиваются когнитивистикой. И все делают одну и ту же ошибку: слева дают теорию, а справа — упражнения. Это ещё хуже, чем блочная практика, потому что в этом случае что-то забывается и это «что-то» нужно вытаскивать из кратковременной памяти. На большинстве сайтов по обучению программированию надо банально перепечатать код слева в поле справа. И нужна неимоверная сила воли, чтобы не подсматривать в образец.

Я стараюсь применять смешанную практику и интерливинг — подключаю разные идеи или методы решения задач. Например, если стоит задача написать сортировку массива чисел на JavaScript, ожидается, что вы просто напишете сортировку. Я же сначала создаю функцию, которая принимает массив и возвращает упорядоченный, потом ещё один с сортировкой в обратном порядке, потом создаю многомерный массив и пишу функцию для его сортировки. При этом использую все способы сортировки, какие смог вспомнить. Или создаю массив слов или букв и сортирую в алфавитном порядке. Ну, вы поняли.

И да, на это уходит много времени. Но пользы от этого точно не меньше, чем от просмотра туториалов.

Материалы

Чтобы найти лучший учебный материал, каждый день просматривайте по одной книжке на Amazon.

То, как вы учитесь, важно. Но столь же важно и то, из какого источника черпать знания. Мне кажется, большинство людей в корне неверно подходят к выбору книг.

Хотя всё очень просто: хочешь найти лучшее — придётся много всего пробовать и выбирать.

Есть две причины, по которым не стоит полагаться на списки бестселлеров New York Times. Во-первых, потому что они бестселлеры, а значит, их читают все. А если читать то, что читают все, то и мыслить вы будете так же, как все. Во-вторых, потому что ценность книг — понятие субъективное. Один и тот же текст может перевернуть мой мир и ничего не значить для вас, и наоборот.

Поэтому я приучил себя читать по одной книге в день.

  1. Захожу на Amazon и выбираю несколько интересующих меня книг. Обычно это рекомендации мудрых людей, которым я доверяю. Если книгу советует много уважаемых людей, вряд ли это какая-то фигня.
  2. Скачиваю фрагменты всех этих книг. По-моему, ознакомительные фрагменты — одна из самых недооценённых вещей в мире. Они бесплатные и есть почти ко всем книгам. А ещё скачиваю книги из библиотеки Project Gutenberg — у них потрясающая бесплатная коллекция почти всех старых книжек, которые действительно заслуживают внимания.
  3. В приложении Kindle у меня есть папка с книгами, которые я хочу прочитать. Загружаю туда все нужные фрагменты.
  4. Каждый день в 15:00 я делаю часовой перерыв — гуляю 10 минут до кафе, заказываю чашку кофе. С собой беру только телефон, а планшет оставляю дома.
  5. Открываю первый фрагмент из папки и начинаю читать. В Drafts на смартфоне создаю новую заметку с названием книги, которую просматриваю. Обычно начинаю с аннотации, чтобы понять, о чём книга, записываю пару предложений, пытаясь угадать, что будет дальше. Перехожу к содержанию и ищу что-нибудь, что зацепит взгляд. Тогда перехожу по ссылке и начинаю читать. Если ничего такого не попалось, сканирую саму книгу. Всё подряд не читаю — только первые предложения абзацев, а дальше сканирую остальной текст. Может показаться, что при беглом чтении много не поймёшь. Так и есть. Но моя задача сейчас — разбудить любопытство.
  6. Мне хватает минут 10-15, чтобы понять, стоит ли читать книгу. Если есть хоть малейшие сомнения, смело удаляйте фрагмент.
  7. Если книга достойная, тут же покупайте. Если не уверены, удаляйте из папки и забудьте о ней.
  8. Делайте так каждый день.

Таким образом, за год я просматриваю 365 книг. Две из них изменят мою жизнь, десять будут очень интересными, ещё десять — чуть менее интересными. Остальные 94% — мусор.

Если бы у меня не было этой привычки, если бы я читал книжки от корки до корки, я бы рандомно выбирал примерно 20 книг из 365 с минимальной уверенностью, что они окажутся годными. И я так делал годами. Так что выделите 5-10 минут в день, чтобы подобрать качественный материал, потому что с учёбой — как с питанием: ты то, что ты потребляешь.

Ещё одна фишка в том, что эта привычка привязана к конкретному действию. Привязка к триггеру очень помогает воспитывать новые привычки, потому что так вы не забудете о них, как со мной часто бывало. Не надейтесь на память и привяжите привычку к какому-нибудь действию, которое вы по-любому будете делать, например принимать душ, чистить зубы или завтракать.

А ещё поощряйте себя за выполнение действий, которые должны войти в привычку. Например, купите себе кофе или прогуляйтесь. О награде люди почему-то не забывают, поэтому так у вас будет больше шансов вспомнить и про привычку.

О привычках рекомендую почитать эту книгу.

Привычка учиться

Ограничивайте продолжительность занятий, начинайте с малого и ежедневно повторяйте.

Я начинал учиться с 10 минут в день. Немного, но в этом и есть весь смысл. Если привязать эту привычку к другому регулярному действию, например сходить в душ после работы, то всё очень легко.

Что интересно, когда я искусственно ставил себе временные рамки для новой привычки, то как раз из-за ограниченности времени мне хотелось выполнить это действие ещё больше. Мозг стремился по максимуму использовать те 10 минут, потому что знал, что другой возможности учиться в этот день у меня не будет — а учиться я хотел очень сильно.

Никогда не откладывайте на потом. Если не успели поучиться утром, не нужно тратить на это время вечером. Потому что в таком случае у вашего мозга будет отговорка, чтобы расслабиться, с каждым разом всё больше и больше, и отложить учёбу. Не расслабляйтесь.

Советы

  • Очень полезно устранить всё, что может отвлекать вас от гаджета, с которым вы учитесь. Я удалил с айпада все мессенджеры, соцсети, почтовые сервисы. Это сильно упростило мне жизнь, до их пор не понимаю, почему не сделал этого раньше.
  • Создайте спокойные условия. Перед тем, как сесть за учёбу, я выношу из комнаты телефон, чтобы не было желания потянуться к нему потому, что он попался на глаза. Это сэкономило мне массу времени и сил. И это касается далеко не только учёбы: такой же подход я использую в работе. Когда я сажусь работать, всё постороннее (включая жену) остаётся за дверью.
  • Метапознание применимо не только к учёбе. Если я пишу код или продумываю какие-то процессы, мне работается гораздо легче и веселее, когда я осознаю, что на самом деле сейчас делаю, а не просто барабаню по клавиатуре.
  • Если мне не понятен какой-то материал, я его зарисовываю. В процессе рисования вы раскладываете сложные вещи на более простые части.
  • Когда я планировал процесс изучения чего-то нового, то переставал бояться. Потому что знал, что точно научусь, и это лишь вопрос времени. Это придавало мне смелости браться за дерзкие проекты, о которых я раньше и думать не смел.

FAQ

Это применимо к статьям или к видео?

Такой метод обучения применим к чему угодно. При условии, что вы читаете статью с тем, чтобы понять её и потом использовать приобретённые знания. Если вы читаете фантастику или СМИ, то это, наверно, перебор.

Сколько нужно времени, чтобы влиться в этот метод учёбы?

Меньше, чем кажется, чтобы начать применять его и увидеть эффект. Но гораздо больше, чтобы в совершенстве овладеть им. Я до сих пор учусь.

Этот метод обучения применим к программированию?

Естественно. Я и придумал его для того, чтобы научиться программировать. Пишите мне на vasilishynkarenka@gmail.com, у меня есть много других советов для тех, кто учится кодить.

Можно ли пользоваться этим методом, если у меня нет второго гаджета, если читать со смартфона или бумажную книжку?

Да. Я пробовал учиться и в таком формате — с одним устройством, было тоже вполне эффективно. Для метапознания лучше учиться с двумя, но с одним устройством лучше концентрация. Если на смартфоне свернуть Kindle и открыть заметочник, то прочитанное придётся восстанавливать из памяти, а не списывать с книги. Получается, что так будет больше тренироваться кратковременная память.

Кто такой iOS-разработчик. Обзор изнутри от Максима Павлюченко
Кто такой iOS-разработчик. Обзор изнутри от Максима Павлюченко
По теме
Кто такой iOS-разработчик. Обзор изнутри от Максима Павлюченко
Вакансии для Ruby-разработчиков на jobs.dev.by
Вакансии для Ruby-разработчиков на jobs.dev.by
По теме
Вакансии для Ruby-разработчиков на jobs.dev.by

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Горячие события

HRgile.club 2021 Online
23 апреля

HRgile.club 2021 Online

Минск

Читайте также

Samsung представила модули памяти DDR5 на 512 ГБ с пропускной способностью до 7200 Мбит/с
Samsung представила модули памяти DDR5 на 512 ГБ с пропускной способностью до 7200 Мбит/с
Samsung представила модули памяти DDR5 на 512 ГБ с пропускной способностью до 7200 Мбит/с
Программирование «с пеленок» — 12 курсов для детей и подростков
Программирование «с пеленок» — 12 курсов для детей и подростков
Программирование «с пеленок» — 12 курсов для детей и подростков
Хотите превратить увлечение ребенка компьютером в полезное занятие? Мы составили подборку курсов для детей и подростков, которые помогут в этом. В нашем списке есть онлайн и оффлайн-занятия для разного бюджета. Они помогут познакомиться с основами программирования, созданием сайтов и игр, получить ценные знания и навыки и, возможно, станут первым шагом в будущую профессию. 
EPAM разработала бесплатный курс по программированию в Scratch для детей
EPAM разработала бесплатный курс по программированию в Scratch для детей
EPAM разработала бесплатный курс по программированию в Scratch для детей
12 YouTube-каналов, чтобы бесплатно учить Python
12 YouTube-каналов, чтобы бесплатно учить Python
12 YouTube-каналов, чтобы бесплатно учить Python
Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже