Как упростить жизнь юристу или заменить его. 20+ технологических решений и стартапов в Legal Tech

Оставить комментарий
Как упростить жизнь юристу или заменить его. 20+ технологических решений и стартапов в Legal Tech

2018 год оказался рекордным для Legal Tech индустрии. После скромного объема инвестиций в 2017 году (233 миллиона долларов) случился взрывной рост. Стоимость инвестиций выросла более чем в 7 раз — 1, 663 миллиарда. Елена Бортновская, менеджер по инновациям в REVERA, помогает разобрать, какие стартапы и технологические идеи меняют жизнь юристов.

REVERA Legal Tech Battle

Конкурс инновационных идей, который объединяет юристов и ИТ-специалистов для разработки решений на стыке технологий и права. Приз 10 000 долларов + опыт работы с профессионалами в сфере ИТ и юриспруденции.

Подать заявку. Заявки принимают до 1 сентября.

Конструкторы документов

Самые распространенные продукты на рынке Legal Tech. Такие инструменты не сложно создавать и они очень востребованы, т. к. подготовка однотипных документов — неотъемлемая часть работы многих юристов.

Можно различить два вида конструкторов документов: 

  1. Готовые базы шаблонов, которые конструируются под вашу ситуацию. Например, российский FreshDoc. К сожалению, аналогичной обширной базы-конструктора по белорусскому законодательству нет. Похожее решение есть на сайте boriusdoc.com. Но, к сожалению, база документов на нем не очень велика, а вариации условий, которые можно заложить в свой документ, ограничены. Также стоит упомянуть конструктор претензий от сервиса ilex. Он полезен тем компаниям, где претензионно-исковая работа не автоматизирована на базе 1С. У этого конструктора приятный интерфейс, он за вас посчитает пеню и проценты за пользование чужими деньгами.
  2. Второй вид конструкторов — оболочки, которые юристы могут наполнить своим контентом. Самый простой и интуитивный из них — российский doc.one. Инструмент позволяет создать собственные шаблоны, задать различные условия наполнения разных пунктов, например, в зависимости от того, чью сторону в договоре вы представляете. Инструмент спасает юристов от рутинной работы, упрощает оформление новых сотрудников, сокращает ошибки типа «в шапке поменял название, а в тексте забыл».

doc.one

Электронное подписание и согласование

Если ваши договоры подчинены праву, которое признает электронную подпись, то удобно пользоваться DocuSign. Он позволяет быстро без лишней пересылки копий документов организовать последовательное подписание большой группой людей. Простой интерфейс подскажет, как загрузить документ, установить порядок подписантов, определить поля, которые они должны заполнить. Применительно к белорусскому законодательству данный инструмент можно использовать как внутрикорпоративный помощник в процедуре визирования договоров.

С той же целью можно использовать российский ТурбоКонтракт. Он упрощает процедуру согласования документов в компании, работает с созданными шаблонами, сам подставляет реквизиты.

Автоматизаторы процессов

Юридические департаменты нуждаются в автоматизации своих процессов не меньше, чем отделы продаж, чтобы не потеряться в массе обращений коллег, выстроить правильные приоритеты обработки документов, определять контрольные точки в большом количестве судебных дел, распределять задачи внутри отдела и контролировать нагрузку сотрудников, определять эффективность отдела.

С этим помогают справится специализированные российские системы типа Casepro и Jeffit. В качестве альтернативы можно использовать системы, которые позволяют организовывать бизнес-процессы штатными средствами без программирования: Битрикс24, Creatio, ELMA.

Сравнение документов

Часто юристам после длительных согласований приходится сверять многостраничные документы: оригиналы, электронные копии, распечатки. Уйма времени. Чтобы его сэкономить и избежать ошибок, используют продукт ABBYY Comparator. Он сравнивает электронные документы с отсканированным оригиналом и создает протокол разногласий.

Юридические боты

Юридические отделы компаний сталкиваются с однотипными и стандартными вопросами от своих коллег: порядок оформления отпуска, что составляет коммерческую тайну, какова процедура согласования договора и др. Ответы на подобные вопросы можно доверить чат-боту, который юристы без каких-либо навыков программирования при должном усердии сами могут создать. 

Бесплатный конструктор ботов — pipe.bot. Платный продукт с более удобным интерфейсом — form.one.

Автоматизация M&A сделок 

Поговорим отдельно про технологии, которые используют, чтобы проще было проводить сделки слияния-поглощения. Автоматизируют следующие процессы.

Due Diligence

В систему загружают большой массив документов для проверки. Она классифицирует их и выявляет аномалии. Например, система выявит нестандартные сроки поставки или необычные пункты об ответственности и просигнализирует об этом. А юрист вручную проверяет нестандартные пункты. Эти стартапы используют AI.

Британская система Luminance определяет наличие положений в договоре. Например, есть задача найти условия о прекращении контракта, форс-мажоре или о применимои праве: есть или нет условие, какое количество пунктов касается каждого из этих положений. Система находит такие условия и приводит это в табличном виде по каждому документу, обозначает, есть ли аномалия или эти условия во всех документах одинаковые. При наличии аномалий юрист из всего массива проверяет только их.  

На похожем принципе основаны системы Kira (ипользуется Allen&Overy, DLA Paper, Freshfields),  eBrevia (с ней работают в Baker&McKenzie, Thomson Reuters, PwC).

Подготовка документов

Конструкторы документов, примеры которых перечислены выше, могут использоваться для подготовки NDA, Term Sheet, Shareholders Agreement, Share Purchase Agreement. Они создают шаблоны документа вместе с опросником и полями для заполнения. Далее система конструирует правильные условия в зависимости от ответов на вопросы и разносит единожды указанную в полях информацию в нужные места документа. Заполненные условия можно корректировать вручную. Кроме упомянутых выше конструкторов, можно отметить украинский Axdraft.

Автоматизация подготовки к сделке

Задача этих продуктов в том, чтобы получить автоматизированные чек-листы, самозаполняющиеся формы, готовые заключения. Здесь полностью готовых решений не существует, так как основная инновация лежит не в технологии, а в тщательной проработке бизнес-процесса, который может быть у каждого свой. 

В общей алгоритмизации процесса могут помочь упоминавшиеся Битрикс24, Creatio. Процесс разбивается на этапы, роботы контролируют сроки, уведомляют, фиксируют движения по чек-листам.

В автоматизация проведения экспертизы поможет riskover.ru. Система «ведёт» вас по заданному опроснику, предлагает загружать документы по некому чек-листу. На выходе — готовое заключение о рисках по какому-то узкому вопросу. Например, о правоспособности и полномочиях сторон сделки, о корректности приобретения долей в уставном фонде.

Для администрирования рутинных процессов сделки используют simplyagree. Технология систематизирует административные задачи, возникающие при подписании сделочных документов. Например, готовит пакеты финальных документов для подписания, организуя их в папки, проставляет в них кросс-ссылки и закладки. Каждому из подписантов — свой набор документов. Создан корпоративными юристами. Его используют американские компании из ТОП 200.

simplyagree

Привлечение финансирования

Компания ConsenSys (занимается блокчейном) и международная юридическая фирма Latham&Watkins запускают автоматизированный генератор по составлению соглашений конвертируемого займа. Сервис даст возможность настроить типичные рыночные условия, а также дополнительные положения о цифровых токенах. Полезен в основном для стартапов, которым необходимо  автоматизировать процесс составления соглашений для привлечения капитала. На данный момент работает только для американских пользователей, с помощью сервиса они могут создать проект соглашения конвертируемого займа и настроить его.

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Горячие события

Gismart Online Meetup
9 декабря

Gismart Online Meetup

Минск

Читайте также

Как защитить информацию компаниям, пока айтишники на удалёнке
Как защитить информацию компаниям, пока айтишники на удалёнке
Как защитить информацию компаниям, пока айтишники на удалёнке
Как минимум 200 белорусских ИТ-компаний частично или полностью работают на удалёнке из-за коронавируса. Юристы REVERA Екатерина Ероховец и Ксения Ерофеева считают, что такой формат связан с риском утечки коммерчески ценной информации. Они объясняют, как ввести режим коммерческой тайны в компании и адаптировать его под удаленную работу.
Что такое форс-мажор и как его использовать
Что такое форс-мажор и как его использовать
Что такое форс-мажор и как его использовать
В условиях пандемии и кризиса волны неплатежей, неисполнения договорных обязательств, срывов поставок и заказов — дело времени. Как применять нормы о форс-мажоре на практике, рассказывает Станислав Мачихин, советник в BusinessAdvisers Law&Tax Firm.
Уехал из страны, но налоги платить всё равно надо? Шпаргалка, как сделать правильно
Уехал из страны, но налоги платить всё равно надо? Шпаргалка, как сделать правильно
Уехал из страны, но налоги платить всё равно надо? Шпаргалка, как сделать правильно
Мария Пашковская и Виктор Статкевич из юридической компании REVERA рассказывают, в каких случаях нужно платить налоги в Беларуси, даже если вы здесь не живёте и не работаете.
10 комментариев
Когда и как айтишнику надо платить налоги самому. Шпаргалка
Когда и как айтишнику надо платить налоги самому. Шпаргалка
Когда и как айтишнику надо платить налоги самому. Шпаргалка
3 комментария

Обсуждение

Комментариев пока нет.
Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже