Сделка года: как успешному американскому стартапу работается с купившими его белорусами

28 декабря 2015, 13:12

На исходе осени почти незамеченным осталось довольно примечательное событие для белорусской ИТ-индустрии. Intellectsoft, американская ИТ-компания с белорусскими корнями и главным дев-офисом в Минске, приобрела калифорнийский стартап Mobile Roadie, разработавший сверхуспешный конструктор мобильных приложений. dev.by узнал о деталях сделки, поговорив с представителями обеих сторон.

Читать далее

Калифорнийский стартап Mobile Roadie разработал один из первых и наиболее успешных в мире конструкторов мобильных приложений. Помимо конструктора успех компании принесла совмещённая с ним издательская и маркетинговая платформа. На сегодня Mobile Roadie может похвастаться более 60 млн загрузок своих продуктов в 80 странах мира и такими всемирноизвестными клиентами, как Тэйлор Свифт, Мадонна, Гарвардский университет, Cirque du Soleil, The Rolling Stones и многими другими.

Intellectsoft, созданная в Минске 8 лет назад, заработала завидную репутацию в мире мобильной разработки. Сегодня помимо Минска офисы компании располагаются в Кремниевой долине, Лондоне, Берлине, Осло, Киеве, а в портфолио её проектов — разработки для Universal Pictures, Harley-Davidson, NHS, World of Tanks и других.

Представители компаний не разглашают сумму сделки, а вот о причинах слияния рассказывают охотно.

«Не пересекаясь, а дополняя»

«Покупка Mobile Roadie позволила Intellectsoft значительно расширить объём предоставляемых услуг, — пояснил dev.by Юрий Сорока, COO в Intellectsoft. — Мы успешно интегрировали команду стартапа в нашу компанию и намного расширили её с помощью суперквалифицированных ребят в Минске».

«Mobile Roadie предоставляет возможность компаниям создавать свои мобильные приложения без активной помощи программистов, тем самым занимая определённую нишу и дополняя сервисы предоставляемые нами, — продолжает директор по продукту в Intellectsoft Пётр Присяжнюк. — С точки зрения продукта, Mobile Roadie имеет большой потенциал для развития в различных направлениях, не пересекаясь, а скорее дополняя Intellectsoft».

Пётр Присяжнюк.

В офисах последней по всему миру трудятся около 200 человек, из них около 80 — в Минске. С недавнего времени десять белорусов работают в выделенной команде Mobile Roadie. Причём в ближайшее время минская составляющая звёздного американского проекта увеличится до 20 человек.

«Белорусская команда Mobile Roadie состоит из специалистов высшего класса и специализируется на iOS, Android, и PHP. Так же в команде есть руководитель проектов, бизнес аналитик, Product Manager и другие специалисты», — рассказал CTO Intellectsoft Николай Ластовенко.

«Американцы любят обсуждать идеи, а белорусы — конкретные задачи»

О том, как всё это видится с американской стороны, в интервью dev.by рассказал Брок Бэттен (Brock Batten), сооснователь и руководитель продукта компании Mobile Roadie, недавно посетивший Беларусь в первый раз.

— Брок, что вы знали о Беларуси до этой сделки?

— Мои знания были близки в нулю. Я слышал про хороших инженеров, аутсорсеров и ИТ-хаб, и что это в Европе. Но, по правде говоря, Беларусь остаётся загадкой в США. Потому я очень рад возможности побывать здесь, особенно учитывая тот факт, что для американца это не так просто.

— В какой момент вы задумались о возможности поглощения вашего стартапа большей компанией?

— В самом начале мы, естественно, ни о чём таком не думали и были сосредоточены на построении компании. Хотя уже в первый год работы нам предложили поглощение. Как правило, всё происходит так: если ты хорошо делаешь своё дело, тебя замечают. За шесть лет существования мы несколько раз оказывались в такой ситуации. Однако подобные сделки трудно «закрывать». Кроме того, часто нет понимания того, каковы могут быть последствия. Не всегда и результаты отвечают вашим ожиданиям. Потому я считаю, что компания должна быть куплена, а не продана.

Брок Бэттен.

— Что склонило чашу весов в пользу Intellectsoft?

— Мы достигли предельного числа клиентов, сопровождение которых могли себе позволить, учитывая наши инженерные ресурсы. Стало очевидно, что для дальнейшего роста нам нужно либо привлечь много денег, либо продаться компании, владеющей большими ресурсами. Такая ситуация длилась не один месяц. Это как самолёт, который не может набрать высоту. Чтобы это сделать, он должен приземлиться, трансформироваться и в какой-то степени начать всё с чистого листа. Intellectsoft оказалась в нужное время в нужном месте.      

— В одном из сообщений ваша продажа описывалась как сделка конкурентов. В каком качестве вы рассматривали Intellectsoft?

— Я вижу нас как дополнение к ним. Mobile Roadie предоставляет клиентам набор готовых инструментов, тогда как Intellectsoft занимается в основном кастомной разработкой.

— Расскажите о вашей команде.

— Мы базируемся в Лос-Анджелесе, и в настоящее время в нашем американском офисе работает до 10 человек. Плюс после сделки к нам присоединилась минская команда из десяти человек. Именно за счёт Минска происходит рост проекта и масштабирование наших активностей.

В какое-то момент команда Mobile Roadie выросла почти до 40 сотрудников. Это огромные затраты — и со временем нам пришлось ужаться. В Калифорнии высочайшая конкуренция за квалифицированных инженеров, и технологические гиганты засасывают лучших.

— Как слияние двух компаний, интернациональных команд повлияло на структуру взаимоотношений и процессов в Mobile Roadie?

— Как раз для этого я и приехал в Минск. Наша американская команда поддержки успешно работает с минскими коллегами через е-мэйл, Slack и видеочат. Однако когда дело касается продуктового отдела, одной заочной коммуникации не всегда хватает. Есть вещи, которые теряются из-за трудностей перевода, когда вы и ваши коллеги находитесь в разных концах планеты, и из-за разницы в часовых поясах у вас есть примерно час, чтобы обсудить возникшие вопросы в видеочате.

Имеется некоторая разница в походах, однако в целом, если говорить о мире ИТ, то независимо от страны и культуры, мы все делаем одно и то же, решаем похожие проблемы.

Intellectsoft превосходно зарекомендовал себя с операционной стороны. Люди, с которыми я уже работаю, — это просто операционные машины какие-то. Меня как человека, семь лет развивающего собственную компанию, очень впечатляет их эффективность и способность масштабировать бизнес.

— В среде наших айтишников, многие из которых разрабатывают софт по заказу западных компаний, бытует мнение, что по своему менталитету белорусы ближе к европейцам, чем те же индусы. Согласны?

— В целом да. Единственное, работая с белорусами, я заметил, что они слишком буквально воспринимают всё, что я говорю. Мы в США любим обсуждать идеи, планы, а белорусы — конкретные задачи. Я очень концептуальный человек, но постепенно привыкаю, вношу корректировки в своё поведение.

— Что в ближайших планах Mobile Roadie?

— Ограниченность ресурсов и рост клиентской базы привели к тому, что у нас хватало сил лишь на поддержание продукта, но не на разработку новых опций. Сейчас мы наконец готовим большое обновление, которое значительно расширит функциональность продукта.

— Будущее «мобайла» — за кастомной разработкой либо за платформами-конструкторами вроде вашего?

— Думаю, всегда будет присутствовать микс. Сегодня многие большие компании имеют собственную разработку, но даже их внутренним командам нужны ресурсы и помощь извне. Например, дев-команда разрабатывает приложение для внутренней коммуникации, и ей понадобилось маркетинговое приложение — это как раз наша ниша.

Со становлением рынка у многих появилось понимание того, что нужно делать в мобильной сфере. И если раньше люди выбирали между вебом и «мобайлом», то теперь стало очевидно: если вам нужен сильный инструмент, не обойтись без нативного приложения. Потому уверен, ниша есть для всех. И для нашего роста в том числе. Логичнее использовать инструмент, доказавший свою эффективность, чем в очередной раз изобретать велосипед, расходуя на это время и ресурсы. Именно поэтому наша платформа для создания приложений, инструменты по локации и маркетингу, сервис «пуш»-оповещений пользуются неизменным успехом.


 

Фото: Андрей Давыдчик.

Обсуждение