Как вступить в ПВТ 2.0. Гайд и рекомендации компаний-резидентов

3 комментария
Как вступить в ПВТ 2.0. Гайд и рекомендации компаний-резидентов

Накануне в ПВТ приняли рекордное число новых резидентов. dev.by вместе с юриcтом REVERA Артёмом Хандрико и партнёром Еленой Мурашко составил алгоритм действий для компаний и стартапов, которые хотят последовать их примеру. 

Читать далее...

Юридически процедура вступления в Парк с Декретом №8 не изменилась и осталась такой же (ключевое изменение — стало больше видов деятельности, с которыми можно заходить в Парк). При этом новые резиденты отмечают, что на практике процесс вступления стал менее забюрократизированным и ускорился.

1. Оценить, соответствует ли ваш проект видам деятельности резидентов ПВТ

В первую очередь, деятельность компании, претендующей на вступление в ПВТ, должна соответствовать направлениям деятельности Парка. Согласно Положению о ПВТ (в редакции Декрета №8), это:

  • экспорт информационно-коммуникационных технологий
  • привлечение отечественных и иностранных инвестиций в развитие ИТ-сферы
  • разработка и внедрение инновационных и передовых технологий в Беларуси
  • формирование среды, стимулирующей инновационную деятельность, в том числе содействие развитию системы венчурного финансирования, развитие стартап-движения

Из разрешённых видов деятельности нужно выбрать те, которыми планирует заниматься заявитель. Это важный этап – все они должны быть позже отражены в бизнес-проекте. Если вид деятельности есть в Положении о ПВТ, но не указан в вашем бизнес-проекте, а вы его осуществляете, это будет нарушением, за что при выявлении грозит исключение из ПВТ с применением штрафных санкций.

Сейчас Декрет №8 значительно расширил перечень активностей, открыв дорогу в ПВТ компаниям, которые занимаются системами беспилотного управления, разработками в сферах авиационных, космических, медицинских, биотехнологий, созданием аудиовизуальных, музыкальных произведений с использованием ПО, разработанного с участием резидента ПВТ и многое другое. Всё это потенциально открывает дорогу в ПВТ тем компаниям, которые долгое время находились на стыке ИT-технологий и других бизнес-направлений (например, digital-агентства).

Ну и конечно же, если компания, помимо вписывающихся в ПВТ, занимается какими-то непрофильными видами деятельности (например, торговля компьютерным оборудованием), то от таких активностей нужно отказаться.

2. Подготовить бизнес-проект

Пишется он по утверждённой форме (Постановление Совмина от 27.03.2006 № 403).

Бизнес-проект должен содержать сведения о компании, её истории и достижениях, стратегию развития в рамках ПВТ. В проекте описывается бизнес-модель заявителя, основные проекты и разработки, которые планируется в статусе резидента ПВТ реализовать, анализируются потенциальные рынки сбыта и продвижения. Также в бизнес-проекте нужно описать план конкретных мероприятий по его реализации.

Важную роль играют и планируемые результаты финансово-экономической деятельности (оборот компании, прогнозируемые показатели прибыли, рентабельности) — всё это рассчитывается и отражается в проекте. В расчёте также отражаются планируемый уровень зарплаты сотрудников и рост численности штата.

Безусловно, конкретный вид деятельности накладывает свою специфику на бизнес-проект: например, бизнес-проекты компании, занимающейся разработкой ПО, и компании-майнера будут отличаться.

3. Собрать остальные документы и подать их в Администрацию ПВТ

В Администрацию Парка нужно представить следующие документы:

  • заявление по форме, утверждённой Совмином (то же Постановление от 27.03.2006 № 403)
  • копия устава (учредительного договора, если применимо)
  • копия свидетельства о гос.регистрации
  • бизнес-проект, который предлагается реализовать в качестве резидента ПВТ.

Стоит заметить — после 28 марта по проектам, в которых используются цифровые знаки (токены), дополнительно могут требовать заключение внешнего аудита, в том числе юридического.

Копии документов должны быть заверены руководителем компании, для сверки при подаче документов заявитель должен также предъявить оригиналы. Можно приложить и другие документы, которые подтверждают факты из бизнес-проекта (сертификаты соответствия и т.д.). Администрация Парка принимает документы, составляет их опись. Копия такой описи с отметкой о дате приёма документов вручается заявителю.

Общий срок рассмотрения Администрацией ПВТ документов и принятия решения Набсоветом не может превышать 1 месяца со дня подачи.

4. Процедура рассмотрения документов

Рассмотрев поданные документы, Администрация Парка направляет их со своим заключением о целесообразности или нецелесообразности регистрации заявителя в качестве резидента на рассмотрение Набсовета.

Набсовет оценивает значение бизнес-проекта для развития ИТ-сферы и выносит одно из следующих решений:

  • о регистрации заявителя в качестве резидента ПВТ
  • об отказе в регистрации

Основаниями для отказа могут стать:

  • Отрицательное заключение по итогам научно-технической экспертизы, которую может назначить Набсовет для оценки технического потенциала бизнес-проекта, его инновационности. В Экспертный совет привлекаются представители научных организаций, учёные и специалисты. Экспертиза продлевает срок рассмотрения документов, но не более чем на 10 дней
  • Решение Набсовета об отсутствии важности и значения бизнес-проекта для развития сферы новых и высоких технологий.

Решение об отказе в регистрации должно содержать аргументированное указание причин отказа и может быть обжаловано в суде. Стоит отметить, что такой отказ не запрещает кандидату позже повторно обратиться за регистрацией.

Если решение Набсовета положительно, сведения о новом резиденте вносятся в реестр резидентов ПВТ, а заявителю выдаётся свидетельство о регистрации резидента ПВТ.

В течение 5 дней Администрация Парка также уведомит об этом органы статистики, органы ФСЗН, налоговые органы.

Мнение компаний и стартапов, вступивших в ПВТ в марте

Анастасия Баглай, директор BESK

— Мне кажется, что самое главное это сама идея: мы хотим вступить в ПВТ. Когда её озвучили в BESK, мы съездили в Парк высоких технологий и встретились с его администрацией. На этой встрече они перечислили условия, которые мы должны были выполнить, чтобы вступить в ПВТ.

Наша встреча с администрацией Парка состоялась в конце августа, и дальше до декабря мы разрабатывали бизнес-план. Пожалуй, это было самым сложным — распланировать работу на ближайшие 5 лет: соотнести показатели не только с требованиями ПВТ, но и с видением руководства компании, офисы которой находятся в разных странах.

Непросто также было сопоставить прогнозы с реальностью: сможем ли мы нанять необходимое количество человек как в обозримом, так и в отдалённом будущем. Нам было рекомендовано увеличить команду с 12-ти до 17-ти человек. 

В декабре мы подали бизнес-план на рассмотрение и стали ждать решения экспертного и наблюдательного совета. Это тоже было нелегко, поскольку в процесс работы над проектом было вовлечено много людей.

Могу сказать, что компания должна быть интересна для ПВТ как с финансовой позиции, так и с позиции технологий, то есть разработки. Но и саму компанию должна привлекать идея развиваться в Беларуси, наращивать обороты, нанимать персонал. Нам это было очень интересно, поскольку мы были наслышаны о Декрете о ПВТ 2.0, который в тот момент ещё готовился к подписанию.

Отмечу ещё, что коммуникация с самим Парком была приятной, им можно было позвонить, чтобы уточнить интересующие моменты. Моя рекомендация компаниям, которые хотят вступить в ПТВ: детально прорабатывайте бизнес-план, продумавайте, какой продукт вы будете делать.

Валентина Ржеутская, управляющий Камера Ферст Девелопмент

Большая часть информации о вступлении в ПВТ есть в открытом доступе — это декрет № 12, постановление Совета Министров № 1572, а с 28 марта еще и декрет № 8. В них написано, какие документы подаются: в основном это бизнес-проект, заявление, устав и свидетельство юридического лица.

По всем вопросам, которые возникали при подготовке документов, мы обращались в администрацию ПВТ. К нашему удивлению, специалисты очень быстро отвечали и всегда помогали с правильным оформлением документов.

Процесс вступления в ПВТ состоял из нескольких этапов:

  • Мы изучили документы, чтобы понимать, какие виды деятельности можно осуществлять в ПВТ, каким образом происходит регистрация проекта и так далее. Если нужны  разъяснения, рекомендации или дополнительная информация, можно обратиться в администрацию Парка и записаться на консультацию.
  • Дальше была подготовка документов для регистрации. Особое внимание нужно было уделить бизнес-проекту: например, подробно описать, чего хотим достичь, указать конкретные цели и задачи проекта, описать достижения и продукты, которые собираемся разрабатывать.
  • Необходимо было проинформировать парк о своём намерении зарегистрироваться в ПВТ - что мы и сделали.
  • После этого был этап личной подачи документов для регистрации - это должен делать руководителем юрлица.
  • Завершающая стадия этого процесса — процедура рассмотрения документов научно-технической экспертизой и Наблюдательным советом. Мы получили ответ по своему заявлению и свидетельство о регистрации в качестве резидента ПВТ.

Сама процедура вступления в ПВТ заняла у нас почти месяц с даты подачи документов в администрацию Парка. Больших трудностей по самой процедуре  практически не возникло благодаря помощи и рекомендациям сотрудников ПВТ. Они всегда помогали, детально и очень доброжелательно разъясняя любые вопросы. И главное — делали это очень оперативно.

Я бы посоветовала компаниям, которые намерены вступить в ПВТ, обратить пристальное внимание на бизнес-проект: стоит тщательно подходить к его подготовке, чтобы у администрации ПВТ была возможность по достоинству оценить ваш потенциал. Хочу еще добавить, что наша компания вступала по декрету №12, а новый декрет вступает в силу с 28 марта — и возможны некоторые изменения после этой даты.

Дмитрий Лейчик, директор и сооснователь Twistellar

— Мы вступали в Парк высоких технологий как уже существующая компания с наработанной клиентской базой, у которой есть выручка и хорошая динамика. Решение о вступлении в ПВТ мы приняли ещё летом прошлого года, чтобы повысить свою привлекательность на рынке труда, так как нам постоянно требуются талантливые инженеры.

При разработке бизнес-плана главной сложностью для нас было обозначить реалистичные цели в форме обязательств: как внешних — в адрес ПВТ, так и внутренних — перед самими собой.

Когда мы сделали первую итерацию бизнес-плана и пришли с ней в ПВТ, специалисты Парка сформировали набор рекомендаций — по улучшению нашего плана, его более детальной проработке в соотвествии с требованиями ПВТ, а также по достижению определённых финансовых показателей.

Несколько месяцев мы потратили на то, чтобы более детально изучить и сегментировать рынок, более точно сформулировать стратегические цели, более качественно проработать календарный план, а также привести финансовые показатели компании в соотвествующий ожиданиям ПВТ вид.

Когда мы всё это сделали, по итогам завершённого календарного года мы смогли уточнить бизнес-план до состояния, которое удовлетворило ПВТ. Подождав около месяца очередного заседания наблюдательного совета, мы узнали, что Twistellar приняли.

Я бы хотел отметить, что в процессе общения с администрацией парка сотрудники ПВТ продемонстрировали высокий профессионализм и понимание: во-первых, индустрии, во-вторых — того, как именно должна планировать свои цели компания, которая хочет добиться успеха в этой индустрии. Они были доступными для комментариев, доброжелательно объясняли, что именно нужно делать, чтобы повысить вероятность успеха. Поэтому моя главная рекомендация новичкам — разговаривайте с сотрудниками ПВТ и прислушивайтесь к рекомендациям экспертов.

Владислав Артемьев, соучредитель и CEO стартапа Scorum

— Процедура вступления в ПВТ не была очень сложной: её предваряла беседа с администрацией парка, в ходе которой нам дали определённые гайды, а затем step-by-step мы делали всё, что требовали эти гайды. Ничего сложного.

Мы составили бизнес-план, согласовали его в администрации ПВТ, они указали на ошибки — где что не так, мы внесли исправления. Дальше нашу кандидатуру рассматривал экспертный, а затем наблюдательный совет — и всё. Весь этот процесс был растянут во времени, поэтому больших трудозатрат он не потребовал: всё выглядело страшнее, чем оказалось на самом деле. Если точно следовать рекомендациям ПВТ, то всё проходит довольно быстро, на мой взгляд.

Дмитрий Слизунов, директор “АмДев”

— Первоочередное для каждого новичка — естественно, первичная консультация в администрации ПВТ. Их советы исчерпывающи. Кроме этого, всем новичкам выдаётся памятка. 

К сожалению, эта памятка не даёт всеобъемлющую информацию о требованиях к новичкам по критериям отбора. Они выясняются уже потом — на собеседовании при первичном просмотре документов. Но сотрудники отдела регистрации квалифицированно разъясняют все нюансы и дают возможность всё исправить.

Очень важно заранее выяснить критерии по заработной плате сотрудников, по финансовым показателям, уровень рентабельности предприятия на момент подачи документов.

Я не буду оригинальным, если скажу, что подготовка бизнес-проекта и сведение всех финансовых показателей воедино в логичную таблицу и была самым сложным этапом, занявшим больше всего времени. Остальное, в принципе, не сложно, потому что рекомендации, которые даёт ПВТ, очень просты.

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

«Я тебя породил...». Как менялось отношение Лукашенко к айтишникам
«Я тебя породил...». Как менялось отношение Лукашенко к айтишникам
«Я тебя породил...». Как менялось отношение Лукашенко к айтишникам
По высказываниям за 10 лет мы постарались проследить, как Александр Лукашенко менял свои взгляды на феномен ПВТ и белорусских айтишников.  
13 комментариев
Архитектор Декрета №8 про украинский «ПВТ» и удар по белорусскому ИТ
Архитектор Декрета №8 про украинский «ПВТ» и удар по белорусскому ИТ
Архитектор Декрета №8 про украинский «ПВТ» и удар по белорусскому ИТ
В начале сентября стало известно, что Денис Алейников, который активно участвовал в разработке Декрета № 8, теперь будет помогать развивать ИТ в Украине. Поговорили с ним про проект Diia City, защиту от силовиков, политическую нестабильность, «похороны ИТ» в Беларуси и удар по имиджу. 
8 комментариев
ПВТ: «Резиденты не подавали заявки на выход из Парка»
ПВТ: «Резиденты не подавали заявки на выход из Парка»
ПВТ: «Резиденты не подавали заявки на выход из Парка»
21 комментарий
$30 млрд выручки, льготы по налогам, «защита» от силовиков. Украина создаёт свой ПВТ
$30 млрд выручки, льготы по налогам, «защита» от силовиков. Украина создаёт свой ПВТ
$30 млрд выручки, льготы по налогам, «защита» от силовиков. Украина создаёт свой ПВТ
18 комментариев

Обсуждение

3

"Пожалуй, это было самым сложным — распланировать работу на ближайшие 5 лет"...
"Несколько месяцев мы потратили на то, чтобы ... привести финансовые показатели компании в соотвествующий ожиданиям ПВТ вид"

Это 2018 или 1968 год?

4

список новичков так и не удосужились сделать?

Anonymous
Anonymous
2

-Ну и конечно же, если компания, помимо вписывающихся в ПВТ, занимается какими-то непрофильными видами деятельности (например, торговля компьютерным оборудованием), то от таких активностей нужно отказаться.

То есть или отказываться от прибыльных видов деятельности, или создавать новые юрлица

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже